Стихотворение Пушкина «Деревня»: история создания и анализ произведения

Анализ стихотворения «Деревня» Пушкина

Деревенская атмосфера дарила душе А. С. Пушкина умиротворение, в то же время поэта угнетало бесправие крестьян. Эти смешанные чувства отразились в стихотворении, о котором пойдет речь в статье. Школьники изучают его в 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Деревня» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Деревня.

История создания – над стихотворением поэт начал работать в 1819 г. в Михайловском, а завершил его в Петербурге. Опубликовали деревню лишь в 1826 г. под названием «Уединение».

Тема стихотворения – красота деревенской природы и угнетение народа.

Композиция – Анализируемое произведение – монолог лирического героя, который делится на две части, контрастные по настроению: обращение к сельской природе, рассказ о бесправии крестьян. Стихотворение состоит из пяти строф с разным количеством строк.

Жанр – послание с элементами элегии.

Стихотворный размер – шестистопный ямб, в произведении использованы все виды рифмовки.

Метафоры«приют спокойствия, трудов и вдохновенья» (о деревне), «лоно счастья и забвенья», «мельницы крылаты», «барство… присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца».

Эпитеты«роскошные пиры», «темный сад», «душистые скирды», «лазурные равнины», «нивы полосаты», «уединенье величавое», «прихоть бесчувственная».

История создания

В начале XIX века в России активно обсуждался крестьянский вопрос. Власти получали сведения об обстоятельствах жизни простого народа, литература пополнилась произведениями, раскрывающими проблему угнетения крестьян, а цензура усилила надзор. В таких условиях в 1819 г. появилось стихотворение «Деревня».

Александр Сергеевич начал работать над произведением в Михайловском. Первоначальная его версия попала в руки Александра I. Император положительно отзывался о стихах и даже выразил благодарность молодому поэту. Но в это время Пушкин не опубликовал «Деревню». В 1825 г. после восстания декабристов усилился контроль со стороны цензуры. В стихотворение пришлось вносить правки, чтобы его напечатали. Первую часть текста с коррективами напечатали в 1826 г. под названием «Уединение». Полный текст увидел мир лишь в 1829 г. Название «Деревня» использовали в более поздних публикациях.

В произведении автор раскрывает две темы: деревенская атмосфера и угнетение крестьян. Контрастные по настроению, они взаимодополняются, придают друг другу выразительности. Обе проблемы передаются сквозь призму восприятия лирического героя.

Первые четыре строфы стихотворения посвящены сельской атмосфере. В них изображены прекрасные пейзажи, отображаются эмоции лирического «Я». Герой обращается к «пустынному уголку» , наслаждаясь его умиротворенностью. Мужчина признается, что ради этих ощущений покинул забавы и пиры. Здесь он ощущает, как мысли сами рождаются в его голове.

Далее лирический герой воссоздает привольные пейзажи. Особенность картин природы в том, что при помощи них выражается «любовь» к деревенской атмосфере. Пейзажные зарисовки очень красочные. Они охватывают все: луга со скирдами, ручьи озера, холмы и нивы. Вдали лирический герой видит стада, хаты и мельницы. От картин природы веет спокойствием, в то же время они динамичные. В четвертой строфе лирическое «Я» рассказывает, что лоно природы – лучшее место для творчества.

После идиллических картин появляются строки, выражающие угнетенное состояние лирического героя. Все дело в том, что пейзажи – лишь прекрасная оболочка, изнанка которой – несчастливая жизнь крестьян. Барство позволило забрать у людей все: труд, время, собственность. Александр Сергеевич открыто говорит, что сделано все это незаконно, насильственным путем. В последних строках лирический герой выражает на то, что когда-то народ освободиться.

Композиция

По смыслу стихотворение делится на две части: обращение лирического героя к деревне, включающее пейзажные зарисовки и рассказ о жизни народа. Формальная композиция не соответствует смысловой. Стихотворение состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий.

Жанр произведения – послание с элементами элегии. Автор описывает пейзажи, переплетая их с раздумьями, в то же время лирический герой обращается к деревне. В последних строках ярко проявляются разочарование и грусть Стихотворный размер – шестистопный ямб. А. С. Пушкин использовал все виды рифмовки: перекрестную АВАВ, кольцевую АВВА и параллельную ААВВ.

Средства выразительности

В произведении поэт использует средства выразительности. При помощи них он создает панорамную картину деревни, передает эмоции, переполняющие лирического героя.

В тексте часто встречаются метафоры: «приют спокойствия, трудов и вдохновенья» (о деревне), «лоно счастья и забвенья», «мельницы крылаты», «барство… присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца» .

Дополняются пейзажи и размышления эпитетами – «роскошные пиры», «темный сад», «душистые скирды», «лазурные равнины», «нивы полосаты», «уединенье величавое», «прихоть бесчувственная» , «измученные рабы» .

“Деревня” Пушкина: анализ стихотворения, история создания

Стихотворение «Деревня» вызвало гнев и недовольство правительства. Ведь именно в нем великий русский поэт обличает «барство дикое», которое превратило в «тягостный ярем» жизнь обычных людей. А ведь именно их трудами и строится та прекрасная картина, которая описана в первой части стихотворения.

Анализ «Деревни» Пушкина школьник может начать с истории создания произведения. Написано оно было в 1819 году. Когда юный поэт после выпуска из лицея получил должность коллежского секретаря в Петербурге, он даже и не подозревал о том, что уже по прошествии трех лет сам Александр I будет рад сослать его в Сибирь, а может, даже на Соловецкие острова. Только лишь благодаря ходатайству близких друзей поэта – В. Жуковского, А. Карамзина, А. Тургенева – приговор было решено заменить ссылкой на юг России.

Недовольство царя

За что же обрушился гнев царя, который победил наполеоновскую армию и в честь которого на Дворцовой площади стоял овеянный славой «Александрийский столп»? Причиной были вольнолюбивые произведения поэта. Царь как-то раз даже упрекнул тогдашнего руководителя лицея Е. А. Энгельгардта за то, что его выпускник «наводнил Россию своими возмутительными произведениями». Пушкин не был членом ни одного тайного общества, которых тогда существовало множество. Ведь для этого у него был слишком непредсказуемый и вспыльчивый характер. Однако получилось так, что всего лишь за одно стихотворение, в котором великий русский поэт свободно выражал свои мысли, он был сослан на юг. Ведь именно это произведение было пропитано надеждами на то, что страну могут ожидать великие реформы.

Что обличал поэт

В то время поэт работал над созданием поэмы «Руслан и Людмила», которую начал еще во время своего обучения в Царскосельском лицее. Но, наконец-то оказавшись на свободе после шести лет обучения, поэт начинает писать о «вольности святой». И свое первое произведение, относящееся к жанру оды, он так и назвал – «Вольность». В нем он осуждал тиранов, которые пренебрегают законами. А в произведении «Деревня», которое было написано по прошествии двух лет, великий русский поэт гневно осуждает крепостное право.

Продолжая анализ «Деревни» Пушкина, можно указать, что это произведение является социально-политическим монологом. Оно затрагивает те социальные проблемы, которые глубоко волновали автора. По своим убеждениям Пушкин был сторонником конституционной монархии, при этом он обличал крепостное право, указывая, что освобождение людей должно было произойти по мановению правителя. При жизни поэта была напечатана лишь первая часть произведения. Вторая распространялась только в списках. Целиком стихотворение было издано Герценом за рубежом в 1856 году, а в России – в 1870-м.

Художественные средства

Делая литературный анализ «Деревни» Пушкина, учащийся для хорошей оценки может описать и те художественные средства, которые использовал поэт. Большую роль в стихотворении играют противопоставления, антонимические образы, например, «барство дикое» – «тягостный ярем». Поэт включает в произведение и восклицания, которые свойственны жанру оды, а также риторические вопросы. Подобные приемы, как правило, используются в публицистическом стиле памфлета. Мы видим, что в «Деревне» Пушкина средства выразительности используются самые разные. Также особое звучание произведению придает его размер – шестистопный ямб. По-другому он называется «александрийским стихом» и часто используется в одах.

Возвышенное и обличительное произведение

Произведение Пушкина полно обличительного пафоса, старославянских терминов, а также античных образов (здесь сказывается влияние классицизма). Немало в нем и торжественных, высокопарных оборотов. После того как была опубликована первая часть произведения, император Александр I велел выразить поэту благодарность, а после распространения второй – сослал великого поэта на юг России. Проводя анализ «Деревни» Пушкина, можно упомянуть и одну из наиболее интересных особенностей стихотворения. Это его композиция – поэт использует прием жанрового смещения. Первая часть больше похожа на сентиментальную пастораль, вторая ближе к политическому памфлету.

Идиллическое место

В начале Стихотворения «Деревня» Пушкина читатель погружается в идиллическую картину деревни. Первые строфы, несомненно, можно отнести к идиллической пейзажной лирике. Здесь картины, которые нарисованы поэтом, дышат красотой и спокойствием. Он пишет, что в этой местности живет совершенно иными нравственными ценностями. И для великого русского поэта в особенности важно то, что в деревне он имеет возможность творить. Большая часть образов, упомянутых в первой части стихотворения «Деревня» Пушкина романтизированы. Это «темный сад», «нивы полосаты».

Деревня для поэта – это место тишины и спокойствия. Здесь он, наконец, обретает духовную свободу. Эпитеты в «Деревне» Пушкина создают картину умиротворения. Этот тихий уголок намного дороже поэту, нежели «порочный двор Цирцей», или, к примеру, «роскошные пиры». Лирический герой уверен, что найдет покой в творчестве в этом идиллическом месте, однако мечты его не осуществились. Интонация первой части произведения – спокойная, дружественная. Поэт тщательно занимается подбором эпитетов, которые использует в большом количестве. Это помогает ему передать картину деревенского пейзажа.

Барский произвол

Иногда в качестве домашнего задания школьнику дается вопрос о том, что и чему противопоставлено в «Деревне» Пушкина. Гуманистические идеалы поэта противопоставляются картине жестокости и рабства. Здесь используется прием антитезы. Действительность разрушила все его думы о спокойствии в деревне. Совершенно другую окраску имеет вторая часть произведения. Она не была пропущена цензурой, и вместо нее поэту пришлось поставить четыре строки многоточия. В ней Александр Сергеевич беспощадно обличает тех, кто оказался властителем людей к их погибели.

Антитеза

Данный композиционный прием – контрастность между первой частью произведения и заключительной – призван оказать большое воздействие на читателя. И с его помощью поэту удается еще больше усилить то впечатление от обличающего изображения тирании, не дающей людям жить свободно, воплощать свои жизненные устремления.

