Эпитеты в литературе: как использовать эпитеты, их разновидности, как находить эпитеты в тексте

Что такое эпитеты и какие они бывают (на примерах из литературы)

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Это статья посвящена одному из самых распространенных приемов в литературе, который любой текст делает более ярким и интересным. Речь об эпитетах.

Сегодня вы узнаете ответы на вопросы:

  1. — что это такое
  2. — какие части речи могут выступать в качестве эпитетов
  3. — на какие виды они подразделяются
  4. — и, конечно же, увидите просто море примеров эпитетов из литературы и поэзии.

Что такое эпитет — примеры и определение

Всегда стоит начинать с определения термина, как мне кажется:

Но чтобы лучше объяснить, что это такое, лучше всего сразу привести пример. Вот известное стихотворение Афанасия Фета:

В вечер такой ЗОЛОТИСТЫЙ и ЯСНЫЙ,
В этом дыханье весны ВСЕПОБЕДНОЙ
Не поминай мне, о друг мой ПРЕКРАСНЫЙ,
Ты о любви нашей РОБКОЙ И БЕДНОЙ.

Видите шесть выделенных слов? А теперь представьте себе, как бы выглядело то же четверостишие, но без них:

В вечер такой,
В этом дыханье весны
Не поминай мне, о друг мой,
Ты о любви нашей.

Суть послания не сильно изменилась. Все так же автор грустит о прошедших чувствах. Но ощущения, согласитесь, у нас уже другие. И картина в целом не столь яркая, и глубина чувств уже не та. А все потому, что из текста убраны те самые эпитеты.

Именно эпитеты делают каждый из образов более полным:

  1. вечер ЗОЛОТИСТЫЙ И ЯСНЫЙ – перед глазами сразу возникает картина заката, а на небе ни облачка;
  2. весна ВСЕПОБЕДНАЯ – начало чего-то нового, перемены к лучшему, знак того, что старые разочарования скоро останутся в прошлом;
  3. друг ПРЕКРАСНЫЙ – подчеркивание, что автор сохранил доброе отношение к той, кому адресовано послание;
  4. любовь РОБКАЯ и БЕДНАЯ – понимание, что чувства изначально были обречены на провал в силу каких-то причин, и это делает отношения еще более печальными.

И вот теперь, после такого разбора, надеюсь, определение «эпитета» прозвучит более понятно.

Эпитет — это слово, имеющее древнегреческие корни, которое дословно переводится как «приложение». Его цель – подчеркнуть соседние с ним слова, придать им эмоциональную окраску, усиливать их смысл, подчеркивать образность. Но самое главное – это делать предложение более красивым.

Конструкции эпитетов

Чаще всего в роли эпитетов выступают прилагательные, с помощью которых украшают существительное. Вот самые простые примеры:

  1. глухая ночь – не просто ночь, а очень темная, непроглядная;
  2. черная тоска – максимально печальное состояние;
  3. сахарные уста – губы, которые невозможно не поцеловать;
  4. жаркий поцелуй – поцелуй, полный страсти;
  5. стальные нервы – человека невозможно вывести из равновесия.

Кстати, некоторые ошибочно полагают, что любое прилагательное можно считать эпитетом. Это не так! Все зависит от того, в каком контексте и к какому существительному они относятся, и выполняют ли главную функции – усиление образа.

Посудите сами – разница между выражениями «теплый дом» и «теплое отношение». В первом случае просто констатация факта, что в помещении есть отопление, а во втором подчеркивание, что между людьми хорошие отношения.

Или сравните «красный фломастер» и «красный восход». В обоих случаях речь идет о цвете. Но в первом – это просто констатация факта, а во втором более ярко передается красота момента (что это?) восхода солнца.

Однако в качестве эпитетов могут выступать не только прилагательные, но и другие части речи. Например, наречия:

Трава ВЕСЕЛО цвела. (Тургенев)
И ГОРЬКО жалуюсь, и ГОРЬКО слезы лью. (Пушкин)

Или существительные. Пример:

Ночевала тучка золотая на груди утеса-ВЕЛИКАНА (Лермонтов)
ПРУЖИНА чести, наш кумир. (Пушкин)
Как бы Волга-МАТУШКА до вспять побежала. (Толстой)

Или местоимения, с помощью которых можно придать словам превосходную форму. Например:

А помнишь схватки боевые? Да говорят, ЕЩЕ КАКИЕ! (Лермонтов)

Или причастия и причастные обороты. Пример:

Что если я, завороженный, СОЗНАНЬЯ ОБОРВАВШИЙ НИТЬ… (Блок)
Лист, ЗВЕНЯЩИЙ И ТАНЦУЮЩИЙ В ТИШИНЕ ВЕКОВ. (Краско)

ИГРАЯ В ПРЯТКИ, небо сходит с чердака. (Пастернак)
Как бы РЕЗВЯСЯ И ИГРАЯ, грохочет в небе голубом. (Тютчев)

Видите, эпитетами могут быть абсолютно любые части предложения, за исключением, пожалуй, только глаголов. Но все они служат единой цели – сделать текст более образным и богатым.

Виды эпитетов — украшающие, постоянные, авторские

Несмотря на общие цели все эпитеты можно условно разделить на несколько категорий:

  1. украшающие (их еще называют общеязыковыми);
  2. постоянные (народно-поэтические);
  3. авторские (индивидуальные).

Украшающие эпитеты – это самая большая группа. Сюда относятся любые комбинации, которые описывают характеристики чего-либо. Многие из выражений можно встретить не только в литературных произведениях, мы регулярно используем их в повседневной жизни:

ГРОБОВОЕ молчание, ЛАСКОВОЕ море, СВИНЦОВЫЕ тучи, ПРОНИЗЫВАЮЩИЙ ветер, ТРЕСКУЧИЙ мороз, ГЕНИАЛЬНОЕ решение, ВЕСЕЛЕНЬКАЯ расцветка и многие другие.

К категории постоянных эпитетов относятся словосочетания, которые спустя долгие годы прочно закрепились в сознании людей. Они даже стали частью нашей речи, и по отдельности слова уже не произносятся (или крайне редко):

ДОБРЫЙ молодец, КРАСНА девица, ЧИСТОЕ поле, ЯСНЫЙ месяц, ЗОЛОТАЯ осень, БЕЛЫ рученьки, ДРЕМУЧИЙ лес, НЕСМЕТНЫЕ богатства и так далее.

