Когда была принята действующая конституция Российской Федерации: дата, основные положения

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками)

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.)
(с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.)

ГАРАНТ:

См. поправки к Конституции 2020

См. комментарии к Конституции РФ

Мы, многонациональный народ Российской Федерации,

соединенные общей судьбой на своей земле,

утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,

сохраняя исторически сложившееся государственное единство,

исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,

чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,

возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,

стремясь обеспечить благополучие и процветание России,

исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,

сознавая себя частью мирового сообщества,

принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ .

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле Конституции РФ

Конституция РФ принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года. Она состоит из преамбулы (определены ценности, занимающие ведущее положение во всей иерархии общественных ценностей, и цели, которые преследует Конституция) и двух разделов, первый из которых включает в себя 9 глав (137 статей). Второй раздел закрепляет заключительные и переходные положения (9 частей). Положения главы 1 Конституции составляют основы конституционного строя РФ. Никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя РФ.

Российская Федерация (Россия; наименования равнозначны) есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Важное место Конституция РФ отводит человеку, его правам и свободам, которые являются высшей ценностью. Обязанность государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина закреплена в статье 2. Правам и свободам человека и гражданина (гражданским (личным), политическим, социальным, экономическим, культурным, экологическим) посвящена глава 2 Конституции.

Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Он осуществляет свою власть непосредственно (референдум, свободные выборы), а также через органы государственной власти и органы МСУ. Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ.

РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), автономной области, автономных округов – равноправных субъектов РФ. Положения о федеративном устройстве РФ закреплены в главе 3 Конституции (состав РФ, территория РФ, денежная единица, государственные язык, флаг, герб и гимн, предметы ведения РФ, ее субъектов, совместного ведения и т.д.).

РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (в т.ч. на землю и другие природные ресурсы).

Закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы каждой из ветвей власти самостоятельны. Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ (глава 4), Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) (глава 5), Правительство РФ (глава 6) и суды РФ (7). В рамках соответствующих глав рассмотрены вопросы формирования органов власти, избрания лиц на соответствующие должности и освобождения лиц от соответствующих должностей, их полномочий и др. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

В РФ признается и гарантируется местное самоуправление, которое обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственность (глава 8). МСУ в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы МСУ не входят в систему органов государственной власти.

В РФ признаются идеологическое и политическое многообразие, многопартийность. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Общественные объединения равны перед законом. РФ является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции. Органы государственной власти, органы МСУ, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы.

Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Глава 9 Конституции закрепляет нормы о поправках и пересмотре ее положений.

Конституция РФ вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования.

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)

Конституция вступила в силу со дня ее официального опубликования.

Текст Конституции опубликован в “Российской газете” от 25 декабря 1993 г. N 237

Текст Конституции с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ, опубликован в “Российской газете” от 21 января 2009 г. N 7, в “Парламентской газете” от 23 января 2009 г. N 4, в Собрании законодательства Российской Федерации от 26 января 2009 г. N 4 ст. 445

Текст Конституции с учетом поправок, внесенных Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ, опубликован на “Официальном интернет-портале правовой информации” (www.pravo.gov.ru) 26 февраля 2014 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 марта 2014 г. N 9 ст. 851

Текст Конституции, включающий новые субъекты Российской Федерации – Республику Крым и город федерального значения Севастополь, опубликован на “Официальном интернет-портале правовой информации” (www.pravo.gov.ru) 11 апреля 2014 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 14 апреля 2014 г. N 15 ст. 1691

Текст Конституции с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 21 июля 2014 г. N 11-ФКЗ, опубликован на “Официальном интернет-портале правовой информации” (www.pravo.gov.ru) 1 августа 2014 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 августа 2014 г. N 31 ст. 4398

Согласно Федеральному конституционному закону от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ в результате принятия в состав Российской Федерации Республики Крым с 18 марта 2014 г. образуются новые субъекты Российской Федерации – Республика Крым и город федерального значения – Севастополь

Согласно Федеральному конституционному закону от 21 июля 2007 г. N 5-ФКЗ в результате объединения двух граничащих между собой субъектов Российской Федерации – Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа с 1 марта 2008 г. образуется новый субъект Российской Федерации – Забайкальский край

Согласно Федеральному конституционному закону от 30 декабря 2006 г. N 6-ФКЗ в результате объединения двух граничащих между собой субъектов Российской Федерации – Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа с 1 января 2008 г. образуется новый субъект Российской Федерации – Иркутская область

Согласно Федеральному конституционному закону от 12 июля 2006 г. N 2-ФКЗ в результате объединения двух граничащих между собой субъектов Российской Федерации – Камчатской области и Корякского автономного округа с 1 июля 2007 г. образуется новый субъект Российской Федерации – Камчатский край

Согласно Федеральному конституционному закону от 14 октября 2005 г. N 6-ФКЗ в результате объединения трех граничащих между собой субъектов Российской Федерации – Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа с 1 января 2007 г. образуется новый субъект Российской Федерации – Красноярский край

