Ученье свет, а неученье тьма: автор фразы, смысл и значение

Ученье – свет, а неученье – тьма: Смысл пословицы, рассказ

Пословица: Ученье — свет, а неученье – тьма.

Смысл пословицы:

На первый взгляд можно подумать, что в данной пословице ученье ассоциировано со светом потому, что издавна «свет» близок по значению к понятию «добро», как и «зло» обычно связывается с «тьмой». Однако дело не только в устойчивых ассоциациях. Принято считать, что данная пословица говорит о пользе и благе, которое несет с собой образование. Таким образом, знание становится для человека как бы маяком, освещающим дорогу жизни. Соответственно, отсутствие знаний – тьма, которая застилает взор и не дает увидеть правильного пути, всех возможностей и препятствий. Неспроста ведь еще с давних времен безграмотных людей называли «темными». И в современном мире мы можем найти массу примеров, где знания и учение могут нести нам пользу, благо, свет. Знание элементарных законов физики, правил безопасности и основ первой медицинской помощи очень часто помогают в жизни.

Но если смотреть глубже, стоит обратить внимание на слово «учение». Оно ведь обозначает не знание фактов, не наличие документов об образовании, а скорее процесс обучения. Таким образом становится ясно, что именно обозначает пословица. Переводя ее на более конкретный лад, можно сказать: пока человек учится, он развивается, идет к свету, а как только перестает учиться, деградирует, погружается во тьму. Именно этот смысл должен заставить многих, особенно формально окончивших свое образование людей, задуматься. Достаточно ли времени они уделяют открытию нового, в полной ли мере подвергают свой ум нагрузке, тем самым развивая его? Ответ на этот вопрос у каждого свой, а правильный путь один – ученье.

Похожие по смыслу пословицы, аналоги:

  • Ученье – красота, неученье – простота.
  • Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.
  • Грамоте учиться — всегда пригодится.
  • Красна птица перьями, а человек ученьем.
  • Мир освещается солнцем, а человек — учёбой.

Ученье — свет, а неученье – тьма: кто сказал это впервые?

Крылатые выражения из произведений или меткие афоризмы известных людей часто приобретают пословичное значение и прочно входят в разговорную речь. Со временем уже не представляется возможности выяснить, кто сказал выражение впервые: конкретный человек или народ в широком понимании этого слова… Так обстоит дело и с выражением » Ученье — свет, а неученье — тьма».

В 1862 году вышел в печать сборник Владимира Ивановича Даля «Пословицы русского народа». Это был плод грандиозных, многолетних трудов автора. В книге этой уже присутствует выражение » Ученье — свет, а неученье — тьма» в качестве пословицы. Но многие интернет-источники (в том числе «Вики-цитатник») приписывают авторство выражения великому русскому полководцу Александру Васильевичу Суворову.

Годы жизни Суворова: с 1730 по 1800 г.. Сборник Даля был опубликован позднее. И можно сделать вывод, что действительно Суворов впервые сказал фразу «Ученье — свет, а неученье — тьма». А со временем она так понравилась народу, что обрела пословичное значение.

Тот факт, что Суворов сам был глубоко образованным человеком, одним из основоположников русского военного искусства, подтверждает это.

Рассказ к пословице

В 5 классе детям часто дают задание: Придумать небольшой рассказ, используя пословицу «Ученье — свет, а неученье — тьма». Полезное для умственного развития задание, но не всегда получается сразу подобрать пример. Мы подскажем несколько идей, которые, надеемся, помогут вам справиться с заданием 😉

