Сохранение биологических ресурсов: правовое регулирование любительского рыболовства

Правовое регулирование рыболовства и сохранение водных биологических ресурсов

Правовое регулирование рыболовства

Федеральный закон от 20.12.2004 N 166-ФЗ “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов”.

Рыболовство – деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.

Статья 2. Основные принципы законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов

  • 1. Законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов основывается на следующих принципах:
  • 1) учет значения водных биоресурсов как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов осуществляется исходя из представлений о них как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом человеком для потребления, в качестве основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав на водные биоресурсы; 2) приоритет сохранения водных биоресурсов и их рационального использования перед использованием водных биоресурсов в качестве объекта права собственности и иных прав, согласно которому владение, пользование и распоряжение водными биоресурсами осуществляются собственниками свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде и состоянию водных биоресурсов;
  • 3) приоритет сохранения особо ценных и ценных видов водных биоресурсов, согласно которому осуществление рыболовства в отношении особо ценных и ценных видов водных биоресурсов ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами;
  • 4) установление дифференцированного правового режима водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, согласно которому при определении правового режима указанных водных биоресурсов должны учитываться их биологические особенности, экономическое значение, доступность для использования и другие факторы;
  • 5) участие граждан, общественных объединений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) в решении вопросов, касающихся рыболовства и сохранения водных биоресурсов, согласно которому граждане, общественные объединения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние водных биоресурсов, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;
  • 6) учет интересов населения, для которого рыболовство является основой существования, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, согласно которому им должен быть обеспечен доступ к водным биоресурсам, отнесенным к объектам рыболовства, для обеспечения жизнедеятельности населения;
  • 7) предоставление в пользование водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, гласно и открыто, согласно которому информация о таком предоставлении, в том числе о распределении квот добычи (вылова) водных биоресурсов между лицами, у которых возникает право на добычу (вылов) указанных водных биоресурсов, общедоступна;
  • 8) определение объема добычи (вылова) водных биоресурсов с учетом экологических, социальных и экономических факторов, в том числе информации о производстве и реализации рыбной и иной продукции из водных биоресурсов;
  • 9) платность использования водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, согласно которому любое использование указанных водных биоресурсов осуществляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Статья 3. Законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов

  • 1. Законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
  • 2. Отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации.
  • 3. Правительство Российской Федерации принимает постановления, регулирующие отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в пределах полномочий, определенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также нормативными указами Президента Российской Федерации.

Статья 4. Международные договоры Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов

Если международными договорами Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов, применяются правила этих международных договоров.

Федеральный закон о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов

Принят Государственной Думой 26 ноября 2004 года

Одобрен Советом Федерации 8 декабря 2004 года

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 03.06.2006 N 73-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

  1. водные биологические ресурсы (далее – водные биоресурсы) – рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы;
    1. анадромные виды рыб – виды рыб, воспроизводящихся в пресной воде водных объектов в Российской Федерации, совершающих затем миграции в море для нагула и возвращающихся для нереста в места своего воспроизведения;
    2. катадромные виды рыб – виды рыб, воспроизводящихся в море и проводящих большую часть своего жизненного цикла во внутренних водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации;
    3. трансграничные виды рыб и других водных животных – виды рыб и других водных животных, которые воспроизводятся и проводят большую часть своего жизненного цикла в исключительной экономической зоне Российской Федерации и могут временно мигрировать за пределы такой зоны и в прилегающий к такой зоне район открытого моря;
    4. трансзональные виды рыб и других водных животных – виды рыб и других водных животных, обитающих в исключительной экономической зоне Российской Федерации и в прилегающих к ней исключительных экономических зонах иностранных государств;
    5. далеко мигрирующие виды рыб и других водных животных – виды рыб и других водных животных, которые большую часть своего жизненного цикла проводят в открытом море и могут временно мигрировать в исключительную экономическую зону Российской Федерации;
    6. сохранение водных биоресурсов – поддержание водных биоресурсов или их восстановление до уровней, при которых могут быть обеспечены максимальная устойчивая добыча (вылов) водных биоресурсов и их биологическое разнообразие, посредством осуществления на основе научных данных мер по изучению, охране, воспроизводству, рациональному использованию водных биоресурсов и охране среды их обитания;
    7. добыча (вылов) водных биоресурсов – изъятие водных биоресурсов из среды их обитания;
    8. рыболовство – деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов;
    9. промышленное рыболовство (далее также – промысел) -предпринимательская деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов с использованием специальных средств по приемке, переработке, перегрузке, транспортировке и хранению уловов и продуктов переработки водных биоресурсов;
    10. прибрежное рыболовство – промышленное рыболовство, целью которого является доставка уловов свежих или охлажденных водных биоресурсов для переработки или реализации на территории Российской Федерации;
    11. общие допустимые уловы водных биоресурсов – научно обоснованные величины годовой добычи (вылова) водных биоресурсов конкретных видов в рыбохозяйственном бассейне или районе промысла;
    12. квота добычи (вылова) водных биоресурсов – часть общего допустимого улова водных биоресурсов;
    13. доля в общем объеме квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства – часть общего объема квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства;
    14. рыбопромысловые суда – суда, используемые для осуществления рыболовства, в том числе суда для приемки, переработки, перегрузки, транспортировки, хранения уловов водных биоресурсов и продуктов их переработки, а также для снабжения топливом, водой, продовольствием, тарой и другими материалами;
    15. любительское и спортивное рыболовство – деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов в целях личного потребления и в рекреационных целях;
    16. рыбоводство – выращивание рыбы, других водных животных и растений;
    17. промышленное рыбоводство (аквакультура) – предпринимательская деятельность по выращиванию рыбы, других водных животных и растений;
  2. разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов – документ, удостоверяющий право на добычу (вылов) определенного объема водных биоресурсов.

Статья 2. Основные принципы законодательства о водных биоресурсах

  1. Законодательство о водных биоресурсах основывается на следующих принципах:
    • учет значения водных биоресурсов как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов осуществляется исходя из представлений о них как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом человеком для потребления, в качестве основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав на водные биоресурсы;
    • приоритет сохранения водных биоресурсов и их рационального использования перед использованием водных биоресурсов в качестве объекта права собственности и иных прав, согласно которому владение, пользование и распоряжение водными биоресурсами осуществляются собственниками свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде и состоянию водных биоресурсов;
    • приоритет сохранения особо ценных видов водных биоресурсов, согласно которому добыча (вылов) особо ценных видов водных биоресурсов ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами;
    • установление дифференцированного правового режима водных биоресурсов, в соответствии с которым при определении правового режима водных биоресурсов должны учитываться их научно обоснованные биологические особенности, экономическое значение, доступность для использования, район промысла и другие факторы;
    • участие граждан и общественных объединений в решении вопросов, касающихся рыболовства и сохранения водных биоресурсов, согласно которому граждане Российской Федерации и общественные объединения имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние водных биоресурсов, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;
    • учет интересов населения, проживающего на прибрежных территориях, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, согласно которому им должен быть обеспечен доступ к водным биоресурсам для обеспечения жизнедеятельности населения;
    • предоставление в пользование водных биоресурсов гласно и открыто, согласно которому информация о предоставлении в пользование водных биоресурсов, в том числе о распределении квот добычи (вылова) водных биоресурсов, общедоступна любому лицу;
    • разделение функций управления федеральной собственностью на водные биоресурсы и осуществления контроля в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, согласно которому полномочия на управление федеральной собственностью на водные биоресурсы и полномочия на осуществление контроля в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов осуществляются разными федеральными органами исполнительной власти;
    • платность использования водных биоресурсов, согласно которому любое использование водных биоресурсов осуществляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
  2. Иными федеральными законами могут быть установлены другие принципы законодательства о водных биоресурсах, не противоречащие принципам, установленным настоящим Федеральным законом.

Статья 3. Законодательство о водных биоресурсах

  1. Законодательство о водных биоресурсах состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
  2. Отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации.
  3. Правительство Российской Федерации принимает постановления, регулирующие отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в пределах полномочий, определенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также нормативными указами Президента Российской Федерации.
  4. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в случаях и в пределах, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
  5. На основании и во исполнение настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
  6. На основании и во исполнение настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

Статья 4. Международные договоры Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов

Если международными договорами Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством о водных биоресурсах, применяются правила этих международных договоров.

Статья 5. Отношения, регулируемые законодательством о водных биоресурсах

  1. Законодательством о водных биоресурсах регулируются отношения, возникающие в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
  2. Договорные обязательства в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов регулируются гражданским законодательством.
Читайте также:  Художник Иван Константинович Айвазовский, его творчество и краткая биография

Статья 6. Сфера действия законодательства о водных биоресурсах

Действие законодательства о водных биоресурсах распространяется на:

  1. внутренние воды Российской Федерации, в том числе внутренние морские воды Российской Федерации, а также на территориальное море Российской Федерации, континентальный шельф Российской Федерации и исключительную экономическую зону Российской Федерации;
  2. рыбопромысловые суда, находящиеся в открытом водном пространстве вне пределов Российской Федерации, плавающие под Государственным флагом Российской Федерации и приписанные к портам Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
  3. сухопутную территорию Российской Федерации, которая используется в целях рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

Статья 7. Участники отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов

  1. Участниками отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
  2. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в отношениях в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции, установленной нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов.

Статья 8. Объекты отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов

Объектами отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов являются водные биоресурсы и среда их обитания.

Статья 9. Оборотоспособность водных биоресурсов

  1. Оборот водных биоресурсов осуществляется в той мере, в какой он допускается настоящим Федеральным законом.
  2. Водные биоресурсы, находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, могут переходить от одного лица к другому лицу в соответствии с гражданским законодательством.

Глава 2. ПРАВА НА ВОДНЫЕ БИОРЕСУРСЫ

Статья 10. Право собственности на водные биоресурсы

  1. Водные биоресурсы находятся в федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
  2. Водные биоресурсы, обитающие в прудах, обводненных карьерах, могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной собственности.

(в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ)

Статья 11. Право пользования водными биоресурсами

Право пользования водными биоресурсами возникает на основании разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, договора пользования рыбопромысловым участком и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

Статья 12. Ограничение права пользования водными биоресурсами

Право пользования водными биоресурсами может быть ограничено в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

Статья 13. Прекращение права пользования водными биоресурсами

  1. Право пользования водными биоресурсами прекращается:
    1. по истечении срока пользования водными биоресурсами;
    2. по соглашению между пользователем водными биоресурсами и лицом, предоставившим право пользования водными биоресурсами;
    3. в случае возникновения условия, которое предусмотрено разрешением на добычу (вылов) водных биоресурсов или договором пользования рыбопромысловым участком и с возникновением которого прекращается право пользования водными биоресурсами;
    4. по решению суда;
    5. при отказе пользователя водными биоресурсами от использования водных биоресурсов;
    6. при ликвидации юридического лица или в связи со смертью гражданина, которым водные биоресурсы были предоставлены в пользование;
    7. при возникновении необходимости использовать водные объекты для государственных нужд;
    8. в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.
  2. Принудительное прекращение права пользования водными биоресурсами осуществляется в судебном порядке.

Статья 14. Способы защиты прав на водные биоресурсы

Способы защиты прав на водные биоресурсы определяются в соответствии с гражданским законодательством.

Что нужно знать рыбаку о правовом регулировании рыболовства в России

Рыбная ловля, как и охота, практически с момента возникновения человечества является и способом добычи пищи, и одним из самых популярных (в том числе по причине общедоступности) видов досуга. Вместе с тем сегодня государство на законодательном уровне осуществляет регулирование рыболовства, и нарушение установленных правил может привести к серьезным последствиям. Рассмотрим основные положения законодательства о рыболовстве, знание которых является обязательным для каждого рыбака.

Основные принципы

С точки зрения закона, рыболовство –это деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов, то есть их изъятие из среды обитания. Особое внимание государства к рыболовству объясняется тем, что среда обитания водных биоресурсов (моря, реки, водоемы и др.) в большинстве случаев является собственностью РФ, а, следовательно, ей принадлежат и сами водные биоресурсы. Исключение составляют лишь те из них, что обитают в прудах и обводненных карьерах, которые могут находиться как в федеральной, так и в иной собственности. Такой порядок прямо закреплен в ст. 10 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее –Закон № 166-ФЗ) –основном документе, регламентирующем процесс рыболовства.

Если вылов водных биоресурсов (речь идет преимущественно о рыбе) осуществляется в целях личного потребления, то такое рыболовство относится к категории любительского или спортивного и не носит промышленного характера. При этом вылову подлежат любые виды рыбы и иных водных биоресурсов, добыча которых не является запрещенной.

Основные принципы любительской и спортивной рыбной ловли закреплены в ст. 24 Закона № 166-ФЗ. Так, граждане вправе осуществлять любительское и спортивное рыболовство на водных объектах общего пользования свободно и бесплатно (за исключением объектов, находящихся в частной собственности). Рыболовство может осуществляться как с условием возвращения добытых (выловленных) водных биоресурсов в среду их обитания, так и без этого условия, если иное не предусмотрено Законом № 166-ФЗ.

В случаях, когда рыбная ловля осуществляется гражданами на рыбопромысловых участках, предоставленных государством на основании договоров юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для организации любительского и спортивного рыболовства, требуется наличие путевки (документа, подтверждающего заключение договора возмездного оказания услуг в области любительского и спортивного рыболовства). Иными словами, лица, получившие на возмездной основе от государства участок с установленной квотой вылова водных биоресурсов, выделяют часть собственной квоты на вылов гражданам, заключая с ними соответствующий договор, и обязаны определить размер передаваемой квоты на вылов и обеспечить контроль за соблюдением установленных квот.

Статьей 26 Закона № 166-ФЗ установлен ряд ограничений, которые могут применяться к рыбной ловле. В отношении любительского рыболовства это может быть:

–введение запрета или временное закрытие рыболовства в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов (видов рыбы);

–установление минимальных размера и веса добываемой рыбы (с целью исключить снижение ее популяции путем массового вылова мальков);

–определение вида, количества и характеристик разрешаемых орудий и способов вылова рыбы.

Рыбохозяйственные бассейны

На законодательном уровне определен перечень рыбохозяйственных бассейнов, которые включают в себя моря и озера с бассейнами впадающих в них рек, а также иные водные объекты рыбохозяйственного значения. В отношении каждого бассейна приказом Минсельхоза России устанавливаются правила рыболовства, содержащие перечень водных объектов, входящих в соответствующий бассейн, а также уточняющие порядок и ограничения рыболовства, которые действуют на его территории. В качестве примера такого регулирования можно привести Приказ Минсельхоза России от 30.10.2014 № 414 «Об утверждении правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна» (далее – Приказ № 414). Несмотря на то, что правила рыболовства, действующие в отношении тех или иных рыбохозяйственных бассейнов, во многом идентичны, у каждого бассейна имеется ряд особенностей.

В частности, Приказ № 414 запрещает гражданам осуществлять добычу (вылов):

–с судов и плавучих средств, не зарегистрированных в установленном порядке (за исключением тех, что не подлежат государственной регистрации);

–с применением колющих орудий добычи (вылова), огнестрельного оружия, орудий и способов вылова, воздействующих на водные биоресурсы электрическим током, а также взрывчатых, токсичных, наркотических средств (веществ), самоловящих крючковых снастей и других запрещенных законодательством РФ орудий и способов добычи (вылова). При этом в принципе запрещается иметь на борту судна и плавучих средств орудия добычи (вылова) или их составные части, применение которых в данном районе и в данный период времени запрещено (независимо от факта их использования в рыбной ловле);

–в запретных и закрытых районах добычи (вылова) и в запретные для добычи (вылова) сроки (периоды);

–на расстоянии менее 0,5 км от рыбоводных организаций, их цехов и пунктов, садков для выращивания и выдерживания рыбы, места расположения которых обозначены предупреждающими знаками, и др.

Контроль и ответственность

На основании Постановления Правительства РФ от 25.12.2012 № 1394 «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов» государственный контроль в области рыболовства возложен на Росрыболовство, его территориальные подразделения и должностных лиц (инспекторов).

Согласно ст. 43.3 Закона № 166-ФЗ указанные должностные лица имеют право на совершение следующих действий в рамках осуществления своих полномочий:

–запрашивать у граждан в целях проверки документы на право добычи (вылова) водных биоресурсов;

–задерживать граждан, нарушивших обязательные требования при осуществлении рыболовства, и доставлять их в правоохранительные органы;

–производить досмотр транспортных средств, орудий добычи (вылова) водных биоресурсов, личных вещей граждан;

–изымать у граждан, нарушающих обязательные требования, продукцию и орудия добычи (вылова) водных биоресурсов, транспортные средства, а также соответствующие документы.

При этом следует отметить, что ответственность, предусмотренная Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее –КоАП РФ), относительно невелика. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ нарушение правил, регламентирующих рыболовство, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб. с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биоресурсов или без таковой.

Более серьезной является ответственность, установленная ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ, предусматривающей наказание за нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ или открытом море.

Согласно позиции, изложенной в Постановлении Пленума ВС РФ от 23.11.2010 № 27 «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил и требований, регламентирующих рыболовство», к нарушениям правил осуществления рыболовства относятся, например:

–добыча (вылов) водных биоресурсов без разрешительных документов, если их получение является необходимым условием осуществления этой деятельности;

–нарушение условий, предусмотренных разрешительным документом на добычу (вылов);

–несоблюдение установленных запретов (например, в отношении периода, орудий, способов лова, мест добычи (вылова) при осуществлении любительского и спортивного рыболовства).

Также возможно и привлечение к уголовной ответственности по ст. 256 Уголовного кодекса РФ (далее –УК РФ), если деяние совершено:

–с причинением крупного ущерба (свыше 100 тыс. руб.);

–с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных биоресурсов;

–в местах нереста или на миграционных путях к ним.

Штраф для физического лица в такой ситуации может достигать 500 тыс. руб. либо размера его зарплаты или иного дохода за период от двух до трех лет. Возможно лишение свободы на срок до двух лет.

Если речь идет о деяниях, совершенных лицом с использованием служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо причинивших особо крупный ущерб (свыше 250 тыс. руб.), то штраф может увеличиться до 1 млн руб. либо размера зарплаты или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет. Свободы можно лишиться на срок до пяти лет.

Ответственность за незаконную добычу особо ценных водных биоресурсов, занесенных в Красную книгу РФ и/или охраняемых международными договорами РФ, их частей и производных, предусмотрена ст. 258.1 УК РФ 1 . В худшем случае лицо, совершившее такое деяние, может быть наказано лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере зарплаты (иного дохода) за период до двух лет. Если указанные деяния совершены организованной группой, то срок лишения свободы может увеличиться до семи лет, а соответствующий штраф –до 2 млн руб. или до размера зарплаты (иного дохода) за период до пяти лет.

В Постановлении Пленума ВС РФ от 31.10.2017 № 41 даны разъяснения, позволяющие разграничить случаи привлечения гражданина к административной и уголовной ответственности. Так, нарушение правил, регламентирующих рыболовство, служит основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 8.17, ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемых деяний, предусмотренных ст. 256, 258.1 УК РФ. При этом квалификации по ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ подлежат действия (бездействие) лиц, нарушивших правила, регламентирующие рыболовство во внутренних водах РФ (на водных объектах рыбохозяйственного значения, включая Каспийское море), не являющихся внутренними морскими водами.

Читайте также:  Какие изменения происходят в современном обществе: основные причины и виды изменений

Цена вопроса

Таким образом, при решении вопроса о привлечении к административной либо уголовной ответственности должностные лица исходят в том числе и из размера ущерба, причиненного незаконными действиями гражданина. Размер взыскания за ущерб, в свою очередь, исчисляется на основании такс, установленных Правительством РФ. В настоящий момент действуют таксы, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 25.05.1994 515 (далее –Постановление № 515), которое содержит детальный перечень видов рыбы и соответствующую таксу за один ее экземпляр (независимо от размера и веса).

Например, один экземпляр семги или лосося оценен в 1250 руб., форели –в 250 руб. и т. д. Таким образом, если у гражданина, нарушающего правила рыболовства, будет обнаружено не более 80 экземпляров семги или не более 400 экземпляров форели, то он будет привлечен к административной ответственности, а если рыбы будет больше (то есть окажется превышена сумма в 100 тыс. руб. (крупный ущерб) и, тем более, в 250 тыс. руб. (особо крупный ущерб)), то –к уголовной.

Однако следует иметь в виду, что Минсельхоз России предложил поправки в Постановление № 515 в части изменения таксы для отдельных видов рыбы. В результате такса может резко увеличиться. Например, один экземпляр семги или лосося предлагается оценить в 13 675 руб., один экземпляр форели –в 852 руб. и т. д.

Если это произойдет, то уголовная ответственность будет грозить уже в случае вылова гражданином (или компанией рыболовов-любителей в совокупности) более восьми экземпляров семги или лосося, более 117 экземпляров форели. Таким образом, будет осуществлена криминализация нарушений правил рыболовства и многие деяния, которые ранее квалифицировались как административное правонарушение и наказывались не слишком строго, превратятся в уголовно наказуемые с перспективой лишения свободы.

С одной стороны, данная мера представляется оправданной. В том числе и из-за несоблюдения правил рыболовства (мягкого наказания нарушители не боятся), состояние множества водоемов является весьма плачевным, а многие виды рыбы оказываются под угрозой исчезновения. С другой стороны, увеличивается риск того, что гражданин, допустивший нарушение по незнанию, может быть привлечен сразу к уголовной ответственности, что будет являться жесткой, а, возможно, и чрезмерной мерой.

Вот почему всем, кто увлекается рыбной ловлей, важно знать основные правила, установленные государством в сфере рыболовства, соблюдать их и следить за изменениями в регулировании. Рыбалка –это не только приятное времяпрепровождение, но и большая ответственность перед природой и государством.

1 Перечень особо ценных и ценных видов водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства утвержден Приказом Росрыболовства от 16.03.2009 № 191.

Основные принципы законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов

1. Законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов основывается на следующих принципах:

1) учет значения водных биоресурсов как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов осуществляется исходя из представлений о них как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом человеком для потребления, в качестве основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав на водные биоресурсы;

2) приоритет сохранения водных биоресурсов и их рационального использования перед использованием водных биоресурсов в качестве объекта права собственности и иных прав, согласно которому владение, пользование и распоряжение водными биоресурсами осуществляются собственниками свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде и состоянию водных биоресурсов;

3) приоритет сохранения особо ценных и ценных видов водных биоресурсов, согласно которому осуществление рыболовства в отношении особо ценных и ценных видов водных биоресурсов ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами;

4) установление дифференцированного правового режима водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, согласно которому при определении правового режима указанных водных биоресурсов должны учитываться их биологические особенности, экономическое значение, доступность для использования и другие факторы;

5) участие граждан, общественных объединений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) в решении вопросов, касающихся рыболовства и сохранения водных биоресурсов, согласно которому граждане, общественные объединения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние водных биоресурсов, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;

6) учет интересов населения, для которого рыболовство является основой существования, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, согласно которому им должен быть обеспечен доступ к водным биоресурсам, отнесенным к объектам рыболовства, для обеспечения жизнедеятельности населения;

7) предоставление в пользование водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, гласно и открыто, согласно которому информация о таком предоставлении, в том числе о распределении квот добычи (вылова) водных биоресурсов между лицами, у которых возникает право на добычу (вылов) указанных водных биоресурсов, общедоступна;

7.1) определение объема добычи (вылова) водных биоресурсов с учетом экологических, социальных и экономических факторов, в том числе информации о производстве и реализации рыбной и иной продукции из водных биоресурсов;

9) платность использования водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, согласно которому любое использование указанных водных биоресурсов осуществляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Водные биоресурсы находятся в федеральной собственности, за исключением случаев, водных биоресурсов, обитающих в прудах, обводненных карьерах, которые могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной собственности.

Граждане и юридические лица могут осуществлять следующие виды рыболовства:

1) промышленное рыболовство;

2) прибрежное рыболовство;

3) рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях;

4) рыболовство в учебных и культурно-просветительских целях;

5) рыболовство в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов;

6) любительское и спортивное рыболовство;

7) рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Решение о предоставлении водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, в пользование принимается для осуществления:

1) рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях;

2) рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях;

3) рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов;

4) рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов удостоверяет право на изъятие водных биоресурсов из среды их обитания при осуществлении:

1) промышленного рыболовства;

2) прибрежного рыболовства;

3) рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях;

4) рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях;

5) рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов;

6) организации любительского и спортивного рыболовства;

7) в иных предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент – человек, постоянно откладывающий неизбежность. 11005 – | 7445 – или читать все.

194.79.20.244 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Правовое регулирование рыболовства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: наиболее полная характеристика правового регулирования рыболовства на современном этапе. Структура работы служит обозначенной цели. В работе уделено внимание не только непосредственному понятию и правовому регулированию рыболовства, но и вопросам охраны рыбных запасов РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
1. Проблемы правового регулирования рыболовства ………………………. 6
1.1. Основополагающий закон: ключевые положения …………………. 6
1.2. Новая редакция закона о рыболовстве ……………………………. 10
1.3. Перспектива развития законодательства о водных биоресурсах…. 12
2. Принципы законодательства о рыболовстве………………………………13
3. Проблема аквакультуры………………………………………………….…25
4. Платность пользования водными биоресурсами…………………………..31
5. Международно-правовые аспекты охраны и использования водных биоресурсов…………………………………………………………………..…35
Заключение………………………………………………………………………38
Список литературы……………………………………………………………. 40

Работа содержит 1 файл

Регулирование рыболовства 2.doc

Не менее характерная особенность нового закона заключается в том, что промышленное рыболовство отныне не может осуществляться иностранцами, кроме случаев, прямо установленных федеральными законами (международные обязательства России и т.д.).

1.3. Перспективы развития законодательства о водных биоресурсах

Закон о водных биоресурсах разработан таким образом, что в любых своих редакциях решение ряда важных задач оставлено для других законодательных актов. Можно предположить, что будут приняты законы “Об аквакультуре”, “О прибрежном рыболовстве”, “О сохранении, воспроизводстве, рациональном использовании осетровых видов рыб и регулировании оборота продукции из них”, “Об обороте рыбы-сырца”. Однако необходимость принятия данных законов должна быть всесторонне обоснована, доказана практикой правоприменения. Законодатель отложил “на потом” решение вопросов, к которым он был не готов. Весомым “минусом” данной ситуации является расщепление правового материала, но есть и “плюс”: можно будет детальнее урегулировать отдельные, но важные вопросы (прибрежное рыболовство, аквакультура, осетровые виды рыб). Как отмечают видные специалисты в области экологического права, при принятии новых и корректировке старых законов нужно руководствоваться пословицей: “семь раз отмерь, один раз отрежь”. Не каждая общественная проблема нуждается в решении именно посредством принятия нового федерального закона, при том, что разработчикам закона не всегда удается обосновать его целесообразность 10 .

Глава 2. Принципы законодательства о рыболовстве

В статье 2 Закона «О рыболовстве» закреплены основные принципы законодательства о водных биоресурсах, которые представляют собой, как известно, основополагающие начала, положения, подходы к решению вопросов, к мероприятиям, содержанию, концепции, целям и задачам. Сформулированные в Законе нормы-принципы являются стержнем всей системы права в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

Суть первого принципа состоит в том, что система правового регулирования отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов осуществляется исходя из представлений о них как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом человеком для потребления, в качестве основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав на водные биоресурсы.

Компонентами окружающей природной среды являются природные объекты, находящиеся в состоянии естественной взаимосвязи. Природный объект – это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства. Но понятие природный объект отличается от понятия природный ресурс. Природные ресурсы – это компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность 11 . Использование природных ресурсов – это эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности.

Водные биоресурсы в качестве природного объекта подлежит охране, являясь составной частью природы. Как природный ресурс, они, в силу своих потребительских свойств, выступают основой осуществления рыбохозяйственной и иной деятельности.

Кроме этого, водные биоресурсы могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной и частной собственности, а также быть объектами иных прав на водные биоресурсы.

Следующий принцип закрепляет приоритет сохранения водных биоресурсов и их рационального использования перед использованием водных биоресурсов в качестве объекта права собственности и иных прав. Отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, как и любые другие отношения по поводу природных ресурсов, делятся на две основные группы: отношения по использованию и отношения по охране. Приоритет охраны природных ресурсов основывается на их ограниченности в пространстве, невосполнимости, часто невозможности их восстановления при нерациональном использовании. Поэтому “принцип сохранения водных биоресурсов и их рационального использования” должен заключаться в том, чтобы с минимальными затратами получать наибольший эффект от хозяйственной эксплуатации водных биоресурсов, не нанося при этом им экономического и экологического вреда.

Читайте также:  Эпифора и её примеры, как термин используется в литературе и в русском языке

Третий принцип закрепляет приоритет сохранения особо ценных видов водных биоресурсов. Он находит свою реализацию в ст. 27 комментируемого Закона, которая посвящена ограничению добычи (вылова) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов и устанавливает, что в целях сохранения занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красную книгу субъекта РФ редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов добыча (вылов) таких видов водных биоресурсов запрещена. В исключительных случаях добыча (вылов) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов допускается на основании разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.

Четвертый принцип основывается на установлении дифференцированного правового режима водных биоресурсов. Данный принцип означает то, что при определении правового режима водных биоресурсов должны учитываться их научно обоснованные биологические особенности, экономическое значение, доступность для использования, район промысла и другие факторы.

Впервые в законе закрепляется принцип участия граждан и общественных объединений в решении вопросов, касающихся рыболовства и сохранения водных биоресурсов, согласно которому граждане Российской Федерации и общественные объединения имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние водных биоресурсов, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством. Таким образом, закрепляется право ассоциаций рыбаков принимать участие в подготовке решений и их реализации по вопросам, касающихся рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов. Безусловно, эта позитивная норма-принцип должна найти свое применение в повседневной деятельности, как общественных организаций, так и органов власти всех уровней. В целях реализации данного принципа сами рыбаки, их общественные организации всех уровней (ассоциации, объединения, профсоюзы и т.д.) должны взять под особый контроль качественную подготовку подзаконных актов, которые особенно будут влиять на практическую рыболовную деятельность, а главное – контроль за исполнением на практике всех положений комментируемого закона и вводимых подзаконных актов органами власти всех уровней.

Согласно шестому принципу коренным малочисленным народам Севера, Сибири, Дальнего Востока Российской Федерации обеспечивается упрощенный доступ к водным биоресурсам. Данное положение конкретизируется в нормах ст.ст. 18, 25, 30, 31, 39 комментируемого Закона. В частности, согласно ст. 39 договор пользования рыбопромысловыми участками заключается с общинами и отдельными лицами коренных малочисленных народов без проведения конкурсов.

Коренным малочисленным народам Севера, Сибири, Дальнего Востока Российской Федерации предоставляются также определенные льготы в сфере взимания сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов. Согласно ст. 333.2 НК РФ не признаются объектами обложения объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации) и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования. Такое право распространяется только на количество (объем объектов водных биологических ресурсов, добываемых для удовлетворения личных нужд, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности данной категории плательщиков. Лимиты использования объектов животного мира и лимиты и квоты на вылов (добычу) объектов водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Закрепление названных исключений из общих правил призвано облегчить жизнь народов окраин Российской Федерации.

Седьмой принцип посвящен гласности и открытости предоставления в пользование водных биоресурсов. То есть информация о предоставлении в пользование водных биоресурсов, в том числе о распределении квот добычи (вылова) водных биоресурсов, должна быть общедоступна любому лицу.

Нормы о праве на получение информации содержатся во многих действующих российских законах. Так, в Конституции РФ (ч. 2 ст. 24) говорится об обязанности органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Данное положение корреспондируется и с ч. 4 ст. 29, согласно которой каждый имеет право свободно искать и получать необходимую для него информацию (в том числе и информацию о предоставлении в пользование водных биоресурсов).

Согласно восьмому принципу полномочия по управлению собственностью на водные биоресурсы и по контролю в этой же области осуществляются разными федеральными органами исполнительной власти. В целях реализации комментируемого принципа постановлением Правительства РФ от 20 мая 2005 г. N 317 “О возложении на федеральные органы исполнительной власти осуществления некоторых функций в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов” 12 было установлено, что Министерство сельского хозяйства РФ утверждает:

– ежегодно общие допустимые уловы водных биологических ресурсов (далее – водные биоресурсы) во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации, а также в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в Азовском и Каспийском морях (далее – общие допустимые уловы водных биоресурсов), а также квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, предоставленные Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

– ежегодно распределение общих допустимых уловов водных биоресурсов, а также квот добычи (вылова) водных биоресурсов, предоставленных Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, применительно к видам квот;

– состав и порядок деятельности бассейновых научно-промысловых советов;

– порядок определения категорий водных объектов рыбохозяйственного значения и использования находящихся в них водных биоресурсов;

– порядок установления ограничений рыболовства;

– порядок изъятия долей в общем объеме квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства;

– порядок осуществления мероприятий по акклиматизации водных биоресурсов;

– порядок заключения и регистрации договора о переходе от одного лица к другому лицу долей в общем объеме квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства;

– порядок проведения аукционов по продаже промышленных квот добычи (вылова) водных биоресурсов и долей в общем объеме квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства;

– порядок распределения между пользователями водными биоресурсами прибрежных квот во внутренних морских водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации;

– перечень водных биоресурсов, которые являются объектами рыболовства;

– перечень водных биоресурсов, добыча (вылов) которых осуществляется при любительском и спортивном рыболовстве на основании разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов;

– типовые правила рыболовства и правила рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна;

– порядок осуществления рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях;

– порядок осуществления рыболовства в учебных и культурно- просветительских целях;

– порядок осуществления рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов;

– порядок осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

Правовое регулирование рыболовства

Рыболовством принято понимать как вид пользования животным; ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» определяет рыболовство как деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных фз случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов;

Правовое регулирование рыболовства осуществляется на основе ФЗ 2004 г “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов” , других фз и законов СРФ. Отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов могут регулироваться также указами Президента, постановлениями правительства (Постановление “О распределении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов применительно к видам квот их добычи (вылова)”)

Приказом Росрыболовства утверждена Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года.

Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области рыболовства в пределах своей компетенции, а также органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать нпа. В систему законодательства о водных биоресурсах также входят нормы международного права.

Действие законодательства о рыболовстве 1) внутренние воды РФ, в том числе внутренние морские воды РФ, а также на территориальное море РФ, континентальный шельф РФ и исключительную экономическую зону РФ; 2) суда, находящиеся в открытом водном пространстве вне пределов РФ, плавающие под Гос. флагом РФ и приписанные к портам РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ; 3) сухопутную территорию РФ, которая используется в целях рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

Право на добычу (вылов) водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, возникает по основаниям, предусмотренным ФЗ. Право на добычу (вылов) водных биоресурсов может быть ограничено в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

Объектами рыболовства являются любые водные биоресурсы, добыча (вылов) которых не запрещена. Перечень особо ценных и ценных видов водных биоресурсов утверждается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Постановление Правительства РФ от 15.12.2005 “О распределении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов применительно к видам квот их добычи (вылова)”определяет порядок распределения общих допустимых уловов водных биоресурсов. Федеральное агентство по рыболовству ежегодно утверждает распределение общих допустимых уловов водных биоресурсов на предстоящий год.

Различают следующие виды рыболовства:1)промышленное рыболовство;2) прибрежное рыболовство;3) рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях;4) рыболовство в учебных и культурно-просветительских целях;5) рыболовство в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов;6) любительское и спортивное рыболовство;7) рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.

Промышленное рыболовство – предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих водных биоресурсов;

Рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях осуществляется для изучения и сохранения водных биоресурсов, а также среды их обитания. Оно осуществляется научными организациями на основании ежегодного плана проведения ресурсных исследований водных биоресурсов.

Рыболовство в учебных и культурно-просветительских целях, а также рыболовство в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсовосуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Граждане вправе осуществлять любительское и спортивное рыболовствона водных объектах общего пользования свободно и бесплатно, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Ограничения любительского и спортивного рыболовства могут устанавливаться только в соответствии с ФЗ. В частности, запрещается лов рыбы на территории заповедников, национальных парков и в некоторых других мес­тах.

Рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации осуществляется лицами, относящимися к указанным народам, и их общинами с предоставлением рыбопромыслового участка или без его предоставления.

Устанавливается запрет рыболовства в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов; минимальные размер и вес добываемых (вылавливаемых) водных биоресурсов; виды и количество разрешаемых орудий и способов добычи (вылова) водных биоресурсов (Не разрешается применение взрывчатых и отравляющих веществ, электротока, колющих орудий, огнест­рельного оружия, сетей, неводов, багрения и т. д.). Ограничения рыболовства устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. Существуют также запреты на добычу водных биоресурсов особо ценных, редких или исчезающих видов.

Общий допустимый улов водных биоресурсов и виды водных биоресурсов, в отношении которых он устанавливается, утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна.

Порядок определения и утверждения общего допустимого улова водных биоресурсов и его изменения устанавливается Правительством Российской Федерации.

Дата добавления: 2016-10-22 ; просмотров: 1500 | Нарушение авторских прав

Ссылка на основную публикацию