Правовое государство: сущность, признаки, в чем отличие русской модели

Сущность, признаки и определение правового государства

Позиции по поводу отношения к концепции правого государства можно сгруппировать следующим образом:

1) отрицание ценности идеи правого государства, могут быть разделены, как минимум, две группы:

а) термин «правовое государство» есть плеоназм, он не несет самостоятельной смысловой нагрузки, так как в любом государстве существует право (Г. Кельзен);

б) концепция правового государства есть буржуазный обман, созданный для манипулирования интересами трудящихся в капиталистическом обществе (марксистко-ленинская теория государства и права).

2) признание самостоятельной значимости идеи правого государства, сторонники которой также в свою очередь (достаточно условно) могут быть разделены на две группы:

а) сторонники узкого, для которых правовое государство – это такое государство, в котором и для властвующих, и для подвластных правовые законы являются обязательными и должны строго и неукоснительно соблюдаться (немецкие авторы XIX века);

б) приверженцы широкого подхода, утверждающие, что правовое государство – это государство господства в обществе права как воплощения справедливости и свободы, признающее и гарантирующее права и свободы личности, построенное на демократических принципах, в котором в полной мере реализована теория разделения властей, создана эффективная система сдержек и противовесов (Алексеев, Нерсесянц ).

Так «узкое» понимание правового государства ставит минимальные требования к его содержанию, но в этом случае «правовым» может объявить себя любое государство, даже такое, которое использует закон для античеловеческих целей, как это было сделано в нацистской Германии и фашистской Италии.

«Широкий» взгляд на правовое государство, безусловно, создает теоретическую основу, позволяющую оградить данную концепцию от такого искажения, но он предоставляет возможность для манипулирования сознанием граждан, поскольку может происходить незаметная подмена конкретно-исторической модели правового государства идеалом правового государства как государства совершенного воплощения свободы и справедливости.

В учебной литературе можно встретить следующие определения правового государства:

– правовое государство – это государство, деятельность которого осуществляется на основе и в рамках законов и которое признает, уважает и охраняет характерные для либеральной идеологии права и свободы граждан (Черданцев);

– правовое государство – организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений. (Малько)

– правовое государство есть форма осуществления народовластия, политическая организация граждан, функционирующая на основе права, инструмент защиты и обеспечения отечественным либерализмом прав, свобод и обязанностей каждой личности (Комаров);

– правовое государство – это государство, которое характеризуется режимом конституционного правления, развитой правовой системой и верховенством правового закона в общественной жизни ( Червонюк);

– правовое государство одна из высших социальных ценностей, призванных утвердить гуманистические начала, обеспечить и защитить свободу, честь и достоинство личности в либеральном понимании (Лазарев).

Главный принцип правового государства – обеспечение и защита прав и свобод человек.

Основными признаками правового государства являются:

1) Верховенство правового закона, которое проявляется, как минимум, в следующем:

– закон, принятый референдумом или парламентом, должен находиться во главе иерархии источников права;

– в правоприменении соблюдается: в случае противоречия нижестоящих и вышестоящих источников права судья должен руководствоваться вышестоящими;

– правовым может быть только закон, не умаляющий права и свободы человека и гражданина.

2) Взаимная ответственность личности и государства.

3) Развитые гарантии прав человека и гражданина. Личности должна быть обеспечена возможность состязания с государством на всем фронте защиты ее прав и свобод. Данный признак особенно популярен в немецких источниках, в которых в набор процессуальных гарантий включают: институт конституционной жалобы; сформированность, четкость, демократизм административного процесса; запрет обратной силы законов, ухудшающих положение привлекаемого к ответственности лица; всеохватывающая судебная защита гражданина от незаконных судебных актов; право на обязательное выслушивание в суде каждого.

4) Различие в типах правового регулирования деятельности личности и государства. Для человека преобладает принцип: «не запрещенное законом, дозволено», для государственных органов и должностных лиц, напротив: «запрещено все, что не разрешено».

5) принципа разделения власти и наличия системы «сдержек» и «противовесов» в устройстве государства.

6) наличие развитого гражданского общества с высоким уровнем социальной мобильности, толерантностью и доверием.

В.Н Княгинин предлагает разделить признаки правового государства на следующие группы.

1) «Содержательные признаки» – характеризующие статус человека в государстве, роль последнего в установлении и защите прав его граждан. К числу таких признаков относятся прежде всего:

– объем закрепляемых в источниках права прав, свобод и законных интересов граждан;

– равенство граждан перед законом и судом, их равноправие.;

– возможность использования гражданином своих субъективных прав, если это не нарушает аналогичные права других людей;

– взаимная ответственность гражданина и государства. Например, ст. 15 Конституции РФ предусмотрел помимо прочего обязанность граждан России соблюдать Конституцию и законы, их нарушители должны нести юридическую ответственность. В то же время ст. 18 Конституции устанавливает обязанность государства обеспечить защиту прав и свобод гражданина и человека, поддержку правомерного поведения.