Согласно Федеральному конституционному закону от 25 марта 2004 г. N 1-ФКЗ в результате объединения двух граничащих между собой субъектов Российской Федерации – Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа с 1 декабря 2005 г. образуется новый субъект Российской Федерации – Пермский край

Указом Президента РФ от 27 марта 2019 г. N 130 в часть первую статьи 65 Конституции включено новое наименование субъекта Российской Федерации – Кемеровская область – Кузбасс вместо наименования Кемеровская область

Указом Президента РФ от 25 июля 2003 г. N 841 в часть первую статьи 65 Конституции включено новое наименование субъекта Российской Федерации – Ханты-Мансийский автономный округ – Югра вместо наименования Ханты-Мансийский автономный округ

Указом Президента РФ от 9 июня 2001 г. N 679 в часть первую статьи 65 Конституции включено новое наименование субъекта Российской Федерации – Чувашская Республика – Чувашия вместо наименования Чувашская Республика – Чаваш республики

Указом Президента РФ от 10 февраля 1996 г. N 173 в часть первую статьи 65 Конституции включено новое наименование субъекта Российской Федерации – Республика Калмыкия вместо наименования Республика Калмыкия – Хальмг Тангч

Указом Президента РФ от 9 января 1996 г. N 20 в часть первую статьи 65 Конституции включены новые наименования субъектов Российской Федерации – Республика Ингушетия и Республика Северная Осетия – Алания вместо наименований Ингушская Республика и Республика Северная Осетия

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 21 июля 2014 г. N 11-ФКЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона после одобрения названного Закона органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов

Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона после одобрения названного Закона органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ

Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона после одобрения названного Закона органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ

Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона после одобрения названного Закона органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ и применяются в отношении Президента РФ и Государственной Думы, которые избраны после вступления в силу названного Закона

Что нужно знать о действующей Конституции РФ

Каждый год 12 декабря в России отмечают День Конституции РФ. Это памятная дата, так как сам документ выступает образующим для нашего государства. Из этого обзора вы узнаете, сколько процентов населения проголосовало за ее принятие, кто может изменить Конституцию, как она менялась и в чём вообще суть Конституции.

Понятие

Официально действующая Конституция Российской Федерации – это высший нормативный правовой акт нашей страны.

Читайте также:  Урбанизация википедия, урбанизация на карте географии мира, уровень населения

Вот что можно сказать кратко о Конституции РФ: она обладает высшей юридической силой и закрепляет:

  • основы конституционного строя России;
  • государственное устройство;
  • образование представительных, исполнительных, судебных органов власти;
  • систему местного самоуправления;
  • права и свободы человека и гражданина;
  • конституционные поправки;
  • процедуры пересмотра Конституции.

Когда принята

Сразу понятно, знаешь ли ты Конституцию, когда говорят о дате её принятия. Так, действующая редакция Конституции была одобрена народом России 12 декабря 1993 года путем всенародного голосования. В этот же день состоялись первые в современной истории выборы в Государственную Думу.

Когда начала действовать

Со дня опубликования в «Российской газете» – 25 декабря 1993 года.

Структура Конституция

Вот ещё краткая характеристика Конституции: она состоит из Преамбулы и 2-х разделов.

ПреамбулаПровозглашает что:

  • народ России принимает данную Конституцию;
  • закрепляются демократические и гуманистические ценности;
  • определяется место России в современном мире.
Первый разделВключает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих:

  • основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации;
  • основные права и свободы личности;
  • федеративное устройство РФ;
  • статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в нее поправок.
Второй разделОпределяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.

Изменение Основного закона

Инициировать изменение Конституции могут только:

  • Президент;
  • Совет Федерации;
  • Государственная Дума;
  • Правительство;
  • законодательные органы регионов;
  • группа не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Госдумы.

Изменения Конституции (кроме отдельных глав) оформляют в виде федерального конституционного закона (ФКЗ), принимаемого Госдумой и Советом Федерации, и одобренного законодательными органами не менее 2/3 регионов России.

Главы, касающиеся основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, а также порядка пересмотра Конституции, изменяются только по решению Конституционного собрания. Его созывают в случае если предложение об изменении поддержано 3/5 голосов членов Совета Федерации и депутатов Госдумы. Конституционное собрание может само принять новый текст Конституции либо может вынести этот вопрос на всенародное голосование.

  • увеличение срока полномочий Президента с 4 до 6 лет (решение было принято 30.12.2008). В этот же день был продлен срок полномочий депутатов Госдумы с 4 до 5 лет. Кроме того, поправки предусматривали ежегодный отчет Правительства перед ГД;
  • 21 марта 2014 года был изменен состав России: 84-м и 85-м субъектами Федерации стали Крым и город федерального значения Севастополь.

В этом же году были объединены Арбитражный и Верховный суды: Высший Арбитражный Суд РФ (ВАС) упразднён, а вопросы правосудия, отнесенные к его ведению, были переданы в юрисдикцию Верховного Суда РФ.

