Политический режим: происхождение и определение понятия, характеристика видов и типов политических режимов

Понятие и типы политических режимов

Формы государственного правления и формы государственного устройства дают представление преимущественно о внешнем выражении государственности, составляя ее структурно-организационный аспект, функциональный же аспект заключен в понятии «политический режим».

Политический режим (от лат. regimen — управление) — это способ функционирования политической системы общества. Он определяет характер жизни в стране и отражает уровень политической свободы, а также отношения органов власти к правовым основам их деятельности. Политический режим выступает в современной политологии одной из основных категорий, раскрывающих способ функционирования политической системы. Понятие политического режима получило распространение в запад­ноевропейской обществоведческой литературе на рубеже XIX и ХХ веков.

Политический режим зависит от нескольких факторов:

· исторических, социокультурных традиций;

· личных качеств политического лидера;

· соотношения сил в обществе;

· политической культуры общества.

Понятие политического режима появилось в западной политической науке еще в XIX веке, а в широкий научный оборот оно вошло после Второй мировой войны. Этимологически термин ‘режим’ происходит от латинского ‘regimen’ (порядок управления), производными от которого являются французское и английское слово ‘regime’, обозначающее приблизительно то же самое. На сегодняшний день в политологии существует немало трактовок и определений этого научного понятия. Остановимся лишь на наиболее распространенных из них.

Политический режим- совокупность открытых и скрытых элементов, которые определяют содержание и характер отношений между:

· Государством и гражданским обществом

· Ветвями государственной власти

· Центром и регионами

· Государством и группами давления

· Избирательной системой и формами государственного правления

· Идеологическими и неидеологическими формами политического принуждения

Классическое деление политических режимов – тоталитарный, авторитарный, демократический.

Авторитарный политический режим характеризуется тем, что:

• в деятельности органов политической власти преобладают методы командования, откровенного диктата;

• из процесса принятия и реализации политических решений полностью или в основном изъято метод нахождения компромисса, взаимного согласования различных позиций;

• органы политической власти имеют дискреционные полномочия, т.е. право, исходя из собственного понимания политической целесообразности, действовать на свое усмотрение, в том числе с нарушением норм закона;

• исполнительные органы наделены широкими законодательными полномочиями;

• ограничена или отсутствует сфера применения принципа гласности в деятельности органов политической власти;

• ограниченные гражданские, политические и личные права и свободы, а также юридические гарантии их обеспечения.

Есть три вида авторитаризма:

Тоталитарный политический режим имеет следующие признаки:

· ‘Жесткий контроль политической власти над всеми сферами жизни общества в целом и каждой личности в частности, превращение человека в дополнение к механизмам власти;

· ‘Отсутствие легальной оппозиции;

· ‘Наличие обязательной для всех официальной идеологии;

· ‘Нетерпимость к политическому инакомыслию;

· ‘Примитивизация политической культуры, всей сферы гуманитарных знаний.

Выделяют такие виды тоталитаризма:

Коммунистический тоталитаризм наиболее полно отражает характерные черты режима. Здесь все, включая экономическую жизнь, охвачено тоталитарным контролем. Частная собственность ликвидируется, а, следовательно, уничтожается всякая основа индивидуализма и автономии членов общества.

Тоталитаризм второго типа – это фашизм. Странами, где впервые возникли фашистские организации, были Германия и Италия. Фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.

Национал – социализм – третья разновидность тоталитарных режимов. Он утвердился в Германии, вобрав в себя черты как фашизма, так и коммунистического тоталитаризма. Вместе с тем он отличался от них по целям и социальным приоритетам. Целью национал – социализма было господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась германская.

Демократический режим представляет собой систему таких принципов взаимоотношений политической власти и общества:

В отличие от “чистого” авторитаризма предусматривает:

· ‘Наличие у граждан широкого круга прав и свобод и эффективность функционирования системы их институциональных и нормативных гарантий;

· ‘Отсутствие у органов политической власти дискреционных полномочий (то есть практически ничем не ограниченной компетенции);

· ‘Гласность принятия решений органами политической власти и доступность для всех граждан общественное значимой информации;

· ‘Право исполнительных органов выдавать лишь подзаконные акты, а не законы;

· ‘Широкое применение метода политического компромисса, отношение органов политической власти к факту существования политической оппозиции как к нормальному явлению общественной жизни.

Сейчас демократический режим господствует во многих странах мира. Вот некоторые характерные его признаки: выборность в органы государственной власти, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, широкий спектр прав и свобод граждан, защита и гарантирование этих прав, деятельность негосударственных общественно-политических организаций как равноправных партнеров государства, политический плюрализм, гласность, широкие возможности для личности влиять на процесс принятия и осуществления политических решений.

Авторитарный режим базируется на безусловном подчинении власти. Замена руководящих кадров осуществляется через кооптации, а не предвыборную конкурентную борьбу между кандидатами на ответственные государственные должности. При таких режимов нет (или они игнорируются) установленных законом процедур, вследствие чего прекращения и передачи власти часто являются результатом насилия, конфронтации, а не институционализации. При таком режиме безраздельно господствует исполнительная власть. Парламент хотя и сохраняется, но, как правило, значительную часть его назначают, а не выбирают. Он превращается в совещательную учреждение при главе государства, в большинстве случаев сам занимает все ключевые государственные должности. Основные методы государственной деятельности – приказы и команды. Личность теряет способность к самостоятельности суждений и действий, слепо подчиняясь авторитету.

Наиболее реакционным режимом является тоталитарный. Это насильственное политическое господство группы «избранных», которых возглавляет «вождь» (фюрер, дуче). Основные признаки этого режима: тотальный контроль за всеми сферами жизни общества, запрещение конституционных прав и свобод, демократических организаций, репрессии, милитаризация общественной жизни, господство одной общепризнанной идеологии. В условиях тоталитаризма личность полностью подчинена власти.

Одной из важнейших признаков политической системы является категоpия политического pежиме.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Политические режимы

  • Политическая система

Политические режимы

Политический режим — способ организации политической системы, который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране.

Во многом эти характеристики обусловлены конкретными традициями, культурой, историческими условиями развития государства, поэтому можно говорить, что в каждой стране сложился свой уникальный политический режим. Однако у многих режимов в различных странах можно обнаружить сходные черты.

В научной литературе выделяют два вида политического режима:

Признаки демократического режима:

  • господство закона;
  • разделение властей;
  • наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан;
  • выборность органов государственной власти;
  • существование оппозиции и плюрализм.

Признаки антидемократического режима:

  • господство беззакония и террора;
  • отсутствие политического плюрализма;
  • отсутствие оппозиционных партий;

Антидемократический режим подразделяется на тоталитарный и авторитарный. Поэтому мы будем рассматривать характеристики трёх политических режимов: тоталитарного, авторитарного и демократического.

Демократический режим основан на принципах равенства и свободы; основным источником власти здесь считается народ. При авторитарном режиме политическая власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей, однако вне сферы политики сохраняется относительная свобода. При тоталитарном режиме власть жестко контролирует все сферы жизни общества.

Характеристика политических режимов

Демократический режим (от греч. demokratia — народовластие) основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы. Признаки демократии следующие:

  • выборность — происходит избрание граждан в органы государственной власти путем всеобщих равных и прямых выборов;
  • разделение властей — власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви, независимые друг от друга;
  • гражданское общество — граждане могут воздействовать на власть при помощи развитой сети добровольческих общественных организаций;
  • равноправие — все имеют равные гражданские и политические
  • права и свободы, а также гарантии их зашиты;
  • плюрализм — господствует уважение к чужим мнениям и идеологиям, в том числе к оппозиционным, обеспечены полная гласность и свобода прессы от цензуры;
  • согласие — политические и другие социальные отношения направлены на поиск компромисса, а не на насильственное решение проблемы; все конфликты решаются правовым путем.

Демократия бывает прямой и представительной. При прямой демократии решения принимаются непосредственно всеми гражданами, имеющими право голоса. Прямая демократия была, например, в Афинах, в Новгородской республике, где люди, собираясь на площади, принимали общее решение по каждой проблеме. Сейчас прямая демократия реализуется, как правило, в виде референдума — всенародного голосования по проектам законов и важным вопросам государственного значения. Например, действующая Конституция Российской Федерации была принята на референдуме 12 декабря 1993 г.

В условиях большой территории прямую демократию слишком сложно реализовать. Поэтому государственные решения принимаются специальными выборными учреждениями. Такая демократия называется представительной, поскольку выборный орган (например, Государственная Дума) представляет избравший его народ.

Авторитарный режим (от греч. autocritas — власть) возникает, когда власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей. Обычно авторитаризм сочетается с диктатурой. Политическая оппозиция при авторитаризме невозможна, однако в неполитических сферах, например в экономике, культуре или частной жизни, сохраняются автономия личности и относительная свобода.

Тоталитарный режим (от лат. totalis — весь, целый) возникает, когда все сферы жизни общества контролируются властью. Власть при тоталитарном режиме монополизирована (партией, вождем, диктатором), единая идеология обязательна для всех граждан. Отсутствие всякого инакомыслия обеспечивается мощным аппаратом надзора и контроля, полицейскими репрессиями, актами устрашения. Тоталитарный режим формирует безынициативную личность, склонную к подчинению.

