Возникновение ислама, Арабский халифат и его распад: причины, способствовавшие объединению племён

Возникновение ислама

История возникновения ислама

Местом возникновения ислама является западная часть аравийского полуострова, а датой принято считать 7 век нашей эры. Издревле эту местность населяли кочевые племена арабов. Именно здесь и появился пророк Мухаммед, жизнь которого и по сей день остается загадочной и обросшая множеством легенд.

Считается, что Мухаммед родился в городе Мекка и в молодые годы был пастухом. В 610 году в возрасте 40 лет он объявил себя пророком и начал проповеди в родном городе. Так произошло возникновение ислама – новой монотеистической религии. Мухаммед призывал верить в единого бога – Аллаха, призывая все родственные народы принять эту веру. Но власть восприняла его враждебно и тогда пророк со своими учениками бежал из Мекки в Медину, где создал мусульманскую общину и в течении 8 лет вел борьбу против Мекки.

К 630 году Мекка была захвачена и объявлена центром ислама, который получил распространение по всему Аравийскому полуострову.

После смерти Мухаммеда на территории Аравийского полуострова образовалось молодое теократическое государство, где в руках правителя была сосредоточена светская и духовная власть – Арабский халифат. Первым правителем новой страны был халиф Абу Бакр.

Причины популярности и историческое значение ислама

Главной священной книгой для всех мусульман является Коран. В нем описаны правила жизни каждого правоверного мусульманина, за строгое соблюдение которых он будет награжден пребыванием в раю. Если же мусульманин ослушается их или не верит в Аллаха, то его ждут адские муки. Раю и Аду в Коране уделено много страниц, на которых описывается удовлетворение всех человеческих потребностей в загробной жизни. Коран призывает распространять ислам на как можно большую территорию, что впоследствии подтверждалось эпохой арабских завоеваний.

Прелесть ислама заключалась в том, что к верующему не предъявлялись серьезные требования в работе над собой, а включало в себя лишь простые обряды и соблюдение правил.

Распространение ислама

Пик могущества Арабского Халифата, целью которого было распространить ислам по всей земле, пришелся с 632 по 655 годы. За это время арабы подчинили и обратили в ислам жителей следующих территорий: Аравийского полуострова, Ближнего Востока, Средней Азии, Малой Азии, Кавказа, Египта, Северной Африки, Крита и Кипра.

Рис. 2. Арабский халифат в 632 году.

В 661 году к власти в Арабский халифат пришла династия Омейядов. Столица была перенесена в Дамаск, но завоевательные походы продолжены. Сначала мусульмане захватили часть Сицилии, а затем вторглись и покорили Испанию и собирались двинуться дальше на север. Лишь в битве при Пуатье в 732 году французам под командованием Карла Мартелла удалось остановить продвижение арабов в Европу.

В 750 году династия Омейядов прервалась и к власти пришли Аббасиды. Произошел распад огромной державы на два независимых халифата – Кордовский (располагавшийся в Европе) и Аббасидский (унаследовавший остальные территории).

Рис. 3. Государство Омейядов.

Что мы узнали?

Говоря кратко о времени распространения ислама, то оно произошло очень удачно. В Европе молодые государства еще только проходили путь становления, а окружающие арабов земли не могли противостоять организованной и крупной армии, собравшейся под зеленым знаменем пророка. Именно поэтому ислам так быстро распространился на огромные территории и получил большое число верующих за счет принятия новой веры покоренных народов.

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад

Глава III. Арабы в VI-XI веках

1. Природа и занятия населения Аравии.

Арабы издавна жили на обширном Аравийском полуострове в Юго-Западной Азии. Большую

его часть занимают сухие степи и безводные пустыни.

Для земледелия были пригодны лишь небольшие оазисы на юге и западе Аравии. Там жили оседлые арабы. Из колодцев и ручьев они брали воду, возделывали сады, рощи финиковых пальм и виноградники, выращивали хлебные злаки, сахарный тростник, хлопчатник.

Кочевые арабы – бедуины (что значит «степняки») передвигались со своими стадами по степям, покрытым жесткой травой и колючим кустарником. Они разводили верблюдов, овец и лошадей. Верблюд был неразлучным спутником бедуина. Бедуин питался его молоком и мясом, одевался в ткани из верблюжьей шерсти, укрывался от палящего зноя и холодного зимнего ветра в палатке из верблюжьего войлока. Из кожи верблюда делали обувь, седла, сбрую. При переходе на новые места верблюд перевозил бедуина с семьей и его имущество.

Вдоль берега Красного моря пролегал старинный торговый путь из Византии в Африку и Индию. В оазисах на этом пути возникали торговые поселения и города с базарами, постоялыми дворами (караван-сараями) и святилищами местных божеств. Самым крупным из них был город Мекка. Состоятельные горожане жили здесь в больших каменных домах. Дважды в году – летом и зимой – они снаряжали караваны в соседние страны.

Каждую весну четыре месяца в Мекке длились ярмарки (ежегодные или сезонные торги). Кочевники пригоняли сюда скот и обменивали его на хлеб, ткани, оружие, посуду. Во время ярмарок в Мекке и ее окрестностях объявляли общий мир: запрещались ссоры, вооруженные стычки, нападения на караваны. Такого же закона придерживались во время ярмарок и в Западной Европе.

В Мекке было расположено древнее святилище – храм Кааба (что значит «куб»), служивший святым местом для всех арабов. Знать Мекки руководила религиозными обрядами, снабжением прибывших паломников пищей и одеждой.

2. Племена бедуинов. Бедуины делились на множество племен и родов. Из-за пастбищ часто происходили стычки между племенами. Ожесточенные схватки вызывал и уже известный нам по Западной Европе обычай кровной мести: за убийство или оскорбление родича мстил весь род и даже племя. Войны между племенами длились иногда десятилетиями. Каждое племя поклонялось своим божествам, а это еще более усиливало рознь среди арабов.

Во главе племен стояли вожди. Они руководили воинами во время набегов, выбирали места для кочевий, разбирали споры между членами племени. Обычно вождя выбирали из богатого рода, чтобы он при нужде мог кормить бедняков и выкупать пленников.

Объединение враждовавших между собой арабских племен было ускорено борьбой с внешними врагами. В конце VI века Иран захватил южную часть Аравии, а позднее Византия укрепилась на севере полуострова. Арабская торговля была нарушена.

3. Мухаммед – основатель ислама. Объединению арабских племен способствовала новая религия – ислам. Основатель ислама – житель Мекки Мухаммед (в Европе его называли Магомет) шести лет остался сиротой; о нем заботились бедные родственники, а он пас их коз и овец. Его посещали видения – он говорил, что слышит голос Бога. Примерно в 610 году Мухаммед выступил с проповедью новой религии. Он утверждал, что нет других богов, кроме всемогущего единого Бога – Аллаха, а себя называл «посланником Бога» – его Пророком. Мухаммед призывал арабов прекратить вражду и объединиться, приняв одну веру.

В проповедях Мухаммед обличал «несправедливо наживающих богатство», призывал богачей помогать бедным и сиротам, выкупать на волю и освобождать рабов. Его сторонники видели в нем посланника небес. Все, кто принимал новую религию, называли себя, мусульманами, то есть «покорными Богу».

Влиятельная мекканская знать отнеслась враждебно к проповеди Мухаммеда. Опасаясь за свою жизнь, в 622 году Мухаммед со сторонниками переселился в соседний оазис, позднее названный в его честь Медина – «город Пророка». Год переселения – хиджра – стал начальной датой мусульманского летосчисления.

В Медину со всех сторон сходились последователи Мухаммеда. В борьбе с Меккой они постепенно брали верх. В 630 году знать подписала с Мухаммедом соглашение и открыла перед ним ворота Мекки. Большинство арабских племен приняли ислам и признали власть Мухаммеда. Сопротивление непокорных было подавлено посланными против них отрядами. Мекка, как и Медина, превратилась в священный город всех мусульман, а Кааба – в главное их святилище.