Кстати, если заметили, многие из постоянных эпитетов сразу же ассоциируются с фольклором – со сказками (что это такое?) или с песнями. Именно поэтому второе их название – народно-поэтические.

И наконец, есть авторские эпитеты – те, которые принадлежат перу конкретного писателя или поэта. И до него не встречались в литературе. Вот вам примеры:

МАРМЕЛАДНОЕ настроение. (Чехов)
ПРОЗРАЧНОЙ лести ОЖЕРЕЛЬЯ, ЧЕТКИ мудрости ЗЛАТОЙ. (Пушкин)
Лицо ТЫСЯЧЕГЛАЗОВОГО треста. (Маяковский)
ЧУРБАННОЕ равнодушие. (Писарев)

Также с помощью эпитетов авторы могут выразить свое отношение к тому или иному действию или предмету. Например, «сердце – холодная железка» (Маяковский) или «тусклый и бессмысленный свет» (Блок).

Значение эпитетов для литературы и языка в целом

Ни одно литературное произведение не может обойтись без эпитетов (и метафор). Если их не будет, то текст получится сухим и безжизненным, и он точно не сможет увлечь читателя. Поэтому – чем больше их использует автор, тем лучше.

Но и в повседневной своей речи мы не должны забывать о таких приемах. Например, обмениваясь СМС-ками или сообщениями в соцсетях. Ведь на простой вопрос «Как дела?» можно ответить просто «Нормально», а можно и «Нормально, денек был жаркий, но устал как собака».

В первом случае это будет просто сухая информация, а во втором собеседник узнает еще и ваше эмоциональное состояние, что гораздо важнее.

Эпитеты в литературе: как использовать эпитеты, их разновидности, как находить эпитеты в тексте

    Главная
  • Список секций
  • Русский язык и литература
  • ЭПИТЕТ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

ЭПИТЕТ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Автор работы награжден дипломом победителя III степени

В этом году на уроках русского языка и литературы мы много внимания уделяем искусству образной речи. Ведь образность речи упрощает восприятие информации: одним метким словом можно передать не только сообщение о факте, но и рассказать, какие эмоции он вызывает, какое значение этот факт имеет. Авторы пособий, с которыми мы работаем [2,7], знакомят нас с часто используемыми средствами художественной выразительности: метафорой, сравнением, олицетворением, гиперболой, эпитетом. Обычно дается определение того или иного средства и несколько примеров его использования. Не всегда такое ознакомительное изучение помогает разобраться с особенностями средства художественной выразительности.

Нам показалось, что без эпитетов речь была бы бедной и невыразительной. Поэтому цель нашей работы – уяснить особенности данного лексического средства художественной выразительности. Гипотеза: эпитеты бывают разные. Таким образом, объект нашего исследования – эпитеты, а предмет – разновидности эпитетов и их роль в тексте.

Задачи исследования:

Найти определения эпитета в разных источниках, чтобы, сопоставив их, понять суть средства.

Выяснить, какие существуют разновидности эпитетов.

Научиться находить эпитеты в художественных текстах.

Основные методы исследования – наблюдение, сопоставление и описание.

Тема исследования актуальна и значима именно для меня: это отправная точка на пути знакомства со средствами художественной выразительности, на пути анализа художественного произведения.

2.Что такое эпитет?

Определение эпитета содержится во многих источниках, как печатных, так и электронных. Вот несколько примеров: 1. Эпитет – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным [2, с.300]. 2. Эпитет – слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее его свойства, качества признаки [6, с.92].3. Эпитет (приложение)- художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему [4, с.443]

4. Эпитет – стилистический приём, образное определение, не только указывающее на признак определяемого явления, но и сообщающее этому признаку дополнительное значение – переносное или символическое. [5], 5. Эпитет – одно из изобразительных поэтических средств, определение, прилагаемое и названию предмета для большей образности. [9]

6. Эпитет – меткое определение, в интересах изобразительности присоединяемое к какому-нибудь слову и указывающее на существенный его признак. [8],

7. Эпитет – художественное, образное определение, метафорическая характеристика лица, предмета, явления. [10, с.392].

Поработав с терминами, мы заметили, что все авторы, характеризуя эпитет, выделяют его существенный признак: это именно образное определение предмета. Создание образных эпитетов обычно связано с употреблением слов в переносном значении. Эпитет всегда субъективен. В нем воплощается уникальность мироощущения, присущего личности. [10, с.393]

3. Способы выражения эпитетов

Некоторые авторы придерживаются узкого понимания термина «эпитет», говоря о нем как о красочном прилагательном. [2]. В учебнике Альбетковой Р.И., тетради А Б. Малюшкина и других источниках мы прочитали, что эпитеты могут быть выражены разными частями речи: прилагательным, употребленным в прямом или переносном значении, наречием, причастием, деепричастием, существительным [1, с.9]. Приведем примеры, подтверждающие мнение о разных способах выражения эпитетов:

Прилагательные, выступающие в роли определения.

Например: «Белеет парус одинокий» (М.Ю. Лермонтов); «Гремят раскаты молодые» (Ф.И Тютчев); «Сколько там было кудрявых берез…» (Н.А. Некрасов)

– Существительные, выступающие в качестве приложения или сказуемых, дающих образную характеристику предмета. Например: Волшебница-зима; мать – сыра земля; «Поэт – это лира, а не только няня своей души». (М. Горький)

-Наречия, выступающие в роли обстоятельства. Например: «На севере диком стоит одиноко…» (Лермонтов М.Ю.); «Листья были напряженно вытянуты по ветру». (Паустовский К.Г.)

-Деепричастия. Например: Волны несутся, гремя и сверкая.

-Местоимения, выражающие превосходную степень того или иного состояния человеческой души. Например: «Ведь были схватки боевые, Да, говорят, ещё какие!» (Лермонтов М.Ю.)

-Причастия и причастные обороты. Например: «Соловьи словословьем грохочущим оглашают лесные пределы» (Б. Л. Пастернак); «Допускаю также появление…борзописцев, которые не могут доказать, где они вчера ночевали, и у которых нет других слов на языке, кроме слов, не помнящих родства. (М. Е. Салтыков-Щедрин). [11]

4.Разновидности эпитетов

Эпитеты могут различаться по силе передаваемых эмоций и по степени выраженности той или иной характеристики.Например, скажете «холодная вода» – и вы получите только приблизительную информацию о температуре. Скажете «ледяная вода» – и вместе с основной информацией вы передадите ощущения, эмоции, выразительный метафорический образ и ассоциации с колючим, пронизывающим холодом льдом. [14]

4.1 Народно-поэтические (постоянные) эпитеты, общеязыковые, индивидуально-авторские

С генетической точки зрения эпитеты делятся на:

-Народно-поэтические (постоянные). Например: красное солнце; буйный ветер; добрый молодец.

-Общеязыковые. Например: гробовое молчание; свинцовые волны.

-Индивидуально-авторские. Например: немой покой (И. А. Бунин); умильная прелесть (Ф. И. Тютчев); кудрявый сумрак (С. А. Есенин).

Остановимся на каждом типе.

В стихотворном фольклоре эпитет, составляющий вместе с определяемым словом устойчивое словосочетание, выполнял, помимо содержательной, мнемоническую функцию (гр. mnemo nicon – искусство запоминания). Постоянные эпитеты облегчали певцу, сказителю исполнение произведения. Любой фольклорный текст насыщен такими, по большей части «украшающими», эпитетами. «В фольклоре, – пишет литературовед В.П.Аникин, – девица всегда красна, молодец – добрый, батюшка – родной, детушки – малые, молодчик – удалый, тело – белое, руки – белые, слёзы – горючие, голос – громкий, поклон – низкий, стол – дубовый, вино – зелёное, водочка – сладка, орёл – сизый, цветок – алый, камень – горючий, пески – сыпучие, ночь – темная, лес – стоячий, горы – крутые, леса – дремучие, туча – грозная, ветры – буйные, поле – чистое, солнце – красное, лук – тугой,кабак – царев, сабля – острая, волк – серый и пр.»

Читайте также:  Читайте мальчика-невидимку Брэдбери в кратком содержании: в чем идея, сюжетные повороты

Постоянные эпитеты были средством типизации. [10, с.393] Причем слово, употребленное с постоянным эпитетом, приобретает новое качество, значение, отличающееся по смыслу от каждого из слов порознь. Сочетание «красна девица» не означает «красивая девушка», а определяет то, что это обычная девушка, ничем особенным от других не отличающаяся: ни красивее, ни умнее, ни богаче других. Если древнему сказителю, певцу нужно было характеризовать особые свойства персонажей, он искал эпитеты индивидуализирующего характера. Князь Владимир, задумавший жениться, хочет найти невесту, достойную его княжеского звания, и создает образ идеальной, с его точки зрения, девушки:

Как бы та девица была станом статна,

Станом бы статна и умом свершна,

Ее белое лицо, как бы белой снег

Можно различить эпитеты общеупотребимые, понятные и знакомые каждому, и уникальные, авторские, такие обычно бывают у писателей. Примером первых может послужить почти любое описательное определение из повседневной жизни: платье веселенькой расцветки, книга скучная. Для иллюстрации авторских, уникальных эпитетов стоит заглянуть в художественную литературу, а лучше всего – в поэзию. Например, примеры эпитетов из художественных произведений могут выглядеть так: «И стала лисица пуховыми лапками мыться» (В. Хлебников); «Взвивши кверху огненный парус хвоста» (В. Хлебников).Или так: «Лицо тысячеглазого треста блестит электричеством ровным» (В.В.Маяковский).Или даже совсем так: «Каждое утро, с шестиколёсной точностью, в один и тот же час, в одну и ту же минуту мы, миллионы, встаём как один» (И.Е. Замятин).[14]

4.2 Метафорические и метонимические эпитеты

С точки зрения типа переносного значения слова, выступающего в роли эпитета, все эпитеты делятся на:

-Метафорические (в их основе лежит метафорическое переносное значение).Например: Тучка золотая;бездонное небо; сиреневый туман; облачко ходячее и дерево стоячее.

Метафорические эпитеты – яркая примета авторского стиля:

Ты моё васильковое слово,

Я навеки люблю тебя.

Как живет теперь наша корова,

Грусть соломенную теребя? (С. А. Есенин. «Я красивых таких не видел?»);

-Метонимические (в их основе лежит метонимическое переносное значение). Например: замшевая походка (В. В. Небоков); царапающий взгляд (М. Горький); березовым веселым языком (С. А. Есенин). [14]

4.3 Изобразительные и выразительные эпитеты

В зависимости от того, как выражается авторская оценка, эпитеты делятся на изобразительные и выразительные (лирические). Изобразительные эпитеты выделяют существенные стороны изображаемого, не привнося прямую оценку: «в тумане моря голубом» (М.Ю. Лермонтов). Выразительные же эпитеты (как уже понятно их названия) дают читателям возможность услышать авторское отношение, его ясно выраженную оценку описываемого предмета или явления: «Бессмысленный и тусклый свет» (А. Блок)

Однако стоит отметить, что такое деление является весьма условным, так как нередко изобразительные эпитеты также имеют эмоциональный окрас и является следствием восприятия автором тех или иных предметов. [14]

5. Роль эпитетов в тексте

Все эпитеты как яркие, «озаряющие» определения направлены на усиление выразительности образов изображаемых предметов или явлений, на выделение их наиболее существенных признаков. Помимо этого, эпитеты могут:

-Усиливать, подчеркивать какие-либо характерные признаки предметов.Например: «Меж скал блуждая, желтыйлуч В пещеру дикую прокрался И гладкий череп озарил…» (М. Ю. Лермонтов);

– Уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество) :.Например: «Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный, веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной.» (И.А. Бунин)– Создавать контрастные по смыслу сочетания слов и служить основой создания оксюморона: убогая роскошь (Л.Н. Толстой), блистательная тень (Е.А. Баратынский);– Передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления: «…Дурно пахнут мертвые слова» (Н.С. Гумилев); «И слово вещее мы ценим, и слово русское мы чтим, и силе слова не изменим» (С.Н. Сергеев-Ценский); «Что же значит это улыбающееся, благословляющее небо, эта счастливая, отдыхающая земля?» (И.С. Тургенев) [14]

6.Эпитеты и их функции в стихотворении «Парус» М. Ю. Лермонтова

В статьях, посвященных эпитету, часто в качестве примеров приводятся строчки из стихотворений Михаила Юрьевича Лермонтова. Мы решили взять одно из знаменитых стихотворений поэта, найти в нем все эпитеты и попробовать определить их разновидности и функции.

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

Играют волны, ветер свищет,

И мачта гнётся и скрипит…

Увы, он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой.