2) «Формально-юридические признаки – характеризуют совокупность юридических средств, механизмов, обеспечивающих защиту прав и свобод граждан в государстве.

К этим признакам относятся:

– закрепление прав и свобод граждан в источниках права, прежде всего в Конституции и иных законах;

– обеспечение государственной защиты прав граждан, пусть даже и не закрепленных законодательно, но вытекающих из существующего правового порядка. В Конституции РФ говорится, что государственной защите подлежат те права и свободы человека и гражданина, не только прямо предусмотренные данной Конституцией, но и вытекающие из общепризнанных норм и принципов международного права;

– законность как принцип реализации правовых актов, при котором подзаконные акты должны соответствовать законам, а те в свою очередь должны соответствовать основному закону – Конституции страны.

3). «Организационные признаки» – характеризуют строение правового государства, его внутреннюю организацию, механизмы взаимодействия государства и гражданина. К числу подобного рода признаков принадлежат:

– разделение властей, по меньшей мере, на законодательную, исполнительную и судебную. Разделение властей дополняется системой «сдержек и противовесов», позволяющей властям взаимно контролировать друг друга;

– конституционная ответственность высших должностных лиц государства за выполнение своих обязанностей (Конституции РФ устанавливается конституционная ответственность Президента России за ненадлежащее исполнение своих обязанностей), административная юстиция, дающая возможность гражданам оспорить в судебном порядке действия государственных должностных лиц и органов);

– парламентаризм, выражающийся в наличии в государстве представительного законодательного органа. Конституция РФ гласит: «Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации»;

– демократизм, выражающийся в формировании высших органов государственной власти и управления посредством выборов гражданами, а также в действии институтов непосредственной демократии таких как, например, референдум;

– особая роль суда как высшей инстанции в государстве, разрешающей правовые споры. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом;

– наличие у граждан средств защиты их прав (местное самоуправление, позволяющее гражданам решать свои местные дела на основе самоорганизации; наличие системы государственных органов, специализирующихся исключительно на защите прав граждан, например, уполномоченный по правам человека, органы защиты прав потребителей и пр.; право граждан на законодательную инициативу и т.д.).

4). «Социально-политические признаки», т.е. признаки, раскрывающие социальную роль правового государства в обществе. К таким признакам правового государства в том числе принадлежат:

– многопартийность, с одной стороны, обеспечивающая выражение многообразных политических интересов граждан, а с другой стороны, позволяющая последним на соревновательной основе воздействовать на деятельность государственного аппарата;

– экономическая свобода, выражающаяся в свободе труда, признании различных форм собственности (частной, государственной и муниципальной), свободе предпринимательства. Экономическая самостоятельность граждан образует основание их политической свободы в государстве;

– демократическая политическая система, включающая в себя помимо уже упоминавшейся многопартийности также независимые средства массовой информации, которые дают гражданам возможность адекватно оценивать деятельность государства в целом, его отдельных органов и должностных лиц, а также публично выражать свое отношение к ним;

– идеологический плюрализм, не допускающий принудительного навязывания обществу какой-либо одной идеологии, не подлежащей никакой критике;

– возможность включения в элиту для всех граждан в силу их личных качеств и усилий;

– тип культуры, ориентированный на личность, признание ее развития высшей ценностью для общества.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Правовое государство — это идеальная модель управления (его понятие, признаки и 6 основных принципов)

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В статье 1 Конституции РФ прямо указано, что Россия – это правовое государство.

Заглянем в книжки по теории государства и права, изданные после 90-х годов. Многие авторы пишут, что в российской юридической науке ещё не сложилась общепризнанная доктрина этого понятия.

Так что же такое правовое государство? Реальный субъект или идеал, к которому нужно стремиться?

Понятие и признаки правового государства

Отдельные идеи правового государства прослеживаются ещё в законах Древних Афин и римском праве. Это борьба с произволом тирана, ограничение власти. Но целостная концепция сложилась в конце 18-го – начале 19-го века.

Единого понятия правового государства (ПГ) нет. Самыми распространёнными стали трактовки из двух теорий – юридического позитивизма и естественного права.

Правовое государство с точки зрения позитивизма

Для позитивистов право – это совокупность норм, принятых и одобренных государством. Если говорить простыми словами, статьи законов, указов, постановлений и других юридических источников. Позитивисты признают, что законодательство не всегда строится на принципах справедливости и равенства.

Правовое государство – это страна, которая подчиняется действующим нормам права, стремится обеспечить эффективность, прозрачность и предсказуемость правовых процедур. Главный принцип – верховенство закона.

Признаки правового государства (в теории юридического позитивизма):

  1. наличие нормативного правового акта (далее – НПА) высшей юридической силы – Конституции;
  2. равная обязанность граждан, организаций, представителей власти подчиняться законам;
  3. чётко определённые процедуры издания НПА, назначения и исполнения наказаний за правонарушения;
  4. стабильный правопорядок.