Мухаммед стал главой Арабского государства и мусульманской церкви. Ко времени его смерти под властью мусульман оказалась большая часть Аравии.

4. «Аллах видит то, что вы делаете». Мухаммед высказывал свои мысли как «откровения», переданные ему Богом. Его речи записывали ученики на пальмовых листьях и камнях, заучивали наизусть. После смерти Мухаммеда эти записи были переработаны и составили священную книгу мусульман Коран (в переводе значит «чтение»).

Текст Корана состоит из коротких фраз, которые похожи на заклинания. Их легко запомнить. Коран состоит из 114 глав, называемых суры.

В Коране (как и в Ветхом Завете Библии) сказано, что Аллах сотворил мир за 6 дней. После всех живых существ Аллах на шестой день сотворил из глины первого человека – Адама и из его ребра – Еву. А седьмой день – у мусульман это пятница – стал днем отдыха.

Коран учит, что Аллах – всемогущий и всеведущий, он предопределяет судьбу и поведение каждого человека: «Не постигнет нас ничто, кроме того, что начертал нам Аллах»; «Аллах видит то, что вы делаете». Коран требует полного подчинения его воле. Покорные воле Аллаха после смерти попадают в рай, а грешники – в ад, где горят в негасимом огне.

В Коране говорится, что неравенство среди людей установлено Богом. Мусульманин не должен нарушать установленный Богом порядок: «Не засматривайся очами своими на те богатства, какими Мы наделяем некоторые семьи».

5. Мораль и право. Считалось, что все законы и правила поведения мусульман изложены Мухаммедом и его ближайшими сподвижниками. Поэтому государство не должно издавать новые законы, а лишь исполнять волю Аллаха, переданную Мухаммедом и записанную в Коране. На основе Корана юристы разработали правила поведения – шариат («правильный путь»). Судили мусульман знатоки Корана, духовные судьи – кади.

Мусульманская мораль, как и христианская, предписывает верующему: не убивай, не кради, не лги, люби ближнего, уважай родителей. Мусульманин должен быть скромным и терпеливым, мужественно сносить жизненные трудности и невзгоды, платить долги. Коран запрещает ростовщичество, но поощряет занятие торговлей. Мусульманам запрещается пить вино, играть в азартные игры, так как то и другое мешает ежедневной молитве.

Коран закрепил господство мужчины в семье и обычай многоженства, разрешая мусульманину иметь 4 жены (но не больше), если он может их содержать. Жена не приносит приданого. Напротив: родственники выдавали женщин, даже малолетних, замуж за плату – калым, фактически продавали их, отдавали под полную власть мужа.

Ислам имел огромное влияние на культуру, обычаи и нравы, право и мораль не только арабов, но и жителей завоеванных ими стран, в частности Испании.

6. Завоевания арабов. После смерти Мухаммеда Арабским государством управляли халифы («заместители» Пророка). Первые четыре халифа были его ближайшими родственниками и учениками.

При первых халифах многочисленные отряды арабов вышли за пределы Аравийского полуострова. Главную силу их войска составляла стремительная, легкая конница. Арабы лавиной обрушились на Византию и Иран. Эти страны были истощены длительной войной друг с другом и не оказали арабам сильного сопротивления. Многие города сдавались завоевателям без боя, с условием, что жителям сохранят жизнь и имущество. Местные жители говорили: «Бог мести послал арабов, чтобы освободить нас от жестокости ромеев». В короткий срок арабы захватили богатейшие византийские провинции – Сирию, Палестину и Египет, завоевали огромное Иранское царство.

В начале VIII века арабы возобновили наступление. В Северной Африке они подчинили себе племена берберов и вынудили их принять ислам. Постепенно все африканское побережье Средиземного моря стало арабо-мусульманским. В 711 году арабы переправились через Гибралтарский пролив на Пиренейский полуостров. Королевство вестготов, ослабленное борьбой знати за престол, было за несколько лет почти полностью завоевано арабами. Только жители северной, горной части Испании и части Португалии не были покорены. Затем арабская конница перешла через Пиренеи и напала на королевство франков, но, как вы знаете, там арабы были отброшены на юг.

На востоке завоеватели встретили сопротивление народов Кавказа и Средней Азии. Лишь направив большие армии и пользуясь раздорами между племенами, арабы покорили Северный Кавказ, но их власть была здесь непрочной. В борьбе за Среднюю Азию арабы столкнулись с Китаем, и в 751 году нанесли китайскому войску поражение. Подчинив Восточный Иран и Афганистан, арабы проникли в Северо-Западную Индию.

Так в течение VII и первой половины VIII века образовалось огромное государство арабов – Арабский халифат со столицей в Дамаске. Владения халифата раскинулись от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая.

7. Правление Аббасидов. В 750 году власть в халифате перешла к династии Аббасидов.

Во время их правления арабы проникли на такие важные территории, как острова Сицилия, Кипр, Крит и часть юга Италии.

Вся земля в халифате считалась собственностью халифа. Своих родственников и приближенных он назначал наместниками провинций. Наместники – эмиры – за счет налогов с населения содержали чиновников и войско, руководили завоевательными походами. Крестьяне в завоеванных областях были обложены высокими налогами.

Сначала принявшие ислам освобождались от подушного налога, что подталкивало многих жителей завоеванных стран к переходу в новую веру. Затем эта льгота была отменена.

Мусульмане составили большинство населения Сирии, Египта и значительной части Африки, Ирана, Ирака, Афганистана, части Индостана и Индонезии. Позже ислам утвердился в Средней Азии, у ряда народов Северного и Восточного Кавказа и Поволжья.

Вскоре после прихода к власти Аббасидов халиф основал на месте небольшого селения на реке Тигр новую столицу – Багдад. Место для столицы было выбрано удачно: в плодородной, густо заселенной долине Междуречья пересекались торговые пути из Аравии, Сирии, Закавказья, Ирана. Государство арабов при Аббасидах называли Багдадский халифат.

8. Халиф Харун ар-Рашид. Временем расцвета Багдадского халифата считаются годы правления Харуна ар-Рашида (768-809). Современник Карла Великого, он был героем сборника сказок «Тысяча и одна ночь». В них Харун предстает справедливым государем. Чтобы узнать нужды подданных, он, переодетый, ходит ночами по Багдаду в сопровождении ве-зйра (советника) и телохранителя.

На самом деле Харун ар-Рашид был коварным и жестоким деспотом. Подданные его ненавидели, он боялся жить в Багдаде и поселился в крепости за городом. В столицу халиф наведывался, чтобы наказаниями добиться от жителей уплаты недоимок по налогам. Завидуя богатству и влиянию своего визира из знатного иранского рода, он приказал его казнить, а богатства, дворцы и имения забрал в казну. Харун пытался еще более расширить владения халифата. Он воевал с Византией и опустошил ее владения в Малой Азии, но серьезных успехов в этой войне не добился.

9. Распад халифата. Все немусульмане в халифате были обложены высокими налогами и должны были содержать за свой счет армию. Жители завоеванных стран не имели права носить оружие, должны были отличаться от арабов одеждой, ездить верхом только на мулах. Им не разрешалось выступать в суде свидетелями против мусульман.

В VIII-IX веках по халифату прокатилась волна народных восстаний против владычества арабов, что подтачивало силы халифата.

Чтобы успешно подавлять народные восстания, один из халифов приказал набрать войско среди пленных тюрок – жителей Средней Азии. Из них была создана преданная халифу гвардия. Но позднее начальники гвардии приобрели такую власть, что по своей воле возводили на престол и свергали халифов.

Читайте также:  Пржевальский: открытия в центральной Азии и Уссурийском крае, история экспедиций

Наместники-эмиры стали передавать по наследству свои должности вместе с полученными в управление провинциями. Опираясь на собственные военные силы, они отказывались повиноваться халифу и становились независимыми правителями.

В середине VIII века один из противников халифа захватил власть в Кордове. Образовалось самостоятельное арабское государство в Испании – Кордовский эмират (с X века – Кордовский халифат).

В IX веке от Багдадского халифата отделились Египет и другие провинции в Северной Африке, Средняя Азия, Иран, Афганистан. Под властью багдадского халифа осталась лишь Месопотамия. Но и ее подчинила правившая в Иране династия.

К середине XI века большая часть арабских владений на Ближнем Востоке была завоевана турками-сельджуками, пришедшими из Средней Азии. В 1055 году они захватили Багдад. Правитель турок-сельджуков был коронован халифом и получил от него титул султана.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Конспект урока истории. 6 класс. Тема: Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Тема: Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

Тип урока: изучение нового материала с использованием интерактивных методов.

Цели и задачи:

Охарактеризовать социально-политическое положение Аравии в VI-VII вв.;

определить основные вехи становления ислама;

рассмотреть ислам как одну из мировых религий;

подвести к пониманию возникновения и причины распада Арабского халифата.

– дать представление о возникновении, ценностях и особенностях исламской цивилизации;

– выяснить роль ислама в объединении арабских племён, познакомиться с характерными чертами феодального строя на Ближнем Востоке.

– продолжить формирование умения работать с картой

– познакомиться с новыми понятиями

Оборудование: карточки с заданиями, компьютер, презентация, проектор.

Ключевые понятия: бедуины, Ислам, мечеть, халиф, эмир, мусульмане.

Скачать:

ВложениеРазмер
28_09_6_klass_vozniknovenie_islama_arabskiy_halifat_i_ego_raspad.docx29.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад .

Тип урока : изучение нового материала с использованием интерактивных методов.

Охарактеризовать социально-политическое положение Аравии в VI-VII вв.;

определить основные вехи становления ислама;

рассмотреть ислам как одну из мировых религий;

подвести к пониманию возникновения и причины распада Арабского халифата.

– дать представление о возникновении, ценностях и особенностях исламской цивилизации;

– выяснить роль ислама в объединении арабских племён, познакомиться с характерными чертами феодального строя на Ближнем Востоке.

– продолжить формирование умения работать с картой

– познакомиться с новыми понятиями

Оборудование: карточки с заданиями, компьютер, презентация, проектор.

Ключевые понятия: бедуины, Ислам, мечеть, халиф, эмир, мусульмане.

Организационное начало урока.

Проведем небольшую разминку по ранее изученным датам и определениям. Диктант

500- возникновение государства франков

630- образование арабского государства,

800- провозглашение карла великого императором

843- верденский договор о разделе империи Карла Великого?

962- образование священной римской империи

Духовенство – служители церкви.

Майордомы – управляющие королевским домом во Франкском королевстве.

Папа Римский – Глава христианской церкви.

Феод – наследственно земельное владение, пожалованное сеньором вассалу при условии несения за него службы.

В настоящее время существует более двух десятков арабских государств, которые занимают территорию Передней Азии и Северной Африки от Двуречья до Гибралтарского пролива. В VII-VIII вв на этой огромной территории существовало могущественное государство – Арабский халифат. Сегодня нам предстоит узнать о возникновении Ислама, как образовалось государство Арабский халифат, и проследить его судьбу.

Арабы издавна жили на Аравийском полуострове, который омывался Красным и Аравийским морями, а также водами Персидского залива. Климат в Аравии сухой и жаркий. На большей территории полуострова существуют степи и пустыни, земли пригодной для земледелия, существует немного. Поэтому заниматься выращиванием фруктовых садов и финиковых пальм, виноградников, хлопчатника, сахарного тростника можно было только в оазисах. Кочевые арабы занимались разведением верблюдов, овец, лошадей. Особую роль в их жизни играл верблюд. Он давал бедуинам мясо, молоко, шерсть, кожу из которой делали обувь. Важное значение для арабов имел город Мекка, т. к. здесь проходили ярмарки, где шла бурная торговля. В центре города находилась Кааба – черный камень в Мекке, посланный Аллахом. Арабы по большей части были язычниками. Однако, постепенно среди арабов распространилось и единобожие.

Беседа с учащимися:

Текст учебника прочитать (стр……) факт разложения родового строя у арабов.

– Какие изменения начинают происходить в жизни кочевников бедуинов? (выделяется племенная знать, владевшая пастбищами, большими стадами и рабами-пленными; появляется очень много бедняков)

– Постепенно среди арабов возникает стремление к объединению. Этому способствовали следующие причины:

1. Прекращение вражды племён между собой.

2. Борьба с внешними врагами.

3. Упадок торговли.

4. Знать желала объединить племена с целью укрепления власти над бедняками.

5. Знать стремилась объединить племена с целью захвата и завоевания соседних стран.

Дальнейшая история арабов связана с именем Мухаммеда.

Запись в тетради: 570-632 гг.- годы жизни Мухаммеда.

Мухаммед родился около 570 года в знатной купеческой семье. В 6 лет он осиротел. Воспитывался сначала своим дедушкой, затем дядей. Смолоду Мухаммед отличался исключительным благочестием и набожностью, веруя в Единого Бога. Сначала Он пас стада, а затем стал участвовать в торговых делах Своего дяди. Он становился известным, люди Его любили и в знак уважения за набожность, честность, справедливость и рассудительность одарили почетным прозвищем аль-Амин (в переводе – Заслуживающий доверие). Позднее Мухаммед торговые дела состоятельной вдовы по имени Хадиджа, предложившей, некоторое время спустя, Мухаммеду вступить с ней в брак. Несмотря на разницу в возрасте, они жили счастливой супружеской жизнью. Он любил уединяться для молитв и размышлений. Мухаммед удалялся в горы, окружавшие Мекку, и надолго уединялся там. В одно из таких посещений, пришедшееся на 610 г. с Мухаммедом, которому было тогда около 40 лет, случилось нечто такое, что полностью изменило всю его жизнь. В нахлынувшем внезапно ведении перед ним предстал ангел Джабраил и указав на явившиеся извне слова, велел Ему произнести их. Мухаммед воспротивился, заявив, что неграмотен и не сможет их прочитать, но ангел продолжал настаивать и Пророку вдруг открылся смысл этих слов. Ему было велено выучить их и в точности передать остальным людям. Он вступил с проповедью, что нет других богов, кроме всемогущего Аллаха, а себя называл “посланником Бога” – его Пророком. Мухаммед призывал арабов прекратить вражду и объединиться, приняв одну веру. Себя Он называл третьим Пророком.

– Как вы думаете, после кого? (Мусса, Иса)

Жители Мекки враждебно отнеслись к проповеди Мухаммеда. В 622 г. Пророк вместе со своими сторонниками бежал в соседний город Ясриб. Это событие получило название хиджра, с которого и начинается мусульманское летоисчесление.

Запись в тетради: 622 г.- год хиджры.

Жители Ясриба приняли учение Мухаммеда. Ясриб был переименован в Город Пророка – Медина. В Медине был построен первый дом для молитв поклонников учения Мухаммеда – мечеть. В 630 г. Мухаммед покорил Мекку, а к моменту его смерти в 632 г. большинство арабов приняло новую религию и новую власть.

– Какие мировые религии вы знаете? (Христианство, Ислам, Буддизм).

Объединению арабских племен способствовала новая религия – Ислам. Переводится с арабского “предание себя Богу”. Основы вероучения записаны в Священной книге Коран (в переводе значит “чтение”). Коран состоит из 114 глав, называемых суры. Это свод откровений, полученных Мухаммедом от Бога. Впоследствии, уже после смерти пророка, они по памяти были записаны учениками Мухаммеда. Помимо Корана. Большинство мусульман почитает Сунну – собрание рассказов о жизни Мухаммеда и его изречения. Основное положение Ислама: “Нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед (с.а.с.) – пророк Его”. Согласно положениям Ислама, у мусульманина пять основных обязанностей:

Запись в тетради:

– Свидетельство веры в одного Аллаха и никого, кроме него.

– Намаз (пять раз в день)

– Пост в месяц Рамадан

– Паломничество в Священный город Мекку (хадж)

Существовали и частные ограничения: например, запрет есть свинину и пить вино; женщинам раскрывать свое лицо и фигуру перед посторонним. На основе Корана возникли и юридические нормы, получившие название “шариат” (в переводе “правильный путь”).

Запись в тетради:

Шариат – совокупность религиозных и юридических норм, основанных на Коране, мусульманское право.

Перед арабами после смерти Мухаммеда встала задача распространение “истинной веры” среди неверных. За сравнительно короткий период в VII в. были покорены Сирия, Палестина, Египет, завоевали огромное Иранское царство.

– Кому прежде принадлежали эти территории? (Византии)

В начале VIII в. арабы возобновили наступление. В Северной Африке они подчинили племена берберов и вынудили их принять Ислам. Постепенно все африканское побережье Средиземного моря стало арабо-мусульманским.

В 711-714 гг. – арабы покорили Испанию. На востоке завоеватели встретили сопротивление народов Кавказа и Средней Азии. Лишь направив большие армии и пользуясь раздорами между племенами, арабы покорили Северный Кавказ, но их власть была здесь непрочной. В борьбе за Среднюю Азию арабы столкнулись с Китаем, и в 751 году нанесли китайскому войску поражение. Подчинив Восточный Иран и Афганистан, арабы проникли в Северо-Западную Индию.

Так в течении VII и первой половины VIII века образовалось огромное государство арабов – Арабский халифат со столицей в Дамаске. Владения халифата раскинулось от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая. Ислам имел огромное влияние на культуру, обычаи и нравы, право и мораль не только арабов, но и жителей завоеванных ими стран.

Арабский халифат и его распад

Запись в тетради: 632 г. – год основания; 1258 г. – год распада.

После смерти Мухаммеда во главе исламского государства встали его родственники и сподвижники. Государство непосредственно возглавлял халиф – “заместитель пророка”. Первые четыре халифа были его ближайшими родственниками и учениками. Само же государство получило название Халифата .

При первых халифах многочисленные отряды арабов вышли за пределы Аравийского полуострова. Главную силу их войска составляла стремительная, легкая конница.

Серьезный внутренний кризис затронул систему власти в Арабском халифате в период правления Али, двоюродного брата и зятя Мухаммеда. После его смерти к власти приходят представители старой арабской аристократии – род Омейя. В 661-750 гг. установился Халифат Омейядов со столицей в Дамаске.

Запись в тетради: 661-750гг. – Халифат Омейядов.

С этого момента среди мусульман возникает деление на шиитов суннитов. Сунниты получили свое название от священного текста Сунна. Сунниты считали, что имамом – верховным главой всех мусульман – должен быть халиф, светский глава государства. Шииты отрицали сам титул халифа и настаивали на том, что имамом мог быть лишь потомок Али. Эта борьба заметно подрывала силы Арабского халифата.

В 750 г. к власти пришла династия Аббасидов – потомки дяди Мухаммеда Аббаса. Столицей нового Халифата стал Багдад.

Запись в тетради: 750 год – воцарение династии Аббасидов.

Во время их правления арабы проникли на такие важные территории, как острова Сицилия, Кипр, Крит и часть юга Италии. Вся земля в халифате считалась собственностью халифа. Своих родственников и приближенных он назначал наместниками провинций. Наместники – эмиры – за счет налогов с населения содержали чиновников и войско, руководили завоевательными походами. Крестьяне в завоеванных областях были обложены высокими налогами. Временем расцвета Багдадского халифата считаются годы правления Харуна ар-Рашида (768-809).Он был героем сборника сказок “Тысяча и одна ночь”. В них Харун предстает справедливым государем. На самом деле он был коварным и жестоким деспотом. Подданные его ненавидели, он боялся жить в Багдаде и поселился в крепости за городом.

Все немусульмане в халифате были обложены высокими налогами и должны были содержать за свой счет армию. Жители завоеванных стран не имели права носить оружие, должны были отличаться от арабов одеждой. Им не разрешалось выступать в суде свидетелями против мусульман. В VIII-IX веках по халифату прокатилась волна народных восстаний против владычества арабов, что подтачивала силы халифата. Чтобы успешно подавлять народное восстание, один из халифов приказал набрать войско среди пленных тюрок – жителей Средней Азии. Из них была создана преданная халифу гвардия. Но позднее начальники гвардии приобрели такую власть, что по своей воле возводили на престол и свергали халифов.

Наместники-эмиры стали передавать по наследству свои должности вместе с полученными в управление провинциями. Опираясь на собственные военные силы, они отказывались повиноваться халифу и становились независимыми правителями.

В середине VIII века один из противников халифа захватил власть в Кордове. Образовалось самостоятельное арабское государство в Испании – Кордовский эмират (с X века – Кордовский халифат).

В IX веке от Багдадского халифата отделились Египет и другие провинции в Северной Африке, Средняя Азия, Иран, Афганистан. Под властью багдадского халифата осталась лишь Месопотамия. Но и ее подчинила правившая в Иране династия.

К середине XI века большая часть арабских владений на Ближнем Востоке была завоевана турками-сельджуками, пришедшими из Средней Азии. В 1055 году они захватили Багдад. В XIII в. монголы изгнали Аббасидов из Багдада. Арабский халифат прекратил свое существование.

Сегодня Ислам исповедует около 1,5 млрд. человек во всем мире. Пророк Мухаммед остается самым почитаемым пророком. Ислам не наделяет его сверхъестественными чертами. В Коране неоднократно подчеркивается, что посланник Бога – такой же человек, как и все. В отличие от предыдущих пророков он почти не творил чудес. Однако для каждого мусульманина Пророк Мухаммед – совершенный человек, и жизнь Его – наилучший пример для подражания.

Возникновение ислама и Арабского халифата

Ислам (мусульманство) – одна из трех мировых религий – возник в VI-VII в. н. э. на Аравийском полуострове. В первые века нашей эры население Аравии составляли, в основном, кочевники-бедуины, называвшие себя арабами (в переводе – «лихой наездник»). Воинственные арабы тогда не знали государственной организации и жили племенным строем. Их главным занятием была торговля, а также грабежи караванов, передвигавшихся вдоль берега Красного моря – из Индии в страны Средиземноморья. В доисламской Аравии почти не было городов, исключение составляли лишь богатые торговые города Мекка и Ясриб, где сложился племенной союз курейш. Первобытнообщинному строю арабов и их племенной раздробленности соответствовало многобожие. Арабы поклонялись многим божествам и духам, а также силам природы, небесным светилам, деревьям, большим камням (бетилам), почитали умерших предков.

К VI в. в среде арабов усилился процесс разложения патриархальных общественных отношений и социального расслоения. В основе его лежали как внутренние объективные причины – формирование классового общества и зарождение государства, так и внешние – опасность со стороны сильных соседей, прежде всего Византии и Ирана. В результате среди разрозненных арабских племен возникли тенденции к объединению и складыванию племенных союзов. Одновременно происходила и централизация религиозных культов. Постепенно из множества племенных богов выделяется один общеарабский бог – Аллах и формируется единый религиозный центр – храм Кааба в Мекке. Так в Аравии возник ислам. Он был новой идеологией, отразившей существенные изменения в арабском обществе, а также играл роль организационного обеспечения потребностей караванной торговли. Провозвестником новой веры стал мекканский купец из рода курейш Мухаммед (Магомет, около 570-632), которого арабы считают пророком и посланником Аллаха. Согласно преданию, когда Мухаммеду было около 40 лет, ему явился Аллах и заставил его повторять слова священной книги. Впоследствии истины, полученные пророком от Бога, составили Коран – величайший памятник арабо-мусульманской культуры.

Ислам – это религия, выросшая из таких традиционных монотеистических религий как иудаизм и христианство. Между исламом и двумя последними религиями имеется много сходных черт. С точки зрения мусульман иудеи и христиане не считаются язычниками. В частности, ислам признает, что Бог неоднократно посылал на землю пророков, о которых рассказано в Библии – Авраама (Ибрахим), Моисея (Муса), Иисуса (Иса) и др. Однако только Мухаммед – последний пророк, явившийся для того, чтобы исправить ошибки своих предшественников и людей, исказивших смысл Откровения, т.е. истинное знание о Боге.

Один из важнейших отличительных признаков ислама – строгий монотеизм. В этом отношении ислам радикально противопоставил себя христианству с его учениями о троичности божества и боговоплощении. В исламе Аллах – единый и единственный бог, имеющий абсолютную и безусловную ценность. Весь окружающий мир обязан своим существованием воле Аллаха, которая бесконечно превосходит по своей мощи человеческую, поэтому от человека требуется только безусловная покорность. В отличие от христианства ислам запрещает изображать Бога, а также всех живых существ. Характерной чертой исламского менталитета является фатализм – вера в божественное предопределение.

В основе ислама лежат «пять столпов веры». Мусульманин должен верить в единственность Аллаха и в то, что Мухаммед является его пророком и посланником. Все мусульмане должны молиться пять раз в день (намаз), соблюдать ежегодный пост (ураза), совершить хотя бы один раз в жизни паломничество в Мекку (хадж), и, наконец, уплачивать особенный налог в пользу бедных и мусульманской общины. Ислам признает существование ангелов и злых духов (джиннов), рая и ада, воскрешение мертвых, Страшный Суд и пр. Достаточно простые догматы и положения ислама были быстро и безболезненно восприняты всем населением Аравии.

Важнейшей особенностью исламского менталитета является неразделенность религиозного и светского, сакрального и земного. Ислам выступает одновременно и как религия, и как закон, и как образ жизни, т.е. как принципы, организующие и определяющие социальные структуры, и мораль исламского общества. На Коране присягают и дают клятвы, на его положениях основывается законодательство исламских государств. Изучение Корана является обязательной дисциплиной в мусульманских учебных заведениях. Жизнь и быт каждого мусульманина, их образ мыслей, взаимоотношения с другими членами мусульманской общины строго регламентируются Кораном, Сунной пророка и шариатом.

Характерной чертой исламского менталитета является джихад – борьба за чистоту и распространение ислама, и расширение контролируемых территорий.

Особенностью ислама является также и то, что он содержит конкретные указания, касающиеся принципов и механизмов государственного управления. Согласно исламской доктрине власть и законы происходят от Аллаха, поэтому не следует противопоставлять светскую и религиозную власть. Все мусульмане считаются равными перед Аллахом и, следовательно, перед светскими законами, но т.к. законодательная власть принадлежит Корану, то государственная власть оказывается одновременно и гражданской и религиозной. Такую форму власти представлял халифат, который в средние века был концепцией исламской государственности.

В отличие от основателей других религий, в исламе Мухаммед выступает не только как проповедник и пророк, но и как военачальник и правитель. После бегства Мухаммеда из Мекки в 632 году (этот год считается первым годом мусульманского летоисчисления), он переселяется в Ясриб (переименованный в Медину – город пророка). Оттуда Мухаммед со своими подвижниками отправился на «ратные подвиги» – он отвоевал Мекку, ставшую культовым центром ислама, и захватил большую часть Аравии. Завоевания Мухаммеда положили начало исламскому государству. В Медине была построена первая мечеть и сформированы основные положения исламского вероучения и культа.

Халифы («заместители», «преемники» пророка), к которым перешла власть после смерти Мухаммеда, были и светскими и духовными правителями, а государство, которое они создали, получило название Арабский халифат.

Уже при первом халифе – Абу Бекре – началась активная завоевательная политика – выход ислама за пределы Аравии. Первыми объектами арабской экспансии стали византийские владения – Сирия, Палестина и Месопотамия (нынешний Ирак). Они послужили исходным плацдармом для двух волн широкого наступления арабов.

Первая волна шла в западном направлении и охватила Египет и северную Африку. После покорения Египта, Карфагена, Марокко, Алжира и других африканских областей, арабам подчинились крупнейшие острова Средиземного моря – Кипр и Родос. Из Африки арабы переправились на Пиренейский полуостров (711г.). Войско мусульман возглавлял полководец Тарик, именем которого был назван Гибралтарский пролив (Гебель ал-Тарик – «Скала Тарика»). Арабы прошли весь Пиренейский полуостров (с юга на север). После арабского завоевания там возникла блестящая культура Кордовского халифата. Затем, перейдя Пиренеи, арабы вступили на территорию южной Галлии (Франции). Но в 732г. франкский король Карл Мартелл в битве при г. Пуатье разбил арабов и заставил их отступить.

Вторая волна арабской экспансии шла в восточном направлении и охватила Иран, Афганистан, Среднюю Азию, Восточное Закавказье и Западную Индию. В начале 13в. арабы заняли Малую Азию, а к середине этого столетия дошли до границ Индии и Китая.

Вместе с завоеваниями арабов произошло широкое и быстрое распространение ислама, а также ускорилось взаимодействие и взаимообогащение разных культур. В руках арабских халифов оказались огромные земли и несметные богатства, что сделало Арабский халифат крупнейшим и могущественным государством, объединившим Восток и Запад. В руках арабов оказался также важнейший торговый путь почти во всю длину Старого света – от Атлантического океана до Гималаев и Китая.

История Арабского халифата делится на два периода: халифат Омейядов (середина VII в. – 750 г.) и халифат Аббасидов (750-1258 гг.). Во время правления династии Омейядов, происходивших из богатого рода мекканских купцов, столицей халифата был г. Дамаск в Сирии. В 750г. власть в халифате перешла к Аббасидам, ведущим свое происхождение от ближайших родственников Мухаммеда. Столицей халифата при Аббасидах был г. Багдад на реке Тигр. На это время падает наивысший расцвет арабо-мусульманской цивилизации и культуры (IХ – ХII вв.). Концом Арабского халифата и арабо-мусульманской культуры считается 1258г., дата завоевания Багдада монгольскими войсками.

Арабо-мусульманская культура создавалась многими народами: арабами, сирийцами, персами, греками, иудеями, коптами, испанцами, индийцами, народами Средней Азии. Произошел своеобразный синтез собственно арабской (доисламской) культуры, культурных традиций великих цивилизаций древности и культуры ислама. И хотя каждая из частей халифата обладала местными культурными особенностями, теперь все культурные ценности, пронесенные через века и тысячелетия, стали выражаться по-арабски. Именно арабский язык и ислам послужили основой для арабизации культуры нового государства. Поэтому арабо-мусульманская культура, несмотря на множество наслоений, в главном оставалась единой. Этим связующим звеном был ислам.

Существенным элементом арабо-мусульманской культуры является арабский язык, который неразрывно связан с Кораном. Ведь священная книга ислама, по мнению правоверных мусульман, была дана пророку Мухаммеду в «откровении» именно на арабском языке (а многие из них считают, что именно в таком виде ее оригинал хранится близ престола Всевышнего). С этого началось взаимодействие этих двух существенных составляющих арабо-мусульманской культуры. Так, под влиянием необходимости комментировать Коран весьма сильно развивались филологические исследования арабского языка. В свою очередь Коран способствовал расширению сферы распространения и усилению позиций арабского языка везде, где появлялись арабы и обращенные ими в ислам представители других народов. Потому что все мусульмане, независимо от своего происхождения, обязаны цитировать Коран на арабском языке, знать его и понимать.

И как «чудом» считали арабы (и мусульмане) представление миру Корана на арабском языке, так и «чудом» предстает перед нами поразительное развитие арабского языка, который из языка бедуинов пустынной Аравии в течение неполного века превратился в официальный язык ученых и философов.

Когда простые бедуины вышли из Аравийской пустыни в первой половине VII в. для завоевания соседних стран Востока и Запада, то они понесли с собой свой язык, язык древнеарабской поэзии, язык Корана.

Он был еще суровым, не обработанным филологами, но потенциально богатым для дальнейшего развития. Они несли с собой свою религию – ислам, который их сплотил в единый боевой строй и объединил идеологически. Арабский язык и Коран – два основных элемента рождающейся новой арабо-мусульманской цивилизации и культуры: наука, философия, искусство и другие проявления арабской и мусульманской культуры несут на себе печать этих двух факторов.

Арабский халифат оказался сравнительно непрочным конгломератом различных народов, которые к тому же повели упорную борьбу против завоевателей – арабов. Уже в начале Х века халифат практически распался на ряд эмиратов, управляемых местными династиями: отделились Кордовская Испания, наместники Африки и Египта. Территория халифата Аббасидов составила только половину прежнего халифата.

Однако культурная общность мусульман не только не исчезла с распадом халифата, но сохраняется и по сей день. Продолжалась и исламизация новых территорий – ислам приняли казахи, некоторые народы северного Кавказа, татары, башкиры, население Индонезийского архипелага, Малаккского полуострова и юга Филиппин.

Всемирная история

Глава III

Какую роль сыграл ислам в создании арабской цивилизации?

Что вы знаете об исламе? В каких современных странах он распространён?

Кто из европейских правителей сражался с арабами в VIII веке? Чем закончились эти битвы?

1. Природа и занятия населения Аравии. Арабы издавна жили на обширном Аравийском полуострове в Юго-Западной Азии. Большую его часть занимают сухие степи и безводные пустыни.

Для земледелия были пригодны лишь небольшие оазисы на юге и западе Аравии. Там жили оседлые арабы. Из колодцев и ручьёв они брали воду, возделывали сады, рощи финиковых пальм и виноградники, сахарный тростник, хлопчатник.

Кочевые арабы — бедуины (что значит «степняки») передвигались со своими стадами по степям, покрытым жёсткой травой и колючим кустарником. Они разводили верблюдов, овец и лошадей. Верблюд, способный питаться колючими, жёсткими растениями, был неразлучным спутником бедуина. Бедуин питался его молоком и мясом, одевался в ткани из верблюжьей шерсти, укрывался от палящего зноя и холодного зимнего ветра в палатке из верблюжьего войлока. Из кожи верблюда делали обувь, сёдла, сбрую. При переходе на новые места верблюд перевозил бедуина с семьёй и его имущество.

Бедуины в походе. Миниатюра XIII в.

Остановка в оазисе. Миниатюра XIII в.

Вдоль берега Красного моря пролегал старинный торговый путь из Византии в Африку и Индию. В оазисах на этом пути возникали торговые поселения и города, самым крупным из них был город Мекка.

Каждую весну в течение четырёх месяцев в Мекке проходили ярмарки (ежегодные или сезонные торги). Кочевники пригоняли сюда скот и обменивали его на хлеб, ткани, оружие, посуду. Во время ярмарок в Мекке и её окрестностях объявляли общий мир.

В Мекке расположено древнее святилище — храм Кааба (что значит «куб»), служивший святым местом для всех арабов. Знатные люди Мекки руководили религиозными обрядами, снабжением прибывших паломников нищей и одеждой.

2. Племена бедуинов. Бедуины делились на множество племён и родов. Из-за пастбищ и по обычаю кровной мести часто происходили стычки между племенами, а войны между ними длились иногда десятилетиями. Каждое племя поклонялось своим божествам, а это ещё более усиливало рознь среди арабов.

Во главе племён стояли вожди. Обычно вождя выбирали из богатого рода, чтобы он при нужде мог кормить бедняков, а также выкупать пленников.

Объединение враждовавших между собой арабских племён было ускорено борьбой с внешними врагами. В конце VI века Иран захватил южную часть Аравии, а в начале VII века Византия укрепилась на севере полуострова. Арабская торговля была нарушена.

3. Мухаммед — основатель ислама. Объединению арабских племён способствовала новая религия — ислам. Основатель ислама — житель Мекки Мухаммед (в Европе его называют Магомет) шести лет остался сиротой; о нём заботились бедные родственники, а он пас их коз и овец. Примерно в 610 году Мухаммед выступил с проповедью новой религии. Он утверждал, что нет других богов, кроме всемогущего единого Бога — Аллаха, а себя называл посланником Бога — его Пророком. Мухаммед призывал арабов прекратить вражду и объединиться, приняв одну веру.

Караван-сарай (постоялый двор на торговом пути) и рынок. Миниатюра. Чем занимаются люди? Как они одеты?

В проповедях Мухаммед обличал «несправедливо наживающих богатство», призывал богачей помогать бедным и сиротам, освобождать рабов. Все, кто принимал новую религию, называли себя мусульманами, то есть «покорными Богу».

Влиятельная мекканская знать отнеслась враждебно к проповеди Мухаммеда, и в 622 году он со сторонниками переселился в соседний оазис — Медину. Год переселения — хиджра — стал начальной датой мусульманского летосчисления.

В Медину со всех сторон сходились последователи Мухаммеда. В 630 году знать подписала с Мухаммедом соглашение и открыла перед ним ворота Мекки. Мекка, как и Медина, превратилась в священный город всех мусульман, а Кааба — в главное их святилище.

Мухаммед стал основателем новой мировой религии — ислама, и главой Арабского государства. Ко времени его смерти иод властью мусульман оказалась большая часть Аравии.

Мухаммед высказывал свои мысли как «откровения», переданные ему Богом. Его речи записывали ученики на пальмовых листьях и камнях, заучивали наизусть. После смерти Мухаммеда эти записи были переработаны и составили священную книгу мусульман Коран (в переводе значит «чтение»).

Текст Корана состоит из коротких фраз, которые легко запомнить. Коран состоит из 114 глав, называемых суры.

В Коране, как и в Ветхом Завете Библии, сказано, что Бог — Аллах сотворил мир за 6 дней. После всех живых существ Аллах на шестой день сотворил из глины первого человека — Адама и из его ребра — Еву. А седьмой день — у мусульман это пятница — стал днём отдыха.

Рождение пророка Мухаммеда. Миниатюра XIV в.

Страница из Корана

4. Мораль и право. Считалось, что все законы и правила поведения мусульман изложены Мухаммедом и его ближайшими сподвижниками. Поэтому государство не должно издавать новые законы, а лишь исполнять волю Аллаха, переданную Мухаммедом и записанную в Коране. На основе Корана юристы разработали правила поведения — шариат («правильный путь»). Судили мусульман знатоки Корана, духовные судьи — кади.

Мусульманская мораль, как и христианская, предписывает верующему: не убивай, не кради, не лги, люби ближнего, уважай родителей. Человеку следует подчиняться правителям и начальникам, быть скромным и терпеливым, мужественно сносить жизненные трудности и невзгоды, платить долги, помогать бедным и убогим. Коран запрещает ростовщичество, но поощряет занятие торговлей. Мусульманам запрещается пить вино, играть в азартные игры, так как то и другое мешает ежедневной молитве.

Ислам имел огромное влияние на культуру, обычаи и нравы, право и мораль не только арабов, но и жителей завоёванных ими стран.

Основные обязанности мусульманина

Ислам возложил на правоверного мусульманина пять основных обязанностей: 1) верить, что существует лишь единый Бог – Аллах, а Мухаммед – Пророк его; 2) молиться пять раз в день, а чтобы верующие не забывали об этом, специальные служители при храмах должны громко созывать их на молитву; 3) соблюдать главный пост Рамадан в течение месяца в году всем, кроме больных и малых детей, с рассвета до заката солнца; 4) тратить пятую часть дохода или добычи на милостыню; 5) если это возможно, совершить хотя бы раз в жизни хадж (паломничество 1 ) в святые места – Мекку и Медину.

1 Паломничество — путешествие с целью посещения святых мест.

5. Завоевания арабов. После смерти Мухаммеда Арабским государством управляли халифы («заместители» Пророка). Первые четыре халифа были его ближайшими родственниками и учениками.

При первых халифах многочисленные отряды арабов вышли за пределы Аравийского полуострова. Главную силу их войска составляла стремительная, лёгкая конница. Арабы лавиной обрушились на Византию и Иран. Эти страны были истощены длительной войной друг с другом и не оказали арабам сильного сопротивления. В короткий срок арабы захватили богатейшие византийские провинции — Сирию, Палестину и Египет, завоевали огромное Иранское царство, в Северной Африке подчинили себе племена берберов.

В VIII веке успехам арабских завоевателей способствовала как их сильная воинская организация, так и раздробленность, политическая слабость многих богатых соседей. Постепенно всё африканское побережье Средиземного моря стало арабо-мусульманским. В 711 году арабы переправились через Гибралтарский пролив на Пиренейский полуостров. Только жители северной, горной части Испании и части Португалии не были покорены. Затем арабская конница перешла через Пиренейские горы и напала на королевство франков; но, как вы знаете, там арабы были отброшены на юг.

На востоке завоеватели встретили сопротивление народов Кавказа и Средней Азии, потому здесь их власть была непрочной. В борьбе за Среднюю Азию арабы столкнулись с Китаем и нанесли китайскому войску поражение. Подчинив Восточный Иран и Афганистан, арабы проникли в Северо-Западную Индию и утвердились там.

Наместник халифа и проситель. Миниатюра XIII в.

Так в течение VII и VIII веков образовалось огромное государство арабов — Арабский халифат со столицей в Дамаске. Владения халифата раскинулись от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая. Это была лоскутная империя, состоявшая из многих народов и стран, силой удерживавшихся в подчинении.

Завоевания арабов

Какие выгоды давало географическое положение Аравии? Во сколько раз выросла территория Арабского государства с 630 по 750 г.?

Найдите крайние пункты, до которых арабы продвинулись на западе, востоке и севере.

Арабские воины

6. Правление Аббасидов. В 750 году власть в халифате перешла к династии Аббасидов. Во время их правления арабы проникли на острова Сицилия, Кипр, Крит и часть юга Италии.

Сначала принявшие ислам освобождались от подушного налога, что подталкивало многих жителей завоёванных стран к переходу в новую веру. Затем эта льгота была отменена.

Вскоре после прихода к власти Аббасидов халиф основал на месте небольшого селения на реке Тигр новую столицу — Багдад. Место для столицы было выбрано удачно: в плодородной, густо заселённой долине Междуречья пересекались торговые пути из Аравии, Сирии, Закавказья, Ирана. Государство арабов при Аббасидах называли Багдадский халифат.

7. Халиф Харун ар-Рашид. Временем расцвета Багдадского халифата считаются годы правления Харуна ар-Рашида (768—809). Современник Карла Великого, он стал героем сборника сказок «Тысяча и одна ночь». В них Харун предстаёт справедливым государем. Чтобы узнать нужды подданных, он, переодетый, ходит ночами по Багдаду в сопровождении везира (советника) и телохранителя.

На самом деле Харун ар-Рашид был коварным и жестоким деспотом. Подданные его ненавидели, он боялся жить в Багдаде и поселился в крепости за городом. В столицу халиф наведывался, чтобы наказаниями добиться от жителей полной уплаты налогов.

8. Распад халифата. Все немусульмане в халифате должны были платить высокие налоги и содержать за свой счёт армию. Жители завоёванных стран не имели права носить оружие, такую же, как у арабов, одежду; они могли ездить верхом только на мулах. Им не разрешалось выступать в суде свидетелями против мусульман.

Золотая печать одного из халифов. X в.

В VIII—IX веках по халифату прокатилась волна народных восстаний против владычества арабов, что подтачивало силы халифата. Чтобы успешно подавлять народные восстания, один из халифов приказал набрать войско среди пленных жителей Средней Азии. Из них была создана преданная халифу гвардия. Но позднее начальники гвардии приобрели такую власть, что по своей воле возводили на престол и свергали халифов.

Наместники — эмиры стали передавать по наследству свои должности вместе с полученными в управление провинциями. Опираясь на собственные военные силы, они отказывались повиноваться халифу и становились независимыми правителями.

Распад халифата

Какие государства образовались на месте распавшегося халифата?

В середине VIII века один из противников халифа захватил власть в Кордове. Образовалось самостоятельное арабское государство в Испании — Кордовский эмират (с X века — Кордовский халифат).

К середине XI века большая часть арабских владений на Ближнем Востоке была завоёвана турками-сельджуками, пришедшими из Средней Азии. Они захватили Багдад.

Правитель турок-сельджуков получил от халифа титул султана.

1. Как повлияли природа и климат Аравии на занятия и образ жизни её населения? 2. Что способствовало объединению арабских племён? 3. Чем, по вашему мнению, проповеди Мухаммеда могли привлечь людей? 4. Как утвердился ислам среди арабских племён? 5. Объясните причины военных успехов арабов. 6. Когда Арабский халифат достиг своего расцвета и когда распался? Почему произошёл его распад?

1. Что общего в религиозных представлениях мусульман и христиан? 2. Чем мусульманские общественные и семейные порядки, образ жизни отличались от христианских? Выясните, существуют ли эти различия в наши дни. 3. Проведите исследование: с помощью дополнительной литературы и интернет-ресурсов узнайте, какой сейчас год по мусульманскому летосчислению. По какому правилу происходит перевод лет из христианского календаря в мусульманский? 4. Подумайте, почему именно переселение Мухаммеда в Медину стало начальной датой мусульманского календаря. 5. Сравните карты на с. 18, 52. 74 в учебнике. Какая из изученных вами держав раннего Средневековья была самой обширной по территории: Византийская империя времён Юстиниана, империя Карла Великого или Арабский халифат в период его расцвета? Чем это можно объяснить?

28. Возникновение ислама и Арабский халифат.

На территории Аравийского полуострова уже во II тыс. до н.э. жили арабские племена, входившие в семитскую группу народов. В V-VI вв. н.э. арабские племена преобладали на Аравийском полуострове. Часть населения этого полуострова жила в городах, оазисах, занималась ремеслом и торговлей. Другая часть кочевала в пустынях и степях, занималась скотоводством. Через Аравийский полуостров проходили торговые караванные пути между Месопотамией, Сирией, Египтом, Эфиопией, Иудеей. Пересечением этих путей был Мекканский оазис близ Красного моря. В этом оазисе жило арабское племя курейш, родоплеменная знать которого, используя географическое положение Мекки, получала доходы от транзита товаров через их территорию.

Кроме того Мекка стала религиозным центром Западной Аравии. Здесь был расположен древний доисламский храм Кааба. По легенде этот храм воздвиг библейский патриарх Авраам (Ибрахим) со своим сыном Исмаилом. Этот храм связан с упавшем на землю священным камнем, которому поклонялись с древнейших времен, и с культом бога племени курейш Аллаха (от араб. илах – хозяин).

В VI в. н, э. в Аравии в связи с перемещением торговых путей в Иран падает значение торговли. Население, потерявшее доходы от караванной торговли, вынуждено было искать источники существования в земледелии. Но пригодных для сельского хозяйства земель было мало. Их надо было завоевывать. Для этого необходимы были силы и, следовательно, объединение раздробленных племен, к тому же поклонявшихся разным богам. Все явственней определялась необходимость введения единобожия и сплочения на этой основе арабских племен.

Эту идею проповедовали приверженцы секты ханифов, одним из которых был Мухаммед (ок. 570-632 или 633), ставший основателем новой для арабов религии – ислама. В основе этой религии лежат догматы иудаизма и христианства: вера в единого бога и его пророка, страшный суд, загробное воздаяние, безусловная покорность воле бога (араб. Ислам-покорность). Об иудаистских и христианских корнях ислама свидетельствуют общие для этих религий имена пророков и других библейских персонажей: библейский Авраам (исламский Ибрахим), Аарон (Харун), Давид (Дауд), Исаак (Исхак), Соломон (Сулейман), Илья (Ильяс), Иаков (Йакуб), христианский Иисус (Иса), Мария (Марйам) и др. Ислам имеет с иудаизмом общие обычаи и запреты. Обе религии предписывают обрезание мальчиков, запрещают изображать бога и живых существ, есть свинину, пить вино и т.д.

На первом этапе развития новое религиозное мировоззрение ислам не было поддержано большинством соплеменников Мухаммеда, и в первую очередь знатью, так как они опасались, что новая религия приведет к прекращению культа Каабы как религиозного центра, и тем самым лишит их доходов. В 622 г. Мухаммеду с его приверженцами пришлось бежать от преследований из Мекки в город Ясриб (Медину). Этот год считается началом мусульманского летоисчисления. Земледельческое население Ясриба (Медины), соперничающее с торговцами из Мекки, поддержало Мухаммеда. Однако лишь в 630 г., набрав необходимое число сторонников, он получил возможность сформировать военные силы и захватить Мекку, местная знать которой вынуждена была подчиниться новой религии, тем более их устраивало, что Мухаммед провозгласил Каабу святыней всех мусульман.

Значительно позже (ок. 650) после смерти Мухаммеда его проповеди и изречения были собраны в единую книгу Коран (в переводе с арабского означает чтение), которая стала священной для мусульман. Книга включает 114 сур (глав), в которых изложены основные догматы ислама, предписания и запреты. Более поздняя исламская религиозная литература носит название сунна. В ней приведены предания о Мухаммеде. Мусульмане, признавшие Коран и сунну, стали называться суннитами, а признавшие лишь один Коран, – шиитами. Шииты признают законными халифами (наместниками, заместителями) Мухаммеда, духовными и светскими главами мусульман только его родственников.

Экономический кризис Западной Аравии в VII в., вызванный перемещением торговых путей, отсутствием пригодной для сельского хозяйства земли, высоким приростом населения, подталкивал вождей арабских племен к поискам выхода из кризиса путем захвата чужих земель. Это нашло отражение и в Коране, где говорится, что ислам должен быть религией всех народов, но для этого надо бороться с неверными, истреблять их и забирать их имущество (Коран, 2:186-189; 4:76-78, 86).

Руководствуясь этой конкретной задачей и идеологией ислама, преемники Мухаммеда – халифы, начали серию завоевательных походов. Они завоевали Палестину, Сирию, Месопотамию, Персию. Уже в 638 г. они захватили Иерусалим. До конца VII в. под властью арабов оказались страны Ближнего Востока, Персия, Кавказ, Египет и Тунис. В VIII в. были захвачены Средняя Азия, Афганистан, Западная Индия, Северо-Западная Африка. В 711 г. арабские войска под руководством Тарика переплыли из Африки на Пиренейский полуостров (от имени Тарика произошло название Гибралтар – гора Тарика). Быстро завоевав Пиренейские земли, они устремились в Галлию. Однако в 732 г. в битве при Пуатье потерпели поражение от короля франков Карла Мартелла. К середине IX в. арабами были захвачены Сицилия, Сардиния, южные районы Италии, остров Крит. На этом арабские завоевания прекратились, но велась многолетняя война с Византийской империей. Арабы дважды осаждали Константинополь.

Основные арабские завоевания были произведены при халифах Абу Бекре (632-634), Омаре (634-644), Османе (644-656) и халифах из династии Омейядов (661-750). При Омейядах столица халифата была перенесена в Сирию в город Дамаск.

Победы арабов, захват ими огромных пространств были облегчены многолетней взаимоистощающей войной между Византией и Персией, разобщенностью и постоянной враждой между другими государствами, подвергшимися нападению арабов. Следует отметить также, что население захваченных арабами стран, страдая от гнета Византии и Персии, видело в арабах освободителей, которые снижали налоговое бремя в первую очередь тем, кто принимал ислам.

Объединение многих бывших разрозненных и враждовавших государств в единое государство способствовало развитию экономического и культурного общения народов Азии, Африки и Европы. Развивались ремесла, торговля, росли города. В пределах Арабского халифата быстро развивалась культура, вобравшая в себя греко-римское, иранское и индийское наследие. Через арабов Европа познакомилась с культурными достижениями восточных народов, в первую очередь с достижениями в области точных наук – математики, астрономии, географии и др.

В 750 г. династия Омейядов в восточной части халифата была свергнута. Халифами стали Аббассиды, потомки дяди пророка Мухаммеда – Аббаса. Они перенесли столицу государства в Багдад.

В западной части халифата, в Испании продолжали править Омейяды, которые не признали Аббассидов и основали Кордовский халифат со столицей в городе Кордова.

Разделение арабского халифата на две части было началом создания более мелких арабских государств, главами которых стали правители провинций – эмиры.

Халифат Аббассидов вел постоянные войны с Византией. В 1258 г. после разгрома монголами арабского войска и взятия ими Багдада государство Аббассидов перестало существовать.

Испанский халифат Омейядов также постепенно сужался. В XI в. Кордовский халифат в результате междоусобной борьбы распался на ряд государств. Этим воспользовались возникшие в северной части Испании христианские государства: Леоно-Кастильское, Арагонское, Португальское королевства, которые начали борьбу с арабами за освобождение полуострова – реконкисту. В 1085 г. они отвоевали г. Толедо, в 1147 г. – Лиссабон, в 1236 г. пала Кордова. Последнее арабское государство на Пиренейском полуострове – Гранадский эмират – просуществовал до 1492 г. С его падением закончилась история арабского халифата как государства.

Халифат как институт духовного руководства арабов всеми мусульманами продолжал существовать до 1517 г., когда эта функция перешла к турецкому султану, захватившему Египет, где жил последний халифат духовный глава всех мусульман. История Арабского халифата, насчитывающая всего шесть веков, была сложной, неоднозначной и в то же время оставивший значительный след в эволюции человеческого общества планеты.

Трудное экономическое положение населения Аравийского полуострова в VI-VII вв. в связи с перемещением торговых путей в другую зону обусловило необходимость поиска источников существования. Для решения этой задачи проживавшие здесь племена встали на путь утверждения новой религии – ислама, который должен был стать не только религией всех народов, но и призывал к борьбе с неверными (иноверцами). Руководствуясь идеологией ислама, халифы осуществляли широкую завоевательную политику, превратив Арабский халифат в империю. Объединение бывших разрозненных племен в единое государство дало импульс к экономическому и культурному общению народов Азии, Африки и Европы. Будучи одной из самых молодых на востоке, занимая среди них наиболее наступательную позицию, вобрав в себя греко-римское, иранское и индийское культурное наследие, арабская (исламская) цивилизация оказала огромное влияние на духовную жизнь Западной Европы, представляя на протяжении средних веков значительную военную угрозу.

Читайте также:  Определение социальной группы приписных крестьян, прикреплённых к заводам и мануфактурам России 17-19 веков
Ссылка на основную публикацию