Пьеса Александра Островского “Снегурочка”, краткое содержание, история создания

История создания пьесы Снегурочка Островского

Пьеса «Снегурочка», в основе создания которой лежит сказочный, песенный и песеннообрядный материал русской поэзии, появилась благодаря случайным обстоятельствам.

В 1873 году Малый театр закрыли на капитальный ремонт, и его творческому коллективу пришлось переехать в здание Большого театра. Комиссией управления императорскими московскими театрами было принято решение поставить спектакль-феерию, с участием трех трупп: драматической, оперной и балетной. Пьесу необходимо было написать в короткий срок, с этим предложением обратились к А.Н.Островскому. Он с удовольствием принял данное предложение.

В создании пьесы также участвовал П.И.Чайковский. Он написал музыку. Работа шла быстро, с большим увлечением. Первая постановка состоялась 11 мая 1873 года на сцене Большого театра.

Подробнее

Пьеса была написана как бы случайно, как бы не по плану. Просто помещение Малого театра было закрыто на ремонт. И драматические спектакли «давали» на сцене Большого театра. Какому-то умнику пришла в голову идея поставить такое произведение, где сразу были бы задействованы все артисты. Но, как ни странно, идея понравилась дирекции.

Вот и обратились к Островскому с просьбой написать что-нибудь такое зрелищное, чтобы можно было одновременно и петь, и танцевать. Он в тот момент был увлечён русским фольклером, поэтому в основу и была положена сказка о Снегурочке. Музыку написал молодой ещё тогда П.И. Чайковский.

В основе – любовь. Все хотят любви, и Снегурочка хочет полюбить, пусть даже ценой собственной жизни. Всё происходило, как в обычной жизни. Но потом появились существа неодушевлённые – Ярило (Солнце), Весна. Чайковский написал музыку быстро, за три недели.

Ещё одно новшество для Островского. Он пишет пьесу стихами, без рифмы, но ритмично. Она полностью в стиле русских народных сказок. Тут есть и описание языческих обрядов. Но не только русские сказки использованы в пьесе. Сама идея любви Весны и Мороза взята из украинских сказок. Музыка так тесно переплелась с сюжетом, Чайковский так точно понял Островского, как писателя-драматурга.

Действие разворачивается в берендеевом царстве. Что-то не всё хорошо у них. Вот богиня Весна просто от скуки согрешила с богом зимы Морозом. И у них родилась дочка Снегурочка, которая оказалась никому не нужна. И родителям тоже. Ведь живёт она у чужих людей, которые её тоже не любят. А ходят выгодно пристроить замуж. И её было решено положить на заклание богам, чтобы вернуть счастливую жизнь берендеям. Какое-то язычество в чистом виде.

Премьера не принесла успеха пьесе. Критики «оттянулись» по полной программе. И какие-то не понятные существа на сцене, которая оказалась большой по размеру для артистов, привыкших в сцене Малого театра. И поэтому, их было плохо слышно публике. Истинная причина неуспеха до конца так и не раскрыта. То ли автор сел не в «свои сани» и сочинил не понятную публике аллегорию, то ли публика была настроена на что-то другое.

Единственный, кто хвалили пьесу, был Достоевский. Даже Некрасов тоже негативно оценил пьесу.

Но на этом судьба пьесы не закончилась. На стыке 19 и 20 веков вдруг стразу три театра решили поставить её у себя на сцене. Единственное, что все они, не сговариваясь, убрали из пьесы сцены со зверьём. И пьеса имела успех.

А в Костроме, на родине Островского есть терем, где живёт Снегурочка. Не то эфемерное создание, не умеющее любить. А настоящая девушка-красавица, внучка сказочного деда Мороза. На новогодние праздники она отправляется к своему дедушке в Великий Устюг, и они вдвоём радуют детей и взрослых.

Также читают:

Картинка к сочинению История создания пьесы Снегурочка

Популярные сегодня темы

Во время войны, люди которые просто не могли сидеть, сложа руки, начали партизанскую войну против армии Наполеона.

«Тапер» – произведение Куприна, суть которого заключается в том, что истинный талант рано или поздно будет обнаружен и представлен широкой публике.

Иван Сергеевич Тургенев умел изобразить любовь с особым трепетом, ее пропитано каждое произведение великого поэта. Он, как никто, отразил весь спектр оттенков этого всепоглощающего чувства

Дубровский может быть назван разбойником благородного вида, однако, стоит более подробно описать данное понятие, и что под ним понимается. Здесь имеется ввиду то, что благородство человека, который переходит закон

Тема одиночества является центральной в лирике М.Ю. Лермонтова. Поэт жил в послереволюционное время, когда эхо декабристского восстания все еще гуляло по стране

Снегурочка

Действие происходит в стране берендеев в мифические времена. Приходит конец зиме — леший прячется в дупло. На Красную горку вблизи Берендеева посада, столицы царя Берендея, прилетает Весна, а с нею возвращаются и птицы: журавли, лебеди — свита Весны. Холодом встречает Весну страна берендеев, а все из-за заигрываний Весны с Морозом, старым дедом, признается сама Весна. Родилась у них дочка — Снегурочка. Весна боится ссориться с Морозом ради дочери и вынуждена терпеть все. Рассержено и само «ревнивое» Солнце. Поэтому и зовёт Весна всех птиц согреться пляской, как поступают и сами люди в холода. Но только начинается веселье — хоры птиц и их пляски, — как поднимается вьюга. Весна прячет птиц в кусты до нового утра и обещает их согреть. Тем временем из лесу выходит Мороз и напоминает Весне, что у них есть общее дитя. Каждый из родителей по-своему заботится о Снегурочке. Мороз хочет спрятать её в лесу, чтобы жила она среди послушных зверей в лесном терему. Весна хочет другого будущего для дочки: чтобы жила она среди людей, среди весёлых подруг и ребят, играющих и пляшущих до полуночи. Мирная встреча переходит в cпop. Мороз знает, что бог Солнца берендеев, горячий Ярило, поклялся погубить Снегурочку. Как только в её сердце зажжётся огонь любви, он растопит её. Весна не верит. После ссоры Мороз предлагает отдать их дочь на воспитание к бездетному Бобылю в слободку, там и парни вряд ли будут обращать внимание на их Снегурочку. Весна соглашается.