Таким образом, позитивисты – это юристы-формалисты.

Краткая характеристика правового государства в их теории будет звучать так: «Всё по закону».

Понятие и признаки ПГ в теории естественного права

Стоит на стыке двух сфер знаний – юриспруденции (что это?) и философии (что это?). Её ядром являются естественные права и свободы. Они есть у каждого уже по факту рождения. Примеры естественных прав:

  1. жизнь;
  2. личная свобода;
  3. выбор вероисповедания.

Если власть (что это?) посягает на них, то занимается произволом.

Так вот, правовое государство в естественной теории – это властный субъект, главной целью которого является защита прав и свобод человека.

Для её реализации власть издаёт справедливые НПА, которые учитывают интересы разных слоёв общества. Основной принцип – верховенство права.

Читайте также:  Национальный состав Европы: страны зарубежной Европы, однонациональные государства, этнические состав

Признаки правового государства:

  1. ограничение власти, разделение полномочий и функций между разными ветвями и должностными лицами;
  2. закрепление в законодательстве не только прав, но и механизмов их реализации;
  3. наличие государственных и общественных структур, которые занимаются защитой прав человека;
  4. формирование чувства правовой определённости у граждан и участников экономики (стабильное законодательство);
  5. разнообразие в обществе политических и идеологических взглядов.

Краткая характеристика: «Внутри царят право и справедливость».

Юридический позитивизм и естественное право не противоречат, а дополняют друг друга.

При формировании доктрины правового государства, определении его понятия и признаков, учёные-юристы используют наработки из обеих теорий.

6 принципов правового государства

Не стоит путать принципы правового государства с признаками. Последние – это внешние проявления, как люди видят действующую власть в стране.

Принципы – это фундаментальные идеи, которым в идеале должно соответствовать правовое государство.

Кратко рассмотрим 6 основных принципов:

  1. Верховенство закона. Законодательные акты стоят на высшей ступеньке юридической иерархии. Другие НПА должны им соответствовать.
  2. Главенство права. Правовые нормы обязательны для всех, в том числе и представителей действующей власти.
  3. Правовое равенство. Нельзя устанавливать привилегии для отдельных социальных групп или ущемлять права других.
  4. Защита прав и свобод человека. Личность защищена от произвола благодаря справедливым законам, правоохранительным органам, независимому суду.
  5. Разделение властей. Парламент (что это?), правительственные органы и судьи выполняют свою работу самостоятельно, без давления со стороны.
  6. Независимость суда. Органы исполнительной и законодательной власти, высшие должностные лица не должны вмешиваться в работу судей и даже косвенно влиять на принятие решений.

Иногда реализация принципов на практике натыкается на препятствия. Ведь они одинаковые для всех стран, а культурные ценности, местные обычаи, традиции, менталитет отличаются.

Например, во многих регионах Азии и Африки (КНР, Иран, Саудовская Аравия) действует смертная казнь. Хотя в странах Европы этот институт считается нарушением права на жизнь.

Взаимосвязь правового государства и гражданского общества

Что такое гражданское общество? Это частные структуры, которые активно влияют на политику, экономику и социальную жизнь. Семья, СМИ, политические партии, союзы предпринимателей – его ячейки.

Если вы осознанно участвуете в жизни страны (не как госслужащий), то являетесь частью ГО.

Правовое государство и гражданское общество – два равноправных партнёра. В идеале между ними должна быть обратная связь. Обмен информацией помогает государству учитывать современные тенденции при правотворчестве, а гражданам и организациям – эффективно исполнять предписания и не нарушать правила.

Если связь обрывается, власть начинает «вариться в собственном соку»: издаёт неисполнимые законы, ограничивает права, ломает экономику.

Государство без развитых структур ГО перестаёт быть правовым.

Выводы

Что такое правовое государство?

Идеальная модель организации власти, при которой гарантируются права человека, а государственные органы слышат свой народ.

Инструменты реализации – это законы, обязательные для исполнения всеми членами общества. В мире нет ни одной страны, которая бы на 100% соответствовала признакам и принципам правового государства. Однако само стремление к этой модели позволяет сделать жизнь людей лучше.

Автор статьи: Белоусова Наталья

51)Сущность, признаки и определение правового государства.

Позиции по поводу отношения к концепции правого государства можно сгруппировать следующим образом:

1) отрицание ценности идеи правого государства, могут быть разделены, как минимум, две группы:

а) термин «правовое государство» есть плеоназм, он не несет самостоятельной смысловой нагрузки, так как в любом государстве существует право (Г. Кельзен);

б) концепция правового государства есть буржуазный обман, созданный для манипулирования интересами трудящихся в капиталистическом обществе (марксистко-ленинская теория государства и права).

