Литературный приём «парцелляция»: роль художественного метода в тексте, пример

Что такое парцелляция, примеры и назначение

  • 7 Сентября, 2019
  • Термины
  • Ксения Иванова

Парцелляция – один из многих приемов в художественной литературе, таких как оксюморон, анафора, олицетворение. Он украшает текст, добавляет ему смысловой целостности. В лексических словарях этому термину дается тяжелое и расплывчатое определение, в которое нелегко вникнуть с первого раза. На деле же этот прием совсем несложен по своей сути.

Что такое парцелляция: примеры

Этот термин восходит к латинскому языку, слову particula, что переводится как “частица”. Парцелляция – это литературный прием, при котором используется членение связной мысли на составляющие ее части.

Проще говоря, происходит разделение одного предложения на несколько. Плавно текущая мысль вдруг прерывается, превращается в рубленые фразы, призванные привлечь внимание.

Чтобы расчленить мысль, используется:

(“Без нее у нас не будет жизни. Не села. Ни всего города.”)

(“А я для него столько миль прошла. Все отдала, представляешь?”)

(“Миша, зачем так? Он же добрый совсем, а ты его – палкой”.)

4. Восклицательный знак.

(“Не может такого случиться! Не верю!”)

5. Точка с запятой.

(“Он не вернулся; она не дождалась”.)

(“Василий в лес ушел. (Не важно, в какой.))

Каждая из получившихся частей представляет собой отдельную смысловую единицу, но существуют они связно, дополняя друг друга. Например: “Она ушла в магазин одна, ни о чем не задумываясь”. С приемом выходит: “Она ушла в магазин. Одна. Ни о чем не задумываясь”.

Зачем она используется

Говоря в общем, в литературе парцелляция – это что-то вроде громких звуков или ярких красок. Благодаря ей внимание читателя автоматически привязывается к определенному предложению и тексту в целом.

Применяют такой прием, чтобы условно сказать: “Вот эта мысль. Смотри на нее. Она важна – я хочу, чтобы ты ее заметил.”

Расстановка точек помогает автору усилить эмоциональный контраст, поставить ударение там, где он этого хочет. Она позволяет более ярко подчеркнуть различия в двух и более явлениях или выделить главную деталь в картине.

В одних случаях она хороша для изображения длительности действия во времени, в других – для усиления эффекта неожиданности. Этот прием создает перебой ритма, неожиданную паузу, что усиливает экспрессию действий.

Что такое парцелляция? Пример использования: “Я отдыхал. А он выскочил. Унесся сразу, конечно. Так же быстро, как и появился”.

Эта уловка имитирует внутреннее состояние персонажа, раскрывает его монолог, делая слова более живыми.

“Он поднялся со стула, прошелся по комнате. Рыться в вещах нужно было осторожно. Дышать – усиленно. Бежать хотелось. Но вместо этого мужчина просто выпил кофе”.

Помимо художественного инструмента, это своеобразный помощник, который делает тексты проще для понимания. В длинные предложения сложнее вникать, поэтому одну долгую мысль лучше заменить несколькими короткими. Здесь и помогает членение точкой или тире.

Примеры парцелляции из художественной литературы

Используется для создания эффекта живой, взволнованной речи:

– Браво, Родька! И я тоже не знал! – вскричал Разумихин. – Сегодня же в читальню забегу и нумер спрошу! Два месяца назад? Которого числа? Все равно разыщу! Вот штука-то! И не скажет!

Федор Достоевский, “Преступление и наказание”

Служит средством подчеркивания эмоций, особенного чувственного состояния:

В измятом платье, с ненатуральной улыбкой на лице, лежала женщина. Она была чьей-то женой. Она лежала. В измятом платье. В сером платье. С ненатуральной улыбкой.

Рисует характер персонажа, передает напор и снова изображает живую быструю речь:

Тулин и Возницын ждали их на углу.

– Идея! – издали закричал Тулин. — Есть идея! Падай мне в ноги, так и быть, помилую! Я! Беру! Тебя! Зачисляю! К! Себе! В! Группу! Вот!

Даниил Гранин, “Иду на грозу”

Об детях забывал! обманывал жену!

Играл! проигрывал! в опеку взят указом!

Танцовщицу держал! и не одну:

Парцелляция усиливает образы описания. Каждый из них, отделяясь от остальных, становится более значимым, самостоятельным:

миллионами огненных звезд.

Сонный вздох одинокого кедра.

Тишина и безлюдье окрест.

Текст просто звучит более ритмично:

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

Структура парцелляции

Состоит этот прием из двух частей – базы и парцеллята. База – это главное предложение, которое несет на себе основную смысловую нагрузку. От него отталкиваются все остальные части. Парцеллят идет после самого важного и дополняет его. Если основа может быть только одна, то добавлений к ней можно приписать неограниченное количество.

Итак, уже понятно, что такое парцелляция. Пример структуры:

Она действительно отличается от большинства современных актрис, равно хороших или плохих. Играя по своей собственной первоочередной системе. Плача настоящими слезами, неглицериновыми. Истекая не клюквенным соком. Никому не подражая. Ничего не имитируя.

