Что значит поэтический образ лейтмотива в музыке и литературе

Что такое лейтмотив и как его найти в произведении

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Это понятие впервые встречается в старших классах школы и расшифровывается легко.

А вот как работает лейтмотив в литературном тексте, какие преследует цели и как проявляет себя на конкретных примерах – читайте дальше.

Лейтмотив — это.

В переводе с немецкого «лейтмотив» — это главная смысловая нагрузка, основная идея, ведущий мотив.

Изначально термин возник в музыке. Он обозначал повторение музыкального образа или мотива в оркестре, необходимое, чтобы охарактеризовать того или иного героя, передать определённое настроение.

В литературе лейтмотивом называется основная смысловая составляющая:

Первое употребление слова можно проиллюстрировать таким примером:

Лейтмотивом сборника И.А.Бунина «Тёмные аллеи» становится противостояние любви и смерти.

Второе значение термина отражено в предложении:

Лейтмотив творчества Ф.Кафки – одиночество и беззащитность человека в мире, подчинённом букве закона.

Помимо основного мотива, в каждом произведении имеется целый комплекс других, связанных с ним мотивов (что это?), которые напоминают множество мелких речек, впадающих в общее русло.

Это общее русло – самое мощное, полноводное и хорошо различимое, – и есть лейтмотив.

Виды лейтмотивов

В литературоведении лейтмотивы традиционно делятся на следующие виды:

  1. Речевой. Герой постоянно повторяет одно и то же слово, и оно становится его характеристикой (Генерал Брудастый в «Истории одного города» М.Салтыкова-Щедрина со своими возгласами «Разорю!» и «Не потерплю!»).
  2. Портретный. Деталь внешнего облика становится квинтэссенцией (что это такое?) образа (белые мраморные плечи Элен Курагиной в «Войне и мире» Л.Толстого).
  3. Пейзажный. Черты окружающего мира накладывают отпечаток на происходящее, особым образом меняют сюжет и характеры персонажей (городской пейзаж с обязательным пространством перехода (лестница, окно, коридор, чердак, мансарда) в романах и повестях Ф.Достоевского).
  4. Сюжетный. Те или иные повороты сюжета повторяются от произведения к произведению как модель построения композиции (ситуация купли-продажи в произведениях Н.Гоголя «Сорочинская ярмарка», «Портрет», «Мёртвые души», косвенно – в «Ревизоре»).
  5. Мировоззренческий. Точка зрения героя на мир делает его взгляд уникальным (романы А.Маканина «Андеграунд», «Асан» и другие).
  6. Функциональный. В каждом произведении встречаются герои с одной и той же сюжетной функцией (человек, порвавший со своей средой, в поэме «Цыганы» и романе в стихах «Евгений Онегин» А.Пушкина).

Как определить лейтмотив произведения

Представьте, что прочитанный текст – это музыка. Закройте глаза и попытайтесь услышать её.

О чём только что звучало серебристое как горный ключ стихотворение Тютчева «Молчание»? Какая идея наполнила страстью и огнём пленительные образы романа Лермонтова «Герой нашего времени»?

Отстранитесь от мелких деталей сюжета и услышьте то главное, ради чего создавалось произведение.

Помните, что понятие «лейтмотив» применительно к литературе разработали представители формальной и психологической школ. Его выявление – процесс субъективный. Так и скажите учительнице литературы, если она решит, что найденный вами мотив – отнюдь не основной.

А если серьёзно, следите за тем, что наиболее настойчиво повторяется и постоянно в разных вариантах проговаривается автором. Часто писатели сами обозначают главное в своём творчестве, как Пушкин и Державин в своих «Памятниках».

Ведущий мотив не вливается в другие, крупные, а сам вбирает в себя более мелкие сюжеты, смыслы, идеи.

Ищите в тексте смысловое ядро, изначальный импульс, заставивший рассказчика взяться за перо. Находите самую суть — и будет вам лейтмотив!

Значение термина лейтмотив в музыке и литературе

Термин лейтмотив имеет немецкие корни (Leitmotiv) и переводится как «ведущий мотив». В музыкальном творчестве он является отличительной темой или оборотом, обрисовывающим какого-либо героя балета или оперы. Лейтмотив характеризует особенности персонажа или некую драматическую сцену в разные эпизоды произведения. Он неоднократно повторяется по ходу всего действия.

  • Оперное значение слова лейтмотив
  • Термин в хореографии
  • Лейтмотив в инструментальной музыке
  • Что такое лейтмотив в литературном контексте?
  • Термин в стихотворении

Оперное значение слова лейтмотив

Википедия сообщает, что первым автором, который смог внедрить этот посыл внутрь своих произведений, стал Рихард Вагнер, знаменитый немецкий композитор. Благодаря такой находке, его музыка приобрела всепоглощающую беспрерывность действия.

Сам автор никогда не пользовался обозначением «лейтмотив». В 1871 году музыковед и педагог из Германии Ф. Йенс стал применять это слово впервые. А. Г. Вольцоген широко использовал термин для анализа творчества Вагнера.