2) признание самостоятельной значимости идеи правого государства, сторонники которой также в свою очередь (достаточно условно) могут быть разделены на две группы:

а) сторонники узкого, для которых правовое государство – это такое государство, в котором и для властвующих, и для подвластных правовые законы являются обязательными и должны строго и неукоснительно соблюдаться (немецкие авторы XIX века);

б) приверженцы широкого подхода, утверждающие, что правовое государство – это государство господства в обществе права как воплощения справедливости и свободы, признающее и гарантирующее права и свободы личности, построенное на демократических принципах, в котором в полной мере реализована теория разделения властей, создана эффективная система сдержек и противовесов (Алексеев, Нерсесянц ).

Так «узкое» понимание правового государства ставит минимальные требования к его содержанию, но в этом случае «правовым» может объявить себя любое государство, даже такое, которое использует закон для античеловеческих целей, как это было сделано в нацистской Германии и фашистской Италии.

«Широкий» взгляд на правовое государство, безусловно, создает теоретическую основу, позволяющую оградить данную концепцию от такого искажения, но он предоставляет возможность для манипулирования сознанием граждан, поскольку может происходить незаметная подмена конкретно-исторической модели правового государства идеалом правового государства как государства совершенного воплощения свободы и справедливости.

В учебной литературе можно встретить следующие определения правового государства:

– правовое государство – это государство, деятельность которого осуществляется на основе и в рамках законов и которое признает, уважает и охраняет характерные для либеральной идеологии права и свободы граждан (Черданцев);

– правовое государство – организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений. (Малько)

– правовое государство есть форма осуществления народовластия, политическая организация граждан, функционирующая на основе права, инструмент защиты и обеспечения отечественным либерализмом прав, свобод и обязанностей каждой личности (Комаров);

– правовое государство – это государство, которое характеризуется режимом конституционного правления, развитой правовой системой и верховенством правового закона в общественной жизни ( Червонюк);

– правовое государство одна из высших социальных ценностей, призванных утвердить гуманистические начала, обеспечить и защитить свободу, честь и достоинство личности в либеральном понимании (Лазарев).

Главный принцип правового государства – обеспечение и защита прав и свобод человек.

Основными признаками правового государства являются:

1) Верховенство правового закона, которое проявляется, как минимум, в следующем:

– закон, принятый референдумом или парламентом, должен находиться во главе иерархии источников права;

– в правоприменении соблюдается: в случае противоречия нижестоящих и вышестоящих источников права судья должен руководствоваться вышестоящими;

– правовым может быть только закон, не умаляющий права и свободы человека и гражданина.

2) Взаимная ответственность личности и государства.

3) Развитые гарантии прав человека и гражданина. Личности должна быть обеспечена возможность состязания с государством на всем фронте защиты ее прав и свобод. Данный признак особенно популярен в немецких источниках, в которых в набор процессуальных гарантий включают: институт конституционной жалобы; сформированность, четкость, демократизм административного процесса; запрет обратной силы законов, ухудшающих положение привлекаемого к ответственности лица; всеохватывающая судебная защита гражданина от незаконных судебных актов; право на обязательное выслушивание в суде каждого.

4) Различие в типах правового регулирования деятельности личности и государства. Для человека преобладает принцип: «не запрещенное законом, дозволено», для государственных органов и должностных лиц, напротив: «запрещено все, что не разрешено».

5) принципа разделения власти и наличия системы «сдержек» и «противовесов» в устройстве государства.

6) наличие развитого гражданского общества с высоким уровнем социальной мобильности, толерантностью и доверием.

В.Н Княгинин предлагает разделить признаки правового государства на следующие группы.

1) «Содержательные признаки» – характеризующие статус человека в государстве, роль последнего в установлении и защите прав его граждан. К числу таких признаков относятся прежде всего:

– объем закрепляемых в источниках права прав, свобод и законных интересов граждан;

– равенство граждан перед законом и судом, их равноправие.;

– возможность использования гражданином своих субъективных прав, если это не нарушает аналогичные права других людей;

– взаимная ответственность гражданина и государства. Например, ст. 15 Конституции РФ предусмотрел помимо прочего обязанность граждан России соблюдать Конституцию и законы, их нарушители должны нести юридическую ответственность. В то же время ст. 18 Конституции устанавливает обязанность государства обеспечить защиту прав и свобод гражданина и человека, поддержку правомерного поведения.

2) «Формально-юридические признаки – характеризуют совокупность юридических средств, механизмов, обеспечивающих защиту прав и свобод граждан в государстве.

К этим признакам относятся:

– закрепление прав и свобод граждан в источниках права, прежде всего в Конституции и иных законах;

– обеспечение государственной защиты прав граждан, пусть даже и не закрепленных законодательно, но вытекающих из существующего правового порядка. В Конституции РФ говорится, что государственной защите подлежат те права и свободы человека и гражданина, не только прямо предусмотренные данной Конституцией, но и вытекающие из общепризнанных норм и принципов международного права;

– законность как принцип реализации правовых актов, при котором подзаконные акты должны соответствовать законам, а те в свою очередь должны соответствовать основному закону – Конституции страны.