Тоталитарный политический режим

Тоталитарный политический режим — это режим «всепоглощающего властвования», который беспредельно вмешивается в жизнь граждан, включая всю их деятельность в объеме своего управления и принудительного регулирования.

Признаки тоталитарного политического режима:

1. Наличие единственной массовой партии во главе с харизматическим лидером, а также фактическое слияние партийных и государственных структур. Это своего рода «партия-государство», где на первом месте во властной иерархии стоит центральный партийный аппарат, а государство выступает в качестве средства реализации партийной программы;

2. Монополизация и централизация власти, когда такие политические ценности, как подчинение и лояльность по отношению к «партии-государству», являются первичными по сравнению с ценностями материальными, религиозными, эстетическими в мотивации и оценке человеческих поступков. В рамках этого режима исчезает грань между политическими и неполитическими сферами жизни («страна как единый лагерь»). Вся жизнедеятельность, включая уровень частной, личной жизни, строго регламентируется. Формирование органов власти на всех уровнях осуществляется через закрытые каналы, бюрократическим путем;

Читайте также:  Кратко о государстве: понятие, признаки, функции и отличия от других организаций

3. «Единовластие» официальной идеологии, которая посредством массированной и целенаправленной индоктринации (СМИ, обучение, пропаганда) навязывается обществу как единственно верный, истинный способ мышления. При этом упор делается не на индивидуальные, а на «соборные» ценности (государство, раса, нация, класс, клан). Духовная атмосфера общества отличается фанатичной нетерпимостью к инакомыслию и «инакодействию» по принципу «кто не с нами — тот против нас»;

4. Система физического и психологического террора, режим полицейского государства, где в качестве базового «правового» принципа господствует принцип: «Разрешено только то, что приказано властью, все остальное запрещено».

К тоталитарным режимам традиционно относятся коммунистические и фашистские.

Авторитарный политический режим

Авторитарный режим — это недемократический государственный строй, характеризующийся режимом личной власти, «самочинными» диктаторскими методами правления.

Основные признаки авторитарного режима:

1. Власть носит неограниченный, неподконтрольный гражданам характер и концентрируется в руках одного человека или группы лиц. Это может быть тиран, военная хунта, монарх и т.д.;

2. Опора (потенциальная или реальная) на силу. Авторитарный режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако, в принципе, он может позволить себе любые действия по отношению к гражданам с тем, чтобы принудить их к повиновению;

3. Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности. Данное обстоятельство не исключает существования ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других организаций, но их деятельность строго регламентируется и контролируется властями;

4. Пополнение руководящих кадров осуществляется путем кооптации, а не предвыборной конкурентной борьбы; отсутствуют конституционные механизмы преемственности и передачи власти. Смена власти нередко происходит через перевороты с использованием вооруженных сил и насилия;

5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, и, прежде всего, в экономику. Власть занимается, в первую очередь, вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.

В этой связи авторитарный режим нередко называют способом правления с ограниченным морализмом: «Разрешено все, кроме политики».

Авторитарные режимы можно подразделить на жестко авторитарные, умеренные и либеральные. Выделяют еще и такие типы, как «популистский авторитаризм», опирающийся на уравнительно ориентированные массы, а также «национал-патриотический», при котором национальная идея используется властями для создания либо тоталитарного, либо демократического общества и др.

В число авторитарных режимов включают:

  • абсолютные и дуалистические монархии;
  • военные диктатуры, или режимы с военным правлением;
  • теократию;
  • персональные тирании.

Демократический политический режим

Демократический режим — это режим, в котором власть отправляется свободно выражающим себя большинством. Демократия в переводе с греческого означает буквально «власть народа» или «народовластие».

Базовые принципы демократического режима власти:

1. Народный суверенитет, т.е. первичным носителем власти выступает народ. Всякая власть от народа и делегируется им. Этот принцип не предполагает принятия политических решений непосредственно народом как, например, на референдуме. Он лишь предполагает, что все носители государственной власти свои властные функции получили благодаря народу, т.е. непосредственно путем выборов (депутаты парламента или президент) или косвенно через выбранных народом представителей (формируемое и подчиненное парламенту правительство);

2. Свободные выборы представителей власти, которые предполагают наличие, по крайней мере, трех условий: свободу выдвижения кандидатур как следствие свободы образования и функционирования политических партий; свободу избирательного права, т.е. всеобщее и равное избирательное право по принципу «один человек — один голос»; свободу голосования, воспринимаемую как средство тайного голосования и равенство для всех в получении информации и возможности вести пропаганду во время избирательной кампании;

3. Подчинение меньшинства большинству при строгом соблюдении прав меньшинства. Главная и естественная при демократии обязанность большинства — это уважение к оппозиции, ее праву на свободную критику и праву сменить, по итогам новых выборов, бывшее большинство у власти;

4. Реализация принципа разделения властей. Три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная — имеют такие полномочия и такую практику, что два «угла» этого своеобразного «треугольника» при необходимости могут блокировать недемократические, противоречащие интересам нации действия третьего «угла». Отсутствие монополии на власть и плюралистический характер всех политических институтов — необходимое условие демократии;

5. Конституционализм и господство закона во всех сферах жизни. Закон главенствует невзирая на лица, перед законом все равны. Отсюда «фригидность», «холодность» демократии, т.е. она рациональна. Правовой принцип демократии: «Все, что не запрещено законом, — разрешено».

К демократическим режимам относят:

  • президентские республики;
  • парламентские республики;
  • парламентские монархии.

Происхождение понятия «политический режим», основные исследовательские подходы

Основные подходы к исследованию понятия политический режим

Строго говоря, никто из мыслителей древних времен не употреблял понятия “политический режим”. Но само его возникновение было в значительной степени подготовлено ходом политической мысли, а многие из важнейших, использующихся в современном политическом анализе идей, берут свое начало в Античности.

Так, в наследии Древней Греции особый интерес представляют идеи Платона и Аристотеля, выступавших во многом с отличных друг от друга позиций и пользовавшихся различными способами аргументации. Платон (427–347 гг. до н.э) оставил интересные наблюдения о формах государственного устройства, выделив аристократию, тимократию, олигархию, демократию и тиранию и связав их при этом с пятью видами душевного склада людей

Принципиально отличными были взгляды на политику Аристотеля (384–322 гг. до н.э.), Чрезвычайно интересной представляется разработанная Аристотелем типология политических форм или режимов.

Неправильные (или коррумпированные)

Ученый полагал, что всякая форма правления, любой сколько-нибудь устойчивый режим может существовать в двух различных состояниях. Во-первых, режим (невзирая на свои структурные характеристики) может быть адекватен ситуации и быть способен в целом действовать в интересах широких слоев общества. Во-вторых, режим, правящая элита, даже в условиях демократии, может отстаивать и стремиться провести в жизнь свои собственные, узкокорыстные интересы. Эллинский мыслитель выделил три основных формы правления: монархию, аристократию и политию. Их он рассматривал как “правильные”, т.е. в основном отвечающие интересам общества. Однако, наряду с этими формами существуют также и “неправильные”, возникновение которых связано с вырождением правильных. Таким образом, писал Аристотель, монархия вырождается в тиранию, аристократия — в олигархию, а полития — в демократию (или охлократию, как уточнял позднее Полибий).

В эпоху нового времени ученые в основном трактуют понятия данные Платоном и Аристотелем, дополняя их своими измышлениями о устройстве государства.

Отметим, что в новое время множество исследователей уделили внимание конкретным видам политических режимов, не рассматривая сущности последнего в общем. Так, французский мыслитель А.де Токвиль (1805–1859) и приверженец его идей англичанин Джон Стюарт Милль (1806–1873) были представителями теории развивающейся, активной демократии.

Вообще, демократическую теории Запада разрабатывали такие мыслители, как Макиавелли, Гоббс, Локк, Монтескье, Джеймс Милль, Бентам, Руссо, Волстоункрафт, Дж.Ст.Милль, Токвиль и др.

И уже гораздо позднее одно из первых современных определений политического режима дал французский политолог М.Дюверже. Он понимал политический режим как “определенное сочетание систем партий, способа голосования, одного ли нескольких типов принятия решения, одной или нескольких структур давления”. Французский политолог Ж.- Л.Кермонн уточнил формулу М.Дюверже, включив в понятие “политический режим” принцип легитимности, структуру институтов, партийную систему, форму и роль государства. Данное понимание сущности политического режима на долгое время утвердилось и стало общепризнанным в европейской науке.

1.2 Современное определение политического режима как элемента формы государства

политический режим государство

В науке сложилось, по меньшей мере, две традиции в осмыслении политических режимов. Одна из них связана с политико-правовым, или институциональным подходом, другая — с социологическим.

Ученые, представляющее первое, институциональное направление политического анализа, склонны смешивать “режим” с понятием форм правления или государственного строя. “Политический режим есть система или форма правления”, — пишет, например, американский исследователь К. Бекстер. Подобная постановка вопроса традиционно была характерна и для французского государствоведения, где монархия и республика различались, главным образом, именно как формы правления, а сам термин “политический режим” считался частью категориального аппарата конституционного права и связывался с особенностями разделения государственной власти и их соотношение.

К этой группе политического анализа примыкают и неоинституциональные разработки Г. Лассуэла. Особенность понимания режима Лассуэлом связана, прежде всего, с тем, что режим рассматривается им как способ упорядочения, легитимизации политической системы. По словам ученого, “режим (“форма правления”, “политический порядок”) представляет собой образец политических форм. Режим функционирует для того, чтобы свести к минимуму элемент принуждения в политическом процессе”. Такое понимание позволяет ним причислить Лассуэла и его последователей (таких, как Ф. Риггс, Р. Бейкер и др.) к представителям политико-правового осмысления режимов.

Второе направление политического анализа режимов уделяет первостепенное внимание осмыслению тех связей между обществом и государством, которые сложились реально и не обязательно в соответствии с предписанными конституцией и иными правовыми актами нормами политического поведения. В данном случае режим рассматривается не только как “форма” (будь то правления или государственного устройства) и даже не только как структура власти с присущими ей методами реализации политической воли, но и в гораздо более широком значении — как баланс, соответствие, имеющееся во взаимоотношениях социального и политического.

В отечественной науке также получила распространение позиция (сформулированная Ф. Бурлацким и А. Галкиным), согласно которой “для определения политического режима необходимо сопоставление официальных, d том числе конституционных и правовых, норм с реальной политической жизнью, провозглашенных целей — с действительной политикой”. Такое понимание вносило существенные коррективы в другое, выдержанное в политико-правовой традиции, понимание, определяющее режим как “систему методов осуществления государственной власти, отражающую состояние демократических прав и свобод, отношение органов государственной власти к правовым основам их деятельности”. Как видим, размежевание политико-институционального и социологического подходов не обошло стороной и российскую науку.

Читайте также:  Тоталитарный режим в стране: характеристика истории появления в википедии, сущность и признаки

Нас же интересует определение политического режима как формы государства, поэтому обратимся за поиском такового в труды исследователей теории государства и права.

Так Л.И. Спиридонов отмечает: «Политический режим – характеристика не только (и даже может быть, не столько!) государства, но и всей политической системы: отношения между людьми по поводу государственной власти и отношения людей с государственной властью, образующие содержание политического режима, разворачиваются именно в сфере политической системы. Поскольку последняя является одним из уровней гражданского общества, постольку глубинные социально-экономические и культурные основы этого общества обусловливают характер государства не непосредственно, а запечатлеваясь в особенностях политического режима как содержании политической системы».

Марченко М.Н. определяет политический (государственный) режим, как способ взаимосвязи государства с населением страны, выражающийся в общем характере применяемых им методов управления обществом. Политические режимы подразделяются на демократические и авторитарные.

В литературе зачастую происходит отождествление понятий «политический режим» и «государственный режим» (государственно-правовой режим). А отдельные исследователи говорят о «замене» терминов «государственный» на «политический» режим.

При этом государственный режим определяется как «обобщенная характеристика форм и методов осуществления государственной власти в той или иной стране» 6 . Таким образом, получается, что существует две формы с одним содержанием, когда и под политическим и государственным режимом понимается «совокупность способов и методов осуществления власти».

На наш взгляд в теории государства и права государственный и политический режим – это тождественные понятия. Такой вывод можно сделать основываясь на следующие обстоятельства:

  • 1) Как политический, так и государственный режим – это характеристики именно формы государства.
  • 2) Обе категории характеризуют набор способ и методов осуществления власти (государственной власти).
  • 1.3 Признаки политического режима

На основании анализа современных определений политического режима можно выделить следующие отличительные признаки политического режима.

Во-первых, режим недостаточно связывать лишь с формой правления. Решая задачи социальной и политической стабилизации, он способствует организации значительно более масштабных, макросоциальных процессов. В этом режим близок по содержанию политической системе, раскрывая ее динамический аспект. Любой режим в своей деятельности стремится опираться на сложившуюся систему экономических интересов и культурных ценностей, а его действия непременно отзываются внутри этой системы, укрепляя или ослабляя имеющиеся в ней связи и отношения.

Во-вторых, очевидно, что режим обеспечивает не только динамизм, но и определенную стабилизацию политической системы, приводя ее элементы, структурные характеристики в упорядоченное взаимодействие, обеспечивая их слаженность и координацию. Проблема заключается не только в том, чтобы предписать обществу ту или иную “формулу легитимности” (например, президентскую или парламентскую модель), но и в том, чтобы выявить имеющиеся для ее “трансплантации” социально-исторические предпосылки.

В-третьих, режим, несомненно, представляет собой совокупность властных структур, позволяющих правящему классу осуществлять возложенные на него полномочия. В одних случаях могут существовать институт многопартийности и развитые структуры гражданского общества, в других — политические решения принимаются и реализуются режимом в опоре на принципиально иные структуры и механизмы, без всякого согласования с общественными интересами.