Сегодняшняя газета, 16 авг. 1997 г.

Главной частью будет предложение: «Она действительно отличается от большинства современных актрис, равно хороших или плохих».

Последующие конструкции — парцелляты: «Играя по своей собственной первоочередной системе», «Плача настоящими слезами, не глицериновыми», «Истекая неклюквенным соком», «Никому не подражая», «Ничего не имитируя».

Зная эти тропы, понимая что такое парцелляция (примеры приведены выше), можно легко узнавать прием в рекламных текстах и художественной литературе.

Когда употреблять парцелляцию – неправильно

Существует два случая, в которых членение – это ошибка:

1. Стилистическая. Точек слишком много. Так много, что мысль уже давно сбилась. Помните! Не стоит разделять предложения очень часто, иначе контраст перестанет быть чем-то неожиданным и красивым.

“Она шла. И шла. Пока наконец не добралась. А потом села. И сидела она. Очень долго. Даже птицы перестали ее бояться. Ведь походила девушка на статую.”

“Она шла и шла, пока наконец не добралась. А потом села. И сидела она очень долго – даже птицы перестали ее бояться. Ведь походила девушка на статую.”

2. Грамматическая. Она возникает, если смысловая целостность текста теряется при его расчленении.

“Если бы он только знал. Что Митька никуда не ушел!”

В предложениях, где одна часть зависима от другой (такие конструкции называются сложноподчиненными) разделение недопустимо.

Теперь вы сможете узнавать этот литературный прием и правильно его использовать!

Литературный приём «парцелляция»: роль художественного метода в тексте, пример

Весьма разнообразны конкретные смысловые функции парцелляции (их можно назвать факультативными и переменными), которые непосредственно отражают намерения пишущего.

В основном парцелляция используется в художественно-беллетристических и газетно-публицистических текстах.

Для современных художественных текстов наиболее специфичными являются синтаксические конструкции, в которых парцелляция выполняет изобразительную, характерологическую, эмоционально-выделительную и экспрессивно-грамматическую функции.

1) Изобразительная функция проявляется при художественно-образной конкретизации изображаемого:

а) парцелляция членит повествовательный текст таким образом, что последовательно протекающие события (действия) подаются как бы в отдельном кадре. Например: Вошла в квартиру. Разделась. Разобрала сумки. Вытащила бутылку шампанского. (В. Токарева. Сальто-мортале).

б) парцелляция членит текст (преимущественно описание) в соответствии с композиционным замыслом с признаками изображаемого явления, объекта; выделяет детали общей картины; подчеркивает важное с точки зрения художественно-образной конкретизации изображаемого.Например: Если бы мама жала на меня хоть чуточку полегче, я бы сбежала домой. Не раздумывая. (А. Лиханов. Благие намерения);

в) в одних случаях парцелляция создает неожиданную паузу, перебой ритма, что усиливает экспрессию неожиданности наступления действий. Например: Он быстро пошел по дорожке ночного сада. И не выдержал, оглянулся. (Ю. Бондарев. Простите нас);

г) парцелляция выступает как средство усиления изобразительного контраста (в повествовании о поведении персонажа, в психологическом портрете). Например: Поэтому тебе просто, как девчонке, хочется громко сказать или « ух!», или «ах»!, или «ох!». Или просто завизжать от радости!. (В. Медведев. Баранкин, будь человеком!);

2) в тесной связи с изобразительной функцией находится характерологическая функция парцелляции, заключающаяся в имитации речевой манеры субъекта:

а) парцелляция – средство выражения присоединительной связи, характерной для устно-разговорной диалогической и монологической речи персонажей. Например:

Боюсь гостиниц. Может, потому,

Что чувствую, что в номере когда-то

Остаться мне случится одному.

Навеки. В самом деле. Без возврата.

б) парцелляция – средство внесения разговорной интонации присоединения в речь повествователя. Например: Мужчины не появлялись. Словно не было у этих ребят отцов. Или хотя бы дядьев. (А. Лиханов. Никто);

в) парцелляция – одно из средств создания контекстов не собственно прямой речи, способ включения в авторскую речь элементов речевой и психологической сферы персонажа. Например: Она [Таисия] по справедливости считала, что если пришло тебе такое письмо (знаем, что за письмо, и от кого – знаем!), то просто даже очень не прилично читать его на глазах у всей улицы. Иди домой и читай сколько хочешь. Хоть три раза. (А. Рекемчук. Ожидания);

г) парцелляция – одно из средств изображения внутренней речи, а через нее характеристики состояния самого субъекта. Например: Он мчался, не разбирая дороги, по перелеску, продираясь сквозь густые заросли кусты орешника, перепрыгивая через пеньки и муравьиные кучи … пот заливал глаза. Успеть. И не разбить кинокамеру с телеобъективом. Быстрее! (А. Вайнер, Г.Вайнер).

3) эмоцонально-выделительная функция характерна для конструкций, в которых парцелляция служит средством подчеркивания эмоций, эмоционального состояния или эмоциональной оценки. Например: И хотя мы покидаем родные места, все-таки мы снова и снова возвращаемся к ним, как бы ни грешили знакомством с другими краями. Потому что жить без этой малой родины невозможно. (В. Белов. Бобришный угор). Здесь парцелляция способствует созданию лирической тональности.

