Сюжет и основная мысль повести Александра Пушкина «Станционный смотритель»: краткое содержание и анализ

Анализ произведения Станционный смотритель Пушкина (суть, смысл и идея)

Пушкин один из самых лучших, и известных писателей всех времен. Его знают абсолютно все, и везде. Его творчество известно во всех странах. На его счету много произведений. Рассмотрим одно из них «станционный смотритель» оно о том, как важно понять значение и роль других людей, которые тебе очень дороги. Во время написания этого произведении автор был в другом городе, он очень волновался из-за расставания с очередной девушкой. Так же на написание повлияла атмосфера осени. Главный персонаж так же увял, как и листик сброшенный с дерева.

Сам автор считает свое произведение «повестью», однако каждое произведение это – небольшой роман. Он их так назвал, потому что считал, что между романом и произведением сильного различия нет. Но все же выбор пошел в пользу романа потому что он менее крупный эпический жанр, но и делая акцент на его небольшой объем.

В рассказе «Станционный смотритель» взяты основы из реальной жизни. Персонаж это на самом деле человек, которого можно было встретить в действительности. Это одно из первых рассказов, в которых поднимается тема «маленького человека». Конкретно здесь писатель говорит о том, как живет этот никем не замеченный субъект.

Конструкция рассказа построена так, что читатель смотрит на мир глазами повествователя, в его выражениях можно узнать самого Пушкина.

Этот рассказ начинается с того что писатель рассуждает о том что это должность позорная. Эти люди ни кому не нужны, на них никто не обращает внимания, на них могут поднять руку, их «швыряют». Им никогда не говорили слова благодарности, но, по сути, они очень интересные собеседники, и могут рассказать много чего интересного.

В повести также присутствует тема о любви. Для начала это любовь отца к дочери, которая не может изменить даже время, обида и разлука. Отец хотел спасти свою дочь ,и не что его не остановило пойти пешком в другой город, хотя от него никто не ожидал такого поступка. Ради нее он был готов пойти на все, но когда осознал, что его дочь выбрала богатую жизнь, а не отца бедняка, то у него опустились руки. Но с другой точки зрения читатель видит отношение между девочкой и якобы гусаром. Читатель переживал за простую девочку в городе: ведь и на самом деле ее могли обмануть и обесчестить. Но в итоге оказалось, что не предвиденная связь обернулась замужеством. Главной тематикой этого произведения является любовь. Ведь именно из-за нее начались все беды, от которых не было противоядия.

Автор в своей повести описывает нравственные проблемы. Почувствовав без почвенные мимолетные чувства, дочь бросает отца, и едет вслед за гусаром в безвестность куда. Она знает, что у него жена, и прекрасно понимает на что идет, но ее ничего не останавливает. Но он все таки взял девушку в жены, он вел себя очень грубо, именно из-за него девочка стала сиротой. Они оба перешагнули горе и потерю маленького человека. Автор этим показывает, что нельзя создавая свою семью отрекаться от другой.

Писатель призывает читателей подумать над отношением к людям. Нужно думать не только о себе, но и о других. Так же Пушкин заставляет задуматься детей о своих пожилых родителях, благодарить о том, что они сделали для них. Ведь семья – это самое главное, что есть у человека. Именно она готова простить, и принять, чтобы не случилось. Родители это – единственные люди на земле, которые примут тебя, каким бы ты не был, и никогда не предадут. Они готовы отдать все на свете своему ребенку, взамен требуя только внимания и заботы.

Вариант 2

Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель» написана в 1830 году и входит в сборник «Повести Белкина».

В повести можно наблюдать за историей семейства Выриных – Самсона Вырина, станционного смотрителя, и его дочери Дуни. Жизнь Самсона не простая, сам Пушкин пишет об унизительности этой профессии. Проезжие срывают на смотрителе свою злость и усталость, пока тот продолжает терпеливо служить. Дуня же занята помощью к отцу, и так проходят их жизни.

Всё меняется с приездом Минского, он – гусар, влюбившийся в Дуню, решивший любыми способами забрать девушку с собой в Петербург. Вскоре так и происходит.

После отъезда дочери, Вырин не может справиться со своим горем и начинает пить. Несколько раз он пытался вернуть Дуню домой, но всё оказывалось тщетно. В конце концов, старик умирает, а Дуня, вышедшая замуж за Минского, до конца жизни корит себя за свой поступок.

В произведении поднимаются многие и поныне важные проблемы. Так например, в этой повести впервые обозначается проблема маленького человека, которая будет потом продолжена Гоголем, Достоевским и многими другими писателями. А.С. Пушкин показывает нам жизнь самого простого человека, как он жил, живёт и будет жить.

Также в произведении поднимается вечная проблема отцов и детей. Желания Самсона Вырина не сходятся с желаниями его дочери, и если в некоторых случаях подобные конфликты получается заканчиваются мирно, то в этой ситуации конец плачевен.

В персонажах Минского и Дуни обсуждается тема любви и того, насколько она может быть разрушительна. Минский обманом забирает Дуню с собой, потому что влюбился, не спрашивая разрешения Самсона. Дуня же едет за возлюбленным в Петербург, совершенно забыв об отце и не собирается возвращаться обратно, несмотря на его просьбы. Мы видим двух людей, готовых ради любви на всё, но только в этом случае они её выглядят целиком положительными персонажами. В конце, на могиле отца Дуня раскаивается и корит себя за свое легкомысленное поведение, но уже ничего нельзя поделать.

А.С. Пушкин написал, действительно, уникальное произведение, в котором поднимается проблемы как общесоциального характера, так и личные проблемы каждого из нас.

