Кратко о государстве: понятие, признаки, функции и отличия от других организаций

Понятие, признаки, функции, типы и формы государства

Основы теории государства и права

Происхождение государства

При обучении студентов юридическим и экономическим наукам часто выясняется, что они с течением времени утрачивают понимание основных категорий общей теории права, которая была изучена на начальных курсах. В связи с этим необходимо напоминание о них при изучении отраслевых дисциплин. Причем для лучшего осмысления данных понятий способствует сопровождение их конкретными примерами и жизненными ситуациями.

Государство – это понятие: *В теории права: определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся на средства и меры принуждения, обладающая внутренней структурой, имеющая специальные органы для реализации своих полномочий; Под которым в Конституционном праве России подразумевается определенные совокупности органов законодательной, исполнительной и судебной власти «парламент, правительство и суды», действующих в масштабе страны или субъекта Российской Федерации «иной территориально-политической единицы» с местными их представителями; *Как субъект Международного публичного права – основной участник международных отношений.

Включает как политическую организацию власти, так и население с определенной территорией. Основным характеризующим его качеством является суверенитет.

Поэтому перед изучением юридических, в т.ч. связанных с регулированием предпринимательской «хозяйственной» деятельности, обучающимся желательно восстановление в памяти общих понятий и первичных сведений о праве, как теоретический базе для дальнейшего изучения отраслей права.

В настоящее время у хозяйственников существует большая свобода и выбор вариантов поведения. Но с другой стороны, это сопряжено и с ответственностью за их последствия. При выходе лица за широкие рамки дозволенного «разрешенного, незапрещенного» и, вторжение в сферу неодобряемого обществом и запрещаемого государством, оно будет привлекаться к юридической ответственности.

Право имеет множество функций, в том числе и экономическую, которая устанавливает: правила игры в системе рыночных отношений; упорядочивает производство, распределение и обмен товаров; закрепляет право собственности и формы хозяйствующих субъектов

Вопрос о возникновении государства интересовал ученых с древних времен, и почти у каждого юриста – государствоведа есть свое научное мнение по этому вопросу.

Существует более десятка теорий происхождения государства, у каждой их которых есть свои плюсы, и минусы, в частности к ним относятся:

1. Теологическая или религиозная. Теория Формы Аквинского – средневекового мыслителя. Государство имеет божественное происхождение.

2. Патриархальная. Теория Платона и Аристотеля – древнегреческих философов. Государство является продуктом естественного развития семьи, т.е. патриарх в государстве – то же, что глава семейства в своей семье.

3. Договорная. Теория: в древности – ранний буддизм, учения Мо цзы; античная философия – сочинения Эпикура, Тита Лукреция Кара; голландского философа Г. Гроция; английского мыслителя – Т. Гоббса, Д. Локка; ученых – французских Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбаха; российского – А.Н. Радищева. Государство возникло в результате общественного договора, по которому люди, находящиеся до этого в «естественном» первобытном состоянии, отказываются от части своих прав и свобод в пользу единой цели государства в обмен на гарантии личной безопасности.

4. Насилия: Внешнего – Теория Аравийского мыслителя Л. Гумплович. Государство возникает в результате завоевания одного племени «народа» другим, в итоге завоевания возникает рабство. Внутреннего – Теория К. Каутского. Племя – победитель подчиняет себе побежденное племя, присваивает землю этого племени, а затем принуждает работать на себя, платить дань или подати.

5. Психологическая. Теория ученых: французского Г. Тард и русского Л.И. Петражицкого. Причины возникновения государства лежат в особенностях человеческой психика: одни подчиняются более сильным, а другие – властвуют над слабыми.

6. Ирригационная. Теория немецкого ученого К. Виттфогеля. Государство возникает вследствие потребности общества в постоянном осуществлении крупномасштабных работ по созданию оросительных каналов и ирригационных сооружений. В определенных регионах «Междуречье, Египет, Китай» существование невозможно без строительства оросительных каналов. Осуществление таких работ и мобилизацию масс людей может только постоянно действующая организация власти и управления, т.е. государство.

7. Расовая. Теория французский ученого Ж.А. Гобино, немецкого философа Ф. Ницше. Причиной возникновения государства является разделение общества на высшие и низшие расы.

8. Инцестная «половая». Теория ХIХ века, французского этнографа и социолога К. Леви-Строс. Причиной возникновения государства стало введение запрета инцеста, т.е. кровосмешения между родственниками. Необходимость следить за соблюдением этого запрета потребовала создания в обществе особой группы людей. Эти же люди применяли в случае его неисполнения принуждение. Постепенно они стали выполнять и иные общественные, а затем и государственные функции.

9. Органическая. Теория английского ученого Г. Спенсер. Общество и государство похожи на человеческий организм, и поэтому их сущность можно понять и объяснить по аналогии с законами анатомии и физиологии. Этой теорией государство рассматривается как произведение сил природы, некое непостижимое биологическое существо. Все части этого существа специализируются на выполнении определенных функций, например, деятельность правительства аналогична действиям человеческого мозга.

10. Спортивная. Теория испанского ученого Х. Ортега-и-Гасета. Развитие спорта способствовало появлению государства. Например, у некоторых племен существовали обычаи посвящения во что-либо. Для проведения обряда создавались специальные органы, функции которых были похожи на функции государства.

11. Классовая. Теория К. Маркса, и Ф. Энгельса. Возникновение государства есть результат объективных социально-экономических процессов, приводящих к возникновению в обществе антагонистических классов. Государство возникает там и тогда, где и когда происходит разделение общества на классы.

Понятие, признаки, функции, типы и формы государства

Определений государства больше, чем теорий его происхождения, поэтому, разберем два распространенных варианта:

Первый в краткой форме: Государство – это коллективная организация людей расположенная на определенной территории имеющие систему власти способную к выполнению своих обязательств перед населением.

Признаки государства:

– наличие публичной государственной власти;

– территориальная организация населения;

– налогообложение и взыскание.

Внешние:

Формы государства: Форма правления «способ организации власти»:

Политический режим:

– демократический и антидемократический.

Второй в расширенной форме с конкретным разбором : Государство – это особая организация публичной, политической власти господствующего класса «или иной социальной группы, блока классовых сил, всего народа», располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая представляет общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию.

Основные признаки государства: наличие аппарата управления «механизма государства, публичной власти», отделенного от общинного строя, в управлении участвуют не все члены общества. При этом у аппарата управления существуют свои интересы отличные от интересов всего общества; взимание с населения налогов и сборов; деление населения по территории. Для каждого государства характерно наличие четко ограниченной территории, на которую распространяется его действие, и населения, проживающего на этой территории и являющегося гражданами государства.

Часто территорию и население называют отдельными важнейшими признаками государства; в отличие от других организаций, государство – это единственная организация, осуществляющая публичную власть в масштабе всей страны; важнейшим признаком государства является его внутренний и внешний суверенитет, то есть независимость от других государств при решении вопросов внутренней и внешней политики; наличие специального аппарата принуждения, государства, безопасность граждан и обеспечение реализации их прав и свобод, а также выполнение ими своих обязанностей; издание общеобязательных правил поведения «норм права».

Общественно-политические отношения, выражающие наиболее принципиальные свойства, взаимосвязи и взаимодействие в механизме организации и функционирования государства, называется государственным строем.

Типы и формы государств :

В настоящее время существует два основных подхода к типологии государств: формационный и цивилизационный. Формационный подход основан на классовом подходе к изучению истории, характерном для марксизма. На основе этого подхода выделяются несколько типов государства «общественно-экономических формаций, отличающихся друг от друга тем, в руках какого класса «социальной группы» находится рычаги государственной власти: рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и социалистическую формацию «переходную к безгосударственному коммунистическому обществу».

Цивилизационный подход основан на отнесении государства к той или иной цивилизации. Цивилизация – довольно емкое и неоднозначное понятие «имеются несколько сотен его определений». Согласно этому подходу, выделяют такие типы государства: восточные, западные и смешанные «промежуточные»; древние, средневековые и современные; сельскохозяйственные, промышленные и научно-технические; доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные; локальные, особенные и современные.

Форма государства включает его строение, основные составные части, внутреннюю структуру государства и основные методы осуществления государственной власти. Таким образом, форма государства состоит из трех основных элементов: форма правления; форма государственного устройства и политический режим. Форма правления – это порядок образования высших и местных государственных органов взаимоотношений между ними. В частности, высшее руководство государством может осуществляться единолично или коллективно. Различают монархическую и республиканскую формы правления «монархию и республику».

Монархией можно назвать такое государство, где верховная власть принадлежит одному лицу, пользующемуся ей по собственному усмотрению, по праву, не переданному «делегированному» ему никакой другой властью. В отличие от монархии, в республике государственная власть делегируется одному или нескольким лицам всем народом или его частью на определенный срок. Монарх «король и император» персонифицирует государство, выступает во внешней и внутренней политике как глава государства, представитель народа, нации, лицо, которое сплачивает граждан, объединяет их в государство. Власть монарха является верховной и суверенной «независимой».

Это означает, что даже при распределении полномочий, сфер управления между различными государственными органами он может взять к своему рассмотрению любой вопрос, если сочтет его достойным своего внимания. Власть монарха бессрочна и пожизненна. Монарх считается свободным от ответственности «но не «безответственным»: как правило, за ошибки и злоупотребление в государственном управлении отвечают его советники и другие чиновники. Часто власть монарха объявляются священной «в настоящее время такая традиция сохранилась в Японии».

1. Абсолютная «абсолютистская» монархия, при которой монарх пользуется всеми перечисленными правами, безусловно, и неограниченно, независимо от какой-либо иной власти. Такая форма правления характерна для средневековья и восточной деспотии «в рабовладельческих государствах древнего Востока»

2. Парламентарная «парламентская» монархия – более современная разновидность монархической правления «она существует в настоящее время в Великобритании, Бельгии, Норвегии, Швеции». В этих государствах «царствует, но не правит». Формально он назначает главу правительства и министров, однако правительство и премьер отвечает перед парламентом. Все решения монарха приобретают юридическую силу только после одобрения законодательным органом «парламентом» и должны соответствовать конституции. Поэтому парламентскую монархию также называют конституционной

3. Дуалистическая монархия – форма правления, при которой монарх остается главой исполнительной власти, формирует правительство, назначает и смещает ответственных перед ним министров и иных должностных лиц «губернаторов, префектов и других», имеет право вето и право неограниченного роспуска парламента. Однако его властные полномочия все же ограничены, поскольку бюджет принимается парламентом. Подобные монархии существовали в прошлом в Пруссии, Румынии, Австрии и Италии

4. Теократическая монархия, при которой монарх одновременно является религиозной главой

5. В прошлые исторические периоды в разных странах существовало множество разнообразных вариантов монархической формы правления.

Республикой «от выражения Цицерона Respublica est res populi – государство есть дело народа» называется форма правления, которая характеризуется наличием избираемых на определенный срок представительных органов государственной власти. Известны две основные разновидности республик: *Парламентская «парламентарная» республика, где глава исполнительной власти «пример-министр» и правительство назначаются и контролируются парламентом «точнее, парламентским большинством».

Президент – глава государства – играет в такой республике незначительную роль «например, вы часто слышите в новостях о тех или иных действиях премьер-министра – «канцлера» ФРГ, и намного реже – о президенте этой страны». Недостатки парламентской республики – неустойчивость правительства, которое меняется, как только большинство мест в парламенте занимает другая партия, и сильная зависимость его политической ситуации; Президентская республика отличается тем, что избираемый глава государства «президент» одновременно является главой правительства, которое он «обычно с согласия парламента» назначает и распускает.

Такая форма правления существует во Франции, США, России и многих других странах. Основное достоинство президентской республики заключается в том, что всенародно избранный президент выступает символом нации, символом принадлежности граждан к единому государству. В чрезвычайных обстоятельствах он может быстрее принять нужное решение, чем коллегиальный законодательный орган. Президентская система правления в принципе обеспечивает большую степень политической стабильности, чем парламентская, но и она имеет ряд недостатков.

Если президент и парламентское большинство принадлежат к различным партиям или политическим течениям, это может привести к их противостоянию и конституционному кризису. Возможность распускать парламент может в определенных условиях привести к несоразмерному усилению исполнительной власти и установлению так называемой суперпрезидентской республики, которая может перерасти в диктатуру. Фактически соотношение сил в республике зависит от политической ситуации в конкретном государстве, наличия стабильных политических партий, опирающихся на широкие массы населения и имеющих первые экономические социальные программы

Формы государственного устройства :

Форма государственного устройства «единства» – это административно-территориальная организация государственной власти, характер взаимоотношений между государством и составляющими его частями, между отдельными регионами государства, между центральными и местными органами. В зависимо от формы территориального устройства, различают: унитарные государства; федерации и конфедерации. Унитарное «от латинского «unus» – один» государство отличается полным политическим единством и неделимостью.

Отдельные административно-территориальные единицы «области, районы» не имеют своего собственного законодательства и судебной системы, а местные исполнительные органы власти прямо подчиняются вышестоящим как элементы единой «пирамиды» с правительством и президентом на вершине. Федерация «союзное государство» – это сложное государство, представляющее собой союз ряда государств – членов «субъектов» федерации. Каждый из них «например, какой-либо штат США, Приморский край» может иметь свое региональное законодательство, представительный орган и правительство, иногда – свою судебную систему «в России мировые судьи являются судами общей юрисдикции субъектов Федерации, но при этом входят в единую судебную систему; регионы могут создавать свои конституционные или уставные суды».

Читайте также:  Где можно найти работу в 14 лет: правила приёма на работу подростков, кем можно работать

Конфедерация «от латинского «confederatio» – «сообщество» – государственно-правовое объединение, союз суверенных государств. Она создается для достижения определенных, ограниченных целей в пределах известного исторического периода «например, в качестве военного союза». Исключение – Швейцария, где фактически федеративное государство традиционно сохраняет название конфедерации. Политический режим – совокупность способов и приемов руководства государством, уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности.

Различают две основные формы политического режима: диктатура «авторитарный режим», для которого характерно значительное ограничение прав и свобод граждан, слабость выборных органов, ограничение роли политических партий и усиление исполнительно-распорядительных органов власти, сосредоточение огромных властных полномочий в руках главы государства; демократия «народовластие», характеризующаяся: конституционным провозглашением и «в идеале» реальным осуществлением гражданских прав и свобод; выборностью и сменяемостью центральных и местных органов государственной власти; официальным признанием принципов законности и разделения властей.

Функции государства :

Функциями государства называют основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе развития государства целями, задачами и его социальным назначением. Функции государства следует отличать от функций отдельных государственных органов.

В осуществлении функции государства, так или иначе, в большей или меньшей степени участвуют все его органы «например, реализация экономической функции обеспечивается путем деятельности не только специально предназначенных для этого органов «Минэкономразвития», но и в ходе разрешения споров экономического характера арбитражными судами, расследования преступлений в сфере экономики, деятельности глав субъектов РФ по развитию экономики регионов. Функцию же конкретного государственного органа, наоборот, не может подменять никакой другой «мировой судья не рассматривает дела, подведомственные арбитражному суду».

Государственные функции подразделяются на: внешние и внутренние.

К внешним функциям относятся:

– поддержание отношений с другими государствами;

– международная охрана окружающей среды;

– интеграция в мировую экономику и другие.

Наиболее важными внутренними функциями государства являются:

– охраны правопорядка, собственности, прав и свобод граждан;

– регулирование меры труда и оказание социальных услуг .

1.Понятие, признаки и функции государства

Государство– это суверенная территориальная организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества.

1) представительство и управление делами всего общества на основании согласования многообразных интересов;

2) наличие права, которое юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т. п.;

3) управление осуществляется с помощью специально созданных государственных органов, находящихся в иерархической зависимости;

4) объединение в рамках государственных границ людей разных национальностей, расовой и религиозной принадлежности;

6) только государство наделено правом на законотворчество и требование исполнения законов под страхом применения мер ответственности;

7) наличие определенной материальной базы и возможности распоряжения национальными ресурсами;

8) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство);

9) наличие системы налогов, податей, займов;

10) наличие государственных символов – герба, флага, гимна.

Функции государства– это основные направления деятельности государства, в которых выражается его сущность и назначение в жизни общества. К признакам функций государства относятся:

1) устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни;

2) непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением, которая реализуется в деятельности государства;

3) направленность деятельности государства на выполнение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе развития общества;

4) определенные формы реализации функций государства, связанные с применением особых, в том числе властно-принудительных, методов.

Функции государства можно классифицировать по нескольким основаниям:

1) по объектам государственного воздействия – экономические, социальные (обеспечение занятости населения), экологические (разработка и осуществление национальных программ рационального природопользования), культурные (сохранение историко-культурных памятников) и др.;

2) по сферам деятельности государства – внешние (сотрудничество с государствами СНГ, обеспечение международного мира и безопасности) и внутренние (охрана прав и свобод человека и гражданина, налогообложение);

3) по продолжительности – временные и постоянные;

4) по степени общности – основные и неосновные. Принято различать правовые и организационные формы осуществления функций государства:

1) правовые – правотворческая, правоприменительная и правоохранительная;

2) организационные – организационно-регламентирующая, организационно-хозяйственная и организационно-идеологическая.

2.Форма государства – понятие и структура

Форма государства– это способ организации и реализации государственной власти.

В состав формы государства входят:

1) форма государственного правления,

2) форма государственного устройства,

3) форма государственного (политического) режима.

Форма государственного правления– это способ организации высшей государственной власти, проявляющийся в определенной структуре ее органов, порядке их образования, характере их взаимоотношения между собой (распределение между ними компетенции) и с населением (степень участия населения в их формировании) Ядро «правящих» органов составляют: глава государства (олицетворяющий единство государственной власти), парламент (законодательный орган), правительство (центр системы исполнительных управленческих органов). Форма государственного правления по существу выражает структуру распределения государственной власти «по горизонтали». Этот элемент является ведущим в форме государства.

По форме государственного правления государства подразделяются на монархии и республики:

В монархии высшая государственная власть, обычно передаваемая по наследству, осуществляется полностью (абсолютная монархия) или частично (ограниченная монархия) одним лицом.

В ограниченной («конституционной») монархии власть монарха ограничена парламентом. Это ограничение закреплено утверждаемой парламентом конституцией, которую монарх не в праве изменить.

Понятие и признаки государства

  • Теория государства и права в системе наук
  • Функции теории государства и права
  • Формы правления и государственного устройства

Государство – организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.

Основными признаками государства являются: наличие определенной территории, суверенитет, широкая социальная база, монополия на легитимное насилие, право сбора налогов, публичный характер власти, наличие государственной символики.

Государство выполняет внутренние функции, среди которых — хозяйственная, стабилизационная, координационная, социальная и др. Существуют и внешние функции, важнейшими из которых являются обеспечение обороны и налаживание международного сотрудничества.

По форме правления государства делятся на монархии (конституционные и абсолютные) и республики (парламентские, президентские и смешанные). В зависимости от формы государственного устройства выделяют унитарные государства, федерации и конфедерации.

Государство

Государство — это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности.

В историческом плане государство можно определить как социальную организацию, обладающую конечной властью над всеми людьми, проживающими в границах определенной территории, и имеющую главной своей целью решение общих проблем и обеспечение общего блага при сохранении, прежде всего, порядка.

В структурном плане государство предстает как разветвленная сеть учреждений и организаций, олицетворяющих три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.

Государственная власть является суверенной, т. е. верховной, по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также независимой, самостоятельной по отношению к иным государствам. Государство — официальный представитель всего общества, всех его членов, именуемых гражданами.

Взимаемые с населения налоги и полученные от него займы направляются на содержание государственного аппарата власти.

Государство — это универсальная организация, отличающаяся рядом не имеющих аналогов атрибутов и признаков.

  • Принудительность — государственное принуждение первично и приоритетно по отношению к праву принуждать других субъектов в пределах данного государства и осуществляется специализированными органами в ситуациях, определяемых законом.
  • Суверенность — государство обладает наивысшей и неограниченной властью по отношению ко всем лицам и организациям, действующим в пределах исторически сложившихся границ.
  • Всеобщность — государство выступает от имени всего общества и распространяет свою власть на всю территорию.

Признаками государства являются территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов, законотворчество. Государство подчиняет себе все население, проживающее на определенной территории, независимо от административно-территориального деления.

  • Территория — определяется границами, разделяющими сферы суверенности отдельных государств.
  • Население — подданные государства, на которых распространяется его власть и под защитой которого они находятся.
  • Аппарат — система органов и наличие особого “класса чиновников” посредством которых функционирует и развивается государство. Издание законов и правил, обязательных для всего населения данного государства, осуществляется государственным законодательным органом.

Понятие государства

Государство возникает на определенной стадии развития общества как политическая организация, как институт власти и управления обществом. Существуют две основные концепции возникновения государства. В соответствии с первой концепцией государство возникает в ходе естественного развития общества и заключения договора между гражданами и правителями (Т. Гоббс, Дж. Локк). Вторая концепция восходит к идеям Платона. Она отвергает первую и настаивает на том, что государство возникает в результате покорения (завоевания) сравнительно небольшой группой воинственных и организованных людей (племя, раса) значительно превосходящего по численности, но менее организованного населения (Д. Юм, Ф. Ницше). Очевидно, в истории человечества имели место как первый, так и второй способ возникновения государства.

Как уже говорилось, вначале государство являлось единственной политической организацией в обществе. В дальнейшем, в ходе развития политической системы общества, возникают и другие политические организации (партии, движения, блоки и т. д.).

Термин «государство» обычно употребляется в широком и в узком значении.

В широком смысле государство отождествляется с обществом, с определенной страной. Например, мы говорим: «государства, входящие в ООН», «государства — члены НАТО», «государство Индия». В приведенных примерах под государством понимаются целые страны вместе со своими народами, проживающими на определенной территории. Такое представление о государстве доминировало в античности и в Средние века.

В узком смысле государство понимается как один из институтов политической системы, обладающий верховной властью в обществе. Такое понимание роли и места государства обосновывается в период формирования институтов гражданского общества (XVIII — XIX вв.), когда происходит усложнение политической системы и социальной структуры общества, появляется необходимость отделения собственно государственных институтов и учреждений от общества и других негосударственных институтов политической системы.

Государство — основной социально-политический институт общества, ядро политической системы. Обладая суверенной властью в обществе, оно управляет жизнедеятельностью людей, регулирует отношения между различными социальными слоями и классами, отвечает за стабильность общества и безопасность своих граждан.

Государство имеет сложную организационную структуру, которая включает следующие элементы: законодательные учреждения, исполнительно-распорядительные органы, судебную систему, органы охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы и др. Все это позволяет государству выполнять не только функции управления обществом, но и функции принуждения (институционализированного насилия) в отношении как отдельных граждан, так и больших социальных общностей (классов, сословий, нации). Так, в годы советской власти в СССР были фактически уничтожены многие классы и сословия (буржуазия, купечество, зажиточное крестьянство и др.), политическим репрессиям подвергались целые народы (чеченцы, ингуши, крымские татары, немцы и др.).

Признаки государства

Основным субъектом политической деятельности признается государство. С функциональной точки зрения государство — это ведущий политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий порядок и стабильность в нем. С организационной точки зрения государство — это организация политической власти, вступающая в отношения с другими субъектами политической деятельности (например, гражданами). В таком понимании государство рассматривается как совокупность политических институтов (суды, система социального обеспечения, армия, бюрократия, органы местной власти и т.д.), ответственных за организацию социальной жизни и финансируемых обществом.

Признаки, которые отличают государство от других субъектов политической деятельности, состоят в следующем:

Наличие определенной территории — юрисдикция государства (право вершить суд и решать правовые вопросы) определена его территориальными границами. В этих границах власть государства распространяется на всех членов общества (как обладающих гражданством страны, так и не обладающих им);

Суверенитет — государство полностью независимо во внутренних делах и в ведении внешней политики;

Многообразие используемых ресурсов — государство аккумулирует основные властные ресурсы (экономические, социальные, духовные и т.д.) для осуществления своих полномочий;

Стремление к представительству интересов всего общества – государство выступает от имени всего общества, а не отдельных лиц или социальных групп;

Монополия на легитимное насилие — государство имеет право применять силу, чтобы обеспечивать исполнение законов и наказывать их нарушителей;

Право сбора налогов — государство устанавливает и собирает с населения различные налоги и сборы, которые направляются на финансирование государственных органов и решение различных управленческих задач;

Публичный характер власти — государство обеспечивает защиту публичных интересов, а не частных. При осуществлении государственной политики обычно не возникает личных отношений между властью и гражданами;

Наличие символики — государство имеет свои признаки государственности — флаг, герб, гимн, особые символы и атрибуты власти (например, корона, скипетр и держава в некоторых монархиях) и т.д.

В ряде контекстов понятие «государство» воспринимают как близкое по значению к понятиям «страна», «общество», «правительство», но это не так.

Страна — понятие прежде всего культурно-географическое. Этот термин обычно употребляется в тех случаях, когда говорят о площади, климате, природных зонах, населении, национальностях, религиях и т.д. Государство — понятие политическое и обозначает политическую организацию той иной страны — форму ее правления и устройства, политический режим и т.д.

Общество — понятие более широкое, чем государство. Например, общество может быть над государственным (общество как все человечество) или догосударственным (таковы племя и первобытный род). На современном этапе понятия общества и государства тоже не совпадают: публичная власть (скажем, слой профессионалов-управленцев) относительно самостоятельна и обособлена от остального общества.

Правительство – только часть государства, его высший распорядительный и исполнительный орган, инструмент осуществления политической власти. Государство — устойчивый институт, вто время как правительства приходят и уходят.

Общие признаки государства

Несмотря на все многообразие видов и форм государственных образований, возникавших ранее и существующих в настоящее время, можно выделить общие признаки, которые в той или иной степени характерны для любого государства. Наиболее полно и аргументированно, на наш взгляд, эти признаки были изложены В. П. Пугачевым.

К числу таких признаков относятся следующие:

  • публичная власть, отделенная от общества и не совпадающая с социальной организацией; наличие особого слоя людей, осуществляющих политическое управление обществом;
  • определенная территория (политическое пространство), очерчиваемая границами, на которую распространяются законы и полномочия государства;
  • суверенитет — верховная власть над всеми проживающими на определенной территории гражданами, их институтами и организациями;
  • монополия на легальное применение силы. Только государство имеет «законные» основания для того, чтобы ограничивать права и свободы граждан и даже лишать их жизни. Для этих целей оно имеет специальные силовые структуры: армию, полицию, суды, тюрьмы ит. п.;
  • право на взимание налогов и сборов с населения, которые необходимы для содержания государственных органов и материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т. д.;
  • обязательность членства в государстве. Человек получает гражданство с момента рождения. В отличие от членства в партии или других организаций, гражданство является необходимым атрибутом любого человека;
  • претензия на представительство всего общества как единого целого и на защиту общих интересов и целей. В реальности же никакое государство или иная организация не в состоянии в полной мере отражать интересы всех социальных групп, классов и отдельных граждан общества.

Все функции государства можно разделить на два основных вида: внутренние и внешние.

При выполнении внутренних функции деятельность государства направлена на управление обществом, на согласование интересов различных социальных слоев и классов, на сохранение своих властных полномочий. Осуществляя внешние функции, государство выступает в качестве субъекта международных отношений, представляющего определенный народ, территорию и суверенную власть.

ГИА по обществознанию

Государство – политическая организация общества, действующая на определенной территории в качестве средства, выражающего интересы всех слоев общества, и механизма регулирования, управления и подавления общества. Государство отделено от общества, действует на основе права и принуждения в отношении всех представителей общества и осуществляет согласование интересов отдельных слоев общества. 1

Признаки, которые отличают государство от других субъектов политической деятельности, состоят в следующем:

  • Наличие определенной территории- юрисдикция государства (право вершить суд и решать правовые вопросы) определена его территориальными границами. В этих границах власть государства распространяется на всех членов общества (как обладающих гражданством страны, так и не обладающих им);
  • Суверенитет – государство полностью независимо во внутренних делах и в ведении внешней политики;
  • Многообразие используемых ресурсов – государство аккумулирует основные властные ресурсы (экономические, социальные, духовные и т.д.) для осуществления своих полномочий;
  • Стремление к представительству интересов всего общества – государство выступает от имени всего общества, а не отдельных лиц или социальных групп;
  • Монополия на легитимное насилие – государство имеет право применять силу, чтобы обеспечивать исполнение законов и наказывать их нарушителей;
  • Право сбора налогов – государство устанавливает и собирает с населения различные налоги и сборы, которые направляются на финансирование государственных органов и решение различных управленческих задач;
  • Публичный характер власти – государство обеспечивает защиту публичных интересов, а не частных. При осуществлении государственной политики обычно не возникает личных отношений между властью и гражданами;
  • Наличие символики – государство имеет свои признаки государственности – флаг, герб, гимн, особые символы и атрибуты власти (например, корона, скипетр и держава в некоторых монархиях) и т.д.

В ряде контекстов понятие «государство» воспринимают как близкое по значению к понятиям «страна», «общество», «правительство», но это не так.

Страна – понятие прежде всего культурно-географическое. Этот термин обычно употребляется в тех случаях, когда говорят о площади, климате, природных зонах, населении, национальностях, религиях и т.д. Государство – понятие политическое и обозначает политическую организацию той иной страны – форму ее правления и устройства, политический режим и т.д.

Общество – понятие более широкое, чем государство. Например, общество может быть надгосударственным (общество как все человечество) или догосударственным (таковы племя и первобытный род). На современном этапе понятия общества и государства тоже не совпадают: публичная власть (скажем, слой профессионалов-управленцев) относительно самостоятельна и обособлена от остального общества.

Правительство – только часть государства, его высший распорядительный и исполнительный орган, инструмент осуществления политической власти. Государство – устойчивый институт, в то время как правительства приходят и уходят. 2

Основными теориями происхождения государства принято считать следующие:

Теологическую теорию. Это теория о божественном начале в происхождении государства. Согласно данной концепции государство было создано и существует в современном мире по воле Бога, при этом право считается божественной волей. Таким образом, считалось, что власть церкви имеет более высокое положение, находится над светской властью, монарх при вступлении на престол освящался церковью, почитался представителем Бога на земле. Сторонники теологической теории: Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве и др.

Патриархальную теорию. Согласно данной теории государство произошло в результате исторического развития семьи. Разросшаяся семья превратилась в государство. Поэтому монарх приходится отцом (патриархом) всем своим подданным, которые обязаны его слушаться и относиться к нему с большим почтением. Обязанность же монарха – забота о своих подданных и справедливое управление ими. Сторонниками патриархальной теории являются: Аристотель, Конфуций, Р. Филмер, Н.К. Михайловский и др.

Договорную теорию. По этой теории государство является продуктом человеческого разума, но не проявлением воли Бога. В результате государство возникло вследствие заключения людьми общественного договора между собой, для того чтобы обеспечить общую пользу и интересы. Если же будут нарушены или не выполнены условия общественного договора, то народ вправе расторгнуть его, причем даже через революцию. Сторонники договорной теории: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.

Материалистическую теорию. В соответствии с этой теорией образование государства стало результатом трансформации общества под действием социально-экономических причин. Сторонники материалистической теории: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов.

Психологическую теорию. Данная теория состоит в том, что возникновение государства связывается с особенными свойствами человеческой психики, а именно с тягой к власти одних над другими и потребностью одних подчиняться другим. Сторонники психологической теории: Л.И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд и др.

Теорию насилия. Сторонники теории насилия считают, что государство возникло как результат насилия, через завоевания более слабых и беззащитных народов более сильными и организованными племенами. Представители теории насилия: Е. Дюринг, К. Каутский и др.

Патримониальную теорию. Согласно патримониальной теории государство образовалось от права собственности на землю и права владения ей теми лицами, которые проживают на этой земле. Сторонник патримониальной теории – А. Галлер.

Органическую теорию. Сторонники органической теории считали, что государство появилось и развивалось дальше как биологический организм. Представители органической теории: Г. Спенсер, А.Э. Вормс и др. 3

Функции государства – основные направления деятельности государства:

К внутренним функциям государства относятся:

  • Правовая функция – обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.
  • Политическая функция – обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.
  • Организаторская функция – упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.
  • Экономическая функция – организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.
  • Социальная функция – обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.
  • Экологическая функция – гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.
  • Культурная функция – создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.
  • Образовательная функция – деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

К внешним функциям государства относятся:

  • Функция обеспечения национальной безопасности – поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета государства.
  • Функция поддержания мирового порядка – участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.
  • Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами. 4

Форма государства указывает, как организованы государство и право, как они функционируют, и включает следующие элементы:

  • форма правления – определяет кому принадлежит власть;
  • форма государственного устройства – определяет соотношения государства в целом и его отдельных частей;
  • политический режим – совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.

Форма государственного правления

Под формой правленияпонимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности). При одном и том же типе государства могут быть разнообразные формы правления.

Основными формами правления являются монархия и республика.

Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству;

Республика – при которой источник власти – народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок.

Монархия может быть:

  • абсолютная (всевластие главы государства);
  • конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией).

Республика может быть:

  • парламентская (президент – глава государства; правительство ответственно только перед парламентом);
  • президентская (президент – глава государства; правительство ответственно перед президентом);
  • смешанная (президент – глава государства; правительство ответственно перед президентом и парламентом).

Формы государственного устройства

Государственное устройство – это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Форма государственного устройства – это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти.

По форме государственного устройства государства делят на:

Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты).

Унитарные государства– это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.

Признаки унитарного государства:

  • существование одноуровневой системы законодательства;
  • подразделение на административно-территориальные единицы (АТЕ);
  • существование только одного гражданства;

Федеративные государства – это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик).

Федерация облагает такими признаками:

  • союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств;
  • наличие двухуровневой системы государственных органов;
  • двухканальная система налогообложения.

Конфедерация – временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач.

Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства.

Политический режим

Политический режим – система методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется политическая власть и характеризуется политическая система данного общества.

Политический режим может быть: демократическим и антидемократическим; государство – правовым, авторитарным, тоталитарным. 5

Государство — определение, признаки, функции, виды

Государство — это достаточно сложное определение, подразумевающее многие понятия как в юриспруденции, так и в экономике.

Что это? Страна? Управление страной? Свод законов?

О том, что такое государство и обо всех общих понятиях будет рассказано в этой статье.

Что такое государство

На этот вопрос единогласного ответа нет. Для науки, экономики и в юридической литературе это понятие свое, и оно отличается от всех.

Вот лишь несколько определений:

  1. Данное слово в русском языке имеет происхождение от “государь” — царь-правитель.
  2. Государством является организация власти политиков, которые управляют обществом. Оно имеет свой суверенитет и наделено правом создавать и принимать законы.
  3. Территория, населенная жителями и отделенная границами от других земель.
  4. Наивысший орган власти, управляющий бюджетом страны и решающий все возникающие при этом задачи.

Основные признаки государства

Организаций власти политиков в мире немало, и между собой они не особо схожи как формой управления, так и своими экономическими показателями.

Существует 8 основных формирующих признаков, которые можно использовать для государства любого типа:

  1. Территория — это определенные области, республики и города, принадлежащие одному государству и управляемые им же. Если нет территории, то и государства тоже не будет.
  2. Население — это люди, живущие на территории, принадлежащей государству. Жителями обычно управляет высшая государственная власть.
  3. Суверенитет — это юридическая норма управления, в которую не имеют права вмешиваться другие страны. Действует внутри государства.
  4. Монополия на осуществление наказаний, применение силы. Государственная власть вправе присудить применение в отношении своих жителей меры наказания (арест, суд, тюрьма, принудительные работы) вплоть до физического уничтожения – казни.
  5. Право на безоговорочную монопольную власть и издание законов.
  6. Право на осуществление налоговых сборов с населения.
  7. Конституция — это свод законов, которые контролируют жизнь и определяют меру наказания за совершенные преступления.
  8. Власть – органы власти, главные распорядительные и исполнительные силы.

Помимо этого, бывают еще несколько дополнительных определяющих признаков, но они второстепенны.

К примеру, форма распределения бюджета, социальное развитие и развитие экономики не характеризуют государство, это могут быть признаки отдельной страны или даже области.

Функции государства

Каждый социальный институт наделен внешними и внутренними функциями, он обязан их исполнять. Для осуществления функций создан государственный аппарат.

Внутренние и внешние функции чаще всего рассматриваются в таблице, однако так невозможно достичь наиболее полного определения функций государства.

Внутренние функции

  • экономическая;
  • идеологическая;
  • охрана правопорядка;
  • социальная функция;
  • экологическая.

Осуществлением экономической функции занимаются различные органы, к примеру, министерство экономики, финансов, сельского хозяйства, а также правительство.

Идеологическая функция – это поддержание им определенных идеологий, к примеру – основных религий, а также государство обязано обосновать каждый свой шаг, каждую идею. Помимо этого, оно обязано охранять общественные народные ценности.

Охраной правопорядка занимаются правоохранительные органы – полиция, судебные приставы, Министерство внутренних дел. В их обязанности входит охрана прав человека и гражданина, права собственности, конституционных прав, а также осуществление постоянного порядка в стране.

Социальной функцией является постоянное решение различных проблем, связанных с социальным положением граждан, устранение возникающих конфликтов между различными группами людей из разных социальных слоев. Этим призваны заниматься: пенсионный фонд, Министерство здравоохранения, Министерство образования, Министерство культуры.

К экологической функции относятся мероприятия, направленные на сохранение природных ресурсов, и борьба с различными экологическими катастрофами. В России эту функцию выполняют Федеральная служба по гидрометеорологии и Министерство природных ресурсов.

Внешние функции

К ним относятся:

  • наличие и развитие внешнеэкономических связей страны;
  • сохранение мира и обеспечение сотрудничества;
  • военная оборона и прочие.

Мир и сотрудничество в стране призваны обеспечивать ее президент, Министерство иностранных дел, а также правительство. К этим обязанностям относятся заключение внешних договоров, создание международных союзов и организаций.

Развитие внешнеэкономических связей должно обеспечивать экспорт и импорт продукции государства, а также решать все проблемы, возникающие во время этого процесса. К органам, занимающимися внешнеэкономическими связями, относятся: Министерство экономического развития, правительство страны, Министерство торговли и промышленности, прочие органы государства.

Военная оборона предполагает защиту страны от посягательств внешних врагов. К этим целям относятся: вооружение страны, служба в армии, учения, финансирование новейших разработок в области военного оружия. В России эти функции лежат на плечах Верховного Главнокомандующего, которым является Президент страны.

Атрибуты государства

Атрибутами являются специально разработанные символы института государства. К ним относятся: герб, гимн страны и государственный флаг.

Эти элементы государственности разрабатываются и устанавливаются конституцией, их использование и значения указаны в специально разработанных законах.

Причины образования государства

Первое государство возникло, когда появилась необходимость объединить несколько территорий, на которой проживал конкретный народ, образованных по одному признаку.

К главным причинам относят:

  • развитие земледелия и скотоводства, разделение труда;
  • появление различных слоев населения;
  • необходимость охраны огромных территорий и создание внешних государственных связей.

В результате того, что на некоторых территориях наблюдалось стремительное развитие некоторых отраслей народного хозяйства, появилась необходимость их отделения для создания управления и экономики.

Виды государств

Под видами государств понимается наличие характеристик, по которым можно определить, к какому типу принадлежит данное государство.

Известны следующие типы:

К простым (унитарным) относятся территории, которыми управляет только высшая власть – монархия. А также к ним относят регулярное государство, где наивысшая власть монархии практически узурпируется в одних руках с целью улучшения жизни граждан.

Сложные государства подразделяются на федерации и конфедерации. Ими управляют специальные органы власти, которые избираются народом.

Нейтральные имеют также свой суверенитет и обладают всеми международными правами, при этом их территория едва ли больше города-миллионника.

Разница между государством и страной

К сожалению, эти понятия часто путают, однако они не одинаковы.

Государство подразумевает, в основном, организацию и реализацию политической системы власти на определенной территории.

Страна — это культурная функция, география, социальная жизнь этой же территории.

В мировом значении понятие государства более официально, чем понятие страны.

Как устроено государство

Это социальный институт, в котором учитывается огромное количество определенных процессов и нюансов.

Существует три следующих фактора, характеризующих данный социальный институт.

Устройство определяется совместной работой этих трех факторов в комплексе:

  1. Форма управления — по ней определяется тип.
  2. Административно-территориальное и национально-государственное устройство – это обустройство территорий, разделение на города и села, работа с населением, формирование политических взглядов, создание образовательной системы.
  3. Политический режим — его сущность заключается в создании органов власти, управляющих государством, регулировке жизни в обществе, выполнении социальных задач.

Принципы формирования организации управления

Если говорить кратко, к ним относятся:

  • принцип свободы прав человека;
  • принцип демократии;
  • принцип законности;
  • принцип суверенитета;
  • принцип разделения властей.

Каждый принцип формирования организации управления обязательно учитывается при разработке и принятии определенных законов существования территории.

Заключение

Во главе каждого государства стоит человек или группа людей, определяющие существование страны. Они должны быть не только профессионалами, но и совестливыми, правильно воспитанными и умными людьми. Если государственная власть попадает не в те руки, то эту страну ждут не только кризисы и бедность, но и постоянные войны за какие-либо, не всем понятные, идеи.

Основные признаки и функции государства кратко

Общеизвестный каждому жителю мира известно, что такое «государство». Понятие имеет несколько значений: одни воспринимают его пространно (в виде конкретной страны, существующей в ней политической системы на определенной территории, где проживает народ), другие – конкретно, подразумевая политический институт, включающий в себя разветвленную систему учреждений. Немаловажно уметь разбираться в сущности понятия. Проанализируем признаки государства кратко.

Происхождение

Формирование государственности происходило многие века. На примерах истории древнейших цивилизаций можно разглядеть все многообразие форм правления, процессов по реформированию, протекающих циклично, влияние культуры и внешнего мира на становление политико-правовой системы.

Существует огромное многообразие теорий возникновения государства, от самых невероятных до вполне рациональных, научно обоснованных.

  • теологическая,
  • органическая,
  • психологическая,
  • материалистическая,
  • ирригационная.

Но какой бы теории не придерживался исследователь этой темы, бесспорно, возникновение данной структуры связано с необходимостью установления контроля над социумом.

Классической среди доктрин возникновения государственности является теория общественного договора, заключенного между группами людей. В ее основе заложено доверие народа своей судьбы правящей элите, в обмен на гарантии защиты от внешней агрессии.

Второй реалистичной концепцией является военная теория, основанная на силовом захвате первенства небольшой группой людей. Остальная масса соплеменников была вынуждена подчиниться вооруженному натиску. Здесь прослеживается оправдание вождями применения насилия и средств принуждения в отношении более слабых, что является признаком государства, характеризующим его агрессивную сущность.

Это интересно! Промежуточные умеренные политические взгляды: что это такое

Особенности

Вначале обозначим понятие и признаки государства. В юридической науке относительно рассматриваемого термина сложился точно определенный комплекс признаков. В ученой среде практически нет разногласий, касающихся выделения категорий, характеризующих государство и его систему.

Характерные черты

Прежде чем кратко изучить основные признаки государства, стоит обратить внимание на его черты.

Среди них выделяются:

  1. Четко обозначенная посредством границ суверенная территория.
  2. Наличие народонаселения, управление которым осуществляют власти.
  3. Существование определенной политической структуры из учреждений, создающих правовую базу для общества.

Основные признаки

Рассмотрим признаки государства в виде таблицы, кратко обозначив их значение.

№ п/пПризнакСущностное значение
1Публичность политической властиВыделяется правящая верхушка из народной массы, формируется предназначение власти, направленное на управление обществом.
2Развернутость государственного аппаратаРеализация полномочий государственной власти осуществляется при помощи учреждений, занимающихся различными сферами жизни.
3Проживание народа

на территории, определенной границами

Появление границы привело народ к оседлому образу жизни, определило юрисдикцию власти. Любое самовольное изменение размера территории страны посредством сдвигания границ недопустимо.
4СуверенностьДанная категория представляет собой независимость при установлении и регулировании определенного режима внутри страны и разрешении вопросов, возникающих на международной арене. Характеризуется: верховенством (государственная власть распространяется на территорию всей страны и может быть ограничена только правовыми нормами), независимостью (приоритетное положение международного права не может влиять на решения во внутренней и внешней политике), единством (суверенитет не может быть разделен между субъектами), неотчуждаемостью (невозможность со стороны других стран отобрать суверенитет или принудить отказаться от него).
5Общеобязательный характер издаваемых властью правовых актовПравовые нормы устанавливаются исключительно государственной властью для поддержания порядка и регулирования общественной жизни, распространяются на всю территорию.
6Государственная казнаОбеспечивает функционирование госаппарата и реализацию правительственных решений. Включает в себя не только налоговую систему, но и кредиты, займы, ценности, золотой запас.

Таблица, где указаны признаки государства, существующие в разные исторические эпохи, позволяет отделить государственную систему от иных форм организации общества.

Обобщая исследованную информацию, можно сделать вывод, что такое понятие как «государство» представляет собой политическую и социальную организацию общества, которая включает его признаки в виде суверенитета, разветвленного аппарата управления и принуждения, государственной казны и возможности действовать в рамках установленных правовых норм и принципов на определенной границами территории.

Функции

Под функциями понимаются значимые направления деятельности политической власти, оказывающие влияние на общественные отношения, управляющие жизнью общества. Формирующаяся государственность определяет для себя приоритетные задачи для дальнейшего развития и укрепления статуса. В зависимости от типа правления или политического режима та или иная функция имеет приоритетное значение.

Это интересно! Понятия, виды и признаки политических режимов

Внутренние

Целый комплекс функций государства направлен на формирование демократического общества.

Назовем основные из них:

  • обеспечение доступа народа к власти,
  • экономическая,
  • социальная,
  • экологическая,
  • налогообложение и финансовый контроль,
  • обеспечение законности и правопорядка, защита прав и интересов граждан,
  • идеологическая,
  • миграционная.

Целью деятельности правительства в контексте указанных позиций является разрешение проблем, возникающих при функционировании аппарата структур и учреждений, благоприятствование существованию народонаселения путем принятия законов и реализации социальных программ, что отличает государство от других политических организаций.

Это интересно! Понятие правотворчество – что это такое

Внешние

Выделяются следующие функции:

  • осуществление интеграции в мировую экономическую систему,
  • оборонная функция,
  • контроль за соблюдением правопорядка,
  • сотрудничество.

Установление стабильных взаимоотношений между национальными экономиками является залогом благоприятного хода научно-технического прогресса, развития торговых компаний и корпораций, международных кредитных систем.

Как следствие, целью каждой демократической государственной системы становится интеграция в мировой рынок. Безусловно, расширение сфер международного экономического сотрудничества происходит в условиях соблюдения норм и порядков, утверждаемых правом.

Дискриминация в прогрессивном мировом сообществе должна быть полностью исключена.

Это интересно! Излишние меры власти, направленные на укрепление обороноспособности страны, несут огромные финансовые затраты и создают угрозу для остального мира. Поддержание военного потенциала на достаточном для каждой страны уровне должно быть целью правительства.

Общественные организации, созданные для поддержания мира и контроля за ростом количества вооружения, осуществляют свою деятельность по урегулированию конфликтов интересов, подавляют агрессоров, базируются на принципах неприменения силы.

Функция осуществления и поддержания правопорядка на мировом уровне включает поддержание мира, основой которого являются демократические идеи, а также защита прав и свобод человека и гражданина. Сфера данной функции охватывает весь спектр отношений, затрагивающие интересы отдельных стран и народов, благополучие всех национальностей.

В рамках функции правопорядка происходит всеобщее разоружение, снижение ядерного потенциала, борьба с мировой угрозой терроризма, урегулирование межнациональных конфликтов, поддержание территориальной целостности стран.

Важно! Взаимодействие между странами в рамках действующих соглашений о сотрудничестве направлено на мирное разрешение споров по интересам национального и регионального характера. Первоочередной задачей является борьба с глобальными проблемами: голодом, нищетой, преступностью, негативным воздействием на экологию. Это становится возможным на условиях сотрудничества и раннего пресечения незаконных действий.

Применение признаков на практике

При изучении понятия государства можно найти массу черт, отличающих его от других политических организаций.

Одна из характеризующих категорий – существование разделения власти на три ветви:

Каждая из перечисленных ветвей имеет определенные функции, структуру и предназначение. Для определения формы государственного правления (монархия или республика) неизбежно использование системы признаков государства. Монархическое правление характеризуется наличием абсолютной или ограниченной власти правителя. Республиканская форма правления ориентирована на привлечение народа в управление страной, здесь существует выборная система на высшие должности.

Полезное видео

Подведем итоги

Что такое государство это важнейший социально-политический институт, характеризующийся разветвленной системой признаков, атрибутов, функций. В его деятельность вовлечены большие человеческие ресурсы, а интересы простираются далеко за пределы определенной территории, что отличает его от других политических организаций. Но основная цель существования – урегулирование отношений между различными категориями граждан, сохранение целостности и сотрудничество с аналогичными политическими институтами по вопросам глобальной безопасности.

Читайте также:  Тоталитарный режим в стране: характеристика истории появления в википедии, сущность и признаки
Ссылка на основную публикацию