  1. «Ученье — свет, а неученье — тьма» — очень мудрая русская народная пословица. Знания приносят огромную пользу человеку, а безграмотному, глупому человеку приходится в жизни туго. К пословице можно подобрать множество примеров из жизни. И со мной однажды произошел случай, благодаря которому я понял, что ученье — это свет, а неученье — тьма. (и далее следует пример из жизни)
  2. Ученье дает нам знания, которые открывают новые возможности и светлые пути. А человек необразованный, безграмотный прозябает в незнании и темноте. Так очень часто происходит в жизни… И далее следует рассказ: Жили-были два мальчика. Один учился прилежно, а другой на занятиях баклуши бил. Во время летних каникул пошли мальчики вместе в лес и заблудились. Сперва кричали друг другу, аукали. Потом разминулись в лесу. Образованный мальчик вспомнил уроки по окружающему миру и смог выйти из леса, ориентируясь по солнцу, мху на деревьях, расположению муравейников. А лентяй не знал этого, растерялся, сел под кустик и заплакал. Наступила ночь, тьма заполнила лес. Пришлось мальчику заночевать в лесу. Хорошо, что утром подоспела помощь, и родители забрали мальчика домой. На всю жизнь лентяй усвоил этот жизненный урок, и на собственном примере понял, что «Ученье — свет, а неученье — тьма».

“Учение – свет, а неученье – тьма”: исследование пословицы

На эту пословицу ссылаются как на непререкаемую мудрость. Но даже высшее образование и наличие ученых степеней не гарантируют успеха в жизни. Почему же так часто ее вспоминают? Не кроется ли в ней другой, скрытый, смысл?

Выражение «учение – свет, а неученье – тьма» и грамотность

В школе часто звучат эти слова. Так педагог старается мотивировать учащихся стремиться к знаниям. Это напоминает первые годы советской власти: поголовное обучение грамотности, плакаты «От мрака к свету, от битвы к книге, от горя к счастью».

Смысл здесь в том, что неграмотный похож на слепого, который бродит во тьме. Кстати, и такой плакат существовал: человек с завязанными глазами и вытянутыми вперед руками заносит ногу над обрывом. Надпись на плакате сулила ему всюду неудачи и несчастья.

Наркомпрос Луначарский признавал, что в стране царит безграмотность и невежество. Народ был не в состоянии понять идеологию строителя коммунизма. Декрет Совнаркома обязывает всех грамотных читать прессу неграмотным и разъяснять прочитанное. В 1919 году ставится цель – достичь всеобщей грамотности.

Фраза «учение – свет, а неученье – тьма» в литературе

И. С. Тургенев цитирует пословицу в своих «Заметках» и рассуждает, что вместе со знаниями приходит и свобода. А поэт В.С. Курочкин даже выражает этой пословицей свое завещание сыну. М. Н. Загоскин вложил ее в уста купца, спорящего со стрельцом в романе «Юрий Милославский». Хомяков, Фонвизин, Суворов ссылались на нее.

Отсутствие элементарных знаний приводит к неверным решениям. Вспоминается рассказ М.С. Булгакова о знаменитом доме Эльпита, где после революции устроили коммуналку. Дом отапливался своей котельной, в каждой комнате были вентиляционные продухи, выложенные войлоком.

Но инженеру, создавшему проект, не пришло в голову, что в отсутствии угля жильцы поставят буржуйки и выставят трубы в вентиляцию. Комендант дома не смог уследить за порядком, и в одночасье вспыхнул чудо-дом, созданный с такой любовью.

Аннушка пронесла печечку и радовалась, глядя на хорошую тягу. Почти вскипел чайничек, когда пожар охватил дом. Все девятьсот тридцать жильцов разом выскочили из громадного костра. и Аннушка бежала по зимней Москве, пока не свалилась на какие-то ступеньки отдышаться.

Дальше писатель сравнивает ее состояние со светом знания: «В голове просветлело». Она первый раз в жизни подумала: «Люди мы темные. Учить нас надо, дураков». Так буквально обыграна мастером пословица «ученье – свет, а неученье – тьма».

Что говорят философы

Философ Ф. Бэкон перефразировал известное выражение sientia nihil est quam veritatis imago, что в переводе с латинского звучит как «знание есть отражение истины». Он сформулировал кредо своей жизни так: «Знание – сила».

Сенека, который жил во времена Иисуса Христа, вздыхал: «Безграмотность доверчива. Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни. Глупый, учись!». Значит, для жизни нужны другие знания. Какие же? И когда этот вопрос встал перед человеком?