В-четвертых, любой режим в своей деятельности обращается к тем или иным методам достижения целей. Режимы могут существенно отличаться друг от друга, в зависимости от того, какие методы (насильственные или ненасильственные) используются ими в достижении поставленных целей. Важно не смешивать между собой методы осуществления власти и собственно властные структуры.

Наконец, в-пятых, режим, по сравнению с системой, обладает своими собственными временными характеристиками. Четче всего этот признак отражен в определении режима, данном американскими исследователями Дж. Барнсом, М. Картером и М. Скидмором: “Режим есть специфический период действия политической власти, осуществляемой в рамках политической системы”.

Суммируя сказанное, можно сформулировать следующее определение. Политический режим есть совокупность определенных структур власти, которые функционируют в общих (структурных и временных) рамках политической системы общества и преследуют цели ее стабилизации, опираясь в этом на сложившиеся (или же складывающиеся) социальные интересы и используя специфические методы. Режим, таким образом, это своего рода жизнь, “дыхание” политической системы, ее упорядоченная динамика.

Политический режим: понятие и типология

Политический режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Любые изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, который, в свою очередь, влияет на форму правления и форму государственного устройства.

Политический режим – это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории «политический режим» и «политическая система» тесно связаны между собой. Первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, вторая – как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо недемократично). Политический режим характеризуется системой методов осуществления государственной власти, степенью реализации демократических прав и свобод личности, отношением государственной власти к правовым основам собственной деятельности, соотношением официальных конституционных и правовых форм с реальной политической жизнью.

По политическому режиму судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

Типы политических режимов:

– демократический – широкие гражданские права и свободы человека;

– тоталитарный – контроль государственной системы всех сфер жизни общества;

– авторитарный – непререкаемое подчинение власти.

Признаки политического режима:

– степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

– соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

– гарантированность прав и свобод личности;

– характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;

– степень реализации политической власти непосредственно народом;

– положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

– место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

– соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

– характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц;

– тип политического поведения;

– характер политического лидерства;

– учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

– доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т. п.) при осуществлении политической власти;

– степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;

– принципы взаимоотношения общества и власти;

– политическое и юридическое положение и роль в обществе «силовых» структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т. д.);

– мера политического плюрализма, в том числе многопартийности;

– существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

Таковы элементы, в совокупности составляющие содержание категории «политический режим».

23 Демократический режим

В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима – демократический и антидемократический.

Демократический режим – форма государственного устройства, при которой осуществляется правление народа. Признаки демократического режима:

– население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (референдум) и представительной демократии (через выбираемые им представительные органы);

– решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

– существование гражданского общества с его развитой структурой;

– реальное осуществление правового государства;

– выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

– легитимность государственной власти;

– «силовые» структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т. п.) находятся под демократическим контролем общества, используются только по прямому предназначению, их деятельность регламентируется законами;

– доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения;

– во всех сферах общественной жизни господствует закон;

– провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

– в отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип «дозволено все, что не запрещено законом»;

– политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его (оппозиция выдвигает альтернативную программу, критикует власть за совершенные ошибки, контролирует ее через деятельность своих фракций и блоков в парламенте, в своей печати);

– гласность, средства массовой информации свободны от цензуры;

– реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений). Демократические режимы определяют и различают не только структуры высших институтов – макроуровней власти, но и политические структуры среднего уровня. На этом основании различают три типа демократии:

1) с высокой степенью независимости подсистем – партий, профсоюзов, групп давления и т. п. (Англия, США);

2) с ограниченной автономией подсистем (Франция, Италия);

3) с малой автономией подсистем (например, Мексика).

Демократический режим является показателем творчества народных масс, передовых представителей общества и его руководства, степень прогрессивности и новаторства которого оценивается в зависимости от участия в демократических преобразованиях основной части населения.

Хотя демократия как таковая имеет общепризнанные и общезначимые принципы и нормы (равноправие всех перед законом, право каждого участвовать в управлении делами государства и общества, выборность властей, подчинение меньшинства большинству и др.), все же следует разграничивать формальную и реальную, представительную и непосредственную демократию.

Читайте также:  Взаимодействие общества и природы: географический фатализм как негативный пример влияния человека на окружающую среду

Дата добавления: 2016-12-18 ; просмотров: 1362 | Нарушение авторских прав

Типы политических режимов. Тоталитаризм и авторитаризм

Типология обществ

Согласно английскому философу Карлу Попперу существует два типа обществ: закрытое и открытое.

По мнению философа, главный признак закрытого общества заключается в том, что живущие в нем люди убеждены в предопределенности их судеб, что все решается свыше: божественной волей, сверхъестественными силами либо объективными законами развития общества, на которые человек не в силах повлиять.

