Аллегория, определение и примеры в литературе, отличие от метафоры

Что такое аллегория на примерах из литературы

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Аллегория – это древнегреческое слово, и в переводе оно означает «иносказание».

Считается, что самым первым, кто стал активно использовать этот прием в своих произведениях, был баснописец Эзоп.

Дело в том, что Эзоп был рабом. Он хотел высмеивать поведение и привычки своих хозяев, но делать это в открытую означало неминуемую смерть. Вот и придумал он собственный язык, который сплошь состоял из намеков, иносказаний и тайных символов.

Аллегория — это маскировка истинного смысла

Чуть ниже будет приведено определение этого термина, но сначала хочу продолжить тему его появления. Чуть ниже вы можете увидеть изображения автора этого способа художественной речи (тропа) — Эзопа.

Чаще всего он изображал людей в виде животных, наделяя их соответствующими повадками и чертами характера. И всем, включая господ, очень нравились произведения Эзопа.

Они с удовольствием читали их, даже не подозревая, что смеются в этот момент над собой – своими пороками и недостатками. Позже даже появился такой термин, как «Эзопов язык».

Теперь обещанное определение аллегории:

Очень часто в литературных произведениях и в обычной жизни мы встречаем такие вот соответствия:

Пример аллегории в современной литературе

Перед тобой сейчас отрывок одного из самых известных стихотворений Бориса Пастернака «Зимняя ночь». Прочти и ответь на простой вопрос – о чем оно?

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Если понимать все дословно, то вроде бы картина ясна. Перед мысленным взором рисуется суровая русская зима, где-то стоит одинокий дом. Происходит все в какой-нибудь деревне, так как электричества нет, и дом освещается свечками. Ну а внутри находятся двое влюбленных, которые периодически занимаются сексом. Похоже, правда? Вот только ни капельки не верно.

Чтобы понять смысл «Зимней ночи», нужно представлять, кто такой Пастернак. Это бунтарь, правдолюб. Автор, который долгое время был запрещен в СССР. И было бы странно предположить, что он вдруг написал такую банальную любовную лирику. А он ее и не писал! В этом стихотворении скрыт куда более глубокий смысл:

  1. Зима, которая окутала всю землю – это смерть, которая подстерегает человека и может забрать его в любой момент.
  2. Свеча, горящая на столе – это лучик света, надежды, а также сама жизнь. Яркий образ дает нам ясно понять, насколько наша жизнь хрупкая, что может быть задута малейшим ветерком. Но при этом жажда жизни в нас очень сильна, так как «вьюга мела весь февраль, но таки не смогла погасить свечу».

  • Скрещенье рук, скрещенье ног – это действительно любовные отношения двух людей, но не ради удовлетворения инстинктов. Это символ объединения вокруг света, отсюда и «судьбы скрещенье».
  • Видите, через вроде бы банальную картину зимы Пастернак описал одни из главных законов мироздания. А лучше сказать – замаскировал одно в другом. Это и есть АЛЛЕГОРИЯ.

    Аллегории в баснях Крылова

    Массу аллегорий использует в своих баснях и Иван Крылов. В каждом его произведении главные герои – животные. Но в них мы можем легко узнать людские манеры поведения или поступки, часто не самые правильные и образцовые.

    Крылов очень явно высмеивает людские пороки или, наоборот, хвалит достоинства. В каждом животном зашифрован какой-то характер:

    1. Так, Лиса – это всегда олицетворение хитрости и заискивания.
    2. Осел – упрямство и невежество.
    3. Медведь – сила и доброта, иногда неуклюжесть.
    4. Петух – самолюбие и зазнайство.
    5. Заяц – хвастовство и трусость.
    6. Стрекоза – беспечность.
    7. Муравей – трудолюбие.
    8. Мартышка – глупость и так далее.

    Но Крылов прячет под аллегории не только характеры, но даже целые устои жизни, отношения между разными слоями общества и исторические моменты. Яркий пример – басня «Волк и Ягненок».

    У сильного всегда бессильный виноват:
    Тому в истории мы тьму примеров слышим.

    По сюжету Волк укоряет и всячески принижает Ягненка, который посмел пить воду из того же ручья, что и он. Но ведь басня (что это такое?) не об этой паре животных. За образами Волка и Ягненка Крылов спрятал власть имущих и простой народ.

    А есть у баснописца и другое произведение – «Волк на псарне».

    Волк ночью, думая залезть в овчарню,
    Попал на псарню.
    Поднялся вдруг весь псарный двор —
    Почуя серого так близко забияку.

    В этой басне Крылов умело замаскировал события 1812 года. Тогда Наполеон (Волк), поняв, что Россию (Псарня) ему не одолеть, пытался провести мирные переговоры.

    Но в итоге наши полководцы во главе с Кутузовым не купились на это и гнали французскую армию до самого Парижа. А басня как раз заканчивается тем, что опытный ловчий (Кутузов) не пошел на переговоры с волком (Наполеон) и спустил на него всех собак.

    Другие примеры аллегорий в литературе

    Конечно, не только у Крылова, и не только в баснях мы встречаем аллегории. Например, многие сказки Салтыкова-Щедрина полны иносказаний. Самый яркий пример – «Премудрый пескарь».

    Ведь под маской маленькой рыбки, которая решила отгородиться от всего на свете, ни во что не влезать, никому не помогать и жить только для себя, можно рассмотреть пассивных людей. Они ни к чему не стремятся, не пытаются пробиться на самый верх, не борются за улучшение собственной жизни. И автор делает вполне справедливый вывод, что от таких существ (будь то рыба или человек) никакой пользы нет.

    От них никому ни холодно, ни тепло, ни бесчестия, ни чести. Они лишь даром занимают место да едят корм.

    Еще один пример – «Песня о Буревестнике» Максима Горького. Ведь это не о птице, хотя она и является главным персонажем.

    Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах . Только гордый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем! … Буря! Скоро грянет буря!

    Пингвины в данном случае — серая масса. Люди, которые трепещут перед властью и боятся ей противостоять. А Буревестник – это смельчаки, которые готовы бросить вызов и смести старые порядки.

    Такое же недовольство вековыми устоями можно найти и в творчестве Александра Блока.

    Вагоны шли привычной линией,
    Вздрагивали и скрипели;
    Молчали жёлтые и синие,
    В зелёных плакали и пели.

    Хотя тут надо пояснить, что именно имеет в виду автор. В дореволюционной России состав поезда состоял из разноцветных вагонов. В первом и втором классе (желтых и синих) ездили богатеи, а простой народ ютился в менее комфортных вагонах третьего класса (зеленых).

    Но в данном случае Блок, конечно, не имеет в виду какой-то конкретный поезд.

    Через аллегорию он описывает общий уклад жизни в стране – богатые наслаждаются и не хотят замечать ничего вокруг, а бедным ничего не остается как молчать и терпеть.

    В качестве аллегорий некоторые авторы используют фамилии персонажей. Например, у Гоголя есть Собакевич и Тяпкин-Ляпкин. У Фонвизина – Правдин и Простаков. У Грибоедова – Молчалин и Скалозуб. И как только мы видим, то тут же понимаем, какой характер у того или иного героя, и как к нему относится сам автор.

    Чем аллегория отличается от метафоры

    Внимательный читатель может задать вопрос – в чем же отличие аллегории от метафоры? Ведь оба эти понятия подразумевают иносказание.

    Суть действительно одинаковая – через яркие образы усилить значение написанного. Вот только масштабы тут разные. Метафора – это, как правило, всего одно слово, которое очень метко подмечает характер или свойства.

    Например, золотые руки, гробовая тишина, бегущее время. А вот аллегория может принимать форму целого произведения. Она богаче и глубже по смыслу. И порой даже настолько сложна, что не каждый читатель сможет разгадать в чем ее смысл.

    Чем метафора отличается от аллегории

    Метафора отли­ча­ет­ся от алле­го­рии меха­низ­мом воз­ник­но­ве­ния пере­нос­но­го зна­че­ния сло­ва или выра­же­ния: мета­фо­ра осно­ва­на на срав­не­нии, а алле­го­рия — на ино­ска­за­нии.

    И мета­фо­ра, и алле­го­рия явля­ют­ся худо­же­ствен­ны­ми тро­па­ми в язы­ке лите­ра­тур­но­го про­из­ве­де­ния. Оба сред­ства выра­зи­тель­но­сти худож­ни­ки сло­ва при­ме­ня­ют для созда­ния ярко­го, зри­мо­го обра­за, осно­ван­но­го на пере­нос­ном зна­че­нии слов, что род­нит эти раз­ные тро­пы. Чтобы выяс­нить, чем отли­ча­ют­ся мета­фо­ра от алле­го­рии, вспом­ним, что обо­зна­ча­ют эти линг­ви­сти­че­ские тер­ми­ны.

    Метафора

    Этот тер­мин обо­зна­ча­ет один из видов тро­пов в лите­ра­ту­ре. Метафора осно­ва­на на образ­ном упо­треб­ле­нии сло­ва или выра­же­ния, кото­рое опре­де­ля­ет пред­мет, схо­жий в чем-либо с дру­гим пред­ме­том. Метафора воз­ни­ка­ет из срав­не­ния, сопо­став­ле­ния ново­го пред­ме­та с уже извест­ным и выде­ле­ния их общих при­зна­ков.

    Рассмотрим меха­низм воз­ник­но­ве­ния мета­фо­ры на при­ме­ре.

    Известный рус­ский поэт Н. С. Тихонов, вме­сто того что­бы опи­сать, как тан­ки во вре­мя вой­ны взры­ва­ли поля, как вес­ной плуг на пахо­те, и люди пада­ли в строю под пуля­ми непри­я­те­ля на этом поле , как ско­шен­ная острой косой тра­ва, пишет ина­че:

    Война на нём косит и пашет
    Тёмным тан­ком и пулей косой.

    Поэт с помо­щью яркой мета­фо­ры пре­вра­ща­ет пря­мые срав­не­ния (как плуг на пахо­те, как ско­шен­ная острой косой тра­ва) в образ­ное пред­став­ле­ние у чита­те­ля о поле боя — о поле смер­ти.

    Читайте также:  Краткое содержание рассказа Гоголя «Ночь перед Рождеством»

    Сделаем вывод, что мета­фо­ра — это скры­тое срав­не­ние , кото­рое все­гда мож­но раз­вер­нуть в срав­ни­тель­ный обо­рот.

    Аллегория

    Аллегория пред­став­ля­ет собой один из видов худо­же­ствен­ных тро­пов, меха­низм воз­ник­но­ве­ния кото­ро­го несколь­ко иной, чем у мета­фо­ры.

    Аллегория — это все­гда ино­ска­за­ние . Оно воз­ни­ка­ет в худо­же­ствен­ном тек­сте, в пуб­ли­ци­сти­ке, в изоб­ра­зи­тель­ном искус­стве, скульп­ту­ре или зод­че­стве, если отвле­чен­ное поня­тие изоб­ра­жа­ют с помо­щью кон­крет­но­го пред­ме­та, кото­рый помо­га­ет ярче вопло­тить это поня­тие, пока­зать основ­ные его чер­ты.

    Например, абстракт­ные поня­тия вопло­ща­ют­ся с помо­щью кон­крет­ных обра­зов:

    • мир во всем мире — это белый голубь с олив­ко­вой веточ­кой в клю­ве;
    • хит­рость — это лиса;
    • ковар­ство — это змея.

    Примеры

    ПРИМЕРЫ АЛЛЕГОРИЙ
    СонЦарство Морфея
    СмертьОбъятия Аида
    НеприступностьФорт Нокс
    ПравосудиеФемида

    Отличие метафоры от аллегории

    Узнав, что такое рас­смат­ри­ва­е­мые худо­же­ствен­ные тро­пы, срав­нив меха­низм их воз­ник­но­ве­ния в лите­ра­ту­ре, мож­но сде­лать вывод, чем мета­фо­ра отли­ча­ет­ся от алле­го­рии.

    Метафора осно­вы­ва­ет­ся на срав­не­нии, а алле­го­рия пред­став­ля­ет собой зашиф­ро­ван­ный образ в виде ино­ска­за­ния, тем не менее понят­ный всем.

    Метафора может вопло­тить­ся в одном сло­ве или выра­же­нии, а алле­го­рия быва­ет объ­ём­ной: все про­из­ве­де­ние, напри­мер, бас­ня И. А. Крылова «Свинья под дубом» явля­ет­ся алле­го­ри­ей.

    Таким обра­зом, алле­го­рия явля­ет­ся раз­вер­ну­тым закон­чен­ным обра­зом, а мета­фо­ра, хотя чет­ко и образ­но, пока­зы­ва­ет лишь какую-то грань рас­смат­ри­ва­е­мо­го пред­ме­та.

    Аллегория – понятие, примеры из литературы, отличие от метафоры

    В статье рассмотрим сущность и примеры такого литературного приема как аллегория.

    Понятие аллегории

    Многие нередко сталкиваются с вопросом: аллегория – что это? Значение слова аллегория необходимо искать у греков, в переводе с их языка аллегория означает «иносказание». Если давать определение этому понятию, то аллегория – это художественный прием, суть которого — выразить абстрактное понятие через конкретный, очевидный образ.

    Наверное, самым распространённым примером аллегории будет служить изображение смерти в виде черепа и костей, или же фигуры в черном одеянии с косой. Образы аллегории широко применялись еще со времен Средневековья и Ренессанса художниками на своих полотнах до самого IX века. В современном же искусстве интересные аллегории используют куда виртуознее для более тонкого, незримого выражения смысла произведения, давая зрителю самому уловить скрытый намёк автора. В этом и заключается роль аллегории.

    Примеры

    Нельзя сказать, что аллегорию можно встретить исключительно в литературной речи. Мы сами, нередко того не замечая, в повседневной жизни употребляем выражения иносказательного характера. К примеру, «первая ласточка» — признак приближения хороших перемен, нового и долгожданного события. Или «ворона в павлиньих перьях» — человек, который старается показать себя важным, незаменимым, значительным, хотя сам таким не является.

    Каждый знает, что образ змеи, обвивающей чашу – это символ медицины, а девушка Фемида с повязкой на глазах, держащая в руках весы олицетворяет правосудие. Изображение сердца означает любовь, креста – веру. Всё это аллегория.

    Что такое аллегория в литературе

    Аллегория в литературе начинает встречаться еще со времен античности. Ярким примером служат поэмы Гомера «Одиссея» и «Илиада», где аллегоричный образ Одиссея отождествляется с любознательной, неиссякаемой мыслью человека, а его жена Пенелопа, как трогательный и бесспорный образ любви, верности и женской преданности.

    В произведениях древнегреческого баснописца Эзопа использована аллегория: описывая животных, автор высмеивал, выставлял напоказ людскую жадность, притворство и глупость. Позже его стиль аллегорического изложения назовут эзоповым языком.

    Ко всему прочему присутствует аллегория в литературе Средневековья, в текстах священных Писаний, религиозных гимнах, притчах, трудах Отцов Церкви немало образов носят иносказательный мотив. Немало аллегорий к нам пришло из Библии: Иуда символизирует предательство, а Богородица – безгреховность, нравственную чистоту, безукоризненною мораль и непорочность.

    Множество аллегорических примеров можно найти в творчестве Верхарна, Ибсена, Франса, в гениальном произведении Данте «Человеческая комедия», в сонетах Шекспира, поэмах Шелли. Стоит учесть тот факт, что в произведениях IX-XX вв. период рационалистических философских традиций аллегория практически не употреблялась вовсе.

    К слову, русские авторы никак не могли обойтись без аллегорий. Баллады Жуковского, сатира Салтыкова-Щедрина, произведения Ильфа и Петрова, Чехова, стихи Маяковского, басни Крылова – неиссякаемый источник остроумных и тонких иносказаний.

    Аллегория в баснях Крылова

    Зачастую, говоря об аллегории, нас интересуют самые яркие, запоминающиеся примеры из художественной литературы. И аллегория Крылова явное тому подтверждение.

    Каждая его басня – это небольшая забавная история, где главные герои исключительно обитатели леса, раскрывает читателю в шуточной форме определенную норму поведения или поступок, зачастую не самый образцовый.

    В каждом из характеров лесных героев мы узнаем что-то схожее, близкое среди нашего окружения. Описывая своих персонажей, Крылов больше затрагивает человеческие пороки и достоинства, чем характер животного. У автора аллегория басни такова: Лиса символизирует хитрость, плутовство, ложь, наглость, угодничество и заискивание ради своей выгоды. Осел – образ упрямства, тупости, безграмотности и невежества. Петух представляется нам как образец зазнайства, самолюбия и нарциссизма. Медведь олицетворяет силу, мощь, доброту, а иногда и ограниченность, нерасторопность. Стрекоза – беспечность, а заяц – трусость и хвастовство.

    Пример аллегории в басне Крылова

    Произведения Крылова многолики. В одних автор высмеивает характеры, а в других — отношения между людьми, устои жизни, общественный порядок. Аллегория басни «Волк и Ягненок» прекрасно отражает взаимоотношения между властью и народом, между всеимеющими, всемогущими и подчиненными, сильными и слабыми. И как часто это бывает в жизни, сильный пытается доказать свою властность, издеваясь, помыкая над слабым.

    А есть у Крылова басни, в которых наши своё отражение исторические события. Так, например, в басне «Волк на псарне» повествуются события в годы Отечественной войны 1812 года, когда французский император попытался провести мирные переговоры с Россией. Волком Крылов изобразил Наполеона, а опытным ловчим – полководца Кутузова. Когда Волк попадает на псарню (на территорию России), то и сам не рад, это можно понять из строк: «В минуту псарня стала адом». Пытаясь избежать своей горькой участи, хитростью идет на переговоры, но умный ловчий не поддается.

    Чем отличается аллегория от метафоры

    Часто встает вопрос: какая же разница между метафорой и аллегорией? Как и когда правильно употреблены аллегория или метафора? Давайте разберемся.

    Метафора – это выражение (или слово), употребленное в переносном значении. Например, золотые руки, часы идут.

    Аллегория и метафора схожи между собой тем, что оба эти понятия построены на ассоциациях, то есть проводится параллель между названным объектом и его определением. Однако, аллегория куда глубже и богаче по своему значению и сложности.

    Метафора изображает нам какие-либо события или состояния, например наступление старости через метафору «пришла осень», невозможность возвратить все вспять — «заросла тропинка», описание притихшего, неподвижного леса – «лес призадумался».

    Метафора – это своего рода сравнение, эффектное, меткое, остро подмеченное, благодаря которому произведение становится живым, выразительным и воображение читателя начинаем работать.

    В свою очередь аллегория может принимать форму целого произведения (это хорошо видно на примере басен и притчей). Используя этот литературный прием, автор иллюстрирует какое-то событие, историю и дает нам понять свое отношение к случившемуся.

    Переносное значение в метафоре умещается в одно слово, а в аллегории оно охватывает целую мысль. Метафорой выступают словосочетания, а примером самых простых и кратких аллегорий служат пословицы («Лучше синица руках, чем журавль в небе»).

    Аллегория, что это такое? Примеры в литературе

    Красивое слово «аллегория», значение его не всем понятно. На одном из каналов телевидения был произведен эксперимент. Находясь на улице, корреспондент задавал вопросы случайным прохожим: «А вы знаете что такое аллегория в литературе?» К его удивлению (и удивлению нашему) из множества опрошенных людей, лишь один ответил правильно. Вернее, он даже не давал точного определения, а даже «случайно» для самого себя произнес нужное слово — «иносказание». Быстро может помочь желающим в определении «аллегории» википедия.

    • Что такое аллегория
    • Чудеса маскировки
    • Традиция Эзопа
    • Иносказания в литературе
    • Аллегории в сказках и народном эпосе
    • Аллегории в жизни

    Что такое аллегория

    На самом деле формулировок, объяснений значения аллегории существует несколько. Но есть мысль, объединяющая их в единое целое. В каждом определении говорится об аллегории как о приеме речи, способном выразить что-то (явление, предмет, живое существо) через другие явления, предметы, существа или образы. По-другому, это иносказательный способ обозначения объекта, средство некой «маскировки», непрямолинейности мысли. Аллегория — это один из тропов в литературе, искусстве. Тропами лингвисты называют слово или сочетание слов, которые усиливают выразительность речи, создают новый образ.

    Возникает вопрос: для чего и кому нужно заменять одно другим и иносказательно выражаться? На этот вопрос мы постараемся найти ответы в данной статье.

    Чудеса маскировки

    Самым ярким примером аллегоричности повествования является такое явление в литературе, как «Эзопов язык». Эзоп был рабом, но не простым, а наблюдательным и талантливым. Ему хотелось описать и высмеять недостатки и пороки своих хозяев, но делать это в открытую было равносильно самоубийству. Он нашел способ сделать это, придумав свой способ (язык), состоящий полностью из иносказаний, намеков и тайных символов. Это было гениальной «маскировкой» в литературе.

    Таким образом, он изображал своих господ в виде животных, наделяя их соответствующими особенностями, характерами, повадками. Эзоп как раз и применил в искусстве метод аллегорий, метафор и других лексических форм в своих рассказах. После него повелось называть иносказательный стиль повествования «Эзоповым языком».

    Традиция Эзопа

    Использование аллегорий прочно обосновалось в литературном творчестве: в прозе и поэзии. Многие последователи Эзопа создавали свои художественные произведения по этому принципу. Особенно прижилась аллегория в поэзии и у баснописцев. Одним из главных элементов аллегория является у сатириков, так как позволяет создавать немыслимое количество образов и ассоциативных связей. Приведем примеры аллегории в литературе авторов, использовавших Эзопов язык.

    • Михаил Салтыков-Щедрин, писатель, сатирик. Его рассказы читал каждый, кто ходил на школьные уроки литературы. Преподаватели научили понимать, что «премудрый пескарь» — это вовсе не рыбка, а один мужик вполне способен прокормить «двух генералов».
    • Лев Лосев, русский литературовед. Именно он обозначил тот важный факт, что аллегория — прекрасный способ миновать правки цензуры.
    • Иван Крылов, баснописец. Его басни учили все — от мала до велика. В них сокрыто столько смысла, что каждую можно пересказывать обычным разговорным языком, подстраивая под жизненные ситуации, большое количество раз. Такие аллегоричные басни в своей гениальности стали некими «матрицами» или конструкциями различных житейских историй.

    Не пропустите: толкование такого литературного приема как гипербола, примеры преувеличений.

    Иносказания в литературе

    Необходимо подробнее поговорить об иносказаниях в литературе. В баснях, сатирических рассказах аллегории достаточно упрощены, сведены к упрощенному восприятию. Благодаря этому, цензура часто воспринимала эти произведения как сказочные или фантазийные. Образы животных в баснях Крылова — это люди, которые живут и совершают определенные поступки, а в конце подвергаются морализации — некоему правильному выводу.

    Многие цитаты из басен становились «крылатыми выражениями». Это значит, что они вырывались из контекста всего произведения и использовались в речи как единый смысловой блок. Например «а воз и ныне там…» означает, что дело так и не сделано, хотя попытки были. Интересно, что цитируют их даже те, кто басню и не читал вовсе.

    Русский классик Чернышевский писал свой роман «Что делать», находясь в заточении. И ему было необходимо замаскировать авторскую идею так, чтобы книга вышла за пределы тюрьмы и увидела свет. По своей сути, классик написал пособие в искусстве — инструкцию построения коммунистического общества, революционный роман. Иносказательными в нем были образы героев: Рахметов — революционер. Деятельность героев: созданная Верочкой Лопухиной мастерская являлась прообразом коммуны.

    Еще раз о Салтыкове-Щедрине, аллегории в его произведениях были монументальными, являясь, по своей сути, глобальными шифрами социальной действительности и даже морали и этики. Чего стоит один лишь диалог свиньи с правдой! Свинья спрашивает правду о разных вещах, лежа в грязной жиже. Она интересуется, а правда ли есть какие-то солнца? И почему она, свинья, никогда этих солнц не видела? Правда отвечает, мол не видела потому, что и головы никогда не поднимала…

    Искусство аллегорий многогранно. Классики литературы создавали аллегории эпические, монументальные, исторически точные. Более просты в этом смысле русские сказки.

    Аллегории в сказках и народном эпосе

    Короткое определение аллегории в сказках: слово — его завуалированное значение (предмет — его сказочные свойства). В сказках хорошо срабатывают животные в роли героев.

    1. Лиса — хитрость, волк — злоба, медведь — простодушие и сила, заяц — трусость, осел — глупость и упрямство. Так, они ведут себя в сказках! И поэтому в мир людей ушли метафоры «хитрый лис», «ослиное упрямство», «зубами щелкать» (от голода).
    2. Образы природы означают явления из жизни. Например, приближение бури у М. Горького в «Буревестнике» означает скорое наступление революции. А «глупый пИнгвин», прячущий жирное тело в утесе — трусливые массы народа, которые не желают созидать революционные перемены, боятся их.
    3. Времена года, суток стали привычной аллегорией в искусстве для периодов жизни человека и человечества. Приведем такие примеры: «на закате дней», «осень — вечер жизни», «рассвет юности» и прочее.

    Аллегории в жизни

    Во многих сферах и областях искусства и жизни мы сталкиваемся с аллегориями. Например, в скульптуре часто зашифрованы символы или исторические значения. Примеры:

    • Статуя свободы у американцев, которая держит факел, освещающий новый путь и на голове ее венец с таким количеством лучей, сколько штатов входит в состав государства.
    • Статуя Фемиды — богини правосудия. Глаза богини завязаны, а в одной руке у нее весы — это означает беспристрастное правосудие. В другой руке меч, он опущен вниз. Это символично, означает возможность применять наказание только в крайних случаях. В некоторых вариантах Фемида держит в руке щит (защита закона для всех), а в отдельных случаях — меч поднят вверх!
    • В архитектуре (зодчестве) также много аллегоричности. Шедевры зодчества скрывают в себе часто политический смысл, религиозный (духовный) или лирический (как память о любви). У зданий и сооружений имеются свои истории и легенды.
    • Художественное икусство практически всегда аллегорично. Авторы картин непременно вносили иносказательный смысл в свои произведения. Абстракционизм можно рассматривать как крайнее проявление художественного иносказания.
    • Кинематография в современном мире часто использует аллегории для усиления художественного и эмоционального восприятия картин. Образы природы, символы и знаки, речи героев — все идет в ход.

    В целом любое искусство во многом иносказательно. Такова его особенность — использовать аллегорию и символизм для усиления эффекта, эмоциональности, общего эстетического восприятия и фундаментальности творения!

    Разница между аллегорией и метафорой

    Главное отличие – аллегория против метафоры

    главное отличие между аллегорией и метафорой является то, что аллегория – это литература, в которой символы, изображения и / или события выступают в качестве символов в то время как метафора – это литературное устройство, которое сравнивает две несвязанные вещи. Аллегория иногда классифицируется как расширенная метафора.

    Что такое метафора

    Метафора – это риторическая фигура речи, которая делает неявное сравнение между двумя несвязанными вещами. Метафоры, в отличие от сравнений, не используют соединяющие слова, такие как like или as. Следовательно, метафора утверждает, что одно является другим, тогда как сравнение утверждает, что одно похоже на другое. Метафора использует сравнение, которое буквально применимо; оно передает смысл или аспекты одного слова или фразы другому.

    Например, посмотрите на метафору в предложении «ее жизнь была открытой книгой». Здесь жизнь и открытая книга – это две сложные вещи. И все же открытость или ясность открытой книги используется по сравнению с жизнью. Это подразумевает, что в ее жизни не было никаких секретов.

    Ниже приведены еще несколько примеров метафор, которые мы используем в повседневной речи.

    Ее жизнь была ложе из роз.

    Жизнь – это путешествие.

    Вот несколько примеров метафор в литературе:

    «Луна была призрачным галеоном, брошенным в облачные моря». – «Дорожник», Альфред Нойес

    «Надежда с перьями

    Это сидит в душе . – «Надеюсь», Эмили Дикинсон

    «Но, мягко! какой свет через те окна разбивается?

    Это восток, а Джульетта – солнце ».« Ромео и Джульетта », Шекспир

    Луна была призрачным галеоном, брошенным в облачные моря.

    Что такое аллегория

    Аллегория – это произведение искусства или литература, которое можно интерпретировать как раскрывающее скрытое значение, обычно моральное или политическое. Персонажи и события в истории служат символами идей для политической или исторической ситуации или идей о человеческих жизнях. Аллегория может быть в форме прозы или стиха. Аллегория может сделать историю и ее персонажей многомерными, поскольку они на самом деле стоят за нечто большее, чем то, за что они буквально стоят.

    Например, Джордж ОруэллФерма животных’ это аллегория, которая использует животных, чтобы изобразить русскую революцию и коммунизм. Таким образом, это можно назвать политической аллегорией. Эдмунд Спенсер Фея Куин это религиозная или моральная аллегория, в которой персонажи представляют разные достоинства и недостатки.

    Аллегория пещеры Платон, Прогресс Пилигрима Джон Буньян, Лев, Колдунья и Волшебный Шкаф К. С. Льюис, и Властелин мух Уильям Голдинг – еще несколько примеров аллегорий.

    Простые истории, которые дают мораль, такую ​​как лиса и виноград, мальчик, который кричал волка, лиса и ворона, муравей и кузнечик, черепаха и заяц и т. Д., Также могут быть взяты в качестве примеров для аллегорий, так как они также есть скрытое моральное сообщение.

    Разница между аллегорией и метафорой

    Определение

    аллегория это литература, где символы, изображения и / или события действуют как символы.

    метафора это литературное устройство, которое делает сравнение между двумя несвязанными вещами.

    функция

    аллегория добавляет скрытый смысл в текст.

    метафора сравнивает две несвязанные вещи.

    Литературные устройства, используемые

    аллегория использует символику.

    метафора использует образы.

    Скрытый смысл

    Аллегории имеют скрытый смысл, который относится к морали или политике.

    Метафоры не имеют скрытого смысла.

    Изображение 1 Иллюстрировано Мило Винтером (1886-1956) – Project Gutenberg extext 19994, (Public Domain)

    Аллегория – определение и примеры использования в литературе

    Художественные приемы

    Литература и искусство — это не сухое перечисление событий и простое отображение действительности, а раскрытие автором произведения своих мыслей и чувств с помощью приемов художественного выражения. Если использовать только прямые методы передачи информации, то вряд ли такие творения смогут чем-то затронуть читателя или зрителя.

    В литературе часто применяются приемы, изменяющие основное значение слов и усиливающие образность речи. Они объединяются в группу тропов. Некоторые из них:

    Словесные конструкции, не несущие информацию, но украшающие литературную речь и делающие ее своеобразной, относятся к фигурам речи.

    Объяснение термина

    Тропы и фигуры применяются в литературе и ораторском искусстве для усиления выразительности словосочетаний и предложений. Один из видов тропов — аллегория. Этот прием известен со времен ранней античности и уже тогда нашел отражение в мифологии и фольклоре, а позднее получил развитие в разных жанрах литературы и изобразительного искусства. Термин «аллегория» имеет греческие корни и буквально означает «иносказание».

    В словаре Даля значение слова аллегория объясняется как картинное или чувственное изображение мысли, а в качестве синонимов к нему перечислены иноречие, инословие, обиняк, притча и другие определения. Что такое аллегория в литературе, легко можно понять, вспомнив образы зверей в сказках: лиса — хитрость, заяц — трусость, медведь — простодушие.

    Этот прием часто используется авторами, когда нужно донести свое мнение, не нарушая этических норм. Аллегория дает широкие возможности и в следующих случаях:

    1. Когда нужно кратко и емко описать сложное понятие простыми словами.
    2. Для обхода цензуры — если нельзя писать или говорить о некоторых вещах напрямую, то можно это сделать в завуалированной форме.

    Считается, что первым, кто применил аллегорические образы, был древнегреческий баснописец Эзоп, из-за своего положения вынужденный говорить в баснях одно, а подразумевать совсем другое.

    Иносказательное выражение мыслей иногда так и называют — «эзопов язык». Для аллегорических произведений характерно описание явлений, событий или живых существ с помощью намеков, но при этом прямой смысл не теряется, а дополняется возможностью его понимания и в переносном значении.

    Символизм и олицетворение

    Иногда аллегорию сравнивают с метафорой, потому что эти способы используют, когда нужно передать не буквальное, а иносказательное понятие, вызывающее определенные ассоциации, но между ними существует разница. Метафора — это прямое сравнение, которое применяется только в литературе и основывается на подмеченном автором сходстве свойств и признаков предметов. Например, словосочетание «железный характер» подразумевает, что человек обладает сильными волевыми качествами.

    Главный признак аллегории — описание отвлеченной идеи путем создания продуманного и развернутого образа, которое может вылиться в полноценное произведение, например, басню или притчу. Этот прием встречается в разных видах искусства и обычно не называет предмет или явление, а намеками подталкивает сознание человека к пониманию того, что хотел донести автор. С некоторым допущением можно сказать, что метафора является частным случаем аллегории, а несколько метафор в тексте могут образовать полноценный аллегорический прием.

    К одной из иносказательных разновидностей можно отнести разнообразные символы, начиная от геральдических знаков и заканчивая образами, ставшими со временем клише. Использованные многократно, они утвердились в сознании человека как аллегорические ассоциации. Например:

    • алмаз — твердость;
    • крест — вера;
    • подкова — удача;
    • весы — справедливость;
    • собака — преданность;
    • дуб — долголетие;
    • лев — царь.

    В литературе часто человеческими качествами наделяются неодушевленные предметы, т. е. происходит их олицетворение. Такой художественный прием может быть как самостоятельным, так и частью общего замысла. В отличие от аллегории он всегда направлен на самого автора, является способом его самопознания и иносказательного выражения чувств. Один и тот же образ может быть и аллегорией, и олицетворением. Если читатель выступает в роли стороннего наблюдателя, то у автора получилась аллегория, но когда образ настолько затронул человека, что он видит в нем себя, то это олицетворение.

    Примеры в литературе

    Аллегорические образы встречаются уже в произведениях греческих и римских авторов античных времен. Само название термина впервые упоминается в трактатах Цицерона, повествующих об ораторском искусстве. Аллегорическое толкование использовалось для обнаружения в поэтических образах Гомера философской истины и позже было перенесено христианами на Священное Писание с целью понимания возможных скрытых смыслов текста.

    Известны крупные произведения эпохи поздней античности, повествование в которых построено на принципе аллегории полностью. Например, в девяти романах цикла Марциана Капеллы «О бракосочетании Филологии и Меркурия» в качестве служанок вознесённой на Олимп Филологии представлены образы семи женских фигур, олицетворяющих свободные искусства и такие науки, как грамматика и риторика.

    В пространной поэме испанского поэта Пруденция «Психомахия» иносказательно изображена целая галерея поединков — Гордыни со Смирением, Гнева с Терпением, Целомудрия с Распутством, Веры с Идолопоклонством и т. д. Такая идея была подхвачена представителями христианской церкви для использования при воспитании простых классов. Методы, основанные на принципах морали и борьбы добродетелей с пороками, были широко распространены в политике и искусстве того времени.

    Многие примеры аллегории из литературы Средневековья имеют мифологическое происхождение, а излюбленным приемом авторов является персонификация, представлявшая явления и чувства в виде человекоподобных существ, растений, животных и даже сооружений. Например, в поэтическом романе Готфрида Страсбургского «Тристан» персонифицируется грот любви.

    В этот период сложились устойчивые схемы сюжетов и тем аллегорического повествования — воображаемые странствия и поиски, турниры и состязания, охота и осада замков.

    В любовном романе «Гипнеротомахия Полифила», авторство которого приписывается монаху Франческо Колонне, главным аллегорическим приемом выступает путешествие на остров любви Киферу во сне. Главный герой встречается в своем воображении с божественными существами, нимфами и фавнами, а также бродит по райским садам и великолепным дворцам. В более поздней литературе аллегория постепенно теряет свое значение и вытесняется другими художественными приемами.

    Басни и сказки

    В русской литературе признанными мастерами аллегории считаются И. А. Крылов и М. Е. Салтыков-Щедрин. Их аллегория многозначна и под внешним слоем всегда скрывает более глубокий и в чем-то философский смысл.

    Ярким аллегорическим образом предстает перед читателями небольшая рыбешка из сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь». Она символизирует человека, никуда не вмешивающегося и отгородившегося от всего мира. В результате пескарю приходится постоянно дрожать от страха за свое благополучие, что лишает его простых радостей жизни. Философский смысл сказки — чтобы не жалеть в старости о напрасно прожитых годах, нужно не бояться рисковать и жить полноценной жизнью.

    Салтыков-Щедрин использует и другой вид аллегории — его герои оказываются в положении, раскрывающем их пороки. К таким произведениям относятся сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик». Злободневная тема, которую неоднократно затрагивает творчество писателя, — несправедливость крепостного права. В своих сказках автор создает аллегорические ситуации, показывающие, что без своих крестьян, к которым так свысока относятся, помещики не способны выжить и обречены на одичание.

    В баснях Крылова через аллегории, представленные образами разных животных, показываются и высмеиваются человеческие пороки и отношения между власть имущим сословием и простыми людьми. Такой прием восходит к фольклорным традициям и часто встречается в творческих формах у разных народов — сказках, песнях, балладах. Одни животные несут в себе несколько аллегорий, например, осел олицетворяет глупость и упрямство, медведь — невежество и силу. Другие животные символизируют только одно значение: пчела — трудолюбие, стрекоза — легкомыслие.

    Важные события также находили свое отражение в творчестве русского баснописца. В басне «Волк на псарне» можно распознать аллегорическое изображение событий Отечественной войны 1812 года. Образ волка, попавшего на псарню, представляет Наполеона Бонапарта, который сам не рад оказаться в России и использует разные уловки для заключения мирного договора. Но мудрый Кутузов в лице персонажа басни ловчего на них не поддается.

    Поэтические произведения

    Самые разнообразные аллегории используются в поэзии. Часто в стихотворениях и поэмах иносказательным значением наделяются времена года:

    1. Весна олицетворяет возрождение жизни, духовное очищение и новые надежды.
    2. Лето символизирует беззаботность, легкую пресыщенность и развращенность изобилием.
    3. Осень часто выступает как символ увядания и духовного упадка, неустроенности человека.
    4. Образ зимы у жителей юга ассоциируется с хмуростью и унылостью. В поэзии северных авторов зима является образом развлечений и забав, когда можно сделать передышку перед следующим трудовым годом.

    Интересным примером аллегорического изображения времен года является «Великолепный часослов герцога Берийского».

    Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бой» полностью наполнено аллегоричным содержанием, а Гроза выступает как символ борьбы Добра со Злом. В творчестве А. С. Пушкина аллегоричностью выделяется произведение «Узник», в котором южный город представлен тюрьмой, а себя автор видит молодым подневольным орлом. В стихотворении «Анчар» южное ядовитое дерево является аллегорическим образом неправильного мироустройства.

    Живопись и скульптура

    В изобразительном искусстве художественный прием аллегории получил наибольшее распространение в позднем Средневековье и в эпоху Возрождения, так как его символизм позволял художникам выражать свое отношение к реальности и политические идеи. Не всегда авторам удавалось добиться желаемого. Несоблюдение меры могло привести к перегруженности символами, из-за чего произведение утрачивало эстетическую ценность, превращаясь в простую абстракцию. В качестве примера можно привести картину под названием «Аллегория» Л. Лотто.

    Великие художники Веласкес, Беллини, Боттичелли, Брейгель, Тициан и Рубенс скрывали аллегорические образы в повседневных сценах из жизни. Например, картина «Священная аллегория» Джованни Беллини, на которой отображено католическое видение сущности церкви. Аллегория не чужда и русским художникам. Работа Алексея Венецианова «Весна» наполнена символами обновления и новой жизни, вписанными в бытовую картину, изображающую крестьянскую девушку, ведущую под уздцы лошадей.

    Примером аллегории в скульптуре можно считать композицию Этьена Мориса Фальконе «Медный всадник» в Санкт-Петербурге. Ее постамент в виде волны ассоциируется с разбушевавшейся стихией, проявление которой приходилось преодолевать при строительстве города. Вздыбленные кони символизируют петровские реформы, а сам всадник, разящий змею, — преобразователя России, борющегося с ее врагами.

    Художественный метод аллегории использовали очень многие русские и зарубежные писатели и художники. Приведенные примеры помогут увидеть аллегорический смысл в их произведениях.

    Читайте также:  Краткое содержание произведения «Судьба человека» — пересказ и анализ произведения
    Ссылка на основную публикацию