Что такое аллитерация, и как она определяется в русской художественной литературе

Аллитерация — это художественное повторение звуков

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы поговорим о таком термине в русском языке как АЛЛИТЕРАЦИЯ. Слово это имеет латинские корни, и «litera» переводится как «буква».

Но это мало о чем говорит, поэтому рассмотрим на примерах, что такое аллитерация и где она чаще всего применяется.

Аллитерация — что это на примерах

Аллитерация – это повторение одинаковых или созвучных согласных. Может использоваться как на протяжении всего текста, так и в какой-то отдельной строке. Служит для придания выразительности.

Самый простой и понятный пример аллитерации можно встретить в скороговорках. Это специальные фразы, в которых буквы специально повторяются, чтобы улучшить дикцию.
Например,

  1. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  2. Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.
  3. Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Подобных скороговорок существует несколько сотен. Но все они строятся на едином принципе – повторе определенных букв. Так, в первом предложении это «С» и «Ш». Во втором – «Ч», «Р» и немного «Н». Ну а в третьем целая россыпь таких согласных – «К», «Р», «Л» и «В».

Немало примеров аллитерации можно встретить в народных поговорках:

Проще пареной репы.
Мели, Емеля, твоя неделя.
От горшка два вершка.
Тише едешь – дальше будешь.

Для чего это делается? Во-первых, так поговорки проще запоминаются и ими проще оперировать в своей речи. А во-вторых, повторение согласных делает фразы более весомыми. Они звучат гораздо выразительнее.

Конечно, можно было в этих поговорках заменить, например, Емелю на Добрыню, а репу на картошку. Смысл бы не слишком изменился, но звучали бы фразы уже не столь убедительно, и они могли бы уже не пойти так в народ.

Аллитерация в поэзии

Именно в поэзии аллитерацию можно встретить чаще всего. Причем этот прием использовали еще при написании очень древних произведений. Вот пример из «Слово о полку Игореве», которое было создано так давно, что даже автор его неизвестен.

Трубы трубят в Новеграде, стоять стязи в Путивле.

С помощью повторяющихся звуков «Т» и «С» автор усиливает ощущение тревоги. И действительно момент особый, ведь русские князья узнают о войне. А в строчках

В пятокъ потоптапша поганыя плъкы половецкыя.

постоянное построение звуков «П», «Ш», «Т» и «К» автор наглядно рисует перед взором читателя, как движется тяжелое войско половцев.

Активно использовали аллитерацию в своих произведениях и самые известные русские поэты. Вот, например, у Александра Пушкина есть следующие строчки:

Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь.

За счет повторяющегося звука «К», усиливается ощущение неспокойности реки.

А в строчках Сергея Есенина

Свищет ветер, серебряный ветер
В шёлковом шелесте снежного шума.

за счет звуков «С» и «Ш» мы действительно слышим свист, о котором пишет поэт.

А вот знакомые всем строчки из стихотворения Федора Тютчева:

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

И за счет повторений звука «Г» автор очень ярко передает, как грохочет гром.

Но еще явственней аллитерация читается в стихотворениях Владимира Маяковского. Ну, например:

Здесь даже особо ничего додумывать не надо. В стихотворении речь про барабан, и благодаря постоянному звуку «Б» читатель действительно и представляет, и что главное – слышит этот музыкальный инструмент.

Кстати, если вы внимательно изучили эти примеры, то могли заметить интересную особенность. А именно то, что при аллитерации идет повторение чаще всего той согласной буквы, с которой начинается слово, которое и хочет выделить автор.

Так, у Пушкина – это буква «К», так как речь идет о клубнях волн. У Есенина звук «С» говорит о свисте. У Тютчева звук «Г» — это гроза и гром. И наконец, буква «Б» и барабан у Маяковского.

Аллитерация в прозе

В прозе аллитерация встречается гораздо реже, чем в поэзии. Тут дело в том, что использование одинаковых букв и буквенных сочетаний может быть тяжеловато для читателя. Тем не менее можно привести несколько примеров очень удачного использования этого литературного приема.

Так, у Владимира Набокова в рассказе «Слово» есть такая строчка

Я чувствовал, не глядя, глянец, углы и грани громадных мозаичных скал.

Но еще интересней отрывок из знаменитого романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова:

В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.

В первую очередь здесь очень часто повторяется звук «Р», что придает тексту резкость, тревогу и напряжение самому моменту. А также говорит о том, что Понтий Пилат обладает неограниченной властью и его действительно стоит бояться.

Аллитерация в рекламе

Этот литературный прием (как и другие в русском языке) с удовольствием используют в своих целях представители рекламных кампаний.

Дело в том, что повторение одинаковых букв и звуков более запоминающееся. А соответственно, название продукта или слоган с использованием аллитерации будет лучше откладываться в голове потенциального потребителя.

Вот пример таких названий:

И слоганы у этих товаров соответствующие. «Ваша киска купила бы вискас», «Не тормози – сникерсни».

Вместо заключения

А есть в русском языке другой прием, когда повторяются не согласные буквы, а, наоборот, гласные. Он также широко используется в поэзии. Например, отрывок из известного «Бородино» Михаила Лермонтова, где почти в каждом слове есть звук «У»:

У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.

Называется такой прием АССОНАНС. Но подробнее об этом мы расскажем в другой статье. До скорых встреч на страницах нашего блога.

Аллитерация как художественный прием в поэзии и прозе

Аллитерация как художественный прием в поэзии и прозе – параллелизм, повторяющаяся звуковая фигура, которая находит свое отражение в ритме, размере, структурированности наррации; один из вариантов звуковой организации речи.

Явление аллитерации очень древнее, однако по сегодняшний день многочисленные аспекты художественного приема остаются малоизученными.

Аллитерация возникает из повторения звуков, соответственно, это повторение должно быть приятным для слуха, привлекать внимание реципиента, придавать речи выразительность, экспрессивность.

Аллитерация в поэзии

Аллитерационный стих – акцентный стих, в котором в каждой строке несколько слов начинаются с одного и того же звука.

В результате подобной организации стихотворения оно приобретает четкий ритм. Аллитерация, таким образом, становится организующим принципом текста, позволяет выделять наиболее значимые в семантическом плане слова, придавая наррации особый музыкальный эффект.

Зачастую аллитерация используется для отображения образов лирических персонажей. Например, Цветаева прибегает к аллитерациям для изображения стиля героини:

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Блондинка с папироскою, в зелёном,

Беспочвенных безбожников божок

Посредством аллитерации осуществляется репрезентация внешнего вида героиня (блондинка), одежды (в зеленом), привычек (с папироской). Соответственно, в данном случае аллитерация приобретает интертекстуальную функцию, не ограничиваясь созданием ритмичности, музыкальности наррации.

При помощи аллитерации в поэзии создаются причудливые звукописные рисунки, которые позволяют отражать сложные эмоциональные состояния персонажей:

Ты в комнаты вечерний впустишь воздух,

Утончишь слух, найдёшь для тела тишь (И. Северянин)

в данном случае благодаря аллитерации создается противоречивое впечатление: какофонии и эвфонии. Сначала глухие согласные создают образ замкнутого пространства, закрытой комнаты, которая раскрывается, освежается при помощи сонорных и звонких (воздух, вечерний). Затем лирический герой мысленно достигает космических высот, что передается посредством сгущения сонорных и звонких (О ледяных задумаешься звёздах).

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Чаще других повторяются звуки с, т, которые противопоставляются по звонкости/ глухости звукам з, д, что позволяет представить образ холода и тишины.

Аллитерация может использоваться для создания какофонии, отражающей сложные, противоречивые эмоциональные состояния персонажей:

  • Так ядосмех сменяла скорби спазма (И. Северянин) – в данном случае посредством обращения к аллитерации отражаются негативные эмоции персонажа, его скорбь, язвительность, разочарование;
  • И жаждет чувств чужих, как рыбарь – клёва (И. Северянин) – посредством обращения к аллитерации отображаются трудности, с которыми сталкивается лирический герой;
  • Они умеют с бурею бороться (И. Северянин) – формируется семантика борьбы, противостояния;
  • А вы, надменные потомки/ Известной подлостью прославленных отцов,/ Пятою рабскою поправшие обломки (Лермонтов) – повтор согласного «п» отражает негодование и возмущение автора.

Кроме того, зачастую аллитерация используется в поэзии для противопоставления семантических концептов:

Людских сердец и снежных зим суровых

Старинных книг, кончая день труда (И. Северянин)

При помощи противопоставления на основании звонкости/ глухости звуков с/ з осуществляется противопоставление концептов с ярко выраженной позитивной и негативной коннотацией.

Аллитерация может выступать инструментом создания окказионализмов:

И кто из нас отъюнил юность без

Обескураживающего жженья (И. Северянин)

В данном случае аллитерация используется для создания окказионализма «отъюнил», способствующего созданию особой эмоциональной окрашенности текста, делая воспоминания о юности более яркими, реальными, насыщенными.

Аллитерация, таким образом, представляет собой как средство актуализации единиц фонетического уровня, так и средство создания индивидуально-авторского стиля.

Аллитерация успешно используется не только в поэтической речи, но и в прозе. Зачастую она используется для придания речи четкости, музыкального звучания, создания рифмы.

Виды аллитерации

В современной научной литературе можно выделить следующие типы аллитерации:

  1. Аллитерация одного звука;
  2. Аллитерация нескольких звуков;
  3. Аллитерация звуков в разных частях текста;
  4. Аллитерирует не весь текст, а только его часть.

По своей роли в произведении аллитерация может быть организационной (синтаксической) и композиционной (обусловливать особенности построения произведения).

Наиболее распространёнными типами синтаксической аллитерации выступают следующие:

  1. Модель: подлежащее + сказуемое, например, такая торговля продолжится;
  2. Модель: сказуемое + дополнение, например, птица вышла на прогулку;
  3. Модель: подлежащее + сказуемое + обстоятельство;
  4. Модель: предикатив + дополнение + обстоятельство, например, дает душевный покой;
  5. Модель: эпитет + определяемое существительное;
  6. Модель: подлежащее + сказуемое + дополнение;
  7. Модель: подлежащее + обстоятельство.
Читайте также:  Что такое метафора, примеры из русского языка и литературы

Указанные модели выступают наиболее распространенными, аллитерация в данном случае служит целям объединения различных частей предложения, подчеркивая единство высказывания, усиливая его смысл, акцентируя внимание на наиболее значимых смысловых фрагментах.

В качестве одного из видов аллитерации называют звукоподражание, например:

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что аллитерация представляет собой особое оформление звуковой стороны произведения, позволяющее создавать ритмичность, музыкальную выразительность наррации. Указанный художественный приём успешно используется как в поэзии, так и прозе. Аллитерация может использоваться для характеризации персонажей, отражения их эмоциональных состояний, размышлений, акцента внимания на основных семантических концептах.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Аллитерация и ассонанс в русском языке и литературе

Звукопись иначе называют инструментовкой и понимают этот стилистический прием как: звуковые повторы в литературном языке, усиливающие его мелодичность и смысловую выразительность.

Часто, в художественных произведениях, а в частности в поэзии, авторы используют различные приемы, чтобы усилить фонетическую выразительность речи.

Принцип, на котором основывается усиление фонетической выразительности речи, прост.

Его суть заключается в том, что нужно подбирать слова определенной звуковой окраски. В зависимости от того, какие звуки (гласные или согласные) повторяются, выделяют аллитерацию и ассонанс.

Что такое аллитерация

Аллитерация — это особый стилистический прием, основанный на повторении согласных звуков.

Шурша вновь на шоссе Петровича машина.
(аллитерация на [ш] )

Настанет ночь; луна обходит
Дозором дальний свод небес,
И соловей во мгле древес
Напевы звучные заводит.
(А. С. Пушкин)

В этих стихах Пушкина четко прослеживается аллитерация на [н, д, с, в] .

В художественной литературе аллитерация не несет в себе какой-либо смысловой нагрузки, она делает текст более наглядным и звучным, усиливает его образность и позволяет читателю максимально представлять поэтическую картину автора.

Свищет ветер, серебряный ветер
В шёлковом шелесте снежного шума.
(С. Есенин)

Повторяющийся согласный звук [с] в первой строке имитирует свист холодного ветра. Во второй строке часто встречается звук [ш] , который создает у читателя ощущение шелеста снега.

Примеры аллитерации в литературе

Прием аллитерации можно встретить в стихах многих поэтов.

Например, в творчестве знаменитого классика А. С. Пушкина, аллитерация заостряет внимание на звучании отдельных слов. Поэт намеренно использует слова с одинаковыми согласными, тем самым самым создавая особый эффект:

Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь…

Подобна лилии крылатой,
Колеблясь, входит Лалла-Рук…

Часто этим художественным средством выразительности пользовался В. В. Маяковский, придавая своим текстам особенную выразительность:

Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.

В стихах Марины Цветаевой также имеются строки с использованием аллитерации:

Город во мгле засыпает,
Серп серебристый возник,
Звездами снег осыпает
Твой воротник.

Как известно, в системе русского языка большинство звуков — согласных. Каждый из них играет свою роль и несет смысловую нагрузку. Используя такую «игру звуков» можно максимально наполнить текст образностью и выразительностью. В связи с этим, аллитерация — наиболее распространенный тип звукового повтора.

Аллитерация в английском языке

Аллитерация достаточно широко распространена и в английском языке.
Этот прием встречается в поэзии:

The fair breeze blew, — Дул ровный бриз
The white foam flew, — Текла белая пена
The furrow followed free – Свободно шла борозда

Также аллитерация часто можно встретить в английских пословицах, заголовках, фразеологизмах, девизах:

last but not least – последний по очереди, но не по значению
Pride and Prejudice – Гордость и предубеждение
Live with Lightning – Живи с молнией
Workers of the World Unite – Рабочие мира присоединяйтесь

Что такое ассонанс

Ассонанс — подобно аллитерации базируется на повторении звуков. Только в этом случае повторяются гласные звуки.

Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь не хочет воздух
(А. С. Пушкин)

В приведенном примере используется ассонанс на [а] и [о] .

Безусловно, ассонанс, является средством языка, которое, усиливает выразительность речи.

О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
(А. А. Блок)

Ассонанс на звук [а].

Синенькая юбочка,
Ленточка в косе:
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
(А. Л. Барто)

В данном примере повторяется гласная [ю] .

Зачастую ассонансы можно наблюдать в фольклоре и белых авторских стихах. Таким образом, авторы компенсируют отсутствие рифмы.

По лужкам трава расстилается.
Что за травушка, за муравушка!

Народную стилистику умело воссоздал Лермонтов в речи безымянного героя Бородинской битвы:

У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.

Иногда, ассонансы у читателей могут вызывать определенные ассоциации. Так, например, в стихах Маршака:

А зайдешь в лесную даль и глушь,
Муравьиным спиртом пахнет сушь

Слух выделяет «а-у»: ой, не заплутать бы в лесной глуши.

Как видно, в приведенных примерах ассонансы играют не самостоятельную роль, они зависят от того, какие чувства и эмоции переживает автор.

Ассонанс в литературе

Ассонанс — явление нередкое не только в стихотворной форме, но и в прозаической.

Так, например, в повести «А зори здесь тихие…» Б. Васильев, используя ассонанс на [о] , нагнетает ощущение тревожности и трагичности:

«Полоснуло Васкова по сердцу от вздоха этого. Ах, заморыш ты воробьиный, по силам ли горе на горбу-то у тебя?»

Ассонансы также встречаются в сказках, пословицах и народных песнях:

В этой пословице присутствует ассонанс — повторяется гласная [е] .

Аллитерация в литературе – определение и примеры использования

Определение понятия

Средства художественной выразительности позволяют авторам более ярко и живо выразить свою мысль, чтобы читатель проникся текстом. Аллитерация помогает представить и прочувствовать написанное. А также она используется автором, чтобы он мог выразить свое отношение к происходящим в произведении событиям.

Чаще всего этот прием встречается в поэзии, тогда стих приобретает свой ритм и определенный стиль. В литературе аллитерацией называется повтор одинаковых согласных букв для усиления звучности произведения. Благодаря этому читатель легче запоминает текст, а сами предложения становятся эмоционально окрашенными.

Но есть и отрицательное значение у слова аллитерация. Если использовать ее слишком часто, это действует на читателя раздражающе. Он не сможет ухватить суть предложений. Существуют неблагозвучные сочетания, при которых повторяется 3 и более звука. В русском языке таких фраз немного, но их трудно произносить: например, проезд Дзержинского.

Особенности звукописи

Фонетическая система русского языка довольно гибкая и выразительная. Любое предложение воспринимается как набор звуков. Именно поэтому писатели в художественных текстах используют прием звукописи. Для выразительности подбираются слова с однородным звучанием. И при чтении такие выражения помогают более ясно представить изображенные события.

В русском языке согласных звуков больше чем гласных — 37 и 6 соответственно. Их функция заключается в различении смысла текста. Устная и письменная речь становится ярче и выразительнее благодаря правильному их сочетанию.

Звукопись делится на 2 приема:

Последний термин — повторение гласных звуков. Но авторы чаще применяют первый прием, так как знают, для чего в литературе используется аллитерация и какие преимущества тексту она дает. Обилие согласных позволяет точнее передать содержание и смысл произведения. Прием был обнаружен еще в древних текстах, например, в «Слове о полку Игореве». Согласные [т] и [с] передают тревогу, а скопление [п] и [ш] в некоторых строках озвучивают передвижение войск в латах.

Сферы использования

Использование аллитерации возможно не только в художественной литературе. Прием встречается в разных сферах:

Для продвижения товара маркетологи придумывают запоминающиеся слоганы. А бизнесмены ломают голову над названиями своих компаний, ведь они должны привлекать внимание. В этом случае поможет прием аллитерации. Примеры: «Чупа-Чупс», «Кока-Кола», «Киткат», «Китекет», «Вискас». Рекламные слоганы также должны звучать кратко и быть «вирусными»: Велла, и Вы великолепны; Ваша киска купила бы «Вискас»; паштеты «Гурме» — деликатес для настоящих гурманов. В этом случае литературный прием становится коммерческим, повышает обычные и онлайн-продажи.

Звучные выражения используются и для устранения дефектов речи, усовершенствования дикции. Аллитерация лежит в основе скороговорок, которые помогают избавиться от недостатков — шепелявости, картавости, неправильного произношения и неверной расстановки ударения. Использовали ее и в старинном фольклоре. В сказках, легендах и былинах есть устойчивые выражения, что позже стали применяться как поговорки и пословицы. Иногда аллитерация дополняет ассонанс, то есть во фразе чередуются и гласные, и согласные звуки: у наших ушки на макушке.

Маленьким детям для запоминания какой-либо полезной информации предоставляют ее в виде звучных коротких стишков или песенок. Благодаря игривой форме ребенок быстрее усваивает новый текст и рисует в своем воображении то, что только услышал: знаки дорожного движения, животных, продукты питания — любые предметы и явления.

Помогает этот прием и для изучения иностранных языков. Во многих школах также рекомендуют учить мелодичные стихотворения с таким же переводом.

Поэзия и проза

Аллитерация встречается в стихотворных произведениях Серебряного века. Многие поэты использовали этот прием:

Они считали стихи волшебным языком, магическим заклинанием. Аллитерация может придавать произведению особой звучности. Благодаря этому приему стих завораживает читателя музыкальностью, хотя его смысл не всегда становится понятным. Например, строчки Ф. Сологуба передают странные образы: белей лилей, алее лала бела была ты и ала. В этом случае постоянно повторяется звук [л], что заставляет перечитывать стихотворение снова. Обычно эта буква вызывает в воображении картины ласки и любви.

Читайте также:  Где находится Третьяковская галерея: адрес, как добраться на метро и автобусах

Именно звук считался главным у поэтов Серебряного века. Смысл был как бы приложением к произведению, основа — мелодичность. Бальмонт в своих стихах повторяет звук [ш]: полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши. Читатель словно слышит их шепот, видит заросли у покрытой тиной воды.

Интересно лексическое значение слов в стихах Ахматовой. Она использует аллитерацию в разных произведениях: «Песня последнего вечера», «Слаб голос мой». В первом преобладают шипящие звуки, выражающие атмосферу осеннего вечера, когда природа засыпает перед сильными морозами, а сама поэтесса прощается с любимым человеком. А в стихе «Слаб голос мой» часто встречаются [л] и [н], передающие спокойствие и легкость.

Произведения Маяковского отличаются динамикой и ритмом, напоминающим марш. Для этого поэт часто использует звук [р]: чтоб время сзади ядрами рвалось. А в стихотворении о смерти Ленина повторяется [ж] – звук, нужный для выражения ужаса от потери вождя революции.

Аллитерация используется также в прозе. К примеру, в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» она присутствует даже в названии и именах некоторых героев. Описание Прокуратора Понтия Пилата содержит повторы резкого взрывного звука [р]: белый плащ с кровавым подбоем, шаркающая кавалерийская походка, крылья дворца Ирода Великого. Все это передает тревогу, напряженность, предчувствие опасности.

Примеры из литературы

Русские авторы использовали аллитерацию преимущественно в поэзии. Особенно часто прием встречается в стихотворениях А. Пушкина: шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой; буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя; бросая груды тел на груду, шары чугунные повсюду меж ними прыгают, разят.

В первом случае читателю слышатся брызги игристого вина, строки становятся музыкальными и выразительными. Даже 2 одинаковых звука в одном четверостишии изменят его звучание. Стихотворение «Зимний вечер» передает завывания снежной бури, вызывает чувство тревоги и напряжения. А в «Полтаве» чередуются звуки [р], [п], [т]. Их роль заключается в том, чтобы передать картину бойни, грохота пушек, шипения раскаленных ядер.

Мастерски владел аллитераций Ф. Тютчев: ладья катилась, ветрило весело звучало; восток алел, она молилась. В звуке [л] читатель слышит волны, легкий морской ветер, трепетание паруса, малиновый закат. Этот же прием поэт использует и в стихотворении «Весенняя гроза». Здесь читатель представляет теплый ливень с раскатами грома, темное небо, покрытое тучами, траву в каплях дождя.

Аллитерация позволяет сделать произведения звучными и мелодичными. Ее используют для привлечения внимания к своей продукции коммерческие организации.

Можно найти примеры применения и в устном народном творчестве. Сочетание и чередование определенных согласных звуков позволяет вызвать разные эмоции у читателя, развить его воображение.

Аллитерация: примеры в литературе

Природа любого таланта, в том числе писательского, необъяснима. Она божественна, талант дается свыше. Трудно понять, почему в каждой строчке настоящего писателя пульсирует жизнь, каждое его слово вызывает у читателя и слушателя ответное чувство. Но, оказывается, придать дополнительную выразительность тексту могут особые способы использования фонетических возможностей языка.

Определение

Формы фонетического украшения речи присутствуют в каждом языке. Эти способы повышения выразительности языка с использованием звукового состава слова по-другому называют звукописью, или фоникой.

Среди них известны аллитерация и ассонанс: в первом случае – организованное повторение согласных звуков, во втором – ассонанс гласных. От других стилистических приёмов, основанных на звуковых повторах (рифмы, диссонанса), аллитерация отличается нерегулярностью расположения используемых однородных согласных звуков. Их нагнетание на небольшом участке текста имеет целью усиление эмоционального воздействия, иногда с видоизменением смыслового содержания. Они могут располагаться в начале стиха, фразы, строфы, в начале каждого слова или совершенно произвольно.

Фольклорные корни

Живые языки не могут существовать без подпитки из недр народа. Неизвестные сказители издавна украшали устную речь интонационными усилениями и смысловыми акцентами. Естественно, что среди способов сделать былину, сказку увлекательней и выразительней была и аллитерация. Примеры использования звуковых повторов содержатся во всем многообразии народного словотворчества. В пословицах и поговорках, например, они создают особенный ритм, звуковые пометки, улучшающие произношение и запоминаемость:

– Шила в мешке не утаишь.

– Тише едешь – дальше будешь.

– Мели, Емеля – твоя неделя.

В скороговорках проявляется дополнительная – игровая функция аллитерации. Особый порядок в расположении согласных, выбор их по сходному звучанию затрудняет произношение, вносит момент соревнования (кто быстрее и четче произнесет):

– Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

– На дворе трава, на траве дрова.

Функции аллитерации

Высказывать свои идеи с предельной ясностью, привлечь внимание к ним с максимальной экспрессивностью, наполнить каждый звук эмоциями – главная цель настоящего писателя. Этому служит и аллитерация. Примеры её в русской поэзии и в прозе говорят о различных способах, с помощью которых решается эта задача.

В поэзии очень важно, как звучит слово, его воздействие на слушателя имеет природу, сходную с музыкальной, а звуковая суть гласных и согласных звуков многими поэтами воспринимается подобной нотам. Использование организованного упорядоченного повтора согласных различного звучания – звонких, глухих, шипящих и т.д. – имеет ритмическую функцию:

– Из года в год / Негодная погода (Л. Мартынов).

– Вот дыра у ребра – это след от ядра (В. Высоцкий).

В этом смысле поэзия тех, кого называют бардами (кто исполняет стихи, положенные на музыку, под сопровождение гитары), особенно показательна.

Иногда, особенно в стихах, аллитерация – способ соединения, интеграции слов в единый монолит, получения цельности – формальной, но удивительно впечатляющей:

– Леса – лысы. / Леса обезлосели / Леса обезлисели. (В.Хлебников).

– Говорила им горилла, приговаривала (Корней Чуковский).

Языковая живопись

Впечатляет изобразительная функция, которую имеет аллитерация. Примеры её такого использования часто основаны на звукоподражании. Например, стук колес железнодорожного вагона:

– Перестукивали стыки: на восток, восток, восток (П. Антокольский).

Звук «п» и шипящие помогают услышать и увидеть, как лопаются пузырьки в шипучем вине:

– Шипенье пенистых бокалов / И пунша пламень золотой (А. Пушкин).

В лучших образцах высокой поэзии аллитерация похожа на способ нанесения красочных мазков для создания впечатляющего живописного полотна:

– Мело, мело по всей Земле. (Б. Пастернак).

И падали два башмачка
Со стуком на пол,
И воск слезами с ночника
На платье капал (Б. Пастернак).

Тавтограмма, или инициальная аллитерация

Звуковые повторы, когда в стихотворной строфе или в прозаическом тексте используются слова, начинающиеся с одинаковой буквы, это тоже аллитерация. Примеры из литературы, показывающие такое использование данного стилистического приёма, часто носят характер нарочитости, словесной эквилибристики, языкового фокуса:

– Чуждый чарам черный челн (К. Бальмонт).

Особенно впечатляют прозаические тавтограммы. Еще в Средние века были написаны многостраничные тексты, содержащие слова, начинающиеся с одной буквы. И всем известны детские считалки – тавтограммы:

– Петр Первый пошел погулять, поймал перепёлку – понес продавать, просил полтинник – получил подзатыльник.

Вершины поэзии

Подбирать слова, исходя только из красоты звучания, удобства произнесения, нельзя, главное – смысловое содержание, идеи, доносимые до слушателя или читателя. И все-таки у великих писателей речь особенно выразительна и благозвучна, чему и служит аллитерация. Примеры в стихах Есенина – признак высочайшего поэтического мастерства.

С помощью точного выбора преобладающего звука достигается необходимый акустический эффект: здесь и свист ветра, и вой метели. Тонкие ассоциации, навеянные примененными в тексте звукосочетаниями, имеют нужную поэту визуальную и эмоциональную окраску: звонкий блеск поверхности озера и светлую грусть птичьей песни.

Обоюдоострый инструмент

Увлечение аллитерацией может стать самоцелью – здесь чаще всего вспоминают поэтов-футуристов начала XX века: И Северянина, К. Бальмонта и др. Иногда смысл прячется за частоколом звуковых повторов, а текст становится интересен как пример поэтической эквилибристики:

– Наполнен молоком опал / Залиловел и пал бесславно (М. Кузьмин).

– Ластятся волны к веслу, / Ластится к влаге лилея. (К. Бальмонт)

Самые знаменитые литераторы и филологи выступали за сдержанность и умеренность в применении стилистических изысков, к которым относятся аллитерация и ассонанс. Примеры мастерского применения звуковых повторов гласных и согласных звуков говорят о высоком писательском мастерстве и вкусе. Это можно встретить у того же И. Северянина:

Элегантная коляска, в электрическом биеньи,

Эластично шелестела по шоссейному песку.

Аллитерация в прозе, примеры

«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».

Звукопись свойственна лучшим образцам прозаических текстов, обладающих не меньшей силой воздействия, чем поэтические строки. Даже в выборе имени героя может быть использован повтор звуков. Есть подобная аллитерация у Достоевского. Пример – в «Преступлении и наказании».

Вне времени

Использование методов звукоповторов актуально для любого вида словотворчества. Присутствуя в классических поэтических и прозаических текстах, служащих примером для сегодняшних писателей и копирайтеров, аллитерация остается актуальной.

Созданию запоминающихся объявлений, призывов и даже отдельных названий продуктов служит аллитерация в рекламе. Примеры высокоэффективной работы копирайтеров встречаются на каждом шагу. Не отдавая себе отчета, почему так происходит, мы запоминаем бренды и слоган. Мастерски использованные звуковые повторы делают названия и девизы легкопроизносимыми, оседающими в памяти, наделяют их прочными ассоциациями, что и является целью писателей от рекламы, к примеру:

– “Крошка-картошка”, “Чупа-Чупс”, “Наши-мамаши”, “Елки-Палки”.

– “Брук-Бонд” – Будь на высоте!

А как не вспомнить классический слоган, вышедший из-под пера великого пролетарского поэта:

– Нам остались от старого мира только папиросы «Ира»!

Для прохладительного напитка грех не использовать смысловой намек на жажду:

Имитация звука чистки посуды логично достигается повторением особых шипящих:

Читайте также:  Что такое литота: определение и примеры литоты в русском языке

– Comet. Очищать и защищать!

Безграничные возможности

Звуковые повторы согласных и гласных звуков, певучих и отрывистых, звонких и глухих, в любом языке используются для повышения выразительности устной и письменной речи.

Подсчитано, что из согласных звуков наиболее часто употребляется «с», а для аллитерации чаще применяются более звучные и ясные – «л», «м», «н», «р». Но главное, что русский – это язык, предоставляющий огромные, безграничные возможности для использования ассонанса и аллитерации, что настоящего автора, пишущего на русском, отличает отчетливая связь между значительностью мысли, доносимой им до слушателя или читателя, и языковыми средствами её выражения.

Для чего используется и что это такое аллитерация

Для выражения авторской мысли, изображения жизни в языке употребляются средства художественной выразительности. Они служат созданию картины жизни людей, помогают читателям почувствовать и представить то, что изображено с помощью слов.

Средства выразительности передают авторское отношение к изображаемому. Главной сферой их употребления являются язык художественных произведений. В произведениях художественной литературы средства выразительности основаны на особых приемах употребления слова.

Это метафоры и эпитеты, метонимия и синекдоха, сравнение и олицетворение, которые относятся к тропам. Предлагаем разобраться, что такое аллитерация, для чего она нужна, ведь этот прием довольно часто используется авторами.

Звуковая организация литературного текста

Средствами художественной выразительности помимо тропов выступают приемы звуковой организации литературного текста в прозе и в поэзии.

В свое время мэтр символизма В. Брюсов писал: «Верь в звук слов: смысл тайн в них».

Фонетической системе русского языка характерна гибкость с особой выразительностью. Смысл любой сказанной мысли воспринимается в звуковом составе. Поэтому даже звучание слова приобретает особый смысл.

В художественной речи и писатели используют прием звукописи, при которой искусно организуется звуковое строение речи: подбираются слова, близкие по звучанию, эти звуки, виртуозно сочетаясь, при озвучивании напоминают изображаемые явления.

Известно, что в русском языке согласных звуков намного больше: 37 согласных против 6 гласных фонем. Выходит так, что согласные несут в языке основную функцию для различения смысла сказанного. Звуковые повторы согласных и гласных звуков в любом языке используются для повышения выразительности устной и письменной речи.

Русский язык предоставляет широкие возможности для использования звукописи авторам, творящим на родном русском языке.

Повторение одинаковых или похожих по звучанию согласных звуков называется в литературе аллитерацией. Почему же аллитерация является распространенным типом повтора звуков?

Что такое аллитерация, Википедия объясняет и дает определение, что это повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность. Она применялась еще в произведениях древних писателей: «Трубы трубят в Новеграде, стоять стязи в Путивле» («Слово о полку Игореве»).

Это интересно! Для чего нужна антитеза и что это такое

Путем повторения согласных [т] и [с] выразительность усиливается, неизвестный автор доводит до читателя тревогу.

Вот еще примеры из «Слова…»:

«В пятокъ потоптапша поганыя плъкы половецкыя» – в этом отрывке множество глухих согласных [п], [т], [к], [ш]. Их повторением передается в тексте картина движения тяжело вооруженных войск половцев.

В другом примере «Сабли изъострени, сами скачутъ аки серыи влъци». Свистящие согласные [ч], [ц] помогают ясно представить быстро скачущих воинов.

Примеры аллитерации

Русская система звуков дает возможность для применения аллитерации в поэтической речи.

Русскими поэтами широко используются тонкие колебания звуков, чтобы донести до читателя смысл сказанного.

Вот строки с аллитерацией у Пушкина:

Шипенье пенистых бокалов

И пунша пламень голубой.

Повторение одинаковых глухих согласных [п] с шипящим [ш] дает картину бокалов с шипением шампанского, усиливается выразительность и музыкальное звучание стихотворных строк.

Возьмем известное стихотворение Пушкина «Зимний вечер». В строке «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя» доминируют [ж], [з], [в], [р], читатели как будто слышат завывание снежной бури зимним вечером, ощущается напряжение с тревогой.

Такое же звучание слышим в «Полтаве» А. Пушкина.

Бросая груды тел на груду, (р, р, р д, д)

Шары чугунные повсюду (ш, р, ч, ф, с)

Меж ними прыгают, разят, (ж, р, п, з)

Прах роют и в крови шипят. ( п, х, р, т, р, к, р, ш)

Доминирует здесь взрывной [р], особенно в первой строке, во второй строке обилие шипящих с глухими звуками. В последующих строках настойчиво повторяются шипящие с доминирующим звуком [р].

Чередование рычащих [р] с глухими и шипящими воссоздает картину человеческой бойни, когда кругом шипят пушечные ядра, гремит канонада из пушек.

Мастерски владел звукописью Ф. Тютчев:

Восток белел…Ладья катилась,

Ветрило весело звучало!

Как опрокинутое небо,

Под нами небо трепетало,

Восток алел…Она молилась.

С кудрей откинув покрывало…

Это интересно! Для чего нужна парцелляция, что это такое: конкретные примеры

В данном стихотворении Ф. Тютчева повторяется [л], речь идет о небе, лодке с ветрилом. В звуке [л] слышится что-то ласковое, лепет волны, отражение на воде трепещущего неба.

Такое же повторение [л] находим в другом поэтическом произведении Тютчева, которое передает летнее буйство природы с ласковым теплым дождем:

Лил теплый летний дождь – его струи

По листьям весело звучали.

В «Весенней грозе» Тютчева чувствуется, как «гремят» согласные фонемы [г], [р], [б].

Важно! Аллитерация широко использовалась в фольклоре, повторы одинаковых согласных можно наблюдать в русских пословицах и поговорках.

Звукопись у поэтов Серебряного века

Широко применяли явление аллитерации поэты, творившие в начале 20 века в России. Этот художественный прием легко найти в произведениях многих авторов этого периода:

Поэты Серебряного века считали стихотворный язык волшебством, магическим заклинанием.

Их стихи завораживают музыкой стиха, заставляют проникнуть в таинственную загадку сказанного поэтического слова, хотя оно не всегда понятно читателю.

Возьмем отрывок из Ф. Сологуба:

И два глубокие бокала

Из тельно алого стекла

Ты к светлой чаше подставляла

И пену сладкую лила.

Лила, лила, лила, качала,

Два тельно алые стекла,

Белей лилей, алее лала

Бела была ты и ала.

Здесь поэт использовал звуковой повтор согласной фонемы [л]. Хотя смысл непонятен, но оно притягивает, завораживает, заставляет слушать. Ассоциацией на [л] можно представить картины ласки, любви, лобзанья с нежными оттенками цвета алый и белый.

Поэты Серебряного века считали, что главным в русском языке и в поэтической речи является звук, старались заколдовать читателя звучанием, его мелодичностью.

Это интересно! Что это такое инверсия: точное определение

В стихотворении К. Бальмонта «Камыши» повторение шипящего [ш] помогает представить ночное шуршание и шелест камышей, чуть слышный шепот.

Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.

Вспомним строки из стихотворения М. Цветаевой о Блоке «щелканье ночных копыт». Героический мотив подкрепляется наличием шипящих и взрывных в данной строке, они помогают читателю представить движение, цокот копыт по мостовой.

Сразу в следующей строке продолжается сочетание [гр]: «…громкое имя твое гремит…», которое представляет образ поэта – победителя человеческих душ своим властным и мощным творчеством. Звук [р] взрывной, резкий, властный, ассоциируется с дробью барабана, грозой, вихрем.

Вот примеры из творчества А. Ахматовой. Чтобы раскрыть душевное состояние героини, А. Ахматовой в стихотворении «Слаб голос мой» используется звукопись как выразительное средство.

Применением звонких согласных [л], [н] с ассонансом на [е] передается легкость, спокойствие, чувства, которые испытывает героиня после разлуки с любимым.

В «Песне последнего вечера» Ахматовой описывается расставание в осенний вечер. Обычно осенью появляется чувство утраты перед зимними морозами, природа как бы засыпает до следующей весны. Героиня тоже прощается с любимым. Применением шипящих фонем передается атмосфера осеннего прощального вечера.

В творчестве В. Маяковского много примеров аллитерации:

Марш! Чтоб время

Только путаницу волос.

Аллитерация в данном отрывке на [р] дает читателю представить чеканный ритм марша, динамику революционной борьбы.

«Ужас из железа выжал стон…»: специальным набором согласных поэт В. Маяковский передает ужас потери великого вождя революции В. Ленина. Вот что значит аллитерация для Маяковского.

Звукопись в прозе

Звуковые повторы как средство выразительности используются и в прозаических произведениях.

«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».

Это строки из известного булгаковского романа. Здесь читатель слышит ритм величественной походки прокуратора, эхо от его шаркающих шагов, раздающихся в зале с высокой колоннадой.

Усиливают выразительность описания сочетание звонких согласных с глухими согласными. 14 раз повторяется звук [р], звук резкий, взрывной, передающий властность, тревогу и напряжение. Даже в имени автор использовал аллитерацию на [п] – Прокуратор Понтий Пилат.

В произведениях современных поэтов можно найти звуковые повторы для усиления выразительности:

Дождь шумел негромко, нараспев,

Поливая двор и крышу дома…

В этом отрывке С. Маршака с помощью звукописи рисуется картина природы во время дождя. Повторение шипящих в сочетании звонких согласных четко воссоздает шум дождя, поливающего крышу дома.

Читаем «Заповедник» В. Высоцкого:

Сколько их в кущах – столько их в чащах,

Ревом ревущих, рыком рычащих,

Сколько бегущих – столько лежащих

В дебрях и кущах, в рощах и чащах…

Из отрывка стихотворения видно, что оно пронизано повтором шипящих согласных, усиливается выразительность, создается страшная картина истребления зверей.

Важно! Аллитерацией пользуются создатели рекламных текстов, поскольку фразы с повторением одинаковых фонем привлекают внимание и лучше запоминаются.

Полезное видео

Подведем итоги

Человек живет в мире разных звуков. Они воздействуют на человека, вызывая ассоциации с образами. Звукопись и фонетическая организация слов должны быть неразрывно связаны с содержанием поэтического произведения, только тогда стихотворение заиграет яркой изобразительностью.

Ссылка на основную публикацию