История профессии учитель: где получить образование учителя начальных классов

Профессия учитель начальных классов

Описание и характеристика профессии учитель начальных классов

Профессия учителя начальных классов требует от специалиста совмещения многих качеств, как личностных, так и профессиональных. Важность задачи педагога сложно переоценить – он закладывает фундамент всех будущих знаний человека, формирует его мировоззрение, начинает социальную адаптацию ребёнка. Первый учитель решает непостижимое количество проблем и ежедневно отвечает на массу вопросов, возникающих в беспрерывно в головах детей. И каждое решение или ответ должны быть грамотными и стратегически правильными, ведь полученное в начальной школе знание используется человеком на протяжении всей его сознательной жизни.

Уникальность профессии учителя начальных классов заключается в совмещении сразу нескольких социальных статусов. Если попросить детей написать на тему профессия учитель начальных классов сочинение, они назовут ее не только педагогом, но и организатором, родителем, другом, хорошим помощником, психологом и даже справедливым судьей в многочисленных детских конфликтах.

Более того, учитель принимает активное участие в формировании коллектива, существующего пока только на бумаге. Формальная деятельность в рамках стандартной учебной нагрузки – это не про профессию учитель начальных классов. От социальной работы учителя зависит, насколько сильно сплотятся ребята, будут ли дружить и выстраивать гармоничные отношения друг с другом на протяжении всех лет своего обучения.

К важным личным качествам представителя этой профессии относятся:

  • любовь к детям и желание о них заботиться;
  • чуткость и внимание к детским потребностям;
  • умение правильно оценивать и раскрывать детский потенциал;
  • умение разрешать спорные ситуации, мирить детей в конфликтах;
  • проявление упорства в своей работе;
  • управление коллективом на основе демократических ценностей;
  • позитивное отношение к профессии;
  • толерантность и активная жизненная позиция.

Основные требования к профессии учитель начальных классов:

  • выполнить официальные образовательные программы для учеников начальных классов;
  • осуществить личностно ориентированный подход во взаимодействии с учениками, анализировать их индивидуальные качества, анализировать уровень их обученности.
  • проектировать развитие личностных качеств школьников;
  • помогать специалистам в сфере коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения или задержки в развитии.
  • планировать уроки, внеклассные мероприятия, изучать и анализировать дидактические материалы, образовательные программы;
  • проводить разъяснительную работу с родителями по вопросам домашнего обучения и семейного воспитания ребенка.

История профессии учитель начальных классов

Часто презентация профессия учитель начальных классов в образовательных учреждениях включает тезис о том, что учитель – древнейшая профессия. Очевидно, что профессия учителя одна из древнейших в цивилизации, но является ли она самой древней, на сегодня неизвестно. Обучение и воспитание превратились в самостоятельные функции еще до возникновения научного знания, а первые школы открылись на территории Древнего Востока., где обучение проводили только мужчины из касты жрецов. Первое официальное упоминание было найдено в египетских источниках возрастом более 2500 лет до нашей эры.

Широкое распространение получили школы в Древней Греции. Греческие мальчики в возрасте от 7 до 14 лет обучались грамматике, пению, музыке, ораторскому искусству. Обучал детей в такой школе дадискал (учитель) , сопровождал педагог (сопровождающий раб). Профессия учителя начальных классов пришла в небольшой упадок во времена завоеваний Древнего Рима. Римская система акцентировала внимание на широком гуманитарном образовании для подготовки политических деятелей. В школы принимались уже получившие начальное образование мальчики примерно с 11 дет. Получать начальное образование приходилось, по большей части, в домашних условиях.

В Средневековую эпоху повсеместно были распространены монастырские, церковные школы. Для учеников не существовало разделения на начальные, средние и старшие классы. Обучение вели монахи, а каждый ученик получал индивидуальное задание.

Массовость профессия учителя получила в эпоху капитализма, в 18-19 веках. Воспитание и начальное образование было распространено в дворянских и буржуазных семьях, а учителя назывались гувернёрами. Ближе к концу 18-го века возникла потребность в профессиональной подготовке учителей, повсеместно создавались государственные стандарты, требования к обучению. В России первое учебное заведение, готовящее профессиональных учителей появилось в 1779 году, в начале 19 века их число стало стремительно расти. Учителя начальных школ готовились в учительских семинариях в течение четырех лет. К 1971 работала 171 учительская семинария. Помимо семинарий, специалистов готовили педагогические классы, женские гимназии, женские епархиальные училища, Петербургский педагогический институт.

К 1980-м годам двадцатого века сформировалась сеть педагогических ВУЗов с большим количеством специализаций. Отдельно готовили учителей-предметников, преподавателей начальных классов.

Появился отдельный проект профессия учитель начальных классов и других возрастных звеньев. В 1990-е годы профессию учителя начальных классов можно получить, помимо ВУЗов, в средне-специальных учебных заведениях.

Плюсы профессии учитель начальных классов

К очевидным плюсам профессии относятся:

  • возможность для реализации творческого потенциала;
  • рабочий процесс не превращается в рутину, так как приходится работать с большим количество непохожих друг на друга детей и находить к каждому индивидуальный подход;
  • задача на рабочий день конкретна и понятна, каждая минута заполнена деятельностью;
  • обширный социальный пакет;
  • длительный отпуск;
  • возможность общения с детьми – для многих людей, приходящих в профессию, этот плюс наиболее весомый.

Минусы профессии учителя начальных классов

К очевидным минусам профессии относятся:

  • постоянное нахождение в стрессовых ситуациях, эмоциональное напряжение;
  • личная ответственность за учеников;
  • большой объем внеурочной работы – подготовка к занятиям, заполнение документов;
  • постоянные проверки администрации;
  • некоторые дети с трудом идут на контакт;
  • неконкурентоспособная зарплата.

Где получить профессию учитель начальных классов

Получить образование по специальности “Учитель начальных классов” можно в педагогических ВУЗах и СУЗах большинства городов страны. В Москве, это могут быть следующие учебные заведения:

  • Московский городской педагогический колледж;
  • Педагогический колледж Митино
  • Московский ГПУ;
  • Московский СПУ;
  • Российский новый университет.

Актуальность профессии учителя начальных классов

Профессия учителя начальных классов актуальна много десятилетий подряд и останется таковой в ближайшем будущем. Сотни организаций в каждом городе страны нуждаются в квалифицированных кадрах – учебные заведения, учреждения культуры и доп образования, частных школ. У учителей начальных классов есть реальные перспективы карьерного роста. Можно пройти ускоренную программу повышения квалификации, занять должность заведующих учебной частью или директоров учреждений в перспективе.

презентация профессия учитель начальных классов

Преподаватель младшей школы

Профессия учителя младших классов – одна из немногих, в которую надо идти исключительно по призванию. Зато все сложности с лихвой компенсируются любовью детей – первую учительницу с теплом вспоминают всю жизнь.

Педагог начальной школы – это больше чем предметник, преподающий азы наук. От его работы во многом зависит то, как первоклашки будут относиться к процессу накопления знаний и самосовершенствования не только в ближайшие одиннадцать лет, но и всю жизнь.

Учитель младших классов – это квалифицированный педагог, который первые четыре года учит детей в общеобразовательных или специализированных школах, а также занимается с ними во внешкольных учреждениях.

История профессии

Учитель – это очень древняя профессия. Сейчас мы учим в школах наших детей с 6–7 лет, считаем это нормальным и не задумываемся, что так было не всегда. В Древней Греции мальчиков с 7 лет обучали некоторым наукам (ораторскому искусству, музыке, грамматике). Однако затем такая практика была забыта, и еще буквально полтора-два столетия назад образование было доступно только детям из привилегированных сословий, а большинство населения было неграмотным или малограмотным.

Раннее образование вернулось в педагогику благодаря трудам чешского педагога XVII века Яна Амоса Коменского, который считал, что детей можно учить с 6 лет. При этом обучение должно проводиться на уроках в классе, быть тщательно спланированным в соответствии с возрастом ребенка, систематичным, наглядным и сознательным.

В дальнейшем методы и направления обучения детей развивались в трудах великих педагогов Джона Локка, Жан-Жака Руссо, Генриха Песталоцци, Константина Ушинского. Домашнее воспитание со всеми его плюсами и минусами активно заменялось школьной системой, которая давала возможность получения детьми массового унифицированного образования.

Описание профессии

Профессия учителя начальных классов непростая, но благородная. От первого педагога во многом зависит то, как в дальнейшем ребенок будет заниматься в школе, его социализация в детском коллективе, формирование основ мировоззрения. Наставнику первоклашек нужно быть одновременно преподавателем, психологом, воспитателем, а иногда и мамой или папой.

Учитель младших классов преподает детям все программные дисциплины (возможно отдать часть предметов – например, физкультуру, музыку – узким специалистам), обеспечивает досуг, отдых и творческое развитие воспитанников. Педагог должен сплотить класс, чтобы у школьников было желание прогрессировать и самосовершенствоваться.

На каких специальностях лучше учиться

Теперь о том, как стать учителем начальных классов. Для этого нужно выучиться в среднем специальном или высшем учебном заведении педагогического профиля. В колледжах обычно учат по двум направлениям:

  • преподавание в начальных классах;
  • коррекционная педагогика в начальном образовании.

В вузах перечень направлений гораздо шире:

  • начальное образование (учитель начальных классов);
  • начальное образование и дополнительная специальность;
  • психология и педагогика начального образования;
  • дошкольное образование и начальное образование;
  • педагогическая деятельность на начальной ступени общего среднего образования и др.

Многие студенты получают диплом учителя младших классов с дополнительной специальностью по выбору, которой может быть родной или иностранный язык, информатика, математика, музыка, хореография и т. д. Обладатели таких дипломов становятся не только школьными учителями, но и преподавателями различных дисциплин в учреждениях дополнительного образования (музыкальных школах, детско-юношеских центрах, клубах).

Для поступления в педагогический колледж достаточно пройти конкурс аттестатов и собеседование в ссузе. В вузе обязательно нужно сдавать обществознание и русский язык.

Также может понадобиться результат ЕГЭ по биологии или математике. Если специальность предполагает два профиля обучения, то надо будет пройти профессиональное или творческое испытание (например, рисунок, музыку или хореографию).

Учебные заведения

Ответ на вопрос, куда поступать, найдется быстро. В России система педагогических образовательных учреждений разного уровня развита хорошо. В каждом регионе есть немало достойных колледжей, например:

  • Чебоксарский профессиональный колледж им. Н. В. Никольского;
  • Педагогический колледж № 1 им. Н. А. Некрасова (г. Санкт-Петербург);
  • Волгоградский социально-педагогический колледж;
  • Факультет среднего профессионального образования Калмыцкого государственного университета им. Б. Б. Городовикова;
  • Московский городской открытый колледж и др.

Дефицита высших учебных педагогических заведений в разных регионах тоже нет:

  • Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Челябинск). Здесь на факультете подготовки учителей начальных классов можно получить одно- и двухпрофильное образование (с дополнительными направлениями «английский язык», «информатика» и «дошкольное образование»), а также психолого-педагогическое образование. Функционирует магистратура и аспирантура.
  • Оренбургский государственный педагогический университет. В составе вуза работает Институт дошкольного и начального образования, где могут обучаться учителя для младших школьников. Сейчас там можно получить второй профиль обучения – «математика».
  • Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта (г. Калининград) в своем педагогическом институте предлагает учиться на специальности «начальное образование и организация внеурочной деятельности». Выпускники вуза имеют шанс реализовать себя в разных сферах деятельности, связанных с обучением детей 6–10 летнего возраста.
  • Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого обучает педагогов на факультете искусств, социальных и гуманитарных наук. В двухпрофильном формате дополнительные предметы: английский язык, информатика и искусство. Также есть вариант стать преподавателем в дошкольных учреждениях, младшей школе.
  • Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова. Здесь на кафедре психологии и педагогики кроме стандартной специальности педагога младших классов предлагается профиль подготовки по инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями, связанными с состоянием здоровья.

При многих педагогических вузах есть колледжи. Можно сначала получить среднее профессиональное образование, а затем, работая в школе, поступить в вуз. В таком случае абитуриенту потребуется пройти тестирование по профильным предметам, а обучение может проводиться по ускоренной программе.

Обязанности на работе

Профессия учитель начальных классов в общеобразовательной школе предполагает такие обязанности:

  • проведение уроков по разным дисциплинам в соответствии с расписанием;
  • воспитание и обучение младших школьников соответственно требованиям ФГОС;
  • поддержка личностного развития учащихся, выявление их сильных и слабых сторон, интересов, склонностей;
  • составление учебных планов на четверть и каждый урок;
  • контроль наличия и оформления тетрадей;
  • ежедневная проверка классных и домашних работ;
  • проведение контрольных работ и разбор их результатов;
  • ведение классного журнала;
  • организация внеклассного чтения (совместно с библиотекарем);
  • привлечение школьников к разным видам внеклассной деятельности;
  • ведение кружков и секций;
  • классное руководство.

Важной составляющей в работе педагога младших классов является общение с родителями детей. Для максимально полного раскрытия потенциала ученика необходимо взаимодействие обеих сторон, в этом случае развитие ребенка в школе и дома будет происходить согласованно.

Чтобы справляться с профессиональными обязанностями, учитель младших классов должен хорошо знать:

  • основы дисциплин, которые будет преподавать детям;
  • методику обучения этим предметам, утвержденные учебники и программы;
  • методы организации воспитательной работы;
  • способы обеспечения наглядности;
  • современные средства обучения;
  • возрастную физиологию и анатомию ребенка, этапы его психического развития;
  • правила школьной гигиены, основ пожарной безопасности и охраны труда.

Кому подходит

В основном учителями младших классов становятся женщины. Они более склонны возиться с детишками, чем мужчины, которые предпочитают в школе работать предметниками.

Если говорить о личных качествах, то учителю младшей школы в первую очередь необходимо любить детей и уметь работать с ними. Кроме того, не обойтись без таких черт характера, как:

  • улыбчивость, оптимизм и жизнерадостность;
  • наблюдательность, способность увидеть в каждом ребенке скрытые склонности и таланты;
  • ответственность и трудолюбие;
  • уравновешенность, терпеливость и самоконтроль;
  • целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
  • готовность постоянно учиться и познавать новые способы работы с детьми.
Читайте также:  Профессии и специальности связанные с физической и социальной географией

Кроме того, понадобятся: умение доносить свои мысли в понятной форме и распределять внимание между несколькими учениками, организаторский талант и артистические навыки. От учителя младших классов также требуется высокий уровень культуры и коммуникативных способностей. Его задача – найти подход к каждому ребенку, адаптировать его к школе, дать основы понимания процесса обучения и его необходимости.

Теперь отметим плюсы и минусы профессии. К положительным моментам можно отнести:

  • интересную и разнообразную работу с детьми;
  • возможность полностью раскрыть свой творческий потенциал и постоянно повышать квалификацию;
  • постоянную занятость на рабочем месте;
  • стабильный заработок, большой летний отпуск и хороший социальный пакет.

Основным недостатком профессии является очень высокий уровень персональной ответственности за учащихся. Также осложняет работу постоянное психоэмоциональное напряжение, стрессовые ситуации и ворох бумаг, которые нужно готовить (планы, отчеты, журналы). Не добавляют оптимизма довольно частые проверки со стороны органов управления образованием и невысокая зарплата. Не редкость и не всегда обоснованные претензии родителей школьников.

Сколько получают

Заработная плата учителя младших классов – не самая сильная сторона профессии. В среднем по стране она составляет 20–25 тысяч рублей. В Москве и Санкт-Петербурге платят больше – 30–35 тысяч рублей. В отдаленных регионах, таких как Ненецкий автономный округ, Камчатский край или Кемеровская область зарплаты превышают 45 тысяч рублей.

Также уровень зарплаты зависит от места работы (обычная или частная школа), педагогического стажа и количества часов. Однако активные и квалифицированные учителя знают способы увеличить свой доход. В первую очередь речь идет о ведении кружков (за это полагается доплата), репетиторской деятельности, предварительной подготовке детишек к первому классу. Также можно по совместительству работать во внешкольном учреждении, ведя вечерние кружки.

Как построить карьеру

Если педагог обладает не только хорошим знанием своего предмета, а еще и управленческими способностями, то, постоянно повышая квалификацию, он сможет претендовать на место завуча или директора школы. Можно сделать административную карьеру в органах управления образованием или заниматься наукой. Если найти бизнес-партнера с деньгами, то есть вариант с открытием частной школы.

Перспективы профессии

Без преподавателя начальных классов уже невозможно представить себе школу, и в ближайшее время ничего в этом вопросе не изменится – педагоги для первоклашек будут так же нужны, как и 10 лет назад. Но перед тем как становиться учителем младших классов, необходимо тщательно взвесить все «за» и «против», поскольку эта профессия, скорее, призвание, а не просто работа.

Профессия учитель

Ум – это не сосуд, который нужно заполнить, но факел, который нужно зажечь.
Плутарх

Приближается 1 сентября, и самое время поговорить о профессии учителя. В этой статье мы обсудим цели и ценности профессии, плюсы и минусы, где работать и где учиться. И каким должен быть современный учитель, если “дети уже не те”?

Описание профессии учителя

Можно сказать, что профессия учителя зародилась вместе с человечеством. С момента разделения труда, когда появились первые виды профессиональной деятельности, появилась и потребность передавать знания и навыки от одного поколения к другому. Охотник учил нового охотника, а повар – нового повара. С возникновением первых цивилизаций – в Египте, Междуречье, Индии, Китае – появилась потребность в грамотных людях, ведь товары и армию надо пересчитывать, а законы записывать и трактовать. В общем, без учителей и школ, которые воспитывают квалифицированные кадры, невозможно существование государства, поэтому профессия учителя одна из самых востребованных и такой останется.

К профессии учителя (и педагога в целом) во все времена относятся уважительно и с благодарностью. Учитель – это один из главных образцов, на которые ориентируется ребенок в период взросления. Поэтому, кроме вполне понятной задачи – научить, передать знания по предмету, в задачи учителя входит и передача ценностей, то есть, формирование разносторонне развитой и гармоничной личности. А это, знаете ли, уже серьезно и ответственно.

Плюсы и минусы профессии

Уже во время учебы в школе человек может оценить плюсы и минусы профессии.

Плюсы

+ Общение с людьми
+ Возможность научить человека хорошему и интересному, повлиять на его будущее, вырастить гения
+ Возможность самому учиться у детей и всегда оставаться молодым
+ Длинный отпуск
+ Благодарность выпускников Минусы

Бывают “трудные” и конфликтные дети
Бывают “трудные” родители
Не всегда достойная оплата труда
Большая ответственность за жизнь и здоровье детей
Много работы по составлению планов и отчетов
Давление руководства, родителей и самих учащихся

Минусов получилось больше, но педагогика по праву считается не профессией, а призванием. Поэтому для человека, осознанно выбирающего преподавание, плюсы обязательно перевесят минусы.

Какими качествами должен обладать учитель

Современный учитель вынужден конкурировать за внимание детей с многочисленными источниками информации. Телевидение, социальные сети, смартфоны и планшеты с играми – всё это мешает учащемуся осваивать школьные предметы. Что может противопоставить миру развлечений школьный учитель?

Какими качествами важно обладать педагогу:

Любить предмет и не останавливаться в собственном обучении (любознательность)
Слышать и уважать мнение ученика (эмоциональный интеллект)
Уметь справляться со стрессом (терпеливость и стрессоустойчивость)
Быть гибким и творчески походить к учебному процессу
Быть уверенным, организованным и дружелюбным
Уметь мотивировать
Опрятность во всем, в том числе внешнем виде

Где учиться на учителя

Важно, что преподавать в школах сегодня разрешено только тем, у кого есть педагогическое образование – направление подготовки 44.00.00 “Образование и педагогические науки” – или образование в области, связанной с преподаваемым предметом, то есть, в дипломе указано слово “преподаватель”. Поэтому, если вы дизайнер и хотите преподавать в школе ИЗО, то вам потребуется пройти дополнительное обучение и получить сертификат при одном из вузов.

Образовательная траектория к профессии учителя может проходить через колледж или через вуз. А возможно, через колледж и потом вуз.

1. Колледж
Чтобы стать преподавателем в начальных классах (специальность 44.02.02), достаточно среднего профессионального образования. В каждом среднем и крупном городе России есть педагогические колледжи, где можно получить образование преподавателя начальных классов.
Например, в Москве это:
• Педагогический колледж №10
• ГАОУ ВО МГПУ Педагогический колледж №9 “Арбат”
• Педагогический колледж №1 им. К.Д. Ушинского
• Педагогический колледж “Медведково”
• Педагогический колледж им. С.Я. Маршака

2. Педагогический вуз
В вузах готовят преподавателей как начальных, так и старших классов. В вузе можно выбрать одну из специальностей:
44.03.01 Педагогическое образование
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
44.05.01 Педагогика девиантного поведения

Московские вузы, которые специализируются на подготовке педагогов:
• МГОУ – Московский государственный областной университет
• МГППУ – Московский городской психолого-педагогический университет
• МГПУ – Московский городской педагогический университет
• МПСУ – Московский психолого-социальный университет
• МПГУ – Московский педагогический государственный университет
• МГГЭУ – Московский государственный гуманитарно-экономический университет
• МГГУ Шолохова – Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова

3. Профильный вуз
Профессию учителя можно совместить с исследовательской работой. Если вы хотите иметь возможность преподавать не только в школе, но и в вузе, плюс заниматься наукой, то лучше поступить в профильный вуз. Преподавателем биологии или истории, иностранного языка или математики может стать исследователь в этой предметной области. Например, у выпускников НИУ ВШЭ, МГУ им. М.В. Ломоносова, МИСИС в дипломе указано, что они имеют право преподавать свой предмет.

Более подробную информацию о вузах и предметах, которые нужно сдавать, чтобы стать учителем-предметником, вы узнаете в разделе “Профессии”:
✔ Профессия педагог (в гуманитарных науках)
✔ Профессия педагог (в физико-математических науках)

Где работать учителю

✔ Муниципальные и частные школы
✔ Индивидуальная работа (репетиторство)
✔ Компании, занимающиеся подготовкой и переподготовкой кадров
✔ Детские сады
✔ Учреждения дополнительного образования

Сколько получают учителя

Зарплата учителя складывается из нескольких частей: оклад, доплата за учебную нагрузку, категорию, стаж, классное руководство и проверку тетрадей. Зарплаты учителей государственных школ в Москве сильно отличаются от зарплат в регионах. На повышающий коэффициент имеют право преподаватели языков и молодые специалисты.

Диапазон зарплат:
✔ от 30 000 до 150 000 рублей (в частных школах)

Карьерные возможности

Может показаться, что карьерные возможности школьного педагога не такие широкие, как у сотрудника корпорации Google или Газпром. Но вертикальная карьера доступна и учителям. Если начинать с позиции учителя, то затем можно стать заместителем директора по определенному направлению, завучем по учебной работе, а затем дорасти до директора школы. Директора школ могут стать руководителями муниципального, регионального органа управления образованием, работником Минобрнауки, Министром образования региона и даже Министром образования РФ.

Если выйти за рамки школы, то учитель может заняться предпринимательством: открыть частную школу или образовательный центр, где будут оказывать услуги дополнительного образования, – учить языкам, робототехнике, 3D-моделированию и т.д.

Перспективы профессии

Востребованность и значимость профессии учителя никогда не снизится. Работа учителя относится к распространенным и востребованным. И она останется такой в будущем – ей не грозит автоматизация и сокращение, потому что воспитывать и обучать детей могут только очень отзывчивые люди, которые готовы сопереживать и дарить душевное тепло своим воспитанникам. Тем не менее, стоит помнить, что высокооплачиваемый и востребованный – это не одно и то же.

Как приблизиться к профессии учителя

Хотите начать свой путь к профессии учителя? У вас много возможностей развиваться уже сейчас:
Прочтите знаковые для учителя книги: Я. Корчак “Как любить ребенка”, А.С. Макаренко “Педагогическая поэма”, Б. Кауфман “Вверх по лестнице, ведущей вниз”. И продолжайте расширять свою педагогическую библиотеку.
Углубленно изучайте тот предмет, который вы хотите преподавать.
Подпишитесь на аккаунты педагогов в социальных сетях. Например, в Instagram: @sinie_zanaveski, @michaelbonner_, @thehungryteacher8th, @vikulova_ao
Посетите дни открытых дверей педагогических вузов: МГПУ, МГППУ, МПГУ и др.
Предложите помощь преподавателям младших классов во время уроков, проявляйте активность на дне самоуправления, попробуйте репетиторство для детей знакомых.

Профессия педагога и учителя уникальна тем, что ее можно попробовать, пока учишься в школе. Но прежде, чем идти в педагогику, постарайтесь взвесить все “за” и “против” других специальностей, потому что переход из любой специальности в педагогику проще, чем из педагогической специальности – в другую. Иначе говоря, учителем при желании вы можете стать в любой момент, а, например, инженером-конструктором после преподавания физики в школе стать гораздо труднее.

Если вы хотите менять жизнь школьников к лучшему и продолжить дело таких известных людей, как Альберт Эйнштейн, Ноам Хомский, Герберт Уэлс, Вильгельм Гумбольт и Мария Монтессори, то выбирайте профессию учителя.

Автор: Ольга Биккулова, ЦТР “Гуманитарные технологии”

Если вы хотите получать наши свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

Что нужно сдавать на учителя начальных классов и куда лучше поступать?

Особенность профессии учителя начальных классов характеризуется совмещением огромного количества качеств и компетенций. Такой педагог является одновременно преподавателям, организатором, психологом, другом и помощником детей, а также справедливым судьей в разрешении детских споров. Это наиболее гуманная, творческая и нужная специальность, которая считается фундаментом всех профессий мира.

Кто такой учитель начальных классов: что нужно знать о профессии?

Учитель начальных классов является педагогом, который обучает и воспитывает учеников младшего школьного возраста (1-4 классы). Такой специалист проводит контроль за педагогическим процессом в соответствии с определенными образовательными программами.

Задачи и обязанности

Основная деятельность педагога начальных классов заключается в организации учебного процесса в начальной школе. К обязанностям такого работника относят:

  • организацию целостного педагогического процесса;
  • организацию внеучебной и воспитательной работы;
  • планирование образовательной и воспитательных мероприятий (уроков и внеклассных мероприятий), процесса проверки знаний;
  • объяснение родителям важнейших аспектов школьной и семейной педагогики.

Работа и зарплата

Специальность учителя младших классов крайне важна и уже много десятилетий остается одной из самых востребованных. Многие государственные и частные образовательные организации нашей страны нуждаются в квалифицированных кадрах, поэтому для педагога есть значительные перспективы, соотносящиеся с повышением квалификации.

Развитие карьеры может осуществляться за счет замещения управленческой деятельности. Учитель также может со временем организовать частную школу, начав работать на себя.

Зарплата такого сотрудника зависит от его опыта и стажа. Молодые специалисты получают 15-20 000 рублей в месяц, более опытные – около 30-35 000.

Плюсы и минусы профессии

К наиболее важным плюсам профессии учителя младших школьников относят:

  • возможности для реализации творческого потенциала;
  • значительный социальный пакет при работе в бюджетных учреждениях;
  • длительный отпуск;
  • возможность работы с детьми.

Опытные педагоги выделяют следующие недостатки специальности:

  • постоянное пребывание в стрессовых ситуациях, эмоциональное напряжение;
  • высокий уровень ответственности за учеников;
  • большой объем внеурочной бумажной работы.

Как стать хорошим учителем начальных классов?

Для того чтобы выучиться на учителя младших школьников, необходимо получить среднее профессиональное образование по специальности «Преподавание в начальных классах» или высшее образование по направлению «Педагогика и методика начального воспитания».

Какие навыки нужны?

Профессия учителя подразумевает наличие знаний психологии человека, понимание общей возрастной и педагогической психологии, методик преподавания учебных предметов в начальной школе. Такой специалист обязан уметь проектировать, планировать и проводить целостный педагогический процесс, достигать поставленных целей учебы и воспитания младших школьников.

Профессиональному педагогу свойственна порядочность, высокой уровень ответственности, честность, коммуникабельность, сдержанность и чувство такта. К необходимым для работы качествам также можно отнести наличие организаторских способностей, практицизм, развитую интуицию и любовь к детям.

Какое образование необходимо, и куда можно поступать?

Для того чтобы получить профессию учителя младших начальных классов, необходимо закончить один из педагогических ВУЗов и ССУЗов, которых достаточно много в большинстве городов страны. Наиболее престижными считаются столичные высшие учебные заведения, ежегодно выпускающие молодых талантливых педагогов.

Какие предметы сдавать?

Поступление в ВУЗ или ССУЗ подразумевает обязательное прохождение единого государственного экзамена в виде тестирования. Обычно для зачисления в профильное педагогическое учебное заведение потребуется сдать русский язык, историю, обществознание. Некоторые ВУЗы также требуют результатов экзамена по профильной математике.

Сколько лет учиться после 9 и 11 класса?

Сразу после окончания 9 класса выпускники, желающие овладеть специальностью педагога, могут поступить в среднее специальное учебное заведение. Обучение в ССУЗе займет 2 года 10 месяцев или 3 года 10 месяцев в зависимости от конкретной программы колледжа или техникума. В течение этого периода учащиеся смогут узнать все о профессии и получить базовый опыт.

Выпускники 11 класса имеют право сразу после окончания школы подавать документы в высшее учебное заведение. Учеба в ВУЗе по программам бакалавриата занимает 4 года, после чего молодой специалист получает диплом с правом преподавания.

Возможно ли дистанционное обучение?

Дистанционное обучение профессии учителя младших школьников не предусмотрено. Навыки, знания, а также компетенции, которые позволяют работать в образовательном учреждении, возможно получить только в ВУЗе или ССУЗе после нескольких лет обучения.

Как стать учителем начальных классов без педагогического образования?

Часть 1 статьи 46 ФЗ от 29 декабря 2012 года №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гласит, что право на замещение педагогических должностей имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование, соответствующие квалификационным стандартам, указанным в справочниках. Это устанавливает, что кандидат, претендующий на должность учителя, обязан иметь профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету. Таким образом, получить работу учителя начальных классов, не имея педагогического образования, не получится.

Кем может работать учитель начальных классов помимо своей профессии?

Профессия учителя начальных классов подразумевает достаточно широкую сферу деятельности. Данная специальность является педагогической, поэтому опытный профессионал имеет право в любой момент пройти курсы переподготовки, окончание которых откроет возможности для дальнейшего карьерного роста. Так, учитель может овладеть базовыми знаниями для деятельности логопеда или коррекционного педагога, пройти переквалификацию для проведения образовательной деятельности в средней школе, став учителем по ОРКСЭ, математике, истории или русскому языку.

Где учиться?

В Москве и Санкт-Петербурге существует множество высших и средних специальных учебных заведений, позволяющих получить эту престижную и важную профессию.

ВУЗы и академии

Получить образование учителя начальных классов можно в одном из ВУЗов Москвы.

  1. Московский педагогический государственный университет. Ведет подготовку специалистов в рамках программы бакалавриата, рассчитанную на 4 года. Форма обучения очная, присутствуют бюджетные места.
  2. Московский государственный университет имени Ломоносова. Один из самых престижных ВУЗов России готовит педагогов по различным направлениям. Возможно очное или заочное обучение. Присутствует бюджетная и контрактная форма (от 130 000).
  3. Московский гуманитарный педагогический институт. Готовит специалистов на базе высшего профессионального образования. Обучение ведется 4 года, стоимость контракта от 180 000 рублей.
  4. Московский городской психолого-педагогический университет. Реализует программы подготовки педагогов начальных классов в рамках бакалавриата и специалитета. Присутствует 25 бюджетных мест.
  5. Московский государственный областной университет. Дает возможность получить педагогическое образование широкого профиля. Присутствуют бюджетные места, есть возможность получить образование платно (обучение обойдется в 120 000 рублей в год).

Подобное направление подготовки предлагают и санкт-петербургские высшие учебные заведения.

  1. Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы. Ведет подготовку бакалавров по нескольким направлениям на факультете психолого-социальной работы. Присутствует 32 бюджетных места, цена контракта – от 153 000.
  2. Российский государственный университет имени Герцена. Выпускает педагогов по трем направлениям подготовки. Присутствуют бюджетные места, есть контрактная форма обучения (от 150 000 рублей).
  3. Санкт-Петербургский государственный университет профсоюзов. Проводит подготовку педагогов в рамках бакалавриата. Обучение занимает 4 года, стоимость контракта – 152 000 рублей.
  4. Ленинградский государственный университет имени Пушкина. Дает базовое педагогическое образование с несколькими профилями подготовки. Обучение ведется в рамках бакалавриата, занимает 4 года. Присутствует 30 бюджетных мест, цена контракта – 121 000 рублей.
  5. Институт специальной педагогики и психологии имени Валленберга. Выпускает бакалавров по нескольким программам подготовки. Бюджетных мест нет, цена контракта – от 85 000 рублей.

Колледжи и техникумы

Среднее специальное образование можно получить во многих колледжах и техникумах Москвы.

  1. Колледж Российского государственного социального университета. По программе подготовки «Преподавание в начальных классах» предполагается 46 месяцев освоения программы. Стоимость контракта – 88 000 рублей.
  2. Московский городской открытый колледж. Негосударственный ССУЗ готовит педагогов на базе 9 и 11 класса. Цена контракта – от 33 000 рублей.
  3. Педагогический колледж № 15. Выпускает специалистов по программе «Преподавание в начальных классах». Обучение занимает 34 месяца, цена контракта – от 40 000 рублей.
  4. Педагогический колледж № 10. Реализует программу подготовки специалистов на базе 9 класса. Длительность обучения 34 месяца, цена контракта – 48 000 рублей.
  5. Педагогический колледж № 18 «Митино». В рамках подготовки по педагогическому направлению осуществляется обучение длительностью 34 месяца. Цена контракта – 135 000, бюджетная форма обучения не предусмотрена.

Программы подготовки на базе 9 класса абитуриентам предлагают средние специальные учебные заведения Санкт-Петербурга.

  1. Педагогический колледж №1 имени Некрасова. Является наиболее многопрофильным педагогическим учебным заведением Санкт-Петербурга. Присутствуют бюджетные места.
  2. Педагогический колледж Ленинградского государственного университета имени Пушкина. Позволяет пройти обучение по специальностям базового и повышенного уровня, в том числе и по направлению «Преподавание в начальных классах». Обучение предоставляется на бюджетной основе.
  3. Педагогический колледж № 4. Многопрофильное учебное заведение по направлению «Преподавание в начальных классах» дает возможность получить специальность учителя с углубленной подготовкой по английскому и русскому языку. Стоимость контракта – от 64 000.
  4. Педагогический колледж № 8. Предоставляется специализация преподавателя начальных классов, в которую входит организация внеурочной занятости младших школьников. Освоение программы предполагает обучение в течение 34 месяцев, стоимость контракта – от 73 000 рублей.
  5. Санкт-Петербургский педагогический колледж № 2. Проводит набор абитуриентов на базе 11 и 9 класса. Форма обучения очная. Образование предоставляется на базе бюджетных средств.

Курсы для учителей начальных классов

Многие частные учреждения Москвы предлагают пройти программы профессиональной переподготовки или курсы повышения квалификации для педагогов.

  1. Московский центр обучения педагогических кадров. Дает возможность пройти очные или дистанционные курсы для повышения квалификации. Слушателям, успешно освоившим занятия, выдается удостоверение или сертификат. Длительность курса от 108 часов, стоимость от 2 000 рублей.
  2. Национальный исследовательский институт дополнительного профессионального образования. Предлагает пройти переподготовку дистанционно или на очной форме. Курс предполагает объем от 250 часов. На программу принимаются лица, предоставившие диплом об окончании ВУЗа или ССУЗа. Цена курса – 16 500.
  3. Институт дополнительного профессионального образования педагогических работников города Москвы. Предлагает курсы повышения квалификации для обучения приемам и методам организации работы с учащимися. Занятия проводятся в образовательном центре, очно. Стоимость программы – от 10 000 рублей, длительность – 120 часов.
  4. Современная научно-технологическая академия АНО ДПО «СНТА». Дает возможность прослушать курсы профессиональной переподготовки по направлению «Педагогика». Также по данному плану есть курсы повышения квалификации. Базовые занятия проводятся 620 часов. Стоимость – от 48 000 рублей.
  5. Аналитический научно-методический центр «Развитие и коррекция». Предлагает повышение квалификации по образовательным программам, обеспечивающим освоение инновационных технологий обучения учащихся младших классов. Курсы повышения квалификации длятся 72 часа, стоят 3 000 рублей.

Подобные курсы есть и в Санкт-Петербурге.

  1. Институт управления образования Российской академии образования. Предлагает дополнительные профессиональные программы повышения квалификации для работников образования. Обучение разработано для рынка образовательных услуг, ориентировано на решение практических задач в учебно-воспитательном процессе. Длительность курса от 72 часов, стоимость – от 7 000 рублей.
  2. Центр образования и инноваций. Предлагает обучение по программе «Педагогическое образование: учитель начальных классов». Срок обучения – от 252 академических часов, стоимость – 27 000.
  3. Институт позитивных технологий и консалтинга. Дает возможность прослушать курсы по нескольким программам обучения, составленных с учетом требований ФГОС. Срок обучения от 3 месяцев, цена от 121 000 рублей.
  4. Санкт-петербургская академия постдипломного педагогического образования. На кафедре начального образования реализует программы переподготовки и курсы повышения квалификации для выпускников педагогических вузов на базе платных образовательных услуг. Стоимость и длительность курса зависит от конкретного направления подготовки.
  5. Некрасовский колледж. Дает возможность пройти обучение по дополнительным профессиональным программам с использованием дистанционных технологий. Также возможно прохождение очных курсов подготовки на базе колледжа. Стоимость и длительность определяется индивидуально.

Таким образом, профессия учителя младших классов требует от специалиста совмещения многих качеств, как личностных, так и профессиональных. Важность работы такого педагога сложно переоценить, поскольку он закладывает все будущие знания человека, его мировоззрение, начинает социальную адаптацию ребенка.

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам трудового права и защите прав работника и работодателя, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

Москва и область: +7 (499) 455-12-46

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 426-11-82

Школьный учитель

Учитель – профессия в сфере образования, которая заключается в обучении и воспитании молодого поколения с целью успешного и быстрого вхождения его в общественную жизнь. Профессия подходит тем, кого интересует психология (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Краткое описание

Большинство педагогов работает в средней общеобразовательной школе учителями начальных классов, преподавателями отдельных предметов. Профессия учителя востребована в школах-интернатах, ПТУ, техникумах, колледжах, ВУЗах, в дошкольных учреждениях. Преподавателей различных курсов (английского языка, компьютерной грамотности, йоги и т.д.) также можно назвать высоким званием Учителя.

Специфика профессии

Работа учителя многопланова и включает в себя следующие функции:

  • объяснение нового материала доступными для определенного возраста средствами;
  • контроль за усвоением материала: опрос и оценка знаний учащихся;
  • проверка классных и домашних работ;
  • консультирование учеников и их родителей по подбору необходимых для обучения книг, пособий, рабочих тетрадей;
  • классное руководство;
  • проведение воспитательной работы с детьми;
  • помощь в раскрытии творческого потенциала, способностей и возможностей учащихся;
  • выявление интересов и склонностей учеников для адекватного подбора программ и методов обучения;
  • изучение индивидуальных особенностей детей и оказание эффективного психолого-педагогического воздействия на них;
  • формирование личности ученика;
  • развитие у учеников стремления к освоению новых знаний;
  • организация внеклассных групповых мероприятий, ведение дискуссий, диспутов, собраний;
  • объяснение текущих социальных событий и явлений;
  • участие в разработке и внедрении образовательных, учебных программ;
  • составление тематических и урочных планов;
  • оформление документации (журналов, отчетов).

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  • творческая работа, предполагающая постоянный рост;
  • возможность подработки репетиторством;
  • возможен неполный рабочий день;
  • радуют успехи учеников;
  • высокий авторитет успешного педагога и благодарность учеников;
  • длинный 2-месячный отпуск – гарантированно летом;
  • работа с молодежью заряжает энергией, оптимизмом.

Минусы

  • невысокая зарплата в государственных школах;
  • нервная работа, требующая колоссального терпения;
  • подготовка к завтрашнему уроку, проверка тетрадей отнимают много личного свободного времени;
  • много общественной работы и ненужной писанины;
  • повторение одной и той же информации из года в год надоедает.

Место работы

  • образовательные учреждения (детские сады, школы, колледжи, техникумы, ВУЗы);
  • социальные организации (детские дома, приюты, интернаты, детские центры творчества и досуга);
  • подготовительные курсы для дошкольников;
  • работа в правоохранительных органах (детские приемники-распределители, колонии);
  • Российская академия образования;
  • городские и муниципальные учебно-методические центры;
  • репетиторская деятельность.
  • Личные качества
  • склонность к работе с детьми;
  • наблюдательность: умение увидеть тенденции в развитии ребенка, способности для формирования его умений, навыков;
  • умение заинтересовать учеников, повести за собой;
  • высокая степень личной ответственности;
  • ораторские и организаторские способности;
  • высокий уровень коммуникативных способностей;
  • способность уделять внимание нескольким объектам одновременно;
  • психическая и эмоциональная уравновешенность;
  • выдержка, самоконтроль и самообладание;
  • умение урегулировать конфликты;
  • терпение;
  • интерес и уважение к другому человеку;
  • стремление к самопознанию, саморазвитию;
  • оригинальность, находчивость, разносторонность;
  • тактичность;
  • целеустремленность;
  • энтузиазм, артистизм;
  • требовательность к себе и другим.

Обучение на Школьного учителя

Первой ступенью профессионального педагогического образования в России являются педагогические колледжи, дающие среднее профессиональное образование для преподавания в дошкольных учреждениях и в начальной школе.

Специальности: «Преподавание в начальных классах», «Педагогика дополнительного образования», «Cпециальное дошкольное образование», «Физическая культура», «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и др.

Второй ступенью профессионального педагогического образования являются высшие учебные заведения, в которых можно получить высшее педагогическое образование, а также психологическое. Специальности: «Педагогика и методика дошкольного образования», «Иностранный язык», «Филология», «Математика», «Физика», «Химия» и т.д.

Бакалавриат и магистратура – это два уровня высшего педагогического образования.

Первый уровень — бакалавриат, в котором обучение длится 4 года. Диплом бакалавра дает право работать педагогами в разных учебных заведениях.

Второй уровень — подготовка магистров, которая осуществляется за 2 года и готовит специалистов для решения разнообразных педагогических проблем и научно-исследовательской деятельности.

Аспирантура

Третьим уровнем подготовки педагогов является аспирантура и докторантура, которые выпускают научно-педагогические кадры высшей квалификации для подготовки педагогов в высших учебных заведениях.

Курсы

Какие предметы нужно сдавать на педагога?

Педагогом можно стать после окончания вуза или ссуза. В первом случае абитуриенты сдают 2-4 предмета в рамках единого государственного экзамена, во втором – 4 предмета в рамках ОГЭ (русский и математика – обязательно, 2 – на выбор абитуриента). В ссузах чаще всего проводится конкурс аттестатов, возможно дополнительное профессиональное испытание. В вузах требования более строгие, а набор экзаменационных предметов ограничен.

В педагогических вузах открыто огромное количество бюджетных мест. Конкурс на специальности не слишком большой, поэтому вероятность поступления на бюджетное место очень и очень высокая. Выбирая классическое вузовское направление подготовки «Педагогическое образование» (код: 44.03.01), абитуриент в обязательном порядке будет сдавать обществознание (профильный предмет), а также русский язык.

Перечень других предметов зависит от направления подготовки и специализации. Например, если речь идет о преподавателе русского языка и литературы, то дополнительный предмет – это литература. В случае с музыкальным искусством или физической культурой потребуются лишь результаты ЕГЭ по обществу и русскому, ведь абитуриент во время вступительной кампании проходит профессиональное испытание.

Что еще сдавать на педагога после 11 класса в вузах?

Если абитуриент хочет поступить на профиль «Психолого-педагогическое образование» (код: 44.03.02) или «Специальное (дефектологическое) образование» (код: 44.03.03), то ему необходимо сдать ЕГЭ по биологии (профиль) и русскому языку, а также один предмет на выбор вуза: общество, история, математика, иностранный язык, химия.

Будущие специалисты по дошкольному и начальному образованию сдают в рамках ЕГЭ общество и русский язык, а также математику, биологию, иностранный язык – все зависит от требований учебного учреждения и специализации. В некоторых вузах третий предмет заменяет профессиональное испытание в форме собеседования.

Карьера

Перспектива карьерного роста учителей связана с повышением уровня педагогического мастерства, победой в конкурсах профессиональных достижений, подготовкой успешных учеников (победителей предметных Олимпиад). Учитель может стать завучем или директором школы, перейти на руководящую работу в РОНО или ГорОНО. Можно открыть собственный бизнес по оказанию образовательных услуг.

Плюсы и минусы профессии учителя

Макаренко в системе воспитания основывался на большой роли труда при созревании личности. В 90-х годах 20 века учащиеся мыли полы, пололи клумбы и профессия учитель была очень уважаемой. Сегодня ребята освобождены от дежурства и летней практики на пришкольном участке. С 2019 по 2024 год школы преобразуют до уровня доступного дистанционного образования, не нужно будет даже вытирать доску.

Особенности профессии учителя

Каким должен быть учитель будущего? Какие навыки нужно развивать уже сегодня, чтобы потом на рынке труда было проще получить заветное место в учебном заведении. Необходимо знать, как протекает рабочий день педагога в современной школе.

Чем занимаются преподаватели

Круг обязанностей у учителя предметника и классного руководителя с обычной нагрузкой будет различаться.

Обязанности без классного руководства:

  • Подготовка поурочного и тематического планирования.
  • Проведение уроков.
  • Проверка тетрадей.
  • Подготовка отчетов.

Профессия учителя — одна из самых древних профессий на Земле

Что делает классный руководитель

  • Организуетработу с родителями.
  • Проводитклассные часы, мероприятия на каникулах.
  • Делает отчеты завучу по воспитательной работе.
  • Исследование условия, в которых находится ребенок дома.
  • Собираетплату за питание, если в школе нет карт.
  • Решает спорные вопросы класса.

Если учителю доверили классный коллектив, то обязанности по ведению уроков по предмету остаются за ним.

Учитель обязан взаимодействовать

  • С социальными службами: получать проездные, информацию по льготному питанию.
  • С правоохранительными органами.
  • С администрацией города, села.

Учитель – это представитель системы российского образования. Рабочий день специалиста зависит от личной нагрузки.

Что надо знать до поступления в педагогический ВУЗ

  • Работу можно найти в своем городе, любом селе, в столице, в северных регионах, за границей.
  • Молодому специалисту оплачивают подъемные в размере от 100 000 рублей. Точная сумма зависит от условий в конкретном регионе. Есть надбавка к зарплате– от 5 тысяч ежемесячно.
  • В столице на одной ставке получают 35 – 50 тысяч.
  • График зависит от работы школы в одну или две смены, личной нагрузки учителя. Если трудиться на одну ставку и не брать классного руководства, то режим работы с 8 до 13. Иногда приходиться работать с 7.30 до 20.00.
  • Дресс код подразумевает классический стиль в одежде, отсутствие оголенных частей тела. Единой формы для педагогов в большинстве школ нет.
  • Есть выплаты на твердое топливо в частных домах, небольшая компенсация для благоустроенного жилья.
  • Детей педагогов записывают в льготную очередь в детский сад.
  • Отпуск педагога составляет 2 месяца.

Первоочередной обязанностью каждого учителя считается умение подобрать личностный подход к любому ученику

Работа на фрилансе

Пока работа на дому возможно только в форме репетиторства и широко распространена в социальных сетях. Можно устроиться по совместительству с обычными часами, если школа оказывает такие услуги. В основном используют подобные резервы для инклюзии, для работы с детьми с инвалидностью или для обучения старшеклассников из малокомплектных школ, в которых нет 10 и 11 класса. Но в соответствии с правительственной программой к 2024 году у каждого появиться возможность обучаться дистанционно. Соответственно, если появится спрос, будут и предложения о вакансии учителя на удаленке.

При работе в современной школе к каждому молодому специалисту приставляют педагога-наставника, который ведет его три года. Особое внимание следует обратить на приобретение качественной методической литературы. В зарплате эта графа учтена, но методички понадобятся уже на первом уроке, поэтому лучше закупить их заранее.

Домашние учителя, обучавшие детей в обеспеченных семьях еще во времена древних цивилизаций, были тоже педагогами-фрилансерами

Чего ожидать новичку с первых дней в профессии

Молодых специалистов принимают во всех школах страны и даже в некоторых лицеях.

Первый год будет трудно, неизбежны придирки от коллег и начальства, ученики будут испытывать терпение на прочность.

Потом станет легче. За год выясниться, останется учитель в школе или уйдет в бизнес.

Повышение квалификации

После трех лет работы доплату как молодому специалисту снимут, но после прохождения аттестации на соответствие занимаемой должности будет надбавка к зарплате.

  • Вторая
  • Первая
  • Высшая

Чем выше категория, тем больше педагог получает

При получении квалификациинужно будет давать открытые уроки для коллег из других школ, показывать свое мастерство на чужих классах в незнакомых школах.

Профессиональные конкурсы

Самый популярный педагогический конкурс – «Учитель года». Победитель получает хороший денежный приз, и пополнение копилки портфолио, которая пригодиться при повышении категории или при аттестации на соответствие занимаемой должности.

Работа за рубежом

Чаще приглашают педагогов, которые преподают математику, английский, русский языки, литературу, историю. Знание языка – обязательно.

  • Самые внушительные гонорары у учителей из США. Они получают более 4-х тысяч долларов. При поступлении на работу нужно будет пройти обязательную аккредитацию диплома и принести документ, подтверждающий знание языка.
  • На рынке труда много предложений из стран Азии. Чтобы на них откликнуться, необходимо знание английского языка и чувство юмора. Отвечать на заявки от работодателя с текстом«учитель хотел», «учител нужен» – сложно.
  • Западная Европа не рада принимать россиян-учителей, перспектив в этих странах мало, если соискатель не член ЕС.
  • В Беларусь чаще требуются учителя математики или английского языка. Но встречаются и вакансии учителя начальных классов, труда, физики, русского языка и литературы. Оплата от 700 белорусских рублей и выше. Предоставляется съемное и муниципальное жилье.

Работа учителем за границей сильно отличается от работы преподавателя в странах постсоветского пространства, что связано со многими факторами

Обучение смежным профессиям

Переквалифицироваться на воспитателя, учителя начальной школы, математика, из воспитателя в начальную школу можно на базе университетов и колледжей. Обычно это происходит в две сессии в течение одного года. Средняя оплата – в пределах 30 тысяч.

Также при наличии исторического образования или смежного можно работать учителем истории, социальным педагогом, психологом.

Где и как учат на учителя

В рейтинге педвузов в 2018 году лидировали РГПУ имени Герцена,Московский педагогический госуниверситет, томский и новосибирский ВУЗы, учебные заведения Красноярска и Ярославля. Урал и Чувашия также могут похвастаться наличием ВУЗов, выпускающих первоклассные педагогические кадры.

Проще получить педобразование в среднеспециальных учебных заведениях. Там дают больше профессиональных, методических навыков, меньше теории. Можно получить специальность учителя начальных классов, английского языка, физкультуры, педагога дошкольного образования. Диплом будет конкурентоспособный, но предпочтения отдаются соискателям с высшим образованием.

На базе высшего образования в СУЗах можно пройти курсы, дающие право учителю преподавать другие предметы.

Этапы получения педагогического образования

  • Первый курс – преподаются общие науки: история, математика, русский язык, медицина – на всех факультетах. Идет отсев тех, кто поступил случайно и не сможет продолжать учиться.
  • На втором курсе дают специализированные знания.
  • С третьего курса начинается практика, ведение уроков в школе, общение с педагогами-стажистами.

Повышение квалификации педагогов – это вид обучения по обновлению знаний педагогов или приобретения новых навыков, в связи с ростом потребности новых уровней квалификации

Преимущества обучения за рубежом

Часто филиалы известных европейских, австралийских, американских вузов находятся на других континентах, в других странах, например, в Малайзии. Жить там будет дешевле, проще снять квартиру, комнату, оплатить полноценное питание. Наличие туристов обеспечит студентов постоянной работой на каникулах. Диплом будет точно такой же, как у тех, кто учился в Англии или в Германии, а денег можно тратить меньше.

С таким дипломом не обязательно работать по профессии.

При трудоустройстве в крупные корпорации больше цениться магистратура, а бакалавров ставят в очередь на ожидание места.

Обязательно знание английского языка и подтверждение аттестата. Без подтверждения придется проучиться дополнительный год в малазийской школе.

Стоимость обучения варьируется от 3000 долларов в год. Есть возможность подработки на каникулах и поступления на бюджетные места. Подробности следует узнавать в переписке с ВУЗом.

Образование за рубежом – возможность узнать другую культуру, побывать в уникальных туристических местах, увидеть самые красивые города мира и завести новые полезные знакомства с представителями различных стран

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение возможно. Чаще это образование педагога начальных классов или воспитателя. Но практика обязательно нужна. Работа с детьми требует обучения, погруженного в непосредственный контакт.

Что делать после получения диплома с прохождением небольшой практики в школе или при наличии только теоретических знаний? Можно устроиться вожатым в лагерь или няней в детский сад. ПосещатьДни открытых дверей в школах и других учебных заведениях.

Кому подходит специальность педагог

Главное в будущем педагоге – целеустремленность. Важно любить детей, но не сюсюкать, а стараться им помочь, не иметь любимчиков, разговаривать как со взрослыми, начиная с детского сада. Настоящий педагог должен быть интеллигентен.

Учитель — это одна из самых благородных и востребованных во все времена профессий

Интеллигенция – вымирающая прослойка общества, которую характеризует нестяжательство и служение народу.

Если нет возможности соответствовать таким критериям, можно просто стремиться хорошо выполнять свои обязанности и пытаться стать примером для воспитанников.

Специальность подходить тем, у кого есть желание работать с детьми и приносить пользу обществу.

На что нужно обратить внимание при выборе профессии

С профилем лучше определиться задолго до поступления

  • Гуманитарии должны углубляться в историю и литературу, подтягивать грамотность.
  • Специалисты в естественных науках могут штудировать учебники по биологии, изучать географические журналы.
  • Любителям точных наук следует лучше подойти к изучению высшей математики, пройти курсы по компьютерной подготовке и интернет-грамотности.

Нужны знания по профильному предмету. В современном мире школа – это социальный лифт, прыжок в будущее, а подготовка к госэкзаменам на первом месте. Для будущих учителей важно читать много дополнительной литературы.

Следует учиться быть ответственным лидером, контролировать много процессов одновременно. Для этого подходят компьютерные игры стратегии или фермы.

Осознание себя, как человека, от которого зависит чья-то судьба – является главной трудностью в профессии учитель

Но те, кто выбрал этот путь, могут рассчитывать на обратную связь от учеников и их родителей, уважение в обществе. Говорят, что учителем быть не престижно, но на деле педагогов не уважают только непосредственные начальники, и то не все.

Для кого перспективен выбор профессии преподаватель

Перспективы в профессии есть у каждого, кому по силам учиться в вузе. Только попробовав себя в роли наставника преподавателя для детей можно понять, легко ли реализоваться в профессии.

С дипломом учителя можно не бояться безработицы, а увеличить зарплату легко дополнительными часами.

Если есть проблемы с жильем, то профессия поспособствует ее решению. При переезде в сельскую местность часто предоставляют муниципальные квартиры. Педагогическое образование – отличное вложение материальных средств и времени, которое окупиться в более чем в 100%. В противном случае можно выбрать одну из востребованных женских профессий, пойти в обществознание или попробовать себя в роли социолога.

Читайте также:  Профессии, связанные с путешествиями; работа за рубежом, вакансии
Ссылка на основную публикацию