Причина появления и принцип местничества: определение, предпосылки для создания этой системы и её отмена

Что такое местничество? Определение, суть, введение и отмена в России

Определение местничества – система норм в социальной, служебной, бытовой среде знати, действовавшая в 15-17 веке в России.

В свое время московский князь объединил вокруг себя земли. Потомки былых владельцев этих земель стали частью правительственного класса. Именно бояре создали систему служебных отношений, которая известна как местничество. Кто такие бояре?

Боярство

В былые времена существовал Государев родословец. В нем были записаны представители важнейших служилых родов. Составлен родословец был при Иване Грозном. Именно на этот документ опирались при разбирательстве генеалогических споров.

Фамилии, которые находились в документе, стали называться родословными. Вот эта самая родословная знать стала именоваться московским боярством. Чтобы сохранить за собой право относиться к знати, необходимо было входить в родословный круг. Для этого среди предков должны находиться московские бояре, окольничие и прочие высшие чины.

Создание местничества

Обычай распределять места московских бояр за столом князя появился в 14-м веке. Сформировалось местничество к середине 16-го века. Система постоянно развивалась. В нее входили новые роды, которые возвышались по разным причинам.

Понять, что такое местничество, довольно сложно. Прежде всего необходимо разобрать принцип этой системы.

Принцип местничества

В современном мире при назначении лиц на службу учитываются такие факторы, как образование, опыт работы, личные качества и прочее. По-другому обстояло дело в 16-м веке на территории Московского царства.

Когда выбирали человека на замещение высшей должности, учитывались не личные качества претендента, а значимость его фамилии. Также важно было генеалогическое положение каждого представителя внутри своего рода.

Например, князья Одоевские ставились выше Бутурлиных. Поэтому представитель Одоевских получал должность выше. При этом старшие Бутурлины могли сравниваться с младшими князьями Одоевскими.

Немаловажное значение имело не только служебное положение предков, но и его давность. Другими словами, представитель знати, у которого дед был боярином, претендовал на более высокое назначение, чем лицо, у которого боярином был отец. Во внимание бралась только мужская линия.

Старшинство внутри рода работало по следующему принципу: младший брат на одну ступень ниже старшего. Из этой схемы получалось, что старший сын старшего брата в правах сравнивался с четвертым братом, то есть своим дядей. В некоторых случаях человек мог занять ступень выше, чем ему полагалась в иерархии.

На подавляющее большинство государственных должностей служащих назначали по нормам местничества. Следить за всеми назначениями и фиксировать их в специальной книге полагалось дьякам Разрядного приказа.

Теперь разберемся, что такое местничество, конкретнее.

В придворной сфере

Поскольку большинство лиц были связаны родственными отношениями с семьей царя либо были фаворитами, то за столом вместе с государем все рассаживались согласно этикету и церемониалу. Служащие одного чина размещались по местническому счету.

По-настоящему суть местничества раскрывалась во время подготовки к торжественным церемониям:

  • свадьба;
  • венчание на престол;
  • крестный ход;
  • прием послов;
  • посещение летнего дворца.

Служащие спорили за получение «места».

В военной службе

Чтобы понять, что такое местничество в полках, следует упомянуть Приговор о местничестве. Он был составлен в 1550 году при Иване 4-м Грозном. Но некоторые формулировки были настолько туманными, что вызывали множество споров.

В каждый полк ставили одного-четырех воевод. Главным считался первый воевода большого полка. Воеводы других полков стояли на ступень ниже. Во многих вопросах не было ясности. Например, не до конца определялось положение воеводы полка левой руки.

Кто решал конфликтные ситуации?

Множественные споры относительно местничества в России разбирались разными способами. Решить вопрос мог человек, который осуществлял назначение. Нередко в ситуации разбиралась боярская комиссия, которую назначал царь. В некоторых случаях правитель руководил комиссией.

Судьи занимались проверкой фактов по разрядным книгам, документам личных архивов, информации Разрядного приказа. Также собирались свидетельские показания, и сравнивался счет «мест» предков спорящих сторон.

На решение могли влиять не только высокие должности предков, но и сведения о низших службах, позорящих знатный род. Лицо, которое проигрывало спор, обвинялось в нанесении «бесчестья». Его приговаривали к выплате штрафа, формальному кратковременному аресту, называли «ослушником царской воли». Иногда применялись телесные наказания. Существовала такая форма наказания, как «выдача головой». Проигравшее лицо приходило под конвоем к победителю и публично просило прощения.

Неподчинение приговору могло повлечь за собой более суровые последствия. Конфликтные разбирательства могли тянуться годами, ничем не заканчиваясь. В редких случаях признавалось равенство сторон. Разбор споров откладывался во время военных действий.

Ограничение местничества

Подобная система существенно осложняла должностные назначения. Особенно тяжело было распределить «места» в полковых воеводствах. Лицо должно было соответствовать генеалогическим и разрядным требованиям. При этом следовало минимизировать вероятность возможных фамильных притязаний.

Чтобы исключить споры относительно важнейших должностей в полках, в 1550 году был оглашен приговор царя и Боярской думы. По нему некоторые должности были убраны из местнического счета, они объявлялись «без мест».

Идея местничества

Система местничества является строго консервативной и аристократической. Отношения между фамилиями, которые когда-то были установлены, не изменялись. Если отцы и деды стояли на определенной службе, их место занимали потомки.

Местничество не являлось фамильной наследственностью конкретных служебных должностей. Оно было наследственностью служебных взаимоотношений между фамилиями. Например, князь Одоевский мог занимать любую должность, но она должна была быть на ступень выше, чем у Бутурлина.

Политическое значение местничества

Введение местничества привело к тому, что положение бояр стало зависеть от службы их предков. Другими словами, политическое значение фамилии не зависело от усмотрения царя, личных заслуг лица либо его удач.

Если предки занимали определенную ступень, на ней же должны находиться и потомки. И менять этот порядок было не позволено. Повлиять на подобную иерархию не могла ни милость государева, ни личные таланты, ни заслуги перед государством.

В службе не существовало соперничества, поскольку все предопределялось родословной. Место не нужно было заслуживать, завоевывать, оно доставалось по наследству. Служивый человек не занимался собственной карьерой, он мог только выискивать для себя более выгодное «место», судиться за него в спорных ситуациях. Весь род следил за ним. В случае служебного выигрыша все его родичи повышались. В то время как служебная «потерька» понижала всех представителей рода.

Фамилия выступала как единое целое в служебных столкновениях. Ее интерес стоял превыше личных желаний и нравственных побуждений. Родовая знать устанавливала между своими представителями служебную солидарность, круговую поруку, взаимную ответственность.

Существует пример, который объясняет важность местничества для бояр. В 1598 году состоялся поход. В нем князь Репин-Оболенский занимал место ниже князя Сицкого. Он должен был добиться для себя пересмотра, но не стал этого делать, поскольку дружил с Сицким. Фамилия Оболенских обиделась на своего родственника. Они обратились к царю. Государь разобрал дело и вынес решение, что князь Репин-Оболенский понизил только себя перед родом Сицких, то есть род Оболенских от этого не опустится ниже своего отечества. Получается, что местничество защищало фамилию не только от произвола со стороны правителя, но и от необдуманных решений отдельных лиц.

Боярин мог лишиться имущества, быть изгнан, избит. Однако никто не мог заставить его занять «место» в управлении ниже своего отечества.

Повлиять на распределение мест не мог даже государь. Примером этому служит случай с Волконским. Когда он пожелал стать выше боярина Головина, суд посадил его в тюрьму. Дума приняла сторону родовитого Головина. То есть царь может обогатить своего служивого человека, но не может сделать его родовитым. Это под силу только предкам.

Недостатки местничества

Для понимания, что такое местничество, следует больше узнать о недостатках этой системы. Исследователи выделяют два основных пункта.

Во-первых, людей на государственную службу брали не по их качествам, а исключительно по происхождению. Никто не оценивал их служебную годность. Вместо послушных и способных людей на службу приходили породистые и часто бестолковые неслухи. Петр Великий считал эту систему вредительной.

Во-вторых, институт местничества негативно влиял на взаимоотношения как между фамилиями, так и внутри их. Соперничество вызывало зависть и неприязнь. Боярство занималось мелочным сутяжничеством, вместо того чтобы думать про общественную выгоду.

Местничество стало вредным не только для государства, но и для боярства.

Отмена местничества

С середины 16-го века время от времени начали объявлять «безместие». Чаще всего это происходило в военное время, хотя встречалось и в мирное.

Этапы отмены местничества:

  • в 1555 году при дворе во время отдельных дворцовых церемоний;
  • в 1598 году во время венчаний на царство, на свадьбах правителя;
  • в 1606 на свадьбе Василия Шуйского сожгли разрядную роспись;
  • вторая половина пятидесятых годов 16 века – упразднен институт наместников, введено воеводское управление в большей части городов;
  • в 1621 году введено «безместие» в посольской службе;
  • в 1649 году «безместие» введено в приказной службе.

Во второй половине 17-го века государев двор уже не мог удовлетворять потребности державы в кадрах. Поэтому было принято решение об окончательном упразднении института местничества. В новоучрежденных службах вводилось «безместие». В 1680 году система навсегда была отменена в войсках. Через год появился указ, который полностью отменял местничество. В 1682 году это подтвердилось на решении Земского собора.

В заключение

Местничество являлось ключевым элементом светской субкультуры Российского государства в 15-17-м вв. В этой системе вырабатывались нормы морали и этикета, а также историко-культурные генеалогические традиции.

Молодых дворян воспитывали так, чтобы они умели защищать свой род от посягательств со стороны. Местничество сыграло важную роль в развитии дворянского самосознания.

Местничество в Древней Руси

Местничество – система распределения должностей в России, которая просуществовала около 200 лет, с конца XV до конца XVII века. Служилые люди занимали какую-либо должность, например, воеводы, в зависимости не от личных своих заслуг, а от знатности своих предков. Этот порядок просуществовал до 1682 году.

Читайте также:  Статья о Ливонской войне, кратко описывающая ход конфликта события, причины поражения и его последствия

История появления местничества

К моменту завершения феодальной раздробленности и освобождению от ордынского ига (конец XV века) знатные люди Русского государства имели различное происхождение. Среди них были бывшие удельные князья, татарские царевичи и московское боярство. Молодому государству требовалось создать систему замещения должностей, которая, с одной стороны, устраивала бы аристократию, а с другой – гарантировала бы государству внутренний порядок и отсутствие конфликтов между знатью. Такой системой стало местничество. Его оформление происходило в период с 1475 по 1556 год. К 1556 году была составлена разрядная книга (“Государев разряд”) за срок в 80 лет. Её использовали в местническом счёте.

Суть системы

Местничество было сложной и запутанной системой и относилось к сфере, которую сейчас можно назвать “кадровая политика власти”. В XVI веке при назначении человека на высшую должность учитывали не его личные качества, успешность прежней службы и какую-либо подготовку. Решающими критериями были:

Значение на службе боярского или княжеского семейства.

Генеалогическое положение боярина или князя в своей семье. Ведь на службе могли находиться его родственники. Например, в годы Смуты воеводами были родственники из семьи Шуйских – М. В. Скопин-Шуйский и Дмитрий Шуйский.

В результате, княжеский род Одоевских иерархически соотносится с родом Бутурлиных таким образом, что по своему ведомству они на службе стояли выше и получали преимущество. Однако, старшие представители рода Бутурлиных могли приблизиться к младшим представителям рода Одоевских. Фамильное значение представителя знати по отношению к чужой династии называлось “отечество”. Его приобретал один из представителей рода. С этого момента оно представляло собой наследственное достояние.

Порядок определения отечества действовал с математической точностью, его можно было высчитать по определённым правилам. Местнический счёт мог быть:

  • Согласно родословцу или по лествице, то есть простым.
  • По родословцу и по разрядам – росписям назначений на различные должности (придворные, воеводские).

Порядок по родословцу учитывал, что старший сын в иерархии занимал четвертое место после отца и двух его младших братьев. Своеобразной единицей счёта в этой системе было “место” – положение в родословной относительно общего предка. На практике местничество особенно хорошо заметно при назначении воевод во время похода. Войско, как правило, делилось на полки: большой, правый, левый, передовой, сторожевой. Должности командующих распределялись согласно установленной иерархии. То есть, первое место оставалось за первым воеводой большого полка, а четвёртое – за первым воеводой полка левой руки.

Влияние на государственные дела

Подобная запутанная систем усложняла кадровую политику, особенно, в военное время. При составлении полковых росписей начинались жалобы друг на друга. Следовательно, власть в лице царя Ивана IV и Боярской Думы начала наводить порядок. В 1550 году, накануне похода на Казань, ряд должностей командиров полков оказались исключены из местнического счёта.

Основные проблемы системы

Сам замысел местничества был консервативным и аристократическим. Оно устанавливало порядок наследования служебных отношений среди аристократических родов. Конкретная должность была не столь важна, просто более знатный боярин следил в каждом конкретном случае, чтобы представитель другого рода стоял ниже в служебной иерархии. Местничество также исключало соперничество на службе. Однако, у неё был недостаток. Породистый и бестолковый боярин при такой системе мог оказаться выше способного.

Отмена местничества

Отмена местничества происходила в период с ноября 1681 по январь 1682 года при молодом царе Фёдора Алексеевиче. Поводом была военная реформа, а причиной – военные неудачи из-за устаревшей системы назначения на должности. Местнические книги были сожжены. Этот шаг означал невозможность возвращения к прежней системе.

  1. В.О. Ключевский. Курс русской истории. Лекция XXVII. – М.: Эксмо, 2017.
  2. А.П. Богданов. Несостоявшийся император Фёдор Алексеевич. – М.: Вече, 2009.

Местничество в Древней Руси – история появления и причины отмены

История и причины возникновения

Появление термина «местничество» неразрывно связано с польско-литовским законодательством, в котором одним из главных принципов являлось понятие наследственной передачи власти и занятие служебной должности в соответствии с иерархией рода. При этом, как утверждают историки, распределение было таким запутанным и сложным, что нередко возникали скандалы даже между самими родственниками. Чтобы утихомирить враждующих членов одной семьи, приходилось обращаться к царю, который решал вопрос при участии одного из чиновников из разрядного приказа.

Появлению местничества в истории предшествовали определенные события. Рюриковичи направились в столицу после потери власти над удельными княжествами. Там они намеревались занять хорошее положение при дворе. Вслед за ними прибыли из разных мест и бояре. Такая ситуация абсолютно не устроила представителей московской аристократии, которая была всегда на выгодных положениях возле самого князя. Никто не хотел уступать свои места, и система до определенного времени ограждала их от выдвинутых претензий со стороны более низких сословий.

По мнению историков, одной из главных причин появления местничества можно считать слабую привязанность знати к конкретным территориям, чего нельзя было сказать о западноевропейских аристократах.

В конце XV века начали отчетливо формироваться принципы функционирования государственного аппарата. Местничество постепенно приобретало большой влияние в разных сферах. Выбор должностного лица определялся исключительно семейным положением, с учетом родовитости и в зависимости от знатности. Не имели значения личные качества, способности, таланты. Кроме того, важными считались следующие критерии:

  • возраст — приоритет был у самого старшего брата или сестры;
  • способность показать себя на служебной должности (если кто-либо из семьи проявлял себя в армии с хорошей стороны, то мог получить более солидное место);
  • фамилия — если один из членов династии уже занимал престижное положение, то это давало возможность распределить другие лучшие места среди остальной родни.

При создании такой системы управление и контроль над государством стали абсолютно неэффективными. В России возникли сложности и постоянные распри, отсутствовало чувство общности и сплоченности для реализации каких-либо общих дел. Ярким примером тому можно считать Смутное время, период перехода боярской элиты на путь предательства.

Положительные и отрицательные стороны

Принятый механизм назначений позволил боярам пользоваться значимостью своих фамилий при занятии государственных должностей. Местничество в Древней Руси достигло своего расцвета в конце XV-начале XVI века. Чем лучше место было у предка в госаппарате, тем больше возможностей появлялось у представителей его рода.

В истории система толкуется неоднозначно. Ее введение, по мнению специалистов, сильно ослабляло возможности царя. С другой стороны, считалось, что местничество как раз стало эффективным оружием в царских руках, чтобы разобщить класс аристократии, который на тот момент был представлен:

  • татарскими царевичами;
  • беглыми литовскими боярами;
  • русскими князьями.

В попытках занять лучшие должности, особенно при распределении их среди воевод, армия сильно снижала свою боеспособность. Царь Иван Грозный стал первым, кто оценил потенциальную опасность всех последствий местничества. Именно по его приказанию в воинстве было запрещено оспаривать чины воевод во время военного похода.

Большинство историков все же сходится во мнении, что без местничества представители знати регулярно бы устраивали перевороты и междоусобицы, стараясь отвоевать себе место в государственном аппарате. Это могло бы очень негативно отражаться на обороноспособности и безопасности Руси. Таким образом, это был временный механизм защиты от внутренних войн и разногласий.

Историки выделяют и ряд других положительных сторон устоявшейся системы:

  • появилась возможность наладить и стабилизировать отношения между аристократическими слоями, так как занимаемые ими должности передавались по наследству;
  • исключались все конфликты и скандалы, связанные с делением людей по менталитету или национальному признаку;
  • появившаяся гарантия занятия высокого положения заранее стимулировала к старательному обучению и предварительному определению политики управления государством.

Кроме явных плюсов, по мнению других историков, есть и существенные недостатки введения на Руси местничества. Отменить его, несмотря на это, долго не хотели. Прежде всего, наблюдалось ухудшение кадровой политики, а принятые решения в большинстве своем были неэффективными и даже безграмотными. Отмечался застой в формировании системы, основанной на назначении должностей в соответствии с происхождением.

Причины отмены

Местничество ставило перед собой конкретную цель — распределить должности среди знати в соответствии с родовым положением. Это создавало определенные трудности, регулировать общественные отношения становилось все сложнее, а при формировании Боярской Думы существовали строгие ограничения. В нее имели право входить только избранные представители. Это превращало орган государственного управления в полную замкнутую систему.

В 1682 году при царе Федоре Алексеевиче был созван Земский Собор для решения вопросов о модернизации вооруженных сил, принадлежавших Московскому царству. На этот же год приходится и ликвидация местничества, что позволило сделать огромный шаг на пути демократизации и улучшить российские войска. Принятые изменения стали предвестниками знаменитых реформ Петра I. Суть указа сводилась к упразднению и искоренению принципа родовитости и знатности при устройстве на службу. Вместо этого должны были оцениваться в первую очередь личные заслуги и таланты.

Главными причинами отмены местничества стали:

  • потребность в организации более мобильной, адаптированной и эффективной административной структуры;
  • желание царского правительства привлечь на высокие должности действительно грамотных и талантливых людей.

Реформу также можно оценивать как продолжение уже начатой ранее московскими правителями политики (в частности, Михаилом Федоровичем), подразумевающей формирование полков так называемого нового строя. Все это подтверждало острую необходимость реформирования существующей, устаревшей системы формирования кадров. К власти должны были прийти действительно толковые руководители.

Читайте также:  Смоленское сражение 1941 года, его ход на различных этапах и итоги битвы

Одним из главных последствий Земского Собора стало принятие решения об отмене местников. Хотя первоначально он был посвящен совершенно другим вопросам: религиозным моментам, продолжению церковных преобразований, устройству епархий и внесению правок в Чиновную книгу.

Сегодня термин продолжает использоваться в разговорной, неофициальной речи. Местником называется чиновник, который, придя к власти, старается решать только узко ограниченные вопросы и проблемы местного характера, не задумываясь о важных общегосударственных делах.

Местничество

Местничество это система распределения мест в государственной системе управления. Распределение мест происходило по принципу знатности рода.

Самые лучшие и ответственные места в государственном управлении получали люди из самых знатных и богатых семей. Учет велся с помощью разрядных книг.

История и суть местничества

Принципы местничества в русском государстве были в большей степени заимствованы из литовско-польского законодательства. Боярство становилось закрытой кастой.

Пробиться в ксту людям с «улицы» становилось практически невозможно. Общенациональные, государственные интересы притеснялись в угоду сословным. Такая система управления не имела права на жизнь, однако долго просуществовала в русском государстве.

Чем выше по статусу и должности были предки, тем более статусное могли занять чиновничье место потомки. Так же существовала конкуренция внутри рода. Более старшие, имели преимущества перед младшими. Ни кто не оценивал интеллектуальные, организаторские и иные способности личности. Всех интересовал лишь статус, родство и возраст. Поэтому система начинала съедать сама себя. Талантливым, образованным людям хода вперед не было.
За царским столом бояре располагались в соответствии со статусом. Кто ближе – тот знатнее. Часто внутри рода возникали конфликты и споры. Они решались лично царь, вместе с чиновниками из Разрядного приказа.

Интересные факты

  • В период с 1559 года по 1584 история зафиксировала около пятидесяти случаев спорных моментов. Все зафиксированные споры происходили между военными чинами государства.
  • Гражданских жалоб было значительно меньше. Всего три.
    Как правило, того, кто жаловался, ставили рангом ниже, чем того на кого жаловались
    Жалобщиков, как правило, старались развести по месту службы. Что бы ни мстили они друг другу и отношений не выясняли.

Отмена местничества

Местничество было отменено в 1682 году, во время правления Федора Алексеевича. Решение было принято на Земском соборе.

Причины отмены местничества

Причина отмены местничества – война с Крымским ханством. Распри в армии, из-за неудовлетворенных амбиций больших людей, стали причиной не самой удачной войны. Да, была присоединена левобережная Украина, Киев. Но после войны, появилось чувство, что нужно что то менять.

На Земском соборе 1682 года князь Василий Васильевич Голицын, подал прошение об отмене местничества. Царь обратился к собору, и нашел поддержку в вопросе отмены. Дело было сделано. Местничество подвергалось забвению, а разрядные книги велено было сжечь.

Что такое местничество видео

Плюсы и минусы местничества

На первый взгляд, история местничество – архаизм, который мешал развитию русского государства, не давал выбиваться наверх талантливым, образованным людям чести и совести.
Но, большинство решений обусловлено историческим веянием времени. Местничество, было своего рода соглашением, между аристократической знатью. Знать того времени имела между собой много противоречий. Надо было как то учитывать интересы каждой группы. Иначе, страна бы утонула в бунтах и усобицах. Основные группы русской аристократии:

  • Московская аристократия
  • Региональная аристократия
  • Беглые Польско-литовские князья
  • Служивые татарские царевичи

У каждой группы были свои интересы и зоны влияния. Нужно было как то уравновешивать их по отношению друг к другу.

Итоги

Местничество – система распределения должностей в русском государстве по праву знатности рода. Сейчас подобная система – архаизм, но для своего времени, средневековья, работающий институт, который позволял решить ряд проблем внутри боярства.

Что такое местничество, определение

История появления местничества

Это исторический термин, который обозначает особый вид управления на Руси в период средневековья.

При распределении управленческих обязанностей, прежде всего, уделяли внимание происхождению кандидата.

Именно род, занимаемое положение являлись главными критериями при назначении на должности. А не способности и послужной список. Такая система помогала наследственной монополизации власти высшей знатью: князьями и боярами.

Сама система просуществовала достаточно долго и была отменена Земским Собором. Это случилось только в 1682 году.

А начиналась она на Руси еще с 15 века. Считается, что сам принцип формирования власти по родовитости пришел на Русь из польско-литовских законов.

Важным критерием была не только знатность, но и заслуги предков. Чем родовитее был претендент на должность и чем более прославленными были его предки, тем выше он стоял на иерархической лестнице. На приемах у царя бояре тоже рассаживались согласно своим заслугам.

Сесть выше своего положенного места было противозаконным. Нередки были споры и ссоры между боярами по поводу того, кто и где должен сидеть. Доходило и до настоящих драк, когда не могли поделить места и не сходились во мнении, кто более знатен.

Недостатки и достоинства

Обычно историки оценивают такую систему достаточно негативно. Сам принцип назначения на должность не по талантам и заслугам человека, а по его происхождению часто подвергался критике.

Такой принцип сужал возможность для талантливых людей пробиться наверх, мешал качественному управлению. Ведь на должность назначали не того, кто хорошо разбирался в деле, а человека более знатного и «заслуженного» и такое назначение часто бывало в ущерб работе.

Но историк Д.Володихин считает, что местничество позволяло установить определенный порядок среди знати. Ведь на Руси были не только московские рода, но и татарские, польские и литовские. Все они включались в общую иерархию и находили свое место в системе. И местничество поддерживало стабильность этой системы.

Суть местничества

Система отношений, которая сложилась внутри знатных фамилий Московии в 15-16 веках, и является сутью местничества. Занимать определенное положение благодаря происхождению и заслугам предков было привилегией знати. Естественно, такие привилегии знать отдавать не хотела.

Но в воинском деле подобный порядок сильно мешал. Подчиняться тому, кто ниже тебя по местническому принципу было невозможно для князей или бояр. А на войне такое неприемлемо. Так что при Иване Грозном сила местнических законов была существенно ограничена.

А так как местничество становилось все большей помехой в деле государственного строительства, царь Федор Алексеевич решил уничтожить устаревший порядок. Земский Собор эту систему отменил. Книги, где были прописаны условия и порядок местничества, так называемые «разрядные» были сожжены.

Закостенелая система мешала продвижению более талантливых и менее знатных людей. К концу своего существования она выродилась в обычные споры, где бояре не столько заботились о государственных делах, сколько выясняли, чьи предки знатнее и кто должен «сидеть выше».

Рычаги управления и регулирования в государстве сегодня

Каждое государство должно уметь регулировать свою деятельность. Современными способами управления являются следующие:

  • управление, опирающееся на законодательство,
  • лицензирование деятельности,
  • введение налогов,
  • стандартизация работ, продукции или услуг,
  • поддержание развития предпринимательства,
  • осуществление надзора.

Перспективы улучшения государственного контроля

Именно система контроля нужна сейчас нашему государству. С одной стороны тенденции сепаратизма и местничества, мешающие развитию. С другой стороны – современные принципы управления.

Пережитки местничества могут существенно ослабить государственное управление. И само государство в целом.

Контроль должен преодолеть подобные тенденции и укрепить государственные структуры. Контроль сегодня – одна из основных функций государства.

Он должен основываться на законах. Что исключает произвольное толкование и коррупционные схемы. Пережиткам местничества не место в современном государственном управлении.

Есть ли местничество сегодня?

Система госконтроля будет работать эффективно только тогда, когда будет опираться на правовую систему.

И когда в этой сфере будут задействованы только высококвалифицированные специалисты.

И очень важно, чтобы профессионалы правильно оценивали современную обстановку, пользовались статистическими данными. Благодаря демократической системе, сегодня не принято скрывать или замалчивать существующие проблемы.

Местничество

Добавлено в закладки: 0

Что такое местничество? Описание и определение понятия.
Местничество – на Руси в средние века так назывался порядок распределения служебных мест, когда принималось во внимание служебное положение и происхождение предков. Местничество способствовало монополизации князьями и боярами власти и мешало выдвижению поместного дворянства, невзирая на то, что именно поместное дворянство было опорой московских государей в укреплении и создании централизованного государства.

Рассмотрим, более детально, что значит местничество.

История появления местничества

Ме́стничество является системой распределения должностей зависимо от знатности рода, которая существовала в Русском государстве. Местничество было отменено приговором Земского Собора 12 января 1682 года.

К появлению местничества были некоторые исторические предпосылки. Образование государственного аппарата с конца пятнадцатого века производилось по принципу местничества, воспринятому в значительной степени из польско-литовского законодательства. Система местничества основывается на критериях знатности происхождения (чем выше были предки претендента, тем более высокий пост он мог занять в государственной иерархии). Эта практика боярство превращала в замкнутую корпорацию, подменяла сословными общесоциальные интересы. Кроме знатности лица (принадлежности его к определённой фамилии) учитывалось и положение претендента в своем роде. Старшие в роду имели преимущество. Значение имели заслуги предков — сын боярина, который проявил себя на службе, имел перед своим же двоюродным братом приоритет, чей отец не прославил себя никаким образом. Даже бояре, которые приглашены к царскому столу, сидели соответственно со своими титулами. Между аристократами зачастую появлялись «местнические споры» — кто имеет право на должность, кто знатнее. Эти споры разрешал обычно сам царь с участием чиновников Разрядного приказа.

Система местничества в 1682 году отменялась приговором Земского Собора, для укрепления вооружённых сил правительством Фёдора Алексеевича.

Недостатки и достоинства

Оценки местнической системы у историков обычно негативные, так как подбор служилых людей по знатности, а не по личным талантам и способностям, значительно ухудшал эффективность кадровых решений.

Читайте также:  Краткое описание Куликовской битвы, причины, последствия и значение этого сражения

Вместе с тем, историк Володихин Дмитрий считает, что невзирая на очевидные изъяны, местничество как-то примиряло служилых аристократов, определяя, кому можно претендовать на какой должностной уровень. Знать Русского государства включала в себя старомосковскую аристократию, княжеские роды из беглых литовско-русских князей, присоединённых русских земель и татарских царевичей. По мнению исследователя, без контролирующей системы знатные люди то и дело устраивали бы перевороты и усобицы, споря за место возле кормила власти. Таким образом, местничество оберегало русское государство от внутренних тяжёлых войн.

Местничество — это право на занятие определённых должностей в государстве в зависимости от знатности, на которое влияет знатность и служебное положение предков, а также их заслуг перед Московским великим князем.

Суть местничества

Под этим определением следует понимать порядок служебных отношений, который в пятнадцатом и шестнадцатом веке сложился между родословными фамилиями в Московском государстве.

В период правления Ивана Грозного были осуществлены военные реформы, по этой причине достаточно весомо ограничили и местничество. Получение поста в армии предопределялось местническими счетами, то есть взаимными соотношениями между отдельными княжескими или боярскими фамилиями, а внутри фамилий бояр— взаимными соотношениями между отдельными членами этих фамилий. Это считалось привилегией, поэтому понятное дело, что знать феодалов поступаться этим не хотела.

Следовательно, командование армии лишалось возможности оперативного руководства властями, так как на посты назначались не политическими соображениями, а местнической иерархией. В такой ситуации трудно было надеяться на успех. В силу этого, царь Иван Грозный приказал изменить этот порядок: «во всяком разряде не местничатися, кого с кем куды на пошлют, чтоб воиньскому делу в том порухи не было».Видя в этом явную проблему, такое распоряженеии было своевременным. Но отменено местничество было решением Земского Собора лишь более сто лет спустя, 12 января 1682 года. И сделано это было с целью укрепить вооружённые силы при правлении царя Фёдора Алексеевича. Местнические книги были сожены в 1682 году по приказу этого русского царя.

Местничество превращало бояр в закрытую корпорацию. Бояре, как правило, больше тратили времени и сил не на продвижение дел государя и государства, а на выяснение своего положения перед царём, в глазах друг друга. Например приглашённые к царскому столу бояре, сидели последовательно и соответственно своим титулам. И известно, что между этими аристократами давольно часто возникали «местнические споры» — допустим, кто знатнее или кто имеет право на ту или иную почетную должность. Возникающие споры приходилось решать, как правило, самому царю, привлекая для этого чиновников Разрядного приказа. Проходят века, а атмосфера в высших эшелонах власти остаётся неизменной.

Известно, что некоторые историки выступают за положительные моменты в проявлении местничества при дворе. В так называемую знать Русского государства входили старомосковские аристократы, княжеские роды из присоединённых русских земель, беглые литовско-русские князья и те, кто служили татарским царевичам. Понятно, что такое положение вещей соответственно не устраивало местную аристократию, которая привыкла к своему исключительному положению вокруг великого московского князя. Жители Москвы всячески пытались оттеснить служилых княжат и их бояр от важных служб. По правде говоря в полной мере осуществить им это не удалось, однако со временем появляется система родовых счетов, а это способствовало установлению относительного равновесия среди семей, которые теперь входят в состав знати. Помимо этого такая система могла защитить их от претензий тех, кто остался за пределами высшего сословия. Так например историк Дмитрий Володихин, считает что такое положение примеряло аристократию, и уберегало государство от тяжёлых междуусобных войн. А вот другой русский историк С.М. Соловьёв отметил, что ещё одной весомой причиной появления местничества на Руси является то, что русская аристократия в значительно меньшей степени была привязана к конкретной территории, чем аристократия западноевропейская. Так как у западной аристократии к их именам присоединялось название территории, а на Руси имена предков. Вот как историк это комментирует: «Каким был действительно главный интерес боярина на Руси, так это было выражено в его имени: к имени, полученному при рождении или на момент крещения, он прибавлял имена своих отца деда и прадеда, он носит с собою свое родословие и крепко стоит за то, чтоб его роду не было порухи, унижения; отсюда понятно становится нам явление местничества -родовой интерес господствует». Очевидна крайне запутанная и сложная система, которая постоянно приводила к частым спорам и распрям. Местничество само по себе делало бояр неспособными к общему делу, к дружной деятельности в каком-либо направлении. Вот лишь один пример: во время Смутного времени московская боярская верхушка фактически предала Русь, е если бы не помощь из Нижнего Новгорода, то не было бы спасения. Конечно по этому вопросу спорят уже давно, но очевидны два момента: во-первых то, что царям было это невыгодно, так как не позволяло им контролировать власть в полной мере, но в то же время во-вторых это позволяло им ослаблять и разобщать аристократию. Истина, вероятно, где -то посередине. Даже спустя годы после отмены местничества не прекращались столкновения на почве родовой чести. С проявлением этого зла приходилось бороться и Петру I, который был вынужден часто напоминать об «отставке тех прежде бывших мест и разрядных споров отеческих», и он угрожал ослушникам истязаниями и казнями «по настоящему суду».

Рычаги управления и регулирования в государстве сегодня

Конечно, ни одно государство не будет отказываться от рычагов управления и регулирования, так как важнее всего их умелое использование.

В настоящее время для управления государством характерны следующие способы:

  1. общенормативное регулирование в отличие от индивидуально-распорядительного и регулирования прошлых лет. Управление на основе законодательства, приходит на смену командному и оперативному воздействию;
  2. использование методов официального признания хозяйствующих и иных субъектов;
  3. введение лицензирования субъектов и их деятельности;
  4. установление порядка осуществления видов хозяйственной деятельности;
  5. налогообложение;
  6. введение стандартизации продукции, работ и услуг;
  7. поддержка и стимулирование предпринимательства;
  8. проведение надзорных функций.

В административном, финансовом законодательстве должны быть закреплены правовые режимы осуществления этих и подобных им функций.

Для примера основных методов государственного управления и применения их на практике можно использовать Положение о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации. В этом положении указано, что Минсельхоз является центральным органом государственного управления сельским хозяйством государства и подчинено непосредственно Правительству.

В целях проведения единой государственной аграрной политики, направленной на обеспечение населения продуктами питания, а промышленности – сырьем, увеличение экспортных возможностей аграрного сектора в условиях развивающихся рыночных отношений Министерство:

  • обеспечивает разработку приоритетных государственных (национальных) программ развития отраслей сельского хозяйства и участие в их реализации;
  • подготовку проектов, законодательных актов и нормативных документов по аграрным вопросам;
  • содействие разгосударствлению и приватизации, а также демонополизации в агропромышленном комплексе (АПК);
  • развитие разнообразных форм хозяйствования и пр. управление сегодня связано с работой профессионального персонала.

Перспективы улучшения государственного контроля

Соответственно важным и актуальным является регулирование государственной службы и борьба с коррупцией и бюрократией. Такое управление является целенаправленным воздействием, и рассчитано на получение результатов. Для того чтобы иметь управлению контроль, важна такая ориентация. Данное назначение является гарантией целостностной мощи страны. Наше государство в настоящее время переживает момент, когда разрабатывается новое направление развития, но усилия и действия по его реализации крайне неэффективны. Набирающие силу сепаратизм и местничество с одной стороны, потом дурные традиции “командовать сверху” – с другой, всё это усугубляют эти тенденции. Следствие таких проявлений – неизбежное ослабевание государственности. Вот почему контроль, является мощным средством в преодолении указанных выше кризисных явлений и соответственно способствует укреплению государства. Важно отметить, что государственный контроль нельзя назвать атрибутом лишь одного политического режима. Контроль всегда присущ любому государству, которое стремится обеспечить реализацию политики, законодательства, защиту интересов государства.

Контроль в нашей стране рассматривается как одна из основных функций государства.

во-первых, выступать как постоянно осуществляемая государственная деятельность не одного а всей системы органов государства;

во-вторых, появляется возможность создать достаточно стройную, динамичную, неутяжеленную систему государственного контроля, которая охватит все его виды;

в-третьих, важно придавать контролю демократический гласный характер, позволить участвовать в нём общественности;

в-четвертых, государственный контроль не должен быть самодовлеющим институтом, а является инструментом эффективного решения государственных, экономических, социальных задач;

в-пятых, добиватся высоких показателей качества контроля можно при помощи правового контроля, основанного на законодательстве, которое исключает произвольные действия, жесткость и ничем не ограниченное усмотрение.

Есть ли местничество сегодня?

Обсуждая перспективы улучшения государственного контроля, можно сделать логический вывод, что государственный контроль будет эффективным только тогда, когда в его системе начнут трудиться высококвалифицированные специалисты и его защитят мощной правовой основой. К тому же, вышеупомянутые формы и методы государственного управления станут более совершенными, если будут основываться на глубоком и систематическом изучении ситуации. По этой причине отметим, что сегодняшнее государственное управление имеет потребность не только в совершенных методах контроля, но и в улучшении деятельности по использованию полной и достоверной статистической и тематической информации .

Конечно, в силу современной демократизации общества, о проблемах российской экономики говорят открыто. В целом отмечают и непрозрачность, и местничество, и неэффективность судебной системы, но, увы, пока это только лишь разговоры.

Мы коротко рассмотрели местничество и его историю возникновения, суть, а также достоинства и недостатки.

Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Ссылка на основную публикацию