Читайте также:  Роман Толстого «Война и мир»: описание, кратчайшее содержание сюжета, оценка критиков

4) Нередко роль парцелляции в контексте заключается главным образом в выражении каких-либо синтаксических отношений. Можно считать, что в таких контекстах парцелляция выполняет экспрессивно-грамматическую (синтаксическую) функцию. Например: Серпилин улыбнулся. Вспомнил, как в столовой Военного совета для Батюка, что бы ни было, всегда квасили молоко. (К. Симонов. Живые и мертвые). (пояснительные отношения)

Роль изобразительно-выразительных средств в тексте

Возможная роль в тексте

Усиливают выразительность, образность языка произведения;

придают художественную, поэтическую яркость речи;

обогащают содержание высказывания;

выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;

создают живое представление о предмете;

оценивают предмет или явление;

вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;

помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.

Сообщает явлению и понятию то освещение, оттенок смысла, какой намерен придать ему писатель;

помогает более точно представить предмет или явление;
помогает увидеть в предмете новые, невидимые стороны;

сравнение придает описанию особую наглядность .

Через метафорическое значение слов и словосочетаний автор текста не только усиливает зримость и наглядность изображаемого, но и передает неповторимость, индивидуальность предметов или явлений, проявляя при этом глубину и характер собственного ассоциативно-образного мышления, видения мира, меру таланта.

О лицетворения придают тексту яркий, зримый характер, подчеркивают индивидуальность стиля автора.

Использование гиперболы и литоты позволяет авторам текстов резко усиливать выразительность изображаемого, придавать мыслям необычную форму и яркую эмоциональную окраску, оценочность, эмоциональную убедительность.
Гипербола и литота могут также использоваться как средство создания комических образов

Помогает создать комический эффект

Перифразы позволяют:
выделить и подчеркнуть наиболее существенные признаки изображаемого;
избежать неоправданной тавтологии;
ярче и полнее выразить авторскую оценку изображаемого.

П ерифразы играют в речи эстетическую роль, их отличает яркая эмоционально – экспрессивная окраска. Образные перифразы могут придавать речи самые различные стилистические оттенки, выступая то как средство высокой патетики, то как средство непринужденного звучания речи.

М етонимия позволяет кратко выразить мысль, она служит источником образност и.

С инекдоха усиливает экспрессию речи и придает ей глубокий обобщающий смысл

Сочетание контрастных понятий сильнее оттеняет значения слов и делает речь более яркой и выразительной

Привлечь внимание читателя к изображаемому; усилить эмоциональное восприятие

Риторические вопросы используются в художественном и публицистическом стилях для создания вопроса на ответную форму изложения. С помощью неё создаётся иллюзия беседы с читателем .
Риторические вопросы также являются средством художественной выразительности. Они акцентируют внимание читателя на проблеме.

Риторическое восклицание отмечает высшую точку накала чувства и одновременно – важнейшую мысль речи (часто в ее начале или конце).

Риторическое обращение служит не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорится в тексте. Риторические обращения могут создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния.

Усиливает эмоционально-образную выразительность; придает художественной речи ритмичность

Антонимы, обозначая противоположные значения, помогают лучше выразить нашу мысль. Эти лексические средства делают нашу речь более яркой, выразительной.

Служат для более точного выражения мыслей и чувств.

Подчёркивает противоречивое психологическое состояние, выраженное в предельно лаконичной форме, создаёт эмоциональное впечатление.

Однородные члены предложения, градация, синонимы, антонимы

Позволяют конкретизировать мысль, сделать описание подробным, представит разные аспекты, дифференцировать смыслы.

Речь приобретает большую сжатость, компактность, динамичность.

Бессоюзие как стилистический прием используется с целью усиления изобразительности речи, а также с целью усиления смысловой противопоставленности компонентов высказывания и повышения экспрессивности текста.

Первая из названных функций характерна для бессоюзия в художественном стиле речи, вторая — для бессоюзия в публицистическом стиле.

Подчеркивается единство перечисляемого.

Многосоюзие может использоваться как средство повышения смысловой значимости перечисляемых элементов, придания речи торжественной тональности и эмоциональной приподнятости.

И нверсия используется преимущественно в поэтической речи для привлечения внимания читателя или слушателя к самым важным в смысловом отношении словам.

Парцелляция способна усиливать выразительность текста, выделяя какие-либо детали общей картины, подчеркивать значимость тех или иных частей высказывания, наиболее важных с точки зрения автора, передавать отношение автора к сообщаемому.

Парцелляция широко распространена в современной печати. Её употребление связано со стремлением передать интонации и акцентированность живой речи.
Разделенные точками члены предложения или их группы отделяются от базового предложения, акцентируются, становясь самостоятельно оформленными частями высказывания, приобретают самостоятельность отдельного высказывания, с их помощью выделяются наиболее важные моменты в сообщении.
Каждый из последующих элементов высказывания как бы возникает в сознании не сразу, а в процессе раздумья. Получается, что мысль в сообщении подается отдельными порциями, что создает прерывистость интонации и имитирует естественность и непосредственность живой речи. Стыки этих смысловых «порций» и фиксируются точками.

