Что такое цензура в литературе определение: значение слова, история, для чего нужна критика википедия

Цензура – что это такое? Определение и значение

“Цензура” — слово, которое нередко можно услышать в речи как известных политиков, так и простых граждан. Кто-то утверждает, что она необходима, а кто-то, наоборот, борется против нее, обвиняя в ограничении свободы слова и самовыражения. Таким образом, роль цензуры в современном мире довольно спорная.

СМИ постоянно твердят нам, что информационные потоки не подвергаются цензуре, что права гражданина Российской Федерации на вольные слова и мысли, а также свободный доступ к любого рода информации, закрепленные Конституцией, ничем не ограничиваются. Но некоторые эксперты заверяют, что это не так.

В данной статье мы разберемся, что это такое — цензура, и выясним, существует ли она в России и других странах мира.

Где искать значение слова

Если вам необходимо толкование какого-либо слова или даже целой фразы, вам будет полезен словарь. В зависимости от того, что вам требуется разъяснить, вы можете использовать толковый словарь русского языка или же словарь фразеологизмов.

Наиболее популярными авторами, составителями словарей считаются Ожегов Сергей Иванович, Ушаков Дмитрий Николаевич, Шведова Наталья Юльевна, Ефремова Татьяна Федоровна. Также внимания заслуживает и Владимир Иванович Даль, который оставил свой след в истории и сделал значительный вклад в лингвистику, благодаря тому, что представил миру самый известный и большой по своему объему «Толковый словарь живого великорусского языка».

В случаях, когда вы затрудняетесь определить значение слова или сомневаетесь в нем, вам следует воспользоваться творением одного из выше представленных авторов. Именно поэтому для ответа на вопрос, цензура — что это такое, вам необходима именно эта книга.

Словарное определение слова

Если вы обратитесь к словарям (будь то современные издания или вышедший еще в восемнадцатом веке словарь Владимира Ивановича Даля), вы увидите, что под словом «цензура» кроется не что иное, как контроль, подразумевающий просмотр любой информации, в каком виде она не была бы представлена.

Примерами употребления данного значения слова в речи являются следующие словосочетания: предварительная цензура, подвергнутый цензуре.

Но это не единственное значение «цензуры». Под толкованием этого слова, также подразумевается и государственное учреждение, что осуществляет этот контроль или надзор. В данном случае примеры могут быть иные, нежели в предыдущем значении слова: работаю в цензуре, подцензурный.

Откуда взялось слово?

Большинство слов русского языка понимается гораздо лучше, если вместе с толкованием рассматривается и его этимология. Причиной этого является то, что история происхождения любого слова как раз и объясняет его значение. Чтобы в этом убедиться, выясним исследуем более подробно определение «цензура».

Как вы думаете, где же можно отыскать историю происхождения слова? Разумеется, в этимологическом словаре. Если вы заглянете в него, то узнаете, что слово «цензура» не отличается русскоязычными корнями. Оно пришло к нам из латинского языка, где существует схожий термин censura, что переводится как «суждение».

Однако это определение совсем не объясняет почему государственный контроль за информацией получил именно такое название. А это значит, что нужно копнуть еще немного. Тогда вам откроется, что латинская цензура образовалась от глагола censere, под которым подразумевается процесс определения цены или оценки чего-либо.

Синоним слова

Если вы все еще с трудом представляете, что это такое — цензура, вам следует прибегнуть к помощи русскоязычного словаря синонимов. Который представляет толкование интересующего слова в виде иных родственных слов, имеющих схожее значение и общий смысл с изучаемым вами.

Конечно, синонимы есть не у всех слов русского языка. Но для исследуемого в данной статье родственными словами будут: надзор, контроль, пристойность, допустимость.

Что говорится в Конституции РФ о цензуре

Поскольку цензура осуществляется государствам, она должна быть как-то регламентирована. Именно поэтому в Конституции Российской Федерации данному вопросу посвящена целая статья.

При необходимости вы можете прочесть о цензуре в статье двадцать девятой главе второй. Вот некоторые выдержки:

  • Пункт 1.1 Цензура не должна ограничивать свободу мысли и слова.
  • Пункт 2. Не допускается пропаганда, агитация, возбуждающие ненависть людей друг к другу.
  • Пункт 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Выше представлены основные положения данной статьи. Переформулировать их более простым и понятным языком можно следующим образом: каждый человек имеет право на свободу мысли, слова, выбора качества и вида информации, но при этом он несет ответственность за безопасность любой исходящей от него лично информации по отношению к другим людям.

На что распространяется цензура РФ

Как вам кажется, что представляет собой русская цензура? Да и есть ли она вообще?

Несмотря на то что на основании Конституции РФ цензура в России запрещена, она все же действует на территории нашей страны. И охватывает все информационные потоки. Например:

Цензура на телевидении запрещает приглашение в программы, транслируемые на федеральных каналах, таких оппозиционеров, как Алексей Навальный, Гари Каспаров и других.

Цензура в культуре особенно ярко проявилась в 2015 году, когда известная газета опубликовала статью со следующими словами министра культуры: государство, субсидирующее культуру, должно также осуществлять и контроль за ее содержанием, поощряя лишь угодные ему [государству] ценности.

Цензура в Интернете была узаконена в 2014 году, когда в силу вступил закон, подразумевающий реальный срок не только за написание экстремистских текстов, но и за репост их.

Цензура печати показала себя в 2013 году, когда школьная литература была тщательно изучена на предмет наличия в ней мистики, ужасов и эротики. А вскоре многие печатные издания перестали выходить в тираж вследствие политических причин.

Таким образом, надзор за содержанием информации в нашем государстве осуществляется в пределах нормы, сохраняя свободу слова, мысли и самовыражения. Однако информация все же подвергается контролю посредством законов о блогерах, о запрете использования нецензурной лексики в культуре, Интернете и т. п., о защите детей от вредоносной информации, о защите прав верующих и т. д.

Некоторые граждане России полагают, что жители поселка «Рублевка» без цензуры как-то обходятся, и это их совершенно не портит. Все же остальные россияне, наоборот, подвергаются тотальному контролю. Это мнение имеет право на существование, но подтвердить его фактами пока нельзя.

Цензура в других странах

Наибольшую опасность распространения неверной, пагубной, запрещенной информации представляет Интернет. Ведь в современном мире практически у каждого человека имеется электронный гаджет, позволяющий с помощью Всемирной паутины связываться с любой точкой мира и получать от туда или, наоборот, отправлять туда любую информацию.

Именно поэтому многие страны стремятся уберечь своих граждан от ненужных и неправильных информационных потоков. Например:

Китайская цензура — создали «Золотой щит», который защищает, как жителей страны от вредоносного содержимого интернет ресурсов, так и иностранцев от многих китайских сайтов.

Цензура в Северной Корее строго контролирует СМИ, а потому доступ в интернет имеют лишь государственная элита и люди, приближенные к ней. Остальным гражданам остается довольствоваться лишь газетами и телевидением, вещающим с разрешения государства.

Японская цензура одна из тех, которую полноправно можно назвать правильной и даже необходимой. Поэтому для ее рассмотрения выделим следующий пункт.

Цензура в Японии — польза или вред?

Япония — страна, которая с трудом, но все же пришла к решению введения цензуры на своей территории. В большей степени японские власти решили взять под контроль такую культурную сферу, как аниме. И, возможно, это решение вполне можно считать правильным.

Однако, если вы спросите у японцев цензура — что это такое, получите довольно противоречивый ответ. Кто-то скажет, что она мешает развитию особого вида искусства, и поэтому она принесла лишь вред стране. А кто-то начнет утверждать, что цензура — необходимость, которая принесет огромную пользу стране, так как препятствует развращению граждан.

Японская цензура на фото, видео

Вы наверняка хотя бы единожды видели нарисованных милых и безумно привлекательных девочек с огромными глазами чуть ли ни на пол лица. Они всегда ходят в чрезвычайно коротких юбках, с откровенным декольте.

Эти девочки попадают в разные истории, начиная от самых невинных школьных будней и заканчивая такими, которые даже ни все взрослые могут представить. Что и говорить, детям такие “картинки” абсолютно не рекомендуются для просмотра.

Ведь практически во всех японских компьютерных играх, мангах, аниме изображаются сцены насилия, нетрадиционные отношения, инцест, разврат, создание гаремов и т. п. Это пагубно влияет как на несовершеннолетних, так и на взрослых людей. Однако под действие закона попадают лишь экранизации, а не оригинальные произведения, поэтому цензура хоть и была введена, полностью обезопасить японцев от развращающей информации она пока не смогла.

Что такое цензура в литературе определение: значение слова, история, для чего нужна критика википедия

Обоснование цензуры — признание права государства на ограничение распространения любой информации, которую государство считает вредной или нежелательной. Цензура — это форма ограничения свободы слова, свободы печати, телевидения и других средств информации, обусловленная нормами защиты интересов государства, общества и общественных институтов.

Исследователи отмечают существенную разницу между цензурой в демократических и тоталитарных государствах. В демократическом правовом государстве цензура обеспечивает внутреннюю и внешнюю безопасность страны, стабильность государства и политического строя при максимальном соблюдении прав и свобод человека [2] .

При тоталитарном характере власти роль цензуры существенно меняется. В таком государстве цензура осуществляет контрольно-запретительные, полицейские и манипулятивные функции, во многом совпадающие с функциями репрессивных органов. Цензура в тоталитарных странах не только ограничивает распространение нежелательных сведений, но и вторгается в творческий процесс, профессиональную сферу и частную жизнь граждан [3] .

Нобелевский лауреат Фридрих фон Хайек объясняет причины этого явления тем, что для существования тоталитарного строя необходимо чтобы навязанные людям внешние для них убеждения стали их собственными и всё общество жило единой целью. Он писал: [4]

чтобы люди безоглядно поддерживали общее дело, они должны быть убеждены, что как цель, так и средства выбраны правильно. Поэтому официальная вера, к которой надо приобщить всех, будет включать интерпретацию всех фактов, имеющих отношение к плану. А любая критика или сомнения будут решительно подавляться, ибо они могут ослабить единодушие. […]
В результате не останется буквально ни одной области, где не будет осуществляться систематический контроль информации, направленный на полную унификацию взглядов.

Виды и формы цензуры

Исторически сложились виды цензуры по характеру регулируемой информации [5] :

  • военная
  • государственная
  • экономическая
  • коммерческая
  • политическая
  • идеологическая
  • нравственная
  • духовная.

Кроме этого цензура делится на светскую и религиозную, а также по типу носителей информации (цензура СМИ, книг, театра и кино, публичных выступлений, перлюстрация переписки и т. д.) Существуют и другие виды цензуры. Так, Арлен Блюм отмечает т. н. «педагогическую цензуру» — в отношении информации допущенной к публикации, но ограниченной в распространении в определённых слоях общества, например запрет использовать в качестве школьного чтения [6] .

По способам осуществления различаются цензура предварительная и цензура последующая (карательная).

Предварительная цензура заключается в необходимости получить разрешение на выпуск в свет той или иной информации. Конкретная форма осуществления такой цензуры состоит в наличии некой формальной процедуры, согласно которой автор, исполнитель или издатель должен представить тексты, звуко- видеозаписи, эскизы и т. п. в государственный цензурирующий орган, чтобы получить разрешение на издание, исполнение, экспозицию, трансляцию по электронным каналам и так далее.

Последующая цензура заключается в оценке уже опубликованной информации и принятии ограничительных или запретительных мер в отношении конкретного издания или произведения, изъятия его из обращения, а также применение санкций в отношении физических или юридических лиц, нарушивших требования цензуры при её публикации.

Карательная цензура налагает санкции на нарушителей цензурных требований. В частности, существовала в России в 1865—1917 годах. В отличие от предварительной цензуры, рассматривала книги и журналы по напечатании, но до выхода в свет. За нарушение цензурных правил налагался арест на издание, автор и издатель привлекались к суду. Аналогичные функции были также у советской цензуры [7] .

Среди способов отдельно рассматривается самоцензура — сознательное самоограничение автора в обнародовании информации на основе неких собственных соображений (например морально-нравственных ограничений, внутреннего конформизма), либо из боязни наказания за нарушение цензурных правил.

История цензуры

Доктор исторических наук Татьяна Горяева пишет, что цензура возникла в тот момент, когда группа людей обладавшая властью и имуществом, стала навязывать свою волю остальным. Само слово «цензура» произошло от лат. census , что означало в Древнем Риме периодическую оценку имущества для разделения людей на сословия. Второе значение было связано с разделением по праву пользования привилегиями гражданства. Таким образом, древний цензор следил за благонадёжностью политической ориентации граждан [8] .

Атрибутом государственной и религиозной власти цензура стала в эпоху античности. В Афинах (480—410 г.г. до н. э.) были сожжены книги философа Протагора о богах [9] . Платон предлагал ввести комплекс запретов, ограждающих людей от вредного влияния художественных произведений [10] . Он стал первым мыслителем, обосновавшим необходимость сочетания самоцензуры художника с предварительной общественной цензурой. Впоследствии цензура и репрессии за свободомыслие стали неотъемлемой частью политики Римской республики и Римской империи [11] [8] . В 213 году до н. э. китайский император Цинь Шихуанди приказал сжечь все книги, кроме медицинских, сельскохозяйственных и научных чтобы защитить империю от предполагаемой опасности поэзии, истории и философии [12] .

Читайте также:  Роман Вальтера Скотта «Айвенго»: история создания и краткое содержание по главам

Первые цензурные списки восходят к неприемлемым апокрифическим книгам, перечень которых был составлен в 494 г. н. э. при римском епископе (папе) Геласии I. Предварительная цензура на книги впервые была введена в 1471 году папой Сикстом IV [13] . Далее последовали аналогичные решения папы Иннокентия VIII (1487) и Латеранского собора (1512) [14] .

Позднее при папе Павле IV в 1557 году был выпущен «Индекс запрещенных книг» («Index liborum prohibitorum») для инквизиционных трибуналов. Этот список был отменен только в 1966 году [15] . А в 1571 году папа Пий V учредил Congrecatio Indicis, согласно которому ни один католик под страхом отлучения от церкви не мог читать или хранить книги, не входившие в указанный папой список. На кострах религиозной цензуры часто сжигали не только запрещённые книги, но и их авторов. Период церковной Реформации также отличался нетерпимостью к инакомыслию [14] . Европейское общество того времени было заражено агрессивной ксенофобией, а власти поддерживали церковную цензуру административными, судебными и силовыми мерами [11] .

В дальнейшем появились критики цензуры, например Пьер Абеляр, Эразм Роттердамский и Мишель Монтень, которые начали выражать сомнение в её пользе и целесообразности. Сторонниками жёсткой формы цензуры были Бернард Клервоский, Мартин Лютер и Томмазо Кампанелла. В эпоху Просвещения философы и политики провозглашали идеи свободы слова, печати и собраний [14] . Британский философ Томас Гоббс считал, что если церковный запрет не подтверждён государственным законом — он не более чем совет. Поэт Джон Мильтон, выступая в английском парламенте 16 июня 1643 года впервые специально рассмотрел особенности цензуры как общественного института [11] [16] . Его «Ареопагитика» приблизила отмену предварительной цензуры в Англии, которая произошла в 1695 году [17] .

Большинство мыслителей Нового времени (например, Б. Констан, Д. С. Милль, А. де Токвиль и другие) считали, что из-за изменения исторических условий общественное мнение в значительной мере стало выполнять цензурные функции. К середине XIX века предварительная цензура была отменена в большинстве стран Европы [11] .

В конце XIX — начале XX века появились первые спецхраны, где складировалась литература с ограниченных доступом, а также стали создаваться нелегальные или находящиеся за пределами страны библиотеки неподцензурной литературы [18] . Впоследствии эти спецхраны выросли во много раз, например к концу существования СССР в некоторых спецхранах находилось до полумиллиона экземпляров книг и периодических изданий [19] .

Отредактированная цензурой фотография Сталина с расстрелянным Николаем Ежовым [20]

В XX веке тоталитарные режимы сделали цензуру частью репрессивного аппарата, массовой манипуляции и пропаганды. Советская цензура находилась под полным контролем коммунистической партии и носила идеологический характер [21] [22] . Нацистское министерство пропаганды держало под своим контролем все средства информации в Германии. Любое инакомыслие, противоречившее нацистским идеям или угрожавшее режиму, уничтожалось во всех опубликованных источниках [23] .

С появлением новых средств передачи информации (в частности, электронных — радио, телевидение, интернет) возникли новые формы цензуры. Необходимость контроля за информацией передаваемой из-за границы привела к появлению средств «глушения» радиопередач и интернет-цензуре. СССР производил глушение так называемого «антисоветского радиовещания» почти 60 лет, с большой интенсивностью — 40 лет [24] . Сложности цензурного контроля за информацией в сети интернет привели к тому, что некоторые страны (например, Китай и Северная Корея) осуществляют тотальный контроль за информацией, проходящей через стык национальных интернет-сетей с мировыми, а Иран заявил, что планирует полностью изолировать внутреннюю сеть в 2013 году [25] .

В 1988 году британский писатель индийского происхождения Салман Рушди опубликовал книгу «Сатанинские стихи». Исламские организации сочли её богохульной и кощунственной. В 1989 году духовный лидер Ирана аятолла Хомейни приговорил писателя к смерти и призвал мусульман всего мира исполнить эту фетву [26] . На 2012 год смертный приговор за литературное произведение в отношении Рушди не отменён и писатель живёт под охраной спецслужб.

Однако даже в самых либеральных странах существуют те или иные цензурные ограничения, связанные с ограничением демонстрации насилия и тем более призывам к нему, возрастными ограничениями для информации сексуального характера и др.

Отношение к цензуре

Принципиально противоположные мнения в отношении цензуры высказывались начиная уже с эпохи Просвещения. Противостояние по этому вопросу существовало также в немецкой классической философии: Иммануил Кант стоял на позиции свободы выражения личного мнения, а Гегель считал, что эта свобода должна регулироваться законом и полицейскими мерами [14] .

Вводя различные формы цензуры, государственные органы, как правило, мотивируют такого рода решение соображениями государственной безопасности, необходимостью борьбы с проявлениями экстремизма, распространением вредоносных идей, противодействием моральному разложению общества. Голоса в поддержку цензуры раздаются не только из государственных ведомств, но и из некоторых общественных и политических организаций, таких как партии, политические движения, церкви [27] .

С другой стороны, по мнению критиков, цензура в действительности не решает социальные проблемы, а лишь помогает замалчивать их существование. [28] К тому же при росте числа авторов и наличии интернета, цензура становится просто нереальной. [29]

Критики отмечают также, что призывы о введении цензуры нередко являются признаком бессилия государственных и общественных организаций в решении тех или иных социальных проблем. Так, например, призывы религиозных организаций о введении в России «морально-нравственной цензуры», дабы не допускать падения морального духа нации, в действительности отражают неспособность религиозных организаций как-то влиять на моральный климат в обществе [27] .

Обход цензурных ограничений

Методы обхода цензурных ограничений также известны со времен античности. Наиболее известным из них является эзопов язык — иносказание, намеренно маскирующее мысль автора. Для обхода цензурных ограничений информация может публиковаться и распространяться нелегально или за границей. Для преодоления технических фильтров в сети интернет используются общедоступные разрешённые ресурсы, например прокси-серверы.

Цензура в произведениях культуры

Одним из наиболее известных отражений тоталитарной цензуры в художественной литературе является роман-антиутопия Джорджа Оруэлла «1984». В романе цензурный орган под названием «Министерство правды» занимается фальсификацией прошлого, изменяя опубликованную ранее информацию под сиюминутные идеологические требования правящей партии. Роман проводит параллели со сталинским Советским Союзом и гитлеровской нацистской Германией. Сама книга, написанная в 1949 году, была под цензурным запретом в социалистических странах [30] .

Глава 1. История возникновения запрета на литературу. Цензура.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Краснодарский краевой базовый медицинский колледж»

министерства здравоохранения Краснодарского края

Цикловая комиссия гуманитарно-экономических дисциплин

«Нелегальная запрещённая литература ХVIII-XIX века»

Студентов: Разживиной Мария Алексеевна , Чушева Мария Юрьевна

специальности 34.02.01 Сестринское дело

I курса, группы Д-11

Руководитель проекта: Шкарупа В.Г., преподаватель первой квалификационной категории

Рецензент: Астапеева Е.В., преподаватель первой квалификационной категории

Проект допущен к защите

Заместитель директора по учебной работе ___________ И.В. Ротаренко

« _____ » ___________ 20___ г.

Дата защиты: « ___ » ______________ 20____ г.

СОДЕРЖАНИЕ

Сведения о проекте . 6

Основная часть (реферат) . 8

Список использованных источников . 40

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. В русской литературе важнейшую роль играет 18 век. Это век перемен, в котором господствовала идеология Просвещения.

В литературную эпоху данного времени вошли такие писатели, как Карамзин, Радищев, Державин, Ломоносов. Они писали о периоде петровских преобразований, когда перед лицом европейских стран появилась “новая Россия”.Русская литература XVIII века прошла большой путь в своем развитии: от классицизма до сентиментализма, от идеала просвещенного монарха до интимных переживаний человека (естественно, дворянина).

Проблема сословий стала одной из ключевых тем в произведениях литературы XVIII века. Рост интереса русских писателей 18 века к человеческой личности углублял гуманистическое начало в искусстве. А просветительская снова русской литературы 18 века влекла за собой утверждение ценности человека.

Изучение русской литературы 18-го века не исчерпывается и тем, что она ставила и по возможности решала наболевшие вопросы своего времени. Она во многом подготовила блестящие достижения 19-го века.

В данный момент Россия переживает такой же период: борьба сословий и конфликты внутри них, а также непримиримые противоречия, которые существуют между правящим сословием и бесправным народом.

Цель проекта.Изучить литературу 18-19 века и выявить причины их запрета.

Задачи проекта.

1. Выполнить анализ литературных источников и Интернет-ресурсов по теме проекта.

2. Систематизировать, углубить и расширить знания важности и значения Запрещённой литературы.

3. Подготовить мультимедийную презентацию для защиты проекта.

СВЕДЕНИЯ О ПРОЕКТЕ

Участники проекта:

1. Студент I курса группы Д-11 специальности «Сестринское дело» Разживина Мария Алексеевна.

2. Студент I курса группы Д-11 специальности «Сестринское дело» Чушева Мария Юрьевна.

Сроки реализации проекта: январь – май 2017 г.

Этапы реализации проекта:

Этап выполнения проектаСроки выполнения
1.Разработка и утверждение темы проекта.Январь 2017 г.
2.Формулировка цели, постановка задач проекта.Январь 2017 г.
3.Распределение задач между участниками проекта.Февраль 2017 г.
4.Анализ литературных источников и Интернет-ресурсов по теме проекта.Февраль 2017 г.
5.Разработка структуры реферата.Март 2017 г.
6.Написание реферата: введения, основной части, выводов и заключения.Март 2017 г.
7.Корректировка реферата, внесение дополнений и изменений.Апрель 2017 г.
8.Оформление списка литературы и документации по проекту.Апрель-май 2017 г.
10.Подготовка мультимедийной презентации для защиты проекта.Май 2017 г.
11.Защита (презентация) проекта.Май 2017 г.

Место проведения презентации проекта: ГБПОУ «Краснодарский краевой базовый медицинский колледж», кабинет № 304.

Оснащение для реализации и презентации проекта:

– справочная и электронная литература;

– мультимедийный проектор (или интерактивная доска);

– персональный компьютер (или ноутбук).

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Краснодарский краевой базовый медицинский колледж»

министерства здравоохранения Краснодарского края

Реферат на тему:

«Нелегальная запрещённая литература ХVIII-XIX века»

Выполнили: 1) студент I курса группы с/д Д-11 Разживина М. А. 2) студент I курса группы с/д Д-11 Чушева М. Ю. Руководитель: Шкарупа В.Г.

Краснодар 2018

Содержание реферата

ГЛАВА 1:История возникновения запрета на литературу. Цензура.

1.1.Цензура – что это такое.

1.2.Возникновение первых запретов на литературные произведения.

ГЛАВА 2:Запрещенные литературные произведения 18-19 века.

2.1. Поэты, которым было запрещено публиковать свои произведения.

2.2. Знаменитые, сейчас, произведения, которые были запрещены к публикации в 18-19 веке.

Список литературы и интернет – источников.

Введение

Культура нашего отечества на протяжении всего многовекового времени ее формирования тесно связана с историей России. Культурное наследие русского народа формировалось в процессе становления и развития самосознания нации, постоянно обогащалось собственным и мировым культурным опытом. Культурное наследие русского народа дало миру вершины художественных достижений, вошло неотъемлемой частью в мировую культуру.

Очень важным фактором, который обусловил своеобразие формирования российской культуры, стало утверждение на Руси православия в качестве особой ветви христианства, которая была сосредоточена на духовности, приверженности устоявшимся традициям.

С самых древних времен религия – носитель культурных ценностей, важный элемент культуры любого народа. Религия – это образ жизни, особая система идей, верований, представлений о человеке, его месте в мире. Русь во время Владимира со всех сторон была окружена народами, которые имели свою письменность, развитые религии. Русь стремилась войти в этот мир и стала государством, при этом приняв христианство от Византии, преодолев языческие верования. На протяжении длительного отрезка времени, вплоть до ХХ в., христианство останется доминантой культуры.

Глава 1. История возникновения запрета на литературу. Цензура.

1.1. Цензура – что это такое.

Цензу́ра (лат. censura) контроль власти за содержанием и распространением информации, печатной продукции, музыкальных и сценических произведений,

произведений изобразительного искусства, кино и фото произведений,

передач радио и телевидения, веб-сайтов и порталов, в некоторых случаях

так же частной переписки, с целью ограничения либо недопущения

распространения идей и сведений, признаваемых этой властью вредными или

Цензурой называются также органы светской или духовной властей, осуществляющие такой контроль.

1.2.Возникновение первых запретов на литературные произведения.

Впервые запрет цензуры был закреплен на законодательном уровне в статье 2 Закона СССР «О печати и других средствах массовой информации», принятого 12 июня 1990 г. Верховным Советом СССР. Данная статья называлась «Свобода печати».
Различные проекты данного Закона готовились и обсуждались еще с конца 1960-х годов. Однако первый официальный текст проекта был сформирован только к середине 1980-х годов и, следует отметить, особой демократичностью по отношению к СМИ не отличался . В 1988 году появился законопроект, который лег в основу Закона СССР «О печати и других средствах массовой информации» от 12 июня 1990 г. Впрочем, и ныне действующий Закон о СМИ во многом основан на инициативном авторском проекте.

При тоталитарном характере власти роль цензуры существенно меняется. В таком государстве цензураосуществляет контрольно-запретительные, полицейские и манипулятивные функции, во многомсовпадающие с функциями репрессивных органов. Цензура в тоталитарных странах не только ограничиваетраспространение нежелательных сведений, но и вторгается в творческий процесс, профессиональнуюсферу и частную жизнь граждан.

Нобелевский лауреат Фридрих фон Хайек объясняет причины этого явления тем, что для существованиятоталитарного строя необходимо чтобы навязанные людям внешние для них убеждения стали ихсобственными и всё общество жило единой целью. Он писал: «чтобы люди безоглядно поддерживали общее дело, они должны быть убеждены, что как цель, так исредства выбраны правильно. Поэтому официальная вера, к которой надо приобщить всех, будетвключать интерпретацию всех фактов, имеющих отношение к плану. А любая критика или сомнения будут решительно подавляться, ибо они могут ослабить единодушие.»
В результате не останется буквально ни одной области, где не будет осуществляться систематическийконтроль информации, направленный на полную унификацию взглядов.

Читайте также:  Краткая биография Максима Горького, интересные факты из жизни

Виды и формы цензуры

Исторически сложились виды цензуры по характеру регулируемой информации:

Кроме этого цензура делится на светскую и религиозную, а также по типу носителей информации (цензураСМИ, книг, театра и кино, публичных выступлений, перлюстрация переписки и т. д.) Существуют и другиевиды цензуры. Так, Арлен Блюм отмечает т. н.«педагогическую цензуру» — в отношении информациидопущенной к публикации, но ограниченной в распространении в определённых слоях общества, напримерзапрет использовать в качестве школьного чтения.

По способам осуществления различаются цензура предварительная и цензура последующая(карательная).

Предварительная цензура заключается в необходимости получить разрешение на выпуск в свет той илииной информации. Конкретная форма осуществления такой цензуры состоит в наличии некой формальнойпроцедуры, согласно которой автор, исполнитель или издатель должен представить тексты, звуко- видеозаписи, эскизы и т. п. в государственный цензурирующий орган, чтобы получить разрешение наиздание, исполнение, экспозицию, трансляцию по электронным каналам и так далее.

Последующая цензура заключается в оценке уже опубликованной информации и принятии ограничительныхили запретительных мер в отношении конкретного издания или произведения, изъятия его из обращения, атакже применение санкций в отношении физических или юридических лиц, нарушивших требования цензурыпри её публикации.

Карательная цензура налагает санкции на нарушителей цензурных требований. В частности, существовалав России в 1865-1917 годах. В отличие от предварительной цензуры, рассматривала книги и журналы понапечатании, но до выхода в свет. За нарушение цензурных правил налагался арест на издание, автор ииздатель привлекались к суду. Аналогичные функции были также у советской цензуры.

Среди способов отдельно рассматривается самоцензура — сознательное самоограничение автора вобнародовании информации на основе неких собственных соображений (например морально-нравственныхограничений, внутреннего конформизма), либо из боязни наказания за нарушение цензурных правил.

История цензуры

Индекс запрещенных книг, издание 1564 года

Доктор исторических наук Татьяна Горяева пишет, что цензура возникла в тот момент, когда группа людейобладавшая властью и имуществом, стала навязывать свою волю остальным. Само слово «цензура» произошло от лат. census, что означало в Древнем Риме периодическую оценку имущества для разделениялюдей на сословия. Второе значение было связано с разделением по праву пользования привилегиямигражданства. Таким образом, древний цензор следил за благонадёжностью политической ориентацииграждан.

Атрибутом государственной и религиозной власти цензура стала в эпоху античности. В Афинах (480—410 г.г. до н. э.) были сожжены книги философа Протагора о богах. Платон предлагал ввести комплексзапретов, ограждающих людей от вредного влияния художественных произведений. Он стал первыммыслителем, обосновавшим необходимость сочетания самоцензуры художника с предварительнойобщественной цензурой. Впоследствии цензура и репрессии за свободомыслие стали неотъемлемойчастью политики Римской республики и Римской империи. В 213 году до н.э. китайский император Цинь Шихуанди приказал сжечь все книги, кроме медицинских, сельскохозяйственных и научных чтобызащитить империю от предполагаемой опасности поэзии, истории и философии.

Первые цензурные списки восходят к неприемлемым апокрифическим книгам, перечень которых былсоставлен в 494 г. н. э. при римском епископе (папе) Геласии I. Предварительная цензура на книги впервыебыла введена в 1471 году папой Сикстом IV. Далее последовали аналогичные решения папы ИннокентияVIII (1487) и Латеранского собора (1512).

Позднее при папе Павле IV в 1557 году был выпущен «Индекс запрещенных книг» («Index liborumprohibitorum») для инквизиционных трибуналов. Этот список был отменен только в 1966 году. А в 1571году папа Пий V учредил Congrecatio Indicis, согласно которому ни один католик под страхом отлучения отцеркви не мог читать или хранить книги, не входившие в указанный папой список. На кострах религиознойцензуры часто сжигали не только запрещённые книги, но и их авторов. Период церковной Реформациитакже отличался нетерпимостью к инакомыслию. Европейское общество того времени было зараженоагрессивной ксенофобией, а власти поддерживали церковную цензуру административными, судебными исиловыми мерами.

В дальнейшем появились критики цензуры, например Пьер Абеляр, Эразм Роттердамский и МишельМонтень, которые начали выражать сомнение в её пользе и целесообразности. Сторонниками жёсткойформы цензуры были Бернард Клервоский, Мартин Лютер и Томмазо Кампанелла. В эпоху Просвещенияфилософы и политики провозглашали идеи свободы слова, печати и собраний. Британский философТомас Гоббс считал, что если церковный запрет не подтверждён государственным законом — он не болеечем совет. Поэт Джон Мильтон, выступая в английском парламенте 16 июня 1643 года впервые специальнорассмотрел особенности цензуры как общественного института. Его «Ареопагитика» приблизилаотмену предварительной цензуры в Англии, которая произошла в 1695 году.

Большинство мыслителей Нового времени (например, Б. Констан, Д. С. Милль, А. де Токвиль и другие) считали, что из-за изменения исторических условий общественное мнение в значительной мере сталовыполнять цензурные функции. К середине XIX века предварительная цензура была отменена вбольшинстве стран Европы .

В конце XIX начале XX века появились первые спецхраны, где складировалась литература с ограниченныхдоступом, а также стали создаваться нелегальные или находящиеся за пределами страны библиотекинеподцензурной литературы. Впоследствии эти спецхраны выросли во много раз, например к концусуществования СССР в некоторых спецхранах находилось до полумиллиона экземпляров книг ипериодических изданий.

Сожжение книг в нацистской Германии 10 мая 1933 года

В XX веке тоталитарные режимы сделали цензуру частью репрессивногоаппарата, массовой манипуляции и пропаганды. Советская цензуранаходилась под полным контролем коммунистической партии и носилаидеологический характер. Нацистское министерство пропагандыдержало под своим контролем все средства информации в Германии. Любое инакомыслие, противоречившее нацистским идеям или угрожавшеережиму, уничтожалось во всех опубликованных источниках.

С появлением новых средств передачи информации (в частности, электронных — радио, телевидение, интернет) возникли новые формыцензуры. Необходимость контроля за информацией передаваемой из-заграницы привела к появлению средств «глушения» радиопередач иинтернет-цензуре. СССР производил глушение так называемого«антисоветского радиовещания» почти 60 лет, с большойинтенсивностью — 40 лет. Сложности цензурного контроля заинформацией в сети интернет привели к тому, что некоторые страны(например, Китай и Северная Корея) осуществляют тотальный контроль заинформацией, проходящей через стык национальных интернет-сетей смировыми, а Иран заявил, что планирует полностью изолировать внутреннюю сеть в 2013 году.

В 1988 году британский писатель индийского происхождения Салман Рушди опубликовал книгу«Сатанинские стихи». Исламские организации сочли её богохульной и кощунственной. В 1989 году духовныйлидер Ирана аятолла Хомейни приговорил писателя к смерти и призвал мусульман всего мира исполнитьэту фетву. На 2012 год смертный приговор за литературное произведение в отношении Рушди неотменён и писатель живёт под охраной спецслужб.

Однако даже в самых либеральных странах существуют те или иные цензурные ограничения, связанные сограничением демонстрации насилия и тем более призывам к нему, возрастными ограничениями дляинформации сексуального характера и др.

Отношение к цензуре

Принципиально противоположные мнения в отношении цензуры высказывались начиная уже с эпохиПросвещения. Противостояние по этому вопросу существовало также в немецкой классической философии:Иммануил Кант стоял на позиции свободы выражения личного мнения, а Гегель считал, что эта свободадолжна регулироваться законом и полицейскими мерами.

Вводя различные формы цензуры, государственные органы, как правило, мотивируют такого рода решениесоображениями государственной безопасности, необходимостью борьбы с проявлениями экстремизма, распространением вредоносных идей, противодействием моральному разложению общества. Голоса вподдержку цензуры раздаются не только из государственных ведомств, но и из некоторых общественных иполитических организаций, таких как партии, политические движения, церкви.

С другой стороны, по мнению критиков, цензура в действительности не решает социальные проблемы, алишь помогает замалчивать их существование. К тому же при росте числа авторов и наличии интернета, цензура становится просто нереальной.

Критики отмечают также, что призывы о введении цензуры нередко являются признаком бессилиягосударственных и общественных организаций в решении тех или иных социальных проблем. Так, например, призывы религиозных организаций о введении в России «морально-нравственной цензуры», дабы недопускать падения морального духа нации, в действительности отражают неспособность религиозныхорганизаций как-то влиять на моральный климат в обществе.

Обход цензурных ограничений

Методы обхода цензурных ограничений также известны со времен античности. Наиболее известным из нихявляется эзопов язык — иносказание, намеренно маскирующее мысль автора. Для обхода цензурныхограничений информация может публиковаться и распространяться нелегально или за границей. Дляпреодоления технических фильтров в сети интернет используются общедоступные разрешённые ресурсы, например прокси-серверы.

Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 746 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

ЦЕНЗУРА В ЛИТЕРАТУРЕ

ЦЕНЗУРА В ЛИТЕРАТУРЕ

от лат. censura – строгое суждение, суровый приговор, cencere – оценивать.

Способ, которым та или иная властная инстанция контролирует содержание и распространение литературных произведений, проявляющийся как в изъятии нежелательных фрагментов текста или в их новой редакции, искажающей первоначальный авторский замысел, так и в запрете на тиражирование, распространение (а в иных случаях и хранение) этих произведений.

История цензуры, – как указывает Александр Николюкин, – восходит к списку неприемлемых апокрифических книг, составленному в 494 году при римском епископе (папе) Геласии I. Тысячелетие спустя при папе Павле IV в 1557 году был выпущен «Индекс запрещенных книг» («Index librorum prohibitorum») для инквизиционных трибуналов (отменен только в 1966 году). Что же касается России, то высшая духовная цензура была учреждена у нас императорским указом в 1720-м и существовала до февраля 1917 года, а первый цензурный устав принят в 1804 году, и с тех пор его требования то ужесточались (устав 1826 года), то ослабевали (устав 1828 года). Провозгласив свободу слова, Манифест 17 октября 1905 года отменил и предварительную (до выхода книги) цензуру, что не исключало возможности судебного преследования и соответственно запрета на распространение уже изданных произведений, то есть установил те цивилизационные нормы, которые в Англии действуют с 1694-го, во Франции с 1789-го, в США – согласно первой поправке к конституции – с 1791-го, а в ряде стран Европы с 1848 года.

Новую эпоху в истории гонений на свободу слова открыла Октябрьская революция. И хотя существование цензуры в СССР всегда официально отрицалось, с 6 июня 1922 по 1 августа 1990 года действовало специальное учреждение (Главлит и его филиалы – обллиты и горлиты), в постоянном взаимодействии с органами партийной власти и государственной безопасности осуществлявшее контроль не только за политическим содержанием всей выпускаемой в стране печатной продукции, но и за ее моральным наполнением и эстетической формой, истреблявшее не только то, что квалифицировалось как «антисоветчина», но и так называемые неконтролируемые ассоциации, которые могли возникнуть у читателя. Цензурные установки, лишь частью вербализированные в выпускавшихся для служебного пользования инструкциях и перечнях книг, запрещенных к изданию, распространению и хранению в открытом библиотечном доступе, во-первых, были, как правило, неясны авторам и их издателям, а во-вторых, постоянно менялись с изменением политической конъюнктуры в стране (чередование «отттепелей» и «заморозков»). Так что историю русской литературы советского периода можно интерпретировать и как историю ее борьбы с цензурой, когда допускались и апелляции к высшим должностным лицам государства (см. хронику публикации рассказа А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» в журнале «Новый мир»), и обходные маневры, и усыпление цензурной бдительности, возможное «далеко от Москвы» (так, например, в журнале «Ангара» появилась «Сказка о Тройке» братьев Стругацких, а в «Байкале» их же «Улитка на склоне» и главы из книги Аркадия Белинкова о Юрии Олеше). Тем не менее цензура в подавляющем большинстве случаев побеждала, что не могло не превратить ее в объект острой ненависти со стороны и писателей, и квалифицированного читательского меньшинства.

Этот героический период противоборства завершился 1 августа 1990 года, когда вступил в действие Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации», где, в частности, говорилось: «Печать и другие средства массовой информации свободны. ‹…› Цензура массовой информации не допускается». И с упразднением Главлита выяснилось, что неправомерно сводить цензуру исключительно к директивному политическому надзору за содержанием и распространением книг и что реестр возможных способов ограничить свободу авторского высказывания беспредельно огромен.

Это и добровольная автоцензура – когда автор не пишет или не публикует (как вариант – откладывает публикацию) того, что сопряжено с репутационным или конъюнктурным риском. И цензура семьи, ближнего авторского круга – так, Александр Жолковский в виньетке «Акмеизм в туфлях и халате» рассказывает поучительную историю о Михаиле Зенкевиче, которому жена запрещала печатать какое-то любовное стихотворение («Тут, – подчеркивает А. Жолковский, – важно, что именно жена, а не Жданов, Союз писателей или цензура. То есть запрет исходит не сверху, от начальства, а от того сообщества (в минимальном случае – семьи), к которому принадлежит пишущий». Продолжая перечень властных инстанций, нарушающих конституционное право на свободу распространения информации, упомянем и наследников-правообладателей (здесь выразителен пример с вдовой Сергея Довлатова, которая выиграла процесс у издательства «Захаров», выпустившего переписку ее покойного мужа с Игорем Ефимовым), и «свою» для автора тусовку, «свой» слой литературного сообщества, которые могут предать его остракизму за неосмотрительную публикацию или высказывание (см. статьи «Либеральный террор в литературе», «Партийность в литературе»). В роли цензоров могут выступать и издатели, и книготорговцы (примером чему служит отказ ряда книжных магазинов продавать романы Баяна Ширянова «Низший пилотаж» и «Срединный пилотаж»), и священнослужители (так, о. Михаил Ардов предостерегает свою паству от знакомства с поэмой Венедикта Ерофеева «Москва – Петушки», а диакону Андрею Кураеву пришлось написать специальную книгу «Гарри Поттер: Попытка не испугаться», чтобы вразумить пастырей, готовых предать анафеме Джоанну Роулинг и ее сочинения), и, по-прежнему, органы государственной власти (например, Госнарконадзор, изымающий из продажи книги, заподозренные в пропаганде наркотиков). Случай, когда издательство «Лимбус Пресс» вынуждено было в 2002 году отказаться от издания уже подготовленной к выпуску книги Салмана Рушди «Сатанинские стихи», свидетельствует, что цензором могут выступить и влиятельные зарубежные силы.

Читайте также:  Образ Луки в пьесе Горького "На дне": характеристика персонажа, цитаты и высказывания

Таким образом, сегодняшнее положение дел в этой области правомерно охарактеризовать как неустойчивый баланс между тенденцией к осуществлению права на ничем не скованное высказывание и тенденцией к его ограничению. Что, разумеется, не устраивает ни сторонников радикального либертарианства, ни их противников. Поэтому создаются специальные издательства – такие, как «Ультра. Культура», – ставящие своей целью выпуск «запрещенных» или потенциально могущих оказаться запрещенными книг. И поэтому же к числу защитников идеи о благодетельности цензуры присоединяются уже не только Павел Басинский и Владимир Бондаренко, но и люди безусловно либеральной ориентации – например, Артём Рондарев, который в статье «Апология цензуры» заявил: «О свободе слова в основном заботятся те, кто собирается ею злоупотребить ‹…› Так что если вы видите или слышите, что кто-то при вас завел разговор насчет зажимания свободы слова – смело тащите человека в съезжую. В лучшем случае человек захочет запустить в эфир интервью с Мовлади Удуговым или Усамой бен Ладеном. В худшем он захочет прилюдно почитать «Господин Гексоген». А эта вещь посильнее Мовлади будет. И ведь допляшутся, введут цензуру на полеты голого Кулика над многолюдным проспектом, и я ‹…› буду ратовать за цензуру. Потому что буду уверен: всем разумным людям хватает тех слов, на которые нет никакой квоты».

Тем не менее при всех оговорках и коррективах уместно взглянуть на конфликт между противниками и сторонниками цензуры как на одно из проявлений извечной литературной войны между идеологами квалифицированной и неквалифицированной читательских аудиторий. Если, по данным социологической службы «РОМИР мониторинг», 76 % россиян выступают за цензуру в тех или иных формах, то меньшинству остается либо быть снисходительными по отношению к неприемлемым для них лично формам реализации прав на свободу слова, либо придерживаться тактики добровольного самоограничения (и здесь поучительным может оказаться опыт сегодняшнего Израиля, где, как рассказывают, достаточно вставить в компьютер специальный чип с программой tora.com, и вы будете навсегда отсечены от нежелательных, «некошерных» сайтов).

См. АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА; КВАЛИФИЦИРОВАННОЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЕ МЕНЬШИНСТВО; НЕКВАЛИФИЦИРОВАННОЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЕ БОЛЬШИНСТВО; ПОЛИТИКА ЛИТЕРАТУРНАЯ; ПОЛИТКОРРЕКТНОСТЬ В ЛИТЕРАТУРЕ; РАДИКАЛИЗМ; ЭКСТРЕМАЛЬНОЕ, ЭКСТРИМ В ЛИТЕРАТУРЕ

критика

Значение слова критика

Словарь Ушакова

кр и тика, критики, жен. (от греч. kritike).

1. только ед. Обсуждение, рассмотрение, исследование чего-нибудь, проверка чего-нибудь с какой-нибудь целью. Подвергнуть что-нибудь критике. Отнестись к чему-нибудь без всякой критики. Критика чистого разума (сочинение нем. философа-идеалиста Канта, создателя т.н. критической философии).

2. только ед. Научная проверка подлинности, правильности чего-нибудь (филол.). Историческая критика (проверка правильности фактов, сообщаемых историческими документами). Критика текста (проверка подлинности текста какого-нибудь писателя).

3. Определение достоинств и недостатков, оценка, разбор. Произвести критику чего-нибудь. Строгая критика. Ниже всякой критики (не удовлетворяет самым низким требованиям). Не выдерживает критики (см. выдерживать).

4. только ед. Неблагоприятная оценка, указание недостатков, порицание, нападки. Критика действий администрации.

5. только ед. Анализ, истолкование и оценка художественных произведений. Белинский занимался критикой.

| Особый литературный жанр, преимущественно журнальный, посвященный разбору текущей художественной литературы. Критика шестидесятых годов. История русской критики.

6. Статья, содержащая в себе критику художественного произведения (устар.). Писать критики.

Политическая наука: Словарь-справочник

(от греч. kritike искусство разбирать, судить)

1) разбор (анализ), обсуждение чего-либо с целью дать оценку (напр., литературная критика);

2) отрицательное суждение о чем-либо (в науке, искусстве, общественной жизни и т. д.), указание недостатков;

3) исследование, научная проверка достоверности, подлинности чего-либо (напр., критика текста, критика исторических источников).

Риторика: Словарь-справочник

(др.-греч. кριτική искусство разбирать, судить)

1) Оценка, разбор, анализ; в литературоведении: анализ художественного произведения;

2) исследование, научная проверка подлинности ч.-л.

3) в линг.: критика языка.

4) в риторике: один из типов опровержения, нацеленный на показ несостоятельности или неприемлемости предложений оппонента; цель К. – побудить аудиторию принять иное решение.

Фразеологический словарь русского языка

Не выдерживает (никакой) критики, ниже всякой критики – о чем-либо не удовлетворяющем самым снисходительным требованиям

Словарь лингвистических терминов

(др.-греч. кριτική искусство разбирать, судить)

1) Оценка, разбор, анализ; в литературоведении: анализ художественного произведения;

2) исследование, научная проверка подлинности ч.-л.

3) в линг.: критика языка.

4) в риторике: один из типов опровержения, нацеленный на показ несостоятельности или неприемлемости предложений оппонента; цель К. – побудить аудиторию принять иное решение.

Гаспаров. Записи и выписки

♦ отвечает на вопросы, задаваемые произведением, литературоведение восстанавливает вопросы, на которые отвечало произведение. Критика как организация вкуса (единства ответов): “кто еще из читателей “Задушевного слова” любит играть в солдатики?” Симонид открыл науку помнить, критика — науку забывать: именно она умеет восхищаться каждой метафорой, как первой метафорой на свете. Белинский начинал каждую новую рецензию с Гомера и Шекспира, потому что ему нужно было всякий раз перестроить историю мировой литературы с учетом нового романа Жорж Занд. Чехов поминал Стасова, которому природа дала драгоценную способность пьянеть даже от помоев, — послушав НН, я подумал, что эта способность не личная, а профессиональная.

♦ Смысл всякой критики: “Если бы я был Господом Богом, я бы создал этого автора иначе”.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Вынесение решения или оценки. В частности, в философии критикой принято называть суждение о суждении. Критиковать значит выносить на суд разума наши познания, наши ценности и наши убеждения. Следовательно, разум здесь судит сам себя, что и делает критику необходимым (разум, не изучающий сам себя, грешит против разума) и непрерывным процессом (движение по кругу). Избежать попадания в этот круг нельзя, как нельзя и выйти из него.

Вестминстерский словарь теологических терминов

♦ ( ENG critique / criticism philosophical)

(греч. kritikes – искусство критицизма)

критическое исследование философского или теологического предмета. Иммануил Кант (1724-1804) написал знаменитые критики: “чистого разума” (1781), “практического разума” (1788), “способности суждения” (1790).

Энциклопедический словарь

(от греч. kritike – искусство разбирать, судить),

  1. разбор (анализ), обсуждение чего-либо с целью дать оценку (напр., литературная критика).
  2. Отрицательное суждение о чем-либо (в науке, искусстве, общественной жизни и т. д.), указание недостатков.
  3. Исследование, научная проверка достоверности, подлинности чего-либо (напр., критика текста, критика исторических источников).

Словарь Ожегова

КРИТИКА, и, ж.

1. Обсуждение, разбор чегон. с целью оценить, выявить недостатки. К. и самокритика. Ниже всякой критики или не выдерживает никакой критики (нечто очень плохое).

2. Отрицательное суждение о чёмн., указание на недостатки (разг.). Навести критику на чтон.

3. Разбор и оценка литературных, музыкальных, театральных и других художественных произведений. Музыкальная к. Театральная к. Отдел критики в толстом журнале.

| прил. критический, ая, ое. Критическое выступление. Критическая рецензия. К. отдел в журнале.

Значение слова цензура в литературе, определение

Система ограничений и запретов присутствует в деятельности любого государства. Наравне с этим все граждане обладают правом свободы слова. Этот противовес Фридрих фон Хайек объяснил необходимостью навязывание людям сторонних убеждений для создания единых общественных целей. Как одна из форм государственного надзора выступает цензура. Значение этого слова с латинского языка — «критика, строгое суждение».

  • Что такое цензура
  • Виды цензуры
  • История появления
  • Цензура в русской литературе
  • Сторонники и противники

Что такое цензура

Википедия определяет это понятие как систему государственного надзора. Её функцией является контроль содержания распространяемой информации, печатных изданий, телевизионных передач, сценических постановок, сайтов и порталов в интернете, радиоэфиров, музыкальных произведений, предметов изобразительного искусства. Она призвана не допустить распространение сведений и идей, нежелательных для власти.

В демократическом государстве цензура обеспечивает безопасность страны, стабильность политического строя, соблюдая свободы и права человека. Её функции при тоталитарном режиме более строгие. Она осуществляет не только контроль распространения нежелательных сведений, но и имеет возможность вторгаться в творческую или профессиональную деятельность граждан, их личную жизнь.

Это интересно: метонимия это что такое?

Виды цензуры

По типу регулируемой информации она бывает:

  • государственная,
  • военная,
  • политическая,
  • экономическая,
  • идеологическая,
  • духовная,
  • коммерческая,
  • нравственная.

По способам её осуществления:

  • предварительная — получение одобрения автором или издателем выхода в свет какой-либо информации (видеозаписи, текста, эскиза и т. п. ),
  • последующая или карательная — оценка выпущенной в массы информации и возможное принятие ограничительных мер в отношении опубликованного произведения или конкретного издания, осуществление санкций по отношению к нарушившим требования юридическим или физическим лицам.

Цензура может быть религиозной или светской.

Не пропустите: Эпифора в литературе, примеры использования.

История появления

В Древнем Риме цензор был обязан контролировать общественные нравы. Чиновник следил за доходами граждан и их местом жительства в целях налогообложения. Их поведение он тоже анализировал. Римляне не видели в этом ограничение своих прав. Интерес государства к их личной жизни был естественным. Цензура в то время означала оценку имущества для деления людей на сословия.

В эпоху античности она становится атрибутом власти. Платон предлагал введение запретов на художественные произведения. Ограничение свободомыслия существовало и в Римской Империи. В Китае император Шихуанди повелел сжечь все книги для защиты империи от возможной опасности философии и поэзии. Не была уничтожена только научная, сельскохозяйственная и медицинская литература.

Специально для инквизиции в XVI веке был издан «Индекс запрещенных книг». Он просуществовал вплоть до 1966 года. В том же столетии папа Пий V создал Congrecatio Indicis, который утверждал список литературных произведений, разрешенных к прочтению всеми католиками. Непослушание жестоко наказывалось сжиганием запрещенных книг и их авторов. Инакомыслие пресекалось и в начале XVII века. Церковные запреты поддерживала власть, используя силовые, административные и судебные методы.

Это интересно: что такое парцелляция, примеры в русской литературе.

Позднее появились критики и противники цензуры. Философы эпохи Просвещения распространяли идеи свободы слова и печати. Томас Гоббс, например, видел в церковном запрете лишь совет, не подкреплённый государственным законом. Во многих странах Европы предварительная цензура прекратила своё существование к середине XIX века.

В России этот период характерен ростом количества репрессий в отношении издателей. Стали появляться нелегальные библиотеки литературы с ограниченным доступом — спецхраны. Советская цензура XX века была полностью под контролем коммунистической партии. Появление телевидения и интернета повлекло за собой создание средств ее глушения.

Цензурные ограничения сегодня есть даже в самых либеральных странах. Они призваны ограничить призывы к насилию, контролировать возрастной порог пользователей материалов сексуального характера. Свобода прессы не может быть абсолютной в целях сохранения общественного порядка и национальной безопасности.

Цензура в русской литературе

В 1865 году в России была приведена цензурная реформа на основе изданных «Временных правил о печати». В XIX веке под запрет попали некоторые произведения Бальзака, Пушкина, Толстого. Из поэмы Гоголя «Мёртвые души» цензура удалила повесть о капитане Копейкине. Её требования затронули романы Достоевского и поэзию Лермонтова. В тексте литературного произведения след цензуры называли купюрой.

С 1905 года была отменена предварительная цензура периодических изданий и книг. Комитеты по делам печати могли только арестовать то или иное литературное произведение. Признаки преступления устанавливались судом.

Сторонники и противники

Любое общество предполагает наличие различных социальных групп, которые могут иметь свои взгляды на один и тот же вопрос. Но информация определенного характера не должна нарушать спокойствие граждан. Цензура останавливает распространение подобных идей. Она необходима при любой форме власти.

Государственные органы объясняют ввод той или иной формы цензуры соображениями национальной безопасности. Меры конституционного и административного контроля служат формой борьбы с экстремизмом, ограничивают распространение вредоносной информации, не позволяют обществу морально разлагаться. Церковь и многие политические партии солидарны в этом вопросе с государством.

Критики применения ограничительных мер по отношению к информации не разделяют такую точку зрения. По их мнению, цензура не решает социальные вопросы. Она их замалчивает. И не способна быть эффективной при стремительном увеличении числа авторов и наличии интернета. Призывы её введения служат признаком бессилия политических организаций в вопросе разрешения социальных проблем.

Ссылка на основную публикацию