Анализ 3

Творчество Александра Сергеевича Пушкина разделено на несколько этапов и периодов, один из них начинается с произведения «Станционный смотритель», которое входит в повести Белкина. В данном произведении автор пересматривает свое отношение к простым бытовым вопросам и относится к ним с особой лиричностью. Теперь он не скрывает свое отношение к реальности за мягким юмором и сарказмом. Ранее он старался маскировать настоящее отношение к суровой действительности, теперь он не намерен показывать ее через призму доброты. Поэтому он показывает реализм через все доступные черты, он описывает жизнь отчасти жестокой, а также отражает все существующие в то время реалии.

При этом читатель видит, что Пушкин проникается настоящей жалостью. Он с особой искренностью относится к непростой жизни станционного смотрителя, который пострадал от жестокой судьбы. Он никак не смог изменить ход событий привычной жизни, поэтому ее пришлось закончить весьма печально и скомкано.

В этот раз Александр Сергеевич позволяет себе допустить ноты осуждения и серьезности в сторону легкомыслия, которое допускает божественное существо. Несмотря на то, что он достаточно близко принимает его к сердцу, но в тоже время набирается смелости, чтобы осудить выбор божественной сути.

В центре событий Станционный смотритель, который на протяжении долгого времени живет тихо и спокойно, он наслаждается жизнью вместе с родной и единственной дочкой Дунечкой. Но его привычный ритм жизни нарушается неожиданным событием, девушка умирает, пропадает центр его существования, вокруг которого вращалось все в его жизни. Он старался не предавать произошедшему много внимания, но как не обратить внимание, когда пропал самый дорогой человек? В его дом попадает гусар, который не может разделить с ним произошедшее горе и напавшее на мужчину одиночество. Он не хочет помочь мужчине пережить жестокости и превратности судьбы. Гусар даже не старается разделить возможность помочь и сделать доброе дело.

Пушкин оформляет «Повести Белкина» как реалистичные истории, однажды произошедшие на самом деле. Они отличаются своим реализмом и отношением к ситуации. Он благодаря использованию различных мелочей и передаче реалистичных деталей, показывает, что в каждом человеке регулярно происходит революция, внутренняя борьба, за которой автор фактически подглядывает, описывая перестановки в судьбе благодаря маленьким перестановкам в окружающем интерьере и жизни. В жизни станционного смотрителя тоже происходит революция, которая заканчивается настоящей трагедией.

Автор точно описывает его внутренние переживания, боится за него и его внутренний выбор. Но при этом, каждый в том числе и читатель понимает, что при данном раскладе возможности закончить историю в положительном ключе нет, поэтому все заканчивается трагично. Такова реальная жизнь.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Станционный смотритель (суть, смысл и идея)

Популярные сегодня темы

Соня Мармеладова является одним из главных героев в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Семнадцатилетнюю Соню постигла тяжелая судьба: преждевременно умерла мать

Главной героиней повести является юная семнадцатилетняя девушка Ася, внебрачная дочь помещика и крепостной. Получив в раннем детстве крестьянское воспитание, после смерти матери девочка попадает в дом отца

Саврасов посвятил свою жизнь искусству. Ему нравилось изображать красоту родного края. Он мог часами бродить проселочными дорогами в поисках именно «того» заветного пейзажа.

Сказки – это небольшой мир, в котором собраны все удивительные истории, связанные с магией. Это говорящие животные, три девятое царство, русалки, леший, Баба Яга и прочие лесные чудища, которыми пугали детей.

Сова летит мимо дома старика, который сидит чай с молоком попивает. Решила сова поздороваться, да старик ей отвечает: какой я тебе друг? Ты от всех прячешься да только ночью выходишь. Обиделась сова на деда

Анализ «Станционный смотритель» Пушкин

Повесть Пушкина «Станционный смотритель» является одной из самых печальных произведений из цикла «Повестей Белкина», заканчивающаяся трагическим финалом. Вдумчивый анализ произведения показывает, что случившаяся драматическая разлука родных людей – это неотвратимые проблемы классовых различий, а основная мысль рассказа – это духовное несоответствие отца и дочери. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом повести Пушкина по плану. Материал может быть использован при подготовке к уроку литературы в 7 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Станционный смотритель.

Год написания – 1830 г.

История создания – Повесть была создана в Болдинскую осень, этот период стал для писателя самым плодотворным.

Тема – С этого произведения в русской литературе начинает раскрываться тема обездоленных людей.

Композиция – Композиция повести выстроена с общепринятыми литературными канонами, постепенно действие достигает кульминации, и переходит к развязке.

Жанр – Повесть.

Направление – Сентиментализм и реализм.

История создания

В год написания «Станционного смотрителя», Пушкину необходимо было срочно решить свои финансовые вопросы, для чего он отправился в родовое поместье. В 1830 году началась эпидемия холеры, что задержало писателя на всю осень. Сам Пушкин считал, что это будет скучное и долгое времяпровождение, но внезапно к писателю снизошло вдохновение, и он приступил к написанию «Повестей Белкина». Так произошла история создания и «Станционного смотрителя», который был готов уже к середине сентября. Пора «болдинской осени» являлась для автора поистине золотой, повести выходили из-под пера одна за одной, и уже в следующем году они были опубликованы. Под подлинным именем автора, «Повести Белкина» были переизданы в 1834 году.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Проведя в «Станционном смотрителе» анализ произведения, выясняется многогранная тематическая содержательность этой небольшой повести.

Основные герои повести – отец и дочь, и вечная тема отцов и детей проходит на протяжении всего повествования. Отец, человек старой закалки, очень сильно любит свою дочь, цель его жизни – уберечь ее от всех жизненных невзгод. Дочь Дуня, в отличие от отца мыслит уже по-другому, по-новому. Ей хочется разрушить сложившиеся стереотипы, и вырваться на свободу, из серой, будничной деревенской жизни, в большой город, сверкающий яркими огнями. Ее безумная идея внезапно претворяется в жизнь, и она легко покидает отца, уехав с первым попавшимся кандидатом на обладание ею.

Читайте также:  Характеристика Варвары Кабановой в пьесе Островского Гроза, которая является натурой яркой и самобытной

В побеге Дуни из отчего дома проскальзывает тема романтической страсти. Дуня понимает, что смотритель будет против такого решения, но, в погоне за счастьем, девушка даже не пытается сопротивляться поступку Минского, и безропотно следует за ним.

В повести Пушкина, помимо основной любовной темы, автором затронуты и другие проблемы общества, существовавшие в то время. Тема «маленького человека» касается нелегкого положения мелких служащих, которых считают за обслугу, и соответственно к ним относятся. В этом отношении к таким служащим и есть смысл названия повести, обобщающий всех «маленьких людей» с единой судьбой и нелегкой долей.

В повести глубоко раскрыта проблематика нравственных отношений, выявлена психология каждого из героев, их точка зрения, и в чем для каждого из них заключается суть существования. В погоне за своим призрачным счастьем, Дуня на первое место ставит свои личные интересы, забывает об родном отце, который готов ради любимой дочери на все. У Минского совершенно другая психология. Это богатый человек, который не привык в чем-либо себе отказывать, и увезти малолетнюю дочь из дома отца, для него является очередной его прихотью. Сам собой напрашивается вывод, что каждый человек поступает в зависимости от своих желаний, и хорошо, если эти желания подчинены разуму, ибо в другом случае, они приводят к драматическому исходу.

Тема «Станционного смотрителя» многогранна, и многие проблемы, охваченные в этой повести, до сих пор являются актуальными. То, чему учит произведение Пушкина, и поныне случается повсеместно, и жизнь человека зависит лишь от него самого.

Композиция

События повести излагаются с точки зрения стороннего наблюдателя, узнавшего об этой истории от ее участников и свидетелей.

Повествование начинается с описания профессии станционных служащих, об пренебрежительном отношении к ним. Далее, повесть переходит к основной части, в которой рассказчик знакомится с главными героями, Самсоном Выриным, и его дочерью Дуней.

Во второй раз приехав на эту же станцию, рассказчик узнает от старика Вырина о судьбе его дочери. Используя различные художественные средства, в этом случае лубочные картинки, изображающие возвращение блудного сына, писатель мастерски передает всю боль и отчаяние пожилого человека, все его мысли и страдания, человека, которого покинула любимая дочь.

Третий приезд рассказчика является эпилогом этой истории, закончившейся трагической развязкой. Самсон Вырин не смог пережить предательства дочери, тревога за ее судьбу, постоянные переживания, слишком сильно подействовали на смотрителя. Он начал пить, и вскоре умер, не дождавшись возвращения дочери. Дуня приезжала, поплакала на могиле отца, и снова уехала.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Станционного смотрителя».

Сам писатель называет свое произведение повестью, хотя каждое творение из знаменитого цикла «Повести Белкина» можно отнести к жанру маленького романа, настолько глубоко их психологическое содержание. В сентиментальной повести «Станционный смотритель» четко просматриваются основные мотивы реализма, настолько правдоподобно выглядит главный герой, который мог встретиться и на самом деле.

Эта повесть является первым произведением, начинающим тему «маленьких людей» в русской литературе. Пушкин достоверно описывает жизнь и быт таких людей, нужных, но незаметных. Людей, которых безнаказанно можно оскорблять и унижать, совершенно не думая о том, что это живые люди, у которых есть сердце и душа, которые также, как и все, могут чувствовать и страдать.

Анализ произведения «Станционный смотритель» (А. Пушкин)

Автор: Guru · 11.11.2017

Александр Сергеевич Пушкин – один из самых читаемых авторов. Его имя знают всенаши соотечественники от мала до велика. Его произведениями зачитываются повсюду. Это поистине великий писатель. И, пожалуй, его книги стоит изучать глубже. Например, те же «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» просты лишь на первый взгляд. Рассмотрим одну из них, а именно «Станционный смотритель» — историю о том, как важно вовремя осознать значимость дорогих сердцу людей.

История создания

В 1830 году Александр Сергеевич Пушкин отправляется в Болдино, чтобы решить некоторые финансовые проблемы. Он уже собирался вернуться, но в России в то время сильно распространилась смертельно опасная холера, и возвращение пришлось отложить надолго. Этот период развития его дарования называют Болдинская осень. В это время написаны одни из лучших произведений, в том числе цикл повестей под названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», состоящий из пяти произведений, одна из которых «Станционный смотритель». Ее автор закончил 14 сентября.

Во время вынужденного заточения Пушкин страдал от разлуки с очередной дамой сердца, поэтому его муза была печальна и зачастую настраивала его на грустный лад. Возможно, свою лепту в создание «Станционного смотрителя» внесла сама атмосфера осени – поры увядания и ностальгии. Главный герой увял также стремительно, как сброшенный с ветки лист.

Жанр и направление

Сам Пушкин называет свое произведение «повести», хотя по существу каждая из них – это маленький роман. Почему же он их так назвал? Александр Сергеевич отвечал: «Повести и романы читаются всеми и везде» — то есть, особой разницы между ними он не видел, а выбор сделал в пользу менее крупного эпического жанра, как бы указывая на скромный объем произведения.

В отдельной повести «Станционный смотритель» заложены основы реализма. Герой – это вполне реальный герой, который мог бы встретиться в то время в действительности. Это первое произведение, в котором поднимается тема «маленького человека». Именно здесь Пушкин впервые говорит о том, как живет этот никем не замеченный субъект.

Композиция

Структура повести «Станционный смотритель» позволяет читателю взглянуть на мир глазами рассказчика, в словах которого скрывается личность самого Пушкина.

  1. Начинается повесть с лирического отступления писателя, где он отвлеченно рассуждает о неблагодарной профессии станционного смотрителя, который унижен уже по долгу службы. На таких должностях и формируются характеры маленьких людей.
  2. Основная часть состоит из бесед автора с главным героем: он приезжает и узнает последние новости о его жизни. Первый визит – знакомство. Второй – основной поворот сюжета и кульминация, когда он узнает о судьбе Дуни.
  3. Нечто вроде эпилога представляет собой его последний приезд на станцию, когда Самсон Вырин был уже мертв. Там сообщается о раскаянии его дочери

О чем?

Повесть «Станционный смотритель» начинается с небольшого отступления, где автор рассуждает о том, какая это унизительная должность. Никто не обращает на этих людей внимания, их «шпыняют», иногда даже бьют. Никто никогда не говорит им элементарно «спасибо», а ведь зачастую это очень интересные собеседники, которые могут многое рассказать.

Затем автор повествует о Самсоне Вырине. Он занимает должность станционного смотрителя. Рассказчик попадает к нему на станцию случайно. Там он знакомится с самим смотрителем и его дочкой Дуней (ей 14 лет). Гость отмечает, что девушка очень хороша собой. Спустя пару лет герой снова оказывается на той самой станции. Во время этого визита мы и узнаем суть «Станционного смотрителя». Он снова встречает Вырина, но вот дочки не видно. Позже из рассказа отца становится ясно, что однажды на станцию заехал гусар, и из-за болезни ему пришлось на какое-то время остаться там. Дуня постоянно ухаживала за ним. Вскоре гость поправился и стал собираться в дорогу. На прощание он предложил довести свою сиделку до церкви, но обратно она уже не пришла. Позже Самсон Вырин узнает, что молодой человек вовсе и не болел, он претворялся, чтобы обманом завлечь девушку и увезти с собой в Петербург. Пешком смотритель отправляется в город и пытается там найти гусара-обманщика. Найдя его, он просит вернуть ему Дуню и не позорить больше, но тот ему отказывает. Позже несчастный родитель находит и дом, в котором похититель содержит его дочь. Он видит ее, одетую богато, любуется ею. Когда героиня поднимает голову и видит отца, она пугается и падает на ковер, а гусар выгоняет бедного старика прочь. После этого смотритель больше не видел свою дочь.

Еще спустя время автор опять оказывается на станции доброго Самсона Вырина. Он узнает, что станцию расформировали, а бедный старик умер. Теперь в его доме живет пивовар и его жена, которая отправляет своего сына показать, где похоронен бывший смотритель. От мальчика рассказчик узнает, что некоторое время назад в город приезжала богатая барыня с детьми. Она также спрашивала про Самсона, а узнав, что тот умер, долго плакала, лежа на его могиле. Дуня раскаялась, но было уже поздно.

Главные герои

  1. Самсон Вырин – добрый и общительный старик лет 50, который души не чает в своей дочери. Она защищает его от побоев и ругани приезжих. При виде нее они всегда ведут себя спокойно и доброжелательно. В первую встречу Самсон выглядит отзывчивым и робким мужчиной, который довольствуется малым и живет лишь любовью к своему ребенку. Ни богатств, ни славы ему не надо, лишь бы рядом была его родная Дуняша. В последующую встречу он — уже обрюзгший старик, который ищет успокоения в бутылке. Побег дочери надломил его личность. Образ станционного смотрителя – это хрестоматийный пример маленького человека, который не в силах противостоять обстоятельствам. Он не выдающийся, не сильный, не умный, он просто обыватель с добрым сердцем и кротким нравом – вот его характеристика. Заслуга автора в том, что он сумел интересно дать описание самому обыденному типажу, найти в его скромной жизни драму и трагизм.
  • В «Станционном смотрителе» впервые поднимается тема «маленького человека». Это герой, которого никто не замечает, но который обладает большой душой. Из рассказа автора мы видим, что его часто ругают просто так, иногда даже бьют. Его не считают за личность, он — низшее звено, обслуживающий персонал. Но на самом деле, этот безропотный старик безгранично добр. Несмотря ни на что, он всегда готов предложить путникам ночлег и ужин. Гусару, который хотел его избить и которого остановила Дуня, он разрешает остаться у себя на несколько дней, вызывает ему врача, кормит его. Даже когда его предает дочь, он все равно готов ей все простить и принять ее назад любую.

Проблематика

Пушкин в своем произведении поднимает нравственные проблемы. Поддавшись мимолетному чувству, ничем не подкрепленному, Дуня оставляет отца и едет вслед за гусаром в неизвестность. Она позволяет себе стать его любовницей, она знает, на что идет, и все равно не останавливается. Здесь финал получается счастливым, гусар все-таки берет девушку в жены, но и в те времена такое было редкостью. Тем не менее, даже ради перспективы брачного союза не стоило отрекаться от одной семьи, строя другую. Жених девушки вел себя непозволительно грубо, именно он сделал ее сиротой. Они оба легко переступили через горе маленького человека.

На фоне поступка Дуни развиваются проблема одиночества и проблема отцов и детей. С того момента, как девушка покинула отчий дом, она ни разу не проведала отца, хотя знала, в каких условиях он живет, ни разу ему не написала. В погоне за личным счастьем она абсолютно забыла про человека, который ее любил, растил и готов был простить буквально все. Такое происходит по сей день. И в современном мире дети оставляют и забывают своих родителей. Вырвавшись из гнезда, они пытаются «выбиться в люди», добиваются целей, гонятся за материальным преуспеянием и не вспоминают о тех, кто дал им самое важное – жизнь. Судьбой Самсона Вырина живут многие родители, оставленные и забытые своими детьми. Конечно, спустя время молодежь вспоминает о семье, и хорошо, если оказывается еще не поздно встретиться с ней. Дуня на встречу не успела.

Читайте также:  Краткое содержание шедевра мировой литературы — романа Шарлотты Бронте «Джейн Эйр»: главные герои и сюжет

Главная мысль

По-прежнему насущна и актуальна идея «Станционного смотрителя»: даже к маленькому человеку нужно относиться уважительно. Нельзя мерить людей по званию, сословию или умению задеть других. Гусар, например, судил окружающих по силе и положению, поэтому причинил такое горе своей же супруге, своим же детям, лишив их отца и деда. Своим поведением он оттолкнул и унизил того, что мог бы стать ему опорой в семейной жизни. Также основная мысль произведения – это и призыв к тому, чтобы мы берегли своих родных и не откладывали примирение на завтра. Время быстротечно и может лишить нас шанса исправить свои ошибки.

Если посмотреть на смысл повести «Станционный смотритель» более глобально, то можно заключить, что Пушкин выступает против социального неравенства, ставшего краеугольным камнем взаимоотношений людей того времени.

О чем заставляет задуматься?

Автор как раз и заставляет задуматься над своим поведением. Он говорит, что надо быть внимательнее к другим, не стоит относиться к людям предвзято.

Также Пушкин заставляет нерадивых чад подумать о своих стариках, дает им наставление не забывать родителей, быть им благодарными. Семья – это самое ценное в жизни каждого человека. Именно она готова простить нам все, принять нас любыми, утешить и успокоить в трудный час. Родители – самые преданные люди. Она отдают нам все, и взамен ничего не просят, кроме любви и небольшого количества внимания и заботы с нашей стороны.

“Станционный смотритель” – краткое содержание и анализ повести А. С. Пушкина

Повесть Александра Сергеевича Пушкина «Станционный смотритель», краткое содержание которой будет предложено в статье, – воплощение страдания и душевных переживаний каждого из героев. В повести не скрывается главная мысль, но она завуалирована и преподнесена нам таким образом, что каждый человек может только догадываться об окончании этой печальной жизненной истории.

Главные герои и их характеристика

Каждый из героев имеет свое значение для повести в целом. Главным персонажем можно считать самого станционного смотрителя, Самсона Вырина. Однако и остальные персонажи также важны, как и он. Ведь без них не было бы подано основной идеи повествования.

Дочка Вырина – Дуня. Покладистая и мирная, хозяйственная молодая девушка. Следит за станционным домом, ведет хозяйство, любит своего отца и старается не перечить ему.

Минский Ротмистр – офицер, который увез Дуню в другой город, далеко от ее родного края, жилища. Несмотря на ее переживания и душевные терзания ее отца, посчитал правильным забрать ее с собой, полагая, что в Петербурге им будет хорошо вместе.

Второстепенные персонажи

К второстепенным персонажам можно отнести жену пивовара, которая проживает со своим мужем пивоваром в бывшем доме смотрителя, а также их сына Ваньку, живущего с ними же.

Краткий пересказ повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»

На одной из станций находится небольшой дом, в котором проживает сам смотритель Самсон Вырин и его дочь Дуняша. Она очень любима своим отцом, а тот старается делать так, чтобы Дуняша жила хорошо. Дуня очень красивая молодая девушка, покладистая и любознательная.

Однажды мимо станции проезжал один богатый офицер Ротмистр Минский, который, увидев Дуняшу, влюбился в нее и решил во что бы то ни стало остаться на станции, чтобы стать ближе к этой семье. Он притворяется больным и под этим предлогом остается на станции.

Решив расположить к себе отца Дуни, Ротмистр предлагает девушке подвести ее к церкви, которая находится на окраине их села. Дуня собиралась в церковь к обедне. Воспользовавшись этим случаем, он везет Дуняшу не к церкви, а в Петербург, не сказав ни слова ее отцу.

Отец, забеспокоившись, решил дойти до церкви, чтобы убедиться, что с его дочерью все в порядке. Там он обнаруживает, что Дуни в церкви нет. Несколько позже смотритель узнает, что гусар отвез ее в Санкт-Петербург. Эта ситуация очень расстроила и разозлила смотрителя. Ему приходится собираться и ехать за своей любимой дочерью.

Приехав в Петербург, Самсон Вырин требует у гусара вернуть ему дочь. Но тот считает, что Дуне будет лучше жить с ним, поскольку он богатый и самодостаточный человек. Вырин не оставляет попыток вернуть свою дочь и пробирается тайком в дом офицера Минского. Дуня, увидев отца, падает в обморок. Минский вновь прогоняет отца Дуняши.

От горя Вырин не знает, куда ему деться. Он уезжает обратно на свою станцию и постепенно спивается. Через некоторое время он умирает, так и не вернув своей дочери.

Спустя годы, на могилу смотрителя приезжает молодая красивая и богатая женщина с тремя детьми и очень долго лежит на могиле.

Анализ произведения

В результате тщательного анализа и обдумывания повести Пушкина, а также некоторых отзывов критиков, можно понять, что мотивом произведения выступает, главным образом, разобщенность мыслей и действий близких людей. Финал произведения очень драматичен.

И, несмотря на то, что Дуня завуалирована под молодую женщину с детьми в описании повести, читатель без труда узнает ее, горюющую на могиле отца.

Каждый персонаж сложен и небезупречен. В результате такого явления, как сословная иерархия, случилась основная трагедия повести, так как богатый мужчина смог заполучить желаемую женщину себе, не спросив разрешения ее отца и даже выгнав его на улицу.

История создания

Год написания повести отличается от года ее публикации. Написан «Станционный смотритель» был 14 сентября 1830 г., тогда как издали его уже в 1831 г.

Повесть послужила созданию мемориального музея под названием «Дом станционного смотрителя», который был построен в деревне Выра в Ленинградской области.

В повести можно проследить тщательное описание комнат этого дома, которые можно наблюдать и в музее. Многим школьникам задают написать сочинение или изложить основные события и моменты произведения в читательском дневнике.

Эта повесть является золотой классикой. Очень популярна она в старших классах средней школы. Поэтому детям очень интересно будет побывать в этом музее, чтобы явно ощутить отношения и быт той эпохи.

Основная мысль повести

Основной мыслью повести можно считать неравенство и несправедливость жизненной истории смотрителя, его дочери Дуни и богатого гусара. Каждый из них преследует свою цель, и только Дуня не имеет права голоса, ведь женщина повелевается воле мужчины.

Жанр и направление

«Станционного смотрителя» можно отнести к жанру повести. Направление произведения явно драматическое, хотя и начинается она достаточно ясно. В сокращении рассказать основную мысль произведения хотя и сложно, поскольку она не одна, но вполне возможно.

Темы «Станционного смотрителя»

В произведении Александра Сергеевича четко прослеживается две основных темы. Автор хотел передать низменность так называемого «маленького человека» и его никчемность по отношению к другим, более богатым людям. Вторая тема – любовь. Она может быть любовью отца к своей дочери или дочери к отцу, а также любовь мужчины к женщине.

Рассмотрим обе темы отдельно:

  1. Тема «маленького человека» явно прослеживается с самого начала произведения. Смотритель небогат, в отличие от состоятельного офицера. В результате их разницы в сословиях и произошла такая драматичная история.
  2. Тема любви вечна и можно много рассуждать об этом. В повести, в первую очередь, прослеживается тема любви отца к своему ребенку. Кроме того, любовь мужчины, который встретил женщину, также можно отследить в произведении.

Смысл повести и ее драма не только в неравенстве людей, но и в невозможности распоряжаться своей жизнью молодой девушке Дуне и проблеме ее отца. Ведь он так и не смог вернуть к себе своего ребенка. Несмотря на это, Дуня, судя по окончанию произведения, осталась жить с гусаром, имела достаток и родила детей.

Невозможно рассуждать, счастлива ли осталась эта женщина, но она явно была очень опечалена кончиной своего отца.

Проблематика повести

Главной проблемой, которую можно проследить в «Станционном смотрителе», можно считать проблему отцов и детей. Не всегда нравы и воспитание молодых людей позволяют совершить такой поступок, который совершил богатый молодой гусар.

Тем не менее Дуня не могла ему противиться, ведь здесь выступает еще одна проблема повести – это разница в деяниях мужчин и женщин. Некая бесправность вторых четко прослеживается в «Станционном смотрителе».

Третьей основной проблемой можно назвать иерархию и разницу в состоянии и происхождении людей. Тот, кто богаче и состоятельнее, позволяет вести себя более откровенно и агрессивно, считая, что ему доступно многое.

Чему учит произведение

Сказать кратко о «Станционном смотрителе» можно, хотя основных идей можно выделить как минимум три. Множество цитат, прослеживаемых в тексте, подтверждают сословную разницу отца Дуняши и молодого гусара. В их разговоре, поведении, отношениях можно различить композицию скрытой вражды и разницу в материальном положении.

Эпизод, в котором описывается, как гусар прогоняет отца Дуни, говорит о том, что он считает себя выше смотрителя и всячески старается это показать. Несмотря на разницу в возрасте, которую стоило бы учитывать Минскому, он не стал спрашивать разрешения Вырина и просто увез молодую девушку из родной обители.

Выводом может служить горе молодой девушки, которая приезжает на могилу к своему отцу, после его кончины. Несмотря на то, что выглядит она в определении красивой и богатой, ее душевная травма достаточно явна.

«Станционный смотритель» — краткое содержание повести А.С. Пушкина

В данной работе представлено краткое содержание повести «Станционный смотритель», которое может быть использовано как для читательского дневника, так и для написания письменных работ по предлагаемому плану.

Так же вкратце даны характеристики всех героев, определение главной мысли произведения и вывод.

А.С. Пушкин «Станционный смотритель» — история создания

В 1830 году, задержавшись из-за эпидемии холеры в Болдино, Пушкин много и увлеченно работает. Там он задумывает написать цикл из пяти, совершенно непохожих друг на друга, повестей от имени вымышленного автора и называет их «Повести Белкина».

9 сентября, на пятый день пребывания в деревне, закончена повесть «Гробовщик», на последнем листе которой Пушкин набрасывает план новой, под названием «Станционный смотритель» с очень незатейливым сюжетом.

14 сентября 1830 года, после внесения последних исправлений, был написан этот труд.

Это произведение отличается от остальных повестей своим настроением, оно пронизано чувством грусти и трагично. Композиция повести соответствует традиционным канонам: завязка, развитие, кульминация и завершение. Но повествование ведется не по главам.

Начинается лирическими размышлениями путника о неблагодарной доле смотрителей, потом следует его рассказ о Самсоне Вырине и его дочери, далее откровения смотрителя о коварстве проезжего гусара и Дуниной участи, завершается описанием последнего приезда рассказчика и посещением могилы старика, где он узнает о запоздалом раскаянии Дуни.

Главные герои и их характеристика

Иван Петрович Белкин — чиновник, путешествующий по делам и поведавший историю Самсона Вырина. Человек неравнодушный и интересующийся жизнью встречающихся ему людей.

Он родился в семье почтенного секунд-майора и, воспитанный деревенским дьячком, склонен был к чтению и занятиям русской словесностью. Служил, после выхода в отставку к управлению имением покойных родителей склонностей не проявил.

Читайте также:  Стихотворение Пушкина «Деревня»: история создания и анализ произведения

Честен, кроток, стыдлив, умерен в излишествах, склонен к сочинительству.

Самсон Вырин — его именем названа повесть и так звали отца Дуни. Маленький человек, честно выполняющий свой долг. Он терпит притеснения и унижения от проезжающих господ. Станционному смотрителю около пятидесяти лет. Он вдовец, но очень любит свою единственную дочь. Все невзгоды сносит с чувством собственного достоинства.

Дуня — его дочь, очень разумна и расторопна. Понимая положение отца, старается облегчить его участь. Портрет Дуни: молода, красива, кокетлива, держится не хуже светских девиц. Часто ей удается смягчить гнев постояльцев своей услужливостью. Но, однажды, поддавшись чувствам, она бросает отца и уезжает с гусаром, рискуя своей репутацией. Все же ей удается избежать позорной жизни, обрести семейный покой и счастье.

Ротмистр Минский — тот, кто похитил Дуню – молод, красив, богат. Но, полюбив Дуню, не видит в их жизни ее отца, хотя и дворянина, но состоящего на плебейской, по его понятиям, службе. За честь его дочери пытается откупиться деньгами, не поняв, что даже у смотрителя есть свое достоинство, которое он растоптал. Отчасти его можно считать второстепенным персонажем.

Второстепенные персонажи

Лекарь — немец, который сыграл свою лукавую роль в истории похищения Дуни. В отрывке, повествующем о мнимой болезни Минского, понятно, что он невольный соучастник гусара. Получив щедрое вознаграждение, даже пообедав и распив вино с больным, он, скрыв истинное положение дел, косвенно участвовал в хитроумном замысле ротмистра.

Ваня — сынок пивовара, помнивший смотрителя за его доброту. Он не забыл, где могила этого человека, который был для него не чужим.

Краткий пересказ повести «Станционный смотритель»

Станционных смотрителей притесняют и унижают почти все проезжающие и бранятся с ними, жалуются, почитая их «извергами» или разбойниками. Но по справедливости нужно относиться к ним более снисходительно.

Ведь их низший чин четырнадцатого разряда может, да и то не всегда, оградить только что от побоев. Служба у него каторжная, а и днем, и ночью покоя нет.

Уставшие в пути путники всю досаду вымещают на смотрителе за скверную погоду, плохую дорогу, уставших лошадей, строптивых ямщиков. Для всех он хуже врага, какими ругательствами его только не бранили. В любую погоду бегает в поисках лошадей, прячется в сенях от рассерженных постояльцев.

Рассказчик, почти двадцать лет разъезжая по России, был знаком со многими смотрителями. Собирая и записывая путевые наблюдения, решил развеять ложные представления об этих скромных тружениках, отзываясь об их услужливости, уживчивости и неприхотливости.

Особенно ему были интересны беседы с ними, из которых он узнал немало занимательного и поучительного. О судьбе одного из них поведал он читателям.

Случилось ему в 1826 году проездом промокнуть под дождем и решил на попутной станции обсохнуть и выпить чаю. Смотритель кликнул свою дочку, наказав поставить самовар. Красота четырнадцатилетней девочки произвела впечатление на повествователя. Дожидаясь чаю, стал он осматривать скромное, но опрятное жилище.

Особенно его заинтересовали три картинки на стене, изображавшие библейскую историю блудного сына. Пятидесятилетний Самсон Вырин, бодрого нрава и свежий, и его дочь за чаем долго беседовали с путником, которого на прощание Дуня поцеловала.

Спустя несколько лет опять довелось рассказчику побывать на этой станции. Войдя в домик, он обратил, как изменилось жилище: исчезли цветы на окнах, во всем чувствовалось запустение и ветхость. Очень постаревший за последние годы смотритель на вопрос о здоровье Дуни ничего не ответил, нахмурился. Но, выпив предложенного пунша, поведал печальную и трогательную историю дочери, вспоминая, как не мог он нарадоваться на свою Дуню, как проезжающие любили поговорить с ней, любовались ее красотой и разумностью.

Три года назад, зимой, подъехала тройка, и в комнату вошел военный, требуя лошадей.

Дуня смягчила гнев молодого гусара, которого звали Минский, ласково предложив поужинать. Тот согласился. Но, когда подали лошадей, проезжему внезапно стало дурно, и он лишился памяти.

На следующий день вызвали лекаря, с которым больной с аппетитом отобедал, распив бутылку вина и щедро заплатив.

Через день гусар совсем поправился, стал весел, напевал и много шутил. В воскресенье Дуня собиралась на церковную службу, и гусар вызвался подвезти ее. Смотритель и сам не понимал, как мог он разрешить дочери ехать с гусаром. Беспокоясь, сам пошел в церковь, но оказалось, что Дуни не было в церкви.

Надеясь, что она просто решила проехаться до следующей станции, получает от вернувшегося ямщика известие, что Дуня уехала с гусаром. Самсон Вырин с горя заболел. Поправившись, выпросил отпуск и отправился пешком за дочерью.

В пути он узнал, что ротмистр Минский следовал в Петербург, а Дуня ехала без принуждения, но все время плакала. В Петербурге отыскал он трактир, в котором жил Минский, и пошел к нему. Со слезами умолял он его вернуть ему дочь, не губить ее. Но Минский заверил, что Дуню не оставит, а вернуться к прежней жизни она уже не сможет. Сунув несчастному отцу денег, выставил на улицу. С негодованием выбросил и растоптал эти деньги смотритель.

Через два дня увидел, как его обидчик вбежал на крыльцо одного дома. Разведав, что Дуня живет на втором этаже, обманув кучера и служанку, проник в ее квартиру. Потрясенная Дуня, внезапно увидев отца, падает в обморок. А Минский выталкивает старика на улицу. Самсон Вырин возвращается на свою станционную службу.

В завершении своего рассказа смотритель поведал, что уже три года живет он один и о судьбе дочери ничего не знает, но предполагает, что постигла ее участь многих молоденьких дурочек, для которых уготована уличная кабацкая жизнь и нищета. После расставания долго вспоминал рассказчик печальную историю смотрителя и его дочери.

Спустя еще несколько лет узнал он, что станция уничтожена, старый смотритель умер, а в его доме поселился пивовар. Хозяйский сынок по его просьбе отвел на могилу старика. От мальчишки узнал, что приезжала молодая и красивая барыня, с тремя детишками, ходила на погост, лежала на могиле и плакала. После дала попу денег на поминание и мальчишке пятачок. Услышав эту историю, не пожалел уже рассказчик о своей поездке.

Главная мысль повести

Основная подсказка, определившая главную мысль, определена в описании комнаты смиренной обители смотрителя, которую украшали картинки из библейского сюжета.

Дуня повторила участь блудного отрока. Но ее раскаяние пришло слишком поздно. Ей повезло, она избежала банальной участи содержанки, обрела семейное и материнское счастье.

Но чувство вины будет мучить ее до конца жизни. Ей никогда уже не получить прощения отца.

Чему же учит эта книга? Невозможно стать счастливым, если тебе не дано получить прощение и обрести душевный покой.

Заключение

В повести удивительно трогательно нарисован образ «маленького человека», честного и бескорыстного труженика, доброго, с достоинством переносящего свое незавидное положение, но не способного защитить себя и своих близких. Эту тему, поднятую Пушкиным, будут в будущем развивать в своем творчестве многие русские писатели.

Для более полного восприятия произведения и создания своего собственного мнения, рекомендуем прочитать не только повесть в сокращении, но и в оригинале.

«Станционный смотритель» (анализ)

Повесть «Станционный смотритель», написанная А. С. Пушкиным, относится к циклу «Повестей Белкина». Это небольшое произведение, в котором показана целая жизнь простого человека – станционного смотрителя и его дочери, была написана в сентябре 1830 года, а начало ее повествования относится к 1816-му году. Произведение реалистично по своему содержанию. Пушкин некоторыми своими произведениями заложил основы творческого реализма

Суть конфликта заключена в том, что люди, стоящие на социальной ступени выше, или имеющие деньги, ломают судьбы тех, кто оказывается не защищенными перед вышестоящими.

  • Иван Белкин, выступающий в роли рассказчика,
  • Самсон Вырин, смотритель,
  • Дуня, его дочь.

Герои второго плана :

  • Гусар Минский,
  • Врач, лечивший Минского на станции,
  • Рыжий мальчишка, рассказавший о приезде барыни на могилу Самсона Вырина.

Главным героем этого произведения остается маленький человек – станционный смотритель. Неслучайно поэтому эпиграф посвящен именно человеку этой профессии – «Коллежский регистратор, Почтовой станции диктатор». В Царской России существовали чины не только на военной службе, но и на гражданской. Всего было 14 гражданских чинов. Коллежский регистратор – самый последний.

Автор повести, Иван Белкин, приехал на почтовую станцию, где должен сменить лошадей и двигаться дальше. Ему приходится немало ездить по России, он общался с разными представителями этой профессии, и у него сложилось свое представление об их службе. Повествователь сочувствует смотрителям.

Когда он подъехал к станции, лил дождь, который успел вымочить автора до нитки. Он решил задержаться здесь, чтобы переодеться и согреться. Его поразила необыкновенная красота дочери смотрителя. Девочка вскипятила самовар, приготовила чай, за которым Иван Белкин разговорился со смотрителем. Старик гордился своей дочерью, следившей за помещением станции, и помогавшей отцу разбираться с проезжающими.

В следующий раз Иван Белкин попал на эту станцию 3-4 года спустя. Дуню он уже не застал. Ему бросилось в глаза, как сильно постарел Самсон Вырин. Старик не хотел говорить о дочери, но пунш предложенный автором повествования, развязал смотрителю язык и тот поведал Белкину свою печальную повесть.

Однажды через станцию проезжал гусар, Увидев девушку, он влюбился в нее в первого взгляда, прикинулся больным и три дня отлеживался на станции. Дуня ухаживала за ним. Когда собрался уезжать, гусар предложил Дуне доехать до церкви, а сам увез девушку в Петербург. Однажды смотритель собрался и пошел в Петербург пешком. Он нашел дочку, но гусар не позволил старику встретиться с Дуней. Смотритель вернулся на станцию, но сильно упал духом, стал пить. Уютная и аккуратная некогда станция приобрела небрежный вид.

Спустя еще несколько лет эту станцию закрыли. Посетив эти места, Белкин решил навестить старого смотрителя, узнал о его смерти, и о том, что Дуня – «прекрасная барыня» навестила могилу отца и долго плакала на ней. Она дала деньги священнику на помин души и пожертвовала серебряный пятак мальчишке, сопроводившему ее на кладбище.

Осматривая в свой первый приезд помещение станции, Белкин обращает внимание на серию картинок «Возвращение блудного сына», висящих на стене. Эта библейская тема лишь отчасти созвучна с последующими событиями. Блудная дочь возвращается, будучи прекрасной барыней, матерью очаровательных сыновей, но она не застает в живых отца.

Можно предположить, что Дуне хватило ума и немного женской хитрости, чтобы заставить гусара Минского жениться на ней, но она не стразу стала его женой. К моменту, когда Самсон Вырин пришел в Петербург, она еще была содержанкой гусара, и жила не в его доме. Минский снимал для девушки квартиру. Тревога отца не была беспочвенной, она основана на жизненном опыте. Не каждой бедной девушке, тем более увезенной таким образом, удается стать женой и светской дамой. Возможно, если бы Самсон Вырин мог предположить, что его дочь счастлива, он и сам бы не позволил себе пасть духом.

Временные рамки повествования охватывают 7-8 лет. По объему «Станционный смотритель» в большей степени соответствует жанру рассказа, но по охвату сюжета, по содержанию произведение имеет полное право называться повестью, поскольку в ней поместилась целая жизнь главных героев.

Ссылка на основную публикацию