3). «Организационные признаки» – характеризуют строение правового государства, его внутреннюю организацию, механизмы взаимодействия государства и гражданина. К числу подобного рода признаков принадлежат:

– разделение властей, по меньшей мере, на законодательную, исполнительную и судебную. Разделение властей дополняется системой «сдержек и противовесов», позволяющей властям взаимно контролировать друг друга;

– конституционная ответственность высших должностных лиц государства за выполнение своих обязанностей (Конституции РФ устанавливается конституционная ответственность Президента России за ненадлежащее исполнение своих обязанностей), административная юстиция, дающая возможность гражданам оспорить в судебном порядке действия государственных должностных лиц и органов);

– парламентаризм, выражающийся в наличии в государстве представительного законодательного органа. Конституция РФ гласит: «Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации»;

– демократизм, выражающийся в формировании высших органов государственной власти и управления посредством выборов гражданами, а также в действии институтов непосредственной демократии таких как, например, референдум;

– особая роль суда как высшей инстанции в государстве, разрешающей правовые споры. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом;

– наличие у граждан средств защиты их прав (местное самоуправление, позволяющее гражданам решать свои местные дела на основе самоорганизации; наличие системы государственных органов, специализирующихся исключительно на защите прав граждан, например, уполномоченный по правам человека, органы защиты прав потребителей и пр.; право граждан на законодательную инициативу и т.д.).

4). «Социально-политические признаки», т.е. признаки, раскрывающие социальную роль правового государства в обществе. К таким признакам правового государства в том числе принадлежат:

Читайте также:  Умеренные политические взгляды, проявления политических предпочтений и умеренной позиции

– многопартийность, с одной стороны, обеспечивающая выражение многообразных политических интересов граждан, а с другой стороны, позволяющая последним на соревновательной основе воздействовать на деятельность государственного аппарата;

– экономическая свобода, выражающаяся в свободе труда, признании различных форм собственности (частной, государственной и муниципальной), свободе предпринимательства. Экономическая самостоятельность граждан образует основание их политической свободы в государстве;

– демократическая политическая система, включающая в себя помимо уже упоминавшейся многопартийности также независимые средства массовой информации, которые дают гражданам возможность адекватно оценивать деятельность государства в целом, его отдельных органов и должностных лиц, а также публично выражать свое отношение к ним;

– идеологический плюрализм, не допускающий принудительного навязывания обществу какой-либо одной идеологии, не подлежащей никакой критике;

– возможность включения в элиту для всех граждан в силу их личных качеств и усилий;

– тип культуры, ориентированный на личность, признание ее развития высшей ценностью для общества.

27. 1.Правовое государство: понятие, сущность, принципы, условия формирования.

Правовое государство – это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

Сущность – Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на

Признаки правового Г: 1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к “ужасающему деспотизму” (Ш. Монтескье).2. Наличие Конституционного Суда – гаранта стабильности конституционного строя – органа, обеспечивающего конституционную законность и верховенство Конституции, соответствие ей законов и иных актов законодательной и исполнительной власти.3. Верховенство закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон.Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону. В случае же противоречия приоритет принадлежит закону.Сами законы, которые могут быть использованы в качестве формы легализации произвола (прямой противоположности права), должны соответствовать праву, принципам конституционного строя. Юрисдикцией Конституционного Суда действие неправового закона подлежит приостановлению, и он направляется в Парламент для пересмотра.4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений. Государство, издавшее закон, не может само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям произвола, своеволия, вседозволенности со стороны бюрократии всех уровней.5. Взаимная ответственность государства и личности:личность ответственна перед государством, но и государство не свободно от ответственности перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права.6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности, что обеспечивается наличием соответствующего правового механизма их реализации, возможностью их защиты наиболее эффективным способом – в судебном порядке.7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов, иных нормативно-правовых актов, следствием чего является доверие людей государственным структурам, обращение для разрешения сугубо юридических споров к ним, а не, например, в газеты, на радио и телевидение.8. Правовая культура граждан – знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное отношение к праву, противостоящее “правовому нигилизму” (вера в право силы и неверие в силу права).

В историческом аспекте можно выделить несколько этапов на пути к формированию правового государства.

На первом этапе происходит теоретическое осмысление философии правового государства. На основе анализа деятельности реального государства, сравнения его с другими, более прогрессивными, вычленениями его изъянов и пороков происходит осмысление и поиск некоего идеального народного государства.

Идеи о правовом государстве, как правило, возникают как реакция на авторитарный режим правления, на абсолютизм, на тоталитарное государство. В советской действительности идея правового государства довольно легко пробила себе дорогу на фоне уничтожающей критики административно-командного властвования, вождистского правления страной со стороны генеральных секретарей.