Возрастающая градация обычно используется для усиления образности, эмоциональной выразительности и воздействующей силы текста:

Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слезы лил, но ты не снизошла. (А. А. Блок)

Нисходящая градация используется реже и служит обычно для усиления смыслового содержания текста и создания образности:

Принес он смертную смолу

Да ветвь с увядшими листами.(А. С. Пушкин)

Следует учитывать, что прием градации основан на изменении признака по абстрактной шкале количества (вверх: средне — больше — много — очень много; вниз: много — меньше — мало — совсем мало) и абстрактной шкале оценки (при положительной оценке: хорошо — довольно хорошо — очень хорошо — превосходно — выше нормы; при отрицательной оценке: плохо — довольно плохо — очень плохо — отвратительно).

Передает эмоциональность, взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается, что именно осталось невысказанным.

Таблица “Художественные приемы в литературе”

Значение

Художественные приемы помогают с наибольшей точностью и выразительностью передать авторские рассуждения. Сочетание различных приемов говорит об авторском стиле.

Рис. 1. Художественные приемы.

Тропы

Художественный прием

Пример

Багровый костер заката

Небо осенью дышало

Облаком волнистым пыль встает вдали

И слышно было до рассвета, как ликовал француз

Шаровары шириною в Черное море

Градоначальник с фаршированной головой

Мальчик с пальчик

Люди в белых халатах

Отколе, умная, бредешь ты, голова?

Такого отечества такой дым разве уж настолько приятен (В. В. Маяковский – отсылка к «Горю от ума» А. С. Грибоедова)

Я вас любил. Любовь ещё (возможно, что просто боль) сверлит мои мозги» (И. А. Бродский – отсылка к стихотворению «Я вас любил: любовь еще, быть может…» А. С. Пушкина)

Тропы связаны с использованием слов в переносном значении.

Фигуры речи

Перечислим синтаксические литературные приемы с примерами:

Художественный прием

Пример

Жди, когда снега метут,

Жди, когда других не ждут,

Други его — не тревожьте его!

Слуги его — не тревожьте его!

Не жалею, не зову, не плачу.

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы.

Свет ночной, ночные тени,

Ряд волшебных изменений

Медведь – за ней.

Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слезы лил, но ты не снизошла.

Белеет парус одинокой

Ты богат, я очень беден;

Ты прозаик, я поэт;

Ты румян как маков цвет,

Я как смерть и тощ и бледен

У Елены беда тут стряслась. Большая.

Какой же русский не любит быстрой езды?

О времена, о нравы!

Прощай, немытая Россия!

Нет, я хотел… быть может, вы… я думал…

Вопросно-ответная форма изложения

Что плохого в насмешливом взгляде? А все плохо!

Фигуры речи не содержат дополнительной информации, а придают высказыванию различные эмоционально-экспрессивные оценки.

Что мы узнали?

К художественным приемам, которые используются в литературе, относятся тропы (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, метонимия, синекдоха, гипербола, гротеск, литота, перифраз, аллегория, ирония, аллюзия, реминисценция) и фигуры речи (анафора, эпифора, градация, многосоюзие, бессоюзие, эллипсис, синтаксический параллелизм, инверсия, антитеза, парцелляция, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, умолчание, вопросно-ответная форма изложения, оксюморон).

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.9 . Всего получено оценок: 53.

Не понравилось? – Напиши в комментариях, чего не хватает.

Содержание

  1. Значение
  2. Тропы
  3. Фигуры речи
  4. Что мы узнали?

Бонус 🎁

  • Тест по теме
  • Ирония
  • Параллелизм
  • Место стихотворения в творчестве поэта Таблица “Художественные приемы в литературе”
  • Творчество Рылеева

По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.

  1. 1. Лада Шадрова 222
  2. 2. антон воевод 181
  3. 3. Игорь Проскуренко 166
  4. 4. Тихон Штельма 107
  5. 5. Сынг Мин Ким 106
  6. 6. Альбина Синицина 60
  7. 7. Ольга Жаркова 59
  8. 8. Тимофей Рассолов 55
  9. 9. Елена Ванеева 52
  10. 10. Роман Беспалов 44
  1. 1. Юлия Бронникова 16,760
  2. 2. Кристина Волосочева 16,595
  3. 3. Ekaterina 16,371
  4. 4. Алина Сайбель 16,234
  5. 5. Мария Николаевна 15,780
  6. 6. Лариса Самодурова 15,695
  7. 7. Darth Vader 15,586
  8. 8. Liza 15,040
  9. 9. TorkMen 14,751
  10. 10. Лиса 13,465

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Читайте также:  Роман Лермонтова "Герой нашего времени": краткое содержание по главам

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Парцелляция как средство выразительности

Просмотр содержимого документа
«Парцелляция как средство выразительности »

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Новая Порубежка

Пугачевского района Саратовской области»

Урок русского языка в 11 классе

Парцелляция как средство выразительности.