Какие вопросы по Конституции решает Госдума

  • дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства;
  • решение вопроса о доверии Правительству;
  • заслушивание ежегодных отчетов Правительства о результатах его деятельности, в т. ч. по вопросам, поставленным Госдумой;
  • назначение и освобождение от должности Председателя Центрального банка;
  • назначение и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
  • назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
  • объявление амнистии;
  • выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности.

Пожалуй, это самое основное, что нужно знать о Конституции России.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Конституция — это основной закон государства

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. О том, что такое Конституция, знают все.

Но о том, какие формы может иметь Конституция, кем и в каком порядке принимается, информирован далеко не каждый.

Поэтому сегодня мы рассмотрим основные моменты, касающиеся основополагающего государственного закона.

Что такое конституция

Отношения в любом обществе, начиная с первобытнообщинного и заканчивая современным, подчиняются определенным правилам и нормам, т.е. каким-либо законам (писанным и неписанным).

В древнем мире законы, регламентирующие правила поведения людей и отношения между ними, существовали в форме обычаев, обрядов и т.д. Это были неписаные правила, которым подчинялись все члены общества.

В ходе эволюционного развития человечества изменились нормы и правила отношений внутри общества. Они приобрели статус законов. А наиболее важные из них, имеющие основополагающее значение в жизнедеятельности государства, объединили в единый законодательный свод и назвали Конституцией, что с лат. (constitutio) переводится как «устройство, установление, организация, учреждение».

Вывод: Конституция – это основной закон, устанавливающий основы политического, экономического и правового устройства конкретного государства. Конституция имеет высшую юридическую силу.

Это значит, что ни один другой закон, принятый в государстве, не может противоречить постулатам Конституции. Если представить пирамиду, то Конституция – это вершина пирамиды, а далее все законодательные правовые акты расположены в строгой иерархии.

Если обобщить, то конституция — это:

  1. Основной закон государства.
  2. Основной источник права.
  3. Нормативный акт, обладающий высшей юридической силой.
  4. Своеобразный договор между государством и обществом, который определяет пределы вмешательства государства в жизнь общества и отдельных индивидуумов.

День Конституции Российской Федерации отмечается 12 декабря, а принята она была в 1993 на референдуме (всенародном голосовании).

Конституция закрепляет основы государственного строя и задает основные права и свободы. Она также определяет форму государства и высших государственных органов. Отличается стабильностью, то есть редко изменяется.

Основные задачи, решаемые конституцией:

Виды конституций, кем утверждаются и как изменяются

Основные законы разных стран имеют отличия. Их конкретизация зависит от уровня экономического и политического развития государства, особенностей менталитета его граждан и индивидуальных особенностей общественного строя.

Конституции государств могут существовать в одной из двух видов:

  1. кодифицированные, т.е. «упакованные» в единый закон под названием «Конституция» (РФ, США Франция);
  2. некодифицированные, т.е. «разбросанные» по различным законодательным актам (Великобритания).

Конституция разрабатывается и принимается одним из следующих органов:

  1. учредительным собранием (т.е. парламентом государства, созванным специально для утверждения Конституции), например, так был принят основной закон в Норвегии;
  2. регулярным парламентом страны, например, Конституция, принятая в РСФСР в 1978 году;
  3. временным парламентом, осуществляющим управление государством на временной основе, как правило – в переходной период;
  4. советом депутатов (представителями от народа). В качестве примера можно привести Конституцию РСФСР 1918 года;
  5. референдумом (прямым голосованием народа страны). Пример: Конституция Российской Федерации 1993 года;
  6. действующей главой государства. Так был принят Основной Закон Российской империи в 1906 году.

Конституция – это не константа, при необходимости она может быть изменена и дополнена. Но степень ее коррекции зависит от того, жесткие или гибкие нормы провозглашает основной закон государства.

В любом случае для принятия изменений требуется проведение специальных процедур. Если Конституция сформирована на основе гибких норм, то для ее коррекции требуется принятие специального закона.

Если же нормы жесткие, то для внесения каких-либо изменений необходимо проведения всенародного референдума или иных мер, предусмотренных законодательством.

Крайний же вариант внесения корректировок в Конституцию жесткого типа – это отмена действующего основного закона и принятие нового.

Функции Конституции

Основные вопросы, решаемые главным законом государства:

  1. утверждение основ конституционного строя;
  2. определение прав и обязанностей человека и гражданина;
  3. определение высших органов государственной власти, порядка их функционирования, сферы компетенции (что это?), иерархию подчинения и взаимодействия.

  1. Учредительная. Конституция учреждает и регламентирует функционирование органов власти (делит власть на законодательную, исполнительную и судебную), отношение к общественной и частной собственности, политический строй;
  2. Организаторская. Она определяет основные задачи, которые должен решить народ страны под руководством государственной власти;
  3. Юридическая. Конституция регламентирует правовые отношения в обществе в различных сферах его деятельности;
  4. Внешнеполитическая. Она утверждает основные принципы и направления деятельности государства на международной политической арене и в сфере международной хозяйственной деятельности;
  5. Идеологическая. Она провозглашает идеологические принципы, которым должно следовать государство. Так, например, Конституция СССР ставила целью государства строительство коммунизма (что это?) и утверждала принципы коммунистической идеологии как основополагающие для всех граждан страны.