Мороз вызывает из лесу Снегурочку и спрашивает, не хочет ли она жить с людьми. Снегурочка признается, что давно тоскует по девичьим песням и хороводам, что нравятся ей песни молоденького пастуха Леля. Это особенно пугает отца, и он наказывает Снегурочке больше всего на свете остерегаться Леля, в котором живут «палящие лучи» Солнца. Расставаясь с дочкой, Мороз поручает заботу о ней своим «лешуткам» лесным. И, наконец, уступает место Весне. Начинаются народные гулянья — проводы Масленицы. Берендеи песнями встречают приход Весны.

Пошёл Бобыль в лес за дровами и видит Снегурочку, одетую, как боярышня. Захотела она остаться жить у Бобыля с Бобылихой приёмной дочкой.

Непросто живётся Снегурочке у Бобыля с Бобылихой: названные родители сердятся, что она своей излишней стыдливостью и скромностью отвадила всех женихов и им не удаётся разбогатеть с помощью выгодного брака приёмной дочки.

К Бобылям приходит на постой Лель, потому что они одни за деньги, собранные другими семьями, готовы его пустить в дом. Остальные боятся, что их жены и дочери не устоят перед обаянием Леля. Снегурочка не понимает просьб Леля о поцелуе за песню, о подарке-цветке. Она с удивлением срывает цветок и дарит его Лелю, но тот, спев песню и увидев других девушек, зовущих его, бросает уже увядший цветок Снегурочки и убегает к новым забавам. Многие девушки ссорятся с парнями, которые невнимательны к ним из-за увлечения красотой Снегурочки. К Снегурочке ласкова только Купава, дочь богатого слобожанина Мураша. Она сообщает ей о своём счастье: к ней посватался богатый торговый гость из царского посада Мизгирь. Тут появляется и сам Мизгирь с двумя мешками подарков — выкупом за невесту для девушек и парней. Купава вместе с Мизгирем подходит к Снегурочке, которая прядёт перед домом, и зовёт её в последний раз поводить девичьи хороводы. Но увидев Снегурочку, Мизгирь страстно влюбился в неё и отверг Купаву. Он приказывает нести свою казну в дом Бобыля. Снегурочка сопротивляется этим переменам, не желая зла Купаве, но подкупленные Бобыль с Бобылихой заставляют Снегурочку даже прогнать Леля, чего требует Мизгирь. Потрясённая Купава спрашивает Мизгиря о причинах его измены и слышит в ответ, что Снегурочка завоевала его сердце своей скромностью и стыдливостью, а смелость Купавы кажется ему теперь предвестием будущей измены. Оскорблённая Купава просит защиты у берендеев и шлёт проклятия Мизгирю. Она хочет утопиться, но Лель останавливает её, и она без чувств падает ему на руки.

В покоях царя Берендея происходит разговор между ним и его приближённым Бермятой о неблагополучии в царстве: уже пятнадцать лет Ярило немилостив к берендеям, зимы все морознее, весны все холоднее, а кое-где и летом лежит снег. Берендей уверен, что Ярило гневается на берендеев за охлаждение их сердец, за «стужу чувств». Чтобы угасить гнев Солнца, Берендей решает умилостивить его жертвой: в Ярилин день, назавтра, связать, брачными узами как можно больше женихов и невест. Однако Бермята сообщает, что из-за какой-то Снегурочки, объявившейся в слободе, все девушки перессорились с парнями и найти женихов и невест для бракосочетания невозможно. Тут вбегает брошенная Мизгирем Купава и выплакивает царю все своё горе. Царь приказывает найти Мизгиря и созвать берендеев на суд. Приводят Мизгиря, и Берендей спрашивает Бермяту, как покарать его за измену невесте. Бермята предлагает заставить Мизгиря жениться на Купаве. Но Мизгирь смело возражает, что его невеста — Снегурочка. Купава тоже не хочет выходить замуж за изменника. У берендеев нет смертной казни, и Мизгиря приговаривают к изгнанию. Мизгирь лишь просит царя самого взглянуть на Снегурочку. Увидев пришедшую с Бобылём и Бобылихой Снегурочку, царь поражён её красотой и нежностью, хочет найти для неё достойного мужа: такая «жертва» наверняка задобрит Ярилу. Снегурочка признается, что сердце её не знает любви. Царь обращается за советом к своей супруге. Елена Прекрасная говорит, что единственный, кто сможет растопить сердце Снегурочки, — Лель. Лель зовёт Снегурочку до утреннего солнца свивать венки и обещает, что к утру в её сердце проснётся любовь. Но и Мизгирь не хочет уступать Снегурочку сопернику и просит позволения вступить в борьбу за сердце Снегурочки. Берендей позволяет и уверен, что на заре берендеи с радостью встретят Солнце, которое примет их искупительную «жертву». Народ прославляет мудрость своего царя Берендея.

На вечерней заре девушки и парни начинают водить хороводы, в центре — Снегурочка с Лелем, Мизгирь же то появляется, то исчезает в лесу. Восхищённый пением Леля, царь предлагает ему выбрать девушку, которая наградит его поцелуем. Снегурочка хочет, чтоб Лель выбрал её, но Лель выбирает Купаву. Другие девушки мирятся со своими милыми, прощая им былые измены. Лель ищет Купаву, ушедшую домой с отцом, и встречает плачущую Снегурочку, но ему не жаль её за эти «ревнивые слезы», вызванные не любовью, а завистью к Купаве. Он говорит ей о тайных любовных ласках, которые ценнее публичного поцелуя, и только за настоящую любовь готов повести её утром встречать Солнце. Лель напоминает, как он плакал, когда Снегурочка прежде не ответила на его любовь, и уходит к парням, оставив Снегурочку ждать. И все же в сердце Снегурочки пока живёт не любовь, а только гордость за то, что именно её поведёт Лель встречать Ярилу.

Но тут Мизгирь находит Снегурочку, он изливает ей свою душу, полную жгучей, настоящей мужской страсти. Он, никогда не моливший у девушек любви, падает перед ней на колени. Но Снегурочке страшна его страсть, страшны и угрозы отомстить за унижение. Она отвергает и бесценный жемчуг, которым Мизгирь пытается купить её любовь, и говорит, что обменяет свою любовь на любовь Леля. Тогда Мизгирь хочет силой получить Снегурочку. Она зовёт Леля, но на помощь ей приходят «лешутки», которым отец Мороз поручил беречь дочку. Они уводят Мизгиря в лес, маня его призраком Снегурочки, в лесу он и плутает всю ночь, надеясь настичь Снегурочку-призрак.

Читайте также:  Краткий пересказ рассказа Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»: идея и герои, анализ и содержание

Тем временем даже сердце жены царя растопили песни Леля. Но пастух ловко увёртывается и от Елены Прекрасной, оставляя её на попечение Бермяты, и от Снегурочки, от которой он убегает, завидя Купаву. Именно такой безоглядной и горячей любви ждало его сердце, и он советует Снегурочке «подслушивать» горячие Купавины речи, чтоб научиться любить. Снегурочка в последней надежде бежит к матери Весне и просит её научить настоящему чувству. В последний день, когда Весна может исполнить просьбу дочери, поскольку назавтра вступает в права Ярило и Лето, Весна, поднимаясь из воды озера, напоминает Снегурочке о предостережении отца. Но Снегурочка готова отдать жизнь за миг настоящей любви. Мать надевает на неё волшебный венок из цветов и трав и обещает, что она полюбит первого же юношу, которого встретит. Снегурочка встречает Мизгиря и отвечает на его страсть. Безмерно счастливый Мизгирь не верит опасности и считает желание Снегурочки спрятаться от лучей Ярилы пустым страхом. Он торжественно приводит невесту на Ярилину гору, где собрались все берендеи. При первых лучах солнца Снегурочка тает, благословляя любовь, несущую ей смерть. Мизгирю кажется, что Снегурочка обманула его, что боги над ним насмеялись, и он в отчаянии бросается с Ярилиной горы в озеро. «Снегурочки печальная кончина и страшная погибель Мизгиря тревожить нас не могут», — говорит царь, и все берендеи надеются, что гнев Ярилы теперь погаснет, что он дарует берендеям силу, урожай, жизнь.

“Снегурочка” – краткое содержание сказки А.Н. Островского

Общие детали

Краткое содержание «Снегурочки» Островского известно практически всем. Героиня — дочь Мороза и Весны, но отец покидает ее, отправляя к людям. Девушку давно манят чудесные песни, которые поет пастух Лель, так что она даже рада пожить под присмотром Бакулы-бобыля.

Хотя девушке нравятся песни пастуха, она на самом деле не испытывает к нему настоящей любви. Ей только обидно, что в сердце Леля для нее нет места. Но не может она ответить и на любовь красавца Мизгиря, ведь ее сердце не может испытывать никаких чувств. Она просит Весну, свою мать, дать ей самый драгоценный дар любви. Но именно тогда, когда она его получит, Снегурочка станет по-человечески уязвимой…

История создания

Жанр этой пьесы часто определяют как феерию или весеннюю сказку. И в отличие от многих других пьес Островского, она написана в стихах. А появилось это произведение благодаря случайному стечению обстоятельств. История его появления такова. В 1873 году было решено отремонтировать здание Малого театра, и его труппа переехала в здание Большого театра.

И вскоре комиссия, управлявшая московскими императорскими театрами, решила, что нужно поставить такой спектакль, в котором могли бы участвовать все труппы — и драматическая из Малого, и балетная и оперная из Большого. С просьбой написать такую пьесу обратились к Островскому (и он решил использовать для нее народный сюжет). А музыку заказали молодому композитору Петру Чайковскому.

Интересные факты:

  • Многие критики, привыкшие видеть в Островском писателя-реалиста, в сочинениях которого всегда были элементы сатиры, оказались неготовыми к такому произведению, они называли его фантастическим и даже бессодержательным.
  • Публике пьеса понравилась. А в 1881 году на сюжет пьесы была написана одноименная опера Николая Римского-Корсакова, также пользовавшаяся успехом.

Подробный сюжет

Действие пьесы разворачивается в вымышленном царстве царя Берендея. Читателя знакомят с Весной и Морозом. Из их разговора можно узнать, что 15 лет назад у них родилась красавица-дочка Снегурочка. Но это разгневало Ярило-солнце. Из-за его гнева лето стало коротким, а зима — длинной и морозной. Поразмыслив над этим, Мороз обещает, что покинет царство берендеев, вот только беспокоит его, кто позаботиться о девушке в его отсутствие. Ведь Ярило только и ждет повода, чтобы отомстить и зажечь в сердце девушки огонь, который ее погубит.

В итоге родители решают отпустить Снегурочку к Бакуле-бобылю. Девушка не против, ее зачаровывают песни пастуха Леля, хотя она и сама не понимает, почему.

Вот только пастух сейчас поет ей, а заслышав смех других девушек, убегает к ним. Снегурочка, впрочем, не успевает погоревать. К ней приходит ее подруга Купава и говорит, что скоро выйдет замуж за красавца Мизгиря. Как принято исстари, Мизгирь должен выкупить невесту у ее подруг, он приходит к девушкам с подарками, но, увидев Снегурочку, влюбляется в нее и отвергает Купаву. Девушке советуют просить заступничества у самого царя Берендея.

Правителя же беспокоит другое. В его стране лето стало совсем коротким, значит, берендеи чем-то прогневили Ярило-солнце. Царь решает, что нужно умилостивить божество, и прямо завтра, в Ярилин день, устроить грандиозный праздник, обвенчав всех невест и женихов. Но тут к нему приходит Купава и рассказывает об измене Мизгиря. Глава государства в гневе, он велит привести к нему изменника, чтобы осудить его на вечное изгнание.

Мизгирь и не пытается оправдываться, а только просит царя посмотреть на Снегурочку. Взглянув на нее, Берендей поражается ее красоте, но в то же время понимает, что сердце девушки холодно, и поэтому Ярило гневается. Царь говорит, что тот, кто сумеет до рассвета заставить девушку полюбить себя, тому она и будет принадлежать на законных основаниях. Тогда Мизгирь просит отсрочить изгнание, чтобы он тоже мог попытать счастье.

Параллельные действия

Тем временем в заповедном лесу Берендеи готовятся к завтрашнему празднику. Царь, очарованный песнями Леля, предлагает ему выбрать себе невесту по сердцу, и красавец выбирает Купаву. Это несказанно печалит Снегурочку, хотя она и сама не может понять почему. Тем временем к девушке приходит Мизгирь, который объясняется ей в любви, но Снегурочка не может ответить ему взаимностью.

Девушка бежит в лес, а Леший, которого родители Снегурочки попросили о ней позаботиться, преграждает путь Мизгирю, зачаровывает лес, дразнит юношу призраками. Тем временем в лесу Снегурочка видит, как на поляне разговаривают Лель и Купава, как нежно ее подруга благодарит своего жениха. Снегурочка опечалена, и она идет просить у своей матери Весны настоящего душевного тепла.

Весна ничего не может сделать, только просит свою дочь избегать солнечных лучей. Она надевает на девушку волшебный венок, и теперь Снегурочка получает дар любви. Она встречает Мизгиря, и теперь уже может ответить на его чувство. Скоро взойдет опасное для нее солнце, и девушка торопит возлюбленного, чтобы они могли укрыться от губительных лучей. Но тут они встречают царя Берендея с его свитой, который пришел благословить пары, которые сегодня должны поклясться в любви перед алтарем.

Счастье Снегурочки длится недолго. Первый яркий солнечный луч рассекает туман и освещает девушку. И хотя она понимает, что скоро погибнет, все равно благодарит Весну за ее дар. Снегурочка тает, растекаясь чистой водой. В отчаянии ее возлюбленный Мизгирь бросается в глубокое озеро. И хотя все опечалены этой трагичной историей любви, царь Берендей понимает, что это была необходимая жертва: само существование Снегурочки противоречило законам природы, и теперь Ярило перестанет гневаться и пошлет долгое лето.

Персонажи пьесы

Описание Снегурочки в пьесе Островского «Снегурочка» во многом соответствует народным традициям, где образ этой героини складывался столетиями. Правда, в большинстве русских сказок это маленькая ледяная девочка, которая ушла с подружками в лес по ягоды да и потерялась там.

Причем в народных сказках есть два варианта развития событий — либо девочке помогают добраться до дома лесные звери, либо она выходит к купальскому костру, прыгает через него и тает. Но некоторые легенды пересказывают историю Снегурочки иначе — это прекрасная снежная дева, которая зимой нисходит на землю в мир людей, с приходом же лета снова удаляется на небо, чтобы позже вернуться вновь. Вот этот образ и использовал для своей книги Островский.

Вообще все главные герои «Снегурочки» Островского получились достаточно противоречивыми. Но так и было задумано. Одна из основных тем пьесы — это взаимосвязь противоположностей, без которой просто невозможен был бы естественный ход вещей.

Будет ли школьник заполнять читательский дневник или писать сочинение в классе, ему нужно будет описать характер Снегурочки, и это сделать непросто. Ведь даже краткий пересказ дает понять, что в ней все время борются противоречивые черты:

  • С одной стороны, девушка выросла одинокой дикаркой, которой чужды обычные девичьи забавы, но с другой — они ее манят.
  • Она не знает ласки и любви, но все-таки людские чувства находят отклик в ее сердце, и она жаждет их испытать.

Такую характеристику двойственности натуры Снегурочки дают даже ее родители.

Еще один персонаж этой истории — пастух по имени Лель, ветреный и веселый. Кстати, он является воплощением одноименного славянского божества любви. Он привлекает Снегурочку, но она сама не понимает, какие чувства испытывает по отношению к нему.

Красавец Мизгирь — торговый гость (то есть купец). Его чувство к Снегурочке было самым искренним, но он оставил свою невесту Купаву, что по законам Берендеева царства является серьезным проступком.

В целом, каждого персонажа пьесы автор постарался сделать как минимум запоминающимся. И те, кто будет учить произведение в школе, наверняка отметят, что даже фантастических персонажей вроде Весны или Мороза драматург постарался очеловечить в этой теме.

Анализ произведения

Внешне — это совсем простой рассказ о любви Снегурочки и Мизгиря. Но анализ «Снегурочки» Островского показывает, что все намного сложнее. Во-первых, несмотря на фантастичность истории, царство Берендея описано так, что читатели могут легко его представить. Это такое идеальное старорусское государство. Здесь проявляется социальный аспект:

  • в этой стране царит справедливость;
  • все обычаи и законы непременно соблюдаются, а нарушителям грозит суровое наказание, как это могло бы случиться с Мизгирем;
  • здесь в цене верность и всеобщая поддержка, жизнь по законам людей и природы.

Царь Берендей вынужден принимать суровые решения, он опечален судьбой Снегурочки, но понимает, что так будет лучше для всех. К слову, Ярило тоже поступает по справедливости, даруя людям долгое лето после того, как Снегурочка тает.

Во-вторых, как уже было отмечено, многогранность, взаимосвязь противоположностей и мир, сотканный из противоречий — еще одна важная идея этой пьесы.

Главная мысль сказки «Снегурочка» такова: любовь — это драгоценный дар. Жизнь без любви не имеет смысла. И даже если ради этого чувства придется чем-то пожертвовать, в этом плане оно стоит любых жертв.

Краткое содержание «Снегурочка»

В основе сюжета пьесы «Снегурочка» Островского, написанной в 1873 году, лежит русская народная сказка. Это стилизованный под русский фольклор поэтический рассказ, в котором действующими лицами являются низшие и высшие славянские божества: Весна, Ярило, Мороз, Леший.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Снегурочки» по действиям главам, которое будет полезно при подготовке к уроку литературы в 6 классе.

Главные герои

Мороз – суровый старик, повелитель стужи и метелей.

Весна – молодая красавица, что приносит с собой тепло и радость.

Снегурочка – юная дочка Мороза и Весны.

Лель – беззаботный пастух, способный очаровать кого угодно своим пением.

Мизгирь – молодой купец, страстно влюбленный в Снегурочку.

Другие персонажи

Царь Берендей – добрый и справедливый правитель волшебного царства.

Бобыль и Бобылиха – приемные родители Снегурочки.

Купава – подружка Снегурочки, отвергнутая невеста Мизгиря.

Бермята – ближний боярин царя.

Елена Прекрасная – супруга Бермяты.

Ярило – могущественное божество, солнце, которому поклоняются все берендеи.

Краткое содержание

Пролог

Явление первое

« Весна-Красна спускается на землю », вот только « угрюмая страна » совсем нерадостно встречает ее – поля покрыты снегом, а ручьи скованы льдом.

Весна признается, что шестнадцать лет назад она проявила свой « непостоянный нрав, изменчивый и прихотливый» , и обольстила Мороза. Теперь у них есть общая дочь – красавица Снегурочка.

Явление второе

При встрече Весна просит старика поскорее отправиться на север, « к сибирским тундрам ». Узнав, что Мороз оставляет дочь в глухом лесу, она протестует – повзрослевшей Снегурочке нужны « веселые да игры до полночи, весенние гулянки да горелки ».

Читайте также:  Что называется строфой в литературе, сколько строк в различных строфах, вид онегинской строфы

Мороз признается, что его главный противник – Ярило – « поклялся страшной клятвой губить » его, и растопить Снегурочку, как только та по-настоящему полюбит.

Явление третье

Девушка признается родителям, что давно мечтает с подружками ходит в лес по грибы да ягоды, водить с ними хороводы под звонкие трели молодого пастуха Леля.

Мороз покидает царство берендеев, и Весна вступает в свои законные владения.

Явление четвертое

На радостях берендеи сжигают чучело зимы и празднуют Масленицу.

Бобыль и Бобылиха замечают на дороге боярышню « в тулупчике, в сапожках, в рукавичках » – Снегурочку, которая становится их названной дочерью.

Действие I

Явление первое

Жители царства получают указ – собраться всем « на гульбище, на игрище, на позорище » и поклоняться светлому Яриле.

Тем временем Бобыль с супругой кручинится – за Снегурочкой « оравами, стадами » ходят женихи, но никто не нравится красавице. Старики мечтают о сытой жизни у будущего зятя, но Снегурочка хочет выйти замуж только по любви. Вот только что такое любовь она еще не знает.

Явление второе

Жители слободки предлагают плату Бобылю, чтобы тот приютил у себя молодого пастуха Леля. Многие из них опасаются, что молодой красивый парень может вскружить головы их женам и дочкам, а у Бобыля Снегурочка совсем не похожа на слобожанок.

Явление третье

Снегурочка просит Леля спеть для нее песню. В качестве платы пастух просит поцелуй, но девушка не соглашается. Тогда Лель готов взять в качестве платы цветок.

Пастушок начинает петь, но его зовут другие девушки, и парень без раздумий выбрасывает увядший цветок и убегает.

Явление четвертое

Снегурочку обижает равнодушие Леля – « досада сжимает грудь ». Девушка обижена на отца за то, что сотворил ее такой холодной, и решает взять у матери-Весны « немножечко сердечного тепла ».

Явление пятое

Подруга Снегурочки по имени Купава делится с ней своей радостью – она познакомилась с богатым пригожим молодцем Мизгирем. Девушка с нетерпением ожидает праздника, поскольку « в Ярилин день, на солнечном восходе » избранник пообещал перед царем взять ее в жены.

Явление шестое

Завидев вдали Мизгиря, Купава просит своих подруженек спрятать ее, и выдавать суженому только за большой выкуп. Девушки весело торгуются с женихом, и тот одаривает их богатыми подарками. Купава зовет Снегурочку « в последний раз, в останешний » поводить вместе хороводы, да спеть песни.

Явление седьмое

Увидев Снегурочку, Мизгирь без памяти влюбляется в нее. Ради нее он готов бросить свою невесту Купаву, и « дарами бесценными » осыпать красавицу. Бобыль с супругой уговаривают Снегурочку быть благосклонной к такому завидному жениху.

Явление восьмое

Униженная Купава приходит с друзьями к крыльцу Бобыля и требует ответ от Мизгиря. Богатый купец объясняет, что ему « всего дороже скромность » Снегурочки. Купава же « любила без оглядки, обеими руками обнимала », и Мизгирь посчитал девушку излишне ветреной.

В отчаянии Купава решает утопиться в реке, но ее вовремя останавливает Лель. Слобожане советуют ей обратиться за помощью к царю Берендею.

Действие II

Явление первое

Царь Берендей восседает на своем золотом троне, и под песни слепых гусляров лично расписывает один из столбов. Два скомороха шуточно спорят промеж собой, что там изображено.

Явление второе

Правитель переживает, что в сердцах берендеев нет былой « горячности любовной ». Он предлагает в Ярилин день соединить брачным союзом всех собравшихся девушек и парней. На что Бермята сообщает, что « невесты рассорились до драки с женихами », и причина тому – неприступная красавица Снегурочка.

Явление третье

К царю приходит Купава и жалуется на недостойное поведение Мизгиря, опозорившего ее перед всеми слобожанами. Берендей приказывает привести к нему юношу « на суд царев ».

Явление четвертое

Берендей предлагает юноше « загладить грех » и взять в жены Купаву, но тот не согласен – он любит только Снегурочку. Да и Купава отказывается от такого брака, поскольку « обижено, разбито сердце ».

Берендей хочет навечно изгнать Мизгиря из своего царства, но тот просит царя только взглянуть на Снегурочку, а потом уж выносить приговор.

Явление пятое

В царских покоях появляется Снегурочка, и царь не может оторвать от нее глаз. Берендей не верит, что сердце Снегурочки до сих пор молчит, и никто из юношей не смог очаровать ее.

Царь обращается за советом к Елене Прекрасной, и та говорит, что « один лишь только может внушить любовь девице » – молодой пастух Лель. Мизгирь просит царя дать ему еще один шанс завоевать любовь Снегурочки.

Действие третье

Явление первое

На вечерней заре юноши и девушки начинают водить хороводы. Царь с умилением глядит на веселье, и советует позабыть обо всех проблемах, ведь « для заботы своя пора ».

Берендей предлагает Лелю выбрать девушку, которая наградит его поцелуем. Снегурочка просит пастуха выбрать ее, но тот предпочитает ей Купаву. В слезах Снегурочка убегает.

Явление второе

Снегурочка обвиняет Леля в том, что он выбрал Купаву, а не ее. Самолюбие девушки уязвлено, ведь она гораздо красивее соперницы. Лель обещает, что в следующий раз выберет непременно ее.

Явление третье

Снегурочку находит Мизгирь и рассказывает ей о то, « как ноет сердце, какой тоской душа больна ». Он пугает девушку своей исступленной страстью. За согласие Снегурочки стать его женой он готов на все. В страхе красавица убегает.

Явление четвертое

Своим чарующим пением Лель сводит с ума не только Снегурочку и Купаву, но и Елену Прекрасную. Она признается пастуху в любви, но не « не зажигает огня в груди у Леля ».

Явление пятое

Елену Прекрасную ревнует к Лелю ее муж – боярин Бермята. Однако красавица успокаивает его тем, « что юноши все нагло-бессердечны, зато мужья и милы и добры ».

Явление шестое

Снегурочка находит Леля, и просит у него защиты от настойчивого Мизгиря. Однако пастух, завидев бегущую Купаву, под благовидным предлогом удаляется.

Явление седьмое

Купава признается в любви Лелю, который « спас девическую гордость ». Пастушок согласен объявить Купаву своей женой, как только взойдет солнце.

Этот разговор слышит Снегурочка, и в гневе называет Леля изменником, а Купаву – разлучницей. Девушка отвечает, что для Снегурочки любовь – это лишь игра, забава, а пастушок признается, что ему « не детская любовь нужна» .

Действие четвертое

Явление первое

Мизгирь следует за призраком Снегурочку вглубь леса – это Леший постарался, чтобы уберечь дочку Мороза от настойчивого поклонника.

Явление второе

Снегурочка прибегает к матери и жалуется, что хочет « любить — но слов любви » совсем не знает. Она устала быть холодной, и хочет открыть свое сердечко навстречу сильному чувству.

Однако Весна напоминает Снегурочке « отцовы опасенья » – любовь станет причиной ее гибели. Девушка готова умереть, лишь испытать « любви одно мгновенье ».

Весна надевает дочери волшебный венок, и говорит, что она всем сердцем полюбит первого, кого встретит.

Явление третье

Снегурочка встречает Мизгиря и признается ему в любви. Он не верит своему счастью и с нетерпением ожидает восхода солнца, чтобы объявить царю Берендею свою суженую.

Явление четвертое

На рассвете парни и девушки запевают песни. Царь благословляет брачные союзы, желает молодым счастья и благополучия.

С появлением ярких солнечных лучей Снегурочка начинает таять. Она счастлива, ведь впервые в жизни « в очах огонь… и в сердце… и в крови во всей огонь ».

С горя Мизгирь бросается в озеро, а царь Берендей говорит, что гибель влюбленных неслучайна, поскольку « солнце знает, кого карать и миловать ». Лель запевает хвалебную песню Яриле.

Заключение

Произведение Островского построено на противостоянии противоположностей: Мороза и Ярила, холода и тепла, равнодушия и чувственности. Главная тема пьесы – жизнь без любви бессмысленна.

Краткий пересказ «Снегурочки» будет полезен для читательского дневника и при подготовке к уроку литературы.

Тест по пьесе

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

А.Н. Островский “Снегурочка”: описание, герои, анализ произведения

«Снегурочка» – пожалуй, наименее типичная из всех пьес Александра Островского, резко выделяющаяся среди прочего его творчества лиричностью, необычной проблематикой (вместо социальной драмы автор уделил внимание драме личной, обозначив в качестве центральной темы тему любви) и совершенно фантастическим антуражем. Пьеса рассказывает историю Снегурочки, которая предстаёт перед нами юной девушкой, отчаянно жаждущей единственного, чего у неё никогда не было — любви. Сохраняя верность основной линии, Островский параллельно раскрывает ещё несколько: устройство своего полубылинного-полусказочного мира, нравы и обычаи берендеев, тему преемственности и воздаяния, и цикличности жизни, отмечая, пусть и в иносказательной форме, что жизнь и смерть всегда идут рука об руку.

История создания

Появлению пьесы на свет русский литературный мир обязан счастливой случайности: в самом начале 1873-го года для капитального ремонта было закрыто здание Малого театра, и группа актёров временно переехало в Большой. Решив воспользоваться возможностями новой сцены и привлечь зрителей, было решено устроить необычный для тех времён спектакль-феерию, задействовав сразу балетную, драматическую и оперную составляющую коллектива театра.

Именно с предложением написать пьесу для этой феерии и обратились к Островскому, которой, воспользовавшись возможностью претворить в жизнь литературный эксперимент, согласился. Автор изменил своему обыкновению искать вдохновение в неприглядных сторонах реальной жизни, и в поисках материала для пьесы обратился к творчеству народа. Там он и нашёл сказание о девочке-Снегурочке, которое и стало базисом для его великолепного произведения.

В начале весны 1873-го Островский вовсю трудился над созданием пьесы. И не один — поскольку постановка на сцене невозможна без музыки, драматург работал совместно с ещё совсем молодым тогда Петром Чайковским. Согласно мнению критиков и литераторов, именно в этом кроется одна из причин удивительной ритмичности «Снегурочки» – слова и музыка сочинялись в едином порыве, тесном взаимодействии, и проникались ритмом друг друга, изначально составляя одно целое.

Символично, что последнюю точку в «Снегурочке» Островский поставил в день своего пятидесятилетнего юбилея, 31 марта. А уже чуть больше чем через месяц, 11 мая, состоялся показ премьерного спектакля. Он получил довольно разные отзывы среди критиков, как положительные, так и резко-отрицательные, но уже в 20-м веке литературоведы прочно сошлись во мнении, что «Снегурочка» – ярчайшая веха в творчестве драматурга.

Анализ произведения

Описание произведения

В основе сюжета — жизненный путь девушки-Снегурочки, рождённой от союза Мороза и Весны-Красны, своих отца и матери. Снегурочка живет в выдуманном Островским берендеевом царстве, но не у родных — от отца-Мороза, который охранял ее от всех возможных бед, она ушла, – а в семье Бобыля и Бобылихи. Снегурочка жаждет любви, но полюбить не может — даже её интерес к Лелю продиктован желанием быть единственной и уникальной, желанием, чтобы пастушок, равномерно дарящий всем девушкам тепло и радость, был ласков с ней с одной. А Бобыль и Бобылиха и не собираются одаривать её своей любовью, у них есть задача поважнее: нажиться на красоте девушки, выдав её замуж. Снегурочка равнодушно взирает на мужчин-берендеев, ради неё меняющих свою жизнь, отвергающих невест и нарушающих общественные устои; она внутренне холодна, она чужда полным жизни берендеям — и поэтому привлекает их. Впрочем, и на долю Снегурочки выпадает несчастье — увидев Леля, благосклонного к другой и отвергнувшего её, девушка бросается к матери с просьбой позволить полюбить — или погибнуть.

Именно в этот момент Островский до предела ясно выражает центральную мысль своего произведения: жизнь без любви — бессмысленна. Снегурочка не может и не хочет мириться с пустотой и холодом, существующим в её сердце, и Весна, которая суть олицетворение любви, позволяет дочери испытать это чувство, несмотря на то, что ей самой мнится дурное.

Читайте также:  Александр Грин – биография писателя, описание творчества

Мать оказывается права: полюбившая Снегурочка тает под первыми лучами жаркого и ясного солнца, успев, впрочем, открыть для себя новый, наполненный смыслом мир. А её возлюбленный, до того оставивший невесту и изгнанный царём Мизгирь, расстаётся с жизнью в пруду, стремясь воссоединиться с водой, которой стала Снегурочка.

Главные герои

(Сцена из балета-спектакля “Снегурочка”)

Снегурочка — центральная фигура произведения. Девушка необычайной красоты, отчаянно желающая познать любовь, но при этом холодная сердцем. Чистая, отчасти наивная и абсолютно чуждая людям-берендеям, она оказывается готова отдать всё, даже свою жизнь, в обмен на знание о том, что такое любовь и почему все так жаждут её.
Мороз — отец Снегурочки, грозный и строгий, стремившийся уберечь свою дочь от всевозможных бед.

Весна-Красна — мать девушки, которая несмотря на предчувствие беды не смогла пойти наперекор своей природе и мольбам дочери и наделила её способностью любить.

Лель — ветреный и весёлый пастушок, первым пробудивший какие-то чувства и эмоции в Снегурочке. Именно из-за того, что оказалась отвергнута им, девушка бросилась к Весне.

Мизгирь — торговый гость, или, иначе говоря, купец, полюбивший девушку настолько сильно, что не только предложил за неё все свои богатства, но и оставил Купаву, несостоявшуюся свою невесту, тем самым нарушив исконно соблюдавшиеся обычаи берендеева царства. В конце концов он обрёл взаимность той, кого любил, но ненадолго — и после ее гибели сам расстался с жизнью.

Стоит отметить, что несмотря на большое количество персонажей пьесы, даже второстепенные герои получились яркими и характерными: что царь Берендей, что Бобыль и Бобылиха, что бывшая невеста Мизгиря Купава – все они запоминаются читателю, обладают своими отличительными чертами и особенностями.

«Снегурочка» – произведение сложное и многогранное, в том числе и композиционно, и ритмически. Пьеса написана без рифмы, но благодаря уникальному ритму и певучести, имеющейся буквально в каждой строчке, звучит плавно, как и любой рифмованный стих. Украшает «Снегурочку» и богатое использование просторечных оборотов — это вполне логичный и оправданный шаг драматурга, который при создании произведения опирался на народные сказки, повествующие о девочке из снега.

То же утверждение о многогранности справедливо и применительно к содержанию: за внешне простой историей Снегурочки (вышла в реальный мир — отвергала людей — получила любовь — прониклась человеческим миром — погибла) таится не только утверждение о том, что жизнь без любви бессмысленна, но и множество других, не менее важных аспектов.

Так, одна из центральных тем — взаимосвязь противоположностей, без которой невозможен естественный ход вещей. Мороз и Ярило, холод и свет, зима и тёплое время года внешне противоборствуют друг с другом, вступают в непримиримое противоречие, но в то же время красной линией по тексту проходит мысль, что одного без другого не существует.

Помимо лиричности и жертвенности любви, интерес представляет и социальный аспект пьесы, отображённый на фоне сказочных устоев. Нормы и обычаи берендеева царства соблюдаются неукоснительно, за нарушение грозит изгнание, как и случилось с Мизгирём. Эти нормы справедливы и в какой-то степени отражают представление Островского об идеальной старорусской общине, где в цене верность и любовь к ближнему, жизнь в единстве с природой. Фигура царя Берендея, «доброго» царя, который, хоть и вынужден принимать суровые решения, расценивает судьбу Снегурочки как трагическую, печальную, вызывает однозначно положительные эмоции; такому царю легко симпатизировать.

При этом в берендеевом царстве справедливость соблюдается во всём: даже после гибели Снегурочки вследствие её принятия любви, исчезает гнев и спор Ярилы, и берендеевцы снова могут наслаждаться солнцем и теплом. Торжествует гармония.

А. Н. Островский. Жизнь и творчество. Творческая и сценическая история пьесы «Снегурочка»

Урок 26. Русская литература 8 класс

Конспект урока “А. Н. Островский. Жизнь и творчество. Творческая и сценическая история пьесы «Снегурочка»”

Сегодня на уроке мы:

1. Поговорим о прекрасном драматурге Александре Николаевиче Островском.

2. Познакомимся с основными его произведениями.

3. Узнаем историю создания и сценическую судьбу пьесы «Снегурочка».

Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве. Отец его, Николай Фёдорович, был сыном священника, однако служил судебным стряпчим; дослужился до чина коллежского асессора, а в 1839 году получил дворянство. Мать, Любовь Ивановна Савина, тоже из семьи священнослужителей, умерла, когда Александру не исполнилось ещё девяти лет.

Семья жила в достатке, уделялось большое внимание учёбе детей, получавших домашнее образование. Через пять лет после смерти матери отец женился на баронессе Эмили Андреевне фон Тесин, дочери шведского дворянина.

С мачехой детям повезло: она окружила их заботой и продолжила заниматься их обучением.

Детство и часть юности Островского прошли в центре Замоскворечья. Благодаря большой библиотеке отца он рано познакомился с русской литературой. В 1835 году Островский поступил в третий класс 1-й Московской губернской гимназии, по окончании которой в 1840 году стал студентом юридического факультета Московского университета. Окончить университетский курс ему не удалось: не сдав экзамен по римскому праву, Островский написал заявление об уходе. Поступил на службу канцеляристом в Совестный суд и служил до 1850 года.

Ещё в детстве Саша проявлял стремление к писательству. Первой публикацией стала небольшая пьеса «Картина семейной жизни» и очерк «Записки замоскворецкого жителя» — они были напечатаны в одном из номеров «Московского Городского Листка» в 1847 году. Профессор Московского Университета Степан Петрович Шевырёв после прочтения Островским пьесы у себя дома 14 февраля 1847 года торжественно поздравил собравшихся с «появлением нового драматического светила в русской литературе».

Литературную известность Островскому принесла комедия «Свои люди — сочтёмся!».

Пьеса была одобрена Николаем Васильевичем Гоголем, Иваном Александровичем Гончаровым. Богатые и влиятельные московские купцы, обиженные за своё сословие, пожаловалось «начальству»; в результате комедия была запрещена к постановке. Островского уволили со службы и отдали под надзор полиции по личному распоряжению Николая I. Надзор был снят только лично Александром II, а пьеса допущена к постановке только в 1861 году.

С 1853 года более 30 лет новые пьесы Островского почти каждый сезон появлялись в московском Малом и петербургском Александринском театрах.

В 1859 году при содействии графа Григория Александровича Кушелёва-Безбородко было напечатано первое собрание сочинений Островского в двух томах. Благодаря этому изданию Островский удостоился блестящей оценки Николая Александровича Добролюбова. В 1860 году в печати появилась пьеса «Гроза», которой Добролюбов посвятил статью «Луч света в тёмном царстве».

В 1863 году Островский был награждён (за пьесу «Гроза») Уваровской премией, которая присуждалась, в основном, за труды по русской истории, и избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. В 1866 году Островский основал Артистический кружок, давший впоследствии московской сцене многих талантливых деятелей. В доме Островского бывали Иван Александрович Гончаров, Иван Сергеевич Тургенев, Федор Михайлович Достоевский, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, Лев Николаевич Толстой, Петр Ильич Чайковский.

В 1874 году было образовано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов. Его председателем был избран Островский и оставался им до самой смерти.

В 1885 году Островский был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища.

2 (14) июня 1886 года Островский скончался в своём костромском имении Щелыково. Последней его работой стал перевод «Антония и Клеопатры» Уильяма Шекспира — любимого драматурга Александра Николаевича.

После смерти драматурга Московская дума устроила в Москве читальню имени Александра Николаевича Островского.

Одним из лучших произведений Островского является сказка «Снегурочка».

Эта пьеса — отражение дум драматурга о мирной жизни народа, о том, что добро нужно создавать самим.

В ней рисуется царство счастливых берендеев, не знающих губительных распрей и кровавых войн:

Веселы грады в стране берендеев,

Радостны песни по рощам и долам.

Миром красна Берендея держава.

Премудрый Берендей, царь страны, художник и поэт, “отец земли своей”, доступный всем и каждому, проходя между гуляющими берендеями, гордится своим народом и говорит:

Народ великодушный во всем велик, —

Мешать с бездельем дело

Не станет он; трудиться, так трудиться,

Плясать и петь — так вдоволь, — до упаду.

Взглянув на вас разумным оком, скажешь,

Что вы народ честной и добрый; ибо

Лишь добрые и честные способны

Так громко петь и так плясать отважно.

Для берендеев любовь – “благо, чувство, великий дар природы, счастье жизни, весенний цвет её!“. Брак их свободен и “не терпит принуждения“. Но он связан с нерушимой верностью и долгом, с правдой и совестью. Именно любовь и стала сюжетным центром чудесной сказки, созданной по народным преданиям.

Снегурочка, дочь Мороза и Весны, олицетворяет сердечную стужу. Мороз желает защитить Снегурочку от гибели и вносит охлаждение в отношения берендеев. А за “сердечную остуду” берендеев Ярило-Солнце, “стужей мстит“. Выпросив у матери умение любить и загоревшись восторгом кипучих страстей, Снегурочка, как и предсказывал её отец, гибнет “от сладких чувств любви“.

С кончиной Снегурочки Мороз оставляет в покое берендеев. И царь призывает свой народ:

Изгоним же последний стужи след

Из наших душ и обратимся к Солнцу.

Сказка завершается славой богу Яриле:

Красное Солнце наше!

Нет тебя в мире краше.

Появлению прекрасной романтической пьесы-сказки «Снегурочка» мы обязаны случаю. В 1873 году Малый театр был закрыт на капитальный ремонт, и его труппа переехала в здание Большого театра. Комиссия управления императорскими московскими театрами решила поставить спектакль-феерию, в которой могли бы блеснуть талантами все три труппы: драматическая, оперная и балетная. Александру Николаевичу Островскому было предложено в короткий срок создать для этого пьесу, на что он охотно согласился. Он взял за основу сюжет из народной сказки «Девочка-Снегурочка».

Поначалу новая вещь называлась «Девушка-Снегурочка», и действие в ней должно было развиваться несколько иначе, чем в окончательном варианте: не было царства берендеев и их поклонения солнцу, был жених Иван-царевич, в событиях участвовал дурак Авоська и т.д. От всего этого в окончательном варианте драматург отказался, и пьеса от этого выиграла.

Музыка к пьесе по просьбе Островского была заказана молодому Петру Ильичу Чайковскому. И драматург, и композитор работали над пьесой с огромным увлечением, очень быстро, в тесном творческом контакте. Островский тщательно искал размеры стихов, обращался к историкам, археологам, знатокам старинного быта, изучил большое количество исторического и фольклорного материала. Сам он высоко ценил эту свою пьесу и писал: «Я в этом произведении выхожу на новую дорогу», о музыке Чайковского отзывался с восторгом: «Музыка Чайковского к «Снегурочке» очаровательна».

Впервые «Снегурочка» была поставлена на сцене Большого театра 11 мая 1873 года.

В 1880 году Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым была написана опера на тот же сюжет.

В 1881 году на сцене Мариинского театра состоялась успешная премьера оперы, которую композитор называл своим лучшим произведением. Сам Островский по достоинству оценил творение композитора: «Музыка к моей „Снегурочке“ удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».

Вот как о «Снегурочке» отозвался Константин Сергеевич Станиславский: «„Снегурочка“ — сказка, мечта, национальное предание, написанное, рассказанное в великолепных звучных стихах Островского. Можно подумать, что этот драматург, так называемый реалист и бытовик, никогда ничего не писал, кроме чудесных стихов, и ничем другим не интересовался, кроме чистой поэзии и романтики».

А Алексей Максимович Горький отмечал в письме: «А вот „Снегурочка” – это событие. Огромное событие – поверьте. Я, знаете, преисполнен какой-то радостью от „Снегурочки”, и хотя видел в Москве вещи ужасно грустные, но уехал из неё – точно в живой воде выкупался».

Ссылка на основную публикацию