Повесть временных лет краткое содержание и правда о летописи

Краткое содержание «Повесть временных лет»

Книга «Повесть временных лет» относится к наиболее ранним древнерусским летописным сводам, дошедшим до нас. Была написана в Киеве в XII веке, предположительно, монахом Киево-Печорского монастыря Нестором. Свод вобрал в себя большое количество сказаний, легенд, преданий о различных событиях и исторических лицах.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Повесть временных лет» по главам для читательского дневника и лучшей подготовки к уроку литературы.

Главные герои

Главными героями произведения являются князья династии Рюриковичей.

Краткое содержание

«Так начнем повесть сию…»

После потопа трое сыновей Ноя – Сим, Хам и Иафет – разделили землю, и договорились не нарушать границы владений друг друга. Симу « достался восток », Хаму отошли земли на юге, а « Иафету же достались северные страны и западные ».

Когда численность людей заметно увеличилась, было принято « создать столп до неба». Увидев это, бог разрушил высокую башню, разделил народы и « рассеял по всей земле ».

Одним из народов оказались славяне, занявшие земли потомков Иафета. Многие из них осели на берегах Днепра: поляне жили в полях, древляне обитали в лесу.

Апостол Андрей, брат Петра, распространял учение о Христе на берегах Черного моря. Однажды он отправился вверх по течению Днепра, чтобы добраться в Рим. Во время стоянки он увидел живописное место с высокими холмами. Андрей взошел « на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу », сказав, что здесь появится великий город.

Среди полян жили « три брата: один по имени Кий, другой – Щек и третий – Хорив, а сестра их – Лыбедь ». На том месте, что благословил апостол Андрей, был ими построен город и назван в честь старшего брата Кия – Киевом.

После смерти братьев поляне оказались во власти хазар, которые потребовали платить им дань. Поляне передали им с каждого дома по мечу. Увидев столь необычную дань, старейшины хазар предсказали, что поляне в будущем будут сами собирать дань с других народов.

Начиная с 852 года « стала прозываться Русская земля ». Многочисленные племена, устав от постоянных междоусобиц и войн, порешили между собой выбрать одного общего князя, который управлял бы ими и судил по единым законам. Им стал князь Рюрик, представитель варягов, что «н азывались русью ». Обосновался Рюрик в Новгороде.

Два боярина Рюрика – Аскольд и Дир – с его позволения отправились с « войной на греков ». Поход их окончился сокрушительным поражением – византийский правитель всю ночь молился, и неожиданно началась сильнейшая буря, сокрушившая корабли противника. Лишь немногим из них « удалось избегнуть этой беды и вернуться домой ».

В 879 году умер Рюрик, передав княжение своему родственнику Олегу до тех пор, пока не повзрослеет его малолетний сын Игорь. Олег переселился в Киев, провозгласив его столицей. Он « начал ставить города и установил дани » с большого количества племен, а также покорил Царьград. После своей блестящей победы он получил прозвище – Вещий.

Со временем Олег стал спокойно княжить в Киеве, « мир имея со всеми странами ». Помня о предсказании, согласно которому смерть настигнет его от любимого коня, князь приказал больше не приводить его. Конь давно умер, и Олег, смеясь над пророчеством, пнул ногой его череп. Из него выползла ядовитая змея, от укуса которой и скончался князь Олег.

После смерти Олега в 913 году « стал княжить Игорь ». Древляне отвернулись от нового князя, но он пошел на них с свойском и обложил еще большей данью. Игорь отправился на Византию, где потерпел поражение. Укрепив свой флот, он вновь отправился к грекам, чтобы отомстить за свой позор.

Византийский царь, оценив военную мощь князя Игоря, предложил ему богатую дань. Посоветовавшись с боярами, князь согласился. Алчные дружинники Игоря надоумили его взять еще дань с древлян, но те взбунтовались и убили князя.

После смерти Игоря осиротела его жена Ольга и маленький сын Святослав. Древляне хотели выдать ее в жены своему князя. Однако женщина не только не допустила этого, но и отомстила убийцам мужа, уничтожив их.

Начало княжения Святослава, сына Игорева

В 955 году « отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду ». Царь Константин, восхищенный ее красотой и острым умом, решил сделать ее свой женой. Ольга призналась, что является язычницей. Византийский царь и патриарх окрестили ее. Став крестной дочерью Константина, она избежала замужества с ним и вернулась в Киев.

Повзрослев, Святослав, собрал большое войско и начал вести войны. Он прославился как сильный, выносливый и неприхотливый воин, который неизменно одерживал победы.

Святослав сообщил матери и боярам, что намерен княжить не в Киеве, а в Переяславце на Дуне, поскольку « туда стекаются все блага: из Греческой земли – золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы ».

После 28-и лет правления Святослав был убит печенежским князем Курей, который сделал из его черепа чашу и пил из нее вино.

После смерти законных сыновей Святослава, править Киевом стал его сын Владимир, рожденный от связи с ключницей. Возле своего терема он установил языческих идолов, которым регулярно приносили жертвы. У Владимира было четыре жены и несколько сотен наложниц.

К Владимиру « пришли болгары магометанской веры », и предложили принять их веру. Узнав, что ислам запрещает свинину и вино, он отказался. Владимир всерьез задумался над тем, какую веру ему принять. Спустя время, изучив все существовавшие тогда вероисповедания, он остановился на христианстве. Поспособствовал тому и брак с христианкой – сестрой византийских царей.

Владимир распорядился уничтожить всех идолов, а на их местах воздвигнуть церкви. Он приказал всем своим поданным явиться к реке, чтобы провести обряд крещения – так Русь стала православной.

Спокойно править Владимиру мешали печенеги, которые регулярно устраивали набеги. Победа оказывалась то на одной, то на другой стороне, пока однажды князь обманом не отвадил печенегов от своих земель. Он приказал выкопать в земле два колодца, куда были поставлены котлы: в одном варился пшеничный кисель, в другом – медовый узвар. Владимир пригласил печенегов убедиться, что еду им дает сама земля, и никто и никогда их не одолеет.

Об убиении Бориса

После смерти Владимира княжеский престол занял Святополк. Он принялся щедро одаривать своих поданных, « но сердце их не лежало к нему » – простой люд и войско стояло за другим сыном Владимира, Борисом. « Дружина отцовская » предложила ему силой взять власть, однако наследник не посмел поднять руку на старшего брата.

Однако Святополк ненавидел Бориса и решил « как-нибудь его погубить ». Он приказал своим воинам ночью напасть на брата и заколоть его. После смерти Бориса Святополк задумался над тем, « как бы убить Глеба » – другого брата. Обманом он заманил его и так же безжалостно убил, как и Бориса. Святополк решил перебить всех своих братьев, чтобы одному « владеть Русскою землею ».

Узнав о бесчинствах брата, Ярослав собрал всю свою новгородскую дружину, войско варягов и отправился в Киев, чтобы отомстить Святополку за смерть братьев.

Начало княжения Ярослава в Киеве

В 1016 году Ярослав, одолев Святополка в честном бою, стал княжить в Киеве. Спустя четыре года у него родился сын Владимир, однако Ярослав не ведал спокойной жизни – досаждали ему постоянные княжеские междоусобицы. Лишь в 1026 году Киевскому князю удалось заключить мирный договор с братом Мстиславом, разделив « по Днепру Русскую землю: Ярослав взял эту сторону, а Мстислав ту ».

После смерти Мстислава в 1036 году « завладел всем его владением Ярослав и стал самовластцем в Русской земле ». Он посадил своего старшего сына Владимира в Новгороде.

В годы правления Ярослава стала « вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться ». Кроме того, он всячески развивал книжное учение, заложив, таким образом, основы просвещения.

Перед смертью князь Ярослав дал наставление своим сыновьям жить в любви и мире промеж собой. Киевский престол он оставил Изяславу, не обидел и других сыновей, честно разделив между ними города и « запретив им переступать пределы других братьев и изгонять их ».

Начало княжение Изяслава в Киеве

После смерти Ярослава было « знаменье на западе, звезда великая, с лучами как бы кровавыми », предвещавшая многочисленные войны. Так и случилось, и с тех пор « были усобицы многие и нашествие поганых на Русскую землю ».

В 1068 году прибыло огромное войско половцев. Изяслав с братьями вышли ему навстречу, однако были вынуждены в страхе бежать. Киевляне решили еще раз дать отпор половцам, но Изяслав их не послушал. Его поданные подняли бунт, и князь был вынужден покинуть Киев. Когда же он вернулся с войском, то жестоко наказал зачинщиков бунта, и полностью восстановил свою власть.

« Однажды во время неурожая в Ростовской области » в 1071 году явились два волхва, заявившие, будто знают, по чьей вине нет хлеба. Они принялись путешествовать по волостям и обвинять в голоде зажиточных женщин. Обманом они внушали голодающим людям вину этих несчастных, после чего женщин убивали, а все их имущество волхвы присваивали себе. Справиться с мошенниками удалось воеводе Киевского князя – Яну Вышатичу.

Изяслав, сын Ярослава, был убит в 1078 году.

Начало княжения Всеволода в Киеве

« Всеволод же сел в Киеве, на столе отца своего и брата своего, приняв власть над всей Русской землей ». В течение многих лет он участвовал в кровных междоусобицах, пытаясь удержать свою власть любой ценой. Он продолжил великое дело князя Ярослава, и заложил в городах немало православных церквей.

В 1093 году « преставился великий князь Всеволод, сын Ярославов, внук Владимиров ». Он вошел в историю как справедливый, истинно верующий правитель, который « воздерживался от пьянства и похоти ».

Сын Всеволода, Владимир, решил встретиться со Святополком, который также претендовал на Киевский престол, и уладить все споры миром. Однако их претензии на власть были остановлены огромным войском половцев, которые двинулись на Русь. В той битве потерпели князья великое поражение, и простые люди оказались пленниками половцев. Лишь спустя несколько лет Святополку и Всеволоду удалось наказать половцев и спасти из плена свой народ.

Поучение

Владимир Мономах решил написать « грамотку » – отеческое наставление для потомков. Началом « всякого добра » он считал страх Божий и щедрость в подаянии милостыни. Он призывал – « Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие ». Отрокам он советовал « иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне ». А также уважительно относиться к ученым мужам старшим по возрасту, « с равными и младшими любовь иметь », избегать суеты, общения с « нелепыми женщинами », не лениться.

Продолжение по Ипатьевской летописи

Владимир Мономах и Святополк Изяславович решили « пойти на язычников весною ». Узнав о предстоящем походе русичей, собрались было они дать отпор, но, увидев многочисленное войско, принялись в страхе отступать. В этой битве Владимиру и Мономаху удалось одержать громкую победу, и вернулись они домой « со славой великою, разнесшейся ко всем людям, так и по всем дальним странам ».

После смерти Святополка в 1113 году жена его « щедро разделила богатство его по монастырям, и попам, и убогим ». « После того на десятый день устроили киевляне совет » и попросили Владимира Мономаха занять престол Киевский.

Начало княженья Владимира, сына Всеволода

Владимир Мономах сел « на столе отца своего и дедов своих, и все люди были рады ». Своих сыновей он поставил князьями в крупных городах.

Князь построил новую каменную церковь, куда со всеми почестями были перенесены мощи Бориса и Глеба. В тот день « было сошествие великое народа, сшедшегося отовсюду ». По приказу князя было уготовано великое пиршество, были накормлены все нищие и странники. В том же 1115 году Владимир « построил мост через Днепр ».

Заключение

Данное произведение, имеющее большое значение для русской литературы, было призвано передать потомкам традиции и обычаи того времени, увековечить идею могущества русского государства.

После ознакомления с кратким пересказом «Повесть временных лет» рекомендуем прочесть книгу в полной версии.

Тест по летописи

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Краткое содержание летописи «Повесть временных лет»

Одно из известных произведений, созданных в древности, дошло до современников в оригинале. Это свод сказаний, правил и преданий о различных исторических событиях и людях, составленный монахом Нестором. В кратком содержании «Повесть временных лет» читается за несколько минут. Этого достаточно, чтобы подготовиться к уроку литературы. При желании можно изучить и первоисточник.

Начало повести

Главных героев в повести много, и все они принадлежат к славной династии Рюриковичей, которые правили на Руси. О них Нестор ведёт своё повествование.

Описание событий начинается с того, что сыновья Ноя поделили Землю на 3 части. Через несколько поколений люди вновь заселили обширные территории. Они возгордились и решили построить Вавилонскую башню, которая должна была доходить до неба. Бог увидел это, рассердился и сделал так, что народы стали говорить на разных языках. Так появились поляне, древляне и славяне.

На побережье Чёрного моря проповедовал апостол Андрей. Однажды он увидел очень красивое место, и по его молитве Господь возвёл там город. В честь одного из полян его назвали Киевом. Через некоторое время на город напали хазары и повелели, чтобы жители платили дань. Люди прислали по мечу от каждого дома. Тогда самые мудрые хазары поняли, что этот народ в будущем сам будет собирать дань.

В 852 году территорию назвали Русью, а правителем назначили князя Рюрика. В 879 году он умер, и бразды правления перешли к Олегу. Новый князь был назначен временно, пока не повзрослеет сын Рюрика Игорь. Олег провозгласил Киев столицей Руси, подчинил себе Царьград, а его дружина собирала дань с других народов. Со временем войны прекратились, и Олег спокойно правил, пока не умер от укуса змеи, наступив на череп своего коня.

Так на Руси началось правление Игоря. Население отнеслось к нему прохладно, древляне не хотели выплачивать дань, однако он заставил их силой. В Византии дружина Игоря была разбита, но он вернулся, построил новые корабли и снова отправился покорять греков. Видя такое упорство, византийский царь откупился богатым подношением. Дружинники Игоря, окрылённые победой, предложили ему повысить размер дани с древлян, но те не покорились и убили князя. У него остались сын и жена Ольга. Древляне хотели выдать вдову князя замуж, однако она жестоко отомстила им за гибель мужа.

Правление Святослава Игоревича

В 955 году Ольга приняла крещение, чтобы избежать замужества, так как царь Византии Константин предлагал ей обвенчаться. В итоге он стал её крёстным. Тем временем Святослав, сын Игорев, вырос и стал новым правителем. Он решил, что будет княжить в Переяславце, расположенном на реке Дунае, поскольку в этом городе сходились основные транспортные пути. Вот что привозили купцы:

  • рабов;
  • продукты пчеловодства;
  • звериные шкуры;
  • экзотические фрукты;
  • вина;
  • золото.
Читайте также:  Как определить размер стихотворения: примеры двусложных и трёхсложных размеров

Торговля велась с разными странами, причём большая часть товара поступала из нескольких близлежащих государств. Земли, откуда преимущественно ввозилась продукция:

Святослав княжил 28 лет, пока его не убил правитель печенегов Курей. Сыновья Святослава, рождённые в законном браке, через несколько лет умерли, и тогда начал править Владимир — отпрыск, появившийся на свет в результате внебрачной связи. Он придерживался языческой веры, поэтому перед домом стояли идолы, возле которых регулярно совершались жертвоприношения. Помимо нескольких жён, у князя были наложницы.

Однажды на русскую землю пришли болгары и предложили князю принять ислам. Когда он узнал, что мусульманам нельзя пить вино и есть мясо свиней, решил, что лучше станет христианином.

Идолы были уничтожены, на их месте появились красивейшие церкви. Всё население Руси по повелению Владимира тоже приняло крещение. Обряд проводили в реке.

Печенеги не оставляли Русь в покое, и тогда князь пошёл на хитрость. Он решил продемонстрировать врагам, что жителям этих земель помогает сам Господь. По распоряжению князя в земле были выкопаны два углубления. В них развели костры и поставили котлы. В одним был кисель, в другом — каша, а со стороны выглядело так, что пища появляется прямо из-под земли. Тогда печенеги перестали ходить войной на Русь.

Убиение Бориса и княжение Ярослава

Когда умер Владимир, княжение перешло к Святополку, но народ больше любил Бориса. Подданные не хотели признавать нового князя, хотя он щедро одаривал их. На самом деле править должен был Борис, но он не смел перечить брату. Святополк видел, что люди на стороне наследника, и тогда он решился на братоубийство. Обманом он заманил Бориса в свои покои и заколол, и потом такая же участь постигла другого брата — Глеба.

Всего у Святополка было несколько братьев, и он решил, что погубит их всех. Когда один из них узнал о творящемся бесчинстве, он собрал большое войско и направился в Киев, чтобы отомстить за убиенных. Это был Ярослав, и именно он стал княжить в Киеве после честной победы над Святополком.

Несколько лет продолжались междоусобицы между князьями, так как был ещё один брат — Мстислав. После его смерти Ярослав стал полновластным правителем Русской земли. В Новгороде стал верховодить его сын — Владимир.

За годы правления Ярославля появилось много монастырей, а христианская вера широко распространилась по территории государства. Также князь уделял много внимания просвещению. Монахи писали книги, по которым обучались подданные. У Ярослава родилось много сыновей, и перед смертью он наказал им жить в согласии, честно поделив земли. Изяславу достался престол в Киеве, остальным — другие города.

Жизнь князей Изяслава и Всеволода

В то время, когда умер Ярослав, люди увидели знамение: звезду, окружённую кровавой аурой. По поверью, такие явления предвещают большие беды. Так и случилось: в 1068 году половцы пошли войной «на Русскую землю». Правитель со своими братьями пытался им противостоять, но войско врага было многочисленным. Изяслав спрятался, хотя дружина убеждала его дать отпор. В итоге князю пришлось спасаться бегством, чтобы взбунтовавшиеся подданные не убили его. Вернувшись в Киев с войском, Изяслав жестоко расправился с зачинщиками и снова стал править.

В 1071 году, когда не уродилась пшеница, на Русь пришли мошенники. Они стали ходить по городам и сёлам Ростовской области и говорить, что знают, почему случился неурожай. Под видом волхвов обманщики убеждали голодающих, что во всём виноваты зажиточные семьи, в первую очередь — женщины. Люди начали убивать тех, на кого указывали «волхвы», а мошенники забирали себе всё имущество. Бесчинство прекратилось, когда вмешался один из подданных князя. В 10 78 году Изяслава убили, и на престол взошёл его сын Всеволод.

Новый князь правил долго и мудро. Он продолжал дело своих предков, строил храмы, монастыри и развивал просвещение. В те годы междоусобицы не прекращались, и у Всеволода уходило много сил на решение конфликтов. С большим трудом он удерживал престол, пока не преставился в 1093 году. Главные черты, которые отмечали в нём современники:

  • справедливость;
  • мудрость;
  • честность;
  • следование заповедям христианства;
  • воздержание от похотей и пьянства.

После кончины князя на престол должен был взойти его сын — Владимир. Наследник понимал, что не удастся избежать распрей со Святополком, поэтому решил встретиться с ним и уладить дело миром. Братья не успели договориться, потому что в это время на Русь напали половцы. Народ оказался в плену, а братья спаслись. Спустя несколько лет они сумели освободить свой народ.

Жизнеописание Владимира Мономаха

В главах летописи повествуется о таком времени, когда у князей было не одно имя, а несколько. Одно давалось во время обращения в христианскую веру, другое переходило от деда по материнской линии, а самым главным было то, которым нарекали человека при рождении. Таким образом, у князя были следующие имена:

  • Василий — данное при крещении;
  • Владимир — княжеское;
  • Мономах — перешедшее от деда, отца матери.

Под последним он вошёл в историю. Со временем это имя стало олицетворять мудрость и справедливость. Князь составил список заветов для отроков и отроковиц. Он убеждал жить честно, соблюдать заповеди Божьи, не скупиться на милостыню. Юношам он наказывал слушать старших, жить с пользой для других, не творить блуда и не соревноваться с «лукавыми».

В годы своего княжения Владимир Мономах объединился со Святополком, и вместе они пошли войной на язычников. Те собирались вступить в сражение, но увидев, сколь многочисленно было войско русичей, покорились. Братья вернулись домой с победой, весть о которой разнеслась по разным городам и государствам.

В 1113 умер Святополк, и Киевский престол остался без князя. Жена умершего раздала много добра монастырям и священникам, а также простым нуждающимся горожанам. На десятый день после похорон князя киевляне стали просить Владимира Мономаха о том, чтобы он занял престол. Так он стал полноправным князем, а в городах назначил правителями своих сыновей.

Через некоторое время Мономах построил большую и красивую церковь. В честь этого события он устроил большой пир, накормил странников и бедных. Далее он продолжал править, и все были довольны.

Краткий анализ летописи

Для русской литературы жизнеописание князей имеет большое значение. Летопись, составленная монахом, рассказывает потомкам о том, какими могущественными и мудрыми были правители. Она показывает, что русское государство всегда было сильным, и его население не привыкло сдаваться перед лицом врага.

«Повесть временных лет» кратко пересказывают в 5 классе. Дети читают отрывки из летописи, подготавливают сообщения по темам, заданным учителем, составляют пересказ. Для читательского дневника ученики подготавливают описание и характеристики главных героев.

Одна из форм работы над произведением — составление конспекта. Чтобы легче было справиться с этим заданием, можно прочитать полную версию произведения на «Брифли», а также ознакомиться с Ипатьевской летописью. Вариант в сокращении позволяет ознакомиться с сюжетной линией и понять, о чём и в какой последовательности рассказывается.

О чем повествует повесть временных лет. История создания летописи

Популярные материалы

Today’s:

О чем повествует повесть временных лет. История создания летописи

Автор летописи указан в Хлебниковском списке как монах Нестор , известный агиограф на рубеже XI — XII веков , монах Киево-Печерского монастыря . Хотя в более ранних списках это имя опущено, исследователи XVIII — XIX веков считали Нестора первым русским летописцем, а «Повесть временных лет» — первой русской летописью. Изучение летописания русским лингвистом А. А. Шахматовым и его последователями показало, что существовали летописные своды, предшествовавшие «Повести временных лет». В настоящее время признаётся, что первая изначальная редакция ПВЛ монаха Нестора утрачена, а до нашего времени дошли доработанные версии. При этом ни в одной из летописей нет указаний на то, где именно оканчивается ПВЛ.

Наиболее подробно проблемы источников и структуры ПВЛ были разработаны в начале XX века в трудах академика А. А. Шахматова . Представленная им концепция до сих пор играет роль «стандартной модели», на которую опираются или с которой полемизируют последующие исследователи. Хотя многие её положения подвергались зачастую вполне обоснованной критике, но разработать сопоставимую по значимости концепцию пока не удалось.

Вторая редакция читается в составе Лаврентьевской летописи ( 1377 год ) и других списках . Третья редакция содержится в составе Ипатьевской летописи (старейшие списки: Ипатьевский ( XV век ) и Хлебниковский ( XVI век )) . В одну из летописей второй редакции под годом 1096 добавлено самостоятельное литературное произведение, « Поучение Владимира Мономаха », датируемое 1117 годом .

По гипотезе Шахматова (поддержанной Д. С. Лихачевым и Я. С. Лурье ), первый летописный свод, названный Древнейшим , был составлен при митрополичьей кафедре в Киеве, основан­ной в 1037 году . Источником для летописца послужили предания, народные песни, устные рассказы современников, некоторые письменные агиографические документы. Древнейший свод продолжил и дополнил в 1073 монах Никон, один из создателей Киевского Печерского монастыря . Затем в 1093 игуменом Киево-Печерского монастыря Иоанном был создан Началь­ный свод , который использовал новгородские записи и греческие источники: «Хронограф по великому изложению», «Житие Антония» и др. Начальный свод фрагментарно сохранился в начальной части Новгородской первой летописи младшего извода. Нестор переработал Начальный свод, расширил историографическую основу и привёл русскую историю в рамки традиционной христианской историографии. Он дополнил летопись текстами договоров Руси с Византией и ввёл дополнительные исторические предания, сохранённые в устной традиции.

Повесть временных лет кратко. Повесть временных лет

Повесть временных лет – древнерусская летопись, созданная в начале 12 века. Повесть представляет собой сочинение, которое рассказывает о событиях, произошедших и происходящих на Руси в тот период.

Повесть временных лет была составлена в Киеве, позднее переписывалась несколько раз, однако была не сильно изменена. Летопись охватывает период с библейских времен вплоть до 1137 года, датированные статьи начинаются с 852 года.

Все датированные статьи представляют собой сочинения, начинающееся со слов «В лето такое-то…», что означает, что записи в летопись добавлялись каждый год и рассказывали о произошедших событиях. Одна статья на один год. Это отличает Повесть временных лет от всех хроник, которые велись до этого. Текст летописи также содержит сказания, фольклорные рассказы, копии документов (например, поучения Владимира Мономаха ) и выписки из других летописей.

Свое название повесть получила благодаря своей первой фразе, открывающей повествование – «Повесть времянных лет…»

История создания Повести временных лет

Автором идеи Повести временных лет считается монах Нестор, живший и работавший на рубеже 11 и 12 веков в Киево-Печерском монастыре. Несмотря на то, что имя автора появляется только в более поздних копиях летописи, именно монах Нестор считается первым летописцем на Руси, а «Повесть временных лет» – первой русской летописью.

Самый древний вариант летописного свода, дошедший до современности, датирован 14 веком и является копией, сделанной монахом Лаврентием (Лаврентьевская летопись). Изначальная редакция создателя Повести временных лет – Нестора утрачена, сегодня существуют только доработанные версии от разных переписчиков и поздних составителей.

Сегодня существует несколько теорий относительно истории создания «Повести временных лет». Согласно одной из них, летопись была написала Нестором в Киеве в 1037 году. Основой для нее послужили древние предания, народные песни, документы, устные рассказы и документы, сохранившиеся в монастырях. После написания эта первая редакция несколько раз переписывалась и перерабатывалась разными монахами, в том числе самим Нестором, который добавил в нее элементы христианской идеологии. Согласно другим сведениям, летопись была написана гораздо позже, в 1110 году.

Жанр и особенности Повести временных лет

Жанр Повести временных лет определяется специалистами как исторический, однако ученые утверждают, что летопись не является ни художественным произведением, ни историческим в полном смысле этого слова.

Отличительная особенность летописи в том, что она не истолковывает события, а лишь рассказывает о них. Отношение автора или переписчика ко всему, о чем рассказывается в летописи определялось лишь наличием Божьей Воли, которая и определяет все. Причинно-следственные связи и интерпретация с точки зрения других позиций была неинтересна и не включалась в летопись.

Повесть Временных лет имела открытый жанр, то есть могла состоять из совершенно разных частей – начиная от народных сказаний и заканчивая записками о погоде.

Летопись в древние времена имела также юридическое значение, как свод документов и законов.

Изначальная цель написания Повести временных лет – исследование и объяснение происхождения русского народа, происхождение княжеской власти и описание распространения христианства на Руси.

Начало повести временных лет – рассказ о появлении славян. Русские представляются летописцем, как потомки Иафета, одного из сыновей Ноя. В самом начале повествования приведены рассказы, повествующие о жизни восточнославянских племен: о князьях, о призвании Рюрика, Трувора и Синеуса для княженья и о становлении династии Рюриковичей на Руси.

Основную часть содержания летописи составляют описания войн, легенды о временах правления Ярослава Мудрого , подвигах Никиты Кожемяки и других героев.

Заключительная часть состоит из описаний сражений и княжеских некрологов.

Таким образом, основу Повести временных лет составляют:

  • Предания о расселении славян, призвании варяг и становлении Руси;
  • Описание крещения Руси ;
  • Описание жизни великих князей: Олега , Владимира , Ольги и других;
  • Жития святых;
  • Описание войн и военных походов.

Значение Повести временных лет трудно переоценить – именно она стала первым документов, в котором была записана история Киевской Руси с самого ее становления. Летопись позднее послужила основным источником знаний для последующих исторических описаний и исследований. Кроме того, благодаря открытому жанру, Повесть временных лет имеет высокое значение, как культурный и литературный памятник.

Повесть временных лет анализ. “Повесть временных лет”. Краткое содержание

(для чтения и изучения в 5, 8-м классах)

Среди жанров древнерусской литературы летопись занимает центральное место. Развивался этот жанр в течение восьми веков (X–XVIII века). Дошедшие до нас летописи были изданы Академией наук под общим названием “Полное собрание русских летописей”.

Когда и где началось русское летописание? Современные ученые считают, что в первой половине XI века в Киеве и Новгороде. Летописанием преимущественно занимались монахи. Составлялись летописи по поручению князя, игумена или епископа. Если летопись велась по прямому поручению князя, то она обычно носила официальный характер, отражала политические взгляды этого правителя, его симпатии и антипатии. Но составители летописей, даже выполняя определенный “заказ”, нередко проявляли независимость мысли и даже подвергали критике действия и поступки князей, если они казались им заслуживающими порицания. Древнерусские летописцы всегда стремились писать правду, “не украшая пишущего”.

“Повесть временных лет” — выдающийся исторический и литературный памятник, отразивший становление древнерусского государства, его политический и культурный расцвет, а также начавшийся процесс феодального дробления. Созданная в первые десятилетия XII века, повесть дошла до нас в составе летописных сводов более позднего времени. Самые старшие из них — Лаврентьевская летопись (1377), Ипатьевская (1420-е годы) и Первая Новгородская летопись (1330-е годы).

Все последующие летописные своды XV–XVI веков непременно включали в свой состав “Повесть временных лет”, подвергая ее редакционной и стилистической переработке.

Предполагают, что автором первой редакции “Повести временных лет” был Нестор, монах Киево-Печерского монастыря.

Как отмечает Д.С. Лихачев, летописец сравнил книги с реками: “Се бо суть рекы, напояющие вселенную” (“Повесть временных лет”, год 1037). Это сравнение летописца как нельзя более подходит к самой летописи. Величавое логическое изложение русской истории, действительно, может быть уподоблено торжественному и могущественному течению большой реки. В этом течении летописного повествования соединились в единое и величественное целое многочисленные притоки — произведения разнообразных жанров. Тут и предшествующие летописи, и сказания, и устные рассказы, и исторические предания, созданные в различной среде: дружинной, монастырской, княжеской, а порой ремесленной и крестьянской. Из всех этих истоков — “исходящих мудрости” — родилась и “Повесть временных лет”: создание многих авторов, произведение, отразившее в себе и идеологию верхов феодального общества, и народные думы и чаяния, произведение эпическое и лирическое одновременно — своеобразное мужественное раздумье над историческими путями нашей родины 1 . Ее патриотический пафос во времена монголо-татарского нашествия свидетельствовал о единстве Русской земли.

Читайте также:  Трагедия «Пир во время чумы» Пушкина: краткое содержание, анализ и смысл трагедии

Повесть временных лет автор. Предпосылки и принципы

«Повести временных лет» в определенном смысле не повезло. Несмотря на обширные исследования, выполненные сначала А. А. Шахматовым по изучению летописного свода, лежащего в основе всей отечественной историографии, а затем такими его критиками и последователями, как В. М. Истрин, Н. К. Никольский, М. Д. Приселков, А. Н. Насонов, Л. В. Черепнин, Д. С. Лихачев, М. Х. Алешковский, М. Н. Тихомиров, Б. А. Рыбаков, А. Г. Кузьмин и многими другими историками, вопросы достоверности его сведений, в особенности ранних известий, охватывающих события IX–X вв., остаются до сих пор дискуссионными. Причина тому коренится в двух обстоятельствах. Первое из них заключается в том, что выводы Шахматова, во многих случаях весьма спорные и предположительные, представляются многим уже доказанными, почему они и не подвергаются проверке, пересмотру и дальнейшему исследованию. С другой стороны, большинство историков обращаются к ПВЛ в целом или к отдельным ее известиям с позиций того или иного конкретного вопроса, причем их внимание направлено, по большей части, на события второй половины XI или начала XII века. Что же касается предшествующего периода, то, за исключением вопроса о «крещении Руси» Владимиром и связанных с этим обстоятельств или вопроса о времени и целях поездки княгини Ольги в Константинополь, известия ПВЛ привлекаются обычно для иллюстрации и обоснования положения, выдвигаемого историком, но не как объект формального или системного анализа.

Повесть временных лет жанр. Жанровое своеобразие “Повести временных лет”

В отличие от фольклора, для которого не характерно смешение различных жанров в рамках одного произведения, “Повесть временных лет” представляла собой свод первичных жанровых образований . В ансамбль летописи входили легенды и предания, сказания и воинские повести, поучения и притчи, знамения и чудеса.

Простейшей и древнейшей формой летописного повествования была погодная запись, которая регистрировала единичные факты истории. Ее основные приметы – документальная точность, предельный лаконизм, отсутствие эмоциональной окрашенности и авторского комментария. Сообщение вводилось в летописное повествование с помощью традиционных формул: “В лѣто6596. Священа бысть церки Святаго Михаила манастыря Всеволожа…Том же лѣтѣиде Святополкъ из Новагорода Турову на княженье.У се же лѣтоумре Никонъ, печерьски игуменъ.В се же лѣтовзяша болгаре Муромъ”.

Нс претендовал на “литературность”, преследуя информативную цель, и летописный рассказ, имевший в отличие от погодной записи характер развернутого документального сообщения: “В лѣто 6534. Ярославъ сьвокупи воя многы и приде Кыеву, и створи миръ с братомъ своимъ Мьстиславомъ у Городьца. И раздѣлиста и по Днѣпръ Рускую землю: Ярославъ прил сию страну, а Мьстиславъ ону. И начаста жити мирно и вь братолюбьи, и преста усобица и мятежь, и бысть тишина велика в земли”. Написанное по свежим следам события, летописное сообщение сохраняло живые интонации устного рассказа и отражало авторскую оценку происшедшего.

Летописные сказания в составе “Повести временных лет” являются литературной обработкой устного источника, к которому летописец обращался, если под руками не было более достоверного материала. Они восстанавливают дописьменный период русской истории на основе народных преданий, топонимических легенд или дружинного героического эпоса. Для этих рассказов летописи характерны сюжетность и попытка автора создать иллюзию достоверности, заключив легендарную основу в “историческую раму”.

Например, в летописном сказании о смерти Олега от своего коня средством документализации повествования служат даты – реальные и символические. Летописец, включая рассказ о смерти Олега в статью иод 912 г., сообщает, что тот “пребысть в лѣта” на войне с греками, а “бысть всѣхъ лѣтъ его княжения 33”. История заключения мирного договора между Греческой землей и Русью, извлечения из “Хроники” Георгия Амартола о случаях, когда сбывались предсказания чародеев, – весь исторический контекст был призван свидетельствовать о достоверности описания смерти великого полководца от укуса змеи (согласно другим летописным версиям он умер, “идущю за море”, и похоронен в Ладоге). В сказании проявляется авторская оценка изображаемого, каким бы бесстрастным ни казалось повествование. Отношение летописца к полководцу-триумфатору, чей щит красовался на воротах покоренного Царьграда, двойственно. С одной стороны, он запечатлел народное отношение к Олегу через прозвание “Вещий”, отразил “плач великий” по поводу его кончины и память о месте погребения князя на горе Щековица, которая пережила века. С другой стороны, уважение к военным победам Олега меркнет в сознании летописца перед безверием человека, возомнившего себя непобедимым врагами и самой судьбой, посмеявшегося над предсказанием волхвов и укорившего их: “То ть неправо молвить волъсви, но все то лъжа есть: конь умерлъ, а я живъ”. Конь, согласно древним верованиям славян, – священное животное, помощник и друг человека, оберег. Наступив на череп любимого коня ногой, Олег обрек себя на “злую” смерть, смерть-наказание. О неизбежности трагической развязки читатель предупрежден начальными строками сказания. Летописец связывает действие с приходом осени, что задает тему смерти, и с периодом, когда Олег живет, “миръ имѣя къ всѣмъ странамъ”, т.е. когда сто талант полководца оказывается невостребованным.

Краткое содержание Повесть временных лет Нестора летописца

Великое произведение человечества, вышедшее из-под пера легендарного летописца тех времен Преподобного Нестора, является ценнейшим кладезем информации для современников.

Славяне

Во времена Ноя, его дети Хам, Сим и Иафет после гибели отца, решают поделить Землю. Северной и Западной частью стал править Иафет, Южной часть досталась среднему брату Хаму, а на Востоке обосновался младший Сим. Позднее, когда Господь обозлился и разрушил башню Вавилона, весь человеческий люд рассыпался по всей Земле. Образовались разные народности, одной из них были славяне, заселившие территорию Иафета. Затем они перекочевали к берегам Дуная, а после расселились близ Днепра. В зависимости от места жительства славян, их прозвали деревлянами, это те, кто проживал в лесах, и полянами, соответственно живших в поле. Нестор описал характеры и тех, и других народов. Поляне были скромными и спокойными жителями, а деревляне жестокими и безжалостными разбойниками.

Апостол Андрей и его путешествие

Андрей Первозванный, проповедуя ученье Божье, является в Крым, затем перебирается вверх по Днепру. Расположившись на ночевку на берегу реки, святой, на утро, предвещает своим воспитанникам рождение великолепного города Киева на этом самом месте. Впоследствии, так и вышло, предсказание Андрея Первозванного сбылось, Киев был построен именно там.

Возвратясь домой в Рим, Андрей сообщает своим соотечественникам о словенской благодатной земле, где потом построят город Новгород, о странных обычаях и традициях живущих там людей.

Про Кия

На холмах Днепра жили три брата, каждый из них руководил своим участком владений. Братьев звали: старшего – Кий, среднего – Щек, а младшего Хорив. Братья основали город, и назвали его из уважения к старшему – Киевом. Кий отправляется в Византию, где тамошний правитель выражает ему свое почтение. Кий облюбовал один уголок у Дуная, где воздвиг небольшой городишко Киевец, но не смог там ужиться, местные его не приняли. Он возвратился в свой Киев, где и провел остаток жизни.

Про хазар

После кончины всех троих братьев, на полянские земли стали нападать хазары и требовать дань. Каждая семья была вынуждена выделить по мечу для хазарских податей. Неприятели, счастливые, вернулись в свои края. Впрочем, недруги недолго веселились, мудрые старейшины предупредили о плохом знаке, который предвещало добытое оружие. Это предупреждение имело силу, русские правители полонили и разбили хазарское племя.

О названии «Русская земля». 852−862 гг.

В древнейших записях народов Византии говорится о походе какой – то руси на Царьград, чьи уделы захвачены в результате междуусобных войн, жители Севера обложены данью со стороны варяг, а жители Юга платят хазарам.

Северные народы вытесняют врагов за море Балтии, и зовут себе руководителя из племени «русь». На это предложение выдвинули свои кандидатуры три брата: Рюрик, взял на себя бразды правления новгородскими словенами, Синеус княжил у белозерских весей, а третьему Трувору достались уделы кривичей в Изборске. Не прошло и двух лет, как Рюрик остался один, его братья скончались. Он становится единоличным правителем, а свои земли отдает под руководство своих соплеменников, «русей». Отсюда и пошло название Русская земля.

Про Аскольда и Дира

На службе у Рюрика были два боярина, Дик и Аскольд. С его позволения они отправляются в Царьград, по пути замечают город, основанный Кием, там и остаются княжить. Бояре нападают на византийскую землю, но безуспешно, правитель Царьграда с Божьей помощью избавляется от непрошеных гостей.

В то же время скончался Рюрик, после него остался сын Игорь, но он еще совсем ребенок, поэтому бразды правления временно принимает близкий родственник по имени Олег. Он узнает, что бояре самовольно стали править Киевом, и предает их смерти.

Дела Олега

Олег остается править Киевом, и провозглашает его столицей Земли русской. Он захватывает новые земли, берет в плен деревлян, и завоевывает Царьград. Обложив данью всех недругов, Олег возвращается домой. Правителя называют Вещим Олегом, посланником Божьим.

Волхвы предсказали смерть Олега от его любимого коня, но правитель не верил их словам, так как конь давно скончался, и как он, мертвый, может принести гибель своему хозяину. Отправившись посмотреть на пристанище своего верного друга, Олег ногой толкает череп животного, а оттуда высовывается змея и кусает князя. От ядовитого укуса Олег умирает. Предсказание сбылось.

Про смерть Игоря

После кончины Олега править стал Игорь. Его царствование было весьма неудачным. Он брал податей с деревлян намного больше, чем его предшественник. Игорь дважды совершает нападения на Византийскую землю. Подвергшееся дерзким захватам, государство щедро откупается от Игоря. Дружинники Игоря недовольны распределением дани и уговаривают своего правителя обложить еще большими податями деревлян. Князь соглашается, и это стало роковой ошибкой, разгневанные жители уничтожают Игоря и его воинов, близ стен города Искоростень.

Месть жены Игоря Ольги

У Игоря остается жена Ольга и маленький сын Святослав. Они сиротствуют в Киеве. Деревляне решают выдать ее замуж, за своего правителя Мала, но мудрая Ольга, применив женскую хитрость и коварство, истребляет большую часть деревлян, оставшихся в живых облагает немыслимой данью и стирает с лица земли город Искоростень, тем самым жестоко отомстив за своего супруга Игоря.

Про крещение Ольги

Княгиня Ольга принимает обряд крещения от правителя Византии, который хотел взять ее в жены, таким способом избавляя себя от замужества с ним. Правитель Царьграда поражен смекалкой и умом великой княгини, он с миром отпускает ее на Родину.

Ольга посвящает всю свою жизнь заботам о сыне, а потом и о внуках. Годы ее проходят в Киеве, где она потом и умирает.

Про войны Святослава

Повзрослевший Святослав был отважным и неподкупным воином. Он одержал множество побед в сражениях, заслужил почет и уважение у греческих народов.

Возвращаясь из очередного похода, великий князь, потеряв большое количество воинов своей армии в боях, ехал домой, но этому не суждено было сбыться, сын Ольги был убит рукой правителя печенегов Кури.

Про крещение Руси

Внук Ольги, Владимир, правит Киевом. Он ведет довольно разгульный образ жизни, и поклоняется языческим богам. Люди разных вероисповеданий приходят на двор к князю и просят принять их религию. Владимир же всем категорично отказывает.

Потом, все – таки, князь желает принять христианство, но по каким – то причинам процесс этот затягивается, и лишь когда Владимир становится незрячим, просит провести обряд крещения. Покрестившись, правитель прозревает, и, восхищенный этим чудом, велит окрестить весь его народ, от мала до велика. Таким образом, Русь принимает крещение.

Про борьбу с печенегами

Горожане Белгорода, который держали в осаде печенеги, решили сдаться, так как уже нечего было есть. На собрании мудрые старцы предлагают разыграть перед врагами спектакль о дивном преобразовании воды в колодцах в кушанье. Спектакль удался на славу, пораженные увиденным, враги отступают. Белгород спасен.

Про расправы с волхвами

Волхвы ходили по Руси, обманывали и грабили народ. Своим коварством и злодейскими выходками, они разорили бесчисленное количество людей, немало народу погибло от их рук, и еще бы погибли, не будь на ту пору у князя Киевского мудрого воеводы по имени Ян Вышатич. Он учинил расправу над волхвами, освободил людей от страшной напасти.

Про ослепление князя города Теребоволь, Василько Ростиславича

Для установления мира между землями Руси, в городе Любеч проходит собрание князей русских. Тут были и внуки Ярослава Мудрого, такие как: Святополк Изяславич, Владимир Мономах, Давыд Игоревич, сыновья Святослава Давыд и Олег, и правнук Василько Ростиславич. Договорившись об объединении и единстве своих уделов, правители дают клятву не затевать войны друг с другом и разъезжаются по своим владениям.

Святополк и Давыд прибывают на землю киевскую. Давыд подвергшись чьему – то дурному влиянию, настраивает Святополка против Василька Ростиславича, князя теребовольского. Приказом царя киевского, Василько был лишен зрения. Владимир Мономах, узнав об этом, выражает свое недовольство, он возмущен столь лиходейским поступком по отношению братьев друг к другу. Владимир послал князей узнать о случившемся, прибыв в Киев, они услышали оправдания Святополка, он утверждал, что его вины в этой страшной расправе нет, во всем виноват Давыд Игоревич. Братья мирно расходятся, а Давыда изгоняют из его земель, оставляя право руководить Дорогобужем, где в скором времени он и скончался. Василько Ростиславич снова приступает к своим руководящим обязанностям в городе Теребовль.

Про победу над половцами

Владимир Всеволодович и Святополк Изяславич, князья Руси, со своими армиями выступают против половецких племен. В этом сражении половцы, увидев русскую мощь, в страхе и ужасе покидают поле битвы. Их предводитель Белдюзь был пленен нашими государями, он пытается откупиться, но его предают смерти.

Сие произведение – подлинная история становления Земли русской. Благодаря труду великого Преподобного Нестора, мы подробно узнаем, как жили наши предки, каковы обычаи и традиции существовали в то время. Читая «Повесть временных лет», становится понятно возникновение твердости характера, стойкости и мужества русского человека. Эта повесть призывает нас быть едиными, не враждовать с ближними, быть благоразумными и честными по отношению к окружающим, любить свою Родину и защищать ее честь и независимость.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Нестора летописец – Повесть временных лет. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Мир кажется таким жестоким и злым тем, кто никогда не видел доброты и простой радости в этом мире. Именно таким людям трудно верить в добро, которое на самом деле – существует, просто нужно в это верить и делать его самому.

Читайте также:  Оксюморон: что же это такое? Теория и примеры использования в художественной литературе, постановка ударения

Лорд Энрико Астон захватывает замок Равенсвуд. Он обеспокоен тем, что они упускают наследника Эдгара. Астон говорит о том, что брак его сестры Лючии и лорда Артура Бэклоу укрепили бы их позиции. Лючия категорически против этого союза.

Автор рассказа, будучи главным действующим лицом, вспоминает, как очень давно, примерно сорок лет тому назад, одну историю. Еще мальчишкой, он после рыбалки шел по скошенному лугу и встретил небольшую птицу

Рассказ относится к лирическим произведениям писателя, раскрывающим философские аспекты человеческих взаимоотношений.

Все происходит во дворце Селима-паши. Именно возле него бродит наш главный герой Бельмонт. Раньше он встречался со своей любимой, и они гуляли ночами по освещенным улицам. Но совсем недавно ее похитили янычары.

Краткое содержание Повесть временных лет по главам для читательского дневника

Написанная на древнерусском «Повесть временных лет», она же «Несторова летопись», она же – «Первоначальная летопись» принадлежит перу монаха Киево-Печерского монастыря Нестору, трудившегося над нею с 1110 по 1118 год.

Начало образования земли Русской летописец берет от библейских времен Ноя, чьи сыновья после его кончины, – Иафет, Хам и Сим по-братски, методом жеребьевки, разделили между собой Землю:

  • Иафету достался Север и Запад;
  • Хаму – весь Юг;
  • Сим стал управлять Восточной частью.

После свержения разгневанным Богом Вавилонской башни единый народ, заселявший Землю, рассеялся семьюдесятью этносами. Один из образовавшихся народов, – Русичи, наряду с Варягами, шведами и немцами расселяется по владениям Иафета.

При этом Русичи изначально облюбовали Дунай, в последующем мигрировав в поля и леса окрест Днепра, и превратились в полян и древлян.

Нестором дана и диаметрально противоположная характеристика степных и лесных жителей:

  • поляне, – мирные, порядочные жители;
  • древляне, – разбойники и скоты.

Путешествие апостола Андрея

Далее летопись повествует о святом Андрее из Рима, который, уча христианству, пришел в Крым, оттуда – вверх по Днепру. Останавливаясь на ночлег, апостол предрекает своим ученикам появление благодати в виде великого города. Так в летописи появляется свидетельство о создании Киева.

Андрей путешествует и в землю словен (ставшую Новгородом), о которой рассказывает изумленным землякам как о земле людей, принимающих странные, но необходимые ритуальные омовения.

Полянами правят три брата, сидящих на отдельных холмах Приднепровья и построивших город Киев (в честь старшего):

Кий снискал почестей в Византийском Царьграде, и совершил неудачную попытку осесть в Киевце, построенном им возле Дуная.

Хазары

Когда братьев не стало, хазарский отряд стал требовать с полян дань, и каждая изба дает хазарам по мечу.

Однако радость хазарских воинов была недолгой: их старейшины предупредили о недобром знаке, который сулили полянские обоюдоострые мечи. Предсказание свершилось: русские княжества пленили неудавшихся завоевателей.

Название «Русская земля»

В летописи византийцев упоминается о походе на Царьград какой-то «руси», чья земля охвачена междоусобицами: северные, включая новгородских словен, народы под данью варяг, южные, вместе с полянами, – под властью хазар.

Северные племена сбрасывают захватчиков за Балтийское море, и решают позвать от других варягов, народ которых звался «русью», себе единого князя.

На зов откликнулись три брата:

  • Рюрик, ставший княжить у словен в Новгороде;
  • Синеус, – у весей в Белозерске;
  • Трувор, – у кривичей в Изборске.

Через два годя, в связи со смертью младших братьев, Рюрик становится единым князем, передавая в управление варягам-руси города. Так, новое государство, в честь правителей, стало зваться «Русской землею».

Аскольд и Дир

Два боярина Рюрика, с его позволения, отправились с военным походом в Царьград, по дороге попав в государство покойных Кия, Щека и Хорива.

Поход окончился полным поражением: по молитвам византийского царя буря разбила двести кораблей Аскольда и Дира.

Умирает Рюрик, оставляя малолетнего Игоря. Наместник Олег узнает о незаконном княжении Аскольда и Дира в Киеве, судит их с дружиной и убивает.

Наместничество Олега

Игорь провозглашает «Киев будет матерью Российским городам!», пленяет древлян и княжит в Киеве, и облагает данью Царьград.

Но вещему Олегу предсказано погибнуть от своего любимого коня. Конь давно умер, и Олег, смеясь над пророчеством, ногой толкает его череп. Змея выползает из останков, и смертельно жалит князя.

Смерть Игоря

Игорь обложил древлян еще большей данью, и идет на Царьград дважды. Во второй раз Византия дает Игорю богатую дань, но алчные дружинники надоумливают Князя совершить еще один поход на древлян.

Возмущенные жители Искоростеня убивают Игоря вместе с дружиной.

Месть Ольги

Древляне, став свободными, решили княгиню Ольгу сделать женой своего князя Мала. Однако мстя за смерть мужа, Ольга убивает всю знать, приехавшую в Киев на сватовство, и с помощью птиц сжирает город Искоростень.

Крещение Ольги

Язычница Ольга принимает крещение от византийского царя в Царьграде, избежав, таким образом, свадьбы с ним.

Войны Святослава

Неподкупный и суровый сын Ольги ведет много завоевательских войн, снискав уважение и признание греков.

Возвращаясь домой, Святослава с остатками дружины осаждают печенеги: весной князь преодолевает осаду, но погибает от князя Кури.

Крещение Руси

Сын Святослава, Владимир, становится князем Киева. Он отказывает магометянам из-за запрета их религии есть свинину и пить вино. Также отказывает католикам и иудеям.

Владимир все оттягивает крещение, пока не теряет зрение. Чудесно исцелившись, он принимает христианство и крестить Русь.

Борьба с печенегами

Белгород, осажденный печенегами, вот-вот сдастся из-за голода. Старцы варят овсяный кисель, и разыгрывают перед печенегами чудесное превращение воды в колодцах в пищу. Изумленные печенеги снимают осаду.

Расправы с волхвами

Воевода Киевского князя, Ян Вышатич, расправляется с волхвами, убивающими и издевающимися над народом.

Победа над половцами

Владимир Мономах со Святославом Изяславичем идут на половцев, убегающих в страхе от дружин русичей. Владимир казнить клятвопреступника, – князя половцев Белдюзя.

Живший во время правления Ярослава Мудрого, примерно в 65 летнем возрасте Нестор, на основе свидетельств о прошлом и Библии, в наставление своим современникам и потомкам, описал историю горячо любимой им Руси, посвятив главы происхождению названия государства, и всем княжествам, правящим Русской землей.

И сегодня «Несторова летопись» необыкновенно поучительна, преподнося сквозь многие века урок потомкам оставить вражду, и объединяться, поскольку только в единстве сила и величие народа.

Читать краткое содержание Повесть временных лет. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Картинка или рисунок Повесть временных лет

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

После долгой болезни героиня попадает в дом отдыха. Понятно, что она измучена, несмотря на свои шестнадцать. Например, она сидит и грустно смотрит, как прыгают по деревьям белки. Кто бы смог смотреть на такое забавное зрелище без улыбки?

Основным место действия всех событий пьесы является нищая, ни чем не привлекательная окраина Нового Орлеана. Автор сделал так, что уже в самом описание этого места читатели могут ощутить что-то ужасное, безысходное, пропащее и так далее.

В далекой, африканской, неизвестной стране, в которой удавы глотают маленьких кроликов и происходят все сказочные события. Зачинает сказку диалог удава по имени Косой и его молодым собратом

Толику снится сон, будто он попал в лабораторию, где над людьми проводят эксперименты, и где его попытались задушить. Проснувшись он пересказывает его родителям и бабушке, на что последняя говорит, что это к беде.

Окончив школу, Поля Вихрова приезжает в Москву, чтобы продолжить учебу. Ее мама Елена Ивановна, работающая в Пашутинской больнице, осталась дома.

“Повесть временных лет” – краткое содержание древнерусского свода летописца Нестора

Название свода возникло из-за начальных словосочетаний первой фразы об истоках и возникновении Русской земли.

Источники литературы содержат различные переводы текста. Основная часть работы завершилась в 1117 году.

Общая трактовка

Летописный сборник середины XVI века называется Хлебниковским сводом. Он входит в список Ипатьевской летописи и состоит из 386 листов.

Исторические данные

Летописное издание — жанр древнерусской литературы, форма исторической хроники событий того времени. Отличием от византийских хроник является распределение по годам — летам. Летописание велось в монастырях, храмах, при княжеском дворе, в окружении царей и священнослужителей высшего сана.

Хлебниковский список содержит описание автора «Повести временных лет» — летописца Нестора, а также Киевскую и Галицко-Волынскую летописи. Рукописные тексты хранятся в национальной библиотеке Санкт-Петербурга.

Изучение данных лингвистом А. А. Шахматовым и его учениками показало, что имелись своды, предшествовавшие этому летописанию, с указанием дат и глав. Доказано, что как независимый памятный объект повесть не сохранилась.

Ее предшествующими и основными списками являются два издания: летопись Лаврентия, где отразилась вторая редакция свода, и Ипатьевская, содержащая третью часть. Они имеют большую историческую ценность.

Концепция Шахматова играет роль «типичной модели», на которой основаны современные исследования древнерусских писаний, несмотря на разногласия и критику.

Вторая правка повести читается в составе характеристики летописи Лаврентия от 1377 года. Основой источника летописания послужили предания, песнопения, устные рассказы, письменная документация, изучающая житие святых, богословские и церковные аспекты. Древнейший свод продолжил и добавил монах Никон, являющийся основателем Киевского Печерского монастыря.

Монаху Иоанну помогли издать «Начальный свод». Нестором были пересмотрены и переписаны страницы свода, расширена историографическая основа. Летописные рукописи дополнились текстами договоров Руси с Византией. Также ввелись дополнительные предания истории, сохраненные в устной традиции.

Начальную редакцию Повести временных лет и черновые записи Нестор написал в Киево-Печерском монастыре в начале XII века, а вторую удалось создать и дополнить игумену Сильвестру на четыре года позже.

Эти две версии сравнивают между собой. Заключение переработано, составлена третья корректура по поручению князя Новгорода Мстислава и Олега.

Основное содержание

Древнейшая летопись представляет тексты, повествующие о событиях в Киеве со времен, описанных Библейским посланием до 1137 года. Писалось произведение в Киеве, корректировалось и редактировалось несколько раз, поэтому авторство принадлежит разным людям.

Фундаментальных корректировок текста не осуществлялось. Каждая статья начинается одинаково с указанием конкретного периода.

Часто встречаются элементы фольклора, сказания, предания и песни. Значимый вклад в летописное издание имели тексты-поучения Владимира Мономаха. Эти характеристики выделяют повесть среди прочих древнерусских произведений.

Содержание:

  • исторические хроники Руси;
  • данные о междоусобных войнах русского населения с Византией;
  • информация о призвании на княжество предводителей варягов — Рюрика, Синеуса;
  • история Киево-Печерского монастыря;
  • преступления и нарушения законов тех времен князьями.

Жанр «Повести временных лет» не является историческим или литературным. Летопись в кратком содержании повествует о произошедших значимых событиях прошлых веков.

Русская земля — мощное крупное православное государство со своей автономной политикой, готовое бороться с мощной Византийской империей, связанное политическими интересами и семейными узами. Русь с первых лет христианской истории освящена особенным божественным даром в лице святых покровителей — князя Бориса, Глеба, а также святыми местами — монастырями, церквями, духовными наставниками.

ПВЛ имеются библейские сказания. Например, в нем рассказано о выборе вероисповедания, осуществленного князем Владимиром. Он остановился на христианстве по греческому типу, отличавшемуся причащением вином и хлебом.

Пересказывались книги бытия и истории ветхого завета. Возникшее расхождение объясняется тем, что книжники применяли выдержку из латинских легенд, написанную первым языком славянского народа — глаголицей.

Гарантией неделимости и военной силы Руси является владычество единой династии — Рюриковичей. Напоминания о том, что все князья являются кровными братьями, является мотивом повести.

Важной темой обсуждения летописи является половецкая опасность. Ханы были предводителями опустошительных разрушительных набегов. Они осаждали города, селенья, убивали народ или забирали в плен.

Редакция и редактирование

с 1110 по 1113 г. велась первая правка летописного свода. Повесть вобрала различные исторические сведения.

Начальное название

Все летописные издания представляют собой объединение различных текстов или известий из прочих источников раннего времени. Наименование переводится как «Повесть минувших лет».

Материал начинается с рассказа о расселении на земле сыновей Ноя. Первичный текст повести остался только достоянием монастырской традиции, не дошел до настоящего времени, хотя отдельные следы от новой редакции сохранились в Патерике.

Нынешний текст мог содержать не всю информацию из прошлого. Были переставлены листы оригинала. «Повесть временных лет» как исторический источник представляет собой сочинения, в которых события перечисляются по годам. Их еще называют погодными записями.

Создание «Повести временных лет» отличается от византийских хроник, из которых русские составители перенимали несчетные сведения об истории мира.

В первичных текстах события распределялись не по годам, а по императорским царствованиям Древней Руси.

Благодаря скрупулезному анализу ПВЛ исследователи выявили следы ранних сочинений, вошедших в ее состав.

Изменение и корректировка фактов

Предположительно, авторство принадлежит монаху Нестору, но первичное издание не сохранилось. В первой правке отражались увлечения и пристрастия князя Святополка. После его кончины на престол вступает Владимир Мономах, который являлся князем русских земель и военачальником.

Взойдя на киевский трон, он сохранил собственную «отчину русских земель». При нем восстановилась старая военная мощь государства, обессиленная предшествовавшими феодальными размолвками. Половцам наносился серьезный удар, и они не рисковали набрасываться на землю.

Монах Сильвестр и книжник из среды князя Мстислава текст изменили и исправили. Древнейший список второй правки дошел до настоящего времени в составе Лаврентьевской, а ранний список третьей — в числе Ипатьевской летописи.

При княжении Мономаха в 1113 году произошло корректирование повести с целью правильного трактования власти Святополка, ненавистного киевскому населению. Дело поручили игумену Выдубецкого монастыря Сильвестру, который переписал свод и добавил несколько вставок о плохих действиях Святополка.

Изменения написания Сильвестром:

  • Введение рассказа попа Василия об ослеплении Василька Ростиславовича.
  • Новое видение и изложение истории похода и русского княжества против половцев.

Сильвестровская начальная редакция была официально признана. Она стала основой будущего русского летописания и дошла во множестве летописных списков. Удалось написать новое видение. Важнейшие события — войны, основание храмов и монастырей, смерть головных лиц церкви. Летописи, включая ПВЛ, — не художественные произведения. В них добавлены договоры русских князей.

Летописи составлялись для окончания земной жизни и Страшного Суда, на котором Всевышний решает судьбы в конце мира, поэтому в своде перечислялись проступки и заслуги правителей и обычного человека.

События сказания не разъясняются, а просто перечисляются. В Повести часть преданий значительна, так как описываемые начальные события старорусской истории изолированы от времени работы первых летописцев десятками и сотнями лет. В сводах, повествующих о более новых событиях, количество преданий малозначимо.

Перевод и теории текста

Согласно переводу автора Лихачева Д. С., слово «временных» означает «минувших». В подлинном варианте слово «повести» указывается и характеризуется во множественном числе.

Основные теории:

Два вида являются вымышленными и разрозненными — непоследовательными внутренне и возражающими инородным историческим источникам. По отдельности они не существуют. Это два некомпетентных воззрения на один и тот же объект.

Из грамматики древнерусского языка переводчик текста Лихачев не знал ничего. В переводе встречаются детские орфографические ошибки. Тщательные корректировки Советского периода допустили в печать этот текст.

Повесть временных лет занимает в истории отечественного самосознания и в русской литературе особенное место. Это древнейший из сохранившихся летописных сводов, рассказывающий об образовании и создании государства, первых столетиях его создания. Также это значимый памятник, отражающий представления книгописцев XII века о возникновении Руси как государства и происхождении правящей династии. ПВЛ подтверждает высокоразвитое в то время национальное самосознание.

Ссылка на основную публикацию