Признаки и отличия элитарной культуры от массовой и народной, примеры произведений элитарной культуры

Элитарная, народная и массовая культура

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, различают три социальные формы существования культуры: элитарную, народную и массовую.

Элитарная культура создается профессионалами. Предназначена для образованных или высших слоев общества. Включает изящные искусства, классическую музыку и классическую литературу. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия ее среднеобразованным человеком. Девиз элитарной культуры «Искусство ради искусства».

Народная культура создается анонимными творцами из народа, не имеющими профессиональной подготовки. Отражает духовные поиски народа. Включает мифы, легенды, сказки, поговорки, пословицы, песни, танцы.

Массовая, или общедоступная, культура. Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах. Массовая культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. По сравнению с элитарной и народной культурой массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью. В отличие от элитарной культуры массовая культура обладает большей аудиторией. В сравнении с народной культурой массовая культура всегда авторская. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны проживания. Это культура повседневной жизни.

Массовая культура реагирует на любое новое событие и стремится его отразить, удовлетворяет сиюминутные запросы людей. Поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры такого не происходит.

Массовая культура – это не просто культура, предназначенная для большинства, это особый механизм, цель которого – внедрить в общество определенные нормы социального поведения, вкусы, потребности, мировоззренческие установки. В социальном плане массовая культура формирует новый общественный слой, получивший название «средний класс». «Средний класс» – это стержень индустриального общества. Массовая культура не столько заполняет досуг и снимает напряжение и стресс у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирует потребительское сознание.

Современная массовая культура, приобщая человека к культуре, одновременно выполняет важнейшую функцию социокультурной регуляции.

К массовой культуре ХХ века относят:

– общеобразовательную школу и так называемую «индустрию детства» (детская литература, игрушки, детские клубы и лагеря), благодаря которым приводится к единообразию воспитание и обучение подрастающих поколений;

– средства массовой информации, которые растолковывают «рядовому человеку» смысл происходящих событий, а также поступков и суждений политических деятелей и формируют, таким образом, общественное мнение;

– рекламу и моду, которые вырабатывают в сознании людей стандартные представления о престижном образе и стиле жизни, создают спрос на определенные предметы потребления и социальные блага;

– «индустрию досуга», которая включает в себя массовую художественную литературу (приключенческую, детективную, фантастическую, «бульварную»), развлекательное кино, шоу-бизнес, комиксы, эстрадную музыку, туризм и т.д.

Человек с самого детства включается в сферу воздействия массовой культуры.

Наибольший размах массовой культуры начался с середины ХХ века, когда средства массовой информации проникли в большинство стран. Механизм распространения массовой культуры напрямую связан с рынком.

Формируемое массовой культурой массовое сознание многообразно в своем проявлении. Оно отличается ограниченностью, инертностью. Массовая культура ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые образы (имидж) и стереотипы. Массовая культура использует такие жанры искусства как детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс. В рамках этих жанров создаются упрощенные «версии жизни», которые сводят социальное зло к психологическим и моральным факторам.

Массовая культура таит в себе угрозу низведения человека-творца до уровня запрограммированного манекена.

Специфические признаки продукции массовой культуры:

– примитивные отношения между людьми;

– натуралистическое смакование насилия и эротики;

– культ успеха, сильной личности, жажда обладания вещами;

– культ посредственности, примитивная символика.

Массовая культура базируется на архетипах. К таким архетипам относятся бессознательный интерес всех людей к эротике и насилию. И этот интерес – основа успехов массовой культуры, ее произведений.

ХХ век вошел в историю человечества как век страха. Все мы живем в нестабильном мире, где повседневно и повсеместно происходят реальные катастрофы. В реализации инстинкта страха особенно преуспел современный кинематограф, производящий в огромном количестве фильмы ужасов. Их основными сюжетами являются природные катастрофы, просто катастрофы, монстры, сверхъестественные силы, инопланетяне, акты жестокого терроризма и похищения людей. Психика человека, натренированная фильмами-катастрофами, постепенно становится нечувствительной к происходящему в реальной жизни. Вместо того чтобы предостеречь человечество от возможного разрушения цивилизации, подобные произведения массовой культуры просто готовят нас к этой перспективе.

Сегодня отношение к насилию в художественной культуре разное. Одни считают, что ничего страшного в реальную жизнь тема насилия не привносит. Другие считают, что изображение насилия в художественной культуре способствует увеличению насилия в реальной жизни. Не останавливаясь на этой проблеме подробнее, хотим заметить, что художественная культура всегда оказывает огромное влияние на человека, вызывая определенные чувства. Культура формирует человека и может воспитывать личность не только нравственную, но и безнравственную.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10355 – | 7641 – или читать все.

194.79.20.244 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Элитарная культура – определение, виды, признаки и особенности

Историческое происхождение термина

Согласно определению, элитарная культура представляет собой человеческую деятельность небольшой привилегированной группы населения с целью производства исключительных культурных ценностей, в силу своей сложности доступных лишь наиболее просвещённым. Её возникновение наблюдалось уже в древние времена, а носителями были жрецы, волхвы, колдуны и племенные вожди первобытного социума. К подобным привилегированным знаниям относились:

  • Обряды посвящения, а также проведение религиозно значимых ритуалов (почитание Бога, принесение священной жертвы, молитвенные мероприятия, общение с духами предков и использование магии с целью изменить природу и окружающее пространство).
  • Портретное и изобразительное искусство, символика, орнаментика, литературные предания легенды, песнопения (прообразы современных искусств).
  • Ювелирное, ремесленное и тканое искусство.

К этому списку можно добавить летописцев и историков, которые могли передавать свои навыки, опыт и умения своим потомкам. Особенностью элитарной культуры того времени была преемственность отдельных профессий — далеко не каждый мог попасть в ученики к высшему жрецу или шаману. Это предопределило закрытость отдельных знаний от народных масс.

В это же время, параллельно с элитарным творчеством, развивалось и массовое искусство, отличающееся именно своей доступностью для рядового члена общества. В отличие от закрытого искусства, имеющего ту или иную сакральную цель (просвещение, формирование нового сознания и пр.), массовое творчество предназначалось для снятия стресса и заполнения досуга человека.

Следует отметить, что не все продукты массового искусства следует считать «низкими» в нравственном отношении и некачественными по форме — несмотря на шаблонность, упор на развлекательность и сентиментальность, на сегодняшний день культура для масс и элит во многом пересекается, а границы между разными видами творчества становятся всё более условными.

Особенности элитарного творчества

К отличительным чертам культуры элит относится её акцентуация на субъекте или свободной личности, способной к разумной сознательной деятельности. Творчество рассчитано на личностное восприятие вне зависимости от широты аудитории. Потребитель, а также искусствовед, должен обладать эстетическим чутьём, образованностью и художественной восприимчивостью.

Как правило, потребители высокой культуры принадлежат к привилегированному слою общества, что не случайно — именно в богатых и аристократических семьях имелась возможность для разностороннего воспитания и приобщения ребёнка к ценнейшим образцам культурной продукции. К социальным функциям такого творчества относится обновление культуры общества, внесение новых проблематик и методов, а также создание и обоснование философских либо иных концепций.

Особенности элитарной культуры включают в себя следующие пункты:

  • Новаторство, сложность для восприятия, создание новых, иногда подчёркнуто сложной культурной семантики, требующей развитого культурного кругозора и подготовки, креативность и специализированность.
  • Наличие определённого круга ценностей и понятий, которые признаются истинными и достойными.
  • Концентрирование интеллектуального, духовного и художественного опыта поколений.
  • Использование субъективно-личностной, «отстраняющей» интерпретации привычной действительности, что даёт возможность для художественного преобразования реальности.
  • Смысловая закрытость, обособленность от национальной и массовой культуры.

Ярче всего признаки высокого творчества можно увидеть, сравнивая его с культурой для масс. Элитарное искусство призвано искать новые пути для воплощения художественных замыслов; в отдельных случаях работа таких творцов скорее напоминает исследования учёного, бьющегося над решением задачи, нежели деятельность типичного представителя творческих профессий.

Нужно отметить, что на сегодняшний день признаки элитарной культуры довольно размыты; примером тому является разделение на «элиту» и «обывателя» внутри самого искусства. Так, среди классических музыкантов, получивших образование и работающих в своей сфере, существует множество разногласий по поводу отдельных жанров и направлений — кто-то считает бездарной 1-ю симфонию Шнитке, а кто-то убеждён в её оригинальности и удачном музыкальном симбиозе.

Характерные примеры

Согласно некоторым искусствоведческим таблицам, наиболее передовые идеи элитарного искусства возникают во время культурных кризисов, смены традиций, а также изменений способов производства инструментов либо их модернизация. Высокая культура стремится видоизменять общие художественные приёмы, однако такие попытки обречены оставаться непонятными для большинства населения, так как они могут на долгие годы опережать уровень восприятия людей.

Читайте также:  Какие изменения происходят в современном обществе: основные причины и виды изменений

По этой причине основными потребителями и представителями элитарной культуры являются её творцы, а также профессиональные художники, музыканты, писатели, композиторы, скульпторы, а также любители музеев, искусствоведы, театралы, литературные критики и пр. Одни и те же виды искусства могут принадлежать и к элитной, и к обыденной, а в некоторых случаях наблюдается взаимодействие между ними, что усложняет их характеристику.

Интересно, что использование высокой культуры в качестве массового товара (когда, к примеру, в качестве рингтона звучит вальс Шопена, прелюдия Рахманинова или токката ре-минор И. С. Баха) никоим образом не влияя на её статус музыкального шедевра.

Композиторы и музыкальные произведения

Классическая (или академическая, как её ещё называют) музыка является ярким представителем элитарной культуры. Впрочем, некоторая её часть уже давно является общедоступной и прекрасно понимается любым слушателем. К таковым относятся следующие произведения:

  • Отдельные прелюдии и фуги, а также токкаты, месса си-минор, «Страсти по Матфею» и другие произведения Иоганна Себастьяна Баха.
  • Финал 11-й ля-мажорной сонаты, известный, как Турецкий марш, 40-я симфония и Lacrimosa Моцарта.
  • 8-я, 14-я «Лунная» и 23-я фортепианная соната (в частности, первая часть), 5-я и 9-я симфония Бетховена.
  • Бо́льшая часть творчества Шопена (один из самых популярных и любимых композиторов среди обычных слушателей): до-диез-минорный вальс, ми-минорный концерт для фортепиано с оркестром, а также мазурки, прелюдии, этюды и пр.
  • Отдельные арии из опер Верди, Бизе, Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова, Вагнера, Прокофьева, Рахманинова и пр.
  • Песенные циклы и 8-я симфония Шуберта.
  • До-диез-минорная прелюдия, 2-й и 3-й концерт для фортепиано, рапсодия на тему Паганини и Симфонические танцы Рахманинова.
  • «Времена года», Детский альбом, 4-я, 5-я и 6-я симфония, си-бемоль минорный Концерт, а также оркестровая Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» Чайковского.
  • Сюита «Пер Гюнт», ми-минорная соната для фортепиано и ля-минорный Концерт Эдварда Грига.
  • 5-я и 7-я (Ленинградская) симфония Шостаковича.
  • Прелюдии Дебюсси.
  • Болеро и «Павана на смерть Инфанты» Равеля.
  • «Картинки с выставки» и опера «Хованщина» Мусоргского.
  • «Сарказмы», 7-я и 8-я фортепианная соната, 1-я и 7-я симфония Прокофьева.
  • Балет «Петрушка» и некоторые фортепианные сочинения Стравинского.

Это лишь верхушка айсберга. Его основная масса находится глубоко под водой, скрытая от взора рядового слушателя. И тем более любопытно, что среди классических музыкантов существует множество тех, кто презрительно скривит лицо, услышав какую-либо из вышеназванных фамилий. Это объясняется очень просто — существует огромный пласт не менее гениальной музыки, которая абсолютно неизвестна большинству людей, она-то и считается истинно «элитарной».

К этой основной массе гипотетического айсберга относятся такие фамилии, как Скрябин (в частности, «Поэма экстаза», «Прометей»), Шимановский, Шёнберг, Метнер, Падеревский, Борис Чайковский, Кабалевский, Сибелиус, Лигети, Эрик Сати, Пуленк, Хиндемит, Веберн, Барток, Мессиан, Барбер и множество других.

Художники и живопись

Полотна известных художников знакомы большинству людей не столько запечатлёнными образами и красотами на них, сколько своими запредельными ценами на отдельные шедевры искусства. Наибольшее негодование у обывателей вызывает абстрактная живопись, а также некоторые разновидности кубизма (как известно, нет ничего лучше, чем наблюдать спор между интеллигентом и деревенщиной о сути картины «Чёрный квадрат» Малевича). К великим художникам и их творениям следует отнести:

  • Собственно, Казимир Северинович Малевич. Помимо «Чёрного квадрата», он сумел изобразить белый, а также красный квадрат. Эта «троица» по своему жанру относится к супрематизму. Следует знать, что самая дорогая картина русской живописи также принадлежит кисти Малевича — «Супрематическая композиция» была продана за 60 млн долларов в 2008 году.
  • Русский иконописец Андрей Рублёв (фрески Успенского Собора, «Троица»).
  • Рафаэль Санти, автор «Сикстинской Мадонны», «Преображения», «Триумфа Галатеи» и многих других шедевральных работ.
  • Не нуждающийся в представлении Леонардо да Винчи — «Мона Лиза (Джоконда)», фреска «Тайная вечеря», «Мадонна с цветком» и «Мадонна в гроте», «Иоанн Креститель».
  • Рембрандт — «Даная», «Ночной дозор», «Возвращение блудного сына», «Саския в образе Флоры».
  • Михаил Врубель с картинами «Жемчужина», «Царевна-Лебедь», «Гамлет и Офелия».
  • Винсент Ван Гог — «Звёздная ночь», «Красные виноградники в Арле», «Пшеничное поле с воронами», «Церковь в Овере» и многие другие.
  • Карл Брюллов — «Последний день Помпеи», «Всадница», «Вирсавия», «Итальянское утро», «Итальянский полдень».
  • Александр Иванов и его полотно «Явление Христа народу».
  • Диего Веласкес — «Триумф Вакха», «Кузница Вулкана», «Христос на кресте», «Менины».
  • Клод Моне — «Сад художника в Живерни», «Пруд с кувшинками».
  • Поль Сезанн — «Девушка у пианино», «Дом повешенного», «Купальщицы», «Масленица».
  • Василий Суриков — «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Степан Разин», «Переход Суворова через Альпы».
  • Пабло Пикассо — «Девушка перед зеркалом», «Герника», «Авиньонские девицы», «Плачущая женщина».
  • Сальвадор Дали — «Постоянство памяти», «Расщепление атома», «Великий мастурбатор», а также замечательная композиция «Обнажённый Дали, созерцающий пять упорядоченных тел, превращающихся в карпускулы, из которых неожиданно сотворяются Леда Леонардо, оплодотворённая лицом Гала» и множество других картин.

Этот небольшой список можно дополнить десятками и сотнями фамилий гениев, стиль которых в большей или меньшей степени знаком обывателю.

Очевидно, что многое из подобного творчества создавалось именно с целью провокации и вызова у посетителя выставки чувства удивления или даже замешательства. На примере реакции большинства людей на отдельные полотна легко проследить отличие массового искусства от элитарного.

Литература, проза и поэзия

Принято считать, что литературное искусство в большей степени доступно для людей, так как человек с малых лет вынужден развивать у себя способность к чтению и осмыслению прочитанного, а значит, восприятие текста как источника информации (в отличие от звуков или живописных образов) должно проходить без проблем. Однако и здесь существует пропасть между ординарными произведениями и шедеврами.

Элитарная литература (подобно живописи и музыке) кажется обычному человеку лишь набором слов, которые вместо того, чтобы показывать то, что нравится видеть читателю, заставляют его думать над вечными вопросами человечества. В этом жанре, как правило, автор не даёт ответов и не указывает, где «плюс», а где «минус». Он, скорее, побуждает читателя к самостоятельному поиску, используя при этом всё своё языковое богатство.

Примеры элитарной культуры в литературном жанре — это как общеизвестные, так и незаслуженно забытые фамилии:

  • Естественно, А. С. Пушкин — «Евгений Онегин», «Дубровский», «Полтава», а также многочисленные стихотворения.
  • Шекспир — «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Король Лир», «Отелло».
  • Лев Толстой — «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение».
  • Скотт Фитцджеральд — «Великий Гэтсби».
  • Фёдор Достоевский — «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Бесы», «Идиот».
  • Эрнест Хемингуэй — «Старик и море», «По ком бьёт колокол».
  • Чарльз Диккенс — «Приключения Оливера Твиста», «Большие надежды», «Тяжёлые времена».

В эту группу следует включить и различного рода мыслителей, философов, а также представителей от обществознания и социологии — обществоведов (чьи произведения, несмотря на свою значимость, никогда не пользовались популярностью). Среди них — Никколо Макиавелли, Рене Декарт, Барух Спиноза, Фома Аквинский, Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше, Мишель Фуко, Будон Раймон, Альфред Вебер, Теодор Гайгер, Джон Локк, Иммануил Кант и многие другие.

Признаки и отличия элитарной культуры от массовой и народной, примеры произведений элитарной культуры

Массовая культура — культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка, массовая литература), средства массовой информации и т.п.

Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Эстрадная музыка — яркий пример этого: она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.
В социальном плане массовая культура формирует новый общественный строй, получивший название «средний класс» .
Целью массовой культуры является не столько заполнение досуга и снятия напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирование потребительского сознания у зрителя, слушателя, читателя, что в, свою очередь, формирует особый тип пассивного некритиче­ского восприятия этой культуры у человека. Другими словами, происходит манипулирование человеческой психикой и эксплуа­тация эмоций и инстинктов подсознательной сферы чувств чело­века и прежде всего чувств одиночества, вины, враждебности, страха.

Элитарная культура — это высокая культура , противопоставляемая массовой культуре по типу воздействия на воспринимающее сознание, сохраняющего его субъективные особенности и обеспечивающего смыслообразующую функцию .
Субъектом элитарной, высокой культуры является личность — свободный, творческий человек, способный к осуществлению сознательной деятельности. Творения этой культуры всегда личностно окрашены и рассчитаны на личностное восприятие, вне зависимости от широты их аудитории, именно поэтому широкое распространение и миллионные тиражи произведений Толстого, Достоевского, Шекспира не только не снижают их значения, но, напротив, способствуют широкому распространению духовных ценностей. В этом смысле субъект элитарной культуры является представителем элиты.
Элитарная культура обладает рядом важных особенностей.

Читайте также:  Этикет: обозначение, нормы поведения в разных возрастах

Особенности элитарной культуры:

  • сложностью, специализированностью, креативностью, новационностью;
  • способностью формировать сознание, готовое к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности;
  • способностью концентрировать духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений;
  • наличием ограниченного круга ценностей, признаваемых истинными и «высокими»;
  • жесткой системой норм, принимаемых данной стратой в качестве обязательных и неукоснительных в сообществе «посвященных»;
  • индивидуализацией норм, ценностей, оценочных критериев деятельности, нередко принципов и форм поведения членов элитарного сообщества, становящихся тем самым уникальными;
  • созданием новой, нарочито усложненной культурной семантики, требующей от адресата специальной подготовки и необъятного культурного кругозора;
  • использованием нарочито субъективной, индивидуально-творческой, «остраняющей» интерпретации обычного и привычного, что приближает культурное освоение реальности субъектом к мысленному (подчас художественному) эксперименту над нею и в пределе замещает отражение действительности в элитарной культуре ее преобразованием, подражание — деформацией, проникновение в смысл — домысливанием и переосмысливанием данности;
  • смысловой и функциональной «закрытостью», «узостью», обособленностью от целого национальной культуры, что превращает элитарную культуру в подобие тайного, сакрального, эзотерического знания, а ее носители превращаются в своего рода «жрецов» этого знания, избранников богов, «служителей муз», «хранителей тайны и веры», что часто обыгрывается и поэтизируется в элитарной культуре.

Взаимодействие народной и элитарной культуры

В научных исследованиях последних лет становится актуальной проблема взаимодействия элитарной и народной культур. Чаще всего их противопоставляют по сословным и художественно-стилевым признакам. Но их отличительные свойства и аспекты взаимодействия намного глубже, чем это может показаться на первый взгляд.

Сущностная основа элитарной и народной культур

Элитарная культура – это культура креативного свойства, создающаяся людьми-профессионалами и ориентированная на людей, обладающих специализированным уровнем знания. Но социальная элита также принимает участие в ее производстве. Особенно это касается ее гуманитарно-художественного компонента.

Особенность элитарной культуры состоит в ее высоком качестве, в силу чего происходит расслоение общества по профессиям, сословиям, где внутри каждого слоя присутствует объединяющая сила профессиональной деятельности или качества.

Элитарная культура характеризуется своей замкнутостью, смысловой закрытостью, ценностной обособленностью. Элитарная культура оказывается недоступной для простого человека, обладающего средним уровнем восприятия. Произведения элитарной культуры создаются специально подготовленными, образованными людьми, а потребителями данной культуры выступают такие же образованные люди, и их немногочисленные единомышленники, которые готовы к смелым решениям, новым идеям в освоении реальности.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

По оценкам культурологов, именно элитарная культура хранит весь положительный культурный опыт прошлых поколений, но и, вместе с тем, является генератором культурного прогресса всего человечества. Именно идеи и формы элитарной культуры являются донором для массовой культуры, которая в силу своей творческой несостоятельности заимствует из элитарной культуры образы и идеи, адаптируя их для массового потребителя.

Таким образом, элитарная культура – особая область культуры, посредством которой человечество хранит свой культурный опыт и создает динамику дальнейшего культурного развития.

Народная культура – это культура традиций. Народная культура ориентируется на непрофессиональное производство, конечной целью которого является собственное потребление или обмен. Обмен может выражаться в материальной, информационной, социальной или культурной сферах. Эта культура основана на обычаях.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Носителями народной культуры выступают, как правило, крестьяне. В этом смысле крестьяне – люди, которые умеют выполнять работу различного характера, а также осуществлять все необходимые ритуалы, обряды и другие символические действия, которые необходимы для жизни в конкретной местности. Главным критерием народной культуры выступает следование традициям. Это культура обычая, посредством нее обеспечивается общность людей одной этнической группы.

Главным объединяющим фактором носителей народной культуры выступает единая природно-географическая среда обитания. Именно общность места жительства является основой их идентичности.

Здесь следует заметить, что и элитарная, и народная культуры обладают каждая своей исторической глубиной, каждая прошла свой путь развития.

Исторический экскурс взаимодействия элитарной и народной культуры

В истории эти два типа культур существовали достаточно обособлено. Они были очень далеки друг от друга как по производителям продукции этих культур, так и по их носителям. Вместе с тем, ценностная парадигма у них тоже имела радикальные отличия. Поэтому между этими культурами не могло быть никакого соперничества, более того, эти культуры не имели друг на друга какого бы то ни было серьезного влияния. Но диалог между ними все же был, но выражался не в заимствовании форм, так как они имели очень жесткую социальную обусловленность, а в выборочном осмыслении и усвоении каких-либо идей и смыслов, ценностей.

Более яркие признаки влияния проявляла элитарная культура по отношению к другим культурам. Это было обусловлено ее привлекательными престижными свойствами. Но в силу того, что народная культура изначально обладала более глубокой ценностной основой, она, в свою очередь, также оказывала влияние на элитарную культуру. Но элитарная культура в силу своей диаметральной различной сущности не оставляла каких-либо формальных следов.

Сосуществование культур в современном социокультурном пространстве

На современном этапе культурного развития центральное место занимает массовая культура, которая стала универсальной культурой повседневности и тотально регулирует быт и досуг общества.

Элитарная культура обосабливается в зоне специализированной деятельности и потребления. Она представлена экспонатами эксклюзивного потребления. Но сегодня социальная ее значимость растет. Она берет на себя функцию производства новых смыслов, идей, знаний, что отвечает основной цели постиндустриального развития. Элитарная культура и раньше выполняла эту функцию, но такой концентрации на ней не было. Элитарная культура унифицируется под воздействием массовой культуры, отсекаются ее менее востребованные компоненты, такие, например, как сословно-бытовые.

Перспективы развития народной культуры в современных условиях вообще достаточно туманны. В промышленно развитых странах исчезают носители народной культуры – крестьянство как класс. Художественная составляющая народной культуры нивелирует, следы ее остаются только в сценических имитациях. Материально-бытовая составляющая народной культуры также замещена более востребованными товарами, промышленными услугами. Народная культура теряет свою жизнеутверждающую, жизнеобеспечивающую основу и превращается в символическую культуру.

Особые проявления диалога элитарной и народной культур в современных условиях

Элитарная и народная культуры соприкасаются в процессах переживания национальной истории, в исторической памяти народа, этноса. В начале XX века взаимодействие народной и элитарной культур было основано на заимствованиях элитарной культурой специфической форм, идей и смыслов народной культуры. Это во многом объяснялось завершающимися процессами формирования буржуазных наций. Этот период характеризовался модой на этническую специфику европейских культур. В настоящее время также сохраняется интерес к этнической составляющей культур, но это связано, скорее, с коммерческой стороной, которая актуализируется в результате повышенного интереса туристов к этнической экзотике.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Определение и примеры элитарной культуры, ее отличие от массовой

Элитарная или высокая культура долгие годы остается недоступной для понимания большинства людей. Это и объясняет ее название. Она создается и потребляется узким кругом людей. Большинство людей даже не догадываются о существовании такой формы культуры, незнакомы с ее определением.

  • Элитарная, народная и массовая — есть ли сходство
  • Особенности и признаки элитарной культуры
  • Какие произведения относятся к элитарной культуре

Элитарная, народная и массовая — есть ли сходство

Народное творчество является основоположником любого другого культурного направления в целом. Ее произведения создаются безымянными творцами, они идут из народа. Такие творения передают особенности каждого времени, образ и стиль жизни людей. К такому типу искусства относятся сказки, былины, мифы.

Это интересно: что такое архаизмы, примеры в русском языке.

Массовая культура развивалась на основе народной. Она обладает большой аудиторией и направлена на создание таких произведений, которые будут понятны и доступны каждому. Она имеет меньшую ценность, чем любая другая. Результаты ее деятельности выпускаются в больших объемах, они не учитывают изысканных вкусов или душевной глубины людей.

Элитарная культура создается профессионалами для конкретного круга людей, обладающих определенным уровнем образования и знаний. Она не стремится завоевать симпатию масс. С помощью таких произведений мастера ищут ответы на вечные вопросы, стремятся передать глубину человеческой души.

Со временем произведения высокого творчества могут быть оценены массами. Тем не менее, уходя в народ, такое творчество остается высшей ступенью в развитии любого вида искусства.

Это интересно: для чего человеку нужна физическая культура?

Особенности и признаки элитарной культуры

Наилучшим образом отличия и признаки элитарных произведений искусства можно увидеть в их сравнении с массовыми.

  1. Элитарная культура противопоставляет простоте массовой культуры закрытость и сложность восприятия. По-настоящему понять и оценить произведения элитарной культуры под силу только высокообразованному человеку. Такая культура не стремится к массовому понимаю. Она нацелена именно на узкий круг людей, не затрагивая интересы и чувства масс.
  2. Очень важным отличием также является то, что массовая культура нацелена на чувства людей, рисуя в центре каждого произведения людей и их переживания. Работы творцов часто вовсе не передают каких-либо чувств и эмоций.
  3. Именно произведения высокой культуры закладывают направление развития каждого вида искусства в целом. Многие особенности творений элитарных мастеров в дальнейшем переходят в массовое использование. Однако она заметно опережает развитие любой другой культуры. Уходя в народ, произведения элитарной культуры на протяжении всей истории своего существования могут остаться до конца не понятыми большинством людей. Ведь высокая культура не рассматривает уровень развития и образования масс, она не стремится завоевать их симпатию.

Это интересно: определение оперы, как возник этот жанр?

Все признаки элитарного искусства противопоставляются массовым или народным, которые создаются для широкого круга зрителей. Поэтому ее результаты часто остаются непонятыми и неоцененными большинством людей. Осознание их величия и значимости происходит только спустя не одно десятилетие, а иногда и столетие.

Читайте также:  Особенности и характеристики современной культуры и духовной жизни России

Какие произведения относятся к элитарной культуре

Многие примеры элитарных произведений в настоящее время известны каждому.

  1. В сфере музыки можно назвать шедевры Баха, Чайковского, Моцарта. Сегодня этих творцов знают все. Но их произведения в свое время были оценены только узким кругом людей. Классическая музыка редко используется для повседневного плей-листа большинства людей, несмотря на то, что многие признают ее величие и значимость. Это говорит о том, что многие итоги массового творчества затуманивают сознание большей части людей, лишая его стремления к великому и прекрасному.
  2. В литературе можно отметить таких авторов, как Шекспир, Достоевский, Кафка. Их творения и по сей день остаются очень далекими и непонятными для многих людей. Однако экспертами во всем мире они признаны поистине великими.
  3. Множество примеров можно встретить и в области изящных искусств. Сюда относятся произведения таких творцов, как Ван Гог, Микеланджело, да Винчи.
  4. Прекрасным примером также является балет. Сегодня считается модным посещать подобные мероприятия. Однако изначально такая сфера искусства, как балет, была предназначена только для определенного круга зрителей. Несмотря на популярность балета в настоящее время, истинное понимание сути представления доступно далеко не каждому зрителю.
  5. Очень ярко выражают отличия элитарного искусства произведения известных кутюрье. Высокая мода очень далека от привычной жизни масс. Поэтому многие произведения великих мастеров часто вызывают недоумение и даже смех у большинства населения. Тем не менее, высокая мода диктует направление развития модных тенденций, которые со временем доходят и до большинства людей, иногда в измененном виде.

Это интересно: где в Москве находится Третьяковская галерея, адрес.

Группа людей, для которых создаются такие шедевры искусства, может не выделяться старинным именем, знатностью рода и прочими отличиями, которые в обыденной речи характеризуют элиту. Понять и оценить такие творения можно только с помощью определенного уровня развития, набора знаний и навыков, чистого и ясного сознания.

Примитивное массовое творчество не сможет помочь в развитии уровня интеллекта и образованности.

Оно не затрагивает глубины человеческой души, она не стремится познать суть бытия. Оно подстраивается под требования времени и желаний потребителя. Именно поэтому развитие элитарной культуры очень важно для всего человечества. Именно такие произведения помогают пусть и небольшому кругу людей сохранять высокий уровень образования и способность оценить поистине прекрасные произведения искусства и их авторов.

Это интересно: опера Князь Игорь краткое содержание.

6. Элитарная, народная и массовая культура.

Таким образом, структура культуры является сложным, многогранным образованием.

Культура выполняет в обществе большое количество функций, которые зависят от ее конкретно-исторического содержания. В современной научной литературе существует множество классификаций этих функций. Основные функции культуры:

трансляции (передачи) социального опыта. Культуру считают социальной памятью человечества;

нормативная (регулятивная) функция. Она связана с регулированием различных сторон деятельности людей. Эта функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право;

семиотическая (знаковая) функция. Культура представляет собой определенную знаковую систему. Без изучения знаковых систем невозможно овладеть достижениями культуры. Собственными знаковыми системами (языками) располагают: музыка, живопись, театр, математика, физика, химия, биология;

ценностная (аксиологическая) функция. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации.

4. Элитарная, народная и массовая культура

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, различают три социальные формы существования культуры: элитарную, народную и массовую.

Элитарная культура создается профессионалами. Предназначена для образованных или высших слоев общества. Включает изящные искусства, классическую музыку и классическую литературу. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия ее среднеобразованным человеком. Девиз элитарной культуры «Искусство ради искусства».

Народная культура создается анонимными творцами из народа, не имеющими профессиональной подготовки. Отражает духовные поиски народа. Включает мифы, легенды, сказки, поговорки, пословицы, песни, танцы.

Массовая, или общедоступная, культура. Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах. Массовая культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. По сравнению с элитарной и народной культурой массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью. В отличие от элитарной культуры массовая культура обладает большей аудиторией. В сравнении с народной культурой массовая культура всегда авторская. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны проживания. Это культура повседневной жизни.

Массовая культура реагирует на любое новое событие и стремится его отразить, удовлетворяет сиюминутные запросы людей. Поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры такого не происходит.

Массовая культура – это не просто культура, предназначенная для большинства, это особый механизм, цель которого – внедрить в общество определенные нормы социального поведения, вкусы, потребности, мировоззренческие установки. В социальном плане массовая культура формирует новый общественный слой, получивший название «средний класс». «Средний класс» – это стержень индустриального общества. Массовая культура не столько заполняет досуг и снимает напряжение и стресс у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирует потребительское сознание.

Современная массовая культура, приобщая человека к культуре, одновременно выполняет важнейшую функцию социокультурной регуляции.

К массовой культуре ХХ века относят:

общеобразовательную школу и так называемую «индустрию детства» (детская литература, игрушки, детские клубы и лагеря), благодаря которым приводится к единообразию воспитание и обучение подрастающих поколений;

средства массовой информации, которые растолковывают «рядовому человеку» смысл происходящих событий, а также поступков и суждений политических деятелей и формируют, таким образом, общественное мнение;

рекламу и моду, которые вырабатывают в сознании людей стандартные представления о престижном образе и стиле жизни, создают спрос на определенные предметы потребления и социальные блага;

«индустрию досуга», которая включает в себя массовую художественную литературу (приключенческую, детективную, фантастическую, «бульварную»), развлекательное кино, шоу-бизнес, комиксы, эстрадную музыку, туризм и т.д.

Человек с самого детства включается в сферу воздействия массовой культуры.

Наибольший размах массовой культуры начался с середины ХХ века, когда средства массовой информации проникли в большинство стран. Механизм распространения массовой культуры напрямую связан с рынком.

Формируемое массовой культурой массовое сознание многообразно в своем проявлении. Оно отличается ограниченностью, инертностью. Массовая культура ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые образы (имидж) и стереотипы. Массовая культура использует такие жанры искусства как детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс. В рамках этих жанров создаются упрощенные «версии жизни», которые сводят социальное зло к психологическим и моральным факторам.

Массовая культура таит в себе угрозу низведения человека-творца до уровня запрограммированного манекена. Специфические признаки продукции массовой культуры:

– примитивные отношения между людьми;

– развлекательность, забавность, сентиментальность;

– натуралистическое смакование насилия и эротики;

– культ успеха, сильной личности, жажда обладания вещами;

– культ посредственности, примитивная символика.

Массовая культура базируется на архетипах. К таким архетипам относятся бессознательный интерес всех людей к эротике и насилию. И этот интерес – основа успехов массовой культуры, ее произведений.

ХХ век вошел в историю человечества как век страха. Все мы живем в нестабильном мире, где повседневно и повсеместно происходят реальные катастрофы. В реализации инстинкта страха особенно преуспел современный кинематограф, производящий в огромном количестве фильмы ужасов. Их основными сюжетами являются природные катастрофы, просто катастрофы, монстры, сверхъестественные силы, инопланетяне, акты жестокого терроризма и похищения людей. Психика человека, натренированная фильмами-катастрофами, постепенно становится нечувствительной к происходящему в реальной жизни. Вместо того чтобы предостеречь человечество от возможного разрушения цивилизации, подобные произведения массовой культуры просто готовят нас к этой перспективе.

Сегодня отношение к насилию в художественной культуре разное. Одни считают, что ничего страшного в реальную жизнь тема насилия не привносит. Другие считают, что изображение насилия в художественной культуре способствует увеличению насилия в реальной жизни. Не останавливаясь на этой проблеме подробнее, хотим заметить, что художественная культура всегда оказывает огромное влияние на человека, вызывая определенные чувства. Культура формирует человека и может воспитывать личность не только нравственную, но и безнравственную.

Ссылка на основную публикацию