Тоталитарный режим в стране: характеристика истории появления в википедии, сущность и признаки

Сущность тоталитаризма и причины его возникновения

Тоталитаризм как антигуманная политическая система, которая ради определенных целей своих создателей стремится к полному контролю над всей жизнью общества и всеми сторонами жизни каждого индивида. Сущность тоталитаризма и причины его возникновения.

РубрикаПолитология
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления23.03.2016
Размер файла20,3 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

тоталитаризм политический общество

1. Сущность тоталитаризма и причины его возникновения

2. Тоталитаризм в России

Сегодня, когда человечество в процессе глобализации становиться единым, но его так и не оставляют катастрофические потрясения, когда оно, по всей видимости, вновь стоит на пороге масштабных перемен, мы обращаемся к теме тоталитарных обществ, остающейся по прежнему актуальной.

Сегодня мы живем в эпоху провозглашенного плюрализма, многообразия мнений, мировоззрений. Свобода совести, гласность и демократия стали идолами нашего времени. Однако не все так просто. Вместе с этими несомненно достойными ценностями пришло поклонение многому тому, созидательность чего весьма сомнительна. Западные ценности, западный менталитет давно и стремительно распространяются по всему миру, меняя облики стран и континентов. Внося положительные достижения цивилизации, успехи в построении материальной стороны жизни, блеска и комфорта, они несут далеко неоднозначные ценности для внутреннего мира человека, а значит, и для самого общества. Ибо весь опыт человечества доказывает ту банальную истину, что из несовершенных людей нельзя создать совершенное общество.[5]

В нашу эпоху мы можем констатировать действительно катастрофическое положение человечества. И это связано не только с все-таки реально существующей вероятностью экологического коллапса. Теперь, когда пишутся эти строки, после потрясших оплот западной цивилизации Соединенных Штатов Америки разрушительных терактов, мы вошли в новую стадию нестабильности, столкнулись с выросшей в глубинах человечества «неизвестной» грозной силой, имеющей свои истоки, причины возникновения, которые необходимо понять, так как эта сила стала угрозой существованию человечества. Но она в то же время является одной из граней человеческой природы, порождением всего человечества, а не только кучки «неуравновешенных» фанатиков. Не осознав сущности этих причин, невозможно будет по настоящему бороться с последствиями их разрушительных проявлений, искоренить, или хотя бы поставить оные в приемлемые рамки.

Исследовать тему тоталитаризма трудно, так как эта сфера является сплошь идеологизированной, находящейся в центре современной мировой политической борьбы. А на этом фронте не брезгуют использовать всякие утонченные виды лжи, такие, как одностороння правда, демагогия, голословные, не доказываемые утверждения, преувеличения, подмены и смешения смыслов.

1. Сущность тоталитаризма и причины его возникновения

«Тоталитаризм — от позднелатинского (total — весь, целый, полный) — антигуманная общественно-политическая система, которая ради определенных целей своих создателей стремится к полному (тотальному) контролю над всей жизнью общества и всеми сторонами жизни каждого индивида . Слово «тоталитарный» впервые было употреблено в Италии в начале 20-х гг. XX в. при критике Муссолини, утверждавшего однопартийную фашистскую систему. Перехватывая инициативу, Муссолини сам провозгласил тогда своей целью создание «тоталитарного государства». Позже в положительном смысле термин «тоталитарное государство» употреблялся нацистскими правителями в Германии. Негативный смысл в понятия «тоталитаризм», «тоталитарный» в 20-е и 30-е гг. вкладывали итальянские и немецкие антифашисты, критиковавшие фашистские порядки.

Новая полоса расширяющегося употребления понятия «тоталитаризм», а также производного «тоталитарный» начинается после Второй мировой войны, в условиях «холодной войны» между Западом и Востоком. На этом этапе наряду с прежним употреблением этих понятий они широко применяются для характеристики сталинского Советского Союза, а позже маоистского Китая, Кампучии «красных кхмеров».[5]

Многообразие форм и способов реализации тотального контроля над обществом и его гражданами обусловливает большой разброс в раскрытии сути рассматриваемого явления. И все же наиболее существенные черты тоталитаризма следующие:

1. Во-первых, абсолютное (тотальное) господство над обществом и человеком рассматриваемой системы обеспечивается, как правило, сочетанием политического господства с идеологическим порабощением , это проявляется не только в том, что в тоталитарных системах налицо господство определенных идей -идеократия), обосновывающих право подобных режимов на существование, стремящихся цель режима его организацию сделать единственно возможными для всех . Особенно важно то, что в силу этого в тоталитарных системах всегда господствуют не государственные, а партийные структуры (партия-государство). Соответственно вся власть сосредоточивается в руках политического лидера харизматического типа , вождя, присоединяющего к своим политическим атрибутам властвования еще суеверное поклонение граждан, что достигается путем сознательного насаждения культа вождя.

2. Во-вторых, идеократия в условиях тоталитаризма органически связана с монопольным использованием власть имущими средств массовой информации , что позволяет не только господствовать над мыслями граждан , но и обращаться через пропаганду к чувствам граждан, насаждая угодные власти мифы и мифологию , культы и культики, воспитывая население в духе обожествления своих вождей, окружая их ореолом всемогущества и непогрешимости.

3. В-третьих, тотальное подчинение общества и граждан власть имущим закономерно связано с проникновением идейно-политического контроля во все сферы жизнедеятельности человека и общества, что неизбежно ведет к стиранию грани между политическим и социальным, к отрицанию водораздела между государственной властью и обществом, к уничтожению всякой автономии индивида и его жизни, что приводит к поглощению гражданского общества государством.

4. В-четвертых, одно из центральных мест в тоталитарных системах отводится системе насилия, механизму репрессий, призванных обеспечивать и поддерживать контроль власть имущих над всем обществом и его гражданами.[4]

Тоталитарной политической системой является такая система, в которой вся деятельность людей подчиняется политическим задачам и все человеческие взаимоотношения организуются и планируются. Наблюдая подобные системы со стороны, можно обнаружить некое давление, молчаливую трансформацию или извращение всех убеждений, всех ценностей, всего образа жизни в соответствии с установленными нормами. По существу это сводится к распространению бюрократических принципов организации, принятия решений и контроля на все области человеческой жизни.[3]

«Тоталитаризм — одно из спорных в науке понятий . Некоторые авторы относят его к определенному типу государства, диктатуры, политической власти, другие — к общественно-политическому строю, третьи — к социальной системе, охватывающей все сферы общественной жизни, либо к определенной идеологии. Очень часто тоталитаризм определяют как политический режим, осуществляющий всеобъемлющий контроль за население и опирающийся на систематическое применение насилия или его угрозу. Такое определение отражает важнейшие черты тоталитаризма. Однако оно явно недостаточно, понятие «политический режим» слишком узко по своему объему для того, чтобы охватить все многообразие проявлений тоталитаризма.

Значительно обогатил тоталитарную идею Ж. Ж. Руссо . Он исходил из патерналистского желания вывести народ к новой, счастливой жизни, из необходимости глубокого преобразования общества на началах разума, справедливости, равенства и свободы . Это возможно с помощью совершенного государства. Создание государства означает появление из отдельных, несовершенных людей морального и коллективного целого , политического организма, в котором как бы растворяется независимая человеческая личность …Носителем непосредственно выражаемой гражданами общей воли выступает государство. Лишь оно обладает абсолютной властью, неделимым суверенитетом. В случае неподчинения отдельных граждан государство имеет право принудить их к этому силой и тем самым заставить «быть свободными», ибо свобода проявляется в соответствии с общей волей.[1]

Главной общей предпосылкой тоталитаризма стала индустриальная стадия развития общества. Она привела к созданию системы массовых коммуникаций, усложнила общественные связи и организацию, сделав технически возможной систематическую идеологическую обработку, тотальное «промывание мозгов» и всеобъемлющий контроль за личностью . На этой ступени развития в ряде стран появились мощные монополии, регулирующие целые отрасли промышленности и наладившие тесное взаимодействие с государством. Нарастание элементов организованности, управляемости, рациональности в общественной жизни, равно как и очевидные успехи в развитии науки, техники и образования, и повышение благосостояния населения порождали иллюзию возможности перехода к рационально организованной тотально управляемой форме жизни в масштабах всего общества. Стержнем этой тотальной организации могла быть только всесильная и всепроникающая государственная власть.

2. Тоталитаризм в России

Существует довольно устойчивое мнение, согласно которому появление советской коммунистической империи на Востоке и нацистского третьего рейха на Западе объясняется национально – историческими традициями России и Германии, и в сущности это лишь продолжение истории этих стран в новых условиях.

Такое мнение верно лишь отчасти, так как в России и Германии традиционно были сильны тенденции централизма и культ сильного государства, но для такого феномена, как тоталитаризм необходима особая социально-экономическая ситуация, которая стала бы благоприятной почвой для его возникновения.[2]

К сожалению, подобная ситуация сложилась в России в начале ХХ-го века. Подавляющее большинство населения страны было малограмотным, огромные массы рабочих из разорившихся крестьян жили просто в нищете. Всё это привело к тому, что в обществе восторжествовали примитивные, простые и утопические идеи с одной стороны, а с другой – стремление к достижению реальных ценностей социального реванша. Ко времени возникновения тоталитарного режима массы были слабо подготовлены политически, но жаждали социальных благ и выдвижения на общественную поверхность.

Происходит отчуждение человека от результатов его труда, и, как следствие, лишение его инициативы. Государством устанавливается централизованное, плановое управление экономикой. Ф. Хайек в своей книге “Дорога к рабству”, написанной в 1944 году, особый акцент делает именно на этом аспекте тоталитаризма. Он приходит к выводу о том, что свобода политическая – ничто без свободы экономической. Контроль над важнейшими ресурсами общества, как материальными, так и нематериальными, будет находиться у тех, в чьих руках сосредоточен контроль над экономической властью.[6]

Идея централизованного планирования заключается в том, что не человек, но общество решает экономические проблемы, и, следовательно, общество (точнее отдельные его представители) судит об относительной ценности тех или иных целей. Там, где единственный работодатель – государство или подконтрольные режиму частные предприятия не может быть и речи о свободном политическом, интеллектуальном или каком-либо ином волеизъявлении людей.

Общество и государство при тоталитаризме оказываются поглощёнными одной господствующей партией, происходит слияние высших органов этой партии и высших органов государственной власти. Фактически происходит превращение партии в решающий стержневой элемент государственной структуры. Обязательным элементом такой структуры является запрет на оппозиционные партии и движения. Характерной чертой всех тоталитарных режимов является также то, что власть не опирается на законы и конституцию.[5]

Как и всякие религии эти идеологии имеют свои священные писания, своих пророков и бого-человеков (в лице вождей, фюреров, дуче и т.д.) . Таким образом, получается чуть ли не теократическое правление, где верховный жрец-идеолог одновременно является и верховным правителем. Н. Бердяев называет подобную систему обратной теократией.

Итак, истоки тоталитаризма «таятся» в природе человека, в сущности его внутреннего мира. Даже сегодня мы имеем достаточно широкое распространение этого явления – только в более мелких масштабах: в виде религиозных, так и называемых, тоталитарных сект.

И пока она не изменится в достаточной степени, в ходе продолжающейся Эволюции, тоталитарные тенденции вновь и вновь будут угрожать обществу. Будут появляться классы, слои, элиты, «группировки», стремящиеся узурпировать власть – со старыми, как мир, целями – для удовлетворения корысти и честолюбия.

Человечество, кажется, наверное даже неизбежно, должно переболеть этой болезнью. Этой искаженной, извращенной формой истинного здоровья, такого, когда достигается единство при многообразии и свободе воли.

Также в качестве одного из тезисов в «оправдание» хотелось бы привести цитату крупного западного ученого-обществоведа, английского историка и культуролога, А. Тойнби: «Историю двигает элита, творческое меньшинство, носитель «жизненного порыва»

А история имеет свойство повторяться, и, как и раньше, к установлению новых тоталитарных, или авторитарных режимов, будут использованы все те же предлоги – необходимость наведения порядка. [4]

Попытка добиться политических реформ до тех пор, пока не появятся изменения в человеческой природе, подобна наливанию нового вина в старые мехи. Сделайте так, чтобы люди почувствовали и распознали в глубине своего сердца, в чем состоит их истинный, настоящий долг по отношению ко всем людям — и любое старое злоупотребление силой, любой несправедливый закон в национальной политике, основанный на человеческом, социальном и политическом эгоизме, исчезнет сам собой. Никогда не будет достигнута ни одна прочная политическая реформа с тем же самым эгоистичным человеком во главе всего.

1. Бердяев Н. Истоки и смысл русского тоталитаризма. М., 2006.

2. Марченко М.Н., Лунгу П.Ф. Основы государства и права в вопросах и ответах. М., 2007.

3. Панченко А.. О русской истории и культуре. СПб., 2005.

4. Работяжев Н.В. Политическая система тоталитаризма: структура и характерные особенности // Вестник московского университета, сер. «Политические науки».2004.

5. Сумбатян О. Г. Тоталитаризм — политический феномен XX века // Социально-гуманитарные знания. 2006.

6. Тоталитаризм и посттоталитарное общество // Социально-политический журнал. 2008.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие тоталитаризма, его сущность и особенности, история возникновения и развития, демократический характер и причины популярности в XX веке. Различные гипотезы о причинах возникновения тоталитаризма. Особенности социалистического тоталитаризма.

реферат [18,7 K], добавлен 30.04.2009

Возможности и негативные черты тоталитаризма. Полный контроль государства за всеми аспектами жизни людей и общества. Теория использования тоталитаризма для “ударного” развития и модернизации слаборазвитых стран. Форма отношения общества и власти.

эссе [6,1 K], добавлен 20.03.2016

Причины возникновения и условия формирования тоталитаризма. Установление личной диктатуры. Контроль за свободой мысли, подавление инакомыслия. Разрушение гражданского общества. Деформация политического сознания. Фашизм и коммунизм как формы тоталитаризма.

презентация [1,2 M], добавлен 16.06.2016

Авторитаризм и тоталитаризм как явление и объект исследований. Природа авторитаризма и условия его возникновения. Сущность и предпосылки тоталитаризма. Преодоление тоталитаризма и становление демократии в современной России.

курсовая работа [41,3 K], добавлен 15.07.2003

Сущность понятия тоталитаризм, признаки, история возникновения, представители. Особенности советского тоталитаризма, контроль за свободой мысли и подавление инакомыслия. Фашизм и коммунизм как формы тоталитаризма. Основные черты тоталитарного общества.

презентация [690,2 K], добавлен 12.11.2014

Понятие тоталитаризма. Тоталитаризм как тип политической системы. Политические черты. Разновидности тоталитаризма. Сила и слабость тоталитаризма. Основная характеристика тоталитарной системы. Носители мифологии тоталитаризма.

реферат [22,6 K], добавлен 22.02.2007

Понятие и признаки тоталитаризма, его исторические корни и причины возникновения в нынешних условиях. Зарождение итальянского фашизма и немецкого национал-социализма, их особенности. Отношение к другим нациям и правам граждан при фашистском режиме.

реферат [28,1 K], добавлен 24.08.2013

Тоталитаризм как политический феномен XX в. Идейные истоки и предпосылки возникновения тоталитаризма. Религиозный, политический, информационный тоталитаризм, их основные признаки. Анализ феномена тоталитаризма в трудах Арендта, Фридриха и Бжезинского.

курсовая работа [28,9 K], добавлен 07.10.2012

Сравнительное исследование сущности политических антидемократических режимов, их генезис и закономерности развития в истории различных государств. Сущность, причины возникновения и основные формы авторитарного режима. Отличительные признаки тоталитаризма.

курсовая работа [50,5 K], добавлен 20.09.2013

Из истории термина “тоталитаризм”. Пять основных признаков тоталитаризма. Абсолютная концентрация власти и отсутствие разделения властей в тоталитарном государстве. Однопартийная политическая система. Общественно-политическое движение.

курсовая работа [30,5 K], добавлен 25.02.2007

Читайте также:  Урбанизация википедия, урбанизация на карте географии мира, уровень населения

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Возникновение тоталитарных режимов

ТОТАЛИТАРНЫЕ РЕЖИМЫ

Понятие тоталитаризма применяется к типам политического режима, который был характерен для целого ряда государств в 20 веке. Тоталитаризм по своей сути — режим, где власть ничем не ограничена, поэтому это режим всепоглощающего властвования.

Тоталитаризм – закрытая политическая система. Все чуждое ей изгоняется, подавляется, уничтожается властью. Наиболее ярко черты тоталитаризма проявились в национал-социалистической Германии в 1930-40-е годы и в существенно ином виде в Советском Союзе в 1930-50-е годы. Для тота­литарных обществ типично идеологическое и политическое деление всех на «мы» и «они», «друзья» и «враги». Друзьями нашей страны объявлялись рабочие всех стран, коммунисты. Врагами — империалисты, церковь, кулаки и т.п. Врагами Германии считались евреи, коммунисты, спекулянты, западные демократы и т.п. Оба режима были сильно милитаризованными, похожими на военный лагерь.

Возникновение тоталитарных режимов

Впервые термин “тоталитаризм” появился в Италии в 1920-е годы, когда к власти там пришел Б.Муссолини. Тоталитарным стали называть общество, в котором все подчинено задачам и целям государства. “Все в государстве, все для государства” – такой лозунг был выдвинут в итальянском тоталитаризме. В результате власть в тоталитаризме понималась как всеохватывающая и всепоглощающая.

Ученые-политологи, писатели, философы стали писать о тоталитарных режимах и исследовать их с 30-40-х гг. “Накануне второй мировой войны на Западе выходит книга Н. Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма». В 1944 г. книга Ф. Хайека «Путь к рабству», в 1951 г.— «Проис­хождение тоталитаризма» X. Арендт, в 1956 — «Тоталитарная док­трина и автократия» К. Фридриха и 3. Бжезинского. Современное понимание тоталитаризма обогащено работами многих философов, среди которых, К. Поппер, Э. Фромм, Т. Адорно. Страшные картины жизни при тоталитаризме написаны А. Солженицыным и Д. Оруэллом.

Тоталитаризм возникает вначале как европейское явление и появился в Германии, Италии, частично в Испании. В Советском Союзе, как это считается, тоталитарный режим стал насаждаться с укреплением власти Сталина на рубеже 20-30-х годов. Затем тоталитарные режимы стали возникать, во многом под влиянием СССР в странах Азии – Китай, Северная Корея, Вьетнам, Кампучия. Все типы тоталитаризма существенно различаются между собой, но имеют и общие черты.

Возникает закономерный вопрос – почему и как возникли тоталитарные политические режимы? Были ли внешние причины этому или тоталитаризм возник в результате собственных механизмов? Для нас вопрос об истоках тоталитаризма имеет важное значение, потому что тоталитарный режим — это наша недавняя история.

При объяснении истоков тоталитарных режимов в основном используется политико-экономический и социо-политический подходы. С экономической точки зрения тоталитаризм является следствием ускоренной модернизации страны в условиях изоляции и трудной экономической ситуации.

Рассмотрим, как ситуация складывалась в нашей стране. Дореволюционная Россия опаздывала с экономической модернизацией, будучи империей. В России попытки реформирования чередовались с периодами господства консервативных настроений. Уже до 1917 г. Россия показала, что собственными силами ей из авторитарно-имперского сознания не вырваться. После революции экономический разрыв между СССР и развитыми странами не сокращался, а даже увеличивался. СССР продолжал в 20-е годы быть аг­рарной страной в мире, НЭП решил отдельные проблемы товарооборота, но не создал предпосылок для модерни­зации. Идея ускоренной индустриализации стала очень популярной.

Но чтобы произвести такую форсированную индустриализацию, нужно было сильно сплотить идеологией и просто насилием большие массы людей и отправить из на многочисленные великие стройки. Нужно было также разрушить прежний раздробленный уклад крестьянского хозяйства. Это достигалось коллективизацией, которая позволяла высвободить часть населения для новых городов, а остальную массу крестьян заставить работать фактически даром для великих строек социализма. В целом получилось так, что, оставшись наедине с собой при решении проблем модернизации, Россия после НЭП не имела сильной альтернативы тоталитаризму. Правда некоторые считают, что полити­ческая борьба в руководстве партии могла сложиться иначе и возможно была бы другая, менее жестокая система тоталитаризма.

В Германии таким источником тоталитаризма был глу­бокий экономический кризис после поражения в первой мировой войны. В 20-е годы в Германии была слабость демократической власти, впервые выбранной после имперского строя власти, появлялась неспособность неспособность властей уберечь страну от инфляции и преступности, было массовое сознание несправедливости Версальского договора. Этим воспользовались зачинатели национал социалистической идеологии, которые стали призывать к установлению твердого порядка, к сплочению народа во имя восстановления великой Германии.

Следует отметить, что во всех странах, где возник тоталитаризм – в Италии, Германии, Италии и др. не было значительного опыта демократических форм жизни, были сильны традиции централизованной автократической власти. Также эти страны попали в ситуацию изоляции, в них был популярен лозунг опоры на собственные силы для достижения экономической и военной силы.

Следующей важной причиной возникновения тоталитаризма в этих странах было то, что в них было много деклассированных элементов и людей, выбитых в результате войн и урбанизации из традиционных, прежде всего крестьянских и ремесленных слоев. Эти люди легко попадали под влияние идеологии, которая обещала им устойчивую жизнь в достатке, если они объединяться против внешних и внутренних врагов.

Истоки тоталитаризма обнаруживаются там, где абсолютизиру­ется роль политической власти в функционировании экономической, социальной и духовной сфер жизни, где обнаруживается тенденция поставить сильную власть государства над всеми общественными процессами.

В самом общем виде тоталитаризм – это социально-политический феномен, возникший в результате идейного и со­циального кризисов общества, неспособности верхов ответить на вызов современности, найти способ взаимодействия с огромными массами, потерявшими свое определенное социальное положение.

На основе сказанного, можно сделать такой вывод, что во многом к тоталитаризму привели объективные ситуации и процессы в ряде стран. Поэтому тоталитаризм нельзя рассматривать как простой захват власти кучкой вождей, которые стали потом подавлять всех остальных. Тоталитаризм можно в известном смысле рассматривать как объективной явление, поскольку ситуация в этих обществах была такова, что их стремление быстро совершить рывок к сильному индустриальному обществу приводил к свертыванию институтов гражданского общества. к пресечению демократических принципов и далее – к массовому насилию и поглощению государством всех сторон общественной жизни.

Тоталитаризм: происхождение и сущность

Исторические ситуации, в которых устанавливается система общественных отношений, под названием тоталитаризм, очень сходны. При этом, хотя явление было обнаружено явно

Тоталитаризм: происхождение и сущность

Другие материалы по предмету

Министерство образования Российской Федерации

Тульский Государственный Университет

Кафедра социологии и политологии

Тоталитаризм: происхождение и сущность

студент: гр. №820322на Ожогин А.С.

научный руководитель: Кизиева Л.А.

  1. Происхождение термина «тоталитаризм».
  2. Возникновение тоталитаризма.
  3. Признаки тоталитаризма:
  4. абсолютная концентрация власти и отсутствие принципа разделения властей;
  5. принцип вождизма, фюрерства;
  6. государственно организованный террор;
  7. идеология тоталитарного режима;
  8. идеологический монизм и закрытость системы;
  9. «Великая идея»;
  10. культ власти.
  11. Отличие тоталитарной идеологии от либеральной.
  12. Заключение.
  13. Литература.

Происхождение термина «тоталитаризм».

Понятие “тоталитаризм” впервые возникает в окружении Муссолини в середине двадцатых годов. При этом Муссолини опирался на философские труды одного из ведущих идеологов итальянского фашизма Джованни Джентиле. Однако в Германии этот термин не привился: Гитлер не любил заимствований и предпочитал определять свой режим как авторитарный.

С 1929 года, начиная с публикации в газете “Таймс”, его стали применять и к политическому режиму Советского Союза.

Из политической публицистики этот термин входит в научный оборот для характеристики фашистских режимов и Советского Союза.

На симпозиуме, организованном Американским философским обществом в 1939 году, впервые была сделана попытка дать научную трактовку тоталитаризму. В одном из докладов он был определен как “восстание против всей исторической цивилизации Запада.”

В научной литературе Запада оно вошло в обиход в конце тридцатых годов. Статус же научной концепции за этим термином утвердил собравшийся в 1952 году в США политологический симпозиум, где тоталитаризм был определён как “закрытая и неподвижная социокультурная и политическая структура, в которой всякое действие – от воспитания детей до производства и распределения товаров – направляется и контролируется из единого центра”.

Вообще же тоталитаризм это общественно-политической строй, при котором государство полностью подчиняет себе все сферы жизни общества и отдельного человека. Тотальный – от латинского слова totalis и означает всеобщий, всеобъемлющий. Именно всеохватностью своего надзора тоталитаризм отличается от всех других известных истории форм государственно-организованного насилия деспотии, тирании, абсолютистской, бонапартистской и военной диктатур.

Тоталитаризм – одна из форм, в которых существуют общества, та господствующая система связей, отношений государства и общества, внутриобщественных отношений, которые определяют возможности функционирования данного общества. Сущность общества тоталитаризм не определяет. Он может заключать в себе прогрессивную и социально справедливую на данный момент сущность, и реакционную, агрессивную. Он безразличен к социально- классовым отношениям. И эти сущностные отношения каждый раз надо выяснять конкретно в исторических условиях.

Возникновение тоталитаризма связано прежде всего с трудностями модернизации, перехода общества к индустриальной стадии развития, с попытками правящей элиты преодолеть эти трудности путем “чрезвычайщины” огосударствления, сверхбюрократизации, униформенной политизации и милитаризации всего общества. Сущность тоталитаризма заключается в том, что в результате указанных процессов устанавливается бюрократическая (военно-бюрократическая) диктатура, фактически отражающая интересы государственного (партийно-государственного) аппарата, а также – отчасти интересы представителей разного рода маргинальных групп, деклассированных элементов, из которых в значительной степени этот аппарат формируется и которые им подкармливаются.

Исторические ситуации, в которых устанавливается система общественных отношений, под названием тоталитаризм, очень сходны. При этом, хотя явление было обнаружено явно с политическими целями в XX в., тоталитарные общества имели место в разных странах и в самое разное историческое время и существовали более или менее длительные исторические периоды. Одним из важных условий тоталитаризма, ранее никогда не называвшимся, является относительная бедность и монотонность, рутинность существования. Примитивные общества – тоталитарные общества. Общества богатые, с развитой имущественной дифференциацией, обычно не тоталитарны. Вторым условием является общая опасность, объединяющая всех членов общества или большую его часть, которые сплачиваются вокруг государства. Третьим условием, способствующим возникновению тоталитарного государства, является зависимость общества от общего источника жизни (например, вода в восточных государствах древности и средневековья). Так называемые “смутные” времена, поляризующие общество, также являются питательной средой для формирования тоталитарных настроений в обществе и тоталитарной роли государства. Примером может являться обстановка в эпоху якобинского террора и деятельность государства якобинской диктатуры. Это очень ярко показал Ч. Диккенс в “Истории двух городов”. В этом ряду можно назвать и бонапартистскую диктатуру во Франции начала XIX в. Обязательным условием существования тоталитарного государства является наличие общей национальной идеи, которая сплотила бы большую часть общества, безразлично, какой по своей сути. Это может быть идея строительства новой жизни, идея создания нового человека, идея завоевания мира, борьба с коммунизмом, с капитализмом. Наличие плановой экономики, несмотря на мнение некоторых ученых (Ф. Хайек), не означает перехода к тоталитаризму и не является условием создания тоталитарного государства. Плановая экономика в годы второй мировой войны и особенно в последующие годы стала более или менее характерной чертой экономики разных стран, которые не стали от этого тоталитарными. Все отмеченные здесь условия и ситуации возникновения тоталитарных государств в большей или меньшей степени присутствовали и в Советском Союзе, и в фашистской Германии. И в СССР и в Германии (с различными изменениями и поправками на эпоху) был низкий уровень потребления и скудные запросы огромного большинства населения. И в СССР и в Германии людей могла сплотить внешняя опасность и враждебность, идущая из Европы. И СССР и Германия вышли из революции, СССР в некоторой степени продолжал оставаться революционной страной, даже в период сталинский репрессий. Оба народа были воодушевлены общей идеей (немецкий – идеей реванша, советский – переустройством своего общества, которое дало бы пример другим народам, а также идеей победы в грядущей войне). Все это были те условия, которые привели к установлению тоталитаризма.

Учёные, политологи, написали ряд фундаментальных работ на тему возникновения и существования тоталитаризма, важнейшими из которых являются: книга Х. Арендта “Происхождение тоталитаризма” и совместная монография К. Фридриха и З. Бжезинского “Тоталитарная диктатура и автократия”.

Авторы последнего исследования предлагают для определения “общей модели” тоталитаризма пять признаков:

  1. единая массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером;
  2. официальная идеология, признаваемая всеми;
  3. монополия власти на СМИ(средства массовой информации);
  4. монополия на все средства вооруженной борьбы;
  5. система террористического полицейского контроля и управления экономикой.

Концепция Фридриха и Бжезинского, получившая в историографии название “тоталитарный синдром”, оказала большое влияние на последующие исследования в этой области. В то же время неоднократно указывалось на несовершенство их формулы, что, впрочем, признавали и сами авторы.

Сложность создания приемлемой концепции привела к критике самой идеи моделирования тоталитаризма, основные положения которой сводились к следующему:

  1. с помощью концепции тоталитаризма нельзя исследовать динамику процессов в социалистических странах (Г. Гласснер);
  2. не бывает целиком контролируемой или неконтролируемой системы (А. Кун);
  3. модели тоталитаризма нет, так как взаимоотношения между отдельными ее элементами никогда не были разъяснены (Т.Джонс);
  4. тоталитарная модель игнорирует “источники общественной поддержки” тоталитаризма в СССР (А. Инкельс).

Однако поиск оптимальной модели продолжается по сей день.

В научной литературе различают два “классических” типа тоталитаризма правый (фашизм, национал-социализм) и левый (сталинизм, маоизм). Их противопоставление игнорирует общность внутренней природы обоих явлений, прежде всего огосударствления основных сфер жизнедеятельности общества, неограниченной власти государства над человеком, в т.ч. и через механизмы идеологической обработки. Наличие этой, самой характерной, черты тоталитаризма позволяет отличать его от авторитарного режима.

Можно выделить следующие “родовые” черты, которые в совокупности определяют

Сущность тоталитарного режима

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства. Термин «устройство государства» а общей теории государства и права понимается в различных смыслах. Речь может идти об устройстве государства как о форме государства, об устройстве как о форме правления, об устройстве как административно-территориальной организации. Во всех этих случаях речь идет об устройстве государства (организации государственной власти), но только в различных аспектах: политико-правовом, структурно-функциональном, административно-территориальном. Государство – это структурированная организация, строящая свою деятельность на основе права. Одной из сторон, характеризующей форму государства является полит

Содержание

Введение. 2
1. Сущность тоталитарного режима. 2
2. Возникновение понятия “тоталитаризм” 3
2.1. Фашизм и коммунизм как формы тоталитаризма 5
3. Основные признаки тоталитаризма 5
4. Основные черты тоталитарного общества 7
5. Возникновение тоталитаризма в России 8
Заключение. 11
Список литературы: 12

Работа содержит 1 файл

ТГП реферат.doc

Введение.

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно- территориальное устройство, и составляет форму государства. Термин «устройство государства» а общей теории государства и права понимается в различных смыслах. Речь может идти об устройстве государства как о форме государства, об устройстве как о форме правления, об устройстве как административно- территориальной организации. Во всех этих случаях речь идет об устройстве государства (организации государственной власти), но только в различных аспектах: политико-правовом, структурно-функциональном, административно- территориальном. Государство – это структурированная организация, строящая свою деятельность на основе права. Одной из сторон, характеризующей форму государства является политический режим (государственный режим) – это совокупность приемов и методов осуществления государственной власти и их организационно-политическое воплощение в государственном строе.

Читайте также:  Краткое определение термина государство: история и государственные признаки, функции, теории происхождения

Политический режим представляет собой совокупность методов и приемов осуществления государственной власти, характеризующую политическую обстановку в стране, т.е. степень политической свободы в обществе и правовое положение личности. Политический режим во много предопределяет не только особенности организации и деятельность государственной власти, но также ее соотношение со всеми существующими негосударственными общественно-политическими организациями, степень участия населения в управлении делами общества и государства. Иными словами, государственный (политический) режим во мног7ом предопределяет особенности функционирования политической системы общества в целом. Государственный режим характеризуется правовыми или неправовыми способами (методами) осуществления власти. В зависимости от методов осуществления государственной власти политический режим может быть демократическим или антидемократическим. Более конкретно остановимся на втором. Антидемократический режим (к нему относятся авторитарный и тоталитарный) характеризуется устранением политических прав и свобод, отстранением народа от государственной власти, не узурпацией отдельным лицом или группой лиц, подавлением всякого инакомыслия, упразднением представительных органов власти или их превращением в послушные орудия выражения воли фактических руководителей.

1. Сущность тоталитарного режима.

При тоталитарном режиме (от лат. Еще totalis – «весь, полный») государство осуществляет тотальный, т.е. полный, всеобщий контроль над всеми сферами жизни общества. Этот режим определяется тотальным объемом государственного регулирования. В экономике преобладает государственная собственность, жесткое государственное регулирование экономических отношений командными, приказными методами. В политической сфере – существует одна правящая политичес4кая партия, происходят сращивание партийного и государственного аппарата, чрезмерная централизация государственного аппарата и его бюрократизация. Государственное управление характеризуется крайним централизмом и практически осуществляется правящей политической элитой, политическим лидером или вождем народа. Вместо законов действуют партийные инструкции и распоряжения. При тотальном политическом режиме действует принцип: запрещено все, кроме того, что приказано.

В тоталитарном государстве вся деятельность граждан, частных лиц полностью контролируется государственной властью, не признаются сфера частного интереса и свобода личности. Государство заявляет, что есть только государственный интерес. «Тоталитаризм, – отмечает И. А. Ильин, – состоит в исключении всей и всякой самодеятельности граждан: их личной свободы, их корпоративной организации, их местного и профессионального самоуправления, их усмотрения в делах личных и семейных, их хозяйственной инициативы и их культурной самодеятельности» 1 .

Сущность тоталитаризма состоит во всеохватывающем управлении всеми сферами общественной жизни. Создается организация управления, которая проникает во все сферы человеческой жизни. Тоталитарный режим – это строй, в котором нет субъектов права, нет законов, нет правового государства. Поэтому тоталитарный режим не является ни правовым, ни государственным режимом.

2. Возникновение понятия “тоталитаризм”

Термин «тоталитаризм» происходит от позднелатинского слова «totalitas», означающего «цельность», «полнота». Он возник и получил распространение в 20-30-е годы и использовался для обозначения политических систем в фашистской Италии, нацистской Германии и большевистском СССР. Одним из первых этот термин использовал итальянский автор левой ориентации Дж. Амендола, который в своей речи 20 марта 1924 г. заявил, что фашизм, как и коммунизм, представляет собой «тоталитарную реакцию на либерализм и демократию». А в либеральном журнале «Ринашита либерале» от 5 января 1925 г. выборы, состоявшиеся в Италии в апреле 1924 г., были охарактеризованы как «totalitare e liberticide» (тоталитарные и губительные для свободы). Чуть позже в том же году официальный фашистский теоретик Дж. Джентиле говорил о фашизме как о «тотальной концепции жизни». Часто использовал этот термин В.Муссолини, который называл свой режим не иначе как «lo stato totalitario» (тоталитарное государство). Что касается А.Гитлера и его приспешников, то они, во всяком случае первоначально, при характеристике своего режима предпочитали использовать термин « авторитарный ».

Впервые этот термин был применен в отношении к СССР, по-видимому, в ноябре 1929 г. английской газетой «Таймс», которая в одной из своих передовых статей писала о «реакции против парламентаризма в пользу “тоталитарного” или унитарного государства как фашистского, так и коммунистического». Нападение же гитлеровской Германии на СССР и вступление последнего во Вторую мировую войну заставили западных авторов несколько смягчить свои оценки советского режима и направить острие своей критики главным образом против фашизма и нацизма. Во время войны «тоталитаризм» служил для них в качестве обобщающего понятия для характеристики фашистского и национал-социалистического режимов и их разграничения от советского социализма. После войны, особенно с началом холодной войны на Западе коммунизм снова стали рассматривать как разновидность тотальной идеологии, а советское государство — как тоталитарный режим.

Ныне в серьезной научной литературе большинство авторов придерживается тезиса, согласно которому в политической системе тоталитарного типа выделяются фашистский и национал-социалистический режимы в Италии и Германии на правом фланге идейно-политического спектра и большевистский в СССР — на его левом фланге. При этом необходимо отметить, что тоталитаризм отнюдь не является неким монолитом, между его отдельными режимами имелись существенные различия.

Такие различия прослеживаются как между большевизмом и фашизмом, так и внутри последнего. Так, фашистский режим в Италии руководствовался теорией верховенства государства, а национал-социалистический — теорией верховенства нации или нации-государства. Итальянский режим отличался стремлением сохранить традиционные структуры, показателем чего служат, например, так называемые Латеранские соглашения (1929), заключенные между Б.Муссолини и Ватиканом и регулировавшие отношения между католической церковью и фашистским режимом. Для режима Муссолини были характерны меньшая концентрация и абсолютизация власти. Наряду с фашистской партией значительным влиянием в стране продолжали пользоваться военные, аристократия, церковь, государственная бюрократия. Продолжал функционировать, правда, чисто формально сенат. Парадокс состоит в том, что Италия оставалась монархией. Муссолини время от времени направлял отчеты королю Виктору Эмануилу III. Итальянский фашизм отличался также меньшей, чем в Германии, интенсивностью террора и репрессий.

Учитывая эти факторы, можно утверждать, что сущностные характеристики правой разновидности тоталитаризма в наиболее завершенной форме воплотились в германском национал-социализме.

Многие авторы уже в 20-ЗО-е годы отмечали определенные черты сходства в методах политической борьбы, захвата и peaлизации власти фашистов и большевиков. При всей сложности и спорности этой проблемы приходится констатировать, что фашизм и большевизм имеют точки как соприкосновения концептуального и типологического характера, так и расхождения.

