Пьеса Фонвизина ” Недоросль” , краткое содержание по действиям и явлением, актуальность её сегодня

Краткое содержание «Недоросль»

Комедия была написана Д. И. Фонвизиным в 1781 г. Основной проблемой произведения является осуждение традиционного воспитания дворян, в частности провинциальных, их глупости и злонравия. Пьеса «Недоросль» написана в классицистическом стиле, что отразилось в «говорящих» фамилиях героев, четком делении на положительных и отрицательных персонажей, а также в единстве времени, места и действия: события происходят в течение 2 дней, в деревне Простаковых. Название «Недоросль» связано с указом Петра I, который запрещал неученым дворянам служить и жениться, называя таких молодых людей «недорослями».

Для общего ознакомления с сюжетом произведения предлагаем краткое содержание «Недоросль».

Главные герои

Госпожа Простакова — жена Простакова. Активная, грубая, необразованная женщина, которая больше думает о собственной наживе, чем о людях вокруг и добродетели, старается все решать силой либо хитростью.

Простаков Митрофан — сын Простаковых, недоросль, молодой человек 16 лет, такой же глупый, как и родители, полностью безвольный, согласен на все, что скажет мать или другие (в конце сразу согласен уйти в армию).

Правдин — постоялец Простаковых, государственный чиновник, приехавший разобраться с непорядками в их именье, решить вопрос жестокости Простаковой по отношению к слугам. Высокоморальный человек, представитель «нового» образованного дворянства, олицетворяет в произведении «Недоросль» правду и слово закона.

Стародум — человек с высокими моральными принципами, который всего в жизни добился сам, не прибегая к обману или хитрости. Дядя и опекун Софьи.

Софья — честная, образованная, добрая девушка. После того как лишилась родителей, живет у Простаковых, влюблена в Милона.

Милон — жених Софьи, с которым они несколько лет не виделись. Офицер, отличался на службе храбростью и смелостью, имеет высокие понятия о человеческой добродетели, чести.

Скотинин — родной брат госпожи Простаковой. Глупый, необразованный мужчина, во всем ищущий наживы, легко лжет и льстит ради выгоды.

Другие персонажи

Простаков — муж Простаковой. Практически ничего не решает в доме, по сути тень и подкаблучник жены, необразованный, безвольный.

Еремеевна — няня Митрофана.

Кутейкин (семинарист, который сам бросил учиться на половине, так как не осилил науки, хитрый и жадный, учитель грамматики), Вральман (бывший конюх Стародума, простой, но умеющий мастерски обманывать – называл себя немцем-учителем светской жизни), Цыфиркин (отставной сержант, честный человек, учитель арифметики) — учителя Митрофана.

Тришка — портной, слуга Простакова.

А ещё у нас есть:

Краткое содержание

Действие 1

Пьеса начинается с того, что госпожа Простакова ругает Тришку, что он сшил плохой кафтан для Митрофана, хотя тот предупреждал о своем неумении шить. Простаков соглашается с женой. Женщина решает наказать портного. Скотинин утверждает, что кафтан пошит хорошо и Тришку выгоняют.

Заходит разговор о Митрофане – наверно он заболел, так как плохо спал всю ночь. При обсуждении сын утверждает, что вовсе не ел, но на самом деле плотно поужинал всю ночь пил квас, а ночью ему виделось, что мать бьет отца. На это Простакова обнимает сына, говоря, что он единственное ее утешение и Митрофан убегает на голубятню.

Скотинин, Простакова и Простаков обсуждают, что хотят отдать за Скотинина сироту Софью. Единственный родственник девушки Стародум давно уехал в Сибирь и не напоминал о себе. Разговор обнажает корыстную, злую личность Скотинина, которому нравится не Софья, а много свиней в ее деревнях.

Софья приносит письмо от внезапно появившегося Стародума. Простаковы не верят, что он жив, пытаются заговорить девушку тем, что на самом деле это письмо от поклонника. Когда Софья предлагает им сами прочитать, оказывается, что все неграмотные.

Входит Правдин, которому и поручают прочитать письмо. Присутствующие узнают, что Стародум сделал Софью наследницей 10 тысяч рублей. Теперь не только Скотинин хочет свататься к девушке, но и Простакова начинает льстить девушке, желая выдать ее за Митрофана. Пока женщины удаляются, забегает слуга и сообщает мужчинам, что мимо проходившие солдаты остановились в их деревне.

Действие 2

Милон и Правдин оказываются старыми друзьями. Правдин рассказывает, что приехал в деревню, чтобы поставить на место «презлую фурию» Простакову. Милон делится тем, что едет в Москву, чтобы встретиться с возлюбленной, которую давно не видел, так как после смерти ее родителей ее взяли на попечение дальние родственники.

По воле случая мимо проходит Софья. Возлюбленные рады друг другу. Софья рассказывает Милону, что Простакова хочет отдать ее замуж за своего глупого 16-летнего сына.
Тут же они встречают Скотинина, который переживает, что может уехать домой без жены и денег. Правдин и Милон подначивают его поссориться с сестрой, говоря, что она играет им как мячиком. Скотинин выходит из себя.

Мимо проходят Митрофан с Еремеевной. Няня пытается заставить юношу учиться, но он не хочет. Скотинин ссорятся с Митрофаном по поводу предстоящей женитьбы, так как оба не против взять в жены Софью. Однако Еремеевна и Правдин не дают им подраться. Скотинин злой уходит.

Появляются супруги Простаковы. Простакова льстит Милону и извиняется, что вовремя не вышла его встретить. Нахваливает Софью и рассказывает, как уже все устроила для ее дяди. Девушка с Простаковым уходят смотреть комнату. Им на смену приходят Кутейкин и Цыфиркин. Учителя рассказывают Правдину о себе, как учились грамоте и как попали в дом Простаковых.

Действие 3

Правдин, увидев из окна карету Стародума, вышел его встретить первым. Чиновник рассказывает о бесчинствах Простаковых по отношению к Соне. Стародум говорит, что нельзя действовать по первому порыву, так как опыт показал ему, что горячность не всегда хорошо, рассказывает Правдину о своей жизни, как увидел, что люди бывают разные.

Тут подходит Софья. Стародум узнает племянницу, они рады встрече. Дядя рассказывает, что бросил все и уехал, потому что иначе заработать денег, не «променивая их на совесть» он не мог.
В это время Простакова и Скотинин успели подраться. После того как их усмирил Милон, Простакова замечает Стародума и приказывает Еремеевне звать сына и мужа. Вся семья Простаковых и Скотинин с излишней радостью приветствуют Стародума, обнимают и всячески льстят. Митрофан повторяет за матерью, что Стародум его второй отец. Это его очень удивляет дядю Софьи.

Стародум говорит, что забирает девушку в Москву отдать замуж. Софья, не зная, что дядя выбрал ей в мужья Милона, все же соглашается с его волей. Простакова и Скотинин пытаются его переубедить. Женщина рассказывает, что в их роду учеба была не в почете, но Митрофан якобы из-за книги не встает и усердно учится. Правдин прерывает женщину, говоря что гость устал с дороги и все расходятся.

Остаются Цыфиркин и Кутейкин, которые жалуются друг другу, что Митрофан не может три года обучиться арифметике и четыре грамоте. Они винят в том немца Вральмана, который мешает учению и оба не против побить горе-ученика, лишь бы тот начал что-то делать.

Входит Митрофан и Простакова. Женщина уговаривает сына поучиться хотя бы для вида. Цифиркин задает две задачи, однако в обеих случаях, до того как Митрофан посчитает, Простакова решает их, основываясь на своем личном опыте: «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке». Только Кутейкин начинает обучать юношу грамоте, как появляется Вральман и говорит, что Митрофану не нужно учиться грамоте и вообще лучше водить дружбу со «своими», неграмотными, в чем его поддерживает Простакова. Вральман оговаривается, что видел свет, сидя на извозчичьих козлах, но вовремя спохватывается и женщина не замечает, что он ей врет.

Простакова и Митрофан уходят. Учителя ссорятся. Цыфиркин и Кутейкин хотят побить Вральмана, но он убегает.

Действие 4

Стародум и Софья беседуют о добродетели, о том как люди сходят с праведной дороги. Дядя объясняет племяннице, что знатность и богатство должны исчисляться не по делам для собственной выгоды, а по делам для отечества и других людей. Мужчина объясняет, что должность должна соответствовать делам, а не одному названию. Говорит и о семейной жизни, что муж и жена должны понимать друг друга, поддерживать, что не важно происхождение супругов, если они любят друг друга но любовь эта должна быть дружеской.

Тут Стародуму приносят письмо из которого он узнает, что молодой человек, за которого он собирался выдать Софью – это Милон. Стародум, беседуя с Милоном, узнает, что он – человек с высокими понятиями о долге и чести. Дядя благословляет племянницу и юношу.

Скотинин отрывает их от беседы, пытаясь показать себя в выгодном свете, но только смешит своей нелепостью. Приходят Правдин, Простакова и Митрофан. Женщина снова хвалит грамотность своего сына. Правдин решает проверить. Митрофан не дает ни одного верного ответа, при этом мать всячески пытается оправдать его глупость.

Простакова и Скотинин продолжают расспрашивать Стародума, кого он выберет для своей племянницы, на что получают ответ, что у нее уже есть жених и они завтра с утра уезжают. Скотинин и Митрофан с Простаковой отдельно планируют перехватить девушку на выезде.

Действие 5

Правдин и Стародум обсуждают то, что скоро все узнают, что без правды и благонравия нельзя достичь чего-то стоящего, что залог благосостояния государства – достойные, честные образованные, воспитанные люди.

Они прерываются, услышав шум. Как оказывается, Еремеевна хотела по приказу Простаковой увезти силой Софью, но Милон ей помешал. Правдин говорит, что это незаконное действие. Он указывает, что дядя и жених девушки могут обвинить Простаковых в злодеянии и требовать немедленного наказания. Женщина пытается выпросить прощение у Софьи, та ее прощает. Простакова, только ее освобождают от вины, собирается наказать слуг, которые не дали злодеянию совершиться и упустили девушку. Однако Правдин ее останавливает – зачитывает пришедшую от правительства бумагу, что с этого момент дом и деревни Простаковых переходят под его опеку. Простакова возмущается и просит хотя бы три дня, но Правдин отказывает. Тогда женщина вспоминает о долгах учителям и Правдин соглашается сам рассчитаться с ними.

Приходят Вральман, Кутейкин и Цыфиркин. Обнаруживается обман Вральмана – что он на самом деле отставной конюх Стародума, а не немецкий учитель и знаток высшего света. Вральман соглашается снова пойти на службу к Стародуму. Цыфиркин не хочет брать лишних денег у Простаковой, так как за все время не смог ничему обучить Митрофана. Правдин, Стародум и Милон награждают Цыфиркина за честность. Кутейкин же не против даже за безрезультатную науку получить деньги, но остается ни с чем.

Стародум, Милон и Софья собираются уезжать. Митрофан говорит, чтобы мать отвязалась от него, отец упрекает его в этом. Правдин предлагает юноше пойти служить и тот соглашается. Простакова в отчаянье, так как потеряла все. Стародум подытоживает произошедшее: «Вот злонравия достойные плоды!».

Заключение

Комедия «Недоросль» Фонвизина – знаковое произведение 18 века, обнажившее острые вопросы того времени. В пьесе противопоставляются образованность, воспитанность, высокие моральные принципы с глупостью, невежеством, злостью и своенравием. Тонкий юмор писателя, его понимание глобальных человеческих проблем позволяет и сегодня зачитываться классической комедией. Советуем не только прочитать пересказ «Недоросля» по действиям, но и оценить произведение полностью.

Тест по комедии «Недоросль»

После прочтения краткого содержания вы можете проверить свои знания, пройдя этот тест.

Краткое содержание пьесы Д.И.Фонвизина Недоросль по действиям

Комедия была написана в 1781 году, в следующем году была представлена в театре, а в 1783 году была напечатана. Д. И. Фонвизин выставил на осмеяние тех поместных дворян, которые кичились своим знатным происхождением, были безграмотны, невоспитанны и жестоки к своим крепостным людям. Передовые люди того времени были согласны с автором, что крепостное право нужно хотя бы ограничить, чтобы помещики не имели такой огромной власти над своими крепостными людьми, но все знают из истории, что крепостное право было отменено только в 1861 году, то есть, через 80 лет после написания комедии.

  • Краткое содержание по действиям
  • Действующие лица
  • Действие первое
  • Действие второе
  • Действие третье
  • Действие четвёртое
  • Действие пятое

Недоросль это дворянский сын, который не окончил учение и не имел права жениться и служить .

Краткое содержание по действиям

Действующие лица

Простаков.

Госпожа Простакова, жена его.

Простаков Митрофан, сын их, недоросль.

Еремеевна, мама Митрофана ( мамой, матушкой в то время называли няню ребёнка).

Софья, племянница Стародума.

Скотинин, брат г-жи Простаковой.

Цыфиркин, отставной сержант.

Действие первое

Первое явление начинается ранним утром в имении Простаковых. Г-жа Простакова возмущена тем, что портной Тришка сшил узкий костюм Митрофанушке и грозится наказать его. Входит Скотинин, брат госпожи. Он приехал на свой сговор с Софьей, родственницей Простакова, которая живёт у них, оставшись сиротой.

Г-жа Простакова не удосужилась сообщить Софье о том, что она собирается выдать её замуж за своего брата. Помещица уверена, что она хозяйка всего и всех. Прикажет и Софье придётся выйти за её брата.

Скотинин просит хозяйку отменить наказание ради его сговора. Простакова соглашается и выгоняет Тришку.

Еремеевна пожаловалась, что Митрофанушка плохо поужинал вчера. Простакова встревожилась здоровьем сына и отправляет его порезвиться на голубятню.

В разговоре со Скотининым выясняется, что он хочет жениться на Софье потому, что у неё от родителей осталось поместье с очень хорошими свиньями, которых он хочет присоединить к своим и умножить своё хозяйство. Кроме свиней,он ни о чём говорить не умеет и не хочет.

Читайте также:  Краткое содержание поэмы Пушкина «Руслан и Людмила»: суть произведения

В следующем явлении приходит Софья с письмом в руке, в котором написано, что её дядюшка Стародум, которого считали умершим, заработал состояние в десять тысяч рублей и делает Софьюшку наследницей этого состояния. Когда новость подтвердилась, Простакова уже видит в бедной родственнице богатую невесту для своего шестнадцатилетнего сына и лебезит перед ней.

Действие заканчивается новостью, что прибыли войска. Все бегут посмотреть. Скотинин отправляется на скотный двор полюбоваться на свиней.

Действие второе

Второе действие происходит тоже в имении Простаковых. В первом явлении встречаются Правдин и Милон. Во время их разговора заходит Софья. Правдин узнаёт, что они знакомы и любят друг друга, но были в разлуке более полугода пока Милон был на службе.

Софья рассказывает, что ей тяжело жилось в этой семье.

Скотинин заявляет, что он не отступится, дядя и племянник едва не подрались из-за невесты.

Приходят учителя Митрофанушки Кутейкин и Цыфиркин.Они жалуются на то, как тяжело учить хозяйского сына, недоросля. Мешают все:

  • Лень Митрофана.
  • Родная мать своей чрезмерной любовью и заботой.
  • Вральман, который сам не учит, потому что он бывший кучер и не даёт учить другим, заручившись поддержкой госпожи.

Митрофан после ссоры с дядюшкой в плохом настроении, не хочет учиться, а хочет жениться. Пугает маменьку намерением утопиться. Простакова ужаснулась его словам и обещает женитьбу на Софье и собирается вязать ему кошелёк для её денег.

Действие третье

В первом явлении приезжает Стародум, Правдин встречает его первым. Они рады встрече. В беседе Стародума и Правдина Фонвизин раскрывает свои взгляды на тогдашнюю действительность, на воспитание молодёжи. Стародум рассказывает Правдину о злоупотреблениях при дворе, о том, что чиновники в учреждениях заняты увеличением своих состояний, а не государственными нуждами. Правдин и Стародум имеют одинаковые взгляды на воспитание молодёжи. Нужно воспитывать сердце и душу, а затем образовывать умы.

Дядюшка и племянница рады встрече. Стародум рассказывает Софье,что у него нет никого, кроме неё, поэтому всё, что он заработал, достанется ей. Теперь она может выйти замуж за того человека, который ей люб, не важно, если он беден. Дядюшка объясняет, что богатство не главное для человека. Золотой болван всё болван.

Приезд Стародума даёт надежду Скотинину, что тот даст согласие на брак с Софьей. Простакова тоже питает надежду поженить Митрофанушку с Софьей. Споры о женитьбе довели сестру с братом до драки.

Правдин и Софья знакомят Стародума с Милоном, и он одобряет выбор племянницы.

Действие четвёртое

Простакова продолжает надеяться, что сможет уговорить Стародума отдать Софью за Митрофанушку. Скотинин тоже не отказывается от своих планов.

Простакова хвалит своего сына и просит проэкзаменовать его, чтобы все увидели его учёность. Гости задают Митрофанушке вопросы по:

Ответы недоросля показывают его абсолютное незнание даже самого элементарного. Он не знает разницы между существительным и прилагательным, истории слышал только от скотницы, слово география не может даже вымолвить.

Простакова уверена, что её сын должен жениться на Софье, Скотинин также уверен в себе. Стародум объявляет, что Софья уже сговорена и не выйдет ни за Скотинина, ни за Митрофана.

Завтра в семь утра Стародум с Софьею уезжают.

Услышав это, Простакова строит козни, как утром украсть её и силой обвенчать с Митрофанушкой. После этого Стародум будет вынужден простить их.

Действие заканчивается тем, что Простакова раздаёт своей дворне и мужу указания по поводу кражи девушки.

Действие пятое

Пятое действие начинается тоже ранним утром, как и первое. После неудачного покушения Софьи, раскрытого Милоном, Простакова на коленях вымаливает прощение у всех.

Когда прощение получено, она в бессильной ярости кричит, что всех запорет до полусмерти, потому что хозяйка властна бить своих слуг сколько хочет.

Правдин сообщает, что он получил пакет с предписанием. Теперь он, как наместник, по указанию свыше, имение Простаковой должен взять под опеку, Митрофанушку отправят служить. Простакова в отчаянии бросается к сыну, который её отталкивает. Она рыдает от горя.

В финале пьесы Стародум, указывая на Простакову, говорит: Вот злонравия достойные плоды

Прошло больше двухсот лет со дня написания пьесы. К сожалению, многие её события, которые критиковал автор, бывают и сегодня. Есть чиновники, которые больше пекутся о своих, а не государственных нуждах. Есть невежественные, невоспитанные, самоуверенные лентяи. К сожалению, пьеса актуальна и сейчас, хотя давно уже нет крепостного права.

Пьесу Фонвизина надо читать полностью, чтобы насладиться её ироничным и саркастичным языком. Конечно, за то время, пока существует пьеса, язык её местами кажется архаичным, но многие фразы из неё давно стали крылатыми выражениями: золотой болван всё болван, не хочу учиться, хочу жениться, вот злонравия достойные плоды.

Не устарел юмор Фонвизина в сценах учения Митрофанушки и в разговорах Скотинина. Слова Митрофанушка и Недоросль и теперь символизируют лодырей и неучей. Читать пьесу необходимо всем, желающим знать русскую словесность.

Чтобы понять, актуальна ли пьеса Недоросль сегодня, надо читать не краткую, а полную версию её.

Краткое содержание пьесы «Недоросль» по действиям (Д. Фонвизин)

Автор: Guru · 11.07.2018

Чтение оригинала произведения приносит ни с чем несравнимое удовольствие, но, тем не менее, отнимает много времени, которое не всегда можно отыскать в процессе подготовки к другим, не менее важным предметам. Именно поэтому так важно научиться правильно использовать краткий пересказ по действиям. Это пособие нужно применять, чтобы напомнить себе содержание книги, прочитанной летом. Кроме того, в подготовке к уроку не забудьте обратиться к анализу произведения.

Действие I

Госпожа Простакова (вот ее характеристика) ругает портного Тришку за плохой кафтан для сына. Но на самом деле одежда хорошая. К скандалу присоединяется супруг Простаковой и её брат – Тарас Скотинин. Брат безумной женщины не хочет выяснять отношения в день своего сговора. Тарас хлопочет о невесте Софьюшке, родственнице сестры. Торжество вечером, а девушка ничего не знает о своей свадьбе. У неё нет отца и матери. Остался только дядя Стародум, но от него семья Простаковых давно не слышала вестей. Скотинин просит сестру поженить его с Софьей. Но не из-за искренней любви он мечтает о свадьбе. Ему нужны свиньи из деревни будущей жены.

Радостная Софья сообщает госпоже о письме от Стародума, своего дяди. Семья не верит, ведь они в мыслях давно похоронили деда и молились за упокой его души. Простакова считает, что племянница врёт, и на самом деле у неё письмо от любимого офицера. Мама Митрофана просит Правдина прочитать письмо. В нём сказано, что Стародум в Москве. В разлуке с племянницей он нажил десять тысяч рублей. Теперь Софья — наследница. У Скотинина и Простаковой шок. Женщина кинулась сватать девице сына (вы найдете образ Митрофанушки здесь). А Тарас надеялся, что от жены будут не только свиньи, но и деньги. Правда, сестра теперь не собирается ему помогать, она преследует свои интересы.

Действие II

Давние друзья, Милон и Правдин разговаривают. Правдин определён членом в здешнем наместничестве. Милон делится трагедией. У него была взаимная любовь, но у избранницы умерла мама. После этого он не видел любимую. Не знает, в каком доме она живёт. Правдин говорил, что видел настоящее варварство в доме Простаковых. Он уже уведомил начальника обо всех безобразиях. Милон встречает Софью – свою любимую будущую супругу. Они не могут наговориться после долгой разлуки. Девушка делится с Милоном о плане бешеной хозяйки женить на ней Митрофана. К разговору присоединился Скотинин. Друзья вместе с Софьей узнают, что он планирует жениться на ней и тратить ее деньги.

Брат Простаковой выясняет отношение с Митрофаном. Они почти подрались. За столом он рассказывает маме о бешеном поступке дяди.

Действие III

Прибывает Стародум. Правдин разговаривает с ним о службе и жизни. Вдруг мудрый старик видит дочь своей покойной сестры. Он делится с молодёжью жизненным опытом.

В доме дерутся Простакова со Скотининым, а Милон разнимает неугомонных людей. К безумным приходит Стародум и объявляет о поездке Софьи в Москву – ей предстоит выйти за достойного жениха. Девушка расстроилась, но дед сказал, что она может выйти, за кого душа пожелает.

Учителя из дома Простаковых беседуют об «успехах» Митрофана по учёбе. Он «трёх перечесть не умеет». Хозяйка дома тратит деньги на образование сына, но напрасно: он хочет лишь жениться и продолжать праздную жизнь.

Действие IV

Стародум с Софьей долго говорили о жизни: о счастье, семейном благополучии и любви. Из Москвы пришло деду письмо от друга. Речь в нём шла о Милоне – возможном женихе девушки. Дядя Милона писал, что юноша — честный и достойный человек. Должен быть в Москве и познакомиться со Стародумом.

Правдин познакомил дядю девушки с Милоном. Мудрецу жених понравился. Молодые счастливы. Скотинин врывается в эйфорию, желает услышать от Стародума: «Софьюшка твоя». Но тот говорит, что взрослый и порочный мужчина — не пара его любимой племяннице. Г-жа Простакова по-прежнему сватает в женихи сына. Она упрашивает Стародума посмотреть, чему мальчик обучился. Посмотрел и снова убедился, что ничему – беспросветная безграмотность. В 7 часов дед планирует уехать вместе с Софьей.

Действие V

Правдину приходит пакет. Ему поручено взять дом Простаковых под опеку. Теперь невинные люди, крепостные, которых била госпожа, не будут страдать от бешеной женщины. Она хотела рано утром принудительно отвезти Софью венчаться с Митрофанушкой, но у неё ничего не получилось. Милон вовремя вступился за любимую.

Правдин решил подать в суд на Простакову за нарушение гражданского спокойствия. Простаковы и Митрофан встают перед Софьей и Стародумом на колени, просят прощения. Благородные люди прощают. После неугомонная женщина говорит Правдину, что будет тиранствовать над слугами, ведь они упустили богатую Софью. Но теперь и этого нет у дамы, ведь на имущество наложен арест. Правдин рассчитывается с учителями. Милон, Софья и Стародум отъезжают, но Простакова падает в обморок. Нет у неё больше власти и любимого сына, потому что он нагрубил матери. Мудрый старик говорит: «Вот злонравия достойные плоды» (подробнее о проблеме воспитания в комедии мы написали тут).

Недоросль

Деревня помещиков Простаковых. Госпожа Простакова в гневе: крепостной портной Тришка, считает она, сшил слишком узкий кафтан её любимому сыну, шестнадцатилетнему недорослю Митрофанушке. Тришка оправдывается тем, что не учился портняжному ремеслу, но госпожа ничего и слушать не хочет. Её муж, Простаков, недалёкий и послушный жене человек, высказывает мнение, что кафтан мешковат. А Тарасу Скотинину, брату Простаковой, кажется, что кафтан «сшит изряднехонько».

Сам же кафтан — обновка Митрофанушке к сговору Скотинина с Софьей, дальней родственницей Простаковых. Отец Софьи умер, когда она была ещё младенцем. Девушка росла у матери в Москве. Но уже минуло полгода, как она осталась круглой сиротой. Простаковы взяли её к себе, чтобы «надзирать за её имением, как за своим собственным». Дядюшка Софьи, Стародум, уехал в Сибирь. На протяжении долгого времени о нём не было никаких известий, и Простаковы считают, что он давно умер.

Скотинин хочет жениться на Софье — не потому, что ему нравится девушка, не потому, что он хочет завладеть её деревеньками, но потому, что в этих деревеньках много. свиней, а до них он большой охотник. А Софья ещё не знает, кого прочат ей в мужья.

Софье приходит письмо от Стародума. Госпожа Простакова, услышав об этом, крайне раздражена: не сбылись её надежды, дядюшка оказался жив. Простакова обвиняет Софью во лжи: письмо, дескать, амурное. Но проверить утверждение она не может, ибо неграмотна. Её муж и брат тоже читать не горазды. Их выручает постоялец Правдин. Он читает письмо, в котором Стародум извещает племянницу, что делает её наследницей своего состояния, нажитого им в Сибири, которое даёт доходу десять тысяч в год. Госпожа Простакова поражена этим известием. У неё возникает новая идея: выдать Софью за своего сына, неуча Митрофана.

Через деревню Простаковых проходят солдаты. Их ведёт офицер Милон. Он встречает здесь своего старого друга, Правдина. Тот рассказывает, что состоит членом наместнического правления. Правдин объезжает округ и особенно обращает внимание на «злонравных невежд», которые плохо обращаются со своими людьми. Именно таких невежд он нашёл в лице Простаковых.

Милон же рассказывает, что он влюблён и более полугода находится в разлуке с любимой. Недавно он узнал, что его возлюбленная осталась сиротой и какие-то дальние родственники увезли её в свои деревни. В тот момент, когда Милон говорит об этом, он внезапно видит свою возлюбленную — это Софья.

Влюблённые рады встрече. Но Софья рассказывает, что госпожа Простакова хочет выдать её замуж за Митрофанушку. Милона терзает ревность. Правда, она ослабевает, когда он узнает побольше о своём «сопернике».

Проходящий мимо Скотинин бесцеремонно заявляет о своих видах на Софью. Правдин рассказывает ему о планах госпожи Простаковой. Скотинин в бешенстве. На глаза ему попадается Митрофан, которого ведёт учиться няня Еремеевна. Дядя желает объясниться с племянником и уж было набрасывается на него с кулаками. Но Еремеевна заслоняет собою Митрофанушку и прогоняет Скотинина.

Читайте также:  Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина: назначение поэта в служении его произведений людям

Приходят учителя Митрофанушки: Сидорыч — Кутейкин и Пафнутьич — Цыфиркин. Кутейкин, дьячок от Покрова, недоучившийся в семинарии, учит Митрофана грамоте по Часослову и Псалтыри. А Цыфиркин, отставной сержант, — учитель арифметики.

Митрофан отказывается учиться. Он жалуется матери, что после дядюшкиной «таски» ему не идёт на ум ученье. Еремеевна рассказывает о столкновении со Скотининым. Простакова утешает сына, обещает его скоро женить. Учителей она велит накормить обедом и вновь прислать. Госпожа недовольна Еремеевной: та «не впилась в харю» Скотинину и «не раздёрнула ему рыла по уши». Простакова собирается по-своему «переведаться» с братцем. Усердная Еремеевна от обиды плачет. Учителя утешают её.

Приезжает Стародум. Прежде чем показаться хозяевам, он беседует со старым знакомым, Правдиным. Стародум вспоминает о своём отце, служившем Петру Великому, хвалит те времена. Стародум приехал, чтобы освободить свою племянницу от «невежд без души». Он был вынужден покинуть государственную службу. Когда Стародум ещё служил по военной части, он подружился с молодым графом. По объявлении войны Стародум поспешил в армию, а граф от этого уклонился. И вскоре после этого граф был произведён чином, а Стародум, раненный на войне, обойдён. Выйдя в отставку, Стародум приехал в Петербург ко двору. Но позже он решил, что «лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней».

Стародум встречается с Софьей и обещает увезти племянницу от Простаковых. Разговор прерван появлением Простаковой и Скотинина. Сестра с братом дерутся, а Милон разнимает их. Стародума эта сцена забавляет. Госпожа Простакова раздражена весельем незнакомца, но, узнав, что это Стародум, она меняет тон на самый раболепный и угодливый. Она хочет подольститься к богатому родственнику и поспособствовать этим женитьбе Митрофанушки на Софье.

Но Стародум обещает на следующее же утро отвезти Софью в Москву, чтобы там выдать её замуж за некоего «молодого человека больших достоинств». Это известие повергает всех в уныние, а Софья «кажется поражённою». Тогда Стародум говорит ей, что выбор достойного жениха — всецело в её воле. Это всем возвращает надежду. Госпожа Простакова хвалится перед Стародумом образованием Митрофанушки. Она особенно довольна немцем Адамом Адамычем Вральманом, которого наняла на пять лет. Она платит ему триста рублей в год (прочим учителям — десять). Вральман учит Митрофана «по-французски и всем наукам». Но главное — он «ребёнка не неволит».

Тем временем Кутейкин и Цыфиркин печалятся о том, что учение идёт не очень успешно. Арифметике Митрофан учится третий год, а «трёх перечесть не умеет». Грамоту он изучает четвёртый год, а до сих пор «новой строки не разберёт». А вся беда в том, что Вральман потакает ленивому ученику и мешает учёбе.

Госпожа Простакова уговаривает сына поучиться. Тот требует, чтобы поскорее был сговор: «Не хочу учиться, хочу жениться». Цыфиркин задаёт Митрофану две задачи. Но мать вмешивается и не даёт решить их. Вообще арифметика представляется ей пустой наукой: «Денег нет — что считать? Деньги есть — сочтём и без Пафнутьича хорошохонько». Приходится Цыфиркину закончить занятие. Его место заступает Кутейкин. Митрофан бессмысленно повторяет за ним строки из Часослова. Тут появляется Вральман. Он объясняет госпоже Простаковой, что излишне набивать голову очень опасно. Вральман считает, что можно обойтись и без российской грамоты, и без арифметики. Митрофанушке, говорит он, нужно лишь знать, как жить в свете. Вральман отпускает Митрофана порезвиться.

Цыфиркин и Кутейкин хотят побить Вральмана. Отставной сержант замахивается доскою, а дьячок — Часословом, но немцу удаётся убежать.

Софья читает книгу Фенелона о воспитании девиц. Стародум беседует с ней о добродетели. Он получает письмо от графа Честана. Это дядя Милона, который хочет женить своего племянника на Софье. Заговаривая с Софьей о её замужестве, Стародум вновь замечает, что она смущена. Тут появляются Правдин и Милон. Правдин представляет Милона Стародуму. Оказывается, Милон в Москве часто бывал в доме Софьиной матери, и та любила его как сына. Стародум, беседуя с Милоном, убеждается, что имеет дело с достойным человеком. Милон просит руки Софьи, упоминая о своей «взаимной склонности» с девушкой. Стародум с радостью узнаёт, что Софья избрала именно того, кого он сам прочит ей в мужья. Он даёт согласие на этот брак.

Но прочие претенденты на руку Софьи ничего не ведают и не оставляют своих надежд. Скотинин принимается говорить о древности своего рода. Стародум в шутку делает вид, что во всём с ним согласен. Госпожа Простакова предлагает Стародуму посмотреть, как Митрофанушка выучен. Софьин дядюшка изображает, будто в восторге от Митрофанушкиной учёности. Однако он отказывает и Скотинину, и Митрофанушке, сообщив, что Софья уже сговорена. Он объявляет, что уедет с Софьей в семь утра. Но госпожа Простакова решает, что до этого времени она успеет «поставить на своём». Она расставляет по дому «часовых».

Правдин получает пакет; ему предписано взять в опеку дом и деревни Простаковых при первом же случае, когда нрав Простаковой будет угрожать безопасности подвластных ей людей. Правдин рассказывает об этом Стародуму. Их разговор прерван шумом.

Люди Простаковой тащат сопротивляющуюся Софью к карете — венчаться с Митрофанушкой. Милон, заставший эту сцену, освобождает невесту. Правдин грозит, что Простакова предстанет перед судом как «нарушительница гражданского спокойства». Госпожа Простакова бурно раскаивается в своём поступке. Стародум и Софья прощают её. Простакова рада прощению: уж теперь-то она отомстит своим слугам за произошедшую неудачу! Но сделать этого ей не удаётся: Правдин объявляет, что по правительственному указу он принимает в опеку дом и деревни Простаковых.

Скотинин подобру-поздорову уезжает к себе, к своим любимым хлевам. Госпожа Простакова просит Правдина дать ей власть хотя бы на три дня. Но тот не соглашается. Он зовёт учителей, чтобы рассчитаться с ними. Еремеевна приводит Кутейкина, Цыфиркина и Вральмана. Правдин отпускает их восвояси. Кутейкин требует, чтобы ему заплатили за ученье, за стоптанные сапоги. А Цыфиркин отказывается от платы, потому что Митрофанушка ничему не научился. За такое великодушие Стародум, Милон и Правдин дают ему денег. А Кутейкину Правдин предлагает рассчитаться с самой госпожой. Тот в ужасе восклицает: «От всего отступаюсь». Во Вральмане Стародум узнаёт своего бывшего кучера. Оказывается, Вральман нигде не мог сыскать себе места кучера и пришлось ему идти в учителя. Стародум соглашается опять взять его к себе кучером.

Стародум, Софья и Милон собираются уезжать. Простакова обнимает Митрофанушку: «Один ты у меня остался. » Но сын грубит ей. Мать падает в обморок. Правдин решает отправить Митрофана на службу. Очнувшись, госпожа Простакова причитает: «Погибла я совсем. » А Стародум, указывая на неё, произносит: «Вот злонравия достойные плоды!»

«Недоросль» (краткое содержание). Пьеса Д.И. Фонвизина по главам за 10 минут

Краткое содержание пьесы «Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина — это возможность за 10 минут прочитать все произведение и получить ответы на все основные вопросы по сюжету, персонажам и основным действиям.

Пьеса «Недоросль» относится к жанру комедия. Денис Иванович Фонвизин удачно показывает в ней отсутствие благородства и даже элементарной образованности у дворян. История наполнена интересными деталями, например, у каждого персонажа очень говорящая фамилия. Само название тесно привязано к указу Петра первого, который так называл необразованных дворян.

Персонажи

Госпожа Простакова. Богатая дворянка, известная скверным характером. Постоянно оскорбляет и тиранит родню, однако безумно любит своего сына, поэтому всячески балует его. Женщина привыкла решать проблемы семьи грубой силой и иногда хитростью.

Митрофан Простаков. Сын госпожи Простаковой. Молодой человек, который выделяется чрезмерной ленью, необразованностью и медлительностью. Он не желает учиться, целые дни проводит за едой и сном.

Правдин. Чиновник, присланный осмотреть имение, чтобы принять меры к недостойным дворянам, живущим здесь.

Стародум. Дядя Софьи, проведший долгое время в Сибири. Приехал в поместье Простаковых, чтобы забрать племянницу и выдать ее замуж. В человеке ценит благородство и ученость, живет по принципам Петра Первого.

Милон. Молодой офицер, возлюбленный Софьи, с которым она была разлучена. Отличается добрым нравом, честностью, совестливостью.

Софья. Молодая девушка, которая рано стала сиротой. Из родственников у нее только дядя. Она живет у Простаковых. Ее хотят взять в жены «недоросль» по указке матери и Скотинин.

Скотинин. Брат злобной хозяйки имения, который очень схож с сестрой характерами. Во всем ищет выгоду. Самое важное в его жизни – это свиньи. Поэтому он часто похваляется своим заводом.

Муж Простаковой. Тихий и неприметный мужчина, который во всем поддакивает жене.

Еремеевна. Няня Митрофана, которая безуспешно пытается того воспитывать.

Кутейкин. Учитель Митрофана. Пытается образовывать парня.

Цыфиркин. Еще один учитель Митрофана. Тоже старается научить его хоть чему-то.

Вральман. Учитель-немец, который ранее был кучером.

Тришка. Портной Простаковых, которого прогоняют, так как он плохо сшил кафтан.

Первое действие

История рассказывает о дворянской семье, известной своей грубостью и невежеством. Во главе семьи госпожа Простакова – злобная склочница, которая постоянно ругает и тиранит своих домашних. Муж этой барышни ее боится и делает все, что она говорит. У пары есть сын Митрофан (это он является недорослем), который только и умеет, что есть да спать. У Простаковой есть брат Скотинин Тарас, который по характеру очень схож с ней. Главное в жизни Скотинина – свиньи.

Начинается сюжет с того, что госпожа Простакова ругает Тришку, который неправильно сшил кафтан для ее сына. Муж соглашается с женой, поэтому горе-портного собираются наказать. Скотинин же утверждает, что кафтан сшит хорошо. Тришку выгоняют.

Далее беседа перескакивает непосредственно на Митрофана. Тот утверждает, что очень плохо спал ночью, так как плохо ел. На самом же деле, сын Простаковой плотно поужинал и напился квасу. Ночью ему снилось, что матушка избивает отца. Госпожа Простакова очень переживает за сына, она обнимает его, говорит, что Митрофан – ее единственная гордость. После этого сын убегает к голубям.

Оставшиеся собеседники меняют тему и обсуждают, что Скотинина нужно женить на Софье. Эта молодая и красивая девушка живет в их доме. Она рано лишилась семьи, но у нее имеется большое наследство. Ее единственный родич Стародум давно отправился в Сибирь, но от него с тех пор нет ни единой весточки. Скотинину не нравится девушка, зато очень нравятся ее богатства. В свое время, чтобы помочь брату, Простакова помешала свадьбе Софии и ее возлюбленного Милона.
В этот момент Софья приносит им письмо от Стародума, из которого они узнают, что девушка становится наследницей еще большего богатства. Теперь в свадьбе заинтересован не только Скотинин, но и госпожа Простакова желает выдать девушку за сына. Письмо им читает Правдин, так как вся семья Простаковых неграмотная.

Действие завершается тем, что прибегает слуга и заявляет, что в их деревеньке остановились солдаты. Среди них есть молодой офицер Милон. Так же в поместье Простаковых останавливается Правдин.

Второе действие

Остановившиеся в поместье Милон и Правдин оказываются давними знакомыми. Последний рассказывает молодому офицеру, что прибыл в деревню для того, чтобы разобраться со злобной Простаковой. Правдин является правительственным чиновником, которого послали ездить по деревням и обуздывать дворян. Милон же сообщает, что направляется в Москву, так как хочет повидаться со своей любовью. Они давно не виделись, так как девушка осиротела, после чего ее взяла на воспитание дальняя родня.

В этот момент мимо случайно проходит Софья. Возлюбленные радуются неожиданной встрече, и девушка рассказывает, что хозяйка имения желает женить ее на своем сыне. В этот момент появляется брат Простаковой, который в очередной раз хотел уговорить Софью выйти за него замуж. Мужчина очень переживает, что ему придется ехать домой без жены и денег. Милон и Правдин советуют ему избавиться от гнета сестры, которая вертит им, как захочет. Скотинин впадает в ярость.
Митрофан и его няня Еремеевна беседуют между собой. Та отчитывает мальчика, что он не хочет учиться. Скотинин и Митрофан ссорятся, так как оба желают заполучить Софью в жены. Но от драки их спасают няня и чиновник Правдин. Скотинину, все еще не остывшему от злости, приходится уйти.
Затем появляется госпожа Простакова с мужем. Дворянка пытается льстить Милону и просит прощения, что не смогла его встретить. Она без устали хвалит Софью и рассказывает, как уже устроила все для ее дяди Стародума. В итоге толпа расходится, а на сцене появляются учителя из поместья Простаковых – Кутейкин и Цыфиркин. Они рассказывают оставшемуся Правдину, каким образом получили свое образование и почему оказались в этом поместье.

Третье действие

В поместье Простаковых прибывает дядя Софьи Стародум. Он известен сильным характером и непоколебимой волей. В свое время успел много где послужить, но не сыскал никаких чинов, так как работал не для денег, а по велению совести. Затем он решил уехать в Сибирь, где честным путем заработал большие деньги. Вернулся он не только для того, чтобы завещать Софье большую сумму денег. Он хочет стать ее дальнейшим опекуном. Правдин и племянница очень рады Стародуму.

В этот момент поблизости слышится крик, который принадлежит Простаковой. Она затеяла драку с братом. Женщина вцепилась ногтями ему в шею и пытается добраться до лица. Причина драки: Скотинин посмел обидеть ее сына Митрофана. Правдину приходится их разнимать. И тогда Простакова замечает Стародума. Она тут же меняет свою манеру поведения. Муж Простаковой и Скотинин кидаются обнимать Стародума. Митрофан даже целует ему руку и называет вторым папенькой.

Читайте также:  Повесть о настоящем человеке Полевого: история создания, сюжет и краткое содержание, основные идеи

Дядя Стародум объявляет всем, что собирается выдать Софью замуж. Скотинин сразу же начинает расхваливать себя. Он говорит, что имеет достаток, хороший свиной завод, и вообще мало таких, как он, в мире. В это же время включается в разговор Простакова и расписывает достоинства Митрофана. Особый упор она делает на том, что тот получает разностороннее образование квалифицированных учителей.

Затем дядя Софьи уходит отдыхать после дороги, а госпожа Простакова велит срочно звать учителей Митрофана и начинать занятия. Она наставляет сына, чтобы тот отвечал громко и тем самым производил на Стародума благоприятное впечатление. Митрофана занятия мало волнуют. Он не хочет заниматься, пытается отбиться, но в итоге его все равно засаживают за учебу. Однако занятие не проходит успешно. Как бы ни старались учителя, Митрофану не удается правильно отвечать. В конце концов, приходит третий учитель-немец. Он пеняет Кутейкину и Цыфиркину, что они плохо влияют на ребенка своей учебой, которая совершенно необязательна. Простакова забирает сына на отдых.

Четвертое действие

После отдыха Стародум беседует с племянницей. Он объясняет девушке, что богатство и знатность должны служить другим людям и родине, а не собственной выгоде. Также Стародум рассуждает о семейной жизни. Он говорит, что супруги должны вместе делить все радости и тревоги, а отношения у них должны складываться дружескими. Также мужчина учит девушку, что происхождение любого из пары не имеет значения, если они любят друг друга.

После этой беседы Стародуму приносят письмо. Из него дядя узнает, что тот молодой человек, за которого он собирается выдать замуж племянницу – это Милон. Софья рассказывает, что уже давно связана с Милоном и любит его. Офицер показал себя с самой лучшей стороны в глазах Стародума, поэтому он благословляет пару.

Беседу прерывает Скотинин. Он делает новую попытку посвататься к Софье. Однако, как обычно, выставляет себя не в положительном ключе. Окружающие лишь смеются от его нелепости. Тут появляется Простакова с сыном, также приходит Правдин. Женщина в очередной раз хвалит сына за его образованность и грамотность. Правдин решает, что это нужно проверить. Однако Митрофан неправильно отвечает на каждый вопрос. Госпожа Простакова все время пытается как-то оправдать глупость сына. Однако женщина лишь ухудшают ситуацию, так как и сама не слишком умна.
Стародум перекрывает все дальнейшие попытки свататься и сообщает, что Софья уже помолвлена с Милоном. Он говорит, что дал свое благословение. Дядя собирается на следующий день забрать девушку из поместья. Скотинин и Простакова досадуют на сложившиеся обстоятельства и решают предотвратить свадьбу. Они хотят перехватить Софью по дороге из их деревушки.

Пятое действие

Последнее действие начинается с того, что Правдин получает приказ взять под правительственную опеку имение и окружающие деревни дворян Простаковых, так как те оказались недостойными. Дядя Софьи с удовольствием одобряет такое решение наместника. Он замечает, что нынешняя государыня Екатерина очень хорошо понимает: нельзя слишком угнетать крестьян и до добра это не доведет.
В это время Софью, которая уезжает из деревни, пытаются перехватить люди Простаковых, чтобы насильно выдать замуж за Митрофана. Милон обнажает шпагу и защищает свою невесту. К ним подбегает Правдин и грозится придать дело суду, чтобы дворяне ответили за подобный произвол. Добрые Софья и Стародум уговаривают Правдина не доводить ситуацию до суда. Однако госпожа Простакова узнает, что девушку упустили, и тут же бросается карать своих слуг. Тогда Правдин объявляет, что семья Простаковых по указанию сверху лишается своих имений.

Скотинин пытается сбежать от ответа в собственное имение. Правдин требует привести учителей Митрофана, чтобы выплатить им жалование, которое удерживала Простакова. Когда появляются учителя, то Правдин с удивлением узнает в немце своего бывшего кучера. Он интересуется, как же тот дошел до учительствования. На что мужчина отвечает, что несколько месяцев скитался в поисках работы и оставалось ему либо помереть с голоду, либо устроиться учителем.

Госпожа Простакова сражена таким поворотом судьбы. Она плачет и ищет утешения у Митрофана. Но сын грубо ее отталкивает. Правдин отдает приказ Митрофану немедленно отправляться на службу. Женщина рыдает еще больше, ведь она потеряла не только все хозяйство, но еще и сына. Итог истории подводит Стародум. Он отмечает, что вот такие плоды пожинают злонравные люди.

Когда я узнал о существовании ребят из “Читай Быстро”, то сразу напросился вести их блог :). Люблю запах книг. Люблю буквы. Люблю видеть как книги меняют людей. Раз в месяц прохожу тест на скорость чтения и очень расстраиваюсь если цифры в сертификате не растут :).

Фонвизин, “Недоросль”: анализ, краткое содержание, персонажи, смысл названия

Тема сегодняшнего повествования – история создания и анализ «Недоросля» Фонвизина. Произведение автора екатерининской эпохи не утратило актуальности и сегодня. Комедия Фонвизина «Недоросль» вошла в фонд классической литературы. В этом произведении затронут ряд проблем и вопросов, привлекающих читателей во все времена.

Анализ «Недоросля» Фонвизина должен включать краткую характеристику героев этого драматургического произведения. Стоит также рассказать об идее русского литератора. Что вдохновило Фонвизина на написание комедии, популярной на протяжении более двухсот лет? Какие недостатки общества автор прежде всего хотел высмеять в своем сочинении? И какова была реакция современников на это произведение? Ответы на все эти вопросы содержатся в статье. Но прежде чем приступить к анализу «Недоросля» Фонвизина, следует рассказать о главных событиях, изображённых в пьесе.

Действия, как и в любом другом драматургическом произведении эпохи классицизма, совершаются в течение всего одного дня.

Краткое содержание «Недоросля» Фонвизина

События происходят в деревне помещиков Простаковых. В чём заключается смысл названия комедии «Недоросль» Фонвизина? Даже не зная значения этого слова, можно догадаться, что имеет оно негативный оттенок. Смысл названия комедии «Недоросль» Фонвизина следует искать в реалиях XVIII века. Современники писателя использовали этот термин по отношению к молодым дворянам, не получившим особого удостоверения, свидетельствующего о получении образования. Такой документ выдавал учитель. Если же у юноши удостоверения не было, его не принимали на службу и не позволяли вступать в брак.

Недорослем в комедии назван сын главной героини – помещицы Простаковой. Начинается произведение со сцены, происходящей в ее доме. Простакова злится на Тришку, потому как тот сшил чересчур широкий кафтан ее сыну Митрофанушке. То, что слуга не имеет необходимых навыков в портняжном деле, и давать ему подобные поручения было изначально ошибкой, она не учитывает.

Шестнадцатилетний отрок не проявляет особого рвения в учебе, чему способствует необразованность и глупость его матери. Подробнее об этих персонажах расскажем позже. Прежде автор знакомит читателей с Софьей – положительной героиней произведения.

Девушка не так давно проживает в доме Простаковой. Она родственница помещицы, и у неё нет никакого состояния. По крайней мере, так полагает Простакова. Но однажды Софья получает письмо от своего дяди Стародума. Послание госпожа Простакова прочитать не в состоянии, потому что грамоте не обучена. Правдин, прочитав письмо, излагает ей краткое содержание. В «Недоросле» Фонвизина этот герой, наряду со Стародумом, является сторонником просвещения.

О чём же письмо, полученное Софьей? Стародум пишет племяннице о том, что завещает ей огромное состояние. Это приводит в возбуждение почти всех персонажей комедии. Простакова полагала, что девушка – круглая сирота. Но неожиданный поворот событий наводит на мысль о том, что племянницу Стародума можно выдать замуж за безалаберного Митрофана.

О женитьбе на Софье начинает мечтать и Скотинин. Однако сердце Софьи занято. Она влюблена в офицера Милона, с которым познакомилась в Москве еще до того, как осиротела. Вскоре она встретит молодого человека снова, и он спасет ее от притязаний корыстного Скотинина и деспотичной Простаковой.

В небольшой город, в котором происходят главные события, приезжает Стародум. Он узнает в одном из учителей Митрофанушки своего бывшего кучера. Преподаватели сына Простаковой достойны особого внимания.

Кутейкин – недоучившийся семинарист. Цыфиркин – отставной сержант. Вральман, фамилия которого говорит о его человеческих качествах весьма красноречиво, Митрофанушку ничему не учит, потому как и сам мало чего знает. Как уже было сказано, раньше он трудился кучером. Но был уволен, подходящей работы не нашел, а потому пошёл в учителя. То, что в преподавательском деле Вральман некомпетентен, Простакова не замечает, так как сама крайне невежественна.

История написания

Замысел комедии «Недоросль» у Фонвизина возник в 1778 году. Более года русский литератор провел во Франции, где изучал юриспруденцию, философию. Он наблюдал за тем, как живут европейские аристократы, и пришел к довольно неутешительному выводу: русское дворянство погрязло в косности и невежестве. По возвращении домой Фонвизин приступил к написанию произведения. На это ушло у него более трех лет.

Идея комедии «Недоросль» Фонвизина была по тем временам весьма оригинальной. Писатель стремился высмеять недостатки типичных представителей помещичьего сословия. Неудивительно, что и в Москве, и в Петербурге его комедию долгое время отказывались ставить.

Критика современников

Тема комедии «Недоросль» Фонвизина цензорам показалась интересной, однако слишком много в ней было смелых реплик. В 1782 году состоялась премьера спектакля. Произведение Фонвизина имело ошеломительный успех. Правда, театр, на сцене которого была поставлена пьеса, едва не закрыли. Кроме того, комедия вызвала недовольство Екатерины II.

Идея произведения

Духовное разложение представителей дворянства в условиях крепостного права – основная тема комедии, о которой речь идет в этой статье. По мнению Фонвизина, педагогические методы определяют нравственный облик целого поколения. В 18-м веке помещики нередко доверяли воспитание своих детей недоучившимся дьячкам, неграмотным нянькам, иностранцам, имеющим сомнительные образование. Такие «педагоги» способны учить лишь юношей, подобных Митрофанушке – центральному персонажу комедии Фонвизина «Недоросль».

Автор этого произведения на простых примерах показал, что дворяне в большинстве своем не помнят ни о чести, ни о достоинстве. Они не служат интересам государства, не соблюдают нравственных и государственных законов. Остроту драматургическому произведению Фонвизина придает победа добра над злом, которая, впрочем, имеет случайный характер. Если б Стародум не вернулся из Сибири вовремя, а Правдин не получил предписания взять имущество Простаковой, всё закончилось бы для Софьи не столь благополучно. Она бы не покинула город с молодым образованным офицером Милоном, а стала бы женой глупого Митрофанушки.

Персонажи

Система образов в «Недоросле» Фонвизина довольно проста. Герои делятся на положительных и отрицательных, почти все из них имеют говорящие фамилии: Вральман, Стародум, Правдин. Отрицательные персонажи – представители старого дворянства, пытающиеся удержаться всеми силами за устаревшие идеи крепостнического строя. Им противопоставлены герои, поддерживающие идеи Просвещения, – Правдин, Софья, Милон, Стародум.

Положительные и отрицательные герои

Среди персонажей комедии можно выделить несколько дуальных пар. Так, Софья противопоставлена Митрофанушке. Стародум – приверженец просветительских взглядов. Это человек нового времени. А потому он представляет собой противоположность помещицы Простаковой. Милон противопоставлен Скотинину. Если первый образован и воспитан и испытывает к Софье искренние чувства, то второй хочет жениться на девушке из корыстных соображений. Скотинин мечтает обзавестись землей, где будет активно заниматься животноводством, а именно разводить свиней.

Митрофанушка

Анализ «Недоросля» Фонвизина не может обойтись без описания этого яркого персонажа. Глупый избалованный юноша абсолютно не подготовлен к самостоятельной жизни. Всё за него делает мать, слуги или няни. От Простаковой отрок перенимает неуправляемую страсть к деньгам. Он, как и мать, груб, неуважителен к родным. Безвольность Митрофанушка наследовал от своего отца. Шестнадцатилетний юноша не хочет учиться, но хочет жениться. Он представляет собой противоположность Софье, образованной, серьезной, умной девушке с нелегкой судьбой.

Простакова

Делая анализ «Недоросля» Фонвизина, следует уделить внимание отрицательной героине. Простакова – необразованная, глупая женщина, однако при этом очень хитрая. Она практичная хозяйка, любящая мать. Для Простаковой беззаботное будущее и счастье Митрофанушки стоят превыше всего. Но в воспитании она совершает роковые ошибки, потому как не знает ничего о правильных педагогических методах. Она обращается с сыном так, как обращались когда-то с ней ее родители. В ведении хозяйства и воспитании сына помещица используют исчерпавшие себя ценности и идеи.

Стародум

При анализе «Недоросля» Фонвизина особое внимание следует уделить герою, символизирующему просветительские идеи, о которых в 18-м веке в России известно было немногим. Стародум общается с Софьей совсем не так, как Простакова с Митрофанушкой. Он использует совершенно иные методы воспитания. Беседуя с Софьей на равных, наставляет, дает советы, исходя из своего богатого опыта. Ничего не зная о чувствах Софьи к Милону, он не принимает за неё решений. Стародум хочет, чтобы племянница вышла замуж за умного, образованного офицера, однако не навязывает ей своих взглядов.

В этом образе автор изобразил свой идеал воспитателя и родителя. Стародум – авторитетная сильная личность, прошедшая достойный путь. Для современных читателей этот герой, конечно же, не является идеальным воспитателем. Но на современников Фонвизина, вдохновленных просветительскими идеями, он оказал сильное впечатление.

Ссылка на основную публикацию