Второй этап начинается тогда, когда основные теоретические выводы об идеальном, народном государстве реализуется в различных документах (Декларациях, Конституциях, отдельных законах), принятых в более или менее прогрессивных государствах планеты. Так нужно оценить Декларацию прав человека и гражданина, провозглашенную Учредительным Собранием Французской Революции 26 августа 1789 г. Примером может быть и Конституция Федеративной Республики Германии, которая определяет государство этой страны в качестве правового. Сюда же можно отнести Декларацию прав и свобод человека и гражданина, принятую в качестве закона Верховным Советом Российской Федерации 22 ноября 1991 г. и т.д.

Третий этап характеризуется тем, что само общество, государство которого закрепило основные принципы правового государства, созрело для восприятия этих принципов в фактической жизни и готово создать необходимые условия для проживания идеи правового государства дальше в реальной жизни.

Принципы правового государства

1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. В системе правовых ценностей высшей формой выражения организации и защиты свободы людей является закон.

2. Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития. Правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы, за пределы которой вмешательство государства недопустимо.

3. Взаимная ответственность государства и личности. Отношения между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее формирования и осуществления должны строиться на началах равенства и справедливости. Определяя в законах меру свободы личности, государство в этих же пределах ограничивает себя в собственных решениях и действиях.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ В ПРАВЕ

В результате изучения данной главы студент должен: знать

  • • понятие и сущность правового государства;
  • • принципы правового государства;
  • • особенности формирования правового государства в российском обществе;
  • • понятие и сущность общественного идеала; уметь
  • • анализировать и сравнивать модели правового государства;
  • • обосновывать признаки правового государства; владеть
  • • юридической терминологией в сфере правового государства;
  • • навыками работы с научной и юридической литературой, навыками анализа источников.

Ключевые слова: правовое государство; сущность правового государства; принципі”! правового государства; принцип разделения властей; модели правового государства: общественный идеал; государственный (политический) идеал; правовой идеал.

Понятие, сущность и принципы правового государства

Как и любое государство, правовое государство обладает общими чертами, а именно:

  • — наличие государственной власти;
  • — представляет собой политическую организацию общества;
  • — располагает специальным аппаратом принуждения;
  • — обладает определенной административно-территориальной организацией на своей территории;
  • — обладает государственным суверенитетом;
  • — существует благодаря налогам и сборам и др.

В отличие от государства как такового правовое государство представляет собой государство, властная деятельность и взаимоотношения с гражданами которого основываются на господстве права [1] , верховенстве закона

Кроме того, правовое государство предполагает наличие у граждан высокого уровня правовой культуры, правового сознания, развитого гражданского общества и т.п.

Правовое государство – это такое государство, в котором создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права политической власти в целях недопущения злоупотреблений.

Идея правового государства берет свое начало в естественно-правовой доктрине. Это, прежде всего труды Ж.-Ж. Руссо и И. Канта. Эти мыслители видели в государстве сообщество людей, сформировавшееся под действием законов во имя торжества права.

В дореволюционной России идея правового государства получила развитие в трудах таких ученых-юристов, как В. М. Гессен, М. М. Ковалевский, Н. М. Коркунов, С. А. Котляревский, Б. Н. Чичерин и др.

Так, Н. М. Коркунов указывал, что, во-первых, любое государственное устройство и функции власти человеческое сознание всегда стремится подчинить юридическим нормам; во-вторых, граждане, подчиняясь власти, требуют от органов власти подчинения праву; в-третьих, подчинение власти праву, разграничение интересов власти и интересов отдельных лиц составляют содержание общественной жизни. При этом, по мнению Н. М. Коркунова, поскольку в развитом государстве властвование является сложной и многообразной деятельностью многочисленных государственных учреждений, то одного сознания необходимости ограничения власти правом недостаточно. Для правомерности актов властвования надо поставить отдельные органы государственной власти в такое положение, чтобы, “если не сделать вовсе невозможным, то, по крайней мере, по возможности затруднить неправомерное с их стороны осуществление функций власти” [3] .

По мнению Б. М. Лазарева, для правового государства характерны: действие антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте; правовая защищенность человека от произвольных решений и действий кого бы то ни было; возвышение суда как главного средства обеспечения верховенства закона; ограничение государственной власти; наличие развитого гражданского общества.

В научной литературе выделяют три модели правового государства: либеральную, социальную и социалистическую.

Либеральная концепция правового государства берет свое начало с теории естественного права и политической экономии, у истоков которой стоял Адам Смит. Ее суть заключается в следующем:

  • — право частной собственности — это естественное право, независимое от государства;
  • — экономика и государство — это отдельные сферы;
  • — личность имеет первенство по отношению к обществу, а общество – по отношению к государству;
  • — государство не имеет собственных целей, оно играет роль “ночного сторожа”: защищает частную собственность, свободу личности, в экономические и социальные отношения не вмешивается, от всякой заботы о благосостоянии граждан воздерживается;
  • — делается ставка на индивидуализм, на активность личности, которая в условиях свободы сама себя обеспечивает;
  • — за гражданами признаются политические права, социально-экономические права отрицаются;
  • — экономическая и социальная функции за государством не признаются.