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

В стихотворении «Парус» все эпитеты выражены прилагательными. Михаил Юрьевич Лермонтов не только нарисовал картину с помощью изобразительных эпитетов («тумане голубом», «луч солнца золотой», «струя, светлей лазури»), но и заставил нас проникнуться сочувствием к одинокому парусу. Значит, он использует и лирические эпитеты.

В стихотворении почти все эпитеты стоят на необычном месте, после определяемого слова, в конце строк, это сделало их особенно заметными, выделенными.

В последней строфе парус назван «мятежным». Это слово редко встречается в обычной речи. Обратившись к словарю, мы выяснили, что это слово означает «тревожный, неспокойный, бурный». Этот эпитет показывает способность паруса противостоять любой среде, открывает неутомимость его движения, вечное несогласие паруса с миром [13].

7.Заключение

Работая с книгами и Интернет-источниками, мы узнали, что эпитеты широко используются в художественном, публицистическом, а также в разговорном и научно-популярном стилях речи.

Все авторы, характеризуя эпитет, выделяют его существенный признак: это именно образное определение предмета. Эпитеты бывают разные как по происхождению, так и по способу выражения. Они служат изображению конкретной картины, выражают отношение автора к изображаемому, открывают нечто новое в нем.

Эпитет выступает как чрезвычайно значимое звено в цепи художественных средств: слова, снабженные эпитетами, выделяются на общем, часто нейтральном языковом фоне, оказывая на читателя глубокое эмоциональное воздействие.

Эпитет – средство, позволяющее ощутить авторскую позицию. Для эпитетов часто характерна экспрессивная роль, выражающая как положительное, так и отрицательное отношение говорящего или пишущего к собеседнику, явлению, состоянию.

У каждого автора есть свои особенности в употреблении этого средства художественной выразительности. Так М.Ю. Лермонтов часто ставит эпитеты в позицию после определяемого слова, и это делает их особенно заметными, выделенными.

В дальнейшем мы планируем понаблюдать за ролью эпитетов в других стихотворениях М.Ю. Лермонтова и прозаических текстах.

В статьях, рассказывающих об эпитете, нам встречались названия других средств художественной выразительности, работающих вместе с эпитетом над созданием образов. Чтобы лучше понять функции эпитета, нам необходимо более глубоко разобраться с понятиями «метафора», «метонимия», «оксюморон», «инверсия».

7.Список использованных источников информации

1. Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учереждение. – 3-е изд., М.: Дрофа, 2004. 304 с. (с 7-9)2. Литература. 5 кл. Учеб. для общеобразоват. учереждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина [и др.]. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 303 с. (с. 300)3. Литература. 6 кл. : Учеб. – хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 г. Ч.1/ Авт. – сост. В. П. Полухина. – М.: Просвещение, 2000, – 225 с. (с. 96-97)4. Литература. Учеб. 6 кл. для общеобразоват. учереждений /Авт. – сост.

В. П. Полухина, 3-е издание. М.: Просвещение, 1996. – 447 с.. (с. 443)5. Литературная энциклопедия В. М. Фриче.,1929-1939. СИЭ-А-А.П. Горкина. СЛТ-М. Петровский – http://alcala.ru/literaturnaia-enciklopedia/slovar-EA/6804.shtml6. Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 кл. М.: ТЦ Сфера, 2013. – 96 с. (с. 92)

7. Никитина, Е.И. Русский язык. Русская речь. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/Е. И. Никитина. -М.: Дрофа, 2010. – 190, (с. 113)

Что такое эпитет и как его найти?

Эпитет – поэтический прием, дающий слову определение или выражение. Используется в художественных текстах, иногда в поэтических и лирических произведениях.

Целью эпитета будет подчеркивание чего-то особенного, его особая выразительность, на что хочет обратить внимание автор.

Применение подобного художественного приема позволяет автору придать тонкости, глубины и выразительности тексту. С помощью эпитета обозначается творческий замысел автора (см. метонимия).

Простые и слитные эпитеты

  • простые — присутствует одно прилагательное, эпитет к слову, например: шелковые кудри, глубокие глаза;
  • слитные — у них два и более корня, воспринимаются как одно целое, например: чудно смешанный шум.

Существует такое понятие, как эпитет авторства, встречается реже остальных. Придает предложению уникальный смысл и дополнительную экспрессивность. Когда перед вами подобные тексты, начинаешь понимать, насколько сложное и широкое мировоззрение у писателя.

Наличие эпитетов в изложении дает ощущение особой смысловой глубины, которая наполнена иронией, горечью, сарказмом и недоумением.

Часто подобными приемами пользуются авторы при написании поэзии. Но в прозаическом творении можно также встретить подобные эффекты.

Эпитеты помогают придать яркость образам

Виды эпитетов

В русском языке эпитет разделяют на три вида:

Общеязыковой

Норма литературных фраз. К слову “тишина” существует около 210 эпитетов: глухая, волнующая, гробовая, чуткая.
Общеязыковые эпитеты бывают:

  • компаративными. Их применяют, чтобы сравнить и уподобить один объект к другому (собачий лай, медвежий взгляд, кошачье мурлыканье);
  • антропоморфическими. В основе лежит перенос человеческих свойств и признаков предметов на явление природы, например: нежный ветерок, улыбчивое солнце, унылая берёзка;
  • усилительно-тавтологическими. Повторяют и усиливают признаки объекта: мягкая вата, беззвучно в тишине, серьезная опасность.

Примеры эпитетов: жизнь пустынная, сладко писать, нежный голос, сладкий ветерок, гробовая тишина.

Народно-поэтический

Такие эпитеты появились благодаря устному народному творчеству. В основном, сохранен фольклорный колорит. В отличие от других они ограничены в сочетаемости: синяя река, оранжевое солнце, коричневый медведь.

Примеры: ясный месяц, чистое поле, живая вода, терем расписной, добрый молодец, жили-были, шел-шел.

Индивидуально-авторский

Редко встречающаяся смысловая ассоциация. В основном они не воспроизводятся, но обладают окказиональным характером.

Примеры: шоколадное настроение, ромашковый смех, каменный гром, тучка золотая, утес великан, в пустыне чахлой.

Подобные сочетания не вписываются в рамки общелитературных норм, но создается эффект одушевления, усиливается выразительность.