Читайте также:  Краткое содержание поэмы Пушкина «Руслан и Людмила»: суть произведения

Картины этого произвола ужасают тем, что любой человек мог бы оказаться на месте крепостных, которые в тяжком труде теряют человеческий облик. С помощью своего поэтического дара Пушкин мастерски изображает образы «бар», и делает это опосредованно – читатель видит то, во что превращается жизнь крепостного крестьянина из-за этого произвола. Основные определения, которые даются поэтом во второй части, – это «барство дикое», «барство тощее». С их помощью становится ясной тема «Деревни» Пушкина – несправедливость крепостного ига.

Поэт-гражданин

И поэт-мечтатель превращается таким образом в достойного гражданина – он теперь выступает не от имени частного лица, но от всего передового общества, которое стремится предоставить свободу народу от крепостного ига. Великий русский поэт понимает, что все в стране решает правитель. И он надеется, что когда-нибудь это рабство будет отменено по «манию царя», и в конце концов для российского государства наконец-то наступит кардинально новая эра над «отечеством свободы просвещенной», когда угнетенный человек получит свои права, и больше не будет должен отдавать свою жизнь на алтарь жизненного благоустройства избалованных и жестоких помещиков.

Мы рассмотрели историю создания «Деревни» Пушкина, особенности этого произведения, создавшего столько трудностей для поэта, но послужившего для него способом выразить свое мнение о несправедливости. В произведении поэт не дает ответа, как именно нужно бороться с несправедливостью. Настроение рассказчика нельзя назвать бунтарским. Внутренний мир его богат, однако в нем читатель может увидеть и те понятия, которые являются для лирического героя самыми ценными – это следование истине, покой, свобода, творчество.

Анализ стихотворения «Деревня» (А.С. Пушкин)

А.С. Пушкин в стихотворении «Деревня» затронул многие темы, которые неразрывно связаны со всем творчеством автора. В произведении звучат сквозные темы поэта и толпы, свободолюбия, природы, социальной несправедливости. Многомудрый Литрекон поможет вам разобраться в идейно-тематических особенностях произведения и понять его, дабы внести свой вклад в Ваши познания о пушкинской лирике, являющейся литературном богатством нашей страны.

История создания

А.С.Пушкин начал писать произведение в 1819 году. Первая половина XIX века связана с усилением недовольства среди населения, требовавшего отмену крепостного права, поэтому многие литературные деятели затрагивали тему рабства в своих произведениях. Стихотворение «Деревня» также находится среди них.

Первоначальную версию произведения Пушкин отказался публиковать, ведь всегда подходил к созданию стихотворений с трепетом перфекциониста. В 1825 году поэт решил напечатать своё доработанное творение, однако из-за недавно произошедших событий в России, которые заставили властей ожесточить цензуру (восстание декабристов в 1825 году), в текст пришлось вносить поправки. В 1826 году стихотворение было опубликовано под названием «Уединение». «Полная версия» произведения была опубликована лишь в 1829 году.

Жанр, направление, размер

  • В произведении нельзя выделить один конкретный жанр. В нём присутствует и послание (обращение к деревне), и элегия (размышления о жизни, грустные рассуждения о современном обществе, ярко выраженная тоска лирического героя).
  • Также нельзя однозначно определить направление. Романтизм в произведении ощущается с первых строк: герой идеализирует природу, осуждает общество и презирает цивилизацию. Он находит себя в уединении, подробно останавливается на состоянии своего внутреннего мира. В то же время автор делает акцент на социальной проблематике, не свойственной романтизму. Он подробно описывает проблемы крепостной России и делает это без прикрас, останавливаясь на самых зверских проявлениях «барства дикого». Это признаки реализма. Произведение относится и к пейзажной лирике (описание картин сельской природы), и к философской (размышления о нелегком положении крестьян, о сущности жизни, о свободе). Чаще всего такие произведения относят к вольнолюбивой лирике.
  • Стихотворение «Деревня» написано шестистопным ямбом, в нём отчетливо прослеживаются все виды рифмовки: перекрестная, кольцевая, параллельная.

Композиция

По смыслу стихотворение «Деревня» можно разделить на две части.

  1. В первой лирический герой наслаждается встречей с любимым «пустынным уголком», восхищается красотой «мирных» пейзажей. Он бродит по знакомым местам, обращает внимание на каждую деталь, чувствует все запахи, слышит все звуки. В этом крае лирический герой обретает душевную гармонию. Он избавляется от суеты, шумных балов, встреч и наедине с природой постигает великие истины бытия («Учуся в истине блаженство находить»).
  2. Во второй части стихотворения лирический герой говорит о том, какая мысль омрачает его душу. «Среди цветущих нив и гор» невозможно не заметить убогую жизнь крестьян, их вечные страдания. Безвольные, невежественные, порабощенные, они вынуждены работать на других людей, не имея права ни на собственное мнение, ни на надежды, ни на достойные условия жизни. В конце произведения звучит отчаянный возглас поэта. Он мечтает застать те дни, когда «по манию царя» рабство покинет этот уголок, и наступит свободная, счастливая жизнь для этих бедных людей.

Образы и символы

Произведения А.С.Пушкина насыщено многими образами и символами.

  • Так, в центре произведения находится многозначный образ русской деревни. Для лирического героя это не только воплощение душевной гармонии, восхищение красоты природы, умиротворение, открытие истин, но и отражение страшной страницы истории России – рабства. Среди пейзажных видов невозможно не разглядеть нищету крестьян, вынужденных усердно трудиться во благо «барства дикого». Их безвольной жизни нельзя не сочувствовать, не сострадать. Поэтому лирический герой испытывает внутреннее противоречие, находясь в «приюте трудов и вдохновения», но видя вокруг несправедливость, горе и страх.
  • Образ лирического героя раскрывается в его мировоззренческой позиции — «друг человечества». Он — совестливый и добродетельный поэт, который даже не верит в то, что наделен даром слова, ведь его строки бессильны против тирании. Его чуткое сердце страдает от того, что вокруг царит несправедливость. Но он не только сожалеет, он пытается исправить ошибки общества, направляя все силы размышления на создание мощного призыва, который разбудит людей и вынудит их отказаться от рабства. Он жертвует забавами и наслаждениями, чтобы направить все силы на работу. Таким образом, лирический герой посвящает свою лиру народу, и в его готовность посвятить себя общественным нуждам является прекрасным мотивирующим примером для дворянства того времени. Недаром Пушкина так любили декабристы и так боялся царь.
  • Образ «барства дикого» представлен во всей красе: это люди без чести и совести, равнодушные к горю других. Они растлевают крестьянских девушек «для прихоти бесчувственной», а их братьев и отцов принуждают к труду, который истощает их силы. Но владелец неумолим, и судьбы народа его не волнуют, он присвоил его, как делает это разбойник.
  • Образ крестьянства нарисован мрачными красками: «рабство тощее», «невежества убийственный позор», «тягостный ярем до гроба все влекут». Люди лишены воли, не имеют прав даже на надежду, ведь в любой момент барская прихоть может перечеркнуть их жизнь. В такой атмосфере безнадежности нет стимула к чему-то стремиться, поэтому само крестьянство не может спасти себя из плена. «Толпы измученных рабов» обречены на вымирание.
  • Образ России обладает подчеркнутой двойственностью. С одной стороны, город, где процветают пороки и суета. Забавы приравниваются к заблуждениям, и иллюзорность света автор подчеркнул упоминанием Цирцеи — героини древнегреческой легенды, которая обманом удерживала знаменитого Одиссея в своем плену. Эту Россию он противопоставляет другой — деревенской, где «барство дикое» помыкает «тощим рабством» и распространяет нищету, невежество, оскудение на русских землях. Автор отчетливо показывает взаимосвязь двух миров: пока в одном цветет незаслуженная праздность, в другом надрывается от непосильной ноши трудовой народ.

Темы, настроения, проблемы

В стихотворении «Деревня» А.С.Пушкина есть многогранная тематика и злободневная проблематика.

  1. Основная тема — двойственность деревенской жизни. С одной стороны, там красиво и отрадно, с другой — бедно и мрачно. Довольство природы противостоит нужде ограбленных крестьян. Все результаты их труда скапливаются у господ и растрачиваются в их бесконечной мотовской игре. Автор описал все стороны жизни российской глубинки и столкнул ее противоречия в одной элегии.
  2. С самых первых строк ощущается неразрывная связь человека и природы. Лирический герой обретает гармонию с собой среди спокойных пейзажей, среди родных видов. Именно они пробуждают его творческие силы. Деревенскую красоту он противопоставляет городской суете и делает вывод, что его место в глубинке, где он может свободно мыслить и творить. Если природа дает, то цивилизация в образе города забирает, если в деревне поэт находит свою музу и внемлет оракулам, то за ее пределами он связан условностями общества и ослеплен его иллюзиями.
  3. Окружающая обстановка настраивает его на философские размышления. Он думает об истинах жизни: нельзя завидовать глупцу, необходимо жить и мыслить свободно, никогда не внимать роптанью «толпы непросвещенной» (раскрывается темы свободы, поэта и толпы). Герой, находясь наедине с собой, освобождается от предрассудков и заблуждений. Он обретает мудрость и силу, чтобы достучаться до людей.
  4. Во второй части стихотворения поднимается основная проблема – рабство и тирания, сковавшие деревню. Лирический герой описывает ужасы безвольной жизни зависимого человека, беззаконие и порочность его владельца. Он сострадает крестьянину, но находит, что этого недостаточно. Он понимает, что решение проблемы нужно искать даже не в поэзии, которая бессильна повлиять на всех, а в политике. Он призывает монарха повлиять на ситуацию, но сомневается, что доживет до этого дня.
  5. Еще одна важная проблема — бессилие поэта и поэзии. Автор с горечью признает, что ему не дано достучаться до людей и помочь рабам освободиться. Он сетует на «бесплодный жар», который разгорелся в его душе, и жалеет о своей неспособности решить общественные проблемы даром убеждения. Только тяжелая рука монарха может сотворить перемены, но будет ли на то его воля? Едва ли.
  6. Настроение в стихотворении двойственное: в первой части оно наполнено радостью открытий и внутреннего преображения, а во второй оно пропитано сочувствием и сожалением: не только об участи крестьян, но и о собственной беспомощности.

Основная идея

Главная мысль стихотворения – осуждение крепостного права и обличение устройства российского общества. Лирический герой сочувствует крестьянину, который вынужден до гроба нести свое тяжкое бремя, изнемогать в постоянных работах на своего владельца. Он наблюдает за тем, как увеличиваются эти «толпы измученных рабов». Герой с грустью смотрит на состояние жизни простого народа, стремится голосом своим «сердца» встревожить, но все напрасно: либо он не наделен таким даром, либо сами люди глухи к пророку, ведь наслаждения и заблуждения города не дают им подумать о судьбе страны.

Читайте также:  Сказки Шарля Перро: перечень, история создания, особенности содержания

Смысл авторской позиции понять несложно: Пушкин намеренно хвалит деревню, где так хорошо думать и творить. Это намек на то, что элита просто не видит жизни России, не вылезая из шикарных палат. Только на лоне природы можно прислушаться к себе и понять, куда стоит направить свои силы и возможности. Там же человек может наглядно рассмотреть, как живется обреченному на нищету трудовому крестьянству. Все эти условия и впечатления эффективнее поэтического слова докажут необходимость перемен.

Средства выразительности

В стихотворении «Деревня» А.С.Пушкин использовал различные тропы, без которых невозможен подробный разбор произведения.

  • Основное средство художественной выразительности – контраст. В начале произведения поэт рисует мирные картины природы в деревне, которые вдохновляют его на создание произведений, а затем он описывает «темную» часть своего уголка – рабство. В последней части появляются страшные картины жизни крепостных людей, изображен их нелегкий труд.
  • Широко распространены антитезы: «барство дикое» сталкивается с «рабством тощим», довольство и изобилие природы противопоставляется позорной нужде, в которой живут крестьяне.
  • В этих частях особое внимание следует уделить эпитетам: «мирный шум дубров» и «рабство тощее», «светлые ручьи» и «толпы измученных рабов».
  • Поэт также использует олицетворение: шумят ручьи, везде «подвижные картины».
  • Столь же распространены метафоры: деревня – «приют спокойствия, трудов и вдохновенья», «мельницы крылаты», «лоно счастья и забвенья».

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Деревня»

Автор: Guru · 03.04.2018

Александр Пушкин был либерально настроенным гражданином, проповедующим активную жизненную позицию. Он часто критиковал представителей власти за то, что они не могут обеспечить благополучия и процветания народу – движущей силе России. Одним из таких обличающих стихотворений является «Деревня».

История создания

«Деревня» была написана в 1819 году. Если договорить о периодах творчества, стихотворение можно отнести ко второму, петербургскому этапу. На произведение повлияли и новые общественно-политические идеи, тайные собрания декабристов, общение с ними. В то время поэт увлекался дискуссиями о несправедливости самодержавия и антигуманизме крепостничества.

Именно в это время Александр Сергеевич примкнул к тайному союзу декабристов, в котором уже тогда вынашивались проекты конституции, ограничивающей власть царя. Однако новые сторонники восторженного и пылкого поэта не спешили принимать его «в дело». Они боялись, что провал революционного выступления повлечет за собой суровое наказание, и хотели уберечь талантливого Пушкина от неистового гнева самодержавия, который мог обернуться для поэта гибелью. А потому вклад творца был сугубо литературный, и о выступлении декабристов на Сенатской площади в 1825 году он узнает только после того, как оно состоялось, не приняв в нем участия и не запятнав свое имя.

Жанр, размер, направление

Можно заметить, что стихотворение написано в жанре ораторского выступления. Автор является голосом всех прогрессивно мыслящих людей того времени, которые не согласны с системой крепостничества. Пушкин специально обратился к такому жанру, так как произведением является своеобразным призывом покончить с несправедливостью. Это дает основание отнести «Деревню» к реалистическому направлению. Хотя есть и черты романтизма. Творец – типичный романтический герой, противопоставленный обществу барства. На примере антитезы села и города мы видим принцип двоемирия, характерный для данного направления. Есть идеальный мир и противопоставленная ему реальность.

Стихотворение написано шестистопным ямбом, чередующимся с четырехстопным. Рифмовка перекрестная, мужская рифма (1-я, 3-я строки) чередуется с женской (2-я, 4-я строки).

Композиция

Композицию «Деревни» можно определить как двухчастную. При прочтении в глаза бросается яркая антитеза. В первой части поэт воспевает красоту природы, говорит о том, как ему хорошо отдыхается и легко дышится в деревне. Затем будто начинается совершенно другое стихотворение, так как настроение резко меняется. Во второй части Пушкин рассуждает об «обратной стороне медали» этой красоты – «барстве диком».

Таким образом, с помощью композиции автор выражает главную мысль стихотворения: крепостничество портит народ и губит будущее страны. Наши земли богаты и плодородны, наша природа красива и ласкова, наши люди высокоморальны и сильны. А вот бесчувственная и эгоистичная власть перечеркивает все эти достоинства, грабя своих же потомков непомерным потреблением и безответственным отношением к этим богатствам.

Главные герои и их характеристики

Лирический герой может ценить природу и чувствовать слияние с миром. Поэт рисует блаженную картину: нивы, луга, «сад с его прохладой и цветами», «светлые ручьи», «мирный шум дубрав». Потом лирическое «Я» автора меняется. Из восторженного ценителя красоты он превращается в ярого оппозиционного критика, который понимает недочеты социального устройства своей родины. Он не оставляет в покое и себя, говоря о том, что его дар недостаточно пронзителен, чтобы пронять черствые сердца.

Примечателен образ помещиков: «Барство дикое, без чувства, без закона…». Это невежественные, алчные и порочные люди, которые пируют за счет «рабства тощего». Поэт сочувствует крестьянам, в частности «девам юным», которые «цветут для прихоти бесчувственной злодея». Пушкин много времени проводил в своих загородных усадьбах, поэтому много знал и видел, как иные соседи обращаются с крепостными. Причем автор подмечает, что у господ нет оснований считать себя выше простонародья, ведь и барин, и холоп в одинаковой мере невежественны и дики. Только один возвышается за счет своего страдания и праведного труда, а второй лишь падает в наших глазах, потому что является несправедливым тираном.

Темы и проблемы

Автор восстает против жестокости самодержавия и желает свободы для своих соотечественников, которых он считает равными себе, к какому бы сословию они не принадлежали. Он пытается донести людям идею о том, что в такой несправедливости больше невозможно жить.

Кроме того, смысл «Деревни» заключается в том, чтобы показать контраст между красотами и благами русской земли и теми, кто ею распоряжается. Барство разоряет страну, угнетает народ, в нем же самом нет никакой пользы, потому что такая власть только развращает душу. Основная мысль стихотворения в том, что поэт всеми силами хочет приблизить «свободы просвещенной прекрасную зарю».

Средства художественной выразительности

Главным средством художественной выразительности в «Деревне» является антитеза – она помогает раскрыть замысел автора. Первую часть Пушкин оформляет так, что читатель погружается в атмосферу спокойствия. Это создается благодаря эпитетам: «мирный шум», «тишина полей», «лазурные равнины».

Вторая часть произведения более эмоциональна, Пушкин недоволен и даже возмущен сложившейся ситуацией. Отсюда вытекает много слов с яркой эмоциональной окраской, преимущественно эпитетов: «барство дикое», «неумолимый владелец», «пагуб людей», «тягостный ярем». С помощью анафоры (во второй части стихотворения строки несколько раз начинаются со слова «Здесь») Александр Сергеевич пытается перечислить все, чем он недоволен, выразить все безобразие, которое наблюдает.

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Деревня»

Творчество Александра Сергеевича Пушкина делится на определенные этапы. Эти этапы объединены между собой темами, возникшими в раннее время становления писателя. На формирование художественного сознания великого поэта, драматурга и критика повлияло общение с известными литераторами и декабристами, а также западноевропейская литература и русский фольклор.

  • План анализа
  • История создания
  • Структура стихотворения
  • Лирический герой
  • Стихотворный размер и композиция

Стихотворение «Деревня» отражает его вдохновленные размышления второго творческого этапа, когда он окончил лицей, вел активную общественную и политическую жизнь и пребывал в ссылках. В этот период особенно остро писателя волновала необходимость принимать реформы, которые, по его мнению, смогли бы повлиять на изменения самодержавного устройства России.

План анализа

Чтобы провести анализ стихотворения необходимо придерживаться определенного плана, который может включать в себя:

  1. Историю создания произведения, его тему и идею.
  2. Стихотворный размер.
  3. Композицию.
  4. Лирическое «я».
  5. Изобразительно-выразительные средства.

Это интересно: кто такой антагонист, значение слова?

История создания

Пушкин с раннего возраста ощущал несправедливость. Его мысли и убеждения часто подкреплялись свободолюбием, общением со своими лицейскими друзьями и постепенно складывающимися прочными взглядами на жизнь, которые и утвердились в основе мировоззрения писателя. В основном это было признание высшей ценности свободы. Поэт считал самодержавную власть жестокой тиранией, а первым несправедливым препятствием в жизни людей — крепостное право.

Стихотворение было написано в тяжелый творческий период поэта. В 1819 году после ссылки, находясь под домашним арестом в селе Михайловское, в этом произведении он открыто заявил о крепостничестве, превращающем часть населения великой страны в рабов.

Его основная идея — необходимость отменить крепостное право. Пушкин хотел акцентировать внимание читателя на несправедливое и жестокое отношении к народу путем противопоставления, разделив стихотворение как бы на две части. Такое убеждение поэта окончательно утвердилось от общения с И. С. Тургеневым , который готовил записки для Александра I об отмене крепостного права.

Александр I узнал о том, что народу предоставляется возможность читать запрещенные стихотворения декабристов и поручил князю Васильчикову прекратить распространение их стихов. Адъютант Васильчикова Чаадаев послал для рассмотрения Александру I «Деревню», но он не нашел предлога для наказания поэта и повелел отблагодарить Пушкина за светлые и добрые чувства в его произведении.

Структура стихотворения

Стихотворения написано в жанре элегии, однако, во второй части произведения есть элементы гражданской лирики. Пушкин описывает пейзаж села Михайловское (например, «озер… равнины» — Маленец и Кучане), он наполняет свое творение чувствами и противопоставляет красоту тихого поэтического уголка «роскошным пирам» в столичной суете.

На первый взгляд, читатель отмечает положительные моменты и не подозревает о том, что картина патриархальной идиллии может быть нарушена. На фоне гармонии и великолепии природы можно отметить только удовольствие от собственного труда поэта, он утешен и вдохновлен, творит и отдыхает от волнений и забот столичной жизни, показывая как душа его лирического героя открыта для постижения истины.

Во второй части стихотворения автор нарушает сложившуюся гармонию, и его спокойное размышление наводит его на мысли о том, что спрятано в этой картине благополучия, которую он описывал. Поэт и сам осознает, что идиллия основана на беззаконии и несправедливой власти помещиков, что является произволом по отношению к крестьянам.

Читайте также:  Краткий анализ и краткое содержание повести "Портрет" Гоголь читать онлайн, характеристика главного героя

Стихотворение А. С. Пушкина «Деревня» написано «высоким стилем». Пушкин применяет торжественные слова и выражения («оракулы веков», «внемля», «роптанью»). Особая выразительность отмечается в использовании заглавной буквы, таким способом поэт передает его высокое значение («Закон», «Владельца», «Судьбой»).

Поэтический стиль Пушкина меняется резко, как и ритм стихотворения, а также ямб, который ранее плавно колебался (шесть стоп с паузой и более — цезура — далее до пяти-четырех стоп), а потом стал звучать совершенно иначе (за «длинной» строчкой шестистопного ямба идут относительно шесть «коротких» строк). Строка «нo мысль ужасная здесь душу омрачает» подводит читателя к мысли, что идиллия несет в себе иную картину жителей деревни. Он говорит о том, что крестьяне несвободны, и их судьба им не принадлежит.

Автор ясно показывает противопоставление и сменяет плавные и нежные образы в первой части («праздная воля», «лоно счастья и забвенья») на язвительные и жесткие образы во второй части («мысль ужасная», «невежества убийственный позор»). Кроме этого, во второй части стихотворения меняются поэтические формулы, а не принцип их использования. Среди привычных поэтических оборотов заметна сатирическая картина мира, которая так же условна, как образы поэта.

В финале автор выражает надежду, что еще увидит своими глазами отмену крепостного права, которая будет совершена «по манию царя».

Структурный анализ произведения позволяет заключить, что применима следующая литературная техника:

  1. Шестистопный ямб, который чередуется с четырехстопным ямбом,
  2. Мужская рифма в 1-й и 3-ей строках чередуется с женской рифмой во 2-й и 4-ой строках,
  3. Присутствуют изобразительно-выразительные средства,
  4. Художественные средства отражены в противоречивых частях стихотворения.

Лирический герой

В первой части произведения А. С. Пушкина «Деревня» лирический герой выступает романтиком, у него тонко организованная душа и ярко выраженная способность чувствовать великолепие жизни, во второй части — отражается лирическое «я», где поэт резко преображается и романтик становится политическим деятелем, понимающим недостатки монархического строя родной страны. Достаточно примечателен и образ помещиков: «Барство дикое, без чувства, без закона…», которые живут за счет «рабства тощего».

Герой произведения глубоко сожалеет о том, что он не в силах «сердца тревожить», поэтому никак не может повлиять на произвол в стране. Его мечта — посмотреть на «зарю свободы», чтобы помещики перестали присваивать «и собственность, и время земледельца».

Стихотворный размер и композиция

Произведение А. С. Пушкина «Деревня» представлено читателям в форме ораторского выступления. Автор высказывает не только свои идеи и мысли, но и мнение прогрессивных людей. Повествование начинается с описания идиллии и обращения к деревенским красотам, которое соответствует ораторской речи. Мысли в выбранном стиле поэта одинаково выстраивают вторую и третью строфы. Такой же прием используется и во второй части стихотворения.

Наличие вопросительных и восклицательных предложений тоже определено ораторским стилем. Автор неспроста применил подобное композиционное построение: стихотворение «Деревня» — это призыв не только в содержании, но и в форме. Можно сказать, что Пушкин открыто выступил с требованием устранить возникшую столетия назад несправедливость.

Краткий анализ стихотворения «Деревня» («Вновь я посетил…») по плану

1. История создания

Стихотворение «Деревня» Александр Сергеевич начал писать в 1819 году, будучи еще совсем юным. Тогда он находился в Михайловском – материнском родовом имении, где и наблюдал двоякую картину.

С одной стороны, пасторальное уединение, поля, красота природы. С другой – непосильный крестьянский труд, позорное ярмо рабства. Переживания, чувства, искреннее негодование автора отразились в произведении.

Опубликовано оно было только в 1826 году, и то лишь первая, «пейзажная» часть, слегка подкорректированная.

Полный вариант предстал перед публикой лишь в 1829 году. Автор указал другое название: «Уединение», а более привычное современному читателю «Деревня» появилось позже.

2. Литературное направление

Стихотворение относится к двум литературным направлениям.

В нем явно просматриваются черты реализма: описание тяжелого быта крестьян, например.

Однако лирический герой, яро противостоящий сложившемуся жизненному укладу, полностью соответствует требованиям романтизма.

3. Род

По роду это гражданская лирика.

4. Жанр

Жанровая принадлежность «Деревни» – ораторское выступление, рассчитанное на публичное чтение. Но также можно увидеть черты элегии, характерные признаки послания.

Одним словом, происходит частое для пушкинской лирики жанровое смешение.

5. Проблематика

Автор затрагивает очень серьезные, глобальные для общества того времени проблемы. Он обращает внимание прогрессивной публики на рабское, невыносимое положение крестьянства и явно осуждает барство.

6. Тематика

В стихотворении мы наблюдаем смешение разнообразных тем.

Тут есть описание прекрасной природы. Автор красноречиво рисует умиротворенные пейзажи и признается в своей любви к деревенскому уединению, тишине, создающей атмосферу, идеально подходящую для раздумий, неторопливых размышлений.

На этом фоне особенно страшно и чужеродно выступает тема порабощения народа, барского самодурства и беззакония по отношению к крепостным крестьянам.

7. Идея

Пушкин написал это стихотворение, чтобы в ярких красках нарисовать деревенский быт, отобразить неспешно текущее время, но вместе с тем и привлечь внимание к животрепещущему социальному вопросу.

Только через шесть лет, зимой 1825 года, на Сенатскую площадь выйдут декабристы, чтобы требовать отмены крепостного права. Пушкин же поднял эту тему в своем литературном творчестве гораздо раньше.

На молодого поэта во многом повлияли взгляды общественно-политических тайных обществ и кружков, в которые он вступал, еще учась в Лицее. В этом смысле Пушкина смело можно назвать голосом прогрессивной молодежи своего времени.

8. Пафос

Стихотворение сообщает противоречивые эмоции.

С одной стороны – умиротворение, наслаждение мирными пейзажами, спокойствие и ощущение тихого счастья на лоне природы.

С другой – отчаянье, бессильная злоба, гнев, все те негативные чувства, которые вызывает барское отношение к крепостным.

Вообще, «Деревня» представляет собой одну большую, развернутую, мастерски исполненную антитезу. В ней читатель видит четкое противопоставление прекрасного мира, в котором живут крестьяне, их невыносимому существованию.

Так сталкиваются романтизм и реализм в пушкинском творчестве.

9. Система образов

Автор строит свое произведение на явном противопоставлении, что отражается в системе образов.

Сначала перед мысленным взором восхищенного читателя предстает деревенский пейзаж. Здесь царит природная красота, умиротворение, покой.

На таком фоне особенно уродливо выглядит реальность крепостничества:

Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.

Читатель как будто получает пощечину, от которой невозможно отмахнуться. Его глаза раскрываются, и эффект от такого резкого перехода получается поразительный: мало кто не задумается над поднятым Пушкиным вопросом, мало кто не обратит внимание.

Именно так и работает гениальная литература: поэт становится пророком, голосом народа, проводником истины и правды. Рисуя яркие художественные образ, он добивается невероятной силы и мощи слова.

Барство предстает чем-то диким, страшным, ужасающим. Оно довлеет над крестьянами, делая их жизнь невыносимой.

10. Центральные персонажи

Как таковых, центральных персонажей нет, потому что все образы обобщены, что характерно для ораторских выступлений.

Пушкин поднимает проблему и привлекает к ней внимание, но не вводит конкретных действующих героев.

11. Лирический герой

Лирический герой «Деревни» – своеобразная художественная проекция личности Пушкина.

Это его глазами мы наблюдаем печальную и одновременно пугающую, дикую картину, это он передает нам противоречивые, сильные чувства.

12. Сюжет

Сюжетная линия, как таковая, отсутствует.

Автор дает сначала описание деревенского пейзажа, тишины, спокойствия. Рассказывает, как ему тут хорошо, и что он с удовольствием променял свет на такое уединение.

Однако потом резко возникают картины невыносимого положения крестьянства и гневно звучат осуждающие слова по отношению к барству и рабству.

13. Композиция

Композиция явно двухчастная, условно ее можно назвать зеркальной.

В первой части поэт рисует прекрасные пейзажи, наслаждается тишиной и простотой деревенской жизни. Он использует красивые эпитеты, множество прилагательных. Создается статичная картина, в которой будто замерло время: луга, поля, дубравы, «праздная вольность».

Вторая часть дается в резких, яростных лексических конструкциях. Пушкин изображает невыносимый быт крепостных крестьян, их порабощение самодурами-дворянами.

Создается невероятно живой, сильный эффект «кривого зеркала»: прекрасный мир отражается своей ужасной стороной, от которой читатель уже не может отмахнуться, так ярко и резко она представлена.

Используя такой контраст, Пушкин гениально воплощает цель любого ораторского произведения: обратить внимание на существующую проблему и подтолкнуть к действию, вызвать нужные чувства у слушателей.

14. Художественное своеобразие произведения

Язык произведения точный, выразительный, эмоциональный.

Рисуя уединенные пейзажи, автор использует много прилагательных, существительных, тем самым создавая спокойную картину деревенского умиротворения.

Но во второй части лексика резко меняется. Появляются слова с выраженным отрицательным значением («рабство», «невежество», «убийственный позор»).

Кроме того, язык наполняется глаголами, и перед читателем предстает совсем другая, динамичная картина истязания народа, происходящего с попустительства правящей власти.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано катренами (четверостишиями), всего их пять.

Размер – шестистопный ямб.

В тексте встречаются все возможные виды рифмовки:

  • перекрестная (АБАБ),
  • опоясывающая (ВГГВ),
  • парная (ДДЕЕ).

16. Средства художественной выразительности

Пушкин использовал множество эпитетов: «невидимый поток», «порочный двор», «мирный шум» и т.д.

Встречается много олицетворений: «приветствую тебя, пустынный уголок», «барство дикое, без чувства, без закона, присвоило себе насильственной лозой», «рабство тощее влачится по браздам».

Кроме того, текст наполнен метафорами: «приют спокойствия, трудов и вдохновенья», «лоно счастья и забвенья».

А вообще, весь текст построен на приеме антитезы: противопоставление прекрасной природы и ужасающего барства.

17. Значение произведения

Произведение стало одним из первых, отражающих политические взгляды юного поэта. Оно имеет огромное значение для понимания всего творчества Пушкина.

18. Актуальность

Стихотворение актуально, потому что вопрос свободы человека поднимается даже в современном обществе, пусть и в других аспектах.

19. Моё отношение

Мне нравится «Деревня», потому что в этом произведении Пушкин красочно изобразил природные картины и вложил целую гамму разнообразных чувств.

20. Чему учит

Оно учит уважительному отношению к свободе другого человека, а также умению наслаждаться спокойствием и уединением.

Кроме того, он учит видеть обратную сторону любого явления.

Ссылка на основную публикацию