Социальная концепция правового государства предполагает государство с социально ориентированной экономикой, которое создает реальные условия для обеспечения достойного уровня жизни своих граждан и свободного развития человека.

К числу главных направлений формирования правового и социального государства можно отнести:

  • — создание рыночной экономики, где главными фигурами являются самостоятельный производитель, независимый потребитель и свободный гражданин;
  • — выработка нравственных ценностей, которая выражается в демократических методах государственного управления, справедливости правосудия, защите прав и свобод личности и т.д.;
  • — развитие и совершенствование законодательства, формирование эффективной правовой системы;
  • – развитие гражданского общества как своеобразного посредника между личностью и государством;
  • – формирование высокого уровня общей культуры вообще и правовой культуры в частности.

Социалистическая концепция правового государства связана:

I) во-первых, с укреплением и совершенствованием правовой системы социалистического общества. А это:

  • – повышение степени соответствия права экономическим и социально- политическим условиям жизни общества,
  • – усиление степени согласованности между собой внутренних структурных элементов правовой системы,
  • – расширение сферы действия права, возникновение новых отраслей права,
  • – повышение уровня научности, эффективности и действительности законодательства, форм правотворческого процесса, юридической техники;
  • 2) во-вторых, усиление демократизации права, углубление его подлинно гуманистического содержания:
    • — высокая степень выражения в праве общенародной воли и претворения ее в жизнь, в поведение и деятельность всех субъектов права,
    • — увеличение удельного веса и усиление роли законов в правовом регулировании социалистических общественных отношений,
    • — повышение роли и расширение сферы применения методов убеждения, мер профилактики и позитивного стимулирования в правовом регулировании;
  • 3) в-третьих, повышение степени взаимосвязи и взаимодействия права с другими нормативными системами развитого социализма:
    • — оказание все большего влияния на содержание правовых норм морали, общественных организаций и трудовых коллективов,
    • — расширение сферы применения норм права непосредственно общественными организациями и трудовыми коллективами,
    • — усиление взаимодействия правовых и иных социальных норм в воспитании у граждан чувства права и законности, повышении уровня правосознания, правовой культуры [4] .
Читайте также:  Реформа и революция: описание, каковы основные отличия, примеры из истории России

Отечественные и зарубежные ученые выделяют немало признаков, или отличительных черт, правового государства (рис. 24.1).

Рис. 24.1. Основные признаки правового государства

В Конституции РФ закреплены задачи построения правового государства (ст. 1) и все основополагающие принципы правовой государственности.

Принципы как основополагающие идеи, основные положения, начала определяют такую идеальную модель государства, которое могло бы называться правовым.

Принципами правового государства, отличающими его от государства неправового, являются:

  • — приоритет права во всех сферах общественной жизни;
  • — гарантированное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
  • — взаимная ответственность государства и личности;
  • — осуществление государственной власти по принципу разделения властей;
  • — легитимность государственной власти;
  • — независимое правосудие и высокий уровень законности;
  • — высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе;
  • — наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права и др.

Формирование правового государства в российском обществе

В Конституции РФ закреплено, что “Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления” (ч. 1 ст. 1).

Характеристика Российской Федерации в качестве правового государства означает, что в организации и деятельности государства превалируют принципы права, а не мотивы политической целесообразности. Правовое государство “связано” правом, исходит из признания неотчуждаемых прав и свобод человека и возложения на государство обязанности соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

Власть осуществляют только тс, кто на это уполномочен Конституцией РФ и законами, причем в рамках предусмотренных ими предметов ведения и полномочий. Гарантирована судебная защита прав и свобод человека и гражданина.

Господство, или верховенство права, предполагает, во-первых, правовую организацию государственной власти, т.е. создание и формирование всех государственных структур строго на основании закона; во-вторых, правовой характер принимаемых законов и верховенство правового закона. По своему содержанию законы должны быть справедливыми, основываться на естественных, неотъемлемых правах и свободах человека, не противоречить им, иначе в форму закона может быть облечен произвол властей; в-третьих, связанность государства им же созданными законами, т.е. ограничение государственной власти посредством права, правовых установлений и предписаний, определение правовых пределов для деятельности государства, его органов и должностных лиц; в-четвертых, верховенство конституции в системе нормативных правовых актов, поскольку именно в конституции закрепляются основополагающие устои конституционного строя страны, важнейшие права, свободы и обязанности человека и гражданина, их конституционные гарантии, юридические начала жизни гражданского общества, государственное устройство, система государственных органов, местное самоуправление, другие ключевые для жизнедеятельности общества положения и принципы. Важно также, чтобы конституционные нормы имели прямое действие, т.е. непосредственно реализовывались без каких-либо последующих актов [5] .

  • [1] Господство права — это подчинение правовым предписаниям, принятым в установленном порядке, не допуская произвола, злоупотребления правом.
  • [2] Верховенство закона — признание обществом закона в качестве основополагающего, подчинение ему всех подзаконных актов.

