Маскарад Лермонтова в кратком содержании: пересказ отдельных действий пьесы, анализ, герои

Маскарад

Евгений Александрович Арбенин, человек не первой молодости, игрок по натуре и по профессии, разбогатев на картах, решает переменить судьбу: заключить «союз с добродетелью», жениться и зажить барином. Задумано — сделано.

Жизнь, однако, вносит существенную поправку в прекраснейший сей план. Посватавшись не то чтобы по прямому расчёту, скорее «по размышленьи зрелом», Евгений, неожиданно для себя, влюбляется, и не на шутку, в юную свою жену. А это при его-то угрюмстве и с его темпераментом — как лава, «кипучем» — душевного комфорта не обещает. Вроде бы «утих», причалил к семейной пристани, а чувствует себя «изломанным челноком», брошенным снова в открытое, бурное море.

Жена его, спору нет, ангел, но она — дитя, и душой, и годами, и по-детски обожает все, что блестит, а пуще всего «и блеск, и шум, и говор балов». Вот и сегодня: праздники, Петербург развлекается, танцует, развлекается где-то и Настасья Павловна Арбенина (по-домашнему — Нина). Обещалась быть до полуночи, сейчас уж час второй. Наконец является. Подкрадывается на цыпочках и целует, как доброго дядюшку, в лоб. Арбенин делает ей сцену, да милые бранятся — только тешатся!

К тому же Евгений Александрович и сам нынче не без греха: нарушил зарок — «за карты больше не садиться». Сел! И крупно выиграл. Правда, и предлог благовидный: надо же выручить из беды проигравшегося князя Звездича!

Со Звездичем же из игорного дома едет он в дом маскарадный — к Энгельгардту. Чтобы рассеяться. Рассеяться не получается: в праздной толпе Арбенин всем чужой, зато Звездич, молодой и очень красивый гвардеец, в своей стихии и, конечно же, мечтает об амурном приключении. Мечта сбывается. Таинственная дама в маске, интригуя, признается ему в невольной страсти. Князь просит на память о маскарадной встрече какой-нибудь символический «предмет». Маска, не рискуя отдать своё кольцо, дарит красавчику потерянный кем-то браслет: золотой, с эмалью, премиленький (ищи, мол, ветра в поле!). Князь показывает маскарадный «трофей» Арбенину. Тот где-то видел похожий, но где, не помнит. Да и не до Звездича ему, некто Неизвестный, наговорив дерзостей, только что предсказал Евгению несчастье, и не вообще, а именно в эту праздничную зимнюю ночь.

Согласитесь, что после такого бурного дня у господина Арбенина есть основания нервничать, ожидая припозднившуюся жену! Но вот гроза, так и не превратившись в бурю, умчалась. Ну что с того, что Нина любит иначе, чем он, — безотчётно, чувствами играя, так ведь любит же! Растроганный, в порыве нежности Евгений целует женины пальцы и невольно обращает внимание на её браслет: несколько часов назад точно таким же, золотым и с эмалью, хвастал Звездич! И вот тебе на! На правом запястье браслета нет, а они — парные, и Нина, следуя моде, носит их на обеих руках! Да нет, не может быть! «Где, Нина, твой второй браслет?» — «Потерян». Потерян? Потерю, по распоряжению Арбенина, ищут всем домом, естественно, не находят, в процессе же поисков выясняется: Нина задержалась до двух часов ночи не на домашнем балу в почтенном семействе, а на публичном маскараде у Энгельгардта, куда порядочной женщине, одной, без спутников, ездить зазорно. Поражённый странным, необъяснимым (неужели всего лишь детское любопытство?) поступком жены, Арбенин начинает подозревать, что у Нины — роман с князем. Подозрение, правда, ещё не уверенность. Не может же ангел-Нина предпочесть ему, зрелому мужу, пустого смазливого мальчишку! Куда больше (пока) возмущает Арбенина князь — до амурных ли шалостей было бы этому «купидону», если бы он, Арбенин, не отыграл великодушно его карточный проигрыш! Устав до полусмерти от выяснения отношений, супруги Арбенины, в самом дурном расположении духа, расходятся по своим комнатам.

На другой день Нина отправляется в ювелирный магазин; она наивно надеется, что муж сменит гнев на милость, если удастся подобрать взамен утраченной безделушки точно такую же. Ничего не купив (браслеты — штучной работы), мадам Арбенина заезжает к светской приятельнице молодой вдове баронессе Штраль и, встретив в гостиной Звездича, простодушно рассказывает ему о своей неприятности. Решив, что таинственная дама в маске и Нина Арбенина — одно и то же лицо, а «сказочка» про якобы потерянный браслет — с намёком, Звездич в миг преображается из скучающего бонвивана в пламенного любовника. Остудив его пыл «крещенским холодом», Нина поспешно удаляется, а раздосадованный князь выкладывает «всю историю» баронессе. Вдова в ужасе, ведь это именно она, не узнанная под маскарадной маской, нашла и подарила Нинин браслет!

Спасая свою репутацию, она оставляет Звездича в заблуждении, а тот, в надежде запутать Нину и тем самым добиться своего, отправляет ей, по домашнему адресу, предерзкое письмо: дескать, скорей умру, чем откажусь от вас, предварительно оповестив о его содержании половину светского Петербурга. В результате многоступенчатой интриги скандальное послание попадает в руки Арбенина. Теперь Евгений не только убеждён, что жестоко обманут. Теперь он видит в случившемся ещё и некий вещий знак: дескать, не тому, кто испытал «все сладости порока и злодейства» — мечтать о покое и беспечности! Ну, какой из него, игрока, муж? И тем более добродетельный отец семейства! Однако отомстить коварному «соблазнителю» так, как это сделал бы «гений злодейства» и порока, то есть задушить Звездича словно кутёнка, — спящим, Арбенин не может: «союз с добродетелью», пусть краткий, видимо, все-таки что-то изменил в самом его существе.

Между тем баронесса Штраль, испугавшись за жизнь князя, которого, несмотря ни на что, любит, за что — не зная, «быть может, так, от скуки, от досады, от ревности», решается открыть Арбенину истину и тем самым предотвратить неизбежную, по её представлению, дуэль. Арбенин, прокручивая в голове варианты отмщенья, не слушает её, точнее, слушая, не слышит. Госпожа Штраль в отчаяньи, хотя волнуется она напрасно: поединок не входит в планы Евгения; он хочет отнять у счастливчика и баловня судьбы не жизнь — зачем ему жизнь «площадного волокиты», а нечто большее: честь и уважение общества. Хитроумное предприятие удаётся вполне. Втянув бесхарактерного князька в карточное сраженье, придирается к пустякам, публично обвиняет в мошенничестве: «Вы шулер и подлец», даёт пощёчину.

Итак, Звездич наказан. Очередь за Ниной. Но Нина — это не безнравственный и безбожный князёк; Нина это Нина, и Арбенин, суеверный, как все игроки, медлит, ожидая, что скажет, что подскажет судьба ему, её старинному и верному рабу. Судьба же «ведёт себя» крайне коварно: распутывая интригу, тут же и запутывает ее! Госпожа Штраль, после неудачной попытки объясниться начистоту с мужем подруги и понимая, что при любом повороте событий светская её карьера безнадёжно погублена, решает удалиться в своё деревенское именье, а перед отъездом разъясняет Звездичу «разгадку сей шарады».

Князь, уже переведённый, по собственной его просьбе, на Кавказ, задерживается в Петербурге, чтобы вернуть злополучную безделушку её настоящей владелице, а главное, чтобы остеречь Нину, которая симпатична ему: берегитесь, мол, ваш муж — злодей! Не придумав иного способа поговорить с госпожой Арбениной наедине, он весьма неосторожно подходит к ней на очередном великосветском балу. Называть вещи своими именами князь не решается, а Нина решительно не понимает его намёков. Ее Евгений — злодей? Муж собирается ей отомстить? Какая чепуха? Не догадывается она и о том, к какому решению приходит издалека наблюдающий эту сцену Арбенин («Я казнь ей отыщу. Она умрёт, жить вместе с нею доле я не могу»).

Разгорячённая танцами, давно позабыв о смешном офицерике, Нина просит мужа принести ей мороженое. Евгений послушно плетётся в буфетную и перед тем, как подать блюдечко с мороженым жене, подсыпает туда яд. Яд — быстродействующий, верный, в ту же ночь, в страшных мучениях, Нина умирает.

Проститься с телом покойной приходят друзья и знакомые. Предоставив визитёров скорби слугам, Арбенин в мрачном одиночестве бродит по опустевшему дому. В одной из дальних комнат его и находят Звездич и тот самый неизвестный господин, который несколько дней назад, на маскараде у Энгельгардта, предсказал Арбенину «несчастье». Это его давний знакомый, которого Евгений Александрович когда-то обыграл и пустил, что называется, по миру. Изведав, на своём горьком опыте, на что способен этот человек, Неизвестный, уверенный, что мадам Арбенина умерла не своей смертью, заявляет открыто, при Звездиче: «Ты убил свою жену». Арбенин — в ужасе, на некоторое время потрясение отнимает у него дар речи. Воспользовавшись возникшей паузой, Звездич, в подробностях, излагает истинную историю рокового браслета и в качестве доказательства передаёт Евгению письменное свидетельство баронессы. Арбенин сходит с ума. Но перед тем как навеки погрузиться в спасительный мрак безумия, этот «гордый» ум успевает бросить обвинение самому Богу: «Я говорил Тебе, что ты жесток!»

Неизвестный торжествует: он отмщён вполне. А вот Звездич безутешен: дуэль при нынешнем состоянии Арбенина невозможна, и, значит, он, молодой, полный сил и надежд красавец, навек лишён и спокойствия, и чести.

Анализ пьесы Маскарад Лермонтова

Произведение относится к раннему творчеству поэта и появляется в период, когда писатель знакомится с жизнью светского общества, отличающейся разнообразными развлечениями, в том числе маскарадами. Однако выход в печать пьесы произошел только после смерти автора, поскольку цензора не пропускала произведение и поэту приходилось вносить неоднократные изменения., меня количество персонажей, название, систему повествования, финал пьесы.

Смысловое значение названия выражается в самом понятии маскарада, который представляется обителью вечной праздности и торжества лицемерия. Маскарад является местом, на котором происходит развертывание основного конфликта пьесы, заключающегося в изображении блеска и мишуры в сочетании с пороками общества.

Читайте также:  Краткое содержание сюжета драмы Островского Гроза: действующие лица, пересказ событий по главам

Отличительной особенностью пьесы является раскрытие автором темы судьбы и случая, заключающейся в преследовании героя собственной предначертанной судьбой, финалом которой становится трагический конец.

Реальная жизнь отличается постоянной игрой людей, надевающих на себя чужие маски, что и делают герои произведения на всем протяжении повествования, думая, что наблюдают свое отражение в зеркале, сглаживающем угловатости и неровности, с помощью которого осуществляют попытки убеждения окружающих в собственном превосходстве. В этом мире появляется человек, который не желает проявляться притворство и лицемерие, при этом он не испытывает необходимости в этом, поскольку его не волнует общественное мнение.

Пьеса имеет в своем содержании романтический конфликт, заключающимся в изменении главного героя буквально на глазах. Первоначально Арбенин является спокойным, утомленным человеком, но подозрение об измене жены выводит героя из душевного равновесия, превращая его из тихого семейного человека в страстного любовника. Таким образом, ревность подталкивает героя к совершению необдуманных поступков.

Главным героем, как было сказано, является Евгений Арбенин, представленный в образе обличителя, пресыщенного светской жизнью, с которой он пытается вступить в борьбу, изначально обреченную на провал. Герой обличает пороки окружающих, не замечая, что становится непонятым, отвергнутым, осмеянным членом общества.

Важным персонажем в произведении является образ Нины, молодой девушки, чистого, цветущего создания, посланного главному героя для кардинального изменения его внутреннего состояния, испытания, которое Евгений Арбенин не в силах преодолеть. Главного героя настигает прошлое, которому он не может противостоять, поддаваясь слабости характера. Кроме того, над ним довлеет ревность и дикая страсть, обуславливая его прыжок в бездну.

Финал пьесы заключается не только в потере главным героем всего самого дорогого. Герою предстоит осознать всю тяжесть содеянного им, непонятого на протяжении ослепления ревности и страсти. Данное осознание обуславливает невозможность дальнейшего существования героя, поскольку его разум является полностью погруженным во тьму.

Сумасшествие главного персонажа становится его наказанием за грехопадение, при этом судьбы не лишает его жизни, но не дает возможности обретения счастья и покоя в земном существовании, заставляя его существовать между небом и землей, не давая второго шанса на исправление за совершенные поступки.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ пьесы Маскарад

Популярные сегодня темы

Ещё в далёкие 30-е годы прошлого века Хеменгуэй написал очерк «На голоубой воде». Он написан про реальные события, о которых Хеменгуэю рассказал рыбак с острова Свободы. Он и лёг в основу будущей повести

Элементарное восприятие, понимание друг друга, установление контакта между людьми не обходится без его участия

Главная мысль романа Чернышевского «Что делать?» выражена во снах Веры Павловны. Автор использует этот прием, потому что считает, что сон — это отражение мыслей, чувств и идей человека, которые он не осознает в реальной жизни.

Великая Отечественная война – это одна из тем, которая невольно вызывает слезы на глаза. И, не важно, что ты далекий потомок тех, кто непосредственно пережил тот сложнейший этап нашей общей истории.

Произведение является одной из составных частей прозаического цикла писателя под названием «Записки охотника», рассматривающей в качестве основной тематики человеческие взаимоотношения, возникающие между мужчиной и женщиной.

Краткое содержание «Маскарад»

Драму «Маскарад» Лермонтов написал в 1835 году. Изначально пьеса состояла из трех актов, но не была пропущена цензурой. Во второй редакции Лермонтов добавил четвертый акт, этот вариант драмы и дошел до нас. Впервые пьеса была опубликована только в 1842 году, впервые поставлена на сцене – в 1852 году.

Главный герой пьесы – Евгений Арбенин предстает перед читателем человеком с огромной внутренней силой, в некоторой степени демонической. Ему кажется, что если он стал мастером карточной игры, то и в игре в жизнь обретет успех. Однако тут он претерпел поражение – Судьба победила его, лишив самого дорогого его же рукой.

На нашем сайте вы можете читать онлайн краткое содержание «Маскарада» по действиям (главам). Пересказ пьесы подойдет для подготовки к уроку литературы, для читательского дневника.

Главные герои

Евгений Арбенин – самолюбивый, наделен мятежным духом, бывший игрок, вел разгульную жизнь, но после женитьбы остепенился, стал «человек солидный» ; до безумия любит свою жену.

Нина (Настасья Павловна) Арбенина – любящая жена Евгения, нежная и добрая женщина, верна своему мужу; очень любит праздники, балы.

Князь Звездич – знакомый Арбенина, которому во время маскарада баронесса отдала найденный браслет Нины.

Другие персонажи

Баронесса Штраль – светская дама, во время маскарада подарила Звездичу найденный браслет.

Шприх – «жид» , все обо всех знающий, «со всеми он знаком, везде ему есть дело» .

Казарин – знакомый Арбенина, игрок в карты.

Неизвестный – давний знакомый Арбенина, «рука Судьбы» .

А ещё у нас есть:

Краткое содержание

Действие первое

Сцена 1

Мужчины играют в карты на деньги. Князь проигрывает. К мужчинам присоединяется Арбенин. Казарин упрекает Евгения, что тот «забыл товарищей своих» . Арбенин рассказывает, что занят сейчас не делами, а любовью, перестал играть. Казарин знакомит Евгения со Шприхом, отмечает, что тот – «человек нужный» , всегда может одолжить денег.

Среди присутствующих Арбенин узнает князя Звездича. Князь огорчен своим проигрышем. Чтобы помочь Звездичу, Арбенин садится за игральный стол вместо него и отыгрывается.

Во время игры Казарин рассказывает Штриху, что Арбенин раньше был мастером игры в карты, теперь же:

«Женился и богат, стал человек солидный;
Глядит ягненочком, – а право, тот же зверь…».

После того как Арбенин помог князю отыграться, они едут на маскарад к Энгельгарду.

Сцена 2

На маскараде Арбенин делится с князем, что «все чужды мне, и я им всем чужой» . Он рассуждает, что под масками может прятаться кто угодно.

К Звездичу подходит женщина в Маске и заговаривает с ним. Маска утверждает, что знает князя. Флиртуя, они уходят вдвоем.

Незнакомец в маске пророчит Арбенину «несчастье в эту ночь» .

Женщина в маске в волнении прячется от Звездича – он едва не сорвал с нее маску и не узнал, кто она. Князь попросил у нее на память какой-то предмет, но женщина не хотела отдавать свой перстень. Неожиданно она замечает на земле утерянный кем-то браслет «с эмалью, золотой» , который и отдает князю, после чего скрывается в толпе.

Звездич рассказывает Арбенину об интрижке на маскараде с незнакомкой и показывает отставленный ею браслет. Евгению вещь кажется очень знакомой.

Сцена 3

Арбенин возвращается домой. Слуга докладывает, что Нина обещала приехать в двенадцатом часу, однако уже «час второй» .

Арбенин вспоминает «грехи минувших дней» , как он «глупо юность погубил» , как ему было «тяжко и скучно жить» . Но все изменилось после женитьбы. Арбенин взял в жены прекрасную нежную женщину, которую неожиданно для себя полюбил:

«Как агнец божий на закланье,
Мной к алтарю она приведена».

Домой возвращается жена Арбенина – Нина. Женщина не понимает, почему муж скучает по ней, когда они «розно» , а когда встречаются, начинает «ворчать» . Если бы Арбенин захотел, она бы бросила ради него свет и отправилась в деревню.

Евгений ответил, что его любовь иная, после женитьбы он словно «воскрес для жизни и добра» . Однако иногда его «уносит в бурю прежних дней» , в такие моменты он «молчалив, суров, угрюм» и боится чем-то испугать Нину.

Целуя жене руки, Арбенин замечает, что на одной нет браслета, и спрашивает, где он делся. Женщина отвечает, что утерян: «беды великой в этом нет» . У Арбенина рождаются подозрения, он приказывает обыскать карету. Слуга докладывает, что в карете браслета нет и, наверно, он был потерян на маскараде. Арбенин устраивает жене сцену ревности и желает мести. Нину пугают его слова.

Действие второе

Сцена 1

Баронесса рассуждает, что женщина – «создание без воли» . Она взволнованно вспоминает о случившемся на маскараде.

Пришедшая к баронессе Нина встречает тут Звездича. Арбенина заговаривает о маскараде. Князь поделился, что узнал под масками многих дам. Баронесса отметила, что порядочные женщины не ездят на маскарады.

Оставшись с князем наедине, Нина простодушно рассказывает ему, что была в магазине – пыталась подобрать пару к своему браслету, так как второй был утерян на прошлой неделе. Звездич решает, что Нина та самая неизвестная в маске и начинает с ней флиртовать, желая во что бы то ни стало «своей достигнуть цели» .

Князь рассказывает Баронессе, что встретил на маскараде Нину и тому доказательство – ее браслет. Чтобы увериться в этом, он съездил сегодня в магазин и узнал, что их таких только два. Чтобы спасти собственную честь, баронесса не открывает князю правды. От Шприха она узнает, что о Нине и Звездиче уже ходят слухи.

Сцена 2

Арбенину приносят записку от какой-то княгини, адресованную Нине.

К Евгению приходит Казарин – ему нужен «искусный товарищ» по игре. Зашедший в это же время к Арбениным Шприх рассказывает Казарину, что жена Евгения на маскараде «встретилась с одним князьком» , но сбежала от него.

После прочтения присланной Нине записки Арбенин в ярости – она была от князя.

Сцена 3

Арбенин приходит к Звездичу домой с желанием отомстить, однако застает князя спящим. Евгений так и не смог его убить.

На выходе Арбенин сталкивается с дамой в вуали – баронессой. Женщина пытается все ему объяснить, говорит, что Нина ни в чем не виновата, но Арбенин словно не слышит ее рассказа и уходит.

Баронесса рассказывает Звездичу, что Нина ничего не знает о случившемся на маскараде, предупреждает, что Арбенин может его убить. Женщина призналась: за «той маской» скрывалась она, и попросила отдать Нине браслет.

Читайте также:  Анализ стихотворения Пушкина "К Чаадаеву": размер, сюжет, настроение

Князь находит оставленную Арбениным записку с приглашением на вечер к N.

Сцена 4

Казарин, Арбенин и N. Играют в карты. К мужчинам присоединяется Звездич. Из разговора с Арбениным князь видит, что тот даже после встречи с баронессой ничего не понял. Евгений, сердясь на Звездича, бросает ему карты в лицо. Князь хочет стреляться, но Арбенин отказывается участвовать в дуэли. Звездич спрашивает у Евгения: «Вы человек иль демон?» , на что Арбенин отвечает: «Я? – игрок!» .

Действие третье

Сцена 1

Хозяйке вечера сообщают, что баронесса Штраль уехала нынче вечером в деревню. Гости обсуждают между собой, что Звездич получил пощечину, считают его «подлецом» .

На вечер приезжает Нина. Звездич предупреждает ее, что Арбенин «злодей, бездушный и безбожный» и ей «грозит беда» . Князь отдает женщине браслет и прощается навсегда – он собирается на Кавказ. Нина, ничего не понимая, говорит, что Звездич сошел с ума.

Арбенин твердо решает, что Нина должна умереть. По просьбе хозяйки, Нина, аккомпанируя себе на фортепиано, исполняет грустный романс.

Нина просит Арбенина принести ей мороженого. Евгений всыпает в десерт яд и отдает его жене. Нина рассуждает о том, что «душ непорочных нету» . Арбенин отвечает: «Нет. Я думал, что нашел одну, и то напрасно» . Нина съедает мороженое.

Стоявший поодаль Неизвестный задумчиво произносит, что едва не сжалился, но решил, что «пусть свершается судьбы определенье» .

Сцена 2

Дома служанка замечает, что Нина бледна. Нина жалуется на плохое самочувствие, делится, что Арбенин пугает ее своей молчаливостью и странным взглядом.

Нина считает, что простудилась от мороженого. Она не понимает, почему муж так холоден к ней. Арбенин рассуждает о том, что «жизнь вещь пустая» . Нина, чувствуя жжение в груди, просит послать за доктором. На это Арбенин отвечает: «Что ж? разве умереть вам невозможно без доктора?» . Он обвиняет жену в измене. Нина отвечает, что Арбенин был «обманут клеветником» . Страдая от сильной боли, Нина обращается за пощадой к богу. Арбенин признается, что подсыпал ей яд и она скоро умрет. Женщина пытается позвать на помощь. Арбенин с усмешкой наблюдает за ее страданиями. Нина умирает.

Действие четвертое

Сцена 1

Арбенина захватывают мучительные воспоминания. Пришедший Казарин не верит, что ему плохо, считая, что Евгений «играет комедию» .

К Арбенину приходят Неизвестный и Звездич. Доктор предупреждает, что Евгений «болен не шутя» . Евгений не узнает Неизвестного, хотят тот говорит, что ранее они были друзьями. Семь лет назад Арбенин завлек его за игральный стол и с тех пор Неизвестный, покинул все: «Я увидал, что деньги – царь земли, И поклонился им» , теперь же хочет ему отомстить.

Наконец Арбенин узнает его и пытается прогнать. Но Неизвестный сообщает, что знает – Евгений убил свою жену. Арбенин приходит в бешенство. Князь рассказывает, что ни он, ни Нина не были виноваты – браслет попал к нему случайно. Узнав об этом, Арбенин сходит с ума.

Заключение

Ведущими в драме «Маскарад» являются мотивы игры, маскарадности, переодевания. Лермонтов обнажает лицемерие и интриганство высшего петербургского общества, где каждый думает только о своих интересах.

За масками добропорядочности герои скрывают свои истинные лица и желания. Баронесса Штраль, чтобы не запятнать репутацию, говорит правду только после того, как слух о связи князя и Нины уже распространился по городу. Казарин, желая вернуть Арбенина в карточные игры, не гнушается приходить к Евгению с этим вопросом даже сразу после смерти Нины.

Единственный светлый, чистый персонаж пьесы – Нина Арбенина. Ей не было места в «ядовитом» , «маскарадном» обществе высшего света. Фактически Нину «отравил» не муж-ревнивец, а окружающие, поступки которых и привели к трагедии.

Рекомендуем не ограничиваться кратким пересказом «Маскарада», а прочесть драму Лермонтова в полном варианте.

Тест по пьесе

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Краткое содержание Маскарад Лермонтова

Главный герой пьесы Евгений Александрович Арбенин – профессиональный игрок в карты, заработавший на азартных играх немалое состояние, некоторое время назад женился на одной юной особе. Сам он человек уже не первой молодости, и женился вовсе не по любви, а скорее из необходимости в его возрасте быть женатым и остепенившемся мужчиной.

Но вскоре, сам того не ожидая, Арбенин влюбляется Настасью Павловну (Нину), собственную жену. Вот только молода она еще, и привлекает ее всё шумное, яркое и блестящее. Сегодня в Петербурге праздник. На дворе стоит глубокая ночь, а Настасья Павловна до сих пор не вернулась домой. Явившись через некоторое время, она осторожно и ласково целует Арбенина в лоб. Тот устраивает ей сцену, но спустя несколько минут, супруги мирятся. При том что сам Арбенин тоже провинился – недавно выиграл большую сумму в карты, чтобы выручить молодого гвардейца Звездича, что проигрался нынче не на шутку.

Вместе с ним Евгений Александрович направляется на маскарад. С князем Звездичем начинает флиртовать загадочная особа в маске, а затем по его просьбе передает ему на память чужой браслет. Звездич хвастается показывает его Арбенину. Вещь кажется ему смутно знакомой. Но думать об этом ему было некогда. Только что один Неизвестный человек наговорил ему ужасных слов и предрек несчастье в сегодняшнюю праздничную ночь. Поэтому-то и начал Арбенин подозревать свою жену, когда та не вернулась домой в назначенное время. После примирения муж замечает, что на одной руке у Нины отсутствует браслет. На вопрос, куда он делся, был ответ «потерян». Обыскав весь дом и не найдя вещи, муж по-настоящему усомнился в честности жены. Выясняется, что Нина была на том самом маскараде, а ведь юной барышне неприлично бывать в таких местах в одиночку. По ее словам, именно там она оставила свой браслет. Тогда он подумал, что втайне от него Нина встречается с князем Звездичем. Его ужасно возмутил тот факт, что не выручи его Арбенин, князю было бы совсем не до амурных дел. Рассорившись, супругу расходятся по разным комнатам.

На следующий день Нина спешит приобрести в магазине точно такой же браслет, но это оказывается невозможным. Тогда Арбенина едет к приятельнице, вдовствующей баронессе Шталь и встречает там Звездича. Она рассказывает ему о своей потере, а тот воспринимает это как намек, что на маскараде была именно она и теперь желает сойтись с ним поближе. Тут же молодой князь начинает проявлять к мадам Арбениной жаркий интерес. Та его холодно отстраняет и скорее удаляется прочь. Раздосадованный случившимся Звездич рассказывает обо всем вдове. Та в ужасе понимает, что ситуация приняла неверный оборот, ведь на том балу браслет князю подарила именно она. Вдова умалчивает эту историю, а Звездич тем временем отправляет любовное письмо госпоже Арбениной. Узнав об этом, Евгений Александрович окончательно убеждается в неверности супруги, но добродетель не позволяет ему расправиться с коварным соблазнителем.

Баронесса Штраль дорожит жизнью князя и чтобы избежать его дуэли с Арбениным, рассказывает всю Евгению Александровичу всю правду о том, что произошло на маскараде. Но Арбенин не слышит ее, не понимает значения ее слов. Но госпожа Штраль переживает напрасно, ведь он и не желает вовсе сражаться с обидчиком на дуэли. Его цель – ударить по репутации Звездича, осрамить его честь и достоинство. Для этого во время карточной игры он всячески придирается к сопернику и, в конце концов, обвиняет его в шулерстве и мухлеже. На глазах у всей публики Арбенин дает Звездичу пощечину. Обидчик отомщен, теперь черед Нины. Госпожа Штиль, понимая, что в любом случае ее репутация будет испорчена, решает уехать в свое деревенское именье, но перед этим раскрывает Звездичу правду обо всей этой истории.

Князь встречает Нину и передает ей браслет. Он просит ее быть осторожнее, потому что ее муж – страшный человек. Нина не понимает странных намеков Звездича и совершенно не осознает серьезности сложившейся ситуации. Арбенин наблюдает беседу со стороны и не знает о ее содержании. Арбенин в ярости и желает смерти для своей супруги. Вскоре он подсыпает яд в мороженое для Нины, и та спустя несколько часов умирает в ужасных мучениях.

Во время прощания с телом покойной Арбенин встречает Звездича и того самого Неизвестного, который предрек ему несчастье. Это был его знакомый, которого Арбенин много лет назад обыграл в карту и сделал нищим. Неизвестный при всех заявляет, что Арбенин собственными руками лишил жизни супругу. Звездич в тот же момент рассказывает историю потерянного браслета и подтверждает свои слова письмом баронессы. Арбенин сходит с ума. Неизвестный доволен исходом событий. Звездич несчастен и до конца дней останется безутешным и лишенным спокойствия.

В своем произведении М.Ю. Лермонтов стремился показать все те пороки, что были свойственны светскому обществу Петербурга того времени. В названии «Маскарад» кроется не только костюмированное мероприятие, но и общество в целом, где постоянно происходили скрытые интриги, прятались человеческие пороки. Лермонтов не мог принять такой образ жизни и решил открыть своим читателям глаза на прогнившую изнанку жизни петербургской знати, сконцентрировав основную ее составляющую в лице главного героя пьесы.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Лермонтов. Все произведения

Маскарад. Картинка к рассказу

Сейчас читают

В этой истории речь, действительно, о находке. Да ещё о какой! Это вечные Минька с Лёлей придумали шутку – взяли очень красивую коробку, положили туда паука и лягушку, положили «подарок» на дороге, привязали веревочку.

Чтобы закончить службу у царя Эврисфея Гераклу пришлось совершить свой самый сложный и опасный подвиг – похитить яблоки из садов Гесперид.

Читайте также:  Книга Отцы и дети в кратком содержании по главам читать онлайн

Это событие произошло с мальчиком Женей. По пути к своей бабушке ему встречается незнакомый человек, который излагает мальчику придуманную историю, обитателей замечательного острова Двид

Шерлок Холмс сравнительно молодой мужчина, но уже хорошо известный и уважаемый в определенных кругах. Живет он со своим другом Ватсоном в Лондоне на улице Бейкер – стрит. Холмс нигде как будто не работает, но проводит химические опыты

В одном чисто английском доме жила английская семья мистера и миссис Смит. Даже часы в их доме били по-английски. Однажды вечером супруги обсуждали ужин. Мистер Смит сидел с газетой в руках, а миссис Смит штопала носок.

Краткое содержание Лермонтов Маскарад для читательского дневника

Год: 1835 Жанр: пьеса

Главные герои: игрок Евгений Александрович Арбенин, его жена Настасья Павловна, князь Звездич и вдова Баронесса

С этой драмой Лермонтов пытался «дебютировать» в юности, но она была отвергнута цензурой, а напечатана была лишь после смерти уже известного поэта.

В поэме бывший гуляка Евгений, ныне ревнующий жену Нину, на маскараде становится свидетелем успеха его нового приятеля у какой-то дамы, которая дарит ему браслет.

Такое же украшение есть у его жены, Евгений требует его, но браслет утерян. Из-за подозрений, ревности, гордыни Евгений отравил невиновную Нину. В финале обвинённый в убийстве, и Евгений сходит с ума.

Главная мысль. Поэма о ревнивом муже, который из-за пустого подозрения на маскараде и собственных домыслов, отравил верную и любимую жену. Запутавшись в домыслах, Арбенин сам себя погубил.

Читать краткое содержание Маскарада Лермонтова

Главный герой Арбенин показан в компании старых друзей (гуляк и картёжников), впрочем, он давно у них не бывал – стал серьёзным человеком, верным мужем. Они даже посмеиваются над ним, мол, всё у человека дела. (А дела настоящего нет!) Впрочем, остепенившись и женившись, Евгений полюбил свою красавицу жену Нину, она была для него настоящим ангелом. С новым знакомым, которого только что выручил в картежной игре, Евгений едет на маскарад. Там Арбенин скучает, а вот его новый приятель прекрасно проводит время. На него обратила внимание загадочная красавица. Юноша требует от неё на память украшение, ей нечего ему предложить. Просто она боится, что её вычислят по кольцу или чему-то ещё. И вот она отдаёт недорогой браслет, случайно найденный ей. Счастливый поклонник делится радостью с Арбениным.

Возвратившись домой, Евгений ждёт жену. И он понимает, что у неё был такой же браслет… Оказывается, что жена потеряла свой где-то. По приказу барина слуга обыскивает карету, ничего не найдя, выдаёт, что хозяйка была на маскараде, там и оставила, видимо. Вообще, светским женщинам не пристало ходить на маскарады. В гневе Евгений разговаривает с женой, а та, ещё не понимая ситуации, хочет заказать новый браслет.

Евгений мучается сомнениями, боится измены. В нём говорит огромная гордость, даже гордыня. Он представляет, как над ним смеялись любовники, как люди будут показывать на него пальцем. Также плохую роль играет собственный опыт – он общался с легкими женщинами раньше, слушал истории пошляков-друзей. К нему даже приходит старый приятель, убеждая его снова взяться за карты. По его словам, если б он пришел советовать, например, бросить пить, то над ним Евгению следовало б посмеяться, даже отомстить.

Тем временем подруга, узнав о подозрениях мужа Нины, выдаёт себя… но это приводит лишь к тому, что юноша начинает ухаживать за Арбениной. Но от Нины он получает решительный отказ. Она хранит верность своему мрачному мужу. Сам Евгений намекает, что в курсе «измены» жены своему новому приятелю, но когда тот говорит о дуэли, смеётся, что по праву мести муж может убить и без поединка. Обо всём этом не говорится героями прямо, а в историях и примерах, поэтому обвинять некого. Все стараются сохранить лицо, никто не может разобраться в ситуации. Конечно, это и условности общества. От которых страдают простые люди.

Развязка происходит на балу. Нина просит мороженого у мужа, а тот приносит ей его… с ядом. И ведёт отравитель себя весьма спокойно, будто насмехаясь. О себе говорит, что он хоть и ревнивый муж, но холодный судья. Почувствовав себя плохо, Нина заверяет его, что ни в чём не была виновата. Прибывший врач не смог ничего сделать.

После смерти Нины герой мучается сомнениями… И тут приходит письмо о том, что это подруга жены была на маскараде, флиртовала с юношей. И браслет Нины там случайность чистой воды. Евгений просто на грани сумасшествия.

На похоронах Евгения называют убийцей. Этого позор становится последней каплей для героя. Он сходит с ума.

Пьеса драма М.Ю. Лермонтова Маскарад. 8 класс.

Читать краткое содержание Маскарад. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Краткое содержание пьесы «Маскарад» по действиям (М.Ю. Лермонтов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 16.01.2020 · Обновлено 16.01.2020

Многомудрый Литрекон предлагает Вам краткий пересказ драмы M.Ю. Лермонтова «Маскарад». В тексте будут описаны основные события пьесы. Знакомство с ними поможет лучше понять произведение, определить основные идеи и проблемы. Сюжет предан в сокращении.

Действие первое

Игра в карты. За столом князь Звездич, Шприх, Казарин и другие. Звездич проигрывает все, однако пришедший Арбенин помогает ему: садится за стол вместо молодого князя и возвращает тому деньги. Мы узнаем, что когда-то Арбенин был мастером игры, но потом разбогател и женился на молодой даме. Теперь его редко можно встретить за игрой в карты.

Арбенин вместе с князем уезжают на маскарад. Мужчины откровенно скучают: Евгению не по душе светские развлечения. Звездич не может найти маску, с которой мог бы провести вечер. Неожиданно к нему подходит женская маска и заводит разговор. Ей оказывается тайно влюбленная в молодого человека баронесса Штраль. Женщина уходит, оставив князю на память чей-то браслет, который нашла накануне.

Арбенин в это время общается с неизвестной мужской маской, которая предупреждает его о грядущем несчастье, со Шприхом и, наконец, вновь встречается со Звездичем. Молодой человек рассказывает ему о случившемся на маскараде и показывает браслет. Украшение кажется Евгению знакомым.

Арбенин возвращается домой и узнает, что его жена все еще на маскараде. Ночью возвращается Нина, следует долгий, нежный разговор о чувствах супругов друг другу. Вдруг Евгений замечает, что у его жены не хватает браслета на руке. Точно такого же, какой показывал ему Звездич. Он делает вывод, что Нина тайно изменяет ему с князем и обвиняет ее в неверности.

Действие второе

К баронессе Штраль приходят Нина и Звездич. Завязывается беседа, в ходе которой Нина показывает князю браслет и говорит, что накануне потеряла такой же. Он узнает украшение и начинает подозревать, что именно Нина была маской, с которой он говорил на балу. Князь дает понять, что неравнодушен к Нине, и решил, что подарок — знак ответных чувств. Женщина, возмутившись, уходит. Звездич передает суть разговора баронессе и также покидает дом. Вскоре к ней приходит Шприх. В разговоре баронесса нечаянно пускает слух о связи Арбениной и Зведича.

Князь пишет Нине записку, которую доставляют в дом Арбениных. Евгений, прочитав ее, убеждается в неверности жены. Арберин решает отомстить князю и едет к нему домой, но застает молодого человека спящим. Собираясь уходить, Евгений сталкивается с баронессой. После недолго разговора он обвиняет ее в том, что она свела Звездича с его женой, и уезжает.

В это время просыпается князь и застает Штраль. Та признается ему во всем: она давно любит его и была той самой маской, которая подарила ему на память случайно найденный браслет — и уходит. Оставшись один, Князь находит приглашение на ужин к N от Арбенина.

Далее мы переносимся к N. Гости садятся играть в карты. Между князем и Евгением завязывается диалог. В ходе него Арбенин кидает в лицо князю карты, смертельно унижая молодого человека, и уходит.

Действие третье

Бал. Гости обсуждают последние новости, связанные с баронессой Штраль, которая уехала в деревню после признания, и Звездичем, чьей чести Арбенин нанес непоправимый ущерб. Появляется сам князь. Гости отказываются общаться с ним и отходят. Единственный человек, с которым он говорит — Нина. Звездич возвращает ей браслет и просит быть осторожной с жестоким и хладнокровным мужем. Арбенин видит это и решает убить Нину из ревности.

Подают мороженое. Нина просит принести Евгения порцию для нее. Он идет а мороженым, но перед тем, как отдать его Нине, подсыпает яд.

Пара уезжает, и уже дома Арбениной становится плохо: она бледнеет, начинается лихорадка. Она принимает симптомы за простуду и начинает выяснять отношения с мужем — ей кажется, он перестал ее любить. В разговоре Арбенин рассказывает о том, что Нина предала его, и он подсыпал яд ей в мороженое. Последними словами женщины остаются: “Я все ж невинна перед богом”, — но Евгений не верит ей до конца.

Действие четвертое

Похороны Нины. Арбенин разбит после ее гибели. Гости и доктор обсуждают случившееся. Появляется Звездич в сопровождении неизвестного гостя, у которого свои счеты с Евгением. Семь лет назад Арбенин обыграл его в карты, лишив денег и унизив, после чего гость покинул свет. Он обвиняет Евгения в убийстве жены и уходит, на его место встает Звездич и рассказывает, что его жена была ни в чем не виновна, и погибла зря.

В конце Арбенин сходит с ума и бросается к гробу Нины.

Ссылка на основную публикацию