Эсеры – кто они, программа и цели партии, взгляды на крестьянский вопрос и государственное устройство

Партия социалистов-революционеров

Партия социалистов-революционеров занимала одно из ведущих мест в системе российских политических партий. Она была наиболее многочисленной и самой влиятельной немарксистской социалистической партией.

Крестьянство являлось предметом особого внимания эсеровской теории и практики, так как по своей численности и экономическому значению оно было, по мнению эсеров, «немного не всем», в то время как по своему правовому и политическому положению — «чистым ничем». «Все его отношения с внешним миром,– считал Чернов,– были окрашены в один цвет — подданичества».

Впрочем, положение крестьянства было действительно настолько тяжелым, что признавалось всеми. Эсеровская оригинальность заключалась не в оценке положения крестьянства, а, прежде всего в том, что эсеры в отличие от марксистов не признавали крестьянские трудовые хозяйства мелкобуржуазными; эсеры не разделяли догму, что крестьянство может прийти к социализму только через чистилище капитализма, через дифференциацию на буржуазию и пролетариаты.

Эсеры унаследовали в своей теории положения классиков народнической экономической теории об устойчивости крестьянских хозяйств, об их способности противостоять конкуренции со стороны крупных хозяйств.

Эти постулаты и являлись исходными в эсеровской теории некапиталистической эволюции трудового крестьянства к социализму.

Какова же была эсеровская модель социализма? Центральное место в программе ПСР занимал аграрный вопрос. Эсеры считали, что социализм в России должен начать произрастать раньше всего в деревне. Почвой для него, его предварительной стадией, должна была стать социализация земли.

Эсеры провозглашали требование «социализации» земли, т. е. изъятие ее из товарного обращения и превращение в общенародное достояние. Правом распоряжаться землей наделялись крестьянские общины, которые должны были разделить землю между всеми, «кто ее обрабатывает», по трудовой или потребительской норме (по количеству рабочих рук в семье или едоков).

Социализация земли означала, во-первых, отмену частной собственности на землю, вместе с тем не превращение ее в государственную собственность, не ее национализацию, а превращение в общенародное достояние без права купли- продажи. Во-вторых, переход всей земли в заведование центральных и местных органов народного самоуправления, начиная от демократически организованных сельских и городских общин и кончая областными и центральными учреждениями.

В-третьих, пользование землей должно было быть уравнительно-трудовым, т. е. обеспечивать потребительную норму на основании приложения собственного труда, единоличного или в товариществе. Социализация земли, обобществляя землю и ставя в равные условия по отношению к ней все трудовое население, создавала необходимые предпосылки для завершающей фазы процесса социализации земледелия — обобществления земледельческого производства с помощью различных форм коопераций.

Эсеры признавали, что «общинно-кооперативный мир деревни вырабатывал в ней своеобразное трудовое правосознание, легко смыкающееся с идущей от передовой интеллигенции проповедью аграрного социализма». На этом представлении основывался пункт эсеровской программы о необходимости пропаганды социализма не только среди пролетариата, но и крестьянства.

В вопросах переустройства поземельных отношений партия заявляла о своем стремлении опираться, в интересах социализма и борьбы против буржуазно- собственнических начал, на традиции и формы жизни русского крестьянства, его общинные и трудовые воззрения, в особенности на распространенное среди него убеждение, что земля ничья и что право на пользование ею дает лишь труд. При социализации обращение земли в общенародное достояние должно было произойти без выкупа. Пострадавшим в грядущем имущественном перевороте обещалось право на о6щественную поддержку на то время, которое необходимо для приспособления к новым условиям личного существования.

Главный импульс революции эсеры видели не в «напоре развивающегося капитализма», а в «кризисе продовольственного хозяйства», т. е. земледелия, корни которого уходили в реформу 1861 г., когда освобожденным крестьянам не были созданы необходимые условия для улучшения земледельческой культуры.

Все вышеназванное, по мнению эсеров, объясняло «огромную революционную роль крестьянства». К движущим силам революции они относили также пролетариат и интеллигенцию, отождествляющую свои интересы с интересами трудовой массы.

Союз этих трех социальных сил, оформленным выражением которого должна была стать единая социалистическая партия, рассматривался ими как залог успеха революции.

Предметом особого внимания эсеров была работа в деревне. В целях активизации и расширения партийной работы в деревне в 1902 г. был образован Крестьянский союз партии социалистов-революционеров. В мае 1903 г. было заявлено о создании «Союза народных учителей», в 1903–1904 гг. при ряде комитетов стали возникать «Рабочие союзы», которые объединяли членов комитета и примыкавших к нему лиц, занимавшихся революционной работой среди рабочих.

Позже вместо незаметно почившего, в значительной мере декоративного, дореволюционного «Крестьянского союза» партии летом 1905 г. был создан новый. Значительным был вклад эсеров в организацию крестьянских представителей в I Думе. В период революции эсерами было создано, по весьма приблизительным подсчетам, более полутора тысяч так называемых крестьянских братств. Влияние и организационная сеть, созданная эсерами в деревне, были весьма впечатляющими, но в целом они далеко не определяли поведение многомиллионного российского крестьянства. Эсерам удалось вызвать не одно крестьянское выступление, но они носили локальный характер и, как правило, были непродолжительными.

Малорезультативными оказались попытки эсеров организовать широкие выступления крестьян летом 1905 г., а также после разгона правительством 1 и II Государственных дум.

Большое внимание эсеровское руководство уделяло столыпинской аграрной реформе. В специальной прокламации «Что делать крестьянам? По поводу указа 9 ноября 1906 г.», положившего начало новой земельной политике царизма, ЦК партии эсеров призвал крестьян к бойкоту: «не идти в землеустроительные комиссии, не покупать никаких земель, не закладывать земель, не выделяться из общества», поступать «как с изменниками» с теми крестьянами, которые попадутся на политику правительства. Бойкот новой земельной политики правительства был одним из основных лозунгов эсеров еще во II Думе. Отмена всех внедумских правительственных указов о земле и пользовании ею, приостановка деятельности Крестьянского и Дворянского банков, землеустроительных органов, купли-продажи и дарения земли — все это было названо в думском аграрном проекте эсеров первоочередными мерами, регулирующими земельные отношения впредь до введения этого законопроекта в жизнь.

В резолюции «О борьбе с земельным законодательством», принятой на Лондонской конференции эсеров, отмечалось, что своим земельным законодательством правительство надеется успокоить крестьянство мелкими подачками, стремится внести в него разлад, поощряя расхищение общинных земель, распылить его усиленным насаждением личной земельной собственности и хуторского хозяйства, что всякий успех правительства в этом направлении создает препятствия для проведения в жизнь аграрной политики партии.

Деревня в связи с этим объявлялась наиболее горячим пунктом социально- политической борьбы, исход которой надолго определит историю страны. В качестве конкретных мер эсеровская резолюция предлагала: углубить социалистическую пропаганду в деревне, укреплять там партийное организации, сплачивать вокруг них трудовое крестьянство на почве борьбы с земельным законодательством правительства, с землевладелицами из-за аренды земли и найма на работы и с Крестьянским банком. Для борьбы с выделами из общины предлагались следующие меры:

  • 1. совершенствование общинных распорядков в целях большей их справедливости и согласованности с требованиями хозяйственного прогресса (переделы, правильная разверстка платежей, уменьшение чересполосицы и т. п.);
  • 2. пресечение выделов путем общественных приговоров;
  • 3. бойкот кулаков, стремившихся выделиться из общины;
  • 4. соглашения с переселенцами и пролетаризированными элементами деревни, желавшими расстаться с надельной землей на условиях выдачи им пособий и т. п.

Против тактики аграрного террора как по отношению к помещикам, так и по отношению к состоятельным крестьянам, высказался 4-й Совет партии, считая, что в первом случае подобная политика приведет к тому, что помещики продадут свою землю крестьянам, число собственников среди которых возрастет, процесс расслоения деревни ускорится. Таким образом, в деревне возникнет жесточайшая междоусобная война, которая отодвинет на второй план всякую систематическую борьбу, как за социализацию земли, так и за политическое освобождение.

Однако эсеры были бессильны организовать сколько-нибудь серьезное сопротивление новой аграрной политике правительства. Накануне войны в своем докладе Венскому конгрессу II Интернационала эсеры признавали, что столыпинская политика «имела внешний успех», который сеял сумятицу и разногласия среди эсеров. В их рядах выявились в это время два течения — оптимистическое и пессимистическое. Оптимистический характер имело заявление Лондонской конференции о том, что независимо от того, как сложится судьба общины, оснований для пересмотра партийной программы нет, ибо она покоится не на самом факте общинного землевладения, а на том комплексе идей, чувств и навыков, на той психологии, которые воспитаны в крестьянстве всей предыдущей историей и всей практикой общинного землевладения. Сторонники этого течения ссылались и на то, что идея социализации земли основывается и на констатации живучести мелкого хозяйства в земледелии. Представители другого, пессимистического, течения заявляли: «Рушится община — рушится и социализация земли как требование нашей минимальной программы». Они не верили, что с разложением общины в крестьянстве сохранятся общинные и трудовые воззрения и традиции, взгляд на землю, как на общее достояние.

Оптимистов они упрекали в том, что их позиция встраивает на бездеятельность в то время, когда требуется напрячь усилия, чтобы парализовать правительственное покушение на общину.

Чем больше столыпинская реформа подрывала общину, тем пристальнее взоры эсеров обращались на кооперацию. Трудовая кооперация, уверяли они, не уведет крестьян от демократии, не столкнет и с рабочими, но отвратит их от стихийных неорганизованных выступлений, будет способствовать их организации и накоплению сил. Не отрицая того, что кооперация может смягчить недовольство в деревне, они в то же время подчеркивали, что она своей повседневной практикой будет давать крестьянству достаточно поводов не забывать о коренном противоречии крестьянства с господствующими классами, так как сам рост кооперации «состоит в непрерывной борьбе с эксплуатацией».

Эсеровская программа отводила большое место кооперации только после «земельного переворота» и явно недооценила ее бурного роста до этого момента, тем более в условиях политической реакции.

Эсеры – история создания, программы и интересы партии социалистов-революционеров

Зарождение партии

Эсеры образовались в 1894 году (более точная дата неизвестна) в Саратове как небольшой кружок, связанный с командой народовольцев «Летучий листок». Вскоре последних разогнали, после чего социалисты-революционеры начали работать автономно. Через два года они создали программу, отпечатанную на гектографе.

В 1900-м её выпустили за рубежом силами Союза русских эсеров. В 1897 году саратовцы перебрались в Москву, где переименовались в Северный союз социалистов-революционеров. Здесь они начали выпускать прокламации, раздавать листовки. В этот период во главе партии был лидер эсеров Андрей Аргунов. Она получила собственный лозунг, звучавший кратко и ёмко: «В борьбе обретёшь ты право своё».

В конце 1890-х подразделения партии были во многих городах России. В частности, в их список входили:

В 1900—1901 гг. почти все они объединились в Союз эсеров или Южную партию. В конце 1901 года эти организации также слились вместе, к ним добавилась Аграрно-социалистическая лига из Женевы.

В апреле 1902 года застрелен глава МВД Дмитрий Сипягин. Это было дело рук боевой организации эсеров — самой скрытой части партии. В своё время ею руководили Григорий Гершуни и Евно Азеф.

Дореволюционная деятельность

В 1906 году принято решение отказаться от боевой организации, заменив её на более мобильные летучие отряды. У этих небольших команд не имелось централизованного руководства.

Помимо терактов эсеры занимались подготовкой к революции. Они считали, что её движущей силой будут крестьяне и пролетарии. По их мнению, именно крестьянский вопрос являлся главной проблемой в отношениях государства и простого народа. Эсеры вели с жителями деревень агитационные беседы, создавали среди них политгруппы. Они смогли спровоцировать крестьян на несколько непродолжительных бунтов в отдельных губерниях, но массовой поддержки от своих подопечных так и не получили.

Состав партии периодически изменялся. Так, во время революции 1905—1907 гг. от неё откололись левые эсеры и крайне правое крыло. Они основали Союз революционеров-максималистов-социалистов и Партию народных социалистов.

К началу Первой мировой войны эсеры вновь подошли в расколотом состоянии. Партийцы поделились на две непримиримых группировки:

  • центристы (оборонцы);
  • интернационалисты.

Последние вскоре стали называться левыми эсерами. Их радикальное крыло было близко к большевикам, интернационалисты впоследствии примкнут к ним. Тем не менее к 1917 году эсеры были самым влиятельным и многочисленным российским партийным образованием.

Февральская революция

Затянувшаяся Первая мировая война ещё сильнее ослабила веру народа в самодержавие. В разных концах империи регулярно вспыхивали бунты и забастовки, умело подогреваемые эсерами.

Всеобщая забастовка в начале 1917 года перетекла в вооружённое восстание. На этот раз бастующим рабочим оказали поддержку солдаты. В результате монархия в Российской империи была свергнута, а главным властным органом стало Временное правительство. Эти события обрели название Февральской революции.

Вдохновляющей силой восстания являлись эсеры. Благодаря этому они получили ряд должностей во Временном правительстве, хотя главой его стал кадет Львов. К наиболее выдающимся министрам-эсерам той эпохи относились следующие политики:

Страну в этот период охватила разруха, с которой не смогло справиться Временное правительство. Большевики старались воспользоваться этой ситуацией в надежде заполучить власть в свои руки. В августе 1917-го лидер кадетов Львов не выдержал беспомощности и некомпетентности Временного правительства и отправился в отставку, а его пост занял Керенский. Вскоре после этого произошло контрреволюционное восстание. Новому главе страны пришлось взять на себя роль главнокомандующего. Здесь он сумел справиться со своей задачей.

Читайте также:  Отечественная война 1812 года: краткое описание причин и характера военной кампании

Постепенно в народе копилось недовольство новой властью, ведь экономические реформы не осуществлялись, крестьянский вопрос всё ещё не являлся решённым. Это привело к Октябрьскому перевороту в 1917 году, в результате которого все члены правительства попали под арест. Такой участи избежал лишь Керенский, которому удалось скрыться. По легенде, чтобы остаться неузнанным, ему пришлось переодеваться в женское платье, однако ряд историков заявляет, что это неправда.

Последние годы

Октябрьская революция началась именно с ареста новой власти. Народ массово разочаровался в эсерах и с радостью принял большевиков. Был создан законодательный орган — Совет народных комиссаров (Совнарком). Первыми его указами были Декрет о мире и Декрет о земле. Второй защищал крестьянские интересы и почти полностью был скопирован из программы эсеров. Это связано с тем, что ВКП (б) являлась преимущественно партией пролетариев, которая почти не занималась проблемами деревенских жителей.

Несмотря на арест руководства, эсеры ещё какое-то время оставались влиятельной политической организацией. Их представители даже входили в состав Всероссийского учредительного собрания. Вскоре левые эсеры примкнули к коммунистам. Правое же крыло считало, что большевистская диктатура должна быть как можно скорее свергнута. Это поможет осуществить возврат к настоящему народовластию.

Представители ВКП (б) имели свои планы на конкурентов. Партия правых социалистов-революционеров сохраняла легальный статус благодаря тому, что Ленин планировал задействовать их в борьбе против Белого движения. В своих печатных изданиях эсеры регулярно критиковали новые власти, что становилось причиной арестов в их кругах.

На момент 1919 года почти все руководители левого крыла эсеров, разочаровавшись в большевиках, уже находились в эмиграции. Они не видели ничего предосудительного в иностранной интервенции, которая должна была бы помочь свергнуть власть Ленина.

Но правые эсеры считали, что под интервенцией западные империалисты скрывают собственные корыстные интересы. Они решили воздержаться от вооружённого противостояния большевикам, поскольку не хотели участвовать в Гражданской войне, которая и без того сильно истощила и ослабила Россию. При этом в своих газетах они продолжали критиковать большевиков и вести антикоммунистическую пропаганду.

Отчасти эсеры действительно поучаствовали в борьбе против белых. Социалисты-революционеры провели Земский съезд, на котором было принято решение о свержении правления Колчака. В начале 1920-х годов эсеры были обвинены в контрреволюционной деятельности, после чего их организация была распущена.

Программа и методы осуществления

База программы эсеров состояла из трудов Михайловского, Чернышевского, Лаврова. Социалисты-революционеры широко расписывали основные положения в своих печатных изданиях. Отличие её от аналогичных программ партий той эпохи можно встретить в таблицах в учебниках по истории.

Общие положения

Основной своей задачей эсеры считали осуществление перехода России к социализму, минуя капиталистическую стадию. Подобный проект они называли демократическим социализмом, который должен быть выражаться через руководящую роль:

  • кооперативного общества — потребительская партия;
  • профсоюза — производительская партия;
  • парламентских самоуправляющихся органов, в которые нужно было выдвинуть организованных граждан.

Аграрный вопрос

Историки по сей день не могут ответить однозначно, каковы особенности программы и тактики эсеров. Все они сходятся во мнении, что проблема положения крестьянства являлась центральной на повестке дня эсеров. Как они полагали, социализм сначала должен был распространиться по деревням и только потом разойтись по остальной территории России. Предполагалось, что начало всему этому положит земельная социализация.

Суть её в ликвидации частной собственности на землю. Одновременно упразднялось и государственное управление ею. Она должна была стать общенародным имуществом крестьян без возможности купли и/или продажи. Для распоряжения землёй требовалось создать специальные избираемые органы народного коллективного самоуправления.

Передача земли в крестьянскую собственность должна была иметь уравнительно-трудовой характер. Это значит, что селяне-единоличники или их товарищество могли получить в своё пользование такую площадь, чтобы они смогли обрабатывать почву самостоятельно. Собранного урожая этим людям хватало бы для пропитания. Почти все из этих идей впоследствии были использованы при создании большевистского «Декрета о земле».

Идеи демократии

В плане политики партия социалистов-революционеров тяготела к демократии. Во время наступления социализма эсеры видели лишь демократическую республику единственной возможной формой правления. Она подразумевала наличие следующих свобод и прав у граждан:

  • печати и слова;
  • стачек;
  • совести;
  • союзов и собраний;
  • неприкосновенности личности и жилья;
  • всеобщего избирательного права вне зависимости от национальности, пола или религии;
  • возможности иметь представителей в управляющих органах;
  • права на самоуправление губерний и национальное самоопределение.

Предпоследний пункт означает, что каждая категория населения должна была быть представлена в органах управления в пропорции с количеством людей из категории. Впоследствии эта же идея была предложена и социал-демократами.

Партийный террор

В период своего существования эсеры делали упор как на мирную агитацию и пропаганду, так и на забастовки, восстания, стачки. Для того чтобы повысить революционный накал в обществе и устранить произвол правительства, они решили избрать основным средством индивидуальный террор, которым занималась боевая организация. Наиболее известной стала ликвидация двух руководителей МВД одного за другим — Сипягина в апреле 1902 года и Плеве в июле 1904.

За жестокое подавление крестьянских восстаний в Харьковской губернии в июне 1902 года застрелен её руководитель Оболенский. В начале мая 1903 эсеры ликвидировали губернатора Уфы Николая Богдановича. Смертный приговор был вынесен ему за расстрел пролетарской манифестации в Златоусте в марте того же года, когда было убито 69 человек и свыше 250 получили ранения. Днём 4 февраля 1905 в Москве в своей карете был взорван великий князь Сергей Александрович. Это был последний крупный теракт, устроенный боевой организацией эсеров.

Наследие эсеров

Главное историческое достижение социалистов-революционеров — развитие идеи коллективного руководства землёй. Она была внедрена на практике большевиками и оказалась весьма жизнеспособной и действующей. Эта система впоследствии стала внедрённой почти во всех социалистических и коммунистических государствах мира.

Всего чуть больше ста лет назад эсеры отстаивали наличие прав и свобод, которые сегодня представляются неотъемлемыми. Создаётся даже впечатление, что они были у людей всегда, но это не так. Идея представительства разных категорий населения по пропорциям также частично задействуется в различных странах. В нынешнем мире она приняла вид правительственных квот.

В современной России используется даже прозвище «эсеры». Этим словом в околополитических кругах обозначают сторонников и членов партии «Справедливая Россия», управляемой Сергеем Мироновым.

Политическая программа эсеров

Сегодня мы вынуждены оглядываться на политику столетней давности, поскольку в нынешней России едва появившиеся в начале 1990-х ростки политики уже в нулевые были вытоптаны. В начале ХХ века самой популярной партией были эсеры, их программа с местным самоуправлением, управлением профсоюзами предприятий, широкой национальной автономией не устарела и в наши дни.

На выборах в Учредительное собрание (пожалуй, самых свободных выборах во всей истории России) в 1917 году эсеры получили 58%. Эта цифра отражала реальную поддержку народом их программы преобразования России. Принято считать, что партия социалистов-революционеров пользовалась поддержкой в основном среди крестьянства (которое к 1917 году составляло около 75% населения России). Однако результаты выборов в Учредительное собрание показывают, что эсеры победили практически во всех губернских столицах и уездных городах. Большевики, кадеты и меньшевики показали хорошие результаты только в Москве и Петрограде, а также на фронтах.

Таким образом, эсеры представляли подавляющую часть т.н. «низовой России». Отсюда и их политическая самобытность – социализм без марксизма, особый левый путь страны. Тогда как их оппоненты – большевики, меньшевики и кадеты – выводили свои программы из европейских идеологий.

Ниже мы приводим программу эсеров, принятой на Первом съезде партии в декабре 1905 года. К 1917-му эсеры разделились на три фракции – правых, левых и центристов, их отличало различие в тактике (к примеру, правые эсеры выступали за борьбу до конца на фронтах Первой мировой, а левые эсеры были против этого), но в стратегии они все придерживались единства. То есть эта программа, принятая в 1905 году, была руководством к действию для всех трёх их фракций.

История не знает сослагательного направления, и сложно с точностью предугадать, что стало бы с Россией, удержи в конце 1917-го эсеры власть. Но исходя из их программы, можно предположить, что в стране наряду с демократией и ориентацией на социализм в политике и экономике возникло бы и сильное солидаристское и синдикалистское течение. Чем-то оно было бы похоже на ранний итальянский фашизм и на республиканское правление левых в Испании в 1930-х (а из современных течений – на латиноамериканское боливарианство).

Впрочем, это всё догадки. Сегодня мы можем только изучать политическое наследие эсеров и думать, как, трансформировав его, приспособить к реалиям начала XXI века. Ведь Россия и спустя столетие всё равно осталась левой и одновременно политически отсталой страной.

А. В политической и правовой области:

Признание неотъемлемыми следующих прав человека и гражданина:

полная свобода совести, слова, печати, собраний и союзов; свобода передвижения, выбора рода занятий и коллективных отказов от работ (свобода стачек); неприкосновенность личности и жилища; всеобщее и равное избирательное право для всякого гражданина не моложе 20 лет, без различия пола, религии и национальности, при условии прямой системы выборов и закрытой подачи голосов, — установленная на этих началах демократическая республика с широкой автономией областей и общин как городских, так и сельских; возможно большее применение федеративных отношений между отдельными национальностями, признание за ними безусловного права на самоопределение;

пропорциональное представительство; прямое народное законодательство (референдум и инициатива); выборность, сменяемость во всякое время и подсудность всех должностных лиц, включая депутатов и судей; бесплатность судопроизводства; введение родного языка во все местные, общественные и государственные учреждения; установление обязательного, равного для всех общего светского образования на государственный счёт; в областях со смешанным населением право каждой национальности на пропорциональную своей численности долю в бюджет, предназначенный на культурно-просветительные цели и распоряжение этими средствами на началах самоуправления; полное отделение церкви от государства и объявление религии частным делом каждого; уничтожение постоянной армии и замена её народным ополчением.

Б. В народно-хозяйственной области:

1)В вопросах государственного хозяйства и финансовой политики партия будет агитировать за введение прогрессивного налога на доходы и наследства, при совершенном освобождении от налога мелких доходов, ниже известной нормы; за уничтожение косвенных налогов (исключая обложения предметов роскоши), покровительственных пошлин и всех вообще налогов, падающих на труд.

2)В вопросах рабочего законодательства П.С.Р. ставит своею целью охрану духовных и физических сил рабочего класса в городе и деревне и увеличение его способности к дальнейшей борьбе за социализм, общим интересам которой должны быть подчинены все узкопрактические, непосредственные и профессиональные интересы отдельных рабочих слоев.

В этих видах партия будет отстаивать: возможно большее сокращение рабочего времени в пределах прибавочного труда; установление законодательного максимума рабочего времени сообразно нормам, указываемым научною гигиеною (в ближайшее время — 8-часовая норма для большинства отраслей производства и соответственно меньшая в более опасных и вредных для здоровья); установление минимальных заработных плат по соглашению между органами самоуправления и профессиональными союзами рабочих; государственное страхование во всех его видах (от несчастных случаев, от безработицы, на случай старости и болезней и т.д.) на счёт государства и хозяев и на началах самоуправления страхуемых; законодательная охрана труда во всех отраслях производства и торговли, сообразно требованиям научной гигиены, под наблюдением фабричной инспекции, избираемой рабочими (нормальная обстановка труда, гигиеничность устройства помещений, запрещение сверхурочных работ, работ малолетних до 16 лет, ограничение работ несовершеннолетних, запрещение женского и детского труда в известных отраслях производства и в известные периоды, достаточный непрерывный еженедельный отдых и т.п.); профессиональные организации рабочих и их прогрессивно расширяющееся участие в установлении внутри неё организации труда в промышленных заведениях.

3)В вопросах переустройства земельных отношений П.С.Р. стремится опереться, в интересах социализма и борьбы против буржуазно-собственнических начал, на общинные и трудовые воззрения, традиции и формы жизни русского крестьянства, в особенности — на распространённое среди них убеждение, что земля ничья и что право на пользование ею дает лишь труд. В согласии со своими общими воззрениями на задачи революции в деревне партия будет стоять за социализацию земли, т.е. за изъятие её из товарного оборота и обращение из частной собственности отдельных лиц или групп в общенародное достояние на следующих началах: все земли поступают в заведывание центральных и местных органов народного самоуправления, начиная от демократически организованных бессословных сельских и городских общин и кончая областными и центральными учреждениями (расселение и переселение, заведывание резервным земельным фондом и т.п.); пользование землею должно быть уравнительно трудовым, т.е. обеспечивать потребительную норму на основании приложения собственного труда, единоличного или в товариществе; рента, путём специального обложения, — должна быть обращена на общественные нужды; пользование землями и угодьями, имеющими не узкоместное значение (обширные леса, рыбные ловли и т.д.), регулируется соответственно более широкими органами самоуправления; недра земли остаются за государством; земля обращается в общенародное достояние без выкупа; за пострадавшими от этого имущественного переворота признаётся лишь право на общественную поддержку на время, необходимое для приспособления к новым условиям личного существования.

Читайте также:  Революция в России 1905-1907 годов: причины, события, итоги кратко

4)В вопросах общинного, муниципального и земского хозяйства партия будет стоять за развитие всякого рода общественных служб и предприятий (бесплатная врачебная помощь, земско-агрономическая и продовольственная организация; организация земскими и областными органами самоуправления, при помощи общегосударственных средств, широкого кредита для развития трудового хозяйства, преимущественно на кооперативных началах; коммунализация водоснабжения, освещения, путей и средств сообщения и т.п.), за предоставление городским и сельским общинам самых широких прав по обложению недвижимых имуществ и по принудительному отчуждению их, особенно в интересах удовлетворения жилищной нужды рабочего населения; за коммунальную, земскую, а равно и государственную политику, благоприятствующую развитию коопераций на строго демократических трудовых началах.

5)Вообще ко всем мероприятиям, имеющим целью обобществление ещё в пределах буржуазного государства тех или иных отраслей народного хозяйства, П.С.Р. усвоит положительное отношение постольку, поскольку демократизация политического строя и соотношение общественных сил, равно и самый характер соответствующих мероприятий, будут давать достаточно гарантий против увеличения таким путём зависимости рабочего класса от правящей бюрократии. Тем самым П.С.Р. предостерегает рабочий класс против того «государственного социализма», который является отчасти системой полумер для усыпления рабочего класса, отчасти же своеобразным государственным капитализмом, сосредоточивая различные отрасли производства и торговли в руках правящей бюрократии ради её фискальных и политических целей.

Партия Социалистов-Революционеров, ведя непосредственную революционную борьбу с существующим режимом, агитирует за созыв Учредительного собрания на указанных выше демократических началах для ликвидации самодержавного режима и переустройства всех современных порядков в духе установления свободного народного правления, необходимых личных свобод и защиты интересов труда. Свою программу этого переустройства она будет как отстаивать в Учредительном Собрании, так и стремиться непосредственно проводить в революционный период.

Ещё в Блоге Толкователя о политической борьбе в России начала ХХ века:

В 1903 году охранка разгромила боевую организацию эсеров. Но на смену ей тут же пришли новые группы террористов, среди которых самой опасной была бригада Клитчоглу. Она готовила покушение на министра МВД Плеве. В 1904 году агент охранки Азеф сдал группу. Плеве всё равно был убит, а Клитчоглу умерла собственной смертью в 1926 году.

Реакционная и черносотенная часть общества тоже – как левые партии и интеллигенция – отреагировали на Манифест 17 октября 1905 об учреждении в России Думы, но в обратном ключе. По их мнению, парламент был бы началом заката России, временем правления «жидов» и прочих инородцев, утратой страной её целостности. Примерно то же самое, как и черносотенцы тогда, говорят сегодня и кремлёвские идеологи: по их мнению, народовластие, «оранжевая угроза» приведут страну к краху.

Если вам понравилась эта и другие статьи в Блоге Толкователя, то вы можете помочь нашему проекту, перечислив небольшой благодарственный платёж на:

Яндекс-кошелёк – 410011161317866

Киви – 9166313201

Впредь редакция Блога Толкователя обязуется перечислять 10% благодарственных платежей от своих читателей на помощь политзаключённым. Отчёт об этих средствах мы будем публиковать.

Партия социалистов-революционеров

Партия социалистов-революционеров (ПСР, социалисты-революционеры, эсеры) — крупнейшая мелкобуржуазная партия в России в 1901—22 годах. В ходе развития русского революционного движения партия эсеров проделала сложную эволюцию от мелкобуржуазного революционаризма к сотрудничеству с буржуазией после Февральской революции и фактическому союзу с буржуазно-помещичьей контрреволюцией после Октябрьской революции.

Содержание

Возникновение. Лидеры

Оформилась в конце 1901 года — начале 1902 года в результате объединения ряда народнических кружков и групп: «Южная партия социалистов-революционеров», «Северный союз социалистов-революционеров», «Аграрно-социалистическая лига», «Заграничный союз социалистов-революционеров» и других. В момент возникновения во главе партии стояли М.А.Натансон, Е.К.Брешко-Брешковская, Н.С.Русанов, В.М.Чернов, М.Р.Гоц, Г.А.Гершуни.

Идеология

В первые годы эсеры не имели общепринятой программы. Их взгляды и требования отражали статьи газеты «Революционная Россия», журнал «Вестник русской революции», сборник «По вопросам программы и тактики». В теоретическом отношении взгляды эсеров — эклектическое смешение идей народничества и ревизионизма (бернштейнианства). В.И.Ленин писал, что эсеры “«прорехи народничества. стараются поправить заплатами модной оппортунистической „критики“ марксизма. » [1]

Главной социальной силой эсеры считали «трудовой народ»: крестьянство, пролетариат, демократическую интеллигенцию. Их тезис о «единстве народа» объективно означал отрицание классовых различий между пролетариатом и крестьянством и противоречий внутри крестьянства. Интересы «трудового» крестьянства объявлялись тождественными интересам пролетариата. Основным признаком разделения общества на классы эсеры считали источники извлечения дохода, поставив на первое место отношения распределения, а не отношения к средствам производства, как учит марксизм. Социалисты-революционеры выдвинули идею о социалистическом характере «трудового» крестьянства (сельская беднота и середняки). Отрицая руководящую роль пролетариата в буржуазно-демократической революции, они признавали движущими силами революции демократическую интеллигенцию, крестьянство и пролетариат, отводя главную роль в революции крестьянству. Не понимая буржуазного характера приближающейся революции, эсеры рассматривали крестьянское движение против остатков крепостничества как социалистическое. В Программе партии, написанной В.М.Черновым и принятой на 1-м съезде в декабрь 1905 года — январь 1906 года, содержались требования установления демократической республики, автономии областей, политических свобод, всеобщего избирательного права, созыва Учредительного собрания, введения рабочего законодательства, прогрессивного подоходного налога, установления 8-часового рабочего дня. Основой аграрной программы социалистов-революционеров явилось требование социализации земли, имевшее в условиях буржуазно-демократической революции прогрессивный характер, так как предусматривало ликвидацию революционным путем помещичьего землевладения и передачу земли крестьянам. Аграрная программа эсеров обеспечила им в Революции 1905—07 года влияние и поддержку среди крестьян.

Деятельность партии эсеров

Дореволюционный период

В области тактики социалисты-революционеры заимствовали у социал-демократов методы массовой агитации среди пролетариата, крестьянства и интеллигенции (главным образом среди студенчества). Однако одним из главных методов борьбы эсеров был индивидуальный террор, который осуществляла законспирированная и фактически независимая от ЦК Боевая организация). Основателем и руководителем её с конца 1901 года был Г.А.Гершуни, с 1903 года — Е.Ф.Азеф (оказавшийся провокатором), с 1908 года — Б.В.Савинков.

В 1902—06 годах члены Боевой организации эсеров осуществили ряд крупных террористических актов: С.В.Балмашев убил министра внутренних дел Д.С.Сипягина, Е.С.Сазонов — министра внутренних дел В.К.Плеве, И.П.Каляев — великого князя Сергея Александровича. В ходе Революции 1905—07 годов крестьянские дружины эсеров развернули в деревнях кампанию «аграрного террора»: поджоги усадеб, захват помещичьего имущества, порубки лесов. Боевые дружины социалистов революционеро совместно с дружинами других партий участвовали в вооруженных восстаниях 1905—06 года и «партизанской войне» 1906 года. «Военная организация» эсеров вела работу в армии и во флоте. В то же время социалисты-революционеры были склонны к колебаниям в сторону либерализма. В 1904 году они заключили соглашение с «Союзом освобождения», участвовали в парижской «Конференции оппозиционных и революционных организаций», на которой присутствовали представители только буржуазных и мелкобуржуазных групп.

Участие в Государственной Думе

В 1-й Государственной думе эсеры не имели своей фракции и входили во фракцию трудовиков. Избрание 37 своих депутатов во 2-ю Государственную думу эсеры сочли большой победой революции. Террористическая деятельность во время работы 1-й и 2-й Дум была приостановлена. В Думе социалистов-революционеры колебались между социал-демократами и кадетами. По существу в 1902—07 годах эсеры представляли собой левое крыло мелкобуржуазной демократии. Критикуя утопические теории эсеров, авантюристическую тактику индивидуального террора, колебания между пролетариатом и буржуазией, большевики, ввиду того что эсеры участвовали в общенародной борьбе против царизма, шли, при определённых условиях, на временные соглашения с ними. 3-ю и 4-ю думы социалисты-революционеры бойкотировали, призывая крестьян отзывать своих депутатов, но не получили поддержки масс.

Первый раскол. Партия народных социалистов и союз социалистов-революционеров-максималистов

Мелкобуржуазная сущность обусловила отсутствие внутреннего единства, характерное с момента возникновения для партии эсеров, что привело в 1906 году к расколу. От эсеров отделилось правое крыло, образовавшее партию народных социалистов, и крайне левое, объединившееся в союз социалистов-революционеров максималистов. В период реакции 1907—1910 годов партия социалистов-революционеров пережила тяжёлый кризис. Разоблачение в 1908 году провокации Азефа деморализовало партию, она фактически распалась на отдельные организации, главные силы которых были брошены на террор и экспроприации. Пропаганда и агитация в массах почти прекратились. В годы 1-й мировой войны большинство лидеров эсеров заняло социал-шовинистические позиции.

1907-1910 годы

В годы реакции эсеры почти не вели работы в массах, сосредоточив свои усилия на организации террористических актов и экспроприации. Они прекратили пропаганду социализации земли и в своей политике по отношению к крестьянству ограничивались критикой столыпинского аграрного законодательства, рекомендацией бойкота помещиков и проведения сельско-хозяйственных стачек; аграрный террор был отвергнут.

В период Февральской и Октябрьской революций

Февральская революция пробудила к политической жизни широкие массы мелкой буржуазии. В силу этого влияние и численность партии эсеров резко возросли и достигло около 400 тысяч членов в 1917 году. Социалисты-революционеры и меньшевики получили большинство в исполкомах Петроградского и других Советов рабочих и солдатских депутатов, в Советах крестьянских депутатов, земельных комитетах. Оценивая Февральскую революцию как обычную буржуазную, отвергая лозунг «Вся власть Советам», ЦК партии эсеров выступил в поддержку Временного правительства, в состав которого вошли А.Ф.Керенский, Н.Д.Авксентьев, В.М.Чернов, С.Л.Маслов. Откладывая разрешение аграрного вопроса до созыва Учредительного собрания, открыто перейдя на сторону буржуазии во время июльских дней 1917 года, эсеры оттолкнули от себя широкие массы трудящихся. Их продолжали поддерживать лишь городская мелкая буржуазия и кулачество.

Второй раскол. Партия левых эсеров

Соглашательская политика ЦК партии эсеров привела к новому расколу и выделению левого крыла, которое в декабре 1917 года оформилось в самостоятельную партию левых эсеров.

После Октябрьской революции

После победы Октябрьской революции правые эсеры развернули антисоветскую агитацию в печати, Советах, приступили к созданию подпольных организаций, вошли в «Комитет спасения родины и революции» (А.Р.Гоц и другие). 14 июня 1918 года ВЦИК за контрреволюционную деятельность исключил их из своего состава. В годы Гражданской войны правые эсеры вели вооружённую борьбу против Советской власти, участвовали в организации заговоров и мятежей в Ярославле, Рыбинске, Муроме. Вновь созданная Боевая организация развернула террор против руководителей Советского государства: убийства В.Володарского и М.С.Урицкого, ранение В.И.Ленина 30 августа 1918 года. Проводя демагогическую политику «третьей силы» между пролетариатом и буржуазией, эсеры летом 1918 года участвовали в создании контрреволюционных «правительств»: Комитет членов Учредительного собрания в Самаре, Временное сибирское правительство, «Верховное управление Северной области» в Архангельске, Закаспийское временное «правительство и других. Контрреволюционные позиции заняли эсеры-националисты: украинские эсеры вошли в Центральную раду, эсеры Закавказья поддерживали английских интервентов и буржуазных националистов, сибирские областники сотрудничали с А.В.Колчаком. Выступая летом — осенью 1918 года главными организаторами мелкобуржуазной контрреволюции, эсеры своей политикой расчистили путь к власти буржуазно-помещичьей контрреволюции в лице колчаковщины, деникинщины и других белогвардейских режимов, которые, придя к власти, разогнали «правительства» эсеров.

Третий раскол. Группа «Народ»

В 1919—20 годах в партии эсеров вновь произошёл раскол, вызванный провалом политики «третьей силы». В августе 1919 года часть эсеров – К.С.Буревой, В.К.Вольский, Н.К.Ракитников образовали группу «Народ» и повели переговоры с Советской властью о совместных действиях против Колчака. Крайне правые эсеры Н.Д.Авксентьев, В.М. Зензинов вступили в открытый союз с белогвардейцами.

Ликвидация партии эсеров

После разгрома белых армий эсеры вновь встали во главе внутренней контрреволюции, выступив под лозунгом «Советы без коммунистов» организаторами Кронштадтского антисоветского мятежа, антоновщины, Западносибирского мятежа. В 1922 году, после ликвидации мятежей, партия социалистов-революционеров, потеряв всякую опору в массах, окончательно распалась. Часть лидеров эмигрировала, создав за границей ряд антисоветских центров, часть была арестована. Рядовые эсеры отошли от политической деятельности. Состоявшийся в марте 1923 года в Москве «Всероссийский съезд бывших рядовых членов партии эсеров» принял решение о самороспуске партии и вынес пожелание о вступлении его участников в РКП(б). В мае — июне по стране прошли местные конференции бывших эсеров, подтвердившие решения съезда. Судебный процесс по делу правых эсеров в Москве в 1922 году раскрыл преступления этой партии против рабоче-крестьянского государства и способствовал окончательному разоблачению контрреволюционной сущности эсеров.

РСДРП И ЭСЕРЫ, ИХ ПРОГРАММЫ И ТАКТИКА.

Представители интеллигенции стали той социальной базой, на основе которой в конце XIX начале XX в. формировались радикальные политические партии: социал-демократов и эсеров. Они оформились раньше либерально-оппозиционных партий, так как признавали возможность использования нелегальных методов борьбы, а либералы стремились действовать в рамках существовавшей политической системы.

Первые социал-демократические партии начали возникать в 80-90-х годах XIX в. в национальных районах России: Финляндии, Польше, Армении. В середине 90-х годов в Петербурге, Москве и других городах образовались “Союзы борьбы за освобождение рабочего класса”. Они установили связь с бастующими рабочими, но их деятельность была прервана полицией. Попытка создать Российскую социал-демократическую рабочую партию на съезде 1898 г. не имела успеха. Ни программа, ни устав не были приняты. Делегаты съезда были арестованы.

Читайте также:  Крузенштерн Иван: биография, кругосветное путешествие на судне с Лисянским

Новая попытка сплотиться в политическую организацию была предпринята Г.В. Плехановым, Ю.О. Цедербаумом (Л. Мартов), В.И. Ульяновым (Ленин) и др. С 1900г. они начали издавать за границей нелегальную политическую газету “Искра”. Она объединила разрозненные кружки и организации. В 1903г. на съезде в Лондоне были приняты программа и устав, оформившие образование Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). В программе предусматривалось два этапа революции. На первом программа минимум реализация буржуазно-демократических требований: ликвидация самодержавия, введение 8-часового рабочего дня и демократических свобод. На втором — программа максимум осуществление социалистической революции и установление диктатуры пролетариата.

Однако идейные и организационные разногласия раскололи партию на большевиков (сторонников Ленина) и меньшевиков (сторонников Л. Мартова). Большевики стремились превратить партию в узкую организацию профессиональных революционеров. Введение в программу идеи диктатуры пролетариата обособило их от других общественно-демократических течений. В понимании большевиков диктатура пролетариата означала установление политической власти рабочих для построения социализма и в будущем бесклассового общества. Меньшевики не считали Россию готовой к социалистической революции, выступали против диктатуры пролетариата и предполагали возможность сотрудничества со всеми оппозиционными силами. Несмотря на раскол, РСДРП взяла курс на разжигание рабоче-крестьянского движения и подготовку революции.

Программа: Они были за самоопределение наций. Россия – демократическая республика. Диктатура пролетариата. Рабочий вопрос: 8-часовой рабочий день, отмена штрафов и сверх работ. Аграрный вопрос: возврат отрезков, отмена выкупных платежей, национализация (Ленин)/ муниципализация (Мартов). Опора на студентов. Революционные методы, склонность к террору, «грабь награбленное».

Партия социалистов-революционеров (эсеров) сложилась в 1902г. на основе объединения неонароднических кружков. Рупором партии стала нелегальная газета “Революционная Россия”. Своей социальной опорой эсеры считали крестьян, однако состав партии был преимущественно интеллигентским. Лидером и идеологом эсеров был В.М. Чернов. В их программе предусматривалась экспроприация капиталистической собственности и реорганизация общества на коллективных, социалистических началах, введение 8-часового рабочего дня и демократических свобод. Главная идея эсеров заключалась в “социализации земли“, т.е. уничтожении частной собственности на землю, передачи ее крестьянам и разделе между ними по трудовой норме. Тактикой борьбы эсеры избрали террор. Путем террора эсеры пытались разжечь революцию и устрашить правительство.

Программа партии эсеров выдвигала широкий перечень демократических преобразований: свободу совести, слова, печати, собраний и союзов, свободу передвижений, неприкосновенность личности и жилища; обязательное и равное для всех общее и светское образование за государственный счет; полное отделение церкви от государства и объявление религии частным делом каждого; уничтожение армии и замена ее народным ополчением.

Отдельные положения программы касались будущего политического устройства России. Предусматривалось установление демократической республики с широкой автономией областей и общин; признание права наций на самоопределение; прямое народное законодательство; выборность, сменяемость и подсудность всех должностных лиц; всеобщее и равное избирательное право для всякого гражданина не моложе 20 лет при тайной подаче голосов.

В экономической части программы эсеров намечалось решение рабочего вопроса: охрана духовных и физических сил рабочего класса, введение 8-часового рабочего дня, установление минимального размера оплаты труда, создание на каждом предприятии фабричной инспекции, избираемой рабочими и следящей за условиями труда и исполнения законодательства, свободы профсоюзов и др.

Оценивая Россию как аграрную страну, в которой преобладало крестьянское население, эсеры признавали, что главным вопросом грядущей революции явится аграрный вопрос. Решение его они видели не в национализации всей земли после революции, а в ее социализации, то есть в изъятии ее из товарного оборота и обращения из частной собственности отдельных лиц или групп в общенародное достояние. Однако уравнительный принцип землепользования находился в прямом противоречии с реальной действительностью, поскольку исходя из потребительской нормы невозможно было определить наличные потребности в земле в разных районах страны, так как потребности крестьянских хозяйств были различны. В действительности никакого равенства в техническом оснащении крестьянских хозяйств не существовало.

Эсеры были уверены в том, что их социализация построена на психологии крестьянства, на давних его традициях, и она являлась гарантией развития крестьянского движения по социалистическому пути. При всех утопических издержках и отклонениях в сторону реформизма программа партии эсеров носила революционно-демократический, антипомещичий, антисамодержавный характер, а «социализация земли» представляла несомненное открытие эсеров, прежде всего В.М. Чернова, в области революционно-демократических аграрных преобразований. Их осуществление открыло бы путь к развитию фермерского крестьянского хозяйства.

Тактика эсеровских партий отражала настроение мелкобуржуазных слоев; неустойчивость, колебания, непоследовательность. Они активно поддерживали террор, что отличало их от других партий.

В 59.

«Перестройка» в СССР: от частичных преобразований к схеме системы общественного развития. Ликвидация СССР.

Перестройкой называется заключительный этап истории СССР, начавшейся в 1985 г. с проведением реформ Советского Союза.

Государственная промышленность не могла произвести достаточного количества хороших товаров народного потребления. Поэтому предприимчивые люди ещё в хрущёвские времена создали целую «тайную промышленность»: подпольные цехи, в которых изготовлялось все, что необходимо в повседневной жизни. Сеть подпольных предприятий называлась «теневой экономикой».

На апрельском пленуме ЦК КПСС 1985 г. Горбачев выступил и идеей «стратегии ускорения», суть которого состояла в том, чтобы ускорить экономическое развитие страны за счет научно – технической революции.

В 1987 г. на январском пленуме ЦК КПСС были поставлены задачи «дальнейшей демократизации советского общества» и «совершенствования советской избирательной системы», предложено проводить выборы партийных государственных руководителей на альтернативной основе.

Многие критиковали политику гласности, называли выступление журналистов «очернительством». Раздавались требования свернуть программу демократизации, усилить партийный контроль над обществом. Но большинство делегатов конференции всё же поддержало Горбачева и дало согласие на проведение новых, значительно более радикальных реформ.

Борис Ельцин издал указ, в котором назвал членов ГКЧП «изменниками народу, Отчизне и Конституции». Резко улучшилось отношение к Горбачеву.

В ночь на 23 августа участники переворота были арестованы. На улицах Москвы люди пели и танцевали. События августа 1991 года воспринимались многими как «весна российской демократии», еще не омраченная ни серьезным кровопролитием, ни страшными экономическими потрясениями.

Горбачев сложил с себя обязанности генерального секретаря ЦК, поддержав указ Ельцина. Роспуск 19-миллионой партии не вызвал ни одной акции протеста. Исчезновение партии, которая была хребтом советской империи, означало её неизбежный распад.

6 сентября Горбачев признал независимость Литвы, Латвии и Эстонии. Девять республик ещё в марте на референдуме высказались за сохранение Союза. Но уже к концу года положение изменилось. 1 декабря население Украины проголосовало за государственную независимость своей республики. После этого процесс распада стал необратим.

8 декабря 1991 г. главы трех союзных республик – Станислав Шушкевич (Белоруссия), Борис Ельцин (Россия) и Леонид Кравчук (Украина), собравшись в Беловежской пуще, заявили о роспуске СССР и создания Содружества Независимых Государств (СНГ).

В конце 1991г. в состав Содружества вошли и другие республики, за исключением Литвы, Латвии, Эстонии и Грузии.25 декабря 1991г. президент СССР М.С. Горбачев объявил о своем уходе с этого поста. Советский Союз перестал существовать.

После распада СССР в 1991г. в России начались трудные экономические реформ, отменявшие государственную собственность на фабрики, заводы, магазины, издательства. Из-за ухудшения жизненного уровня населения зимой 19991г. по городам прокатывались митинги и демонстрации, участники которых обвиняли во всех бедах лично Президента.

Билет 30

Вопрос 30

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; Нарушение авторского права страницы

Аграрный вопрос и позиции партий в годы первой русской революции

Ключевым вопросом революции 1905—1907 гг. был аграрный. В июле 1905 г. I Всероссийский крестьянский съезд выступил за отмену частной собственности на землю и экспроприацию землевладельцев (с компенсацией или без, в зависимости от конкретного случая), а также за реформу кабального налогообложения крестьян. Принятые резолюции отражали чаяния крестьян и представляли собой своеобразный синтез либеральной политической программы земцев, предложений эсеров и традиционных крестьянских требований. В ноябре 1905 г. в условиях Всероссийской политической стачки было объявлено об отмене с 1907 г. выкупных платежей с крестьян. Дальнейшая борьба по аграрному вопросу в условиях спада революции и позднее развернулась в Государственной думе.

Единая программа РСДРП 1903 г. предусматривала возвращение крестьянам отторгнутых реформой 1861 г. отрезков от их наделов, отмену выкупных и оброчных платежей за землю и возвращение крестьянам ранее выплаченных ими выкупных сумм. Под влиянием решений всероссийских съездов Крестьянского союза аграрная программа была пересмотрена в 1906 г., и теперь уже выдвигалось требование полной конфискации всех помещичьих, государственных, удельных, церковных и монастырских земель. Однако если крестьяне рассматривали всю землю, в том числе и свою надельную, как общенародное достояние, то большевики выступили за национализацию земли. Различие, на первый взгляд терминологическое, имело принципиальное значение: в первом случае хозяином земли становились сами крестьяне, причем распределением участков ведала крестьянская община, а во втором— полным собственником землистановилось государство.

Аграрная программа меньшевиков, предложенная крупным экономистом П.П. Масловым, предусматривала муниципализацию земли — передачу конфискованных земель в распоряжение органов местного самоуправления (муниципалитетов) для сдачи ее в аренду крестьянам. Программа меньшевиков была нацелена против властного вмешательства государства в аграрные отношения.

Партия эсеров, принявшая на своем I съезде в 1905 г. программу и устав, требовала изъятия земли из частной собственности вообще. Они выдвигали идею не национализации, а социализации, т.е. передачи земли не государству, а в общенародное достояние, т.е. в пользование крестьянских общин с запретом купли-продажи. Таким образом, они выступали за сохранение крестьянской общины, которая будет распределять землю в пользование по «трудовой норме». Лидер партии

В.М. Чернов писал, что «провести в жизнь социализацию земли — значит, если угодно, превратить всю земледельческую Русь в одну Великую Всероссийскую Земельную Общину».

В числе неонароднических партий видное место занимала Трудо­вая народно-социалистическая партия (народные социалисты, или энесы), оформившаяся в ноябре 1906 г., членами которой были городская интеллигенция, земские служащие и незначительное число крестьян. Ее идеологи А.В. Пешехонов, В.А. Мякотин, Н.Ф. Анненский, В.И. Семевский принадлежали к «левому флангу» легального народничества. В аграрном вопросе энесы стояли за конфискацию помещичьих, казенных и т.д. земель, за исключением крестьянских надельных и тех, на которых ведется «трудовое хозяйство», и передачу их в общенародную собственность. Так же как и эсеры, они активно выступали против ломки общины и за ее сохранение.

Левым крылом либерального центра была партия конституционных демократов — кадетов, или «Партия народной свободы», возникшая в октябре 1905 г. на базе организаций, входивших в «Союз союзов». Ее возглавляли П.Н. Милюков, А.А. Корнилов, А.А. Кизеветтер, В.И. Вернадский. Программа кадетов была нацелена на развитие России по западному буржуазному образцу. Кадеты выступали за конституционную монархию, всеобщие выборы, бесплатное образование, широкое развитие местного самоуправления, улучшение экономических условий жизни рабочих, самоуправление Польши и Финляндии в рамках Российской империи, предлагая прочим народам культурную автономию. В решении аграрного вопроса кадеты полагали частичное (до 60%) «отчуждение» помещичьей земли в пользу крестьян, но по «справедливой оценке», т.е. по рыночным ценам, выступали за частную земельную собственность и были решительными противниками обобществления земли. Кадеты были главной партией либерально-монархической буржуазии с серьезным политическим потенциалом. Не случайно в годы Первой мировой войны они стали выразителями интересов всех кланов торгово-промышленного класса.

Умеренное крыло либерального движения представлял «Союз 17 ок­тября» (октябристы), который поддерживал принцип Манифеста 17 октября 1905 г. — монархию с законодательной Думой. Возглавляемые А.И. Гучковым, выходцем из московского купечества, октябристы выступали за широкое развитие промышленности и торговли, в националь­ном вопросе — за сохранение «едийой и неделимой России», в аграрном — за ликвидацию общины и сословной неполноправности крестьян. Они предусматривали передачу крестьянам через особые земельные .комитеты пустующих земель, возвращение крестьянам отрезков и переселение малоземельных крестьян на «свободные земли». Впоследствии они активно поддержали столыпинскую аграрную реформу.

Промежуточное положение между кадетами и октябристами занимали «Партия мирного обновления» (1906) и ее преемница «Партия прогрессистов» (1912). Это были самые «буржуазные» по своему составу партии, костяк которых составляли представители крупного московского капитала, а учредителями стали фабриканты А.И. Коновалов, братья В. П. и П. П. Рябушинские, С.Н. Третьяков. В решении аграрного вопроса они поддерживали требования октябристов.

Крайне правые позиции занимали монархисты и националисты- «черносотенцы» («черной сотней» в Московской Руси именовалось непривилегированное население городов). «Союз русского народа» с его лидерами А.И. Дубровиным и Н.Е. Марковым и «Русский народный союз имени Михаила Архангела» во главе с В.М. Пуришкевичем первое место в своих программах отводили национальному вопросу, они выступали за безусловное первенство русского народа над остальными нациями империи. В аграрном вопросе они высказывались за неприкосновенность частной земельной собственности, в том числе за сохранение помещичьего землевладения, и приняли деятельное участие в подавлении крестьянских выступлений. Провозгласив лозунг «Православие, самодержавие’, народность», они призвали к борьбе против «внутренних врагов» под знаменем антисемитизма.

Ссылка на основную публикацию