равенстве всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, а в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

Признаки правового государства

Правовое государство представляет собой форму организации власти, которая в своей деятельности жестко ограничена законами, что должно воспрепятствовать ущемлению прав и свобод граждан.

Утверждение суверенности народа, признание его единственным источником государственной власти, защита интересов каждой личности, подконтрольность органов власти общественным институтам – главные особенности правового государства.

Основные характеристики правового государства

Современная юридическая наука выделяет пять основных признаков правового государства. Перечислим их:

  1. верховенство закона на всей территории страны;
  2. соблюдение принципа разделения властей;
  3. взаимная ответственность личности и государства;
  4. господство правовых норм;
  5. гарантии прав и свобод личности.

Остановимся на каждом из этих признаков более подробно.

1) В правовом обществе не может существовать никаких структур, чьи полномочия выше компетенции органов государственной власти. Политические партии, религиозные организации, общественные объединения не должны отдавать распоряжения руководству административного аппарата. [Пример] Например, в СССР реальная власть принадлежала коммунистической партии, все решения, принимаемые на съездах и в комитетах КПСС, были обязательными для исполнения государственными органами. А в средневековой Европе фактическое руководство государством осуществлялось представителями церкви. Аналогичное положение сложилось и в некоторых современных мусульманских странах, где власть религиозных лидеров никем оспаривается. [/Пример] В правовом же государстве формирование, полномочия и порядок работы всех властных структур определяются конституцией и законодательством. В этом и заключается принцип верховенства закона.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

2) Ни одна из ветвей власти не должна узурпировать всю полноту полномочий по управлению государством. Принцип разделения властей является краеугольным камнем при строительстве правового общества. Он позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций.

С помощью специальной системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга, что позволяет им не нарушать законодательство, выходя за рамки предоставленных законом полномочий. Соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны контролируют судебные органы. Решения парламента и правительства, признанные неконституционными, отменяются.

Обязательное соблюдение принципа разделения властей является основой правового государства, оно гарантирует защиту общественных и личных прав и свобод.

3) Взаимная ответственность личности и государства означает, что граждане и властные структуры должны неукоснительно исполнять обязанности, возложенные на них законом.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Любые отношения между человеком и государственными органами, руководителями всех уровней должны быть основаны на правовых нормах. Всякое воздействие на личность, не обусловленное требованиями закона, является попиранием гражданских прав и свобод.

В то же время и человек обязан исполнять свои обязанности по отношению к стране. Государство вправе требовать от него совершения установленных законом действий и принуждать к ним, но только в рамках правового поля. Например, уплата налогов является конституционной обязанностью граждан страны. Невыполнение требований законодательства неминуемо влечет за собой ряд санкций со стороны соответствующих структур.

Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность и т.д.

4) Господство правовых норм предполагает, что все вопросы и возможные конфликтные ситуации, возникающие в государстве, должны разрешаться на основе законов, главным из которых является конституция.

Например, Конституция России устанавливает такие нормы, как право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, равенство всех граждан перед судом и законом, возможность защитить свою честь и доброе имя, неприкосновенность частной жизни и т.д.

Положения основного закона должны непосредственно действовать на всей территории страны без каких-то ограничений. А все принимаемые законы и нормативные акты не могут вступать в противоречие с требованиями конституции.

5) Гарантии прав и свобод личности обусловлены признанием человека высшей ценностью правового государства. Именно интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.

В первую очередь, речь идет о праве на свободу и независимость личности. При этом в правовом государстве свобода – это вовсе не возможность делать все, что угодно. Скорее, данное понятие означает осознанную необходимость действовать в интересах общества в целом. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей.

Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества.

Особенности организации власти в правовом государстве

Организация власти в правовом государстве имеет свои особенности, среди них выделяют четыре основных:

  1. идеологический и политический плюрализм;
  2. принцип выборности органов власти и должностных лиц;
  3. стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;
  4. недопущение монополизма в политике и экономике;

Раскроем суть каждого из этих принципов.

1) В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.

Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил – все это признаки правового общества. В такой стране государственный аппарат не выступает как карательный орган, подавляющий инакомыслие. Допускается возможность свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.

2) Все основные органы власти в правом государстве избираются голосованием народа. Глава страны, депутаты парламента, руководители региональных администраций и местного самоуправления занимают свои должности в течение ограниченного срока, определенного избирательным законодательством.

Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.

3) Правое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны незамедлительно пресекаться. А в своей деятельности правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан.

4) Любой монополизм губителен для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, будь то право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность заниматься предпринимательской деятельностью.

Экономическая свобода населения – это одна из основ политической независимости граждан. Лишь уверенные в своем будущем люди способны самостоятельно отстаивать личные и общественные интересы, не подвергаясь давлению со стороны политических сил или корпораций, монополизировавших ту или иную сферу деятельности.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию