Михаил Юрьевич Лермонтов: детство и учёба, произведения и публикации, дуэль

Детство Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3 октября 1814 года. Его отец Юрий Петрович Лермонтов жил с молодой и не очень здоровой женой в селе Тарханы Чембарского уезда Пензенской губернии. Это село было куплено у Нарышкиных дедом со стороны матери Лермонтова –Михаилом Васильевичем Арсеньевым. Здесь же прошли детские годы будущего поэта, стали проявляться зачатки его таланта.

Сирота

Детство Лермонтова, хоть и было обеспеченным материально, оно не было простым и беззаботным. Беспокоившийся за здоровье молодой жены Юрий Петрович Лермонтов повез жену в Москву, где были опытные, знающие врачи. Поэтому Михаил Юрьевич родился в Москве. Его детство проходило в селе Тарханы.

Маленькому Мише было 3 года, когда матери не стало. Мария Михайловна была болезненной женщиной, и часто отказывала мужу в близости. Он стал искать утешения на стороне. Сначала он завязал отношения с молодой немкой, наставницей Миши, потом и вовсе снизошел до дворовых девок. Однажды между супругами разразилась ссора, и Юрий Петрович ударил жену. Она тяжело переживала этот конфликт и вскоре у нее развилась чахотка, которая и свела ее в могилу. Маленький Миша был оставлен на попечении бабушки, а сам Юрий Петрович был вынужден вернуться в свое имение Кропотовку в Тульской губернии. Бабушка никогда не любила своего зятя, а после смерти дочери видела в нем источник всех зол.

Миша тяжело переживал смерть матери и разлуку с отцом. В молитвах он просил Бога вернуть ему любимую матушку. Душевные страдания усугублялись страданиями физическими. Миша болел золотухой. Мальчик с ранних лет ушел в себя, в свои мысли, «грезы». Он чаще был предоставлен самому себе. Отсюда его замкнутость, неумение сходиться с людьми, чувство покинутости и одиночества.

Потерявшая единственную дочь Елизавета Алексеевна Арсеньева горячо любила внука, который не отличался крепким здоровьем. Ради него бабушка держала врача, французского еврея доктора Ансельма Левиса (Леви). Его главной обязанностью было лечение и наблюдение за Михаилом.

Когда Мише было 10 лет, бабушка повезла его на воды на Кавказ. Здесь он познакомился с девочкой, которая оставила в душе подростка невероятно глубокое чувство. Можно сказать, что в этот момент заканчивалось детство Лермонтова и начиналось отрочество. Глубокое впечатление на мальчика произвели величественные Кавказские горы.

В Михаиле рано стали проявляться его способности к рисованию и стихосложению. Он рисовал то, что видел вокруг и бабушка, восхищавшаяся талантами внука, тщательно хранила его рисунки.

Образование. Учеба в Москве

Первые попытки дать Мише домашнее образование, закончились неудачей. Француз Capet не сумел заинтересовать ребенка изучением французского языка, а учитель грек, бежавший из Турции, и вовсе рано бросил занятия, и Миша был предоставлен самому себе. В доме была большая библиотека, и он читал европейских авторов в оригинале на французском, немецком, английском языках, и самостоятельно изучил европейскую литературу.

В 1827 году, бабушка повезла Михаила в Москву для обучения. Здесь она сняла небольшой особняк. Миша должен был поступить в университетский пансион в 4-й класс. В пансионе он обучался 2 года. Здесь под руководством преподавателей Зиновьева и Мерзлякова молодые люди почувствовали вкус к литературе. Есть сведения, что ученики выпускали рукописный журнал, руководил которым Миша Лермонтов.

Отношения с товарищами у него не складываются. Он ищет родственную душу, преданности от друзей, а молодые люди, порой так ветрены. Это раздражает его. Его душевное состояние усугубляется конфликтом между отцом и бабушкой из-за него. С одной стороны Елизавета Алексеевна боится потерять внука, остаться совершенно одна. С другой, она не может простить зятю гибели любимой дочери. Через два года учебы Лермонтов, сдав экзамены, поступил в университет.

А.З. Зиновьев, преподаватель пансиона, так рассказывал о своём талантливом, милом его сердцу питомце М.Ю. Лермонтове:

В 1831 году Михаил узнал о смерти отца, которого он продолжал любить, несмотря на запреты и препятствия бабушки. Ему на тот момент было уже 16 лет. Памяти отца он посвятил элегию, в которой есть такие строки:

Жить розно и в разлуке умереть.

Детство и юность Лермонтова

Рождение поэта

Великий русский художник слова Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3 октября 1814 года.

Это был особенный для России год – год русской военной славы. В этот год русские вернулись из Европы победителями, они не только прогнали Наполеона и его войска из Москвы и очистили всю территорию страны от врагов, они прославили себя на весь мир.

В это время в Москве в семье обедневшего капитана в отставке родился мальчик, чье имя навсегда вошло в историю русской культуры.

Можно написать о детстве Лермонтова кратко, можно написать очень подробно, но мы постараемся соблюсти в этом описании «золотую середину».

Родители поэта

Младенчество поэта было невеселым. Его мать Марья Михайловна принадлежала к богатому и знатному роду Арсеньевых.

Семья матери была против неравного брака Марии Михайловны и бедного капитана Лермонтова, поэтому вскоре бабушка юного Михаила потребовала, чтобы ее дочь с сыном вернулись в родительский дом.

Мария Михайловна не смела не подчиниться этому приказу. Однако ее жизнь в доме матери Елизаветы Алексеевны сложилась безрадостно: мать была настроена против зятя, поэтому упрекала дочь за ее брак. В 1817 году Мария Михайловна скоропостижно скончалась.

После ее смерти Елизавета Алексеевна добилась от отца поэта отказа от сына ради богатого наследства рода Арсеньевых.

Сам поэт позже признавался, что переживал смерть матери глубоко и болезненно и даже просил у Боженьки вернуть ему родительницу обратно.

Также трагически юный Миша воспринял разлуку с отцом. В течение своих детства и юности он постоянно искал встреч с ним, однако встречи были редки и непродолжительны, а в 1831 году Юрий Петрович Лермонтов умер.

Михаил Лермонтов посвятил смерти любимого отца такие строки:

«Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть,
И жребий чуждого изгнанника иметь
На родине с названьем гражданина!»

Бабушка Елизавета Алексеевна

Детство и юность Лермонтова прошли в имении его бабушки, в селе Тарханы.

Бабушка, на тот момент уже овдовевшая, была сильным и волевым человеком, настоящей хозяйкой дома и строгой воспитательницей всех домашних. Она была сурова до беспощадности с крепостными и дворовыми людьми, но во внуке души не чаяла и баловала его.

В детстве Лермонтов часто болел, бабушка панически боялась, что мальчик последуют за своей матерью в иной мир, поэтому она заставляла няню Миши – пожилую немку Христину Осиповну – дежурить у постели больного ребенка неотлучно.

Няня исполняла поручения хозяйки с немецкой педантичностью, она сама готовила лекарства, поэтому благодаря ее усилиям Мишенька всегда выздоравливал.

Бабушка требовала, чтобы дворовые люди всегда следили за ее внуком, оберегали его и потешали мальчика. Специально для Лермонтова устраивались народные гуляния, праздники и пляски, а когда Миша заболевал, бабушка освобождала от работ всех своих крепостных и приказывала им молиться Богу об исцелении молодого барина.

Специально для Миши бабушка собрала детей крепостных, которые стали чем-то вроде потешного полка для Лермонтова. Он всегда командовал этими ребятами, придумывая новые интересные затеи и шалости.

Однако крестьяне любили Лермонтова за его доброе сердце, видя нищету и бедствия дворовых людей, Миша всегда просил у бабушки помочь этим людям, и бабушка соглашалась.

Одаренный ребенок

Уже в детстве маленький Миша проявлял необыкновенные дарования. Он любил говорить в рифму, и окружающие удивлялись тому, как у мальчика это удачно и красиво получается.

А еще Лермонтов любил рисовать. Это стало его страстью. Он рисовал то, что видел вокруг: поля и равнины, реки и холмы, нежные березы и задумчивые дубы.

Бабушка поражалась его талантам и сохраняла рисунки любимого внука.

Вместе с дворовыми ребятами Лермонтов зимой любил лепить монументальные фигуры из снега, а потом раскрашивал их. Получались фигуры воинов и известных людей. Он освоил науки и иностранные языки, научился играть на музыкальных инструментах, даже создал свой кукольный театр вместе с маленькими помощниками из крепостных детей.

Созидание божьего дара

Молодой Лермонтов был хорош собой. Его темные волосы обрамляли светлое лицо с голубыми глазами, он был строен и, несмотря на небольшой рост, очень крепок.

Стихи запоминал наизусть легко и читал их потом бабушке. Елизавета Алексеевна слушала внука со вниманием. Он рассказывал ей о своих первых стихотворных опытах, и бабушка относилась к ним с мягким благоговением.

Кроме красоты родной среднерусской природы, юный поэт выделял суровую природу Кавказа.

Из-за болезненности Миши, бабушка старалась как можно чаще вместе с ним бывать на Кавказе.

Лермонтову нравились не только высокие горы, уходящие своими вершинами в облачные выси, но и песни мужественных горцев, их традиции обряды.

По свидетельству самого поэта, именно здесь в 10 лет он ощутил чувство первой влюбленности. Позднее он сам так писал об этом: «Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея десять лет от роду? Мы были большим семейством на водах Кавказских: бабушка, тетушка, кузины. К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет девяти. Я ее видел там. Я не помню, хороша она была или нет. Но ее образ и теперь еще хранится в голове моей».

Потом все это проявиться в творческом даровании поэта. Большинство его стихотворений, посвященные миру природы, прекрасны и гармоничны. Поэт рисует целостные зрительные образы, понятные и близкие читателям:

«Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.»

Или из другого стихотворения под названием «Русалка»:

«Так пела русалка над синей рекой,
Полна непонятной тоской;
И, шумно катясь, колебала река
Отраженные в ней облака.»

А это строки из стихотворения «Кавказ»:

«Я счастлив был с вами, ущелия гор,
Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ. »

«Когда я еще мал был, я любил смотреть на луну, на разновидные облака, которые в виде рыцарей с шлемами теснились будто вокруг нее, будто рыцари, сопровождающие Армиду в замок, полные ревности и беспокойства», – признавался поэт в своих записках.

Юность поэта

Юность настигла Лермонтова тогда, когда он вместе с бабушкой поехал в Москву: поступать Университетский благородный пансион.

Это случилось осенью 1828 года: в жизни поэта все круто поменялось: вместо привычной обстановки дворянского имения его окружал шумный и разноликий город, лица товарищей и… одиночество, которое Лермонтов уже познал.

Именно 1828 год сам поэт позже называл годом начала своего осознанного творчества. Позже в дневнике он запишет: «Когда я начал марать стихи в 1828 году, я как бы по инстинкту переписывал и прибирал их, они ещё теперь у меня».

Помимо стихотворений Лермонтов пишет в этого год две поэмы «Кавказский пленник» и «Черкесы», в которых наблюдается тесная связь с произведениями А.С. Пушкина.

В 1830 году Лермонтов оставляет пансионом, летом этого же года он знакомится с Е.А. Сушковой и влюбляется в нее без памяти.

Гордая красавица не отвечает на чувства пылкого юноши, Лермонтов испытывает глубочайшее разочарование за всю свою жизнь.

В тот же год молодой Лермонтов поступает в Московский университет.

Это были годы его плодотворного творчества, дружбы и любви. Он знакомиться с передовыми людьми того времени, такими как В.Г. Белинский, А.И. Герцен и др. Он увлекается двумя очаровательными девушками – В.А. Бахметьевой и Н.Ф. Ивановой, однако получает отказы с двух сторон. Он пишет стихи и поэмы (в частности, в поэме «Странный человек» выносит строгий приговор власти и крепостному строю). Однако поэт не выдерживает очередной сессии и вынужденно покидает университет.

Читайте также:  Приключения гекльберри финна краткое содержание путешествие плавучий дом

Бабушка переезжает с ним в Петербург, где Лермонтов пытается сначала сдать экзамены в Петербургский университет, а потом, потерпев там неудачу, поступает в школу гвардейских подпрапорщиков.

Учеба в этой школе оказывается не по нутру Лермонтову, он понимает, что армейская служба не для него. В суровых условиях Лермонтов пытается писать стихи и прозу, в частности, публикует поэму «Вадим».

В 1834 году он оканчивает школу и молодым офицеров входит в общество.

Именно 1834 год литературоведы называет годом окончания юношеского периода творчества поэта. Это время, когда Михаилу Юрьевичу исполнилось 20 лет и его будущие великие произведения еще только рождались в его сердце и уме.

Михаил Юрьевич Лермонтов: детство и учёба, произведения и публикации, дуэль

Детство и учёба М. Ю. Лермонтова.

Работа ученика 9 класса Б

Родился в Москве в ночь со 2 на 3 октября 1814 г. Русская ветвь рода
Лермонтовых ведет свое начало от Георга Лермонта, выходца из Шотландии, взятого в плен при осаде крепости Белой и в 1613 г. уже числившегося на
“Государевой службе”, владевшего поместьями в Галичском уезде (ныне
Костромской губернии). В конце XVII века внуки его подают в Разрядный
Приказ “Поколенную роспись”, в которой они называют своим предком того шотландского вельможу Лермонта, который, принадлежа к “породным людям
Английской земли”, принимал деятельное участие в борьбе Малькольма, сына короля Дункана, с Макбетом. Фамилию Lermont носит также легендарный шотландский поэт-пророк XIII века; ему посвящена баллада Вальтера Скотта:
“Thomas the Rymer”, рассказывающая о том, как Томас был похищен в царство фей и там получил вещий свой дар. Юная фантазия Лермонтова колеблется между этим чарующим преданием о родоначальнике-шотландце и другой, также пленительной для него мечтой – о родстве с испанским герцогом Лерма. Он называет Шотландию “своей”, считает себя “последним потомком отважных бойцов”, но в то же время охотно подписывается в письмах М. Lerma, увлекается сюжетами из испанской жизни и истории (первые очерки “Демона”, драма “Испанцы”) и даже рисует портрет своего воображаемого испанского предка.

В поколениях, ближайших ко времени поэта, род Лермонтовых считался уже захудалым; отец его, Юрий Петрович, был пехотный капитан в отставке. По словам близко знавших его людей, это был замечательный красавец, с доброй и отзывчивой душой, но крайне легкомысленный и несдержанный. Поместье его –
Кропотовка, Ефремовского уезда Тульской губернии – находилось по соседству с имением Васильевским, принадлежавшим Елизавете Алексеевне Арсеньевой, урожденной Столыпиной. Красота и столичный лоск Юрия Петровича пленили единственную дочь Арсеньевой, нервную и романтически-настроенную Марию
Михайловну. Несмотря на протесты своей гордой матери, она вскоре стала женой небогатого “армейского офицера”. Семейное их счастье продолжалось, по- видимому, очень недолго. Постоянно болея, мать Лермонтова умерла весною
1817 г., оставив в воспоминаниях сына много смутных, но дорогих ему образов. “В слезах угасла моя мать “,- говорил Лермонтов и помнил, как она певала над ним колыбельные песни.

Бабушка Лермонтова, Арсеньева, перенесла на внука всю свою любовь к умершей дочери и страстно к нему привязалась, но тем хуже стала относиться к зятю; распри между ними приняли такой обостренный характер, что уже на 9- й день после смерти жены Юрий Петрович вынужден был покинуть сына и уехать в свое поместье. Он лишь изредка появлялся в доме Арсеньевой, каждый раз пугая ее своим намерением забрать сына к себе. До самой смерти его длилась эта взаимная вражда, и ребенку она причинила очень много страданий.
Лермонтов сознавал всю неестественность своего положения, и все время мучился в колебаниях между отцом и бабушкой. В драме “Menschen und
Leidenschaften” отразилось болезненное переживание им этого раздора между близкими ему людьми.

Арсеньева переехала вместе с внуком в имение “Тарханы”, Пензенской губернии, где и протекало все детство поэта. Окруженный любовью и заботами, он уже в ранние годы не знает радости и погружается в собственный мир мечты и грусти. Здесь сказывалось, быть может, и влияние перенесенной им тяжелой болезни, которая надолго приковала его к постели и приучила к одиночеству; сам Лермонтов сильно подчеркивает ее значение в юношеской неоконченной
“Повести”, где рисует свое детство в лице Саши Арбенина: “Он выучился думать. Лишенный возможности развлекаться обыкновенными забавами детей,
Саша начал искать их в самом себе. Воображение стало для него новой игрушкой. В продолжение мучительных бессонниц, задыхаясь между горячих подушек, он уже привыкал побеждать страдания тела, увлекаясь грезами души. Вероятно, это раннее умственное развитие немало помешало его выздоровлению”. Уже теперь намечается в Лермонтове распад между миром затаенных грез и миром повседневной жизни. Он чувствует себя отчужденным среди людей и в то же время жаждет “родной души”, такой же одинокой. Когда мальчику было 10 лет, его повезли на Кавказ, на воды; здесь он встретил девочку лет 9-ти и в первый раз узнал чувство любви, оставившее память на всю его жизнь и неразрывно слившееся с первыми подавляющими впечатлениями
Кавказа, который он читает своей поэтической родиной (“Горы Кавказа для меня священны; вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю о вас, да о небе”).

Первыми учителями Лермонтова были какой-то беглый грек, больше занимавшийся скорняжным промыслом, чем уроками, домашний доктор Ансельм
Левис и пленный офицер Наполеоновской гвардии, француз Капэ. Из них наиболее заметное влияние оказал на него последний, сумевший внушить ему глубокий интерес и уважение к “герою дивному” и “мужу рока”. По смерти Капэ был взят к дом французский эмигрант Шандро, выведенный потом Лермонтовым в
“Сашке” под именем маркиза de Tess, “педанта полузабавного”, “покорного раба губернских дам и муз”, “парижского Адониса”. Шандро скоро сменил англичанин Виндсон, знакомивший Лермонтова с английской литературой, в частности с Байроном, который сыграл в его творчестве такую большую роль.

В 1828 г. Лермонтов в Московский университетский Благородный пансион и пробыл в нем около двух лет. Здесь процветал вкус к литературе; как и раньше, учениками составлялись рукописные журналы; в одном из них –
“Утренней Заре” – Лермонтов был главным сотрудником и поместил свою первую поэму – “Индианка”. Из русских писателей на него влияет сильнее всего
Пушкин, пред которым он преклонялся всю свою жизнь, а из иностранных –
Шиллером, особенно своими первыми трагедиями. У них обоих поэт находит образы, нужные ему для выражения своего собственного, по-прежнему, тяжелого состояния. Его гнетет печальное одиночество; он готов окончательно порвать с внешней жизнью, создать “в уме своем мир иной, и образов иных существование”. Грезы его “удручены ношею обманов”; он живет, “не веря ничему и ничего не признавая”. В этих излияниях, конечно, не мало преувеличений, но в их основе, несомненно, лежит духовный разлад с окружающей жизнью. К 1829 г. относятся первый очерк “Демона” и стихотворение “Монолог”; в обоих вылилось очень ярко это тяжелое настроение. В первом поэт отказывается от “нежных и веселых песней”, сравнивает свою жизнь со “скучным осенним днем”, рисует измученную душу демона, живущего без веры, без упований, ко всему на свете относящегося с равнодушием и презрением. В “Монологе” мрачными красками изображаются захудалые “дети севера”, их душевная тоска, пасмурная жизнь без любви и дружбы сладкой.

Весною 1810 г. Благородный пансион преобразовывается в гимназию, и
Лермонтов оставляет его. Лето он проводит в Середникове, подмосковном имении брата бабушки, Столыпина. Недалеко от Середникова жили его московские знакомые барышни, А. Верещагина и ее подруга Е. Сушкова,
“черноокая” красавица, в которую Лермонтов возмечтал себя серьезно влюбленным. В записках Сушковой Лермонтов рисуется невзрачным, неуклюжим, косолапым мальчиком, с красными, но умными выразительными глазами, со вздернутым носом и язвительно-насмешливой улыбой. Кокетничая с Лермонтовым,
Сушкова в то же время беспощадно над ним издевалась. В ответ на его чувства ему предлагали “волан или веревочку, угощали булочками с начинкой из опилок”. Когда они встретились вновь при совершенно иной обстановке,
Лермонтов отомстил Сушковой очень зло и жестоко.

В это же лето возникает серьезный интерес Лермонтова к личности и поэзии “огромного” Байрона, которого поэт всю жизнь свою “достигнуть бы хотел”. Ему отрадно думать, что у них “одна душа, одни и те же муки”; ему страстно хочется, чтобы и “одинаков был удел”. С самого начала здесь скорее ощущение родственности двух мятежных душ, чем то, что разумеют обыкновенно под влиянием. Об этом говорят те многочисленные параллели и аналогии, общие мотивы, образы и драматические положения, которые можно найти у Лермонтова и в самый зрелый период, когда о подражании не может быть и речи.

Осенью 1830 г. Лермонтов поступает в Московский университет на
“нравственно-политическое отделение”. Университетское преподавание того времени мало способствовало умственному развитию молодежи. “Ученость, деятельность и ум, по выражению Пушкина, чужды были тогда Московскому университету”. Профессора читали лекции по чужим руководствам, находя, что
“умнее не сделаешься, хотя и напишешь свое собственное”. Начиналась серьезная умственная жизнь в студенческих кружках, но Лермонтов со студентами не сходится; он больше тяготеет к светскому обществу. Впрочем, кое-что из надежд и идеалов лучшей тогдашней молодежи находит, однако, отражение и у него в драме “Странный человек” (1831), главный герой которой, Владимир, – воплощение самого поэта. Он тоже переживает семейную драму, тоже раздираем внутренними противоречиями; он знает эгоизм и ничтожество людей и все-таки стремится к ним; когда “он один, то ему кажется, что никто его не любит, никто не заботится о нем – и это так тяжело!” Это – душевное состояние самого Лермонтова. И тем ценнее та сцена, когда мужик рассказывает Владимиру о жестокостях помещицы и о других крестьянских печалях, и он приходит в ярость, и у него вырывается крик: “О, мое отечество! мое отечество!” Все же это только случайный мотив, стороной задевающий душу поэта; главными, основными остаются по-прежнему разлад между мечтой и действительностью, трагическое столкновение противоположных начал, чистого и порочного, глубокая ненависть к людям, к тому самому
“свету”, в котором он так охотно бывал.

В Московском университете Лермонтов пробыл менее двух лет. Профессора, помня его дерзкие выходки, срезали его на публичных экзаменах. Он не захотел остаться на второй год на том же курсе и переехал в Петербург, вместе с бабушкой. Незадолго до этого умер его отец; впоследствии, в часы горестных воспоминаний, поэт оплакал его в стихотворении: “Ужасная судьба отца и сына”. В Петербургский университет Лермонтов не попал: ему не зачли двухлетнего пребывания в Москве и предложили держать вступительный экзамен на первый курс.

По совету своего друга Столыпина он решил поступить в школу гвардейских юнкеров и подпрапорщиков, куда и был зачислен приказом от 10 ноября 1832 г., “сначала унтер-офицером, потом юнкером”. Почти в одно время с ним поступил в школу и его будущий убийца, Н.С. Мартынов, в биографических записках которого поэт-юнкер рисуется как юноша, “настолько превосходивший своим умственным развитием всех других товарищей, что и параллели между ними провести невозможно. Он поступил в школу, по словам
Мартынова, уже человеком, много читал, много передумал; другие еще вглядывались в жизнь, он уже изучил ее со всех сторон. Годами он был не старше других, но опытом и воззрением на людей далеко оставлял их за собою”.

Читайте также:  Краткое содержание рассказа "Конь с розовой гривой", его пересказ

Лермонтов пробыл в школе “два страшных года”, как он сам выражается.
Земная стихия его натуры одержала на время полную победу над другой, лучшей частью его души, и он с головой окунулся в царивший в школе “разгул”. Об этом времени его родственник Шан-Гирей пишет следующее: “Способности свои к рисованию и поэтический талант Лермонтов обратил на карикатуры, эпиграммы и разные неудобные в печати произведения, вроде “Уланши”, “Петергофского праздника”, помещавшиеся в издаваемом в школе рукописном иллюстрированном журнале, а некоторые из них ходили по рукам и отдельными выпусками”. Ему грозила полная нравственная гибель, но он сумел и здесь сберечь свои творческие силы. В часы раздумья, скрывая свои серьезные литературные замыслы даже от друзей, поэт “уходил в отдаленные классные комнаты, по вечерам пустые, и там один просиживал долго и писал до поздней ночи”. В письмах к своему другу, М. Лопухиной, он изредка открывает эту лучшую часть своей души, и тогда слышится горькое чувство сожаления о былых оскверненных мечтаниях.

По выходе из школы (22 ноября 1834 г.) корнетом лейб-гвардии гусарского полка, Лермонтов поселяется со своим другом А.А. Столыпиным в
Царском Селе, продолжая вести прежний образ жизни. Он делается “душою общества молодых людей высшего круга, запевалой в беседах, в кружках, бывает в свете, где забавляется тем, что сводит с ума женщин, расстраивает партии”, для чего “разыгрывает из себя влюбленного в продолжение нескольких дней”. К этому-то времени и относится развязка давнишнего романа Лермонтова с Е. Сушковой. Он прикинулся вновь влюбленным, на этот раз добившись ее взаимности; обращался с нею публично, “как если бы она была ему близка”, и когда заметил, “что дальнейший шаг его погубит, быстро начал отступление”.
Как ни сильны, однако, его увлечения “светом” и его желание создать себе в нем “пьедестал” – все это лишь одна сторона его жизни: сказывается все та же двойственность его натуры, его искусство скрывать под маской веселости свои интимные чувства и настроения. Прежние мрачные мотивы осложняются теперь чувством глубокого раскаяния и усталости. Оно звучит в его автобиографической повести “Сашка”, в драме “Два брата”, в его лирике; оно отражается также в его письмах к М. Лопухиной и Верещагиной.

Репетиторство

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Дуэль Лермонтова с Мартыновым

Михаил Лермонтов выстрелил в воздух, а Мартынов – прямо в грудь противнику. Так гласит основная версия.

Дуэли — вечная тема в русской истории. Одна из них унесла жизнь великого Пушкина, другая — идущего следом к поэтическому Олимпу Лермонтова.

Дуэль Лермонтова: причины

К дуэли Лермонтова и Мартынова привела ссора, имевшая место быть 13 июля в доме Верзилиных. Поэт находился в доме генерала Верзилина. Там собрались гости и вели оживлённую беседу. Лермонтов сидел на диване с дочерью хозяйки Эмилией Александровной. В другом конце залы на фортепиано играл князь Трубецкой. Рядом разговаривали Мартынов и Надежда Петровна Верзилина.

Михаил Юрьевич сказал своей собеседнице шутливо, кивнув в сторону Мартынова, чтобы она проявляла осторожность при общении с этим страшным горцем. В этот момент Трубецкой перестал играть, и слова поэта отчётливо прозвучали в зале. Присутствующие весело рассмеялись.

Самолюбие Николая Соломоновича было задето. Дело усугубило то, что в зале находилась дама, к которой Мартынов испытывал определённые чувства. Насмешки при ней в его адрес вывели майора в отставке из себя. Он «взорвался» и резко сказал, что больше не намерен терпеть издёвки господина Лермонтова, хотя терпел их долго. Однако Михаил Юрьевич не воспринял это высказывание всерьёз. Он повернулся к своей собеседнице и заметил: «Такое бывает. Завтра мы помиримся и станем добрыми друзьями».

Однако после вечера, когда приятели вышли из дома Верзилина, между ними состоялся разговор на повышенных тонах. Поэт при этом Лермонтов не постарался сгладить конфликт, извиниться перед Мартыновым за свою бестактность. И закончился возбуждённый разговор вызовом Михаила Юрьевича на дуэль. Причиной же стал язвительный характер поэта и его острый язык.

Казалось бы, что ссора быстро угасла, но Мартынов, задетый за живое фразой Лермонтова, разгневан был достаточно сильно. Ближайший друг Мартынова, Глебов упрашивал его отказаться от поединка. Но тщетно.

Очевидцы вспоминали, что, когда Лермонтов и Мартынов стояли друг против друга на расстоянии пятнадцати сажень, буря отчаянно бушевала. Мартынов, подойдя к барьеру и видя, что Лермонтов опустил свой пистолет и не хочет стрелять, закричал ему:
— Стреляй, а не то убью!
— Я не имею обыкновения стреляться из-за пустяков, — отвечал Лермонтов.
— А я имею обыкновение, — возразил Мартынов и стал целиться.

Он так долго целился в Лермонтова, не поднимавшего пистолет, что свидетели закричали ему: «Стреляйте же, или мы вас разведем!»

«Мартынов выстрелил так метко, что Лермонтов упал, — рассказывал князь Васильчиков, бывший при этом, — как будто его скосило на месте, не сделав движения, ни назад, ни вперёд. Пуля пробила его сердце и лёгкие. Буря грохотала и скорбно выла, гром оглушительно гремел, и молния ослепительно сверкала».

Смерть Лермонтова

По словам князя Васильчикова, Лермонтов всю дорогу к месту дуэли шутил, говорил что сам стрелять не будет, да и Мартынов стрелять не станет. Лермонтов продолжал шутить даже когда заряжали пистолеты. Васильчиков видел по лицу Мартынова, что он будет стрелять и предупредил Лермонтова, что это всё не шутки. Вскинув пистолет, Лермонтов отвернулся, презрительно улыбнулся и покачал головой. Мартынов побежал к барьеру, долго прицеливался и произвёл свой ужасный выстрел. Лермонтов присел, а затем упал.

Официальное известие о смерти поэта гласило: «15-го июля, около 5 часов вечера, разразилась ужасная буря с громом и молнией; в это самое время между горами Машуком и Бештау скончался лечившийся в Пятигорске М. Ю. Лермонтов».

В своих воспоминаниях П. П. Вяземский, со слов флигель-адъютанта полковника Лужина, отметил, что Николай I отозвался об этом, сказав: «Собаке — собачья смерть». Однако после того, как великая княгиня Мария Павловна «вспыхнула и отнеслась к этим словам с горьким укором», император, выйдя в другую комнату к тем, кто остался после богослужения, объявил: «Господа, получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит».

Похороны Лермонтова состоялись 17 июля (29 июля) 1841 года на старом пятигорском кладбище. Проводить его в последний путь пришло большое количество людей: жители Пятигорска, отдыхающие, друзья и близкие Лермонтова, более полусотни официальных лиц. Так совпало, что гроб с телом Михаила Юрьевича несли на своих плечах представители всех полков, в которых поэту пришлось служить.

Мартынов дожил до шестидесяти лет. Он желал, чтоб его похоронили в селе, принадлежавшем его отцу под Москвой, в отдалённо стоящей могиле, безо всяких опознавательных знаков, чтобы никто не смог идентифицировать могилу убийцы Лермонтова, и память о нём исчезла бы навсегда. Но это не было соблюдено. Семейный склеп — его последнее пристанище было до тех пор, пока ребятня из детской колонии не прознала, кто там пребывает. Они разломали склеп и, по разным данным, останки Мартынова то ли раскидали по усадьбе, то ли сбросили в пруд.

Творческий путь Михаила Юрьевича Лермонтова

Содержание

Биография Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 – 1841) – великий русский поэт и прозаик, а также талантливый художник и драматург, произведения которого оказали огромное влияние на писателей 19-20 веков. Его творчество известно большим разнообразием тем и мотивов лирики. Поэт внес неоценимый вклад в формирование реалистического романа 19 века.

Детство и образование

Михаил Лермонтов родился 3 (15) октября 1814 года в семье офицера, воспитывался бабушкой. Почти всё своё детство Лермонтов провел у неё в усадьбе в Тарханах.

После домашнего образования в биографии Лермонтова началась учеба в университетском пансионе Москвы (1828-1830). Там были написаны первые стихотворения Лермонтова.

Затем в жизни Лермонтова проходило обучение в Московском университете (1830-1832). В это время Лермонтов сильно увлекался произведения Фридриха Шиллера и Уильяма Шекспира и Джорджа Байрона.

После учебы в университете он два года провел в школе гвардейских подпрапорщиков Петербурга.

Популярность к поэту приходит вместе с выходом стихотворения «Смерть поэта» (1837), посвященного смерти Александра Пушкина. За это произведение Лермонтов был арестован и отправлен в ссылку. Благодаря стараниям бабушки и приближенного к императору Василию Жуковскому наказание удалось немного смягчить. По пути на Кавказ Лермонтов на месяц останавливается в Москве. Тогда же было написано произведение Лермонтова «Бородино» (1837) к годовщине сражения.

Учёба в Московском университете

С сентября 1830 года Лермонтов числится студентом Московского университета сначала на «нравственно-политическом отделении», потом на «словесном».

Серьёзная умственная жизнь развивалась за стенами университета, в студенческих кружках, но Лермонтов не сходится ни с одним из них. У него, несомненно, больше наклонности к светскому обществу, чем к отвлечённым товарищеским беседам: он по природе наблюдатель действительной жизни. Исчезло чувство юной, ничем не омрачённой доверчивости, охладела способность отзываться на чувство дружбы, на малейшие проблески симпатии. Его нравственный мир был другого склада, чем у его товарищей, восторженных гегельянцев и эстетиков.

Он не менее их уважал университет: «светлый храм науки» он называет «святым местом», описывая отчаянное пренебрежение студентов к жрецам этого храма. Он знает и о философских заносчивых «спорах» молодёжи, но сам не принимает в них участия. Он, вероятно, даже не был знаком с самым горячим спорщиком — знаменитым впоследствии критиком, хотя один из героев его студенческой драмы «Странный человек» носит фамилию Белинский, что косвенно свидетельствует о непростом отношении Лермонтова к идеалам, проповедуемым восторженной молодёжью, среди которой ему пришлось учиться.

Главный герой — Владимир — воплощает самого автора; его устами поэт откровенно сознаётся в мучительном противоречии своей натуры. Владимир знает эгоизм и ничтожество людей — и всё-таки не может покинуть их общество: «когда я один, то мне кажется, что никто меня не любит, никто не заботится обо мне, — и это так тяжело!». Ещё важнее драма как выражение общественных идей поэта. Мужик рассказывает Владимиру и его другу, Белинскому — противникам крепостного права, — о жестокостях помещицы и о других крестьянских невзгодах. Рассказ приводит Владимира в гнев, вырывает у него крик: «О, моё отечество! Моё отечество!», — а Белинского заставляет оказать мужикам помощь.

Для поэтической деятельности Лермонтова университетские годы оказались в высшей степени плодотворны. Талант его зрел быстро, духовный мир определялся резко. Лермонтов усердно посещает московские салоны, балы, маскарады. Он знает действительную цену этих развлечений, но умеет быть весёлым, разделять удовольствия других. Поверхностным наблюдателям казалась совершенно неестественной бурная и гордая поэзия Лермонтова при его светских талантах.

Они готовы были демонизм и разочарование его — счесть «драпировкой», «весёлый, непринуждённый вид» — признать истинно лермонтовским свойством, а жгучую «тоску» и «злость» его стихов — притворством и условным поэтическим маскарадом. Но именно поэзия и была искренним отголоском лермонтовских настроений. «Меня спасало вдохновенье от мелочных сует», — писал он и отдавался творчеству, как единственному чистому и высокому наслаждению. «Свет», по его мнению, всё нивелирует и опошливает, сглаживает личные оттенки в характерах людей, вытравливает всякую оригинальность, приводит всех к одному уровню одушевлённого манекена. Принизив человека, «свет» приучает его быть счастливым именно в состоянии безличия и приниженности, наполняет его чувством самодовольства, убивает всякую возможность нравственного развития.

Читайте также:  Пьеса Александра Островского "Снегурочка", краткое содержание, история создания

Лермонтов боится сам подвергнуться такой участи; более чем когда-либо он прячет свои задушевные думы от людей, вооружается насмешкой и презрением, подчас разыгрывает роль доброго малого или отчаянного искателя светских приключений. В уединении ему припоминаются кавказские впечатления — могучие и благородные, ни единой чертой не похожие на мелочи и немощи утончённого общества.

Он повторяет мечты поэтов прошлого века об естественном состоянии, свободном от «приличья цепей», от золота и почестей, от взаимной вражды людей. Он не может допустить, чтобы в нашу душу были вложены «неисполнимые желанья», чтобы мы тщетно искали «в себе и в мире совершенство». Его настроение — разочарование деятельных нравственных сил, разочарование в отрицательных явлениях общества, во имя очарования положительными задачами человеческого духа.

Эти мотивы вполне определились во время пребывания Лермонтова в московском университете, о котором он именно потому и сохранил память, как о «святом месте».

Прошение М. Ю. Лермонтова в правление Московского университета об увольнении из числа студентов. 1 июня 1832 г. Лермонтов не пробыл в университете и двух лет; выданное ему свидетельство говорит об увольнении «по прошению» — но прошение, по преданию, было вынуждено студенческой историей с одним из наименее почтенных профессоров Маловым. С 18 июня 1832 года Лермонтов более не числился студентом.

Комментарии к «Воспоминаниям» П. Ф. Вистенгофа уточняют, что Лермонтов оставил Московский университет (подал заявление?) весной 1832 года. При этом из четырёх семестров его пребывания первый не состоялся из-за карантина по случаю эпидемии холеры, во втором семестре занятия не наладились отчасти из-за «маловской истории», и затем Лермонтов перевёлся на словесное отделение. Там, на репетициях экзаменов по риторике (П. В. Победоносцев), а также геральдике и нумизматике (М. С. Гастев) Лермонтов, обнаружив начитанность сверх программы и одновременно незнание лекционного материала, вступил в пререкания с экзаменаторами; после объяснения с администрацией возле его фамилии в списке студентов появилась помета: лат. consilium abeundi («посоветовано уйти»)[28].

Он уехал в Санкт-Петербург с намерением снова поступить в университет, но ему отказались засчитать два года, проведённых в Московском университете, предложив поступить снова на 1 курс. Лермонтова такое долгое студенчество не устраивало.

Во время кавказской ссылки творчество Лермонтова только расцветает: кроме литературы он занимается еще живописью. Благодаря ходатайствам бабушки возвращается в Петербург, восстанавливается на службе.

Творчество поэта и вторая ссылка

Дальнейшее творчество в биографии Михаила Лермонтова связано с редакцией “Отечественных записок”.

За дуэль с сыном французского посла Э. Барантом поэт снова отправлен в ссылку на Кавказ (1840), где участвует в военных действиях.

Лирика Лермонтова имеет свойство отчужденности, тяготения к вечности. Самые главные произведения Лермонтова: «Парус» (1831), «Маскарад»(1835), “Боярин Орша”(1835-1836), «Мцыри» (1839), «Бородино»(1837), «Узник»(1837), «Демон»(1839), «Герой нашего времени» (1838-1840) считаются шедеврами литературы.

“Наследие Лермонтова вошло в плоть и кровь русской литературы”, – так кратко и точно А.А. Блок определил роль великого писателя и его произведений в истории литературы.

Последняя дуэль

В Пятигорске, возвращаясь со второй ссылки, Лермонтов встретил старого товарища Мартынова. Тот, оскорбившись на злую шутку поэта, вызывает Лермонтова на дуэль. 15 (27) июля 1841 года на этой дуэли Лермонтова настигла смерть.

Биография Михаила Юрьевича Лермонтова. Кратко. Самое важное

Биография Михаила Юрьевича Лермонтова

Великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве 3 (15) октября 1814 года. 11 (23) октября был крещен. Его бабушка, Елизавета Алексеевна, была его крестной мамой. По настоянию Елизаветы Алексеевны, бабушки, мальчика назвали Михаилом, в честь деда, Михаила Арсеньева. Бабушка Михаила Юрьевича, по преданию, основала село в честь внука- Михайловское.

Детство и семья Михаила Юрьевича Лермонтова

Родители Михаила Юрьевича умерли, когда он был совсем маленьким. Его семьей была его бабушка по линии матери, которая растила его. Она старалась отдать внуку все, на что мог претендовать продолжитель рода Лермонтовых. Михаил Юрьевич провел детство в поместье бабушки. Он рос в любви и заботе. Маленький Лермонтов часто болел. Больше всего Золотухой. Вследствие своих болезней, Лермонтов был лишен многих детских забав. Он искал эти забавы в самом себе. Он мечтал. Лермонтов влюбился, когда ему было 10 лет.

Воспитание и образование Лермонтова

В 1825 году Лермонтов начал учиться. Выбор учителей был неудачным. Поэтому, имея страсть к чтению, Лермонтов занялся самообразованием. Изучил несколько языков. В возрасте 15 лет он сожалел о том, что не слышал в детстве русских народных сказок. Ему нравились персонажи и герои. Своим воспитанием и образованием он обязан своей бабушке, Елизавете Алексеевне. В Москве она готовила его в Университетский благородный пансион. Притом, что сразу в четвертый класс! Там, будущий поэт, обучился математике и грамотности. В результате- изучил четыре языка и играл на четырех музыкальных имнструментах. Он умел рукодельничать и увлекался живописью. Михаил Лермонтов был в этом пансионе почти два года. Его образованием занимались Мерзляков и Зиновьев. Там развивался его интерес к литературе. Он любил читать. Но был настолько одинок, что «ушел из внешнего мира», и создал в своем разуме свой собственный мир.

Елизавета Алексеевна — бабушка М. Ю. Лермонтова

Первые юношеские увлечения Михаила Юрьевича Лермонтова

Шестнадцатилетний Лермонтов был не особо интересен для юных барышень, и на свои чувства он не получал того же в ответ. К его соседке, Вареньке Лопухиной, он питал глубокие чувства до конца жизни. Первые юношеские увлечения Михаила Юрьевича Лермонтова начались летом, 1830 года, когда он акцентировался на личности Байрона. Ему нравилась его поэзия. Он находил себя схожим с ним. Немного позже, поэт знакомится с Ивановой Натальей Федоровной. Для нее он посвящал стихи. От нее Лермонтов впервые почувствовал ответные чувства. Но, спустя немного времени, Иванова предпочла состоятельного соперника. Михаила Лермонтова терзали негативные чувства от измен и неверности. Он писал стихи о том, насколько мучительными для него были эти переживания.
У Лермонтова было много противоречий. Он не мог определиться между любовью и поэзией. Одно другому создавало препятствия.

Учеба Лермонтова в Московском университете

В 1830 году Михаил Юрьевич становится студентом Московского университета.
За его стенами развивалась умственная жизнь. Михаил Лермонтов проявлял больше интереса к светскому обществу, чем к беседам товарищей. Он наблюдает за жизнью, какой она является в действительности. У поэта прошли чувства доверия, дружбы и симпатии.
Лермонтов уважал университет больше, чем своих товарищей. Он учился среди восторженной молодежи. А его склад ума был иным. Время в университете дало Лермонтову большой толчок для его поэзии. Он становился более талантливым. Михаилу нравилось посещать балы и маскарады. Там он мог радоваться. В поэзии Лермонтова отражалась точность его настроений. Он словно «одевает маску» безразличия и презрения как самозащиту от душевных травм.

Учеба Лермонтова в Московском университете прошла всего год с лишним. Он был вынужден уйти из-за нехорошей истории с одним из профессоров. В университете у Лермонтова произошли некоторые разногласия: где-то он был сверхначитан, а где-то не знал лексиконного материала. И после пререканий с экзаменаторами ему поставили пометку: «Посоветовано уйти».

Гвардейское время

После школы Лермонтов также, как и прежде, жил увлечениями, но с упреками совести. Об этом он писал своей подруге и старался, чтобы никто не узнал. Знающие Лермонтова люди, всегда считали его добрым и любящим. Но для него самого это казалось унизительным. Он старался выглядеть беспощадным, словно женских сердец, тираном. Лермонтов мстил. Он помнил старые обиды. Спустя время, отомстил и Екатерине Сушковой. Да так, что даже расстроил ее брак с Лопухиным. Позже он показал удивление о произошедшем. А потом объяснился, что не любит. Михаил Лермонтов был равнодушен к службе.
Он был болен, когда узнал о смерти Пушкина. Каждый рассказывал ему свою версию произошедшего.

Возможно, вам также будет интересна статья: Интересная книга с захватывающим сюжетом

Но только врач Лермонтова правдиво рассказал ему о дуэли и смерти поэта Александра Пушкина. Лермонтов был очень огорчен этим событием. Он написал произведение «Смерть Поэта». Это стихотворение вызвало похвалу Дантесу. Один из родственников Лермонтова стал упрекать его в этом. Тогда поэт разгневался и выгнал гостя. Он написал последние 16 строк… Результатом было судебное разбирательство и арест. За Лермонтова вступились друзья Пушкина и бабушка, у которой были связи. Через время Лермонтов был переведен прапорщиком, как и прежде, на Кавказе. Поэт был в изгнании. Ему было много внимания, а также сочувствие и вражда.

Лермонтов. Ссылка на Кавказ

Первый раз Михаил Юрьевич был в ссылке на Кавказе всего несколько месяцев, благодаря его бабушке. Несмотря на то, что Лермонтов служил весьма недолго на Кавказе, он изменился нравственно. Основной темой его произведений был кавказский фольклор. И ему очень нравилась кавказская местность. Но здесь его почти не ценили и мало понимали. В нем были злость и горечь.

Возвращаясь в Петербургское общество, за Михаилом Лермонтовым начинают ухаживать любительницы знаменитостей. Поэт акцентирует образ, нравившийся ему еще в юности.
На Северном Кавказе Лермонтов писал о том, что ему присуще. То, что он переживал и чувствовал. Это все отражалось в его произведениях.

Первая и последняя дуэль Лермонтова

После первой ссылки у Лермонтова накопилось достаточно произведений.
Он стал популярным писателем России и начал общаться с друзьями Пушкина.
В 1840 году Михаил Лермонтов был приглашен на бал к одной графине. Там он вступил в спор с сыном французского посла, где тот вызвал Лермонтова на дуэль. 18 февраля (1 марта) они вдвоем бились на шпагах, но у Михаила Юрьевича Лермонтова переломился клинок. Пришлось перейти на пистолеты. Барант стрелял первым и промахнулся. А Лермонтов разрядил пистолет и выстрелил с сторону. Участники разъехались. За то, что не было сообщено о дуэли, Лермонтова арестовали. Соперник привлечен к суду не был.
По многим расследованиям, Лермонтов был переведен обратно на Кавказ.
Вторая ссылка значительно отличалась от первой, где он мог жить спокойно. Сейчас же ему полагалось участвовать в военных действиях.

Возможно, вам также будет интересна статья: Биография Антона Павловича Чехова — самое главное

Приехав в Пятигорск, Лермонтов поссорился с майором в отставке, Николаем Мартыновым.
Одна из причин дуэли Лермонтова- неуместные и обидные шутки в его сторону.
В «Записках декабриста» Н. И. Лорер писал, что Лермонтов неуместно и обидно шутил в присутствии дам и насмехался над Мартыновым. И тогда, вышедший из терпения, Мартынов, сказал, что знает, как заставить Лермонтова замолчать. Лермонтов же заявлял, что ничьих угроз не боится. Мартынов много прощал поэту обидные шутки, разговаривал с ним об этом, но Лермонтов все равно шутил. Своим поведением и своими словами он спровоцировал с ним дуэль.

Присутствовавший на дуэли секундант сказал, что для своих друзей и близких Михаил Юрьевич Лермонтов был простым и добродушным. Но для остальных- задирой.
Несмотря на хлопоты друзей, после смерти, Лермонтова не похоронили по церковным обрядам. Многие из высшего общества говорили, что туда ему и дорога.
Николай I сказал: «Собаке- собачья смерть». Также, как говорила когда-то бабушка Лермонтова о своем муже. Позже Николай I сообщил, что убит тот, кто мог бы заменить Пушкина. Многие пришли проводить поэта в последний путь. После гибели на дуэли его гроб несли те, у кого он служил.

Ссылка на основную публикацию