Эпифора и её примеры, как термин используется в литературе и в русском языке

Эпифора — это повторение с особым смыслом

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Повторение – не только мать ученья.

Именно так можно перефразировать известную поговорку, когда речь идет об определенном стилистическом приеме в русском языке. Называется он ЭПИФОРА.

Определение — что это такое

Как и многие термины в русском языке, этот пришел к нам из Древней Греции. Слово «epiphora» в переводе означает «повторение, добавление». Кстати, правильное произношение с ударением на второй слог, то есть эпИфора.

Определение этого термина будет звучать так:

Эпифора – это повторение звуковых сочетаний, слов, словосочетаний, которое используется в конце речевых конструкций. Служит для усиления выразительности речи и выделения наиболее важных моментов в тексте.

Примеры эпифоры в литературе

Чаще всего эпифору можно встретить в поэзии. Ведь любая рифма, по сути, может считаться повторением звукового ряда.

В полях такая благоДАТЬ,
Что словами и не переДАТЬ!
Прохладцей манит старый лЕС,
Вольный дух во мне воскрЕС. (Миркина)

Заколдован невидимКОЙ,
Дремлет лес под сказкой СНА.
Будто белою косынКОЙ
Подвязалася соСНА. (Есенин)

Но есть примеры более явной эпифоры. Когда в повторении участвуют целые слова.

Милый друг, в этом ТИХОМ ДОМЕ
Лихорадка бьет меня.
Не найти покоя в ТИХОМ ДОМЕ
Возле мирного огня. (Блок)

Иногда можно встретить эпифоры и в прозе. Но там этот прием используется гораздо реже, так как велик риск, что повторение будет выглядеть как тавтология. А это всегда плохо для любого текста. И все-таки некоторые писатели умело пользуются всем литературным арсеналом.

Например, часто эпифоры можно найти в произведениях Николая Васильевича Гоголя.

Мне хотелось бы понять, отчего я титулярный советник? Почему я именно титулярный советник?
Фестончики, кругом фестончики. Пелеринка из фестончиков, фестончики и на рукавах, из фестончиков эполетцы, фестончики внизу, фестончики везде.

Последняя фраза наиболее известна как пример использования эпифоры. В ней слово «фестончики» (разновидность декора в виде цветов и листьев) повторено 7 (. ) раз. И сразу понятен эмоциональный посыл автора. Гоголь не просто говорит, а прямо кричит о том, как сильно его раздражают эти фестончики.

Разновидности эпифор

Все эпифоры можно разделить на несколько категорий в зависимости от того, как они образованы:

Грамматическая эпифора – это совпадение отдельных звуков в конце строк. То есть те самые рифмы в стихотворениях, о которых мы уже говорили. Кстати, очень часто идеальные повторения можно встретить в произведениях для детей. Это сделано для того, чтобы юные читатели лучше запоминали.

На балконе дружно жили
Нарцисс и мак.
Они дружили.

Птичка невеличка
Меньше, чем спичка
По полю летала,
Комариков глотала.

Лексическая эпифора – это повторение отдельных слов на конце разных строчек. Мы уже приводили подобные примеры. Но иногда в качестве эпифоры используются целиком определенные строчки. Например, как в стихотворении Александра Сергеевича Пушкина «Мой талисман»:

Когда поднимет океан,
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи,
ХРАНИ МЕНЯ, МОЙ ТАЛИСМАН.

В уединении чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
ХРАНИ МЕНЯ МОЙ ТАЛИСМАН.

Кстати, примером лексической эпифоры может быть практически любая песня, в которой есть припев. Ведь он, как правило, повторяется несколько раз.

Риторическая эпифора – повторение некой конструкции в произведении. Некоторые авторы любят начинать и заканчивать стихотворения одними и теми же (или слегка измененными) строчками. Один из таких примеров – стихотворение «Есть время любить», которое написала Юлия Друнина:

ЕСТЬ ВРЕМЯ ЛЮБИТЬ,
ЕСТЬ — ПИСАТЬ О ЛЮБВИ.
Зачем же просить
«Мои письма порви»?
Мне радостно,
Что жив на земле человек,
Который не видит,
Как времени снег
Давно с головой
Ту девчонку занес,
Что много хлебнула
И счастья, и слез.
Не надо просить
«Мои письма порви».
ЕСТЬ ВРЕМЯ ЛЮБИТЬ,
ЕСТЬ — ЧИТАТЬ О ЛЮБВИ.

А еще примеры риторических эпифор можно найти в русско-народных песнях. Вспомните хотя бы известную песню про двух гусей. В ней после каждого куплета повторяется «Один серый, другой белый», а уже дальше идет повтор последней строчки.

Эпифора в рекламе

Любой литературный прием повышает выразительность текста и акцентирует внимание на наиболее важных деталях. А потому неудивительно, что их в своих целях используют и акулы рекламного бизнеса. И эпифора тут не исключение.

Вот лишь несколько известных слоганов:

  1. «Не просто чисто – а безупречно чисто» (порошок для стирки «Ариэль»)
  2. «Один раз «Персил», всегда «Персил» (еще одна реклама стирального порошка)
  3. «Майский чай — любимый чай» (собственно чай «Майский»)
  4. Буксировка с места аварии? — Фирма «Гарант».
    Ремонт в дороге? — Фирма «Гарант».
    Доступные цены? — Фирма «Гарант».

Эпифора в повседневной речи

Редко, но и этот литературный прием некоторые из нас используют в повседневной жизни. Приведем только один пример:

Ты сумеешь. Ты обязательно сумеешь всё преодолеть!

Этой фразой тренер может настраивать спортсмена на очередные свершения. Или родители успокаивать ребенка перед важным экзаменом. Или начальник так дает ц/у своему подчиненному.

Но в любом случае, этой короткой фразой с применением эпифоры можно заменить огромный мотивационный текст, типа «Я в тебя верю. У тебя достаточно сил, чтобы преодолеть возникшие сложности. Просто соберись и сделай все то, чему тебя учили. И так далее…»

Отличие от анафоры

По аналогии с эпифорой в русском языке есть еще один стилистический прием – это АНА́ФОРА. Они очень похожи по своей сути, так как речь также идет о повторении определенного звукового ряда или слов. Вот только в эпифоре эти повторы всегда в конце строчки, а в анафоре – в начале.

Эпифора

В художественной литературе, в поэзии в частности, существует немало способов привлечь внимание читателя к определённой мысли. Иногда это делается с помощью выразительного образа или красивой метафоры. В других случаях авторы прибегают к многократному повторению высказывания.

Повторы относятся к фигурам речи, а конкретнее – к фигурам прибавления. Они бывают различными. Они могут располагаться в начале строф. Могут следовать друг за другом. А могут помещаться в конце строфы, как бы подытоживая сказанное в ней. Такой приём называется эпифорой и часто встречается в произведениях русских и зарубежных авторов.

Термин «эпифора» заимствован из греческого языка. Он происходит от слов «epi» – «после» и «phoros» – «несущий» и определяется как повторение одних и тех же сочетаний звуков, слов или речевых конструкций в конце соседних или близких друг к другу отрезков текста (предложений, стихов, строф и др.). Эпифора является противоположностью анафоры – повторения начала соседних отрезков речи.

В литературоведении выделяют несколько видов эпифоры:

1. Грамматическая эпифора представляет собой повторение нескольких звуков, сочетаний букв в конце соседних ритмических рядов. Эта разновидность эпифоры характерна для детской поэзии, считалок и т. д.:

Я сказала: — Ты поёшь нескладно! —
А сама притихла и стою.
А оно в ответ мне: «Ладно, ладно
Значит, понимает речь мою.

Нередка грамматическая эпифора и для лирических стихотворений. В следующем отрывке видим такую конструкцию в сочетании с анафорой:

Вот, друг, плоды моей небрежной музы!
Оттенок чувств тебе несу я в дар.
Хоть ты презрел священной дружбы узы,
Хоть ты души моей отринул жар…

«Посвящение. N.N.», М. Ю. Лермонтов.

2. Лексическая эпифора заключается в дублировании отдельных слов или речевых оборотов в конце строки, строфы, предложения и т. д. Вот несколько примеров использования такой эпифоры:

Пышные гнутся макушки,
Млея в весеннем соку;
Где-то вдали от опушки
Будто бы слышно: ку-ку.

Сердце! — вот утро — люби же
Всё, чем жило на веку;
Слышится ближе и ближе,
Как золотое, — ку-ку.

Правда, ночь при свете лунном
Холодна, тиха, ясна;
Правда, ты недаром, друг мой,
Покидаешь ложе сна:

Бриллианты в свете лунном,
Бриллианты в небесах,
Бриллианты на деревьях,
Бриллианты на снегах.

«Знаю я, что ты, малютка…», А. А. Фет.

Здесь эпифора служит углублению образа. Дважды указывая на одно и то же явление, поэт подчёркивает его важность.

То-то праздник мне да Маше,
Другу сердца моего;
Никогда про счастье наше
Мы не скажем ничего.

Стойте — тотчас угадаю
Горе сердца твоего.
Понимаю, понимаю! —
Не болтай же ничего.

«Будь подобен полной чаше…», А. С. Пушкин.

Ах, Отец мой, Отец – да,
Ты зиждительный Творец – да,
Приведи меня в конец – да,
Что в конец всех сердец – да,
Где игра колоколец – да,
Где таинственный ларец – да,
Где венчальный свет колец – да

В этом стихотворении повторяющееся «да» напоминает о словах, произносимых влюблёнными во время бракосочетания. Кроме того, эпифора здесь отражает бурный восторг и преклонение лирического героя перед высшей силой, всемогущим Творцом.

3. Риторическая эпифора предполагает повторение целых предложений в конце строф и других параллельных отрезков речи. Такая эпифора часто встречается в стихотворениях русских классиков:

У нас за робостью лица
Скрывается иное.
Мы непокорные сердца.
Мы молоды. Нас трое.

Служить свободе — наш девиз,
И кончить, как герои.
Мы тенью Шиллера клялись.
Мы молоды. Нас трое.

«Тройственный союз», М. И. Цветаева.

Бог метелей, бог ухабов,
Бог мучительных дорог,
Станций — тараканьих штабов,
Вот он, вот он русский бог.

Бог голодных, бог холодных,
Нищих вдоль и поперек,
Бог имений недоходных,
Вот он, вот он русский бог.

«Русский бог», П. А. Вяземский.

В этом отрывке эпифора помогает придать строкам твёрдость, убедительность. Благодаря ней мы чувствуем отчаяние автора, убёжденного в истинности своих выводов.

Тихо вечер догорает,
Горы золотя;
Знойный воздух холодает, –
Спи, мое дитя!

Соловьи давно запели,
Сумрак возвестя;
Струны робко зазвенели, –
Спи, мое дитя!

Смотрят ангельские очи,
Трепетно светя;
Так легко дыханье ночи, –
Спи, мое дитя!

В данном случае повторяющаяся фраза придаёт стихотворению сходство с настоящей колыбельной песней. Эпифора как бы гипнотизирует читателя, успокаивает и убаюкивает его.

Эпифора также распространена в произведениях зарубежных авторов. Вот, как применяет эту стилистическую фигуру Уильям Шекспир:

Бассанио:
Знай ты, мой друг, кому я отдал перстень,
Знай ты, из-за кого я отдал перстень.
Пойми лишь ты, за что я отдал перстень,
И как я неохотно отдал перстень,
Когда принять хотели только перстень, –
Смягчила б ты свое негодованье.

Порция:
Знай вы, как драгоценен этот перстень,
Знай цену той, что отдала вам перстень,
Знай честь, что вам хранить велела перстень.
Вы б никогда не отдали тот перстень;
И кто ж бы был настолько неразумен, –
Когда бы вы отстаивали перстень
С горячностью, — кто был бы так нескромен,
Чтоб требовать то, что другим святыня?
Нерисса подсказала, что мне думать:
Хоть умереть – у женщины мой перстень.

Читайте также:  Какие изменения происходят в современном обществе: основные причины и виды изменений

Как видим по этому отрывку, эпифора часто удачно сочетается с анафорой. Такая комбинация приёмов делает речь более напористой, назидательной, придаёт ей большую убедительность и энергичность.

Вот фрагмент из известного стихотворения Эдгара Аллана По, которое построено вокруг риторической эпифоры:

И вскричал я в скорби страстной: «Птица ты – иль дух ужасный,
Искусителем ли послан, иль грозой прибит сюда, –
Ты пророк неустрашимый! В край печальный, нелюдимый,
В край, Тоскою одержимый, ты пришел ко мне сюда!
О, скажи, найду ль забвенье, — я молю, скажи, когда?»
Каркнул Ворон: «Никогда».

«Ты пророк, — вскричал я, — вещий! «Птица ты – иль дух зловещий,
Этим небом, что над нами, – богом, скрытым навсегда, –
Заклинаю, умоляя, мне сказать – в пределах Рая
Мне откроется ль святая, что средь ангелов всегда,
Та, которую Ленорой в небесах зовут всегда?»
Каркнул Ворон: «Никогда».

«Ворон», перевод К. Д. Бальмонта.

Эпифора широко используется в ораторской речи. Этот приём помогает подытожить главную мысль, сосредоточить внимание слушателей и читателей на наиболее важных идеях. Ниже представлен отрывок из речи Мартина Лютера Кинга 1963 года:

«С верою этой мы сможем трудиться вместе, молиться вместе, бороться вместе, в неволе томиться вместе, стоять за свободу вместе, зная, что однажды мы будем свободны».

Как видим, в конце каждого отрезка находится одно и то же слово, с помощью которого подчёркивается единство американской нации.

Мы можем выделить основные функции эпифоры.

  1. Эпифора создаёт эффект кульминации высказывания. Благодаря этой фигуре обнажаются и обостряются накапливающиеся в ходе чтения эмоции.
  2. С помощью эпифоры происходит концентрация внимания читателя на главной мысли, идее автора.
  3. Эпифора заставляет читателя предполагать и предвкушать дальнейшее развитие речи.

Следовательно, эпифора играет в художественном тексте важную роль. Поэтому этот приём широко используется не только в литературе, но и в повседневной речи.

Примеры эпифоры в литературе

Русский язык, являясь богатейшим кладезем возможностей применения разнообразнейших стилистических фигур, предлагает истинным ценителям шанс попрактиковаться в применении одной или нескольких в рамках небольшой статьи. Попробуем рассмотреть такой интересный элемент, как эпифора. Примеры из литературы также обязательно разберем, чтобы понять, как это явление языка можно использовать во благо себе и окружающим.

Определение

Начнем с главного – дадим определение. Эпифора – это стилистическая фигура, заключающаяся в том, что в конце смежных отрезков речи используются одинаковые слова или их сочетания. Простейшие примеры эпифоры можно встретить в первую очередь в поэзии.

Поэтические зарисовки

Очевидно, само рифмование может стать таковым, когда строчки какого-нибудь детского стишка заканчиваются одинаковыми слогами. Таким образом, мы получаем частный случай эпифоры. И чтобы не ходить далеко, вот небольшой шедевр подобного стихосложения:

Зорок взгляд совиный,
Видит след звериный.
Тонок слух совиный,
Слышит писк мышиный.

Конечно, примеры эпифоры могут быть намного сложнее, и мы рассмотрим один такой в исполнении Марины Цветаевой.

Лес не тот!
Куст не тот!
Дрозд не тот!

Вот она – явная эпифора.

Примеры прозаические

Однако не только творцы поэтического умонастроения грешны использованием этой фигуры. В прозе сплошь и рядом встречаются отголоски необычной ритмики, привносимой в язык использованием такого интересного явления, как эпифора. Примеры встречаются даже у таких серьезных, казалось бы, людей, как Ницше. Что далеко ходить, вспомним знаменитого Заратустру и его каленым железом повторяемое «так проповедовало безумие».

Или взять гоголевские фестончики, тоже представляющие собой яркий экземпляр этой стилистической фигуры. Словом, примеры эпифоры попадаются в литературных источниках с завидной периодичностью.

Анафора

Начав разговор об эпифоре, не следует забывать и о ее противоположности, о таком замечательном явлении языка, как анафора. Опять же не забудем дать определение употребляемому термину. Анафора — это стилистическая фигура, заключающаяся в том, что повторение звуков, слов или их сочетаний теперь приходится на начало ритмических элементов. Конечно же, обычно это строки стихотворных произведений. То есть опять же поэзия является наиболее частой мишенью для использования данной структуры усиления ритмики, однако попадаются случаи применения в прозе.

Чтобы не отставать от начала статьи, рассмотрим примеры и для анафоры. И в качестве подопытного возьмем Фета с его весенней радостью. Напомним:

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света.

Яркий пример так называемой лексической анафоры.

В мире стилистических фигур оба элемента являются ярким примером антиподов. И анафора, и эпифора, примеры которых мы галопом по Европам рассмотрели в рамках этой небольшой статьи, являются важнейшими элементами любого языка, склонного к обогащению за счет использования стилистических фигур. Русский, конечно же, не является исключением и предлагает свой великолепный инструментарий для движения в означенном направлении.

Применение эпифоры

Настало время разобраться, как сие богатство можно применять в обычной жизни. Конечно, если читатель лишь понаслышке знаком с писательским ремеслом, а уж тем более со складыванием слов в вирши, то ему едва ли просто будет справиться с подобной задачей практического использования стилистических фигур вроде анафоры или эпифоры. Однако не следует забывать о том, что наше обыденное общение состоит из обмена идеями, складывающимися из все тех же слов. А что можно делать со словами, кроме как складывать их в предложения?

Поэтому явным и самым простым применением любых стилистических фигур является, конечно же, обогащение культуры речи человека, пользующегося этими элементами. А значит, примеры эпифоры и анафоры, а также их использования в обыденной речи являются вполне приемлемыми с точки зрения выбора в качестве предмета рассмотрения в неспециальном труде на тему подобной статьи.

Заключение

Подытожить все вышесказанное хотелось бы пожеланием для дорогого читателя знать не только теоретическую подоплеку и таким образом понимать, что, вообще, происходит в его родном языке, но и действительно применять различные инструменты обогащения его речи за счет использования стилистических фигур и не только. Поскольку запас этого добра по-настоящему поражает даже самое буйное воображение.

Эпифора – определение, значение и примеры употребления

Определение с пояснениями

Чтобы дать определение эпифоре, следует обратиться к фигурам художественной речи. Под этим термином понимают необычные обороты и построение текста, к которым прибегают писатели для усиления художественного слова. Наряду с анафорой, инверсией, усилением слова, симплокой, выделяется эпифора. Слово греческого происхождения переводится как «повторение».

В литературе эпифора — дублирование одних и тех же речевых конструкций в конце фраз с целью усиления художественной речи. Оно противоположно анафоре — повторению слов и их оборотов в начале высказывания. Оба приема широко используются для выделения основного смысла высказываний. Например, эпифоры в стихотворении Сергея Островорова:

Вырос. Солдатом пришел на вокзал.

Вот в атаке на дымную землю упал.

Встал. Снова пошёл. И губами к жизни припал.

Наряду с диафорой, эпифора является разновидностью метафоры. Повтор идентичных частей в конце предложений, глав, сток или абзацев носит функции:

  • создание эффекта кульминации;
  • украшение произведений;
  • придание эмфатического ударения определенной части выказывания;
  • создание эффекта предположительности.

Распространенные виды

Выделяют несколько видов подобного стилистического приема. Их использовали многие русские и советские авторы (Лермонтов, Есенин, Маяковский), продолжают применять в своем творчестве современные писатели. Классифицируют стилистический прием следующим образом.

Грамматическая эпифора. Встречая в конце строк повторы одинаковых звуков, многие говорят об идеальной рифме. Это является определением грамматической эпифоры, с большим успехом применяемой классиками и авторами нового времени. В завершении смежных строк применяются словоформы или звуковые ряды. Прием популярен при написании стихов для малышей:

Видит след звериный.

Тонок слух совиный,

Слышит писк мышиный. (И. Батый)

Лексическая. Дублирование слов на конце речевого отрезка особенно характерно для русских народных и эстрадных песен. Примером в литературе служит стихотворение А. С. Пушкина о талисмане и произведение М. Гаспарова:

Удача дана мне судьбой,

И неудача — судьбой;

Всё … вершится судьбою.

Риторическая. Это повтор катренов в стихотворении, когда первое четверостишие берется за основу последнего. Оно может звучать без изменений или с некоторыми речевыми перестановками. Прием также распространен при написании песен (например, про веселых гусей — «один серый, второй — белый»). Риторика также свойственна эпосу. Подобный жанр издревле украшал былины, сказки, легенды («жили-были», «волей-неволей» и другое).

Прием в поэзии, литературе и жизни

Подобный лингвистический прием часто используется в литературе. Владея им, можно писать более интересные сочинения, эссе, рекламные слоганы. Из определения эпифоры следует, что она украшает предложения повторениями звуков, усиливает оттенки речи, эмоциональность и экспрессию. Благодаря этому часто подобную стилистическую фигуру выбирают поэты. Например:

Что нам с тобой не стоит говорить.

Уже расстались — связь была непрочной,

Не прочной, а порочной, может быть…

В стихотворном примере хорошо заметна игра слов. В начале четверостишья есть ощущение уверенности («я знаю «), а в конце оно содержит частицу «не», указывающую на раздумья. Это пример «единоконечия».

Реже эпифоры встречаются в прозе по причине того, что их можно принять за тавтологию. Повторы слов не красят текст, однако некоторые писатели умело используют подобный литературный арсенал. Например, в творчестве Гоголя эпифоры — довольно частое явление:

Фестончики, кругом фестончики. Пелеринка из фестончиков, фестончики и на рукавах, из фестончиков эполетцы, фестончики внизу, фестончики везде.

В знаменитой фразе из «Мертвых душ» автор буквально кричит о том, как ему не по нраву подобные декоративные элементы. Его раздражение по этому поводу буквально ощущается читателем.

В разговорной речи эпифоры используются не так часто, как в книгах. Например, обращение к отчаявшемуся другу: «Ты сможешь, ты, конечно же, сможешь все это преодолеть!». Оно заменяет более витиеватую речь: «Я верю, что ты справишься, у тебя много сил. Сконцентрируйся на успехе, забудь о трудностях, сумей выбрать верный путь». При этом эпифора выглядит более эмоциональной, лаконичной и убедительной.

Другие примеры выражения из жизни:

  • «Я всегда это помнила, и ты помнил, и мы оба помнили».
  • «За жилье — плати, за учебу плати, хочешь быть здоровым — опять плати».
  • «У кошки острый коготь, у кошки острый глаз».
  • «Мы построим наш милый тихий дом, мы построим рядом беседку, разобьем сад, и будем счастливы».

Литературные примеры

Примеры эпифоры можно найти в сюрреалистических, фольклорных текстах или произведениях, которые стилистически к ним приближены. Их общий признак — единство концовки. Познакомиться с приемом позволяют такие отрывки из стихов, пьес, рассказов, романов:

  1. Это есть художник Альтман, очень старый человек.По-немецки значит Альтман — очень старый человек. (Осип Мандельштам)
  2. Ведь звезды были крупнее, ведь пахли иначе травы, осенние травы.(А.А. Ахматова)
  3. Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь. (В. В. Маяковский)
  4. «Бедный родственник — всегда дальний родственник» (Б. Шоу)
  5. Весну заклинати, заму провожати, рано-рано зиму провожати.
Читайте также:  Специалитет профессий, скрытых за понятием правоохранительной деятельности

Явление в рекламе

Рекламные тексты — особый вид творчества, в котором существуют свои градации, приемы и правила. В нем нередко используют фигуры художественной речи с целью усиления высказываний. Эпифоры позволяют рекламодателям емко и красиво выражать мысли, что ценится в рекламном бизнесе. С их помощью можно акцентировать внимание на важных деталях и привлечь внимание целевой аудитории. Повторы слов создают ритм, позволяют несколько раз упомянуть название и достоинства рекламируемого товара.

Рекламные слоганы и фразы с привлечением эпифор легко запоминаются, со временем становятся крылатыми:

  • порошок Ariеl — «Не просто чисто, а безупречно чисто»;
  • чай «Майский» — «Майский чай — любимый чай»;
  • AMD — «Вдохнови меня, удиви меня, AMD меня»

Анафора как противоположность

Анафора — повторение одинаковых слов и морфем в начале предложений. Этот прием делится на несколько видов, каждый из которых находит применение в литературных произведениях. Анафору кратко классифицируют таким образом:

  1. Звуковая. Отличается повтором одинаковых звуковых сочетаний: «Унесло время все неважное, уняло душевную боль».
  2. Морфемная. Дублирование морфем или частей слов: «Златовласую принцессу, златоглавого коня».
  3. Лексическая. Повторение слов: «Не напрасно она ждала, не напрасно готовилась».
  4. Синтаксическая. Дублирование словесных конструкций: «Хотелось бы со всеми ладить, имелось бы что передать, желалось бы прощать не глядя, умелось бы всё забывать…»

Выразительность тексту может придать также аллитерация — повторение одинаковых согласных. Например, «Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой». С этой целью используется повторение гласных звуков (ассонанс), тропы (слова и обороты в иносказательном значении), параллелизм (тождественное построение отрезков текста), а также эпифраз (добавочные уточняющие предложения).

Рассмотрев значение и примеры эпифоры, можно обобщить, что этот литературный прием является особой фигурой речи, заостряющей внимание на экспрессивно-эмоциональном окрасе произведений. Благодаря ему и противоположности (анафоре) можно украсить свою речь и сочинения, сделать их более живыми и искренними.

Эпифора — определение, примеры в русском языке и литературе

Эпифора — стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одинаковых слов либо группы слов в окончании каждого предложения, строфы и т.д.

Этот прием противоположен стилистической фигуре “анафоре” и используется для усиления выразительности художественной речи и для выделения ключевых моментов фразы или предложения.

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

Виды эпифоры

Данный стилистический прием подразделяется на несколько видов:

    Грамматическая эпифора — этот вид основывается на повторении словоформ и звуковых рядов. Такой прием часто можно встретить в детских стишках или загадках:

На балконе дружно жили
Мак, нарцисс.
Они дружили.

Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.
Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи —
Храни меня, мой талисман.
В уединенье чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.
Священный сладостный обман,
Души волшебное светило…
Оно сокрылось, изменило…
Храни меня, мой талисман.
А. Пушкин

Первое слово ребенок сказал:
— Мама!
Вырос. Солдатом пришел на вокзал.
— Мама!
Вот в атаке на дымную землю упал.
— Мама!
Встал. И пошёл. И губами к жизни припал.
Мама!

Также примеры риторической эпифоры довольно часто можно встретить в песнях:

Ты – рядом, и все прекрасно:
И дождь, и холодный ветер.
Спасибо тебе, мой ясный,
За то, что ты есть на свете.

Спасибо за эти губы,
Спасибо за руки эти.
Спасибо тебе, мой любый,
За то, что ты есть на свете.

Примеры эпифоры в литературе

Эпифора нередко используется авторами в прозе. Например, когда писатель или мыслитель хочет подчеркнуть значимость какого-то определенного момента или эпизода.

«Вы скорбите о том, что три войска римского народа истреблены, — истребил их Антоний. Вы не досчитываетесь прославленных граждан — и их отнял у нас Антоний. Авторитет нашего сословия ниспровергнут — ниспроверг его Антоний. Словом, если рассуждать строго, все то, что мы впоследствии увидели (а каких только бедствий не видели мы?), мы отнесем на счет одного только Антония»
(Цицерон. Вторая филиппика против Марка Антония).

В стихотворных жанрах стилистический прием “эпифора”, встречается гораздо чаще. Например, в стихотворении Ф.Г. Лорки «Пустыня» (перевод М. Цветаевой):

Прорытые временем лабиринты — исчезли.
Пустыня — осталась.
Несмолчное сердце — источник желаний — иссякло.
Пустыня — осталась.
Закатное марево и поцелуи пропали.
Пустыня — осталась.
Умолкло, заглохло, остыло, иссякло, исчезло.
Пустыня — осталась.

З. Гиппиус часто в своих стихах прибегала к использованию эпифоры для того, чтобы подчеркнуть важность и значимость слова или выражения. Например, в стихотворении, посвященном близкому другу, поэтесса использует эпифору “одному”, тем самым делая акцент на состоянии одиночества:

Одиночество с Вами… Оно такое,
Что лучше и легче быть ОДНОМУ.

Оно обнимает густою тоскою,
И хочется быть совсем ОДНОМУ.

Тоска эта — нет! — не густая — пустая.
В молчаньи проще быть ОДНОМУ.

Птицы-часы, как безвидная стая,
Не пролетают — один к ОДНОМУ.

Но Ваше молчание — не беззвучно,
Шумы, иль тень, все к ОДНОМУ.

С ними, пожалуй, не тошно, не скучно,
Только желанье — быть ОДНОМУ.

Этом молчаньи ничто не родится,
Легче родить самому — ОДНОМУ.

В нем только что-то праздно струится…
А ночью так страшно быть ОДНОМУ.

Может быть, это для Вас и обидно,
Вам ведь привычно быть ОДНОМУ.

И Вы не поймете… И разве не видно,
Легче и Вам, без меня — ОДНОМУ.

Эпифора в рекламе

Эпифора довольно часто используется в рекламе, делая ее более живой, запоминающейся и интересной.
Например:

«Буксировка с места аварии? — Да! Фирма «Гарант».
Ремонт в дороге? — Да! Фирма «Гарант».
Доступные цены? — Да! Фирма «Гарант»».

Виды, примеры тропов – таблицы

Речь. Анализ средств выразительности.

Необходимо отличать тропы (изобразительно-выразительные средства литературы), основанные на переносном значении слов и фигуры речи, основанные на синтаксическом строении предложения.

Лексические средства.

Обычно в рецензии задания В8 пример лексического средства дается в скобках либо одним словом, либо словосочетанием, в котором одно из слов выделено курсивом.

синонимы (контекстные, языковые) – близкие по смыслу словаскоро – вскорости – на днях – не сегодня-завтра, в недалеком будущем
антонимы (контекстные, языковые) – противоположные по смыслу словаони никогда не говорили друг другу ты, а всегда вы.
фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному словуна краю света (= «далеко»), зуб на зуб не попадает (= «замерз»)
архаизмы – устаревшие словадружина, губерния, очи
диалектизм – лексика, распространенная на определенной территориикурень, гутарить
книжная,

разговорная лексика

дерзновенный, сподвижник;

просадить деньги, глубинка

Тропы.

В рецензии примеры тропов указываются в скобках, как словосочетание.

Виды тропов и примеры к ним в таблице:

метафора – перенос значения слова по сходствумертвая тишина
олицетворение – уподобление какого-либо предмета или явления живому существу отговорила роща золотая
сравнение – сопоставление одного предмета или явления с другим (выражаются через союзы как, словно, будто, сравнительную степень прилагательного)яркий, как солнце
метонимия – замена прямого названия другим по смежности (т.е. на основе реальных связей)Шипенье пенистых бокалов (вместо: пенящееся вино в бокалах)
синекдоха – употребление названия части вместо целого и наоборотбелеет парус одинокий (вместо: лодка, корабль)
перифраз – замена слова или группы слов, чтобы избежать повторенияавтор «Горе от ума» (вместо А.С. Грибоедов)
эпитет – использование определений, придающих выражению образность и эмоциональностьКуда ты скачешь, гордый конь?
аллегория – выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образахвесы – правосудие, крест – вера, сердце – любовь
гипербола – преувеличение размеров, силы, красоты описываемогов сто сорок солнц закат пылал
литота – преуменьшение размеров, силы, красоты описываемоговаш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка
ирония – употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешкиОткуда, умная, бредешь ты, голова?

Фигуры речи, строение предложений.

В задании В8 на фигуру речи указывает номер предложения, данный в скобках.

эпифора – повторение слов в конце предложений или строк, идущих друг за другомМне хотелось бы знать. Отчего я титулярный советник ? Почему именно титулярный советник ?
градация – построение однородных членов предложения по нарастанию смысла или наоборотпришел, увидел, победил
анафора – повторение слов в начале предложений или строк, идущих друг за другом Железная правда – живой на зависть,

Железный пестик, и железная завязь.

каламбур – игра словШел дождь и два студента.
риторическое восклицание (вопрос, обращение) – восклицательное, вопросительное предложения или предложение с обращением, не требующие отклика у адресатаЧто стоишь, качаясь, тонкая рябина?

Да здравствует солнце, да скроется тьма!

синтаксический параллелизм – одинаковое построение предложениймолодым везде у нас дорога,

старикам везде у нас почет

многосоюзие – повтор избыточного союзаИ пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы…

бессоюзие – построение сложных предложений или ряда однородных членов без союзовМелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари…

эллипсис – пропуск подразумеваемого словая за свечкой – свечка в печку
инверсия – непрямой порядок словИзумительный наш народ.
антитеза – противопоставление (часто выражается через союзы А, НО, ОДНАКО или антонимыГде стол был яств, там гроб стоит
оксюморон – соединение двух противоречащих понятийживой труп, пожар льда
цитирование – передача в тексте чужих мыслей, высказываний с указанием автора данных слов.Как сказано в поэме Н. Некрасова: «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить…»
вопросноответная форма изложения – текст представлен в виде риторических вопросов и ответов на нихИ опять метафора: «Живите под минутными домами…». Что это означат? Ничто не вечно, все подвержено тлену и разрушению
ряды однородных членов предложения– перечисление однородных понятийЕго ждала долгая, тяжелая болезнь, уход из спорта.
парцелляция– предложение, которое расчленено на интонационно-смысловые речевые единицы.Я видел солнце. Над головой.

Помни!

При выполнении задания В8 следует помнить, что вы заполняете места пропусков в рецензии, т.е. восстанавливаете текст, а с ним и смысловую, и грамматическую связь. Поэтому часто дополнительной подсказкой может служить анализ самой рецензии: различные прилагательные в том или ином роде, согласующиеся с пропусками сказуемые и т.д.

Облегчит выполнение задания и разделение списка терминов на две группы: первая включает термины на основе изменений значения слова, вторая – строение предложения.

Разбор задания.

(1) Земля – космическое тело, а мы – космонавты, совершающие очень длительный полет вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной. (2) Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле устроена столь остроумно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение миллионов лет.

(3) Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полет. (4) Но вот постепенно, последовательно, с изумляющей безответственностью мы эту систему жизнеобеспечения выводим из строя, отравляя реки, сводя леса, портя Мировой океан. (5) Если на маленьком космическом корабле космонавты начнут суетливо перерезать проводочки, развинчивать винтики, просверливать дырочки в обшивке, то это придется квалифицировать как самоубийство. (6)Но принципиальной разницы у маленького корабля с большим нет. (7) Вопрос только размеров и времени.

(8) Человечество, по-моему, – это своеобразная болезнь планеты. (9)Завелись, размножаются, кишат микроскопические, в планетарном, а тем более во вселенском, масштабе существа. (10) Скапливаются они в одном месте, и тут же появляются на теле земли глубокие язвы и разные наросты. (11) Стоит только привнести капельку зловредной (с точки зрения земли и природы) культуры в зеленую шубу Леса (бригада лесорубов, один барак, два трактора) – и вот уж распространяется от этого места характерное, симптоматическое болезненное пятно. (12) Снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли.

(13) К сожалению, столь ранимыми, как и биосфера, столь же беззащитными перед напором так называемого технического прогресса оказываются такие понятия, как тишина, возможность уединения и интимного общения человека с природой, с красотой нашей земли. (14) С одной стороны, человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной жизни, скученностью, огромным потоком искусственной информации, отучается от духовного общения с внешним миром, с другой стороны, сам этот внешний мир приведен в такое состояние, что уже подчас не приглашает человека к духовному с ним общению.

(15) Неизвестно, чем кончится для планеты эта оригинальная болезнь, называемая человечеством. (16) Успеет ли Земля выработать какое-нибудь противоядие?

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29 – А31, В1 – В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

«В первых двух предложениях использован такой троп, как ________. Этот образ «космического тела» и «космонавтов» является ключевым к пониманию авторской позиции. Рассуждая о том, как ведет себя человечество по отношению к своему дому, В. Солоухин приходит к выводу, что «человечество – это болезнь планеты». ______ («снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли») передают негативные деяния человека. Употребление в тексте _________ (предложения 8, 13, 14) подчеркивает, что все сказанное автору далеко не безразлично. Употребленный в 15-м предложении ________ «оригинальная» придает рассуждению печальный финал, который заканчивается вопросом».

Список терминов:

  1. эпитет
  2. литота
  3. вводные слова и вставные конструкции
  4. ирония
  5. развернутая метафора
  6. парцелляция
  7. вопросно-ответная форма изложения
  8. диалектизм
  9. однородные члены предложения

Делим список терминов на две группы: первая – эпитет, литота, ирония, развернутая метафора, диалектизм; вторая – вводные слова и вставные конструкции, парцелляция, вопросно-ответная форма изложения, однородные члены предложения.

Выполнение задание лучше начинать с пропусков, которые не вызывают трудности. Например, пропуск № 2. Так как в качестве примера представлено целое предложение, скорее всего подразумевается какое-либо синтаксическое средство. В предложении «снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли»используются ряды однородных членов предложения: глаголы снуют, размножаются, делают дело, деепричастия выедая, истощая, отравляя и существительные реки, океаны, атмосферу. В то же время глагол «передают» в рецензии указывает на то, что на месте пропуска должно стоять слово во множественном числе. В списке во множественном числе стоят вводные слова и вставные конструкции и однородные членные предложения. Внимательное прочтение предложения показывает, что вводные слова, т.е. те конструкции, которые тематически с текстом не связаны и могут быть изъяты из текста без потери смысла, отсутствуют. Таким образом, на месте пропуска № 2 необходимо вставить вариант 9) однородные члены предложения.

В пропуске № 3 указаны номера предложений, значит термин снова относится к строению предложений. Парцелляцию сразу можно «отбросить», так как авторы должны указать два или три подряд идущих предложения. Вопросно-ответная форма тоже является неправильным вариантом, так как предложения 8, 13, 14 не содержат вопроса. Остаются вводные слова и вставные конструкции. Находим их в предложениях: по-моему, к сожалению, с одной стороны, с другой стороны.

На месте последнего пропуска необходимо подставить термин мужского рода, так как с ним в рецензии должно согласовываться прилагательное «употребленный», и он должен быть из первой группы, так как в качестве примера дано только одно слово «оригинальная». Термины мужского рода – эпитет и диалектизм. Последний явно не подходит, так как это слово вполне понятно. Обращаясь к тексту, находим, с чем сочетается слово: «оригинальная болезнь». Здесь явно прилагательное употреблено в переносном смысле, поэтому перед нами – эпитет.

Остается заполнить только первый пропуск, который является самым сложным. В рецензии сказано, что это – троп, и он используется в двух предложениях, где переосмысляется образ земли и нас, людей, как образ космического тела и космонавтов. Это явно не ирония, так как в тексте нет ни капли насмешки, и не литота, а скорее даже наоборот, автор намеренно преувеличивает масштабы катастрофы. Таким образом, остается единственно возможный вариант – метафора, перенос свойств с одного предмета или явления на другой на основе наших ассоциаций. Развернутая – потому, что из текста нельзя вычленить отдельное словосочетание.

Ответ: 5, 9, 3, 1.

Потренируйся.

(1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (З)Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5)Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»

(6)И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. (7)Все бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. (8)Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь! (9)Часто сбиваясь, он тоненько, по-женски, ойкал, и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка. (10)Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.

(11)Я училась в третьем классе, когда сильно простыла. (12)У меня начался отит. (13)От боли я кричала и стучала ладонями по голове. (14)Мама вызвала скорую помощь, и ночью мы поехали в районную больницу. (15)По дороге попали в страшную метель, машина застряла, и водитель визгливо, как женщина, стал кричать, что теперь все мы замёрзнем. (16)Он кричал пронзительно, чуть ли не плакал, и я думала, что у него тоже болят уши. (17)Отец спросил, сколько осталось до райцентра. (18)Но водитель, закрыв лицо руками, твердил: «Какой я дурак!» (19)Отец подумал и тихо сказал маме: «Нам потребуется всё мужество!» (20)Я на всю жизнь запомнила эти слова, хотя дикая боль кружила меня, как метель снежинку. (21)Он открыл дверцу машины и вышел в ревущую ночь. (22)Дверца захлопнулась за ним, и мне показалось, будто огромное чудовище, лязгнув челюстью, проглотило моего отца. (23)Машину качало порывами ветра, по заиндевевшим стеклам с шуршанием осыпался снег. (24)Я плакала, мама целовала меня холодными губами, молоденькая медсестра обречённо смотрела в непроглядную тьму, а водитель в изнеможении качал головой.

(25)Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на моё лицо. (26)Я зажмурилась и сквозь ресницы увидела своего отца. (27)Он взял меня на руки и прижал к себе. (28)Шёпотом он рассказал маме, что дошёл до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом.

(29)Я дремала на его руках и сквозь сон слышала, как он кашляет. (30) Тогда никто не придал этому значения. (31)А он долго потом болел двусторонним воспалением лёгких.

(32)…Мои дети недоумевают, почему, наряжая ёлку, я всегда плачу. (ЗЗ)Из тьмы минувшего ко мне приходит отец, он садится под ёлку и кладёт голову на баян, как будто украдкой хочет увидеть среди наряженной толпы детей свою дочку и весело улыбнуться ей. (34)Я гляжу на его сияющее счастьем лицо и тоже хочу ему улыбнуться, но вместо этого начинаю плакать.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29 – А31, В1 – В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

«Использование рассказчицей для описания вьюги такого лексического средства выразительности, как_____(«страшную метель», «непроглядную тьму»), придаёт изображённой картине выразительную силу, а такие тропы, как _____ («боль кружила меня» в предложении 20) и _____ («водитель визгливо, как женщина, стал кричать» в предложении 15), передают драматизм описанной в тексте ситуации. Такой приём, как_____ (в предложении 34), усиливает эмоциональное воздействие на читателя».

  1. контекстные антонимы
  2. метафора
  3. синтаксический параллелизм
  4. сравнение
  5. эпитет
  6. фразеологизм
  7. контекстные синонимы
  8. метонимия
  9. антитеза

Читайте также:  Что представляет собой духовная сфера общества: ее элементы, отличия основных потребностей человека
Ссылка на основную публикацию