В открытых обществах люди, наоборот, уверены, что именно человек строит социальные отношения и реализует свою волю наперекор внешним обстоятельствам, не подчиняясь им.

Однако убеждения, которых придерживаются люди как в закрытых, так и в открытых обществах формируются под воздействием политических режимов, которые установлены в этих обществах.

Типология политических режимов

Главный отличительный признак того или иного политического режима – характер отношений, складывающихся между народом и властью, личностью и обществом. На основании этого признака выделяют три основных типа политических режимов:

  • демократический,
  • тоталитарный,
  • авторитарный.

Тоталитарный режим

Тоталитарный режим – это способ реализации политической власти, при котором властные структуры устанавливают тотальный (всеобъемлющий) контроль над личностью и обществом, подчиняя всё господствующей элите, государственной власти и официальной идеологии

В условиях тоталитарного режима имеет место не простое подавление экономической и политической свободы граждан, но также полная подконтрольность государству личных убеждений и частной жизни человека.

“Государство поглощает всю энергию, все интересы, все надежды народа”

(с) Бенито Муссолини о тоталитаризме

При тоталитарном режиме в стране устанавливается единая, обязательная для каждого гражданина идеология. При малейшем отклонении от этой идеологии человека наказывают как за тяжкое государственное преступление.

Тоталитаризм навязывает унифицированные представления о жизненных ценностях, о предназначении человека и подвергает гонениям всякого, кто не просто действует, но и мыслит не в рамках строго предписанного русла.

Характерные черты тоталитарного режима:

  • монополия на информацию;
  • острая нетерпимость к любому инакомыслию;
  • приравнивание политических оппонентов к уголовным преступникам.

При этом всячески подавляется индивидуальность, отрицаются общечеловеческие основы морали, культивируются стадные чувства, господствует принцип уравнительности, а также безусловный приоритет общества над отдельной личностью.

Фашистская Италия, гитлеровская Германии, сталинский Советский Союз – примеры тоталитарных режимов XX в.

Авторитарный режим

Авторитарный режим – это форма политического режима, при которой государственная власть сосредоточена в руках отдельных граждан или групп граждан, которые, прежде всего, заботятся о сохранении своих руководящих позиций на как можно более долгий период времени и об устранении всякой конкурентной борьбы за власть

Несмотря на некоторое сходство авторитарного режима с тоталитарным, можно выделить ряд отличий одного режима от другого. Так, для авторитарного режима характерно следующее:

  • допускается некоторый плюрализм, но сильно ограниченный и строго контролируемый;
  • отсутствует строгий и массовый контроль над всеми производственными единицами, учебными заведениями, профсоюзами, СМИ;
  • от граждан и юридических лиц не требуется активная и постоянная демонстрация преданности существующему режиму.

Таким образом, авторитарный режим можно назвать более мягким по сравнению с тоталитарным режимом. Тем не менее, при нем имеет место ограничение прав и свобод человека. Как уже говорилось выше, плюрализм мнений в условиях авторитаризма хоть и присутствует, но строго дозирован.

Так, в общем, не запрещено создавать иные партии, отличные от правящей, но если какая-либо из новых партий в теории может составить конкуренцию господствующей партии, то ее деятельность будет строго контролироваться и всемерно ограничиваться.

Однако при авторитарном режиме в обществе относительную независимость сохраняют такие институты, как церковь, ассоциации или социальные движения, которые могут представлять потенциальную угрозу действующему режиму. В принципе, такие институты могут стать базисом для организации оппозиции.

По сравнению с тоталитарным режимом авторитаризм встречается гораздо чаще.

Испания Франко, Португалия Салазара, Аргентина Перрона – примеры авторитарных режимов XX в.

Характерные черты авторитарного режима:

  • государство возглавляет авторитетный политический деятель, у которого наблюдаются ярко выраженные черты харизматического лидера;
  • власть реализует узкая группа правящей элиты, которая действует от имени авторитетного лидера (большая часть населения отчуждена от вопросов правления);
  • политическая элита создается через кооптацию, т.е. представители правящих кругов самостоятельно отбирают и вводят в состав партии новое пополнение;
  • граждане никаким образом не контролируют власть, которая осуществляется только на основании закона (однако этот закон используется по усмотрению действующей власти);
  • политические решения, как правило, реализуются с помощью силовых методов.

Классификация авторитарных режимов

Существует несколько разновидностей авторитарных режимов, которым свойственны все перечисленные выше черты. Тем не менее, по форме правления эти однотипные политические системы несколько отличаются друг от друга.

Авторитарное правление встречается в следующих формах:

  • прямое военное правление (военная хунта) – для этой формы характерен захват политической власти группой высших офицеров (которые для этого используют армию). В качестве примера можно привести группу “черных полковников” в Греции середины XX в.;
  • теократическое правление – при этой форме государство возглавляет элитарное духовенство. Как правило, такое правление формируется на основе харизмы духовного лидера, который и становится главой государства (так было в Иране во времена аятоллы Хомейни);
  • монархическое самодержавие – власть в государстве концентрируется в руках монарха, который обладает всеми властными полномочиями, в том числе законодательными и исполнительными (например, режимы абсолютной монархии);
  • режим личной власти – это крайняя форма авторитаризма, предполагающая захват власти и ее удержание одним лицом (например, власть генерала Пиночета в Чили).

35. Политический режим: понятие и виды, их характеристика.

Политический режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, пре­жде всего, отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

Согласно одной точке зрения понятия “политический ре­жим” и “государственный режим” можно расценивать как тож­дественные. Исходя из другой — понятие “политический ре­жим” — более широкое, ибо включает в себя методы и приемы осуществления политической власти со стороны не только го­сударства, но и политических партий и движений, обществен­ных объединений, организаций и т. п.

Политический режим — это динамическая, функциональ­ная характеристика политической системы. Категории “поли­тический режим” и “политическая система” тесно связаны ме­жду собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществле­нии политической власти, то вторая — как эта власть осущест­вляется, как действуют данные институты (демократично либо недемократично).

Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Исходя из него судят о подлинной картине принципов органи­зации политического устройства общества. Политический ре­жим характеризует определенный политический климат, су­ществующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

Признаки политического режима:

степень участия народа в механизмах формирования по­литической власти, а также сами способы такого формирова­ния;

соотношение прав и свобод человека и гражданина с пра­вами государства;

гарантированность прав и свобод личности;

характеристика реальных механизмов осуществления вла­сти в обществе;

степень реализации политической власти непосредственно народом;

положение средств массовой информации, степень гласно­сти в обществе и прозрачности государственного аппарата;

место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

характер правового регулирования (стимулирующий, ог­раничивающий) в отношении граждан и должностных лиц;

тип политического поведения;

характер политического лидерства;

учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

доминирование определенных методов (убеждения, прину­ждения и т. п.) при осуществлении политической власти;

степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;

принципы взаимоотношения общества и власти;

политическое и юридическое положение и роль в обществе “силовых” структур государства (армии, полиции, органов го­сударственной безопасности и т. д,>;

мера политического плюрализма, в том числе многопар­тийности;

существование реальных механизмов привлечения к поли­тической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших,

Таковы элементы, в совокупности составляющие содержа­ние категории “политический режим”.

Выделяют следующие разновидности политических режимов:

1. Демократический. Он присущ прежде всего странам с социально ориентированной экономикой, где существует сильный «средний класс». Государственная власть осуществляется с учетом конституционных положений о разделении властей, системы сдержек и противовесов и т.д. Методы принуждения строго ограничены законом, массовое или социальное насилие исключается. Государственная власть применяет различные методы прямых и обратных связей с населением.

Можно выделить две группы признаков, присущих данному виду политического режима.

Первая группа это формальные признаки: а) народ — основной источник власти; б) юридическое равенство всех граждан;

в) преобладание большинства над меньшинством при принятии решений; г) выборность основных государственных органов.

Вторая группа это реальные признаки: а) развитые институты представительной и непосредственной демократии; б) гарантирование гражданам политических прав и свобод; в) свобода информации и независимость СМИ; г) партийный и политический плюрализм; д) разделение властей; е) независимость профсоюзов; ж) местное самоуправление; з) сильная ограниченность политического и правоохранительного насилия; и) признание этнических и других социальных меньшинств.

Демократический государственный режим существует в США, Великобритании, Франции, Японии, Канаде, Австралии, ряде стран Европы.

2. Авторитарный. При таком режиме преобладают методы принуждения, но при этом сохраняются некоторые черты либерализма. Выборы в различные органы государственной власти являются формальными. Существует искаженный принцип разделения властей и как результат этого искажения явное доминирование исполнительной власти. Переизбрание главы государства (если это президент) не ограничено.

3. Тоталитарный. Режим целиком основан на методах физического, психического, идеологического принуждения. Существуют слитные партийно-государственные органы. Законом устанавливаются различные градации прав граждан. Местное самоуправление и разделение властей отсутствует.

4. Переходный. В некоторых странах существуют промежуточные, полудемократические режимы (Турция), в других — режимы переходные от тоталитаризма к авторитаризму (страны Африки), от тоталитаризма и авторитаризма к демократии (постсоциалистические государства Азии).

Ссылка на основную публикацию