Структура действующей Конституции РФ

С 1918 года в России было 5 вариантов конституции.

Действующая Конституция РФ была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Поправки в основной закон Российской федерации вносились в 2008 и 2014 годах. Ныне Конституция состоит из преамбулы (вступления), 2 разделов, 9 глав и 137 статей.

Посмотрите, как емко прописана преамбула:

В преамбуле в концентрированной форме сформулирован смысл и значение всей Конституции.

Кратко о содержании 1 раздела основного закона Российской Федерации:

    1 глава (ст. 1 – 16) раскрывает суть российской государственности, определяет правовое положение человека в государстве, основы экономики и политики, отношения между государством и религией;

  • 2 глава (ст. 17 – 64) закрепляет на законодательном уровне права и обязанности человека в РФ;
  • 3 глава (ст. 65 – 79) дает полный список субъектов РФ, описывает порядок и принципы их взаимоотношений с федеральной властью;
  • 4 глава (ст. 80 – 93) закрепляет статус Президента РФ, его полномочия и обязанности;
  • 5 глава (ст. 94 – 109) утверждает статус Федерального Собрания, принцип его формирования и компетенцию, устанавливает нормы законодательного процесса в РФ;
  • 6 глава (ст. 110 – 117) регламентирует деятельность Правительства РФ: порядок формирования, структуру, компетенцию;
  • 7 глава (ст. 118 – 129 (ст. 127 исключена)) определяет деятельность судебной системы государства и принципы судопроизводства;
  • 8 глава (ст. 130 – 133) утверждает систему органов местного самоуправления, их функции и гарантии;
  • 9 глава (ст. 134 – 137) определяет порядок корректировки Конституции или ее пересмотра.
  • 2 раздел Конституции фиксирует заключительные положения: дату вступления документа в силу (12.12.1993 г.), прекращение действия прошлой версии основного закона Российской Федерации, определяет срок полномочий органов государственной власти, избранных до вступления данной Конституции в силу.

    Краткое резюме

    Знание Конституции гарантирует каждому человеку возможность защитить свои конституционные права и свободы, а также поможет ориентироваться в политических и общественных процессах, происходящих в нашем государстве и за его пределами.

    Читайте наш блог, это поможет вам получить нужную информацию!

    Когда была принята действующая конституция Российской Федерации: дата, основные положения

    Раздел ЕГЭ: 5.4. Конституция Российской Федерации.
    Основы конституционного строя Российской Федерации

    Законы регламентируют все сферы жизни правового государства. Свод правил, лежащих в основе законодательства, записан в конституции.

    Конституция — основной закон государства, который обладает высшей юридической силой и определяет основы государственного строя, взаимоотношения между гражданином и государством, а также организацию государственной власти.

    Действующая Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. С 1917 г. она является пятой по счёту. Конституции Российской Федерации подчинены все субъекты федерации.

    ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ

    Главный закон страны имеет отличительные черты, которые выделяют его среди остальных нормативных правовых актов.

    • Вся жизнь государства регулируется Конституцией.
    • Конституция является основополагающим документом. Она определяет права и обязанности граждан, государственное и территориальное устройство, очерчивает деятельность государственной власти, а также устанавливает правопорядок, законность и основные принципы жизнедеятельности государства.
    • Конституция наделена высшей юридической силой. Новые нормативно-правовые акты создаются с опорой на Конституцию и не должны противоречить ей.
    • Конституция является верховным законом. Ей подчиняется вся территория государства, его население, организации, органы власти.
    • Конституция имеет прямое воздействие. Для претворения в жизнь конституционных норм не нужно утверждение каких-либо органов государственной власти или должностных лиц.
    • Конституция принимается и изменяется особым порядком. Поскольку она является главным законом страны, утвердить или изменить её можно только через сложную процедуру, отличающуюся от других законов.
    • Конституция особо защищается государством. Президент РФ и Конституционный суд РФ обеспечивают исполнение норм Конституции, поскольку они регулируют всю деятельность государственного механизма.
    • Конституция принимается народом или от его имени.
    • Конституция может выступать прямым основанием для защиты в суде.
    • Конституция определяет виды и иерархию всех остальных законов и нормативных документов.
    • Конституция стабильна и предусматривает строго установленный порядок пересмотра и принятия в неё поправок (обычно посредством референдума).
    Читайте также:  Тоталитарный режим в стране: характеристика истории появления в википедии, сущность и признаки

    Правопорядок — порядок отношений, принятый в обществе, который основывается на точном исполнении законов и их требований.

    Законность — подчинение всех государственных органов, должностных и иных лиц требованиям закона и других нормативных правовых актов.

    СТРУКТУРА КОНСТИТУЦИИ

    Как и любой другой нормативный документ, Конституция имеет чётко обозначенные элементы.

    • ПРЕАМБУЛА ⇒ Вступительная часть.
    • РАЗДЕЛ 1 ⇒ Главы, статьи
    • РАЗДЕЛ 2 ⇒ Заключительная часть

    Основная часть Конституции содержит главы, каждая из которых занимает определённые статьи.

    • Основы конституционного строя (ст. 1-16).
    • Права и свободы человека и гражданина (ст. 17-64).
    • Федеративное устройство (ст. 65-79).
    • Президент РФ (ст. 80-93).
    • Федеральное собрание (ст. 94-109). Правительство РФ (ст. 110-117).
    • Судебная власть (ст. 118-129).
    • Местное самоуправление (ст. 130-133).
    • Конституционные поправки и пересмотр Конституции (ст. 134-137).

    ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ

    Конституция определяет государственное устройство страны, регламентирует права и обязанности власти и граждан.

    Конституционный строй РФ — система общественных отношений, установленных и охраняемых Конституцией РФ и иными правовыми актами РФ.

    Особенности конституционного строя:

    • Всесторонность. Охват всех сфер жизни государства, общества, определение прав и свобод граждан страны.
    • Неизменность. Конституционный строй невозможно отменить или пересмотреть во время действия Конституции РФ.
    • Базовость. Существующий конституционный строй выступает основой для самой Конституции РФ и, соответственно, для всей правовой системы РФ.

    Принципы конституционного строя:

    • Демократия (ст. 1). Обеспечение суверенитета народа, прав и свобод человека и гражданина.
    • Федерализм (ст. 1). Общая власть для РФ действует в союзе с субъектами РФ и органами местного самоуправления, которые также имеют свои властные полномочия.
    • Гуманизм (ст. 2). Человек и его права — наивысшая ценность, поэтому главной обязанностью государства является их соблюдение и защита.
    • Республиканская форма правления (ст. 1). Разграничение деятельности и полномочий органов власти, высшие органы власти избираются или назначаются на определённый срок.
    • Правовое государство (ст. 2). Закон стоит в основе всех действий внутри государства. Государство поддерживает соблюдение закона, прав и свобод граждан, гарантируемых Конституцией.
    • Равенство россиян (ст. 2). Все граждане РФ вне зависимости от места их рождения, проживания и приобретения гражданства равны перед законом и имеют одинаковые права.
    • Суверенитет народа (ст. 3, ч. 1). Народ является единственным источником власти, способным на неё влиять и осуществлять её. Осуществление власти может происходить двумя путями: непосредственно (выборы и референдумы) и опосредованно (местное самоуправление, органы государственной власти).
    • Многообразие и равноправие форм собственности (ст. 8, ч. 2). Каждая форма собственности защищается равнозначно (государственная, частная и др.).
    • Идеологическое многообразие (плюрализм) (ст. 13, ч. 3). В государстве не может быть принята одна официальная идеология, подавляющая все другие.
    • Социальность (ст. 7). Обеспечение достойной жизни населения государства путём создания достойных экономических и юридических условий. Поддержка неимущего населения.
    • Разделение властей (ст. 10). Ветви власти разграничены между друг другом, каждая имеет свои особые полномочия и не зависит от двух других.
    • Многопартийность (ст. 13, ч. 3). В связи с существованием разных идеологий возможно соседство различных политических мнений, которые ведут к определённым действиям, в том числе к созданию и деятельности партий.
    • Светскость (ст. 14). Признание равноправия всех религий. Государство не отдаёт приоритет ни одной из них и не может признать какое-либо вероучение обязательным или предпочтительным.

    Международное право приоритетно. Внутреннее законодательство имеет меньший вес, чем подписанные и утверждённые РФ международные договоры. Правовая система РФ изначально включает в себя общепризнанные нормы международных прав и договоров.

    Вы смотрели конспект «Конституция Российской Федерации».

    Конституция РФ: в датах и числах

    Работа подготовлена к краевому конкурсу “Деловые люди Кубани”

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    issledovatelskaya_rabota_po_konstitutsii_rf.doc280.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Всероссийский конкурс школьных проектов,

    посвящённом 20-летию Конституции Российской Федерации

    Номинация: конкурс ученических проектов

    «Конституция России – путь к правовому государству»

    Конституция Российской Федерации: взгляд выпускника.

    Автор исследовательской работы:

    ученицы 9 «В» класса МБОУ СОШ № 6 имени И. Т. Сидоренко

    Руководитель исследовательской работы:

    Кутумова Юлия Александровна, учитель истории

    муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

    средняя общеобразовательная школа № 6 им. И.Т. Сидоренко

    муниципального образования Усть-Лабинский район

    Глава I. Из истории возникновения Конституции Российской Федерации

    12 декабря 1993 г.

    Глава II. Конституция в понятиях и фактах.

    Глава III. Конституция в числах

    Проблемой исследования данной работы является изучение восприятия учащимися Конституции Российской Федерации и ее значения для современного демократического общества.

    В постиндустриальном обществе данная проблема является актуальной потому, что все больше уделяется внимания изучению законодательных источников и их правомерности. Человек ХХI в. должен понимать в каком государстве он живет и какими гражданскими правами и обязанностями обладает.

    Цель и задача исследования определить знания Конституции и уровень гражданственности и активной жизненной позиции учащихся и выпускников, осознания своей роли в политической сфере жизни общества, повышение уровня правовой грамотности и политической культуры будущих избирателей, пропаганда избирательного права и Конституции Российской Федерации среди школьников, формирование умения аргументированно высказывать свои взгляды.

    Задачи были достигнуты при использовании следующих методов: анализа статистических данных, работа с историческими и законодательными источниками, опрос.

    Практическая значимость данной работы определяется тем, что преподаватели обратили внимание на знание отдельных терминов, событий учащимися. Следовательно, продолжать работу по закреплению этой информации при подготовке к выпускным экзаменам ГИА и ЕГЭ.

    Глава I. Из истории возникновения Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г.

    “Несправедливый закон – это не закон.”

    Действительно, наша Конституция пережила большой путь, прежде чем смогла стать справедливым законом.

    Первоначально документы конституционного содержания появились в России в первой половине XVIII в. В 1730 году Дмитрий Михайлович Голицын попытался ввести в России конституционную монархию. Власть императрицы Анны Иоанновны была ограничена « кондициями », но полноценная конституция не была введена. Опираясь на нижние чины армии, агитированные за абсолютную монархию Прокоповичем , Анна надорвала кондиции и стала абсолютной правительницей. А члены Верховного тайного совета, к которому переходила полнота власти по кондициям, были почти все репрессированы.

    В начале своего царствования Александр I хотел ввести в России Конституцию, но отказался от этой идеи. В 1815 г. конституцию получило Царство Польское . Конституцию требовали ввести в России и декабристы , организации которых возникли в 1810-х годах. Проекты конституции, предлагавшиеся декабристами, были самыми различными: от проекта Никиты Муравьёва , который придерживался самых умеренных позиций, до радикальной « Русской правды » Павла Пестеля .

    Основные государственные законы Российской империи , впервые кодифицированные в 1832 г. под руководством М. М. Сперанского , в результате опубликования Манифеста Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка» были значительно изменены и в редакции от 23 апреля 1906 года стали фактически первой конституцией России. [1]

    Первая конституция РСФСРбыла принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 г. и была опубликована в « Собрании Узаконений РСФСР ». Принятие Конституции РСФСР явилось событием исторического значения. Это была первая в мировой истории Конституция государства диктатуры пролетариата, государства социалистического типа. Основные принципы, которые легли в основу Конституции РСФСР 1918 г. были изложены в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Конституция 1918 года закрепила диктатуру пролетариата. Лица, жившие на нетрудовые доходы или использовавшие наемный труд, были лишены политических прав. Она утратила силу в связи с принятием Конституции РСФСР, утверждённой Постановлением XII Всероссийского съезда Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов от 11 мая 1925 года .

    Её принятие обуславливалось вхождением РСФСР в состав новообразованного Союза ССР и приведением российского законодательства в соответствие союзному. В данную Конституцию вносилось несколько изменений, связанных с изменениями административно-территориального деления и реорганизации органов советского управления.

    Следующая Конституция была Принята Постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 г. «Об Утверждении Конституции РСФСР» из-за смены конституционного законодательства СССР в 1936 г. Конституция РСФСР 1937 г. изменила название страны с Российской Социалистической Федеративной Советской Республики на Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику.

    Последняя советская Конституция была введена в действие с Декларацией Верховного Совета РСФСР от 12 апреля 1978 г. в порядке, установленном Законом РСФСР от 12 апреля 1978 г. Принята из-за смены общесоюзной «сталинской» конституции на «брежневскую» Конституцию СССР 1977 г. на внеочередной VII сессии Верховного Совета РСФСР 12 апреля 1978 г.

    Первым шагом на пути возникновения современной Конституции является в период с 27 октября 1989 г. по 10 декабря 1992 г. в текст Конституции вносился ряд значительных изменений. Например, 15 декабря 1990 г. в Конституцию была включена преамбула и статья 1 Декларации о Государственном суверенитете РСФСР [2] .

    В июне 1990 г. первый Съезд Народных депутатов РСФСР провозгласил государственный суверенитет Российской Федерации. Система принципов, обеспечивающих политические, экономические и правовые гарантии суверенитета РСФСР, были закреплены в тексте Декларации «О государственном суверенитете РСФСР» от 12 июня 1990 г. Статья 13 Декларации официально закрепила принцип разделения властей как основополагающий в государственном механизме РСФСР: «Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства».
    31 марта 1992 г. был подписан Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и округов, что явилось отправной точкой для процесса федерализации российского общества. [2]

    Своеобразным итогом политико-правовых преобразований, утвердивших новую систему организации государственной власти в России, явилось принятие 12 декабря 1993 г.Конституции Российской Федерации.Согласно действующей Конституции России носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Власть может осуществляться народом либо непосредственно, высшим выражением чего служат референдум и свободные выборы, либо через посредство органов государственной власти и самоуправления.

    Я считаю, Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 г. является постепенным результатом эволюции законодательства нашего государства от первых законом Российской империи и программных документов декабристов до советских Конституций.