В глубину веков

«Ученье – свет, а неученье – тьма»: кто сказал первый? Ответ находим у Екклесиаста, он записан 1000 лет до нашей эры: «И я увидел, что мудрость лучше глупости, как и свет лучше тьмы. Мудрый видит ясно, а глупый ходит в кромешной тьме». Вот о каком знании идет речь. О том, что делает человека мудрым, способным принимать верные решения.

С переводом Священного Писания на другие языки пословица «Учение – свет, а неученье – тьма» вошла в лексикон многих народов. Несомненно, значение ее было такое: знающий истину ходит во свете. Это и в Евангелиях написано.

Когда знания – буквально свет, а их отсутствие – тьма

По данным статистики, в России выявлено 1250000 больных глаукомой, столько же не знают о своей болезни. Об этом говорили на VIII Конгрессе «Человек и лекарство». При этом 40% больных могли бы ее избежать. Это те ситуации, когда «учение – свет, а неученье – тьма».

Читайте также:  Краткая биография Гоголя: самое главное в его жизни и характеристика плодов его творчества

Врачи дают следующие советы:

  • Простое соблюдение правил по технике безопасности, в частности, инструкции по защите органов зрения, предупредит травматическую слепоту.
  • Правильный, сбалансированный рацион питания защитит от «куриной слепоты».
  • Диабетическим больным постоянный контроль сахара и диеты, отказ от вредных привычек и физкультура помогут избежать осложнений и, в том числе слепоты.
  • Регулярные визиты к офтальмологу здоровых людей смогут выявить глаукому или катаракту на ранних стадиях. Пожизненное соблюдение назначений врача сохранит зрение.

Пословица «ученье – свет, а неученье – тьма» смысл в XXI веке приобретает буквальный. Экологическая катастрофа, тотальное загрязнение планеты привели к недостатку питательных веществ в рационе. Как следствие – органические нарушения обмена веществ и зрения.

Смысл пословицы

Нежелание простого обывателя узнавать новое, меняться всегда было предметом обсуждения и боли истинных русских интеллигентов. А. П. Чехов писал о преступной неграмотности крестьян в вопросах элементарной гигиены, уносящей жизни детей.

Много людей с горячими сердцами, сознающих необходимость обучения людей, поехало в свое время из городов в глубинку. Это были учителя, врачи, инженеры. Они помнили: «Ученье – свет, а неученье – тьма». Смысл пословицы они видели в первой ее части. Но были и есть другие, видящие его во второй.

Есть такое понятие – обскурантизм. Производное от латинского «obscurans», или «затемняющий». Означает отрицательное, порой агрессивное отношение к просвещению и прогрессу. Существует немного устаревший аналог этого слова – мракобесие. Но в свете разбора нашей пословицы он больше подходит.

По сути, идет постоянная борьба двух начал – света (просвещения) и тьмы (мракобесия). И у каждого человека есть право выбора, на какую сторону встать.

Автор фразы Ученье свет, а неученье тьма

Современный ритм жизни обеспечивает регулярное поступление различной информации в наши головы. Неважно кто вы: школьник или взрослый человек — ежедневно ваше сознание пронизывается непрерывным потоком знаний. А вот задерживать их или пропускать сквозь себя —индивидуальный выбор каждого.

  • Смысл высказывания
  • Философская точка зрения
  • Буквальное значение

О необходимости постоянного самосовершенствования мы слышим с раннего детства. Наиболее известной всем фразой является следующее высказывание: «Ученье свет, а неученье тьма». Каждый из нас не раз слышал её в школьные годы. Мы не имеем достоверной информации о том, кто и когда произнёс эту уникальную фразу, но в её правдивости сомневаться не приходится.

Смысл высказывания

Об истинном значении этого высказывания рассуждали самые разные люди. В советское время не раз можно было увидеть эти слова на агитационных плакатах, побуждающих граждан к повышению своей грамотности. Основной смысл, вкладываемый советскими властями в эту фразу, был следующим: необразованный человек подобен слепому, он будто бродит около обрыва с завязанными глазами, ежесекундно рискуя упасть него. Считалось, что неграмотного человека всюду поджидают несчастья и опасности.

Это интересно: обобщенно личные предложения, их примеры в литературе.

Нередко пословица «ученье свет, а неученье тьма» встречается и в литературе. Она фигурировала в следующих произведениях знаменитых русских писателей и поэтов:

  1. В своих известных «Заметках» Тургенев придаёт этой фразе особое значение. Он считает, что с приходом знаний человек получает свободу. Иван Сергеевич рассказывает своим читателям, что как только человек начинает мыслить, все рамки и границы стираются, а мир становится доступным для бесконечного изучения и познания.
  2. В своих произведениях поэт Курочкин говорит о том, что данное высказывание является единственно верной истинной в нашей жизни.
  3. Не раз на эту фразу ссылались такие великие люди как Фонвизин, Суворов и Хомяков.

Именно слова этой поговорки стали основой знаменитого булгаковского рассказа. Автор в своём произведении остро ставит проблему отсутствия элементарных знаний, которая, в свою очередь, приводит к непоправимым последствиям. Как известно, после революции уровень грамотности был сильно снижен, и образованных людей стало ещё меньше, чем при царской власти. Известнейший дом Эльпида перестроен под обычную коммуналку. Из-за непредусмотрительности и недальновидности жильцов, несообразительности инженера, а также невнимательности коменданта это величественное здание было сожжено.

Главная идея всего произведения кроется в мыслях и ощущениях одной из героинь, Аннушки, которые появились сразу после того как девушка выбежала из огромного пожара. Автор описывает её состояние следующим образом: «В голове её начало светлеть. Первый раз в жизни она подумала: «Тёмные мы люди. Учить нас надо, дураков» — первая мысль, посетившая сознание Анны.

Философская точка зрения

Тема того, что дают человеку знания и какое влияние они имеют на его жизнь, всегда была интересна не только писателям, но и философам.

  1. «Знание есть отражение истины» — писал известнейший философ Бэкон. Знаниям он отдавал первостепенную роль в наших жизнях. Кредо Бэкона звучало следующим образом: «Знание есть сила».
  2. Важность исследуемого высказывания признавали не только философы 19−20 веков, но и более древнее мудрецы. Сенека, живший ещё во времена Христа, постоянно твердил: «Доверчива безграмотность. Учимся мы для школы, а не для жизни. Глупый, учись».

Но всё же, какой философ первым сказал своё знаменитое «ученье свет, а неученье тьма»? Звали мудреца Екклесиастом, а жил он ещё за тысячу лет до нашей эры. В его трудах, обнаруженных учёными и переведённых исследователями на современный язык, мы находим следующие слова: «Мудрый способен видеть ясно, глупец же ходит во тьме бесконечной».

Упоминание этой пословицы нашло место и в Священном Писании. Именно из него фраза проникла в культуру и язык многих народов и крепко там обосновалась.

Буквальное значение

Существует множество ситуаций, имеющих неприятные последствия, которых с лёгкостью можно было бы избежать, обладая при этом элементарным набором знаний. Ярким примером является невероятное количество больных глаукомой россиян. Это около миллиона человек. А ещё больше не знает о своей болезни.

Врачи же, освещая тему этого заболевания, говорят: «Большинство этих людей могло избежать всех неприятностей, если бы они вовремя обратили внимание на происходящие изменения и соблюдали бы определённые правила здорового образа жизни». Невежественное отношение человека проявляется не только к своему здоровью. Необразованные люди мусорят, загрязняют планету. Но стали бы они это делать, зная, какой непоправимый урон экологии наносит одна пластиковая крышка или выброшенная на улице палочка от мороженого? Наверное, нет. Вот и выходит, что если бы люди сильнее стремились к знаниям, то и многих проблем удалось избежать.

Слова этой фразы нам стоит помнить всегда, ведь они никогда не потеряют своей актуальности и не устареют. Непрерывное образование и познание сделает лучше не только вас, но и окружающий мир.

Ученье свет, а неученье тьма – смысл пословицы

1 ответ

Следует отметить, что данная фраза оставляет впечатление вторичности, неудачно перефразированного оригинала “Знание – свет, а незнание – тьма”.

Нельзя не согласиться, что слово “учение” обозначает лишь процесс, конечной целью и результатом которого является знание. И, следовательно, именно в слове “знание” заключено значение качества, которое соотносится со светом, просвещением. Учение – это не свет, а только путь к нему.

Существует предположение, что принимаемое за народную пословицу выражение “Ученье – свет, а неученье – тьма” принадлежит полководцу Суворову, который не вдавался в лингвистические тонкости.

Оценка: 4.3 ( 4 голоса)

  • 1. ученье свет а неученье тьма, как пишется пословица?
  • 2. “Свет тьма” пословица
  • 3. Пословицы про учебу и знания (поговорки)
  • 4. Ученье – свет, сочинение-рассуждение
  • 5. Поговорки и пословицы о учебе для детей
  • 6. Что такое антитеза в русском языке?
  • 7. Повторение – мать учения, значение и смысл

Знаете ответ?

Предметы

Новые вопросы

Рейтинг сайта

  1. 1. антон воевод 180
  2. 2. Тихон Штельма 102
  3. 3. Лада Шадрова 79
  4. 4. Игорь Проскуренко 74
  5. 5. Сынг Мин Ким 72
  6. 6. Альбина Синицина 60
  7. 7. Елена Ванеева 52
  8. 8. Тимофей Рассолов 50
  9. 9. Роман Беспалов 44
  10. 10. Ольга Жаркова 41
  1. 1. Юлия Бронникова 16,610
  2. 2. Кристина Волосочева 16,545
  3. 3. Ekaterina 16,296
  4. 4. Алина Сайбель 16,234
  5. 5. Мария Николаевна 15,780
  6. 6. Лариса Самодурова 15,695
  7. 7. Darth Vader 15,436
  8. 8. Liza 15,040
  9. 9. TorkMen 14,751
  10. 10. Лиса 13,465

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Читайте также:  Кто такой антагонист: какую роль играет в художественном жанре и значение слова

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Кто первым заметил: «Ученье свет, а неученых – тьма?»

26 декабря 1892 года, 115 лет назад, в семье известного одесского адвоката Якова Германа родился сын, которому дали цветистое и витиеватое имя: Эммануил. Тогда, в холодный зимний день, папаша адвокат и представить не мог, что сына ожидает сложная и суровая судьба. Хотя по степени таланта с юным Эммануилом смогут состязаться очень немногие люди начала ХХ века.

Но до этого было еще очень далеко. А пока мальчишка рос, ходил в школу, по субботам посещал синагогу. И все же уже тогда, в раннем детстве, он любил «отмачивать корочки», или, если перевести на нормальный язык, так припечатать непонравившегося ему человека, что даже взрослые, не говоря уже о сверстниках, старались не попадаться на язычок язвительному Эмилю. И только его мама всегда относилась к жалобам на сына с недоумением: «Вы что-то путаете, Эмиль у меня кроткий».

Так с легкой руки матери подросток выбрал себе литературный псевдоним. Он стал подписываться, как говорила мама: Эмиль Кроткий. Причем очень рано изобрел для себя такую формулу: острые сатирические стихи и афоризмы он подписывал своим псевдонимом, а лирические стихи — своим настоящим именем.

В Одессе, кажется, невозможно оставаться серьезным. Или малоразговорчивым. Эмиль Кроткий не относил себя ни к тем, ни к другим. И если на первых порах «нес вздор, то нес его в журналы», напоминая своей литературной болтливостью «женщину, которая проглотила попугая».

По разным данным первый литературный труд Эмиля был опубликован в Одессе весной 1911 года, а в мае того же года первый фельетон 18-летнего начинающего литератора был напечатан в общероссийском журнале «Крокодил». Хочу заметить сразу, что советский сатирический журнал с этим названием в какой-то мере был продолжателем традиций, но создан он был только в 1922 году.

Подающего надежды поэта и сатирика заметили не только в Москве, но и непосредственно в Одессе, и пригласили работать в газету «Южная мысль». Там и оттачивался талант будущего автора многочисленных афоризмов.

В родном городе Эмиль проработал около пяти лет, пока не решил перебраться в Санкт-Петербург. Возможно, на его выбор повлияла первая мировая война, в столице было все-таки безопаснее. А может быть, он просто уверил себя в том, что запаса прочности ему хватит на то, чтобы заявить о себе в полный голос. Быть может, ему льстило, что его зовет в столицу сам Максим Горький, в журнал «Новая жизнь». А, скорее всего, главным двигателем переезда в столицу стала супруга Эмиля, одесская поэтесса Лика Стырская, которая была моложе своего мужа на 6 лет, и пыталась войти в элиту российской поэзии своим эротическим сборником «Мутное вино».

Забегая вперед, можно сказать, что надежды 18-летней поэтессы оправдались лишь отчасти. Сборник, состоящий всего-то из 11 стихотворений, в столице вышел, но с чьей-то подачи было выпущено всего 300 экземпляров, и «революции» в русской поэзии он не сделал. Но Лика угадала лишь в одном: по поэтическим салонам слух о «смелой эротике» прошелестел, а держали в руках книжку только считанные единицы. Но отголоски былой славы позволили Стырской, а заодно и Кроткому, войти в число избранных друзей Сергея Есенина.

Благодаря этому мы можем ясно представить себе супругов Кротких. Вот как отзывалась о Стырской одна из близких подруг: «Этакий шар на цыпочках. Нет ни талии, ни шеи. Поворачивалась всем телом». А вот еще одно воспоминание, так сказать, мужской взгляд: «Росточка они оба были самого незначительного. Одинаковые. Ровненькие! Только он — в чем душа держится, а она — толстенькая. Описывать их возможно словами уменьшительными, которые я не люблю. Но тут уж ничего не поделаешь…»

Кстати, Есенин называл их то «Мишками», то «Кроткими», хотя, повторюсь, фамилия у Анжелики была своя…

Но Эмиль Кроткий не хотел быть в тени жены. Он писал очень много, а главное — нашел себя в эпиграммах. Приведу только две из них.

Первая:
Он, убоясь последствий вредных,
Переменил на прозу стих …
Вольтер для глупых, Франс для бедных
И Эренбург для остальных …

Вторая требует небольшой предыстории. Однажды в писательской стенгазете Кроткий написал дружеский шарж на Веру Инбер, а ее «защитник» по фамилии Чайка схватил ручку и написал на эпиграмме:
Мели Эмиля —
Твоя недiля.

Можно сказать, что это «кощунство» происходило на глазах Кроткого. Как только Чайка отошел от стенгазеты, Эмиль подошел к написанному творчески, моментально приписав внизу:

Типично дамская манера —
И не умно, и не остро.
Сие писала Инбер Вера,
Из Чайки выдернув перо.

Хотя, по большому счету, ни одно «большое произведение» самого Кроткого не снискало всенародную славу. Ни в молодости, ни в старости. Сатирические стихи («Сказка о том, как царь места лишился», «Повесть об Иванушке-Дурачке (Русская история в стихах)», поэма «Разговор с Вильсоном» получились, если можно так выразиться, «местечковыми», были известны только узкому кругу.

А вот за фельетоны и басни Эмилю Кроткому очень скоро пришлось узнать справедливость поговорки: «От сумы и тюрьмы не зарекайся». Он был репрессирован одним из первых, в 1933 году он был арестован и выслан в город Камень-на-Оби, который находится почти на одинаковом удалении от Новосибирска и Барнаула. Здесь опальный поэт провел три года. А в 1936 году ему не разрешили вернуться в столицу, предписав поселиться в Можайске, где он пробыл до 1941 года.

В дальнейшем Кроткий был постоянным автором журнала «Крокодил». В 1956, 1959 и 1964 годах в «Библиотеке «Крокодила» вышли большими тиражами книги Эмиля Кроткого «Портрет и зеркало», «Сатирик в космосе», «В беспорядке дискуссии». А самая известная книга Кроткого вышла уже после его смерти, в 1964 году. Она называлась «Отрывки из ненаписанного». Это целый Олимп искрометных афоризмов, в том числе и самый известный «Ученье свет, а неученых — тьма!»

Остается добавить, что дата смерти Эмиля Кроткого точно не установлена. Одни говорят, что это 10 февраля, другие — 10 ноября 1963 года.

Но давайте о приятном. Учитывая, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, порадую читателей несколькими афоризмами Эмиля Кроткого.

Лучше эскимо без палочки, чем палочка без эскимо.

Будь прост, но не слишком! Простейшее — амеба.

Он очень шел к своему галстуку.

Жизнь подобна универмагу: в ней находишь все, кроме того, что ищешь.

Мы убиваем время, а время убивает нас.

Не падай духом — ушибешься.

Жизнь — это школа, но спешить с ее окончанием не следует.

В горящем доме не меняют занавесок.

Весной даже сапог сапогу шепчет на ушко что-то нежное.

Есть люди, которым приятнее думать о том, что пчелы жалят, чем о том, что они дают мед.

Мыльный пузырь всегда радужно настроен.

Соловей берет качеством, а воробей количеством.

И ослы играют роль в музыке: их кожу натягивают на барабан.

Брак — это мирное сосуществование двух нервных систем.

Забытая мысль всегда кажется значительной.

У него была хорошая память на плохое и плохая — на хорошее.

Кошка мечтала о крыльях: ей хотелось попробовать летучих мышей.

Он давно уже считался известным писателем, но никто об этом не знал.

Ученье свет, а неученье тьма: автор фразы, смысл и значение

Доплата за классное руководство: как оценить 24 часа “боевой готовности”?

Средняя зарплата учителя в России. Часть 2: «Где живут самые бедные педагоги?»

Средняя зарплата учителя в России. Часть 1: «Где живут самые богатые педагоги?»

Опрос

Помогает ли школьный психолог в вашей школе разрешать конфликты?

Да, и отлично справляется со своими обязанностями

Очень редко что-то получается

В основном он/а занимается профориентацией

У нас нет школьного психолога

Всего проголосовало: 69

Текущий номер

Великое счастье – получать удовольствие от своей работы

номер 06, от 11 февраля 2020

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

На майке подростка, совершившего непоправимое в керченском колледже, крупными буквами было написано “Ненависть”. На какой почве? На любой: социальной, конфессиональной, национальной, на почве зависти или неразделенной любви. “Надо спасать детей от ненависти”, – призывает Евгений Ямбург, директор школы №109, академик РАО. Он убежден: нашей стране необходима длительная педагогическая терапия, в результате которой всем предстоит обучиться искусству диалога.

Читайте также:  Лев Николаевич Толстой: биография писателя, список известных произведений и романов

В доставшемся новому министру просвещения РФ наследстве самым революционным вызовом остается незавершенная битва за новый ФГОС. Когда предложенный Ольгой Васильевой проект называют “стандартом юрского периода”, компромисс найти трудно, как и обойтись косметической правкой текста. Как поступит Сергей Кравцов, который привык к жесткому администрированию? Рассуждает, доктор философских наук, член-корреспондент РАО Игорь Смирнов.

Добровольческий поисково-спасательный отряд “Лиза Алерт” теперь заработал и в Кабардино-Балкарии. Его представитель Екатерина Зарипова рассказала о том, как работают волонтеры, что предстоит сделать в республике и чему родители должны научить детей, чтобы однажды не потерять их.

Валерий Кипелов не любит крайности и умеет примирить даже, казалось бы, самые полярные точки зрения. В преддверии выхода двойного винила “Кипелов. Легенды русского рока” музыкант дал интервью “Учительской газете”, в котором заявил, что он многим обязан школе.

Наши приложения

23 ноября 2010 года в 00:17

«Ученье свет, а неученых тьма»

Как ученики онлайн-школы «УГ» анализируют прецедентные тексты

Выполняя одно из заданий 3-го урока, ученики онлайн-школы курса по русскому языку анализировали (может, и сами того не зная) прецедентные тексты.Ирина Добротина

К прецедентным текстам относятся не только цитаты из художественных текстов, отвечающие требованиям, но и мифы, предания, устно-поэтические произведения, притчи, легенды, сказки, анекдоты и т. п. Прецедентным текстом может быть и имя собственное.

Прецедентные тексты активно используются всеми носителями данного языка и данной культуры, но далеко не все из них достаточно точно и адекватно понимают их. Иногда мы понимаем значение, даже если не читали исходный текст, откуда взято выражение.

Владимир Елистратов, профессор МГУ, считает: « У любого народа существуют свои сакральные тексты. «Махабхарата» и «Бхагавадгита» есть у индусов, дальше по списку. У нас есть русская классическая литература, это та скрепа, которая соединяет поколения. Любой человек в России знает «Мой дядя самых честных правил», даже если он не может продолжить. Так же, как

любой американец знает одну строчку из национального гимна и одну строчку из конституции. Нас соединяет именно то, что мы знаем эти отдельно взятые строчки».

Судя по тому, как было выполнено это задание, нас (пока еще!) многое объединяет.

Приводим текст задания:

Какие крылатые выражения (фразеологизмы, часто повторяемые цитаты из литературных произведений, кинофильмов, анекдотов и т.п.) послужили основой для преобразованных из них следующих предложений?

1) Рожденный ползать, куда ты лезешь?

2) Ей жить хотелось бы иначе, носить бы красивый наряд, а кони все скачут и скачут, а избы горят и горят.

3) Хороший английский до Кембриджа доведет.

4) И один в поле воин.

5) Ученье свет, а неученых тьма.

6) Кляча истории, куда везешь ты, дай ответ!

7) Князь Юрий Близорукий.

8) Партитуры не горят.

9) Не хочу учиться, учиться и учиться.

10) Служить бы рад, прислуживаться тоже.

(задание Милославского И.Г.)

Дадим 2 комментария: во-первых, не стоит относиться к этому заданию как к «не имеющему отношения к ЕГЭ». Да, именно такой формулировки нет (а жаль, мне кажется). Но задание А30, например, требует определения лексического значения слова, проверяет знание деления лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами, а задание В8 – требует анализа средств выразительности.

Во-вторых, прецедентные тексты объединяют поколения, важно чувствовать свою причастность культуре.

Разгадывать эти литературные загадки было интересно, мы увидели, как известные выражения «переплавлялись» в новые уникальные произведения. Многие хорошо справились с заданием:

Гармс Екатерина (г.Омск), Попова Юлия (г.Томск), Андриенко Артем (г.Крымск), Зуевская Анна (г.Мурманск), Чекменев Кирилл (Орудьево), Деревенских Антонида (Евгащево), Царев Евгений (Булгаково), Даничева Дарья (Конышевка), Екатерина М. (Санкт-Петербург).

Екатерина М (Санкт-Петербург) дала очень подробные комментарии. Приводим ее работу с небольшими изменениями и дополнениями:

1)Рожденный ползать, куда ты лезешь?

Рождённый ползать — летать не может (Максим Горький «Песня о Соколе»)

Способности у всех разные, закладываются природой, «выше головы не прыгнешь». Гениальность, талант даны не всем, не все могут «летать».

2) Ей жить хотелось бы иначе, носить бы красивый наряд, а кони все скачут и скачут, а избы горят и горят.

Может быть, автор хотел сказать, что женщине хотелось бы побыть слабой, подумать о себе, удовлетворении своих желаний, но у неё столько обязанностей, проблем, на ней ответственность за дом, семью, детей, близких, при этом необходимость работать и т.д. (а кони все скачут и скачут, а избы горят и горят).

В игре ее конный не словит,

В беде — не сробеет, — спасет:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет!

(И. А. Некрасов «Мороз, Красный нос»)

«Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет» – о русской женщине, сильной духовно и физически, решительной, отважной.

Эти строчки переосмысливает и поэт 20 века Наум Коржавин:

. Столетье промчалось. И снова,

Как в тот незапамятный год –

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет.

Ей жить бы хотелось иначе,

Носить драгоценный наряