Краткое определение термина государство: история и государственные признаки, функции, теории происхождения

Что такое государство (понятие) — его сущность, признаки, функции, формы и теории возникновения

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Вы попадали в ситуации, когда в тупик загоняет простой вопрос? Вроде все понимаешь, а сказать не можешь.

Если такой проблемой для вас явился ответ на вопрос: «Что такое государство?» — то огорчаться не стоит. Общего определения этого слова нет, а политики, юристы, экономисты его толкуют по-разному.

Определение — что такое государство

Общепризнанного научного или юридического определения государства нет. Хотя само слово постоянно присутствует в законах всех уровней, ни один нормативный акт не раскрывает его значение.

В разных источниках можно найти различное толкование понятия. Связано это с тем, что слову «государство» в зависимости от контекста придают неодинаковый, а порой и противоречивый смысл.

Существует несколько близких по смыслу слов, показывающих сущность (что это?) термина в разных значениях.

  1. Страна, то есть территория, отделенная границами от остального мира, а также народ, проживающий в пределах границ.
  2. Общество – группа людей, объединенных историческими, территориальными, культурными, социальными связями.
  3. Власть – высший распорядительный и исполнительный орган в стране, регламентирующий жизнь общества.
  4. Политическая система, действующая в рамках исторически сложившихся экономических условий и установленных правовых норм.

Основные признаки — в чем сущность государства

Признаки – это свойства, которые отличают государство от других субъектов политической власти. Среди них:

  1. Территориальная обособленность – земля, в пределах которой действуют государственные структуры, имеет установленные границы;
  2. Обязательное членство – население, родившееся и постоянно проживающее на территории страны, получает гражданство того государства, к которому территориально относится.
  3. Суверенитет – независимость властей во внутренней и внешней политике страны. Включает признание другими державами верховенства политической элиты государства, права на самоуправление внутри территориальных границ и равноправие в международных отношениях.
  4. Политическое устройство, при котором небольшая группа людей может регулировать различные стороны жизни общества. Осуществление решений обеспечивают организации и учреждения, наделенные функциями исполнения, контроля и принуждения. В них входят силовые структуры – армия, полиция, тюрьмы.
  5. Наличие законодательства (что такое закон), легализующего действия властей. Правовые акты определяют юридические рамки формы осуществления государственных функций.

В рамках государства власти обладают монополией на легальное применение силы, издание законов, взимание налогов и платежей, официальное представление всего населения страны на мировой арене.

Функции государства

Это основные направления его деятельности, а также главные цели и задачи, методы, формы и средства осуществления этой деятельности. Функций, понятное дело, будет много, но все они состоят из одинаковых составных частей:

  1. Предмет функции (на какие именно общественные отношения направлена деятельность государства).
  2. Цели функции (тот результат, который хотим получить). Их принято разделять на три вида: ближайшие, промежуточные и конечные.
  3. Методы, формы и средства осуществления функции. Методов два — принуждение и убеждение. Формы делятся на: законодательную, организационно-исполнительную и правоохранительную.

Функции государства подразделяются на два вида:

  1. Внутренние — решение задач внутри страны:
    1. Политическая функция (управление) — выборы, референдумы и другие демократические процедуры. Благодаря этому народ эту власть может реализовывать.
    2. Правовая (законодательная) — установление правил и их исполнение. Депутаты принимают законы (что это?), чиновники и полицейские следят за их исполнением, а суды разбирают правовые конфликты.
    3. Экономическая (регулирование) — уменьшает или увеличивает налоги и таможенные пошлины, борется с монополизацией рынков, регулирует количество денег в экономике (что это?) и противостоит инфляции.
    4. Социальная (развитие системы образования, здравоохранения, соцобеспечения, идеологии, культуры, обеспечение возможностью приобрести жилье) — государство должно поддерживать достойный уровень жизни граждан.
    5. Экологическая (охрана природы).
  2. Внешние — деятельность на международной арене:
    1. Обеспечение национальной безопасности (обороноспособность, разведка, охрана границы).
    2. Взаимовыгодное сотрудничество с другими странами — международная торговля, налаживание дружеских отношений.
    3. Отстаивание интересов государства на международной арене (в международных организациях, защита граждан за пределами страны).
    4. Участие в решение глобальных проблем (глобальное потепление, экология).

Степень реализации внутренних функций обычно хорошо видна жителям государства. Внешние же функции жителям не так заметны и понятны, а посему их можно преподнести как величайшее достижение (что главы многих стран и делают).

Еще функции делят на:

  1. Приоритетные — например, сейчас это социальные функции, а во время войны это были функции обороны.
  2. Второстепенные — то, что сейчас не в приоритете.

Ну, тут и так все понятно.

Теории происхождения государства

Теологи, политологи, юристы и все другие представители научных, околонаучных и ненаучных дисциплин издавна спорят, как возникли государства, и что послужило толчком к объединению людей. На разных этапах развития предпочтение получали взгляды, наиболее полно соответствующие запросам общества.

Теологическая теория

Самой древней принято считать теологическую теорию.

Согласно ее постулатам, государственное устройство возникло по воле бога (или богов), а правители стран направляются на грешную землю высшими силами.

Возникновение государства, по мнению сторонников учения, стало результатом длительного процесса развития общества, который диктовал Божий промысел.

Древнегреческий философ Платон считал, что государства появились в эпоху Зевса и других совсем небезгрешных греческих богов. Они поделили жребием всю территорию. Боги населяли землю своей страны жителями, соответствующими их предпочтениям.

Например, в Аттике (Афины и прилегающие регионы) Афина и Гефест расселили благородных мужей, придерживающихся демократических устоев. В Атлантиде Посейдон установил наследуемое царское правление.

Древние китайцы объясняли появление порядка, общественного устройства и правил поведения проявление воли бога, а императора называли сыном неба.

Богослов Ионн Златоуст (344-407 гг), философ Фома Аквинский (1226—1274 гг), игумен Иосиф Волоцкий (1439—1515 гг) придерживались мнения о необходимости существования государства в мире полном пороков.

Они утверждали, что оно ограждает людей и общество от грехов, которые присущи человечеству из-за грехопадения прародителей. Государственные институты помогают принять совершенство Божественного закона и направляют подданых по истинному пути.

При таком подходе верховенство власти принадлежало церкви, а не правительству. Монарх восходил на престол только после одобрения церковным представителем. Идеальным правлением считается то, при котором государственная власть действует по религиозным принципам.

Учение полностью объясняет происхождению слова «государство». Согласно исследованиям, термин произошел от слова «государь» – правитель Руси в древние годы, которое, в свою очередь, является преобразованной словоформой древнерусских «господь», «господарь».

Патриархальная теория

Яркие представители патриархальной теории происхождения государства — Аристотель, Конфуций — считали, что государства возникли по причине стремления человека к общению и созданию семьи.

В этом учении державы возникли из-за разрастания семейных связей. Поэтому отношения в государстве должны строиться так же, как среди близких родственников:

  1. монарх, как отец, заботится о благополучии всего общества;
  2. подданные беспрекословно ему подчиняются и уважают;
  3. младшие члены семьи почитают старших, а старшие заботятся о более молодом поколении.

Патриархальная теория оставила значительный след в русском обществе. Долгие годы население страны в трудные моменты искало поддержку у царя-батюшки. Некоторые отголоски слышны до сих пор.

Теория общественного договора

Договорная теория возникновения государства основывается на разумной деятельности людей. Согласно учению для преодоления социального неравенства люди заключили коллективный договор (это как?), которым предусмотрено создание властных структур и законов, обязательных для всех членов общества.

Последователь теории Томас Гоббс рассматривал догосударственную жизнь людей, как состояние войны всех против всех. Чтобы добиться мира, люди договорились учредить государство.

Еще один сторонник договорных взглядов — Джон Локк — считал общественный договор стремлением народа обеспечить права каждого человека на жизнь, свободу, имущество.

Насильственная (теория завоеваний)

Среди основных теорий происхождения государства, насильственная занимает особое место. Согласно ее концепции страна возникает в результате насилия одних людей над другими.

Организация управления в этом случае – это не результат развития общества, а аппарат принуждения победивших племен по отношению к проигравшим. Победители формируют господствующий класс, а лузеры – подчиненный.

Классовая теория (марксизм)

Насильственная теория стала прародительницей марксистского учения, по которому властные структуры рассматриваются, как угнетатели, а простое население, как угнетенные.

Однако возникновение государства концепция К. Маркса рассматривает, как результат развития социально-экономических отношений и разделения общества на классы, а не результат насилия.

Последователи марксизма были уверены, что если классовое разделение исчезнет, сущность государства утратится (оно станет ненужным).

Психологическая

Психологическая теория происхождения государства и права увязывает возникновение государственной системы с особенностями психики людей. Психологи считают, что одни граждане стремятся властвовать, а другие подчиняться.

В этом случае создание государства – это результат разрешения противоречий между инициативной частью сообщества и пассивной.

Есть очень много других точек зрения, а внутри каждого учения большое количество ответвлений, находящих предметы для спора между собой. Вот некоторые из них.

По некоторым теориям государство – это аналог:

  1. биологического организма;
  2. большой стройки;
  3. разделения людей на высшую и низшую расы;
  4. результата роста численности населения.

У каждого из этих учений находятся свои сторонники, поэтому до нахождения единого толкования еще очень далеко.

Формы государства

Форма государства – это организация политической власти, определяющая структуру и функционирование государственных институтов.

Форму определяют три составляющие:

  1. Форма правления.
  2. Государственное устройство.
  3. Политический режим.

По форме правления выделяют монархии и республики. В монархии власть передается по наследству, в республике (что это такое?) – выбирается народом. Монархии бывают абсолютные (вся власть принадлежит правителю) и конституционные (права монарха ограничены законами).

Республика может быть:

  1. парламентская (президент — глава государства; правительство ответственно только перед парламентом);
  2. президентская (президент — глава государства; правительство ответственно перед президентом).

По форме государственного устройства они делятся на:

Политический режим может быть: демократическим и антидемократическим; государство — правовым, авторитарным, тоталитарным.

Например, Российское Федерация — это демократическое федеративное государство с республиканской формой правления.

Более подробно об этом смотрите в данном видеоролике:

Понятие и теории происхождения государства

Государство является центральным институтом политической системы и обладает сложной институциональной структурой, выполняет специфические функции.

Термин государство используется в двух значениях. В широком смысле государство рассматривается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Отождествляется по существу с такими понятиями как «страна», «общество». В узком смысле государство понимается как организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов в пределах определенной территории. В этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость.

В современной политологии нет единого подхода к вопросу возникновения государства. Существует целый ряд концепций по-разному понимающих причины возникновения государства.

Патриархальная (Р.Филмер) теория трактует процесс возникновения государства как результат последовательного объединения семей, родов, племен в общности, государства. Государство рассматривается как большая семья, в которой отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями главы и членов семьи.

Теократическая (Аврелий Августин, Фома Аквинский) концепция связывает возникновение государства с волей Бога. Государство – часть порядка, установленного Богом, результат божественного промысла. Теократическая концепция безраздельно господствовала в эпоху средневековья.

Ирригационная (К.Виттфогель). В процессе строительства крупных ирригационных сооружений формировались группы людей, организующих строительные работы. Именно они стали основой государственного аппарата. Абсолютизируется роль географического фактора. Локальный характер.

Теория завоевания или насилия (Л. Гумплович, К.Каутский – внешнее, Е.Дюринг – внутренее) объясняет процесс возникновения государства необходимостью закрепления господства более сильных социальных групп над слабыми. Государство возникает как следствие завоевания одних групп другими.

Расовая теория (Ж. Бобино, Ф. Ницше). Государство создают высшие расы, господствующие над низшими.

Инцестная ( К. Леви-Стросс). Введение запрета кровосмешения привело к выделению человека из природы и возникновению государства.

Читайте также:  Признаки конфедерации, чем она отличается от федерации, список стран

Спортивная (Ортега Х. Гассет) теория. Возникновение государства обусловлено происхождением игр, физических упражнений и спорта. Обряд инициации. Образование специальных групп. Возникновение родовой и военной аристократии результат проведения соревнований.

Патримониальная (Галлер Р.). Право собственности на землю первооснова государства.

Договорная теория (Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо). В соответствии с этой теорией государство возникло в результате добровольного соглашения людей в целях обеспечения своих основных прав и свобод.

Социально-экономическая (марксистская) теория в качестве основных факторов образования государства видит в развитии общественного разделения труда, возникновении частной собственности, классов и эксплуатации одних классов другими. Государство создается экономически господствующими группами для подчинения себе неимущих слоев населения.

Психологическая (Г. Тард, Петражицкий, Ж. Бюрдо). Основа государства – психологическая потребность человека жить в рамках организованного сообщества. Общество и государство есть сумма психологических взаимодействий людей и их различных объединений и следствие психологических закономерностей человека.

Диффузионная (Гребнер). Государство результат передачи опыта управления от одних народов к другим.

Стоит подчеркнуть, что сложность процесса возникновения государства обусловлена множеством факторов, и только учитывая всю совокупность этих факторов можно раскрыть и объяснить становление государства.

2. Признаки и функции государства

Государство характеризуется целым рядом только ему присущих признаков:

Принудительность. Государство располагает системой органов принуждения, применяемого в соответствии с законом в определенных ситуациях. Данный признак считал одним из важнейших ещё М. Вебер. «Государство есть отношение господства людей над людьми, опирающиеся на легитимное насилие как средство».

Суверенитет. Понятие суверенитет раскрывается через понятие «верховенство»: общеобязательность решений для всего населения, возможность отмены решений негосударственных политических организаций. Государство обладает наивысшей властью на определенной территории и независимо в международных отношениях. Государственный суверенитет характеризуется таким базисными признаками, как единство и неделимость территории, неприкосновенность границ и невмешательство во внутренние дела. Экономической основой суверенитета является владение территорией, материальными ресурсами. Политической основой – наличие достаточно развитой организации политической власти. Правовая основа суверенитета обеспечивается системой внутреннего законодательства и международным правом.

Всеобщность. Данный признак показывает, что государство включает в сферу своего воздействия всех людей, находящихся на его территории.

Отличительные признаки государства дополняются его атрибутами.

Наличие публичной власти, отделенной от общества. Появление особого разделения труда на управляющих и управляемых приводит к образованию особого аппарата управления обществом.

Отношение господства и подчинения. Политическая элита принудительно навязывает свою волю обществу через определенные институты. Государство есть совокупность организаций и учреждений, система управления общественной жизнью.

Государство – это власть институциональная. Территория (часть суши, воздушного и водного пространства), фиксирующая границы государства. Население, на которое распространяется государственная власть.

Монополия на правотворчество. Государство организует общественную жизнь на основе права. Только государство в лице определенных органов может утверждать нормы обязательные для всего общества. Право на взимание налогов и сборов с населения. Гражданство характеризует связь индивида с государством. Исключительные права государства – денежная эмиссия, осуществление бюджетной политики, монополия на средства вооруженной борьбы.

Место и роль государства в политической системе общества во многом определяются его функциями. Функции отражают основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью. Общепринятым является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся:

    • защита существующего способа производства, экономической и социально-политической системы;
    • регулирование хозяйственной деятельности и социальных отношений;
    • культурно-воспитательная функция;
    • обеспечение законности и правопорядка.

Внешние функции государства составляют:

  • защита интересов данного государства на международной арене,
  • обеспечение обороны страны, развитие взаимовыгодного сотрудничества и интеграции с другими странами,
  • участие в международном разделении труда.

Внешние функции закономерно вытекают из внутренних и являются их продолжением, вместе с тем они оказывают обратное влияние на внутренние функции.

Таким образом, государство можно определить как:

Государство – политическая целостность, образуемая национальной и многонациональной общностью, закрепленной на определенной территории, где поддерживается юридический порядок, установленный элитой;

Государство – особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом, монополией на применение легитимного насилия, осуществляющая управление обществом с помощью специального аппарата;

Государство – основной институт политической системы, организующий и контролирующий совместную деятельность и отношения индивидов, социальных групп.

3. Форма государства.

От типов государства следует отличать формы государства. Под формой государства понимается способ организации и осуществления государственной власти. Форма государства раскрывает, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов, какими методами осуществляется власть. Форма государства отражает исторические, географические, национальные, экономические и прочие особенности становления и развития различных государств.

Форма государства складывается из трех элементов:

1) формы государственного правления,

2) формы государственного устройства,

3) политического режима.

При этом форма правления и форма государственного устройства раскрывают структурную сторону государства, а политический режим – его функциональную сторону. Политический режим – характеристика не только государства, но и всей политической системы. Поскольку сравнительный анализ политических режимов был дан в предыдущем разделе, остановимся здесь на знакомстве с формами правления и государственного устройства.

Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан. Различают две основные формы государственного правления: монархию и республику.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9227 – | 7344 – или читать все.

194.79.20.244 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Понятие и признаки государства

  • Теория государства и права в системе наук
  • Функции теории государства и права
  • Формы правления и государственного устройства

Государство – организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.

Основными признаками государства являются: наличие определенной территории, суверенитет, широкая социальная база, монополия на легитимное насилие, право сбора налогов, публичный характер власти, наличие государственной символики.

Государство выполняет внутренние функции, среди которых — хозяйственная, стабилизационная, координационная, социальная и др. Существуют и внешние функции, важнейшими из которых являются обеспечение обороны и налаживание международного сотрудничества.

По форме правления государства делятся на монархии (конституционные и абсолютные) и республики (парламентские, президентские и смешанные). В зависимости от формы государственного устройства выделяют унитарные государства, федерации и конфедерации.

Государство

Государство — это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности.

В историческом плане государство можно определить как социальную организацию, обладающую конечной властью над всеми людьми, проживающими в границах определенной территории, и имеющую главной своей целью решение общих проблем и обеспечение общего блага при сохранении, прежде всего, порядка.

В структурном плане государство предстает как разветвленная сеть учреждений и организаций, олицетворяющих три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.

Государственная власть является суверенной, т. е. верховной, по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также независимой, самостоятельной по отношению к иным государствам. Государство — официальный представитель всего общества, всех его членов, именуемых гражданами.

Взимаемые с населения налоги и полученные от него займы направляются на содержание государственного аппарата власти.

Государство — это универсальная организация, отличающаяся рядом не имеющих аналогов атрибутов и признаков.

  • Принудительность — государственное принуждение первично и приоритетно по отношению к праву принуждать других субъектов в пределах данного государства и осуществляется специализированными органами в ситуациях, определяемых законом.
  • Суверенность — государство обладает наивысшей и неограниченной властью по отношению ко всем лицам и организациям, действующим в пределах исторически сложившихся границ.
  • Всеобщность — государство выступает от имени всего общества и распространяет свою власть на всю территорию.

Признаками государства являются территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов, законотворчество. Государство подчиняет себе все население, проживающее на определенной территории, независимо от административно-территориального деления.

  • Территория — определяется границами, разделяющими сферы суверенности отдельных государств.
  • Население — подданные государства, на которых распространяется его власть и под защитой которого они находятся.
  • Аппарат — система органов и наличие особого “класса чиновников” посредством которых функционирует и развивается государство. Издание законов и правил, обязательных для всего населения данного государства, осуществляется государственным законодательным органом.

Понятие государства

Государство возникает на определенной стадии развития общества как политическая организация, как институт власти и управления обществом. Существуют две основные концепции возникновения государства. В соответствии с первой концепцией государство возникает в ходе естественного развития общества и заключения договора между гражданами и правителями (Т. Гоббс, Дж. Локк). Вторая концепция восходит к идеям Платона. Она отвергает первую и настаивает на том, что государство возникает в результате покорения (завоевания) сравнительно небольшой группой воинственных и организованных людей (племя, раса) значительно превосходящего по численности, но менее организованного населения (Д. Юм, Ф. Ницше). Очевидно, в истории человечества имели место как первый, так и второй способ возникновения государства.

Как уже говорилось, вначале государство являлось единственной политической организацией в обществе. В дальнейшем, в ходе развития политической системы общества, возникают и другие политические организации (партии, движения, блоки и т. д.).

Термин «государство» обычно употребляется в широком и в узком значении.

В широком смысле государство отождествляется с обществом, с определенной страной. Например, мы говорим: «государства, входящие в ООН», «государства — члены НАТО», «государство Индия». В приведенных примерах под государством понимаются целые страны вместе со своими народами, проживающими на определенной территории. Такое представление о государстве доминировало в античности и в Средние века.

В узком смысле государство понимается как один из институтов политической системы, обладающий верховной властью в обществе. Такое понимание роли и места государства обосновывается в период формирования институтов гражданского общества (XVIII — XIX вв.), когда происходит усложнение политической системы и социальной структуры общества, появляется необходимость отделения собственно государственных институтов и учреждений от общества и других негосударственных институтов политической системы.

Государство — основной социально-политический институт общества, ядро политической системы. Обладая суверенной властью в обществе, оно управляет жизнедеятельностью людей, регулирует отношения между различными социальными слоями и классами, отвечает за стабильность общества и безопасность своих граждан.

Государство имеет сложную организационную структуру, которая включает следующие элементы: законодательные учреждения, исполнительно-распорядительные органы, судебную систему, органы охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы и др. Все это позволяет государству выполнять не только функции управления обществом, но и функции принуждения (институционализированного насилия) в отношении как отдельных граждан, так и больших социальных общностей (классов, сословий, нации). Так, в годы советской власти в СССР были фактически уничтожены многие классы и сословия (буржуазия, купечество, зажиточное крестьянство и др.), политическим репрессиям подвергались целые народы (чеченцы, ингуши, крымские татары, немцы и др.).

Признаки государства

Основным субъектом политической деятельности признается государство. С функциональной точки зрения государство — это ведущий политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий порядок и стабильность в нем. С организационной точки зрения государство — это организация политической власти, вступающая в отношения с другими субъектами политической деятельности (например, гражданами). В таком понимании государство рассматривается как совокупность политических институтов (суды, система социального обеспечения, армия, бюрократия, органы местной власти и т.д.), ответственных за организацию социальной жизни и финансируемых обществом.

Признаки, которые отличают государство от других субъектов политической деятельности, состоят в следующем:

Наличие определенной территории — юрисдикция государства (право вершить суд и решать правовые вопросы) определена его территориальными границами. В этих границах власть государства распространяется на всех членов общества (как обладающих гражданством страны, так и не обладающих им);

Суверенитет — государство полностью независимо во внутренних делах и в ведении внешней политики;

Многообразие используемых ресурсов — государство аккумулирует основные властные ресурсы (экономические, социальные, духовные и т.д.) для осуществления своих полномочий;

Стремление к представительству интересов всего общества – государство выступает от имени всего общества, а не отдельных лиц или социальных групп;

Монополия на легитимное насилие — государство имеет право применять силу, чтобы обеспечивать исполнение законов и наказывать их нарушителей;

Право сбора налогов — государство устанавливает и собирает с населения различные налоги и сборы, которые направляются на финансирование государственных органов и решение различных управленческих задач;

Публичный характер власти — государство обеспечивает защиту публичных интересов, а не частных. При осуществлении государственной политики обычно не возникает личных отношений между властью и гражданами;

Наличие символики — государство имеет свои признаки государственности — флаг, герб, гимн, особые символы и атрибуты власти (например, корона, скипетр и держава в некоторых монархиях) и т.д.

В ряде контекстов понятие «государство» воспринимают как близкое по значению к понятиям «страна», «общество», «правительство», но это не так.

Страна — понятие прежде всего культурно-географическое. Этот термин обычно употребляется в тех случаях, когда говорят о площади, климате, природных зонах, населении, национальностях, религиях и т.д. Государство — понятие политическое и обозначает политическую организацию той иной страны — форму ее правления и устройства, политический режим и т.д.

Общество — понятие более широкое, чем государство. Например, общество может быть над государственным (общество как все человечество) или догосударственным (таковы племя и первобытный род). На современном этапе понятия общества и государства тоже не совпадают: публичная власть (скажем, слой профессионалов-управленцев) относительно самостоятельна и обособлена от остального общества.

Правительство – только часть государства, его высший распорядительный и исполнительный орган, инструмент осуществления политической власти. Государство — устойчивый институт, вто время как правительства приходят и уходят.

Общие признаки государства

Несмотря на все многообразие видов и форм государственных образований, возникавших ранее и существующих в настоящее время, можно выделить общие признаки, которые в той или иной степени характерны для любого государства. Наиболее полно и аргументированно, на наш взгляд, эти признаки были изложены В. П. Пугачевым.

К числу таких признаков относятся следующие:

  • публичная власть, отделенная от общества и не совпадающая с социальной организацией; наличие особого слоя людей, осуществляющих политическое управление обществом;
  • определенная территория (политическое пространство), очерчиваемая границами, на которую распространяются законы и полномочия государства;
  • суверенитет — верховная власть над всеми проживающими на определенной территории гражданами, их институтами и организациями;
  • монополия на легальное применение силы. Только государство имеет «законные» основания для того, чтобы ограничивать права и свободы граждан и даже лишать их жизни. Для этих целей оно имеет специальные силовые структуры: армию, полицию, суды, тюрьмы ит. п.;
  • право на взимание налогов и сборов с населения, которые необходимы для содержания государственных органов и материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т. д.;
  • обязательность членства в государстве. Человек получает гражданство с момента рождения. В отличие от членства в партии или других организаций, гражданство является необходимым атрибутом любого человека;
  • претензия на представительство всего общества как единого целого и на защиту общих интересов и целей. В реальности же никакое государство или иная организация не в состоянии в полной мере отражать интересы всех социальных групп, классов и отдельных граждан общества.

Все функции государства можно разделить на два основных вида: внутренние и внешние.

При выполнении внутренних функции деятельность государства направлена на управление обществом, на согласование интересов различных социальных слоев и классов, на сохранение своих властных полномочий. Осуществляя внешние функции, государство выступает в качестве субъекта международных отношений, представляющего определенный народ, территорию и суверенную власть.

Понятие государства, его признаки функции, сущность. Теории происхождения государства. Формы и типы государств.

Предпосылки возникновения государства. Пути возникновения государства. Понятие государства. Признаки государства. Функции государства. Сущность государства. Теории происхождения государства. Формы и типы государств. Понятие формы государства. Форма правления. Виды монархий и республик. Форма государственного устройства. Унитарные государства. Федерации, виды федераций. Конфедерации. Федерация и субъекты федерации. Формы политического режима. Политический режим в России. Классификация государств. Два подхода к классификации. Типы государств. Механизм государства. Представительные органы государственной власти: законодательные учреждения: местные органы власти и самоуправления. Центральные органы исполнительной власти: глава государства (монарх, президент); правительство – высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти, который непосредственно осуществляет управление страной; министерства, ведомства, другие центральные учреждения. Судебные (правоохранительные) органы государственной власти: суд – орган государства, осуществляющий правосудие в форме разрешения уголовных, гражданских и административных дел в установленном законом процессуальном порядке; прокуратура; нотариат.

1. Понятие и сущность государства.

2. Формы правления государства.

3. Формы государственного устройства.

4. Политический режим в РФ.

5. Проблемы и пути построения правового государства.

6. Органы государственной власти в РФ.

7. Судебная (правоохранительные) органы государственной власти.

9. Местное самоуправление.

Понятие государства, его признаки функции, сущность. Теории происхождения государства. Формы и типы государств.

Государство и правов современном мире — это важнейшие специфические социальные явления (инструменты), тесно и органично связанные между собой.

В свою очередь, теория государства и правакак одна из основных юридических наук,изучающая главные и наиболее общие политико-юридические закономерности возникновения и функционирования государства и права, является своего рода базисом для всех отраслей права (конституционного, административного, гражданского, трудового, уголовного и иных).

Особо подчеркнем, что теория государства и права служит также базисом, фундаментом для познания и освоения медицинского права.

Следовательно, знание основ теории государства и права для овладения отраслевыми юридическими науками так же важно, как знание фундаментальных медицинских наук (анатомии, физиологии или, скажем, фармакологии) для овладения методами диагностики и лечения. Как в нормальной анатомии, студент должен знать и запомнить, например, все 7 каналов пирамидки височной кости, так и в теории права он должен четко усвоить все базовые элементы, основные понятия и определения.

Теория государства и права — это система знаний о государственно-правовых явлениях, их социально-политических целях и механизме государственно-правового регулирования общественных отношений.

Государство, как и право, не существовали извечно. Общество возникло намного раньше, чем государство. Говоря о возникновении общества, ученые оперируют сроками, исчисляющимися миллионами лет, государство же появилось всего 5—6 тыс. лет назад. Другими словами, с материалистических позиций, в жизни человеческого общества было время, когда ни государства, ни права не существовало. Это был период первобытно-общинного строя, охватывающий эпоху от появления первых людей до возникновения классового общества. Длился этот период, по научным данным, более 1 млн лет. Для него были характерны такие черты, как общественная собственность на примитивные орудия труда, отсутствие частной собственности на производимые продукты труда, а следовательно, деление на бедных и богатых. Социальная (общественная) власть базировалась на родоплеменных (семейных) отношениях, так как основной организацией общества был род (родовая община) — исторически сложившееся объединение связанных кровным родством и ведущих совместное хозяйство людей, опирающееся’ на авторитет старейшин, а также на традиции и уважение членов рода. Близкие между собой роды объединялись в племена, племена — в союзы племен. Управление осуществлялось племенным советом, состоявшим из старейшин и военачальников родов. В распоряжении старейшин не было никакого аппарата насилия. Власть основывалась исключительно на личном авторитете, военной доблести, мудрости старейшин, господстве обычаев, доверии и поддержке всех взрослых членов рода, активном участии в управлении родовой общиной как мужчин, так и женщин.

В этот период появляются первые нормы, или правила поведения, которые не носят формализованного характера, передаются внутри общины и поддерживаются ею.

Причины происхождения государстваделятся на экономические и социальные.

К экономическим причинам относятся: а) общественное разделение труда (отделение скотоводства от земледелия, отделение ремесла и появление купцов); б) рост производительности труда (появление излишков, прибавочного продукта); в) возникновение частной собственности.

Социальные причины выражаются в разложении рода и возникновении семьи, появлении антагонизма и разделении общества на классы. Выделение зажиточной верхушки, превращающей в рабов сначала пленных, а затем и обедневших соплеменников, привело к зарождению классов. Выделившийся господствующий класс, сосредоточив в своих руках основные средства производства, должен был закрепить главенствующее положение, заставить массы людей постоянно трудиться для своего обогащения, принуждать к повиновению рабов и неимущих.

Пока первобытное общество еще не оторвалось от природы и базировалось в основном на природно-естественных основаниях, не имело частной собственности, не существовало и особой политической организации — государства. Следовательно, государство— это выделившаяся из общества и обусловленная его экономическим и социальным укладом и традициями политическая организация публичной власти.

Существует несколько основных теорий происхождения государства:

• теологическая(государство есть продукт божественной воли) — Фома Аквинский, Марсье;

• патриархальная(государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи) — Платон, Аристотель, Конфуций;

• договорная(государство возникло как результат договора (соглашения) между людьми) — Г. Гроций, Спиноза, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев;

• теория насилия(государство появляется в силу различных военно-политических факторов) — Дюринг, К.Каутский;

• органическая(государство — есть продукт социальной эволюции, специфическая разновидность биологического организма) — Г. Спенсер;

• материалистическая(государство возникает как результат социально-экономического развития) — К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин;

• психологическая(государство возникло в силу особых свойств человеческой психики — потребности людей властвовать и подчиняться и т.п.) — Л.И. Петражицкий, 3. Фрейд.

Государство –это политико-территориальная, суверенная организация публичной власти, управляющая обществом, выполняющая общественно полезные функции и обладающая аппаратом принуждения для обеспечения исполнения государственной политики, разрабатывающая и принимающая общеобязательные иные правовые акты.

– государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в рамках всей страны. Государство обладает территориальным верховенством, что означает единство и полноту государственной власти на всей его территории;

государство представляет собой особую организацию политической власти, располагающую специальным аппаратом управления обществом. Через систему своих органов государство осуществляет все свои функции и руководит обществом;

– государство объединяет на своей территории население – человеческое сообщество, объединенное институтом гражданства;

– государство использует правовой механизм в организации жизни общества. Государству принадлежит исключительное право в издании правовых актов, имеющих обязательную силу для всей страны, нормы которых проводятся в жизнь через систему государственных органов;

– государство обладает суверенитетом, который выражается в том, что государственная власть обладает верховенством и независимостью в отношении других властей внутри страны и в сфере межгосударственных отношений с учетом норм международного права.

Сущностьюгосударства, т.е. главным, определяющим в нем, являются урегулирование, упорядочение общественных отношений с помощью особых, специфических форм и методов, присущих лишь публичной власти.

Функции государства(главные направления деятельности) делятся на внутренние,связанные с деятельностью государства на территории своей страны, и внешние,проявляющиеся в различного рода взаимоотношениях с другими государствами. В укрупненном виде можно выделить политические, экономические, социальные и культурно-просветительные функции.

Под формой государствапонимается совокупность его внешних признаков, характеризующих способ и порядок организации политической власти, его высших органов, форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Форма правления (Ф.П.) представляет собой организацию высших органов государственной власти, их структуру, порядок образования и компетенцию. Ф.П. характеризуется следующими признаками:

Виды Ф.П. различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или выборным коллегиальным органом. В связи с этим выделяют следующие виды Ф.П.:

Монархия– это Ф.П., при которой верховная государственная власть осуществляется главой государства – монархом единолично и переходит в порядке престолонаследия.

Абсолютная монархия – Ф.П., при которой власть монарха не ограничена никакими законами и учреждениями. Саудовская Аравия, Катар

Ограниченная монархия – Ф.П., при которой власть монарха сдерживает выборный государственный орган. Испания, Великобретания.

Республика – Ф.П., при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами. Виды республик

Парламентарная республика – Ф.П., при которой парламент является полновластным органом, который формирует политически ответственное перед ним правительство и избирает президента, являющегося лишь главой Г., но не исполнительной власти. Германии, Италии

Президентская республика характеризуется тем, что избираемый, как правило, всенародно президент является главой Г. и главой исполнительной власти. РФ

Форма государственного устройства (Ф.Г.У.) -это административно-территориальная организация государственной власти, определяющая характер взаимоотношений и составляющими его частями, между центральными и местными органами государственной власти. Ф.Г.У. определяет:

– внутреннюю структуру государства;

– правовой статус частей государства;

– характер взаимоотношений центральных и местных государственных органов;

– степень защиты национальных интересов народов, проживающих на территории данного государства.

По Ф.Г.У. выделяют следующие виды государства:

Унитарное Г. – Австрия, Франция это единое, неделимое государство, административно-территориальные единицы которого подчинены центральным органам власти и не имеют суверенитета. Признаки унитарного государства:

– наличие единых для всей страны высших органов государственной власти, жесткое подчинение местных органов центральным органам;

– наличие единого законодательства, гражданства, денежной системы, общей государственной политики;

– отсутствие у частей унитарного государства суверенитета;

допускается существование самостоятельных автономных образований по национальному признаку

Федерация(Россия, Германия) это добровольное объединение нескольких государств в одно союзное государство. Основные черты федерации: – формирование территории федеративного государств из территорий его субъектов;

-наличие как федеральных высших органов власти и управления, так и высших органов власти и управления в каждом союзном субъекте – члене федерации;

-принадлежность верховной государственной власти федеральным государственным органам;

-разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами на основе союзной конституции;

-наличие как союзного гражданства, так и гражданства субъектов федерации;

-наличие в федеральном парламенте палаты, представляющей интересы субъектов федерации;

-принадлежность союзным государственным органам права представлять федерацию в международных отношениях, формировать основные направления внутренней политики федерации.

Конфедерация – временное государственно-правовое объединение суверенных Г., созданное для достижения определенных целей.

Конфедерация создается на определенный период времени, входящие в нее Г. сохраняют свой суверенитет, осуществляют самостоятельно государственную власть, сохраняя независимость во внешней и внутренней политике.

Политический режим— это совокупность методов, приемов, способов и средств осуществления государственной власти, обеспечивающих ее стабильность и упорядоченность.

Наиболее признанным является деление государств на демократические(власть народа) и антидемократические(власть сосредоточена в руках одного человека или небольшой группы лиц). Последние, в свою очередь, делят на авторитарные и тоталитарные.

Правовое государство – это такое государство, которое построено на правовых началах и основная его цель – правовая защита прав и свобод личности и общества и других важных субъектов правоотношений. Основанные принципы правового государства:

– верховенство права в общественной и политической жизни;

– разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную с целью исключения злоупотребления ею;

-. верховенство закона, т.е. закон, пропятый высшим органом законодательной власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти;

– взаимная ответственность государства и личности;

– суды при отправлении правосудия независимы и подчиняются только конституции и закону;

– высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе;

– наличие гражданского общества и осуществления контроля с его стороны за исполнением законов всеми субъектами права.

Гражданское общество – это демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу доверия и уважения к правовым традициям и законам, где действуют различные группы, объединения культурного, национального, религиозного, территориального и иного характера, выражающие различные законные интересы людей. Это общество органично вырабатывает механизмы ограничения и контроля за деятельности государства.

|следующая лекция ==>
Этап 3. Разработка стратегии|Сценарии развития ЧС.

Дата добавления: 2016-10-17 ; просмотров: 1063 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

36. Понятие и признаки государства. Теории происхождения государства

Государство – организация, созданная для властного управления обществом в целом, выражающая и обеспечивающая интересы его основных социальных групп, обладающая особыми признаками и занимающая ведущее место в системе социальной власти.

Единое экономическое пространство

Единая денежная единица

Единый официальный язык

Единая дорожно-транспортная система

Единая информационная система

Единая внешняя политика

Основные направления деятельности государства, выражающие сущность и назначение государства в обществе, зависят и устанавливаются в зависимости от целей, которые ставит перед собой государство на определенный период времени.

Основные направления деятельности государства на международной арене

Информационная и т.д.

Основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны

Борьба с последствиями стихийных бедствий, катастроф

Информационная и т.

Теории происхождения государства

Теологическая теория (религиозная). Широкое распространение получила в средневековье (Ф. Аквинский)

Государство возникло по воле бога

Государство вечно и незыблемо (устанавливается необходимость всеобщего подчинения государственной власти как продолжению божественной. Светская власть является производной от религиозной, поэтому власть церкви имеет приоритет)

Патриархальная теория (Аристотель)

Государство – большая, разросшаяся семья. Оно возникает в результате разрастания семьи из поколения в поколение, и глава семьи становится главой государства.

Власть главы государства подразумевает его заботу о подданных, и подчинение подданных власти главы государства по аналогии с властью отца.

Договорная теория. 17-18 вв. эпохи Просвещения (Руссо, Дидро, Спиноза, Локк, Гоббс и др.). Государство возникло в результате заключения общественного договора. До возникновения государства люди находились в естественном состоянии (эпоха всеобщего благоденствия, полная свобода, состояние войны всех против всех). Каждый человек обладает от рождения естественными правами, полученными от бога или природы. Жизнь людей в обществе приводит к противоречию при реализации этих прав, поэтому нарушается порядок и возникает насилие. Жизнь людей в обществе подразумевает определенные ограничения и наложение на каждого человека определенные обязанности помимо прав. В результате возникновения государства можно связать с моментом, когда люди заключили договор о создании государства, добровольно передав ему часть своих прав и возложив на себя обязанности. Заключение договора влечет за собой возможность его расторжения (право на революцию как крайность).

Теория насилия 19 в. (Дюринг, Каутский)

Возникновение государства связано с реализацией закономерности подчинения слабого сильному, т.е. слабые разрозненные племена завоевывались более сильными и организованными. Для подчинения этих племен и установления порядка был создан государственный аппарат, органы принуждения, законы и др. механизмы. Государство – механизм защиты слабых.

Психологическая теория 19 в.

Появление государства связано с особенностями человеческой психики:

– человеку свойственно жить в обществе, коллективе

– всегда есть люди, стремящиеся к власти, другим же необходимо подчиняться, или нужен лидер

– зависимость людей, человеческого сознания от авторитета вождей, политических и религиозных деятелей и т.д.

Это приводит к тому, что людям свойственно жить в государстве.

Материалистическая теория (Маркс, Энгельс, Ленин, Плеханов).

Государство возникло в результате изменения социально-экономических отношений, способов производства, в результате возникновения классов и борьбы между ними. Государство выступает средством угнетения и управления одного класса другим, уничтожение классов приводит к вымиранию государства.

Государство: теории происхождения, понятие, признаки, функции.

с середины XVI – XVII вв. Н. Макиавелли.

Государство (Г.)– это основной институт полит. системы общества, кот. распространяет свою власть на всю территорию и граждан страны, располагает для этого аппаратом публичной власти, обладает суверенитетом и призван обеспечить реализацию интересов и потребностей граждан.

Г.– особая форма организации полит. власти в обществе, обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом с помощью спец. механизма (аппарата).

Теории происхождения:

1.Теологическая–Г. -священный и неприкосновенный институт, сотворённый Богом для организации жизни людей. Подчинение людей воле Божьей, принципам божественного разума обеспечивает, порядок в обществе, самосохранение и продолжение человеческого рода.

2.Патриархальная– госуд. власть как опекунскую, отеческую, формирующуюся в результате соединения родов в племена, племен в общности. Г. – как большая семья, в которой отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями отца и членов семьи.

3.Договорные теории происхождения государства оформились в XVII – XVIII вв.- возникновение Г. – результат своеобразного договора индивидов с целью обеспечить правопорядок, гарантирующий пользование естественными правами и собственностью. Атрибуты власти добровольно передаются суверенному монарху или иному государственному институту.

4.Социально-экономическая (марксистская) (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин) – Г.- полит. машина д./ подавления господствующими классами трудящихся масс. Г. возникает вместе с разделением общества на классы и ростом классовых антагонизмов.

5.Теория «насилия» или «захвата». К. Каутский – в основе возникновения Г. лежит акт насилия, завоевания одного народа другим, более сильным и организованным. Для закрепления власти победителя и создается Г.

Признаки государства:

1. Территория – физическая, материальная основа Г: нераздельна; неприкосновенна (принцип невмешательства публичной власти в дела др. Г.); исключительна(на территории Г. господствует власть только этого Г.); неотчуждаема (Г., лишившееся территории, перестает быть Г.).

2. Население (народ)– человеческое сообщество, проживающее на территории данного Г. и подчиняющееся его власти. Целостность народа, т.е. всеобщее подчинение населения существ. власти – важн. условие стабильности Г.

3. Суверенитет – независимое от каких-либо сил, обстоятельств и лиц верховенство. Гос. власть суверенна, т.е. обладает верховенством внутри страны и независимостью в отношениях с др. Г.

4. Органы госуд. власти. Механизм Г. представлен институтами законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

Внутренние функции Г.:

Политическая ф. в обеспечении политической стабильности, осуществлении властных полномочий, выработке программно-стратегических целей и задач развития общества.

Экономическая ф.- в организации, координации, регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, создания стимулов экономического роста.

Социальная ф. в осуществлении заботы о человеке, удовлетворение потребностей людей в жилье, работе, здравоохранении, образовании др.

Организаторская ф. в упорядочении всей властной деятельности: принятии, организации и исполнении решений, формировании и использовании управленцев, осуществлении контроля за исполнением законов, осуществлении координации деятельности различных субъектов политической системы.

Правовая ф.обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан.

Внешние ф.:

Ф. обороны – защита неприкосновенности границ и территории страны, обеспечение невмешательства во внутренние дела др. Г.

Дипломатическая ф. поддержание и развитие межгосударственных отношений, осуществлении внешней торговли, координации совместной деятельности с другими Г. в различных сферах, участии в международных организациях, блоках, союзах.

Дата добавления: 2016-11-12 ; просмотров: 729 | Нарушение авторских прав

Читайте также:  Конвенция о правах детей: определение, краткое содержание и характеристика
Ссылка на основную публикацию