Постоянный

Когда приемы употреблены в устойчивых фразах, например: тридевятое царство, добрый молодец. При написании художественной литературы авторы пользуются:

  • оценочными эпитетами (невыносимая жара, утраченные чувства);
  • описательными (уставшее сердце);
  • эмоциональными (унылая осень, грустная пора).

Благодаря эпитетам художественная фраза становится выразительнее.

Как найти эпитеты в тексте?

Попробуем разобраться, что такое эпитеты в русском языке и как их распознать в письменном изложении? Они размещены сразу после определяемого слова.

Чтобы добиться глубины в рассказе и усилить конкретику звучания, авторы располагают эпитеты в вертикальном положении, то есть отрывают друг от друга. Известные русские поэты, при написании стихотворений, размещали их в конце строки. При чтении таких творений читатель ощущал таинственность.
Чтобы идентифицировать их в художественном произведении нужно помнить, что они выступают разной частью речи. Их используют в качестве прилагательного: золотой смех бубенчиков, загадочные звуки скрипки.

Читайте также:  Содержание рассказа Тургенева "Муму", характеристика героев, краткий пересказ для читательского дневника

Также можно встретить в виде наречия, например: горячо молился. Нередко имеют вид существительного (вечер непослушания); числительного (третьи руки).
Для лаконичности высказывания можно использовать в качестве причастий и отглагольных прилагательных (что если я, задумчивый, ты можешь ли вернуться?), деепричастий.

Эпитеты в литературе

Что такое эпитет в литературе? Важный элемент, без которого невозможно обойтись при написании художественных работ. Чтобы написать увлекательный рассказ, который будет привлекать читателя, важно прибегать к таким приемам. Когда их в тексте много, это тоже плохо.

Когда определенный образ, предмет или явление описаны эпитетами, они станут выразительнее.

У них есть и другие цели, а именно:

  • подчеркнуть характерный признак или свойство объекта, который описан в изложении, например: голубое небо, дикое животное;
  • пояснить и уточнить признак, который поможет отличить тот или иной предмет, например: листья лиловые, багряные, золотые;
  • использоваться, как основа для создания чего-то комического, например. Авторы сочетают контрастные по значению слова: светлая брюнетка, яркая ночь;
  • разрешить писателю выражать свое мнение к описываемому явлению;
  • помочь воодушевить предмет, например: грохочет первый звон весенний, грохочет в небе темно-синем;
  • создать атмосферу и вызвать нужные эмоции, например: чужой и одинокий ко всему;
  • сформировать у читателей свое мнение к происходящему, например: малый ученый, но педант;

Часто используют эпитеты в стихотворениях, повестях, романах и рассказах. Они делают их живыми и увлекательными. Вызывают у читателей свои эмоции к тому, что происходит.

Можно с уверенностью утверждать, что без эпитетов литература полноценно не существовала бы.

Примеры эпитетов в литературе:

  • Мармеладное настроение — А. П. Чехов.
  • Вольное море — А. С. Пушкин.
  • Скучный брег — А. С. Пушкин.
  • Неприязненной стихии — А. П. Чехов
  • Задумчивый и нежный мой край — С. А. Есенин.
  • Равнодушно-желтым огнем — А. А. Ахматова.
  • В глуши задремавшего бора — Н. М. Рубцов.

Эпитеты в метафоре

Кроме форм эпитетов, их разделяют по признакам:

  • метафорические. В основе эпитета лежит такой художественный прием, как метафора, например: легкий зимний рисунок, осеннее золото, бесплодные березы;
  • метонимические. Их цель — создать метонимическую суть предмету, например: березовый, веселый язык, ее горячая, царапающая тишина.

Утро может быть разным и эпитеты помогут

Если использовать такие приемы в своем рассказе, то читатель сможет сильнее и ярче воспринимать описанные предметы и явления. В быту, искусстве и художественной литературе эпитетам отдана важная роль.

Они способны не только придать речи выразительности и сделать ее понятной, но придать информативности. Каждая форма выступает дополнением, за текстовой информацией и эмоциями.

Эпитеты – традиция русского языка и культура нашего народа. Яркие примеры художественного приема встречаются в фольклоре и в литературе прошлых веков.

Эпитет как изобразительное средство русского языка роль эпитетов в тексте

Научно –практическая конференция учащихся и педагогов

«Первые шаги в науку»

ЭПИТЕТ КАК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО РУССКОГО ЯЗЫКА

РОЛЬ ЭПИТЕТОВ В ТЕКСТЕ

ученица 9 социально-экономического класса

МБОУ «Брянский Городской Лицей №1

Пушкина» Бугримова Екатерина

2.Что такое эпитет? . 4

3. Способы передачи эпитетов………………………………. …………………………5

4.1 Народно-поэтические (постоянные), общеязыковые и индивидуально-

4.2 Метафорические и метонимические эпитеты ………. …………………………..………. 8

4.3 Изобразительные и выразительные эпитеты……………………..……………………………8

6. Эпитеты и их функции в стихотворении «Есть в осени первоначальной…».……..………………………………………………………………………………….……10

8. Список использованных источников информации………..…………………………………12

Во время изучения русского языка и литературы в школе уделяется много внимания искусству образной речи и средствам выразительности. Ведь образность речи упрощает восприятие информации: метким словом можно не только рассказать факт, но и, какие эмоции и чувства он вызывает, какое значение он имеет. Авторы учебников, по которым мы учимся в школе, знакомят нас с разными средствами художественной выразительности: эпитетом, метафорой, сравнением, олицетворением, гиперболой. В наших учебниках их авторы обычно дают определения средства и пару примеров к нему. Но это не всегда помогает понять и научиться определять его в тексте.

Мне кажется, что без эпитетов речь была бы бедной, скучной, однообразной и невыразительной. Поэтому гипотеза моей исследовательской работы звучит так: предположим, что существует несколько видов эпитетов. Тогда цель исследовательской работы – выяснить особенности и разновидности данного средства выразительности. Таким образом, объект нашего исследования – эпитеты, а предмет – виды эпитетов и их роль в тексте.

1. Найти определения эпитета в разных учебниках и словарях, чтобы, сопоставив их, понять суть данного средства.

2. Разобраться и выяснить какие существуют разновидности эпитетов.

3. Научиться находить и определять эпитеты в тексте.

Объект исследования: текст, взятый в качестве примера, на котором будет производится исследование – стихотворение «Есть в осени первоначальной…».

Предмет исследования: эпитеты и их роль в тексте.

Материалом и источником исследовательской работы является стихотворение «Есть в осени первоначальной…», а также научная литература лингвистического характера.

Методы исследования: анализ текста, сравнение, обобщение выведенной в процессе информации.

Структура работы разбивается на вступление, основную часть и заключение, где последовательно будет раскрыта тема.

2.Что такое эпитет?

Определение эпитета раскрыто во многих энциклопедиях, учебниках, словарях и научных пособий. Например:

1. Эпитет— определение при слове, влияющее на его образность, красоту произношения. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием, именем существительным, числительным. [1].

2. Эпитет — это художественное определение, образно и эмоционально характеризующее описываемое явление, человека, предмет, события. [2].

3. Эпитет – одно из изобразительных поэтических средств – определение, прилагаемое к названию предмета для большей образности. [3].

4. Эпитет – образное, художественное определение. [4].

5. Эпитет – с древнегреческого “эпитет” переводится как что-то “приложенное” или “прибавленное” к основному. Эти особые образные слова всегда идут в качестве дополнения к другим, обозначающим какой-то предмет (объект или субъект). Обычно это конструкция “определение+существительное”, где эпитет – определение, как правило, прилагательное. [5].

6. Эпитет – художественное, образное определение, метафорическая характеристика лица, предмета, явления. [6].

Эпитет — это образное определение, которое дает художественную характеристику предмету или явлению и представляет собой скрытое сравнение и может быть выражен как именем прилагательным, так и наречием, существительным, числительным или глаголом.

Проанализировав все термины, я заметила, что все авторы источников выделяют один и тот же признак эпитета: это именно образное определение предмета. Появление и образование новых образных эпитетов в русском языке связано с употреблением авторами произведений этих слов в непрямом – переносном значении. Также авторы отмечают, что эпитет используется в художественных текстах, в поэтических и лирических произведениях.

Целью эпитета является подчеркивание чего-то особенного, его особая образность, на что конкретно хочет обратить внимание автор. Применение подобного художественного приема позволяет автору придать тонкости, глубины и выразительности тексту.

3. Способы передачи эпитетов

Разные авторы по-разному определяют эпитет: кто-то только в узком, прямом смысле определения предмета, а кто-то из авторов в переносном смысле, придавая этому тропу образность.

Например, , различая эпитет в широком и в узком смысле слова, понимает под первым всякое определение, выделяющее в понятии существенный признак, а под эпитетом в узком смысле слова – определение, которое не вводит нового признака, а повторяет признак, уже заключенный в той или иной степени в определяемом слове.

в своей работе «Из истории эпитета» определяет эпитет как одностороннее определение слова, либо подновляющее его нарицательное значение, либо усиливающее какое-нибудь характерное, выдающееся качество предмета. [7].

Как отмечают и , под эпитетом понимается определение, подчеркивающее характерное свойство предмета, а также придающее ему поэтическую яркость, художественную выразительность, образность. [9;13]

Но некоторые авторы говорят, что эпитеты могут быть выражены разными частями речи. Например:

    Прилагательными, выступающими в роли определения: «Льстивые ивы и травы поклонные, вольнолюбивого юношу — славьте.» (Марина Цветаева) Наречиями, в роли обстоятельств: «Неохотно и несмело /Солнце смотрит на поля» () Местоимениями: «Пустое вы сердечным ты/Она обмолвясь заменила…» () Существительными, выступающими как приложения и сказуемые: Волга-матушка, Иванушка-дурачок; «Поэт – это лира, а не только няня своей души». (М. Горький) Деепричастиями: Волны несутся, гремя и сверкая.

4. Разновидности эпитетов

Теперь я имею четкое определения такого важного термина в теории литературы, как эпитеты. Однако для лучшего понимания и нахождения в тексте данного тропа важно уметь различать и классифицировать эпитеты по тем или иным критериям.

Эпитеты могут различаться с точки зрения генетики, основанные на метафоре и метонимии, с точки зрения авторской оценки.

С точки зрения генетики:

    общеязыковые (украшающие) народно-поэтические (постоянные) индивидуально-авторские

Основанные на метафоре и метонимии:

    метафорические метонимические

С точки зрения авторской оценки:

    изобразительные выразительные

4.1 Народно-поэтические (постоянные) эпитеты, общеязыковые (украшающие), индивидуально-авторские

Если рассматривать эпитеты с генетически точки зрения, то они делятся на:

    Народно-поэтические, или постоянные, эпитеты — это такие слова или целые выражения, которые за долгие годы прочно закрепились в сознании людей за какими-то определенными словами. Например: красна девица; чисто поле; добрый молодец, ясный месяц. Постоянные эпитеты были средством типизации. Причем слово, употребленное с постоянным эпитетом, приобретает новое качество, значение, отличающееся по смыслу от каждого из слов порознь. Сочетание «красна девица» не означает «красивая девушка», а определяет то, что это обычная девушка, ничем особенным от других не отличающаяся: ни красивее, ни умнее, ни богаче других. Общеязыковые, их еще называют украшающими, представляют собой любые характеристики, описывающие предметы и явления и их свойства. Этот вид не является выдумкой конкретного поэта. Такие выражения уже употреблялись с речи и в литературе. Например: ласковое море, гробовое молчание, свинцовые тучи, звенящая тишина. Обычно мы используем их в повседневной речи, чтобы лучше передать атмосферу описываемого события/предмета и наши ощущения собеседнику.

    Индивидуально-авторские эпитеты — это продукт творческой мысли самого автора. То есть ранее эти слова или словосочетания не использовались в речи именно в таком значении, и, следовательно, не являлись эпитетами. Их очень много в художественной литературе, особенно в поэзии. Например: “лицо тысячеглазого треста. ” (В. Маяковский); “прозрачной лести ожерелья”, “четки мудрости златой” (); “. вечный мотив посредине жизни” (Бродский). [5]

4.2 Метафорические и метонимические эпитеты

Эпитет может вбирать в себя свойства многих тропов. Так как образные эпитеты зачастую связаны с употреблением слов в переносном значении, то в зависимости от типа этого переносного слова можно выделить: метафорические и метонимические.

    Метафорические эпитеты, как уже понятно из названия в их основе лежит

метафорическое переносное значение. Например: “легкие узоры”, “зимнее серебро” (); “нивы бесплодные” ().

    Метонимические эпитеты основаны на переносном метонимическом

значении слова. Например: “ее горячий, царапающий шепот” (М. Горький); “березовым, веселым языком” (С. Есенин). [8]

Такое использование эпитетов позволяет еще ярче, сильнее, точнее выразить восприятие каких-то явлений/объектов автором и передать эти ощущения читателям или слушателям.

4.3 Изобразительные и выразительные эпитеты

Эпитеты можно разделить на группы в зависимости от того, каким образом выражается авторская оценка в произведении:

    Изобразительные эпитеты используются для того, чтобы выразить особенности и сосредоточить внимание на каких-то существенных отличиях, свойствах предмета без выражения авторской оценки к нему. Например: “. в осенней полумгле сколь призрачно царит прозрачность сада” (И. Бродский); “Твоих оград узор чугунный/ И пунша пламень голубой” (). [5] Выразительные эпитеты дают читателям возможность услышать авторское отношение, его ясно выраженную оценку описываемого предмета или явления. Например: “бессмысленный и тусклый свет” (Блок); “сердце – холодной железкою” (В. Маяковский).

Но я хочу отметить, что такое деление является весьма условным, так как нередко изобразительные эпитеты также имеют эмоциональный окрас и являются следствием восприятия автором тех или иных предметов.

Читайте также:  Пьеса Пушкина «Моцарт и Сальери»: замысел трагедии, история создания и краткое содержание сюжета

5. Роль эпитетов в тексте

Все эпитеты как яркие, образные определения направлены на усиление выразительности образов изображаемых предметов или явлений, на выделение их наиболее существенных признаков.

Помимо этого, эпитеты могут:

    усиливать, подчеркивать какие-либо характерные признаки предметов. Например: «Свежий ветер ворвался в затхлую пещеру и наполнил её величественным шумом моря». уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество). Например: «Грозные, рокочущие, свирепо раскатистые звуки приближающейся грозы разогнали перепуганных ребятишек по домам». выделять наиболее существенные признаки предметов: «Седой, мертвенно-бледный лес встал на пути казаков». создавать контрастные по смыслу сочетания слов и служить основой создания оксюморона. Например: Мертвые души, грустная радость, убогая роскошь, живой труп, горячий снег, блистательная тень, заклятый друг. оценивать предмет или явление. Например: «Отвратительное самодовольство на его лице вызывало отвращение». выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления. Например: «Ранним росистым утром нет ничего прелестней куста чайной розы». [9]

6. Эпитеты и их функции в стихотворении «Есть в осени первоначальной…»

В статьях, посвященных эпитету, часто в качестве примеров приводятся строчки из стихотворений Федора Ивановича Тютчева. Я решила взять одно из знаменитых стихотворений поэта, проанализировать его, найти в нем все

эпитеты и попробовать определить их разновидности и функции.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все — простор везде, —

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь —

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле.

В стихотворении «Есть в осени первоначальной…» все эпитеты выражены прилагательными. Благодаря применённым эпитетам и метафорам в стихотворении , оно окрашено особенной яркой эмоциональностью и вызывает поэтому чувства восхищения наступившими в природе изменениями. В этом, совсем небольшом стихотворении эпитеты – буквально в каждой строке. И именно они помогают передать всё восхищение поэта осенней природой. Называя эту пору «дивной», автор указывает не только на ее красоту, но и обращает внимание на необычность этих дней, обладающих особой притягательностью. Эпитет «хрустальный день» по отношение ко дню вмещает и игру света, и прозрачность осеннего неба, теряющего яркость летних красок. Прилагательное «хрустальный» передает всю звонкость осеннего дня, создавая ощущение хрупкости красоты. В свою очередь такой эпитет как лучезарны вечера» предает появления новых прекрасных цветов; по всей земле светило разливает теплый солнечный свет. А прозрачное небо –«чистая и светлая лазурь» – празднует вместе с землей наступление осени. В этом отрывке даже такие, казалось бы, обычные, предметные определения, как «короткая пора», «тонкий волос», являются эпитетами, передающими эмоциональное восприятие Тютчевым ранней осени. Они как бы аккомпанируют ярким метафорическим эпитетам «лучезарны вечера», «бодрый серп», «на праздной борозде».

В ходе моей работы, используя и анализируя разные источники, и печатные, и интернет-источники, и общения с учителями, я выяснила, что использование такого изобразительного средства русского языка как эпитет как было широко распространено, так и остается распространённым и актуальным по сей день. Авторы художественных, поэтических и прочих литературных произведений используют разнообразные эпитеты, позволяющие понять и ощутить позиция автора.

Все авторы характеризующие и дающие определения эпитету выделяют его главную особенность: это именно образное определение предмета, явления. Эпитеты бывают разные как по происхождению, так и по способу выражения. Они служат изображению конкретной картины, выражают отношение автора к изображаемому, открывают нечто новое в нем.

Эпитет выступает как чрезвычайно значимое звено в цепи художественных средств: слова, снабженные эпитетами, выделяются на общем фоне, оказывая на читателя глубокое эмоциональное воздействие. Для эпитетов часто характерна экспрессивная роль, выражающая как положительное, так и отрицательное отношение говорящего или пишущего к собеседнику, явлению, состоянию.

У каждого автора есть свои особенности в употреблении этого средства

художественной выразительности. Тютчев часто ставит

эпитеты в позицию перед определяемым словом, и это делает их особенно

В дальнейшем я хочу и планирую анализировать роль эпитетов в других

стихотворениях и в произведениях других авторов.

8. Список использованных источников информации

Эпитет как найти в тексте?

1 ответ

Эпитетом называют образное определение. Определения отвечают на вопрос «какой?». От обычных определений эпитеты отличаются функциями. Чаще всего имеют дело с изобразительными и эмоциональными эпитетами.

Кругом меня цвел божий сад;

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев

Прозрачной зеленью листов…

В этом фрагменте из поэмы Лермонтова следует найти сначала все определения, их пять. Определение виноградные (лозы) употреблено в прямом значении. Остальныебожийсад,радужныйнаряд,небесныхслез,прозрачнойзеленью – в переносном. Эпитетами будут те, которые использованы в переносном значении, они усиливают выразительность и эмоциональность текста.

Оценка: 4.2 ( 10 голосов)

  • 1. Эпитет – что это?
  • 2. 2 примера эпитета
  • 3. Эпитет к слову класс
  • 4. Эпитет – это образное. определение
  • 5. Как определить в тексте эпитет?
  • 6. Для чего нужны эпитеты?
  • 7. Найти в тексте эпитеты олицетворения: Вдруг пронеслись издали какие-то странные мерные звуки. То был не человеческий голос, не рожок, не гусли, а что-

Знаете ответ?

Предметы

Новые вопросы

Рейтинг сайта

  1. 1. марьям дибиргаджиева 332
  2. 2. Игорь Проскуренко 316
  3. 3. Таня Хмелевская 228
  4. 4. Ольга Жаркова 213
  5. 5. Надежда Лопина 204
  6. 6. Елжан Джалшора 166
  7. 7. Дмитрий Гагарин 138
  8. 8. Amir Abdulaev 128
  9. 9. Андрей Шкурнов 103
  10. 10. Таисия Селюкова 100
  1. 1. Юлия Бронникова 16,560
  2. 2. Кристина Волосочева 16,445
  3. 3. Алина Сайбель 16,229
  4. 4. Ekaterina 16,171
  5. 5. Мария Николаевна 15,755
  6. 6. Лариса Самодурова 15,695
  7. 7. Darth Vader 15,311
  8. 8. Liza 14,940
  9. 9. TorkMen 14,651
  10. 10. Влад Лубенков 13,435

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Эпитет – определение, роль и примеры в литературе

Эпитет – это выразительнейшее средство в литературе, которое используется нами ежедневно. Людям очень повезло, что они не общаются на уровне машин, не обмениваются голой и скудной информацией без каких-либо эмоций.

Обедненная и невыразительная речь мешает восприятию сказанного и нахождению общего языка. И в то же время одно-единственное меткое слово способно не только преподнести слушателю целую увлекательную историю, но и отразить вызванные ей эмоции. И этим словом является «эпитет».

Что такое эпитет

Таким образом, эпитет – это определение при конкретном слове, благодаря которому оно становится более выразительным, вследствие чего усиливается красота его произношения и восприятия.

Эпитет является разновидностью тропов – художественных обогатителей речи, состоящих также из метафор, олицетворений, сравнений, гипербол и некоторых других элементов. Название его берет начало от греческого слова «приложенный».

В целях лучшего понимания термина имеет смысл привести несколько примеров эпитетов:

«ледяная вода» – посмотрите, как одно только произнесение этого последнего словосочетания передает соответствующие ощущения, эмоции, выразительный образ и ассоциации с колючестью и холодом льда.

Эпитеты могут быть выражены несколькими частями речи, а именно:

прилагательным (что встречается чаще всего), к примеру, «жемчужная роса»;

существительным, используемым как приложение к основному слову, например, «волшебница – зима»;

наречием, отражающим образное определение какого-либо действия, например, «тепло освещаются витрины магазинов»;

деепричастием, если они также образно определяют действия, например, «Блеща средь полей…, вот он льется. Дон..».

Тот предмет, которому дает описание или определение эпитет, всегда находится в одном предложении с ним.

Важный момент! В сети Интернет можно найти удобный онлайн словарь эпитетов. При работе над сочинением, докладом или художественным произведением им можно воспользоваться для подбора удачных вариантов.

Виды эпитетов

Данные выразительные средства классифицируются:

простые – одиночные прилагательные: «статная осина»;

сложные либо слитные – имеющие два и более корней, но рассматриваемые как единое: «пшенично-желтые усы, убедительно-быстроногий спортсмен»;

составные, имеющие форму словосочетания: «Всеволод Большое Гнездо, Владимир Красное Солнышко».

2. По степени освоенности:

общеязыковые, употребляемые в повседневной жизни – «каменное сердце»;

народно-поэтические, включающие устоявшиеся фразы из фольклора – «красная девица»;

индивидуально-авторские, которые сложно встретить в повседневной жизни, но они хорошо звучат в литературных произведениях – «край осиротелый»;

эпитеты из устойчивых выражений – «молочная река».

3. По семантическому признаку:

цветовые («алый сумрак»);

оценочные, характеризующие объекты в плане поведения, психологии, портрета, цвета, формы, температуры дающие поведенческую, психологическую портретную характеристику либо по цвету, форме, температуре («грустная голубизна»).

изобразительные и лирические («золотые листья»);

эмоциональные («очаровательное утро»).

5. По уровню стойкости связи со словом, которое определяют:

свободные («робкая любовь»);

постоянные («добрый молодец», «светлое будущее»).

6. По способу обозначения признака:

с прямым значением («седой старик»);

с переносным значением («седой туман»).

Отличия эпитета от сравнения и метафоры

Если кратко, то сравнение сопоставляет одно явление, понятие либо предмет с другим: «дверь заскрипела как зверь».

Оно может также противопоставлять их, как в этой части стихотворения:

«То не чудо сверкает над нами… то бессмертное Ленина знамя…» (Н. Тихонов).

Эпитет – это, по большому счету, скрытое сравнение. Например:

«оскалился по-волчьи» – сравнение;

«волчий оскал рта» – эпитет.

Грань различия между эпитетом и метафорой еще тоньше, так как они входят в одну группу тропов:

Метафора характеризует слово либо выражение в переносном значении. Кроме того, она придает им большую выразительность. Эпитет же обозначает какую-то важную черту в описываемом им предмете или явлении.

Эпитет может быть несколькими частями речи. В любом случае он находится в рамках одного предложения с определяемым словом. Метафора же – только существительное, и конструкция, в которой она состоит, уже более сложная.

Эпитет – художественный прием, отражающий характеристику предмета или явления и его оценку автором. Метафора отличается тем, что выражает признак, характеризующий только авторскую оценку. Ее роль – в выделении общих черт предмета с каким-либо другим по его свойствам, сравнение и преподнесение в более эффектном варианте.

«тяжелый характер» (эпитет);

«костер рябины красной» (метафора).

Примеры эпитетов в литературе

Без использования эпитетов, как одних из самых выразительных и потому важных средств, невозможно представить русский язык и ни один текст литературного произведения. Без них не составить подробное мнение автора о каком-либо объекте, не создать полноценное признание в любви.

Вот яркие примеры вышесказанного из стихов и романов:

«Как соломинкой, пьешь мою душу.

Знаю, вкус ее горек и хмелен.

Но я пытку мольбой не нарушу.

О, покой мой многонеделен» (А. Ахматова);

«Ночь была свежая и неподвижно – светлая» (Л. Толстой);

«Льстивые ивы и травы поклонные,

Вольнолюбивого юношу – славьте» (М. Цветаева);

«Задумчивый и нежный мой край» (С. Есенин).

Ссылка на основную публикацию