При традиционной типологизации фашизм и марксизм-ленинизм располагаются по двум крайним полюсам идейно-политического спектра. Не случайно они вели между собой борьбу не на жизнь, а на смерть. В этом контексте бросается в глаза изначальная несовместимость их идеологий. И здесь достаточно упомянуть такие дихотомические пары, как интернационализм-национализм, теория классовой борьбы — национально-расовая идея, материализм-идеализм, с помощью которых определяется противостояние марксизма-ленинизма и фашизма. Если в марксизме-ленинизме в качестве главного теоретического и аналитического инструмента трактовки мировой истории брался класс, то в фашизме в качестве такового служила нация. Первый отдавал моральный и теоретический приоритет концепции класса, а второй — концепции нации и даже расы. В результате место марксистских понятий «прибавочная стоимость» и «классовая борьба» в национал-социализме заняли понятия «кровь» и «раса». Если марксизм-ленинизм придерживался материалистической (а зачастую экономико-детерминистской) интерпретации истории, то для фашизма с этой точки зрения характерны антиматериализм, иррационализм, мистицизм и убеждение в том, что духовные начала, честь, слава и престиж составляют могущественные цели и мотивы человеческого поведения.

2.1. Фашизм и коммунизм как формы тоталитаризма

Большинство политологов сходится во мнении о единстве происхождения фашизма и коммунизма. Даже такие противопоставления как теория классовой борьбы и национально-расовая идея, интернационализм и национализм выполняли одинаковые функции.

В марксизме национализм представляет собой побочный продукт капиталистического развития, которому противопоставляется идея интернационализма. Подавление национального начала входило интегральной частью в культуру тоталитаризма в СССР. Советские люди были объявлены членами “новой исторической общности” в лице интернационального советского народа. Эта идеология приобрела в своеобразно перевёрнутой форме функции национализма и служила потребности сохранения целостности СССР в условиях сепаратистских устремлений отдельных национальных регионов.

Что касается фашизма, то в нём произошло органическое слияние социализма и национализма. Расизм и национализм в фашизме сыграли роль, аналогичную той, которую сыграли теория классовой борьбы и идея интернационализма в коммунизме. Фашизм отождествлял общество с нацией, а нацию – с государством. Государство рассматривалось как юридическое воплощение нации и стояло неизмеримо выше и отдельно взятых индивидов и организаций, из которых национальная община состоит.

Таким образом, и интернационализм и национализм были поставлены на службу идентичным целям: обоснования и идеологического обслуживания тоталитарных режимов фашистского и коммунистического толка.

3. Основные признаки тоталитаризма

З. Бжезинский на основе изучения мировых тоталитарных режимов выделил в качестве основных признаков тоталитаризма:

  • наличие единственной массовой партии во главе с лидером-диктатором;
  • официально господствующую в обществе идеологию;
  • монополию на средства массовой информации, на вооружённые силы;
  • систему террористического полицейского контроля;
  • централизованную систему контроля и управления экономикой.

Тоталитаризм – это явление всеобщее, затрагивающее все сферы жизни.

В экономике он означает огосударствление экономической жизни, экономическую несвободу личности. Личность не имеет собственных интересов в производстве. Происходит отчуждение человека от результатов его труда, и, как следствие, лишение его инициативы. Государством устанавливается централизованное, плановое управление экономикой.

Ф. Хайек в своей книге “Дорога к рабству”, написанной в 1944 году, особый акцент делает именно на этом аспекте тоталитаризма. Он приходит к выводу о том, что свобода политическая – ничто без свободы экономической. Контроль над важнейшими ресурсами общества, как материальными, так и нематериальными, будет находиться у тех, в чьих руках сосредоточен контроль над экономической властью. Идея централизованного планирования заключается в том, что не человек, но общество решает экономические проблемы, и, следовательно, общество (точнее отдельные его представители) судит об относительной ценности тех или иных целей. Там, где единственный работодатель – государство или подконтрольные режиму частные предприятия не может быть и речи о свободном политическом, интеллектуальном или каком-либо ином волеизъявлении людей. Ф. Хайек видел опасность возникновения тоталитаризма в возрастающем государственном регулировании экономики Великобритании.

История и условия возникновения тоталитаризма

Тоталитаризм в системе государства возникает во время трудного переходного периода, когда общество идет к индустриализации, и власть пытается преодолеть эти трудности путем введения чрезвычайных мер – вплоть до изымания частного капитала в пользу государства, бюрократизм проникает во все сферы производства, идет политизация и милитаризация всего общества. В итоге устанавливается военно-бюрократическая диктатура, защищающая интересы партийно-государственного аппарата.

«Условия установления тоталитаризма в разных странах похожи. Это: 1. Бедность основного населения. Богатые и развитые страны не тоталитарны. 2. Общая идея опасности, которая объединяет народ. 3. Зависимость общества от источника жизни (природные ресурсы, вода, продовольствие). Плановая экономика в годы второй мировой войны и особенно в последующие годы стала более или менее характерной чертой экономики разных стран, которые не стали от этого тоталитарными. Все отмеченные здесь условия и ситуации возникновения тоталитарных государств, в большей или меньшей степени присутствовали и в Советском Союзе, и в фашистской Германии. И в СССР и в Германии (с различными изменениями и поправками на эпоху) был низкий уровень потребления и скудные запросы огромного большинства населения. И в СССР и в Германии людей могла сплотить внешняя опасность и враждебность, идущая из Европы. И СССР и Германия вышли из революции, СССР в некоторой степени продолжал оставаться революционной страной, даже в период сталинский репрессий. Оба народа были воодушевлены общей идеей (немецкий – идеей реванша, советский – переустройством своего общества, которое дало бы пример другим народам, а также идеей победы в грядущей войне). Все это были те условия, которые привели к установлению тоталитаризма». [1]

В Европе тоталитаризм начался в 20 веке в Италии, а уже чуть позже Гитлер, взяв часть доктрины фашизма за основу, а часть, переработав, создал свою идеологию. Основными изменениями Гитлера, явилось отношение к государству, он, вероятно, почерпнул его из призывов коммунистов, а также отношение к нации. Коренным образом, изменив идею Муссолини и Ленина о сотрудничестве наций, заточив её под расистскую идею о господстве одной чистой нации – расы над другими, создал национал-социализм.

Тоталитарное государство: сущность и признаки

Тоталитарный режим стал порождением начала 20 века, он возник в фашистских государствах, социалистических государствах периода «культа личности». Строительство политических тоталитарных режимов было возможным на такой стадии развития, когда возникла индустриализация, увеличились технические возможности вести контроль над личностью, а также полностью управлять сознанием человека, особенно в трудные периоды гражданских войн, социально-экономических кризисов. Первые тоталитарные режимы были образованы после первой мировой войны, впервые их политическое значение было озвучено идеологами фашистского движения в Италии. После второй мировой войны тоталитаризм как режим стал изучаться на примере политических режимов Китая, стран Центральной Европы.

Термин «тоталитаризм» произошел от латинских слов «totalitas» – цельность, полнота и «totalis» – весь, полный, целый. Понятие тоталитаризма было впервые озвучено идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале в 1925 года в итальянском парламенте.

Тоталитаризм – это такой общественно-политической строй, при котором вся жизнедеятельность общества и каждого человека подчинено государству. Примером этому служит государственный социализм, коммунизм, нацизм, фашизм и мусульманский фундаментализм. Без проведения выборов государство контролирует жизнь общества, в том числе семью, образование, религию, бизнес, частную собственность и социальные отношения. Централизованно принимаются решения государства, любое выступление оппозиции исключено.

Выделяют следующие признаки, отличающие все тоталитарные государственные режимы от демократии:

– «Всеобщая государственная идеология. Тоталитарный режим характеризуется, как правило, наличием одной официальной идеологии, которая формируется и задается общественно-политическим движением, политической партией, правящей элитой, политическим лидером, «вождем народа». [2]

– «Одна массовая партия, возглавляемая лидером. В тоталитарном государстве допускается только одна правящая партия, а все другие, даже ранее существовавшие партии, разгоняются, запрещаются или уничтожаются. Правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее установки рассматриваются как священные догмы. Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды. Таким образом, правящая партия захватывает бразды государственного управления. Центром тоталитарной системы является вождь (фюрер). Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему пресекается. Обычно на эту роль выдвигается харизматическая личность». [3]

– «Особо организованная система насилия, террора как специфического средства контроля в обществе. Тоталитарный режим широко и постоянно применяет террор по отношению к населению. Физическое насилие выступает как главное условие для укрепления и осуществления власти. При тоталитаризме устанавливается полный контроль над всеми сферами жизни общества. В политической жизни общества личность, как правило, ограничивается в правах и свободах. А если формально политические права и свободы закрепляются в законе, то отсутствует механизм их реализации, а также реальные возможности для пользования ими. Контроль пронизывает и сферу личной жизни людей. При тоталитаризме существует террористический полицейский контроль». [4]

Читайте также:  Взаимодействие общества и природы: географический фатализм как негативный пример влияния человека на окружающую среду

– Милитаризация – также одна из основных характеристик тоталитарного режима. Идея о военной опасности, об «осажденной крепости» становится необходимой для сплочения общества, для построения его по принципу военного лагеря. Тоталитарный режим агрессивен по своей сути и агрессия помогает достичь сразу несколько целей: отвлечь народ от его бедственного экономического положения, обогатиться бюрократии, правящей элите, решить внешнеполитические проблемы военным путем. Агрессия при тоталитарном режиме может питаться идеей мирового господства, мировой революции. Военно-промышленный комплекс, армия – основные опоры тоталитарного режима.

В государстве используется и полицейский сыск, поощряется и широко используется доносительство. Поиск и мнимые происки врагов становятся условием существования тоталитарного режима. Аппарат тайной полиции и служб безопасности с помощью крайних методов воздействия вынуждает общество жить в состоянии страха. Конституционные гарантии либо не существовали, либо нарушались, вследствие чего становились возможными тайные аресты, содержание людей под стражей без предъявления обвинения и применение пыток.

– Жестко централизованный контроль над экономикой и монополия государства на средства массовой информации. Жесткий централизованный контроль над экономикой – важнейшая черта тоталитарного режима. Возможность распоряжаться производительными силами общества создает необходимую политическому режиму материальную базу и опору, без которой тотальный контроль в остальных сферах вряд ли возможен. Централизованная экономика служит в качестве средства политического управления. Например, люди насильно могут быть перемещены для работы в те области народного хозяйства, где не хватает рабочей силы (например, введение принудительной трудовой повинности большевиками в России).

В экономической жизни происходит процесс огосударствления в тех или иных формах собственности. Тоталитарному государству не выгоден экономически и соответственно политически свободный человек». [5]

Тоталитаризм создаёт особый тип человека. Одна из основных особенностей тоталитаризма, которая отличает от других форм традиционного деспотизма, абсолютизма и авторитаризма, ему нужно переделать человека. Поэтому тоталитаризм называют феноменом ХХ века. Он ставит перед собой задачу так переделать человека в соответствии с требованиями идеологии, чтобы это была личность нового типа с особой психикой, ментальностью, поведением, которая бы растворилась в массе подобных себе. Эта личность был бы равен среднестатистическими данными по всем показателям условий жизни и мышления. Ничего личного, только общественное. Таким человеком не нужно управлять, он сам будет управлять собой, основываясь на лозунгах и догмах, утвержденных партией. Но в жизни проведение такой политики породило «стукачество», доносительство, написание анонимок, и, в конечном итоге, моральное разложение общества.

С помощью средств массовой информации в тоталитарном государстве обеспечиваются политическая мобилизация и практически стопроцентная поддержка правящего режима. При тоталитаризме содержание всех материалов средств массовой информации определяет политико-идеологическая элита. Посредством СМИ в сознание людей систематически внедряются взгляды и ценности, которые политическое руководство данной страны в конкретный момент считает желательными.

– «Монополия государства на все средства вооружения. В государстве с тоталитарным режимом происходит усиление власти исполнительных органов, возникает всевластие должностных лиц, назначение которых согласуется с высшими органами правящей партии или производится по их указанию. Особенно выделяется на фоне разросшихся исполнительных органов «силовая структура» (армия, полиция, органы безопасности, прокуратура), т.е. карательные органы, контролируемые правящей партией». [6]

Историческое развитие в XX в. породило два политических движения, в наибольшей степени проявивших предрасположенность к тоталитаризму – фашизм и коммунизм.

Тоталитарные режимы способны меняться, эволюционировать. После смерти Сталина СССР изменился. Правление Брежнева Л.И. заслуживает критики. Однако нельзя сказать, что они одинаковы. Это так называемый посттоталитаризм. Посттоталитарный режим – это система, когда тоталитаризм теряет часть своих элементов и как бы размывается и ослабляется (например, СССР при Хрущеве Н.С.) Таким образом, тоталитарный режим следует подразделять на чисто тоталитарный и посттоталитарный.

И все же тоталитаризм – исторически обреченный строй. Это общество – самоед, не способное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления большинства населения. Тоталитаризм – закрытое общество, не приспособленное к современному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира.

Где существует и что это такое тоталитарный режим: список и характеристика стран

Существует две ветви в политическом правлении: демократические и антидемократические уклады. Тоталитарный не относится к первому из них. Его концепцию обсуждают не первое столетие, он приковывает внимание десятков критиков. Сложно найти человека, который не знает, что такое тоталитарный режим. Но если уделить этому понятию время, то можно узнать больше интересного.

Что такое тоталитарный режим

Кратко тоталитарный режим – это полное контролирование всех сфер жизни властью. Абсолютное подчинение граждан под одну идеологию. Для более точного определения можно сказать, что это полная противоположность демократии.

За годы своего существования тоталитаризм подвергался критике политических деятелей. Вопрос о его возникновении спорный. Несмотря на то, что первые правители, которые «прославили» его на весь мир – Муссолини и Сталин, истоки уходят глубже в века.

Каждая страна вносит свои корректировки, от того понятие может искажаться. Однако существуют основные черты, которые в полной мере отражают особенность и сущность тоталитаризма.

Интересно! На самом деле даже демократия не обещает полных свобод и не всегда обеспечивает права гражданам.

В полной мере понятие раскрывает сайт «Википедия». Согласно ему – это стремление власти над полным контролем всех направлений общественной жизни.

Кроме того, любое сопротивление в жесткой форме пресекается. Акцент поставлен на правлении Муссолини и Гитлера, критике известных политологов и ситуации в Советском Союзе.

Вместе с тем отмечается, что история такого проявления власти начинается далеко не в Италии, где впервые применен сам термин.

Интересно! Как проявляется природная и социальная сущность в человеке.

Характеристика

Несмотря на то, что каждый правитель вправе по-своему формулировать концепцию, есть ряд общеизвестных особенностей. После их прочтения сразу становится понятно, что значит этот режим. Он не только противопоставлен демократии, но и имеет общие направления с авторитаризмом и даже социализмом.

Основные характеристики:

  1. Первое, что обращает на себя внимание в тоталитарном обществе – одна единая идеология. Она является фундаментом политической системы. Граждане не имеют права отступить от общепринятого, не хотят или даже не считают эту мысль допустимой.
  2. Всеми правит одна единственная партия, что не дает права выбора. Диктатор руководит абсолютно всеми процессами.
  3. Государство воздействует на все сферы жизни.
  4. Средства массовой информации полностью подчинены государственному аппарату.
  5. В случае распространения «неугодной» информации в СМИ и сфере образования грозит наказание.
  6. Политическая пропаганда контролирует и подчиняет себе абсолютно все население.
  7. Это политический террор и репрессии.
  8. Все права и свободы людей уничтожаются.
  9. Милитаризация общества.

Говорить о том, что несколько пунктов уже в полной мере характеризуют любой уклад как тоталитарный, неправильно. Дело в том, что некоторые ограничения допускаются не только в социализме, но и демократизме.

Из всего перечисленного политологи выделяют отсутствие прав и свобод, единую идеологию как основу.

Кому принадлежит власть

Тоталитарный строй характеризуется тем, что власть в государстве принадлежит одному человеку. Тот, кто правит, лишая прав и свобод граждан, называется диктатором. Говоря о тотальном контроле всех сфер жизни, без внимания не оставляется Муссолини, Гитлер и Сталин.

Три правителя оставили след и увековечили годы своего правления, как времена тотального контроля, преимущество идеологии перед правами населения и целой системы манипулирования общественными массами. Причем если в отношении Муссолини термин был прикреплен уже в 1923 году Джованни Амендолой, то система правления в СССР с конца 1920 годов активно маскировалась под желание сделать страну великой и могущественной.

Сравнение Сталина и Гитлера стало целой наукой. Политологи спорят, находят разногласия, и, наконец, сходятся в одном. Два жесточайших правителя, два кровавых вождя были так похожи в своем происхождении и правлении, и так по-разному поставили точки.

Дело в разных целях и мотивах такого образа владения. Гитлер бредил исключительностью своих идей. Уничтожал, убивал, подчинял. И закончилось это крахом, развалом и черным пятном. Сталин использовал тотальное наблюдение как инструмент для достижения пика своей могущественности. В результате оставил на страницах истории великое государство.

И спустя столько лет два человека способны поспорить: в СССР было хорошо или плохо. Расходятся мнения и в том, насколько диктаторы были жестоки. Гитлер убивал врагов, Сталин – и своих тоже. Но на руках первого больше крови.

Муссолини – тоже спорный персонаж. Дело в том, что именно с ним ассоциируется тотальная слежка, с него началась история термина. Однако у себя в стране диктатор не выстроил ту самую тоталитарную систему.

Там были некоторые отличия и свободы, которые сейчас позволяют оспаривать мнение политологов о нем, как о жестоком диктаторе и о его особенностях правления.

В СССР процветал столь антидемократический распорядок только при Сталине. Глупо говорить, что вся его история основана на тотальном контроле.

Познавательно! Изучаем типы государств: что это такое — конфедерация

Страны с тоталитарным режимом

Мнения политологов и других общественных деятелей о странах с тоталитарным устоем расходятся. Все происходит от того, что добиться конкретного правления сложно. Как уже было сказано, каждый правитель устанавливает свои нормы. Многие страны пережили тоталитаризм с «нотками» других явлений правления.

Каких бы споров о Муссолини или Гитлере не было, сейчас все же можно сделать вывод о том, что их характер правления – тотальный контроль, ограничение прав и свобод. СССР (только при Сталине), Германия и Италия являются самыми популярными и наглядными примерами.

Если говорить о современных государствах, то лидер в гонке – КНДР. Республика наиболее приблизилась полному контролю, обособилась от других стран. Если учитывать только относительное наблюдение, то претендентов немного больше.

Из-за того, что реальных примеров, которые не навевают сомнений определенно мало, некоторые и вовсе опровергают правильность такого термина как «тоталитаризм», и относят его к отклонению или ужесточению авторитаризма. Одна малоизвестная страна в Восточной Африке поражает своими особенностями в правлении.

И даже превосходит современную КНДР. В Эритрее все жители, независимо от положения в обществе, проходят службу с 18 лет до 55. Общение в одном кругу 3 человек – собрание, на которое нужно получить разрешение.

Никто не может соревноваться и с нищетой, и замороженной войной. Если говорить о странах прошлого, то добавляют Португалию, Японию, Китай, Иран. Но такое мнение относительно ошибочно.

Где режим берет начало

Термин известен с 20 века, но это не значит, что он возник из ниоткуда. Примеры древних государств с подобного рода ограничениями описывались в работах Платона «Государство».

В качестве первого примера называют шумерскую Третью династию Ура. Значит, история берет свое начало еще четыре тысячелетия назад в Месопотамии. На граждан накладывали много запретов.

В первую очередь на свободную торговлю. Ремесла тоже контролировались. Процветало рабство, что как нельзя лучше доказывает предположения о таком начале. Школьное образование всеми способами контролировалось, и должно было следовать определенным идеологическим соображениям. История подвергалась фальсификации в угоду правителю.

Второй пример – философская школа в Древнем Китае «фацзя». Основоположник положений разработал систему на основе преследований инакомыслящих. Так, жителей нужно было лишить разного рода развлечений, направить на изучение и ввести систему наказаний. На одну награду должно приходиться 9 наказаний. Эти факты о тоталитарном режиме освещает и Википедия.

Более современный пример – иезуитское государство в Парагвае. Начало правления исходило из коммунизма, но исследователи утверждают о тоталитарном строе.

Критика

Критиков тотального ограничения довольно много. Кому понравится ограничение любых свобод, манипулирование, откровенная жестокость? В своих работах развернуто проанализировали такое политическое направление:

Хайек в трудах «Дорога к рабству и «Конституция свободы» доступно и кратко разъяснил о тоталитарном режиме, недопустимости такого контроля, посягательств на права. Критике подверглась экономика и система рыночной торговли.

В отличие от других критиков, Поппер не анализирует системы правления, а приводит их основные черты, что позволяет самостоятельно понять, насколько это плохо или хорошо. Приводиться пример «открытого» и «закрытого» общества.

Ханна Арендт философствует об истоках, о том, что означает для них тоталитарный режим, и проводит анализ общих черт нацизма и сталинизма.

Важно! Что такое правовое государство: понятие и основные признаки

Тоталитаризм и авторитаризм

Если человек привел порядка десятка примеров стран с тоталитаризмом, то очевидно, все или большинство из них на самом деле с авторитарным режимом, подвергшемся изменениям. Стоит отметить, что они одинаково не относятся к демократическим.

Их общие черты:

  1. Власть в руках нескольких лиц.
  2. Принцип «закрытого» общества, что означает полное обособление.
  3. Любое сопротивление невозможно.
  4. Не обеспечиваются права и свободы.
  5. Армия и органы правопорядка под контролем власти.
  6. Выборочный процесс имитируется.

В основе авторитаризма — личность правителя. А вот тоталитаризм – это режим, при котором смерть диктатора не влечет за собой крах страны. Идеология в первом варианте не всегда имеет место быть. А действие тотального контроля напрямую связано с единственной идеологией. Схожесть и тонкие отличия формируют различные мнения о том, в какой стране какой устрой процветает.

Литература и политический режим

В литературе описано множество политических форм правления. Тоталитаризм неоднократно подвергался критике и высмеиванию в литературных шедеврах. Такие книги воспринимаются не сразу. Не все умеют смотреть сквозь призму метафор. Но открыть глаза такой подтекст может с легкостью.

Важно! Самый известный пример, который поражает своей грязной правдой, открытой критикой и силой сравнений – роман «1984» Д. Оруэлла.

Туда же относят и его сатиру «Скотный двор», где царил тоталитаризм, а свиньи ассоциировались с людьми. Без внимания не остается «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери, «Мы» Евгения Замятина и многие другие работы, в которых, возможно, не так открыто говориться о гневе к власти, но есть акцент на том, что тоталитарный режим – это яма прошлого и большая пропасть будущего.

Полезное видео

Подведем итоги

Тоталитаризм – режим, при котором целью является полное ограничение свобод и прав граждан, вмешательства во все сферы жизни. Известно три страны, в которых он процветал: Италия при Муссолини, СССР при Сталине, Германия при Гитлере. Ведутся многочисленные споры о праве называть правление этих диктаторов тоталитаризмом. В литературе есть много примеров описания и сравнения полного ограничения и вмешательства в любые процессы общества, которые критикуются с помощью литературных приемов.

Ссылка на основную публикацию