    Среди учащихся 10-11 классов было проведен опрос на знание фактов связанных с возникновением и формированием Конституции Российской Федерации. В опросном листе [3] были представлены наиболее известные события и факты об истории Конституции РФ. Результаты данного опроса отражены в следующей таблице.

    Таблица результатов опроса учащихся 10-11 классов

    МБОУ СОШ № 6 имени И. Т. Сидоренко

    Что такое конституция?

    Какие исторические документы стали основой возникновения Конституции России?

    Когда была принята первая Конституция РСФСР?

    Какая Конституция получила название «развитого социализма»?

    Конституция РФ 1993 г. была принята добровольным голосованием на …

    В ходе исследования было опрошено 62 учащихся 10-11 классов МБОУ СОШ № 6 имени И. Т. Сидоренко, результат показал, что вопросы, связанные с советскими Конституциями запоминаются учащимися сложнее. Однако, некоторые ученики 10-11 классов плохо владеют терминологией (например, что такое конституция и референдум?). Здесь необходимо обратить внимание преподавателям при подготовке к экзаменам.

    Уровень знаний истории Конституции в 11 классах в общем выше, чем в 10 классах. Количество неверных ответов в 10 классах значительно выше. Это отражено в диаграмме. [4] Необходимо учащимся и учителю больше внимания уделять этим факта

    Глава II. Конституция Российской Федерации в понятиях и фактах.

    “Воля народа должна быть основой власти правительства.”
    Всеобщая декларация прав человека ООН

    Конституция России содержит большое количество информации и понятий, которые необходимы выпускнику во взрослой жизни. Например, чтобы правильно осуществлять свое избирательное право, ориентироваться в политическом и государственном устройстве, знать компетенции разных государственных органов. Если проанализировать Конституцию то, для того, чтобы исключить возможность противоправного захвата власти, устанавливается разделение властей.Вопрос о разделении властей и единстве системы государственной власти увязан с федеративным устройством, государственной целостностью и разграничением предметов ведения между федерацией и ее субъектами (ч. 3, ст.5) [5] . Особо выделена ст. 10, гласящая: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». В соответствии с положениями Конституции государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом, Федеральным Собранием, судами и Правительством РФ. Конституция уточняет положение Правительства как органа государственной власти, осуществляющего исполнительную власть Российской Федерации. Тем самым Конституция вверяет Правительству реализацию полномочий исполнительной власти как одной из самостоятельных и независимых ветвей государственной власти.

    Из положений 6 главы вытекает вывод о том, что Правительство несет ответственность за осуществление исполнительной власти в государстве в целом. Кроме того, из содержания ч. 2 ст. 77 Конституции можно сделать еще один важный вывод: Правительство Российской Федерации возглавляет систему органов исполнительной власти, поскольку Конституция установила, что в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения с субъектами Федерации органы исполнительной власти образуют единую систему исполнительной власти.
    В этой статье Правительство РФ названо высшим исполнительным органом государственной власти РФ и подчеркивается, что Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Согласно ст. 80 Конституции РФ Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики, что обусловливает обязанность Правительства обеспечивать реализацию этой политики. Президент Российской Федерации, не являясь главой Правительства, тем не менее оказывает решающее влияние на его деятельность, так как от него в конечном счете зависит назначение Председателя Правительства, формирование состава Правительства и всей системы федеральных органов исполнительной власти (ст. 111 и 112). Отметим также особые полномочия Президента РФ в отношении федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращением чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.

    Законодательная ветвь власти в Конституции представлена Федеральным Собранием. Во взаимоотношениях с Федеральным Собранием, представляющим законодательную ветвь государственной власти, Правительство руководствуется принципом разделения властей и определенной самостоятельностью в осуществлении своих функций.
    Федеральное Собрание вправе контролировать деятельность Правительства по вопросам исполнения бюджета, а также по другим вопросам, если об этом специально упомянуто в федеральном законе.

    В организации государственной власти по Конституции РФ 1993 г. я думаюспециалисты справедливо считают Россиюс суперпрезидентской формы правления. Президент Российской Федерации сосредоточил в своих руках значительный объем государственной власти, а заложенный в Конституционные формулировки о Президенте РФ как «гаранте Конституции, прав и свобод человека», его обязанности «принимать меры по охране суверенитета РФ», обеспечивать «согласование, функционирование и взаимодействие органов государственной власти», определять «основные направления внутренней и внешней политики» (ст. 80) – делают безграничной сферу деятельности главы государства. Президент имеет реальную возможность правового регулирования общественных отношений. [6]

    При подготовке к Государственной итоговой аттестации (ГИА) и Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по истории и обществознанию необходимо знать основные понятия и факты. Поэтому мной было проведено исследование среди учащихся 9 классов и 11 класса на знание самых важных фактов и терминов, связанных с Конституцией Российской Федерации или ее содержанием.

    Под руководством учителя мы подобрали для опроса вопросы часто встречающиеся в заданиях для подготовки выпускников на знание федеративного устройства нашей страны, полномочий президента, Государственной думы, Правительства РФ и других органов, порядок принятия законов и т.д. На основе этих тем был разработан опросный лист [7] . Результаты опроса учащихся 9-11 классов на начало 2013-2014 учебного года показаны в таблице.

    Как принималась российская Конституция

    В интернете можно найти множество публикаций, которые ставят под сомнение действительность современной российской Конституции. Публикации имеют говорящие названия: «Конституция РФ незаконна, а Конституция СССР закон», «Незаконно принята новая конституция РФ», «Вы должны признавать конституцию РФ и не важно, что она незаконна!» Даже некоторые политические деятели открыто выражают подозрения относительно юридической силы основного закона страны. Например, бывший председатель Верховного Совета РФ Р.И. Хасбулатов так высказался по этому вопросу в одном из своих интервью:

    «Я с самого начала считал, что это незаконная Конституция. Её как составляли? Ещё не похоронили жертвы, руководителей парламента бросили в тюрьму и на тебе — Конституцию. А потом бюллетени сожгли. Непонятно даже, принята она была на референдуме или нет. Даже Ельцин говорил, что это временная Конституция, а потом стали говорить, что нет ничего святее, чем эта Конституция. Конституция, принятая в условиях трагедии, навязанной сверху гражданской войны, не может дать счастье и процветание народу. Поэтому надо не просто вносить какие-то положения, а спокойно и рассудительно создать большую авторитетную комиссию и под руководством президента разработать нормальную Конституцию».

    На чем же основывается мнение о незаконности Конституции? Почему в настоящее время в обществе все еще подвергается сомнению действительность основного закона? Обратимся к истории вопроса и его правовой оценке.

    Современная Конституция разрабатывалась и принималась в неспокойное время. Союзные республики одна за другой провозглашали независимость от союзного центра. В так называемом «параде суверенитетов» РСФСР не стала исключением. 12 июня 1990 года первый Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. Декларация объявлялась основой для разработки новой Конституции. Так стартовал процесс создания и обсуждения нового основного закона страны.

    16 июня 1990 года из числа депутатов Съезда была сформирована Конституционная комиссия, в ходе работы которой обсуждались положения новой Конституции. Параллельно велась работах в других экспертных группах, представивших свои проекты Конституции: проект депутатов-коммунистов, проект рабочей группы под руководством С.М. Шахрая, президентский проект, проект Конституционного совещания. В силу сложностей политического процесса конституционная реформа двигалась в сторону внесения многочисленных поправок в действовавшую тогда Конституцию РСФСР 1978 года. Такой порядок модернизации основного закона страны стал одним из многих факторов, обострявших взаимоотношения президента Б.Н. Ельцина, с одной стороны, и Съезда народных депутатов и Верховного Совета, с другой стороны.

    Разраставшийся конфликт между ветвями власти вылился в открытое противостояние. 21 сентября 1993 года президент издал указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Вопреки действовавшей Конституции президент распустил Съезд народных депутатов и Верховный Совет, прекратил действие Конституции 1978 года и законодательства в части, противоречащей указу. Содержалось в указе и положение о необходимости принятия новой Конституции. Конституционной комиссии и Конституционному совещанию предписывалось представить к 12 декабря 1993 года единый согласованный проект основного закона страны.

    В крупных городах прошли многотысячные демонстрации, в столицу были введены войска, кульминацией же конфликта стал обстрел Белого дома из танков боевыми зарядами. 4 октября 1993 года военные и милиция арестовали выбегавших из горящего здания представителей парламента. Силовое разрешение конфликта позволило продолжить курс президента на переформатирование системы государственного управления и его закрепление в новой Конституции. 15 октября 1993 года президент издал указ «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Голосования было назначено на 12 декабря 1993 года. Указом было утверждено Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации.

    Работа над основным законом страны вышла на финишную прямую. За основу был взят проект, разработанный Конституционным совещанием. 8 ноября 1993 года по итогам доработки и внесения в текст последних изменений проект Конституции был представлен президенту. Через два дня после его подписания проект Конституции был опубликован в средствах массовой информации. 16 ноября 1993 года в интервью газете «Известия» Б.Н. Ельцин так упомянул подписание документа № 1: «Скажу для историков, подписал проект Конституции, и как говорится, поставил последнюю точку 8 ноября 1993 года, в 15 часов 15 минут».

    12 декабря 1993 года в ходе всенародного голосования на избирательные участки пришли 54,81% зарегистрированных избирателей. Из них большинство (58,43%) проголосовало за новую Конституцию. Однако, доля одобривших документ в пересчете от общего числа зарегистрированных избирателей составила менее внушительную цифру 32,03%. 25 декабря 1993 года принятая Конституции была опубликована и вступила в силу.

    Изложенные события имеют очевидные изъяны, на которые справедливо указывают критики основного закона страны. Их основные аргументы разберем в следующей заметке.

    Источник публикации: паблик ВКонтакте История и Право

    Читайте также:  Характеристика постиндустриального общества: что это такое, причины появления, характерные черты
    Ссылка на основную публикацию