В музыке лейтмотив выполняет не только эмоциональную функцию, но действует как формообразующая и объединяющая категория. По степени развития мастерства оперной музыки термин начинал играть все более существенные роли. Его принцип намечался уже в самом раннем произведении Монтеверди «Орфей». У Скарлатти и Люлли лейтмотив выявляется в зачаточной форме, и проскальзывает лишь незначительными фрагментами. В конце XVIII века этот музыкальный образ приобретает большой смысл в поздних операх Моцарта и в произведениях французских композиторов революционной эпохи.

Это интересно: что это олицетворение и примеры.

Термин однозначно утверждается в период развития музыкального романтизма и становится главным средством воплощения идеи отдельно взятой оперы. В произведениях наблюдается столкновение двух противоборствующих сил и появление контраста для изображения драматургического развития.

Вагнер занимается разработкой опер на основании полноценных лейтмотивов. В его поздних произведениях этот музыкальный образ отражает важнейшие эпизоды и досконально пронизывает полифоническую составляющую.

  • Лейтмотив, сыгранный оркестром, говорит о появлении на сцене главных героев.
  • Когда кто-то упоминает имя одного из персонажей, слышна определённая мелодия.
  • Лейтмотивы предназначены для раскрытия чувств, мыслей, слов.
  • Они способны предвосхищать будущее на сцене и отражать причинно-следственные связи какого-либо акта.
  • В изображении природы это поэтическое слово формирует сам фон.

На заметку! Так как перенасыщенность произведения этими музыкальными категориями могла ослабить восприятие целого, во времена Вагнера авторы снижали чрезмерную сложность.

Это интересно: эпифора это что такое, где применяется в литературе, примеры.

Термин в хореографии

Первые зачатки лейтмотива в балетной музыке были видны в «Жизели» А. Адана (1841), а, спустя три десятка лет, этот принцип наиболее удачно внедрился в «Коппеллии» Л. Делиба и произведениях П. И. Чайковского. Сам жанр вскоре породил специфическую проблему — хореографическую. Для этого в балете используют pas ballote — сложнейший в исполнении приём, требующий большой силы. Хореографический и музыкальный синтез был удачно создан в произведениях советских авторов (Хачатурян, Григорович, Прокофьев).

Лейтмотив в инструментальной музыке

Мотивный принцип играет здесь одну из важнейших ролей. Эта техника взяла своё начало ещё во времена клавесинной игры, а позже была значительно возвеличена авторами Венского классицизма. К примеру, у Берлиоза в его «Фантастической симфонии» лейтмотив, видоизменяясь, пронизывает все пять частей. Этот музыкальный образ утверждается как портретная характеристика основного героя, но порой служит конструкции, отстраняясь от персонификации.

За двухвековую историю лейтмотива, принцип характеризуют более подходящим для исполнения на инструментах, чем для вокальных партий, за счёт гармоничности и более широкого спектра действия.

Это интересно: краткое содержание Дубровский по главам, 6 класс.

Что такое лейтмотив в литературном контексте?

Здесь слово лейтмотив означает один из главных структурных элементов текста. Принцип статичного повторения можно обнаружить уже на страницах древнего эпоса у Гомера. Лейтмотив — это важнейший фактор, который играет роль не только напоминания, но и становится основным компонентом произведения.

  • Он является повторяющимся элементом, метафорой или интонацией, что описывает персонажа, место действия или же эмоцию.
  • Лейтмотив в литературном произведении может изменять свою форму. Значит, несколько таких принципов контрастируют и создают полноценную систему.
  • Лейтмотивная техника — метод применения способа конкретным писателем, определённой школой или жанром. Способ, наблюдаемый в романах Толстого, Диккенса и Флобера, Манна и Джойса, меняет проблематику синтеза искусств на задачу аналогии музыкального творчества и литературы.
  • Этот поэтический принцип иногда образуется в репликах действующего лица.
  • Термин позволяет объединять поздние эпизоды с ранними, но не вносит в фабулу какого-то символизма.
  • Статичные лейтмотивы порой используются для того, чтобы подстроится под эпическое повествование или пародировать ему.
  • Очень часто термины «лейтмотив» и «тема» смешивают. Последняя протекает вне текста произведения и преобразуется в первом, который и есть непосредственный элемент писания.

Французские символисты, в числе которых выделяют Бодлера и Малларме, предпринимали попытки перенести музыкальные приёмы в области рукописей. Авторы стремились выйти за рамки обычного рационального значения слов и открыть более широкий смысл, подобно тому, как это делает мелодия.

Роль лейтмотива автоматически снижается или увеличивается за счёт сценического выражения самой драматургии. Чтобы принцип стал действительно ключевым фактором, необходимо многократное повторение и варьирование в различных формациях, придавая все новые краски одному персонажу. В силу этого лейтмотив наполняется ассоциациями и обретает некое подобие символизма, что позволяет ему обособиться от основного изложения. Образное воплощение темы произведения и проблематики обеспечивается благодаря системе главных мотивов.

Термин в стихотворении

Чтобы определить основу произведения, следует обращать взор на одну из важнейших классификаций: любовь, судьба, смерть, красота. Однако только определённой темы в стихотворении недостаточно, здесь чаще встречается синтез множества проблем.

Лейтмотив в этом виде литературы обладает непосредственным фундаментом и содержит элементы произведения. Выявив его, легко обнаружит предпосылки. Базой всего стихотворения выступают первые всплески, импульсы, отвечающие за изначальное и дальнейшее впечатление. Следующие за ними формы постепенно входят в осознание. Каждая фраза в поэтическом произведении имеет собственное место, а ее воздействие предопределено ещё до начала чтения.

Читайте также:  Книга Отцы и дети в кратком содержании по главам читать онлайн

Значение слова лейтмотив: что это такое

В теории искусств многие термины пересекаются. Их используют для обозначения разных или похожих понятий. Разберем, каково значение слова лейтмотив. Это многозначный термин, который используют в разных видах искусства для характеристики некоторых аспектов, например, лейтмотив в музыке. Обычно так называют периодическое повторение одного и того же выразительного фрагмента на протяжении всего произведения.

Характеристика понятия

Этот прием ввел в музыкальную теорию Рихард Вагнер. Не употребляя это термин, он использовал музыкальный элемент: повторение отрывков звучаний в своих операх с целью создания цельности произведения, усиления смысловой нагрузки мелодии и эмоционального воздействия на слушателей.

Именно этот термин использовал Г. Вольцоген, описывая творчество Вагнера. Так называли элемент музыкального произведения, который повторяется в равных промежутках времени. Это деталь, которая путем многократного повторения задает общий тон, идею всей мелодии.

Но музыкальной теории известны еще более ранние попытки использовать принцип повторения: в 1607 году похожий прием использовал Монтеверди в «Орфее», но в то время он не смог закрепиться из-за культурных и исторических особенностей развития музыкального искусства.

Это интересно! Для чего используют и что такое эпитет художественной литературе

Позже термин распространился в других видах искусства:

Его начали активно использовать и в повседневной жизни, обозначая с его помощью основную идею, циклично повторяющиеся события, явления в жизни человека и разных аспектах его деятельности.

Функции

Лейтмотив выполняет такие функции:

  • выразительно-смысловую: помогает подчеркнуть важные идейно-тематические аспекты произведения, акцентировать внимания на деталях;
  • конструктивную: объединяет произведение тематически, создает единство текста или мелодии

Эти функции характерны для лейтмотива и в музыке, и в литературе.

Это интересно! Для чего используется и что это такое аллитерация

В прозе и поэзии

В художественных произведениях лейтмотив — это важный композиционный элемент текста.

Он выражается через:

  • деталь, которая на протяжении повествования повторяется;
  • художественный образ, который является основным, через который раскрывается тема и идея текста;
  • через интонацию (это касается поэтических текстов);
  • описание переживаний героев, их мыслей.

Можно заметить, что такое понятие в литературных произведениях видоизменяется, трансформируется. В объемных текстах несколько лейтмотивов могут переплетаться и дополнять друг друга.

Первыми использовать музыкальные приемы в литературе пробовали Ш. Бодлер и С. Малларме. Они использовали не только лексические смыслы разных слов, но и их стилистические возможности для усиления смыслового воздействия текстов на читателей.

Интересно! Важно различать понятия «тема» и «лейтмотив»: в теории литературы можно встретить смешивание этих терминов.

Тема – это то, что находится за рамками текста. Лейтмотив – это то, во что воплощается тема, он является структурным компонентом композиции, задает общий эмоциональный тон литературного произведения, воплощает его основную мысль.

Примером лейтмотива в литературе является звук лопнувшей струны в произведении П. Чехова «Вишневый сад». Это могут быть слово или фраза, которые постоянно повторяются. Например, в стихотворении А.С. Пушкина «Моя родословная» есть строки: «Шуми, шуми, послушное ветрило…». В «Поисках утраченного времени» М. Пруста повторяющейся деталью есть печенье Мадлен, о котором автор постоянно вспоминает: этот образ символизирует детство, утраченное время, дни, которые остались в памяти.

Обратите внимание! Поэзия, как самый приближенный к музыке род литературы, теснее всего переплетается с понятием лейтмотива.

В поэтических текстах выделяют такие его виды:

  • интонационный – повторение интонационных элементов: вопросов, риторических восклицаний, обращений;
  • звуковой – повторение одинаковых звуков, звукосочетаний. Реализуется с помощью использования рифмы, стилистических фигур: анафоры, эпифоры;
  • лексический – повторение одних и тех же слов или словоформ со схожим звучанием.

Лейтмотивы в стихотворениях проявляются не только на уровне содержания, но и на уровне формы, что особенно ярко наблюдается в классических стихах.

Что представляет собой лейтмотивный образ: приведем примеры из текстов. Это образ, который является ключевым, который проходит через все повествование через разные детали и элементы текста. Например, в романе Ч. Диккенса «Большие надежды» можно выделить лейтмотивный образ надежды, как основную идею. Этот образ с первых страниц стает неотъемлемой частью главного героя, сопровождает его на протяжении развития сюжета и в момент кульминации раскрывается максимально: рухнувшие надежды являются ключевой точкой развития лейтмотива.

В «Американской трагедии» Т. Драйзера одним из лейтмотивных образов является образ Роберты, которая проходит путь от возлюбленной до жертвы, и через нее раскрываются грани характера другого важного персонажа – Клайда. Ее образ служит лакмусовой бумажкой для описания порядочности главного героя, в своем отношении к ней он раскрывает свои стремления и мечты. Лейтмотивность ее образа в данном случае заключается в том, что она становится сквозным элементов сочинения: влияние героини на ход повествования сохраняется даже после ее смерти. Так сохраняется главный критерий лейтмотива – повторяемость.

Это интересно! Как определить и что такое понятие жанра в литературе

Полезное видео: лейтмотив

Перенесение значения в другие сферы

В словаре Ожегова данное понятие также обозначается как нечто, что «проходит красной нитью через что-то». Это значение помогло музыкальному термину стать частью повседневной жизни людей. Им называют основную идею разных видов человеческой деятельности.

Например, это понятие активно используют в дизайне, определяя лейтмотив фотографии, интерьера или свадьбы. В хореографии его используют для обозначения основной идеи танца, а в социальных сетях можно встретить это слово даже в качестве названия для основной концепции блога или информационного ресурса.

Это значит, что суть понятия со временем значительно расширяется и вполне допустимо употреблять его там, где следует выделить основную мысль или тему.

Значение слова лейтмотив

лейтмотив в словаре кроссвордиста

лейтмотив

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

лейтмотива, м. (нем. Leitmotiv, букв. руководящий мотив) (книжн.).

Гармонический или мелодический оборот, постоянный звуковой образ (преимущественно в опере), употр. композитором для характеристики какого-н. героя или какого-н. переживания, сценического положения и повторяющийся всякий раз при появлении героя или при наступлении данного положения в ходе действия (муз.). Лейтмотивы в операх Римского-Корсакова.

перен. Основная мысль, руководящее начало, главный тон. Лейтмотив книги. Лейтмотив рассуждения.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

Основной мотив, повторяющийся в музыкальном произведении.

перен. Повторяющаяся в каком-н. произведении основная мысль, идея.

перен. Основная идея, то, что проходит через что-н. красной нитью. Л. выступления доклада.

прил. лейтмотивный, -ая, ое (к 1 знач.).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

Музыкальный оборот, повторяющийся в музыкальном произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления и т.п.

перен. Основное положение, ведущая мысль, неоднократно повторяемая, подчеркиваемая.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

ЛЕЙТМОТИВ (нем. leitmotiv, букв. – ведущий мотив) музыкальный оборот, повторяющийся в музыкальном произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления, идеи, эмоции. Используется с кон. 18 в. в опере, с 19 в. – в балете и программной инструментальной музыке. Сложную систему лейтмотивов применял в своих операх Р. Вагнер. Термин “лейтмотив” имеет и более широкое значение: как определение доминирующего начала в деятельности человека, в цепи событий.

Большая Советская Энциклопедия

(нем. Leitmotiv, буквально ≈ ведущий мотив), музыкальный оборот (мотив, фраза, реже целая тема, иногда гармоническая последовательность), неоднократно повторяющийся в качестве сквозного образа музыкального произведения. Обычно служит характеристикой или условным обозначением определённого персонажа, предмета, явления, идеи, эмоции. Начиная с 19 в. принцип Л. находит широкое применение в опере, а также в балете и инструментальной программной музыке. В поздних операх Р. Вагнера сложная система Л. составляет основу музыкально-драматургического развития. Русские композиторы-классики М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский художественно убедительно претворяли принцип Л., однако он не занимает в их сочинениях столь исключительного положения, как у Вагнера, и сочетается с др. принципами музыкальной драматургии. Л. сохранил своё значение и в музыке 20 в. (например, в операх и балетах С. С. Прокофьева), новый аспект его использования связан с развитием киномузыки. Понятие Л. нередко применяется при анализе произведений литературы, обозначая образный оборот, повторяющийся в произведении как момент постоянной характеристики героя, переживания или ситуации. Повторяясь и варьируясь, Л. обрастает ассоциациями и обретает особую идейную, психологическую или символическую углублённость. Например, стук колотушки в повести А. П. Чехова «Невеста» претворяется в символ монотонной и сонной обывательской жизни и одновременно ≈ акцентирует перемену умонастроения героини. Говорят также о звуковых, ритмических, интонациях Л. в поэзии.

Термин «Л.» получил и более широкое нарицательное значение, определяя доминирующее начало в деятельности человека, в цепи событий и т. п.

Лит.: Вагнер Р., О применении музыки к драме, в кн.: Избр. статьи, М., 1935; Друскин М. С., Вопросы музыкальной драматургии оперы, Л., 1952; Ярустовский Б. М., Драматургия русской оперной классики, М., 1953; Римский-Корсаков Н. А., «Снегурочка» ≈ весенняя сказка, Полн. собр. соч., т. IV, М., 1960.

Читайте также:  Дума Смерть Ермака писателя Рылеева: содержание и анализ произведения, биография автора

Википедия

Лейтмоти́в , в музыке — характерная тема или музыкальный оборот, которые обрисовывают какой-либо персонаж оперы, балета, программной пьесы , его отдельные черты или определённую драматическую ситуацию и звучат при упоминании о них, при появлении персонажа или при повторении драматической ситуации в разных частях произведения. Первым начал активно использовать лейтмотивы в своих операх Рихард Вагнер .

Примеры употребления слова лейтмотив в литературе.

Пруст, Джойс, Манн, Додерер обогатили прозу музыкальностью, превратив роман в симфонию, идеи и время – в музыкальные лейтмотивы.

Но нельзя не заметить подобий в более глубоких слоях обоих произведений и того факта, что весь жанр фэнтези эксплуатирует артурианский миф в одном, базисном каноне – в лейтмотиве борьбы Сил Добра и Прогресса, представленных Артуром, Мерлином, Экскалибуром и Круглым Столом, с Силами Мрака и Разрушения, воплощением которых стали Моргана, Мордред и стоящие за ними силы.

Также зачастую и неоправданной велеречивости церковнославянизмов, звучащей в устах платоновских героев, автор скорее именно сочувствует, остраняя эти выражения для нас, своих читателей, без сарказма и издевки, оставляя их звучать как внутренний лейтмотив своего текста, который в итоге выбивается наружу, начинает звучать громче других.

Задачи укрепления единства неприсоединившихся стран на последовательной антиимпериалистической основе прошли лейтмотивом через серию визитов Ф.

Музыкальная драматургия этой хореографической драмы основана на развернутой системе лейтмотивов, которые в процессе развития симфонически трансформируются.

Но этого перевыражения оригинала Жуковский достигал в каждом произведении конкретными, пригодными именно для данного текста приемами, ибо поэт, сохраняя свой почерк, переводил не на один манер: его перевод, как двуликий Янус, соединял в себе облик переводимого автора и самого Жуковского, включал в себя ведущие лейтмотивы его творчества.

Антисфен, в свою очередь, был язычником дохристианской эпохи, и то, чему фаллос искони служил символом, а именно чувственное ощущение, было еще близко его сердцу – и не только ему одному, но, как известно, и всей кинической школе, провозглашавшей своим лейтмотивом возвращение к природе.

Каждый раз, когда действие или речь возбуждает тот или иной комплекс, отзывается соответствующий лейтмотив в какой-либо вариэции.

Но и в его тонких замечаниях, и в его юмористических сравнениях, и даже в принципиальных возражениях неумолчно звучал все тот же дивный лейтмотив, который так подкупал и трогал своей умиротворенной мягкостью.

Поиски этого синтеза составляют лейтмотив воплощений Шекспира на нашей сцене, и в дальнейшем нашем изложении, анализируя некоторые этапные шекспировские спектакли, мы будем прослеживать, в каких противоречиях развивается этот лейтмотив.

Это – лейтмотив греческой трагедии, с той разницей, что мойра Шекспира не обитает в недоступных людям эмпиреях, а составляет плоть от плоти сложных и многообразных человеческих отношений.

Добровольческой армии я положил и настойчиво проводил в жизнь, как лейтмотив следующий принцип: если паны дерутся, то мы, начальники штабов, должны сделать все, чтобы у холопов остались чубы целыми.

Это был тот главный козырь, лейтмотив, с которым носились по Гоголевски, как дурак с писаной торбой.

Разбирательства собачьих взаимоотношений стали лейтмотивом в наших семейных разговорах.

Так же дело обстоит и в обычной психологической жизни: лейтмотивы – это оттенки чувств наших комплексов, наши действия и настроения – преображения лейтмотивов.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Транслитерация: leytmotiv
Задом наперед читается как: витомтйел
Лейтмотив состоит из 9 букв

Лейтмотив

Лейтмотив это термин, предложенный в конце 1870-х немецким музыковедом Г.П.фон Вольцогеном для характеристики оркестровой полифонии «Кольца Нибелунга» Р.Вагнера; впоследствии стал употребляться в литературоведении. В симфонической, инструментальной музыке и опере лейтмотив — относительно краткое построение, служащее характеристикой персонажа, явления, эмоции или отвлеченного понятия. Лейтмотивная техника в музыке применялась уже А.Гретри, В.А.Моцартом, Л.Керубини, однако широкое применение лейтмотив получает в 19 веке. Прежде всего это относится к музыкальным драмам Р.Вагнера, которого считают обоснователем системы лейтмотив. Как и многих романтиков, Вагнера волновала идея «синтеза искусств», трактовавшаяся им наподобие единения слова и музыки в античной трагедии. Оперная реформа Вагнера, задуманная как воплощение этой идеи, потребовала особого строения музыкальной ткани. На смену отдельным оперным номерам пришел непрерывный поток музыки, построенный на чередовании контрастных «пластичных мотивов» — характеристик «природы и человеческих натур». По замыслу Вагнера, эти мотивы — «каждый в ходе своего индивидуального развития — должны оформиться в носителей страстных стремлений, направляющих многообразно разветвленное действие, и характеров, выражающих себя в этом действии» (Вагнер Р. Статьи и материалы).

Лейтмотив в литературоведении

В литературоведении лейтмотив — один из основных структурных элементов текста: повторяющаяся деталь, образный оборот, интонация (лейтинтонация), возникающие как способ характеристики персонажа, положения, переживания. Лейтмотив может варьироваться, видоизменяться, несколько лейтмотивов контрастно оттеняют друг друга, переплетаются, перетекают один в другой, образуя систему. Способ применения системы лейтмотивов конкретным писателем или школой, жанром следует определить как лейтмотивную технику. Применение лейтмотивной техники в романном жанре принято связывать с произведениями Л.Толстого, Ч.Диккенса, Г.Флобера, французских натуралистов, и особенно романистов 20 века. (А.Белый, Т.Манн, Дж.Джойс, Ф.Кафка, Т.Вулф), где проблему «синтеза искусств» сменила проблема аналогии литературы с музыкой. Первые попытки перенесения музыкальных приемов в область литературного творчества были предприняты французскими символистами (Ш.Бодлер, С.Малларме). Они стремились, «не довольствуясь «словарным», сугубо «рациональным» значением лексических единиц… выявить весь их потенциал и тем максимально усилить смысловое воздействие стихотворения» (Косиков Г. Два пути французского постромантизма… Поэзия французского символизма.). Отсюда их интерес к современным достижениям музыки, в частности, к вагнеровской музыкальной драме. В русской литературе пример символистского произведения, строящегося на системе лейтмотивов — «Симфонии» А.Белого (1902-08). Лейтмотив может формироваться в репликах действующих лиц, вводиться сценическими средствами (звук лопнувшей струны в «Вишневом саде», 1904, А.П.Чехова).

Сценическая интерпретация драматического произведения позволяет подчеркнуть или уменьшить роль лейтмотива. Сопоставляя лейтмотивную технику «Превращения» (1916), «В поисках утраченного времени» (1913-27) и «Улисса» (1922), В.Набоков приходит к выводу, что у Кафки и Пруста она присутствует наравне с иными приемами, тогда как весь текст Джойса — это «рисунок повторяющихся тем» (Набоков В.В. Лекции по зарубежной литературе). Способы применения лейтмотивной техники многообразны; уже в древней эпической поэзии можно найти повторение статичного лейтмотива. При этом оно не только служит «напоминанием», но является,согласно концепции «эпической формулы» М.Перри — А.Лорда, одним из основных композиционных элементов эпической поэмы. Однако вне эпической поэзии прием повторения статичных лейтмотивов, помогая сопоставить каждое данное событие с событиями более ранними или более поздними, не наделяет данное событие дополнительным, символическим значением. Повторение статичных лейтмотивов может также использоваться в целях стилизации или пародирования эпического повествования. Стать действительно структурным фактором повествования лейтмотив может в процессе варьирования, когда он неоднократно воспроизводится в различных ситуациях, в применении к разным персонажам, каждый раз получая новую эмоциональную окраску (например, образ звездного неба в финале каждой из глав романа Т.Уайлдера «Мост короля Людовика Святого», 1927). В результате лейтмотив обрастает ассоциациями, становится не просто зримым отображением темы, но и символом. В своем символическом качестве лейтмотив способен приобрести определенную независимость от темы. Термины «тема» и лейтмотив часто смешивают. Тема литературного произведения находится вне текста и воплощается в лейтмотиве, который является непосредственным структурным элементом текста. Лейтмотивная система произведения обеспечивает образное воплощение тематики и проблематики в тексте.

В более широком смысле лейтмотив это основная мысль, идея, эмоциональный тон литературного произведения либо творчества данного автора.

Слово лейтмотив произошло от немецкого Leitmotiv, что в переводе означает — ведущий мотив.

Занятие 30. Поэтический образ. образное мышление

Воображение – это поток, который живёт внутри нас, Но человеку творческому хочется этот поток вы-плеснуть наружу, передать другим. И средства для этого есть. Это, во-первых, речь, во-вторых, искусство. Средства творческого самовыражения у человека появлялись постепенно: речь, музыка, живопись, театр, кино, виртуальная компьютерная реальность. Когда мы читаем поэтический текст, мы как бы видим в своём воображении «киносцены». Они отделяются от текста, обретают самостоятельность и мы способны взаимодействовать с ними, уже забывая о тексте. Эти «киносцены» и есть образы.
Можно с уверенностью сказать, что поэзия – это способ познания окружающего миpa при помощи образов и символов. Такой образный способ мышления свойственен всем — и детям, и взрослым, и перво-бытным дикарям, и образованным людям. Любое художественное произведение представляет собою мысль, выраженную образно, картинами. Писатель, в отличие от публициста, не высказывает определенных положений, из чего читатель должен извлечь выводы. У него все сразу вместе совершенно, нераздельно: и исходный тезис, и доказательство, и конечный результат. Все это отражено в единой зарисовке, в образе.
Термин “образ” заимствован из древне – церковного языка, что обозначает лицо, щека; в переносном значении – картина. В греческом языке “образ” – (икона) – изображение.
Художественный образ является формой отражения жизни и представляет обобщенную картину мира. Искусство пересоздает жизнь условно, образно, и столкнуться с нею можно лишь посредством воображения.
Образ – самый существенный элемент поэзии, быть может, единственный, которому ничего не угрожает – ни время, ни поэтическая мода. Меняются течения и направления, темы и сюжеты, мотивы и настроения, меняются условности, но образ остаётся всегда, в непосредственной ли форме, в метафоре или, в сравнении Образ – кровь поэзии, как говорил Ян Парандовский. Образ, созданный настоящим мастером, должен быть откровением, выраженным свежими словами. Он должен выявлять то, чего ничей глаз до сих пор не замечал, должен содержать как можно больше ярких красок, быть полным и богатым, но ограниченным мини-мальным количеством слов. Слово – единственный материал поэтического образа, и от его силы, меткости и выразительности зависит картина, нарисованная поэтом. Как камень, брошенный в воду, поэтический образ должен расширять круг наших мыслей, охватывая всё большую сферу ассоциаций. Труд художника — нравственный подвиг, поскольку он осуществляет материализацию высших идей и конкретизацию абстрактных понятий.
Мысль бесконечна, а произведение искусства имеет границы в пространстве и во времени. Прообразы всех вещей могут восприниматься вне чувственного восприятия человеком, но они мыслятся, представляются. Именно эти нематериальные сущности являются прообразами материальных предметов. Они обладают гармонией и создают в нашем представлении понятие красоты. Человек, пытаясь осознать действи-тельность и понять свое место в мире, также вынужден мыслить в образах.
Художественный образ эмоционален, пристрастен, несет в себе качества мышления творческой личности. Возникает не отвлеченно, а спонтанно и сразу же приобретает конкретную, зримую форму. Любой поэт или писатель всегда художник, но свои картины он рисует при помощи слова.
Поэтический образ есть одна из важнейших черт, отличающих стихотворное произведение от прозаического. Вот простейшие примеры яркого поэтического образа:

Читайте также:  Краткая биография Шолохова; интересные факты жизни писателя; основные даты

“Покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег”.

“Пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит”

Поэзия представляет собой образную литературно-художественная речь, и без образа она существовать не может. И пусть образность лишь часть художественного изображения действительности, но это её важнейшая часть.
Человек с детства, с самого рождения обладает способностью индивидуально воспринимать окружающий мир, видеть то, что до него никто не успел разглядеть, а если и разглядел, то не сумел сформулировать и правильно, художественно выразить свое отношение к увиденному. Научить человека видеть мир в поэтическом свете невозможно. Это способность зависит от характера человека и его окружения.
Главным в образе всегда является неожиданная деталь (мысль, штрих,), подмеченная автором и не ви-димая, не бросающаяся в глаза до этого момента никому другому. Значит, образность стиха выражается наличием художественно поданных неожиданностей в его тексте.
Первая, самая распространенная форма отображения образа — это простейший эпитет. Когда мы говорим “белый снег”, то слово “белый” является просто эпитетом. Но если сказать “белая ночь”, то слово “белая” — уже поэтический эпитет, т.е. становится образом. Поэтический эпитет, кроме определения (предметного или логического), дает слову дополнительную художественную характеристику в виде скрытого сравнения — это почти всегда метафорическое прилагательное, в котором заложен меткий признак сравнения. Например, “сахарный снег”, «белая ночь», « жидкая лунность». Кроме эпитетов-прилагательных, встречаются эпитеты-существительные (“серп месяца”, “чаша бытия», “меч-перо”).

Поэтический образ создают чувства и звучание души. Он рождается там, где есть образное мышление и дух творчества. Настоящие, влюбленные в профессию, мастера черпают вдохновение во всем, что их окружает и осознанно или подсознательно используют в работе все, что им интересно.

Создание поэтического образа

Поэтический образ способен создать только человек способный, фантазировать, мечтать, обладающий прекрасным воображением. Фантазия есть качество величайшей ценности. Напрасно некоторые думают, что эта способность нужна только поэтам. Ведь если бы ученые были лишены воображения, то навряд ли бы состоялись открытия в математике, физике и других науках.
Многие образы (но не все) создаются при помощи таких художественных средств языка, как метафора, сравнение, антитеза, оксюморон, гипербола, олицетворение.

Антитеза – Стилистическая фигура, «Сырой овраг сухим дождём
основанная на резком росистых ландышей унизан».
противопоставлении Б. Пастернак
образов и понятий. или
или означение всякого «Капель сухие щелчки”
значимого контраста

Оксюморон Парадоксально звучащая
антитеза обычно в виде Оглушаюший шепот дождя
антономичных существи-
тельного с прилагательным
или глагола с наречием

Гипербола Стилистическая фигура, «Золотая буря».
основанная на преувеличении (А. Майков)
тех или иных свойств или
изображаемого предмета. Рёв дождя

Сравнение Один из способов косвенной
характеристики. Уподобление «И, как уголь по рисунку,
одного предмета другому. грянул ливень всем
Появление и усиление плетнём».
общего признака (Б. Пастернак)

Метафора Вид тропа. Перенесение
свойств одного предмета «Повисли перлы девые»
на другой по принципу (Ф. Тютчев)
их сходства в каком – нибудь или
отношении или по контрасту. «И свежих капель
иноградник зашевелился в мураве
(О. Мандельштам)

Олицетворение Особый вид метафоры. «Стукнут пальчики
Перенесение черт живого дождя
существа на неодушевлённые или
предметы или явления. «Дома и капли песни ели
когда он шёл по мостовой»
(С. Островой)

(Томашевский Б. В Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект Пресс, 1999)

Что же такое поэтический образ? Это многозначное понятие, которое не только характеризует предмет, но и выражает отношение к нему говорящего. Поэтический образ не только объединяет в себе множество значений, но обладает и силой «взрыва», потому что он лаконичен и неожидан, рожден жизнью, окрашен и пропитан чувством и мыслью художника, его ассоциациями, сближающими душевную жизнь человека и явления природы. Поэтический образ обращен ко всем органам наших чувств: к зрению, слуху, обонянию, осязанию, вкусу.
Образное мышление

Мышление в образах входит как существенный компонент во все без исключения виды человеческой деятельности, какими бы развитыми и отвлеченными они ни были. Реализуется с помощью механизма представления. Оно передаёт знание не об отдельных изолированных сторонах реальной действительности, а формирует целостную мысленную картину отдельного участка действительности. Пространственное мышление, ассоциативное мышление, наглядно-образное мышление, визуальное мышление можно рассматривать как разновидности образного.
Умственный образ по своей природе имеет двойной источник детерминации. С одной стороны, он вбирает в себя чувственный опыт, и в этом смысле образ индивидуален, чувственно – эмоционально окрашен, личностно значим. С другой стороны, он включает результаты теоретического осмысления действительности через овладение историческим опытом, представленным в системе понятий, и в этом смысле выступает в обезличенном виде. Нет прямого пути усвоения понятий. Их усвоение всегда опосредуется умственными образами. И образ, и понятие дают обобщенные знания о действительности, выражающиеся словом.
В реальном процессе мышления (усвоения знаний) одновременно присутствуют как образная, так и понятийная логика, причем это не две самостоятельные логики, а единая логика протекания мыслительного процесса. Сам умственный образ, которым оперирует мышление, по своей природе гибок, подвижен, отражает в виде пространственной картины кусочек реальности.
Создание образа по представлению осуществляется при отсутствии объекта восприятия и обеспечивается его мысленным видоизменением. В результате создается образ, отличный от того наглядного материала, на котором он первоначально возник. Образное мышление оперирует не словами, а образами. Это не означает, что здесь не используются словесные знания в виде определений, суждений и умозаключений. Но в отличие от словесно-дискурсивного мышления, где словесные знания являются основным его содержанием, в образном мышлении слова используются лишь как средство выражения, интерпретации уже выполненных преобразований образов.
Понятия и образы, которыми оперирует мышление, составляют две стороны единого процесса. Будучи более тесно связанными с отражением реальной действительности, образ дает знание не об отдельных изолированных сторонах (свойствах) этой действительности, а представляет собой целостную мысленную карти-ну отдельного участка действительности.
Кроме образного мышления различают мышление пространственное и логическое.
Пространственное мышление является разновидностью образного.

Способность к творению образов – уникальная способность, которой наделён только человек. Сотворённый человеком образ может существовать в пространстве при наличии подпитки психофизической энергией человека, энергией чувств и эмоций, до тех пор, пока его представляет своею мыслью человек, люди (сообщество).
Чем большее количество людей подпитывают образ своими чувствами, тем образ сильнее, тем сильнее возможность обратного влияния образа на деятельность как отдельного человека, так и (сообщества). Яркий образ, созданный писателем или поэтом способен формировать характеры, манеру поведения больших и малых социальных групп, в связи с чем встаёт проблема определённой культуры творения образов, присущей народам и странам, нациям, государствам и этносам. Наследие образного мышления любого народа можно рассматривать как своеобразный «оттиск» его воззрений на мир, на смысл жизни, и на своё предназначение в этом мире.

С понятием «образное мышление» тесно связано понятие «образный язык».

Образный язык – это язык, созданный при помощи образов. Он не всегда пользуется словами, хо-тя часто отождествляется с литературным языком. Зачастую средством образного мышления служат не слова и буквы, а зримые образы. К средствам образного языка можно отнести иероглифы, передающие целостный образ, смысл и даже направление действия, руны, буквы-образы, символы и др. Образный язык позволяет выделить особенности явления, определенные качества предмета, усилить и закрепить эмоциональное, эстетическое восприятие явления, сформировать и запомнить впечатления от него в едином целостном виде.

Ссылка на основную публикацию