Учитель: Кабикова Ирина Николаевна

Тема урока: Парцелляция как средство выразительности.

Цели урока: исследование грамматических особенностей, стилистических функции и текстообразующей роли парцеллированных конструкций как особенного приема синтаксической выразительности.

Задачи:

изучить структурные особенности парцеллированных конструкций;

выявить суть парцелляции как средства выразительности в русском языке;

рассмотреть случаи различного употребления данных конструкций.

«Любить Отечество – значит чтить его как отца своего.

Любить его как мать свою».

Сегодня мы продолжим работу по изучению изобразительно-выразительных средств языка. Прочитайте эпиграф и скажите, что это за средство выразительности?

В центре нашего внимания стилистическая фигура – парцелляция. Слово иностранного происхождения, поэтому обратимся к помощи «Краткого словаря иностранных слов». Читаем: парцелла (фр. рarcelle букв. частица) – небольшой участок земли, на котором с помощью примитивных средств производства крестьянин ведёт своё мелкое (парцеллярное) хозяйство.

Парцелляция (отглагольное существительное) – дробление земли на мелкие части. Посмотрим, как толкует этот термин «Словарь-справочник лингвистических терминов» (Д.Э.Розенталь, М.А. Теленкова.

Парцелляция (восходит к франц. рarcelle от лат. рarticula – частица). Такое членение предложений, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а двух и нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы.

С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего.(Гл. Успенский.)

У Елены беда тут стряслась. Большая. (Ф.Панфёров.)

Флёров всё имеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже. (М.Горький.)

Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился. (Н. Ильина.)

Итак, обратите внимание на приведённые выше примеры. Перед вами своеобразный композиционный приём – парцелляция – расчленение синтаксически связанных конструкций на самостоятельные части.

В таких случаях фраза оказывается внутренне противоречивой: с одной стороны, очевидна синтаксическая зависимость частей, с другой – каждая из них заканчивается точкой (или другим знаком конца предложения). Указание на конец предложения требует чётко отделить его от предыдущего высказывания значительной паузой, понижением голоса. Например:

Стихи он писал…И такие задушевные, грустные… Будто душа с телом расставалась. (В.Дорошевич.)

Отделённые друг от друга части синтаксически связанных конструкций задерживают внимание, создают впечатление, что мысль возникает непосредственно, сиюминутно и что каждый фрагмент изображения вызывает внутреннее переживание, размышление. Таким образом, сама конструкция заключает в себе выразительность, способствует усилению эмоциональной окрашенности высказывания. Например:

Кольцо это мне папа подарил. Давно. Очень рано. (Л.Беляев.)

Днём у меня вышло стихотворение. Вернее – куски. Плохие. (В.Маяковский.)

II.Способы выражения парцелляции

Парцелляция – намеренное интонационное расчленение предложения. Отделяемому компоненту придаётся более или менее самостоятельное значение, оно подчёркивается, усиливается.

Сейчас поймаем первую же машину и отвезём вас в Мисхор.

В поликлинику. (К.Паустовский.)

К явлениям парцелляции относят такие формы акцентирования, как именительный темы (представления), инфинитив в аналогичной функции. Например:

Будущее… Вот чего я не могу себе представить. (М.Горький.)

Любить… но кого же? (М.Лермонтов.)

Именительный темы – особый компонент, который не входит в структуру предложения, но и не является самостоятельным. Он только называет предмет или явление, о котором пойдёт речь в высказывании, но сам ничего не сообщает об этом предмете. Например:

Труд! Всё сейчас было полно им вокруг. (К.Паустовский..

Ах, Франция! Нет в мире лучше края. (А.Грибоедов.)

Форма именительного падежа совпадает с формой обращения, но функции их разные. Именительный темы выделяет предмет высказывания, привлекает внимание к нему. Например:

Сибирь! Москва! Два этих слова звучали именем страны… (А.Твардовский.)

В предложении с именительным темы содержится указание на 3-е лицо (при обращении – на 2-е лицо). А.М.Пешковский назвал данный компонент именительным представления. Именительный представления, который называет предмет речи (мысли), используется для того, чтобы вызвать представление о нём в сознании собеседника, читателя. Например:

Москва. Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нём отозвалось! (А.С.Пушкин.)

Именительный представления включает иногда определения.

Туман лугов, и запах прелый

Копны, промокшей от росы.

И карий глаз ромашки белой. (Г.Соколов)

Такие синтаксические конструкции заметно выделяются в тексте, поэтому всегда выразительны, нередко усиливают эмоциональную окраску текста или его части, на что иногда в письменной речи указывает восклицательный знак.

Экспрессивность именительного представления подчеркивается особой интонацией, которая характеризуется повышением тона и паузой после существительного.

Крестьянин… Он не только кормилец, он человек оседлый, надёжный, он – якорь жизни. (В.Астафьев.)

Россия! Где она кончается?

Найди конец, чтоб клином свет.

Россия в сердце начинается, –

А в нём конца и края нет. (Н. Кабушкин)

Инфинитивные предложения в составе сложного синтаксического целого «вмещаются» в семантику следующего предложения местоимением-подлежащим «это». Например:

Ждать! Это было не в его правилах. (В. Катаев)

Бродить по горам с молотком и сумкой за плечами, ездить верхом, жить в палатке, видеть пылающие под солнцем вершины… Неужели это действительно будет? (Ю.Волынский.)

Особым композиционным приёмом является синтаксическая расчленённость текста. Способы выражения этого приёма разнообразны. Изложение мысли автора может прерываться вводной или вставной конструкцией, вопросом или даже несколькими вопросами. Ощущение фрагментарности изображения, выделенности каких-то предметов или явлений, их самостоятельности синтаксически может быть организовано с помощью цепочки назывных предложений. Расчленение мысли, вынесение в начало слова, обозначающего предмет размышления, осуществляет именительный темы (представления).

Синтаксически расчленённым может быть сложноподчиненное предложение. Целостная структура сложного предложения, подчиняясь коммуникативному заданию, членится на 2 интонационно оформленных предложения.

Что он скажет, кроме банальных слов утешения?

Которые будут ему самому противны? (Н.Амосов)

Пешком до пристани всего четверть часа. Если идти через городской сад. (В.Панова.)

Широко употребительны парцеллированные конструкций в стихотворной речи .Обратимся к творчеству Роберта Рождественского, известного поэта, лауреата Государственной премии СССР. Его стихи отличаются высокой гражданственностью. Они посвящены человеку-защитнику, человеку-созидателю. Баллада – один из любимых жанров поэта. Проведём наблюдения над некоторыми из них .

– Чтение отрывков из баллад Р.Рождественского, выполнение предложенных заданий:

найдите в отрывках ПК, определите их структурный тип, определите стилистическую роль. Проведите стилистический эксперимент: перестройте предложение, исключив парцелляцию. Как изменится текст?

Баллада о спасённом знамени (отрывок)

Утром ярким, как лубок.

Был разбит стрелковый полк.

Сколько полегло парней в том бою –

Засыхало – без корней – полковое знамя.

Уже в самом начале стихотворения автор использует парцеллированные конструкции, построенные на основе членов предложения:

Стихи звучат проникновенно, с глубокой печалью. Произошло непоправимое: “Утром. был разбит стрелковый полк”. Драматизм события подчёркивается сравнением “утром ярким, как лубок”. Жизнь и смерть рядом. Жестокость войны, несовместимость её с жизнью подчёркивается и парцеллятом- определением( “страшным, долгим, ратным”)

Выделение каждого определения в самостоятельную часть даёт возможность понять, каким был этот бой: не только страшным, долгим, но и ратным, т.е. героическим. Как самостоятельная часть выделено местоимение “Наш”. В этом парцелляте звучит душевная боль лирического героя от гибели близких ему людей, товарищей, сложивших головы в неравном бою.

В стихотворении есть ещё одна парцеллированная конструкция

Какова роль парцеллированных сказуемых? Конечно, они рисуют действия, раскрывают душевное состояние солдата, который, “погоревав”, “подался на восток”(в Россию) спасая полковое знамя, таким образом защищая честь родной земли.

Итак, парцеллированные конструкции, как фигуры речи, в данной балладе служат средством выразительности. Они акцентируют внимание на ключевых словесных образах.

Это баллада прославляет подвиг женщин на войне. Баллада насыщена парцеллированными конструкциями. Парцелляты –определения: “те самые”, “с крестами на броне”, -подчёркивают неожиданность и ужас случившегося. Немцев встречает залпом батарея зенитчиц:

С крестами на броне.

Парцеллят “запричитали всласть ” рисует душевное состояние девушек. Им страшно. Они, как всегда водилось на Руси ,когда случалась беда, “заголосили” (громко заплакали)”, “запричитали” (сопровождая плач словами)”.Вся “бабья боль России” отозвалась в этих девчоночках.

Ещё здесь есть парцеллят- сказуемое.

Зенитчицы кричали
и стреляли,
размазывая слёзы по щекам.
И падали.
И поднимались снова

Впервые защищая наяву и честь свою.

Парцеллят-дополнение подчёркивает, во имя чего был совершён подвиг. Семантическое вычленение элемента текста, выдвижение его в сильную позицию используется автором для передачи своего отношения к героям баллады, для выражения идеи всего произведения. “У войны не женское лицо”. “Весенние пружинистые ветки. Торжественность венчального стола. И губы мужа. И его ладони”, счастье рождения ребенка, дождик над Арбатом. Всё это придет после. в сорок пятом. Конечно, к тем, кто вернётся.

Парцелляция как стилистический приём используется Робертом Рождественским и в других стихотворениях: “Баллада о бессмертии”, “Баллада о телефонных звонках”, “Людям, чьих фамилий я не знаю”, “Баллада о красках” и др.

. Парцелляция-одна из самых распространённых стилистических фигур речи в стихах Роберта Рождественского.

Мне сюда возвращаться.

К добру и к беде.

Мне сюда приходить.

Читайте также:  Краткое содержание произведения «Судьба человека» — пересказ и анализ произведения

И, схватившись за сердце на той высоте,

Задыхаясь, разреженный воздух глотать.

Мне сюда возвращаться.

Из мелких потерь.

Из ухоженных стран.

Из горячечных снов.

1.Найдите парцелляцию в отрывках из произведений В. Каверина и докажите, что она уместна.

Задание для 1 группы

. Мне следовало бы написать ей, когда она прислала мне привет. Но я не хотел уступать ей ни в чём до тех пор, пока не докажу, что я ни в чём не виноват перед нею. Но никогда нельзя быть слишком уверенным в том, что тебя любят. Что тебя любят, несмотря ни на что. Что может пройти еще пять или десять лет, и тебя не разлюбят.

Задание для 2 группы

– А ты думаешь, мне не хочется, чтобы меня любили, старик? (В минуту откровенности он любил называть подчинённых на «ты».) Очень хочется, потому что, если подумать, – я совсем неплохой человек. Я простодушен, нетребователен, терпелив; меня легко обмануть. На днях, например, божья коровка притворилась мёртвой, чтобы я ее не убил. И я поверил! Поверил, как ребенок. И только потом догадался и убил.

* Узнали ли вы героев, скрывающихся здесь за местоимениями?

(Саня Григорьев – «Два капитана»; Великий завистник – сказка «Много хороших людей и один завистник»)

2. В каких предложениях парцелляция ошибка, а в каких – средство выразительности?

1. Это была «Волга». Пепельная. С московским номером.

2.Когда я наловил полный котелок рыбы. Я поехал домой.

3. Послышался взрыв. Затем – длинная очередь.

4.Однажды, это было в воскресенье. Мы с классом поехали в лес.

5. Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у неё праздник. Страдать, когда Родине тяжело.

IV. Самостоятельная работа

Задание 1. Попробуйте с помощью парцелляции сделать данные тексты более выразительными.

По-моему, у чувства могут оказаться разные испытания, в том числе и доверием. Без него невозможны ни любовь, ни дружба, ни вообще человеческие отношения. Разве не так?
Наступила, наверное, самая суровая и жёсткая в биографии первостроителей Комсомольска зима.
Было приятно, что он чем-то напоминал мне отца: или глазами, или какой-то трудно объяснимой, очень серьёзной неторопливостью.

Задание 2. Определите, какой член предложения является парцеллятом.

Он не нервничал, он ждал. Его и Фомина. Не хочется рассказывать себе. Обычное дело – лечим людей. С переломами, травмами – производственными, спортивными, бытовыми. Я не скажу больше ни слова! Даже если вы захотите! Даже если попросите… Она хотела уехать в Сочи. Увидеть знакомых, начать привычную – весёлую жизнь.

Вывод: «Такое членение предложений на смысловые куски вполне оправдано. Парцелляция придаёт нашей речи живость, яркость выразительность. Это давно подметили писатели и поэты.

V. Творческое задание.

«Проба пера…» – это небольшое творческое задание, в котором предусмотрено использование парцелляции. Необходимо составить объявление – «рекламу какого-либо товара или услуги. Каждому выдаётся карточка-информатор «Как составить рекламное объявление?» На доске записан пример: «Витамины для больных гриппом. Надёжная основа вашего здоровья! Использовать их эффективно. Безопасно. Удобно. Спрашивайте их в аптеках вашего города!»

Карточка-информатор

«Как составить рекламное объявление?»

Рекламное объявление имеет свою структуру: рекламный лозунг, аргументирующий текст, сведенья – адрес, средства связи, условия поставки.

Реклама должна быть краткой, ведь потребитель способен запомнить немногое.

Сообщение о достоинствах товара необходимо показать так, чтобы это было привлекательно.

Помните, что парцеллированные конструкции помогут выделить главную информацию, выбрать доверительный тон с потенциальным покупателем.

Что такое парцелляция? Назовите способы её выражения.

Где чаще всего используется парцелляция? Какую роль она играет в художественной литературе?

Что заключает в себе отделённые друг от друга синтаксически связанные конструкции, чему служат в тексте?

Сделаем выводы по теме урока: употребление в речи парцелляции делает её более выразительной, живой, динамичной

VII.Домашнее задание: (по выбору)

1.Из рассказа В.Астафьева «На далёкой северной вершине» выпишите синтаксически расчленённые предложения и докажите, что данный приём расчленения является экономным способом совмещения различных сведений в пределах целого.

2.Из рассказа В.Астафьева «Синие сумерки» выпишите парцелляцию, определите способ её выражения, сделайте вывод, с какой целью автор использует данный стилистический приём.

3.Подберите примеры из художественной литературы, где используется парцелляция

4. Составьте тест по теме “Парцелляция”

5.Опишите свое утро: как вы просыпаетесь, о чем думаете. Воспользуйтесь парцелляцией как средством выразительности.

Составьте синквейн со словом «Парцелляция».

Я сегодня узнал…

Краткий справочник по современному русскому языку. Л.Л.Касаткин, Е.В.Клобуков, П.А.Лекант под редакцией П.А.Леканта, М., «Высшая школа», 1991 год.

Современный русский язык. В.В.Бабайцева, Л.Ю.Максимов «Просвещение», Москва, 1981 год.

Искусство слова. Учебное пособие по спецкурсу русского языка. Под редакцией С.И.Львовой. Москва, 2000

Что такое парцелляция в русской литературе: примеры, виды, приёмы

Рассмотрим, что такое парцелляция. Определение в общем понимании трактует этот приём как разбивание на лаконичные части передачи основной мысли. Задача заключается в том, чтобы придать экспрессии через отдельные конструкции. Чёткие, ёмкие, многозначительные. В коротких предложениях, которые следуют за главным, должен быть эмоциональный акцент. Цель их привлечь внимание, оживить слог, придать атмосферу.

  • Определение парцелляция в художественном тексте
  • Примеры парцелляции: как звучит приём в русском языке
  • Как использовать приём парцелляции в тексте

Определение парцелляция в художественном тексте

Термин «парцелляция» пришёл из французского литературоведения parcelle, что переводится как «частица». Частица основной мысли раздроблена на более мелкие, как выстрел иллюстрирует в произведении намерение обратить внимание, структурировать и чётко передать состояние автора или героя. Поделив текст на мелкие смысловые единицы, достигается цель отобразить важность момента, расставив акценты на тех или иных словах. Выглядеть может конструкция по-разному, перечисление через многоточие или же с большой буквы с обилием знаком препинания — в любом виде, парцелляция призвана пробудить интонацию читающего. Язык автора в этот момент непринуждённый и живой.

Это интересно: что такое метафора в литературе, примеры.

Примеры парцелляции: как звучит приём в русском языке

  • Он невероятно смышлёный и правда отличается от большинства сверстников, равно умных не по годам и не очень. Подавая светлые надежды. Сохраняя самообладание в кризисных ситуациях. Никому не подражая. Оставаясь самим собой. Всегда. Везде.
  • Это была незабываемая ночь, которая длилась, казалось, вечно из-за невозможности сомкнуть глаз. Ночь ожидания. Раскатов грома. Грозовых мелодий. Страха.
  • Как быть, когда совсем не хочется расставаться с любимыми и такими родными вещами? В них моя жизнь. Каждый вздох. Счастье. Печаль. Моя душа. Я.

Как использовать приём парцелляции в тексте

Существуют базовые фразы с привычной конструкцией, которые применяет человек для общения. Так, авторы передают свою мысль посредством слов, сотканных в предложения и целые тексты. Цель художественного повествования — произвести впечатления, захватить внимание читателя и повлиять на эмоциональную сферу. Так, в литературе видим примеры множества разнообразных приёмов, которые помогают автору овладеть словом, а через него уже чувственной сферой своего реципиента.

Парцелляция — это один из многочисленных приёмов в литературе, который помогает придать тексту окраски, эмоционально насытить предложения, чтобы расставить акценты. Примеры показывают, как автор в приёме нарочито отделяет слово от слова, как бы чеканя то, что может быть и единым организмом, придавая языку живого звучания. Совершенно несложно заметить, что точки как логические окончания ставятся там, где пунктуационно они могли бы и не стоять. Так же происходит с другими знаками препинания.

Мысли автора могут разделяться:

  • точкой,
  • точкой с запятой,
  • тире,
  • многоточие,
  • риторические знаки препинания.

Перечисление действий, а, возможно, свойств или состояний зависит от основной части конструкции. Без главной уже непонятно, что это за обрывки фраз, к чему они принадлежат и не будут содержать в себе ни малейшей эмоции. Язык покажется сумбурным и нелогичным. Однако же, в комплексе представляют собой парцеллированную конструкцию. Парцеллят передаётся зависимой частью предложения.

Приём парцелляции нужен в языке и в литературе, чтобы выделить что-то, поставить акцент.

Вот пример, где применённая парцелляция меняет смысловой оттенок:

«Я? Вам? Дал телефон? Что за ерунда!» – не понимая, сказал Никитин» – Ю. Бондарев.

Здесь в конструкции появляется смысл не простого действия, а усиленное удивление и недоумение даже. Без такого расчленения единой структуры предложения совершенно иначе воспринимался бы приведённый текст.

Так, в похожем примере мы видим этот же приём, и русский язык, словно оживает из-за дробления на части:

«Но всё бросаю, всё… Сейчас будем пить чай… С конфетами!» – А. Приставкин.

Здесь разделение многоточием усиливает момент ожидания. Автор воплощает замысел передать идею не одной, а несколькими интонационно-смысловыми единицами. Бросает фразы, которые звучат вместе, но в то же время — это отдельные речевые обороты. Вот эти обособленные фразы в русском языке — парцелляты. Они являются зависимой частью от основной. Это отчленяемые структуры.

Рассматривая понятие «парцелляция», определение важно не путать с «присоединением». Однако, эти дефиниции в русском языке не следует идентифицировать, потому что присоединением принято считать отдельную грамматическую категорию. Она стоит за основным предложением и может звучать автономно, не предполагая нарочитого нарушения правил пунктуации, чтобы добиться эффекта впечатляющего и удивляющего. Специального авторского ударения в нем нет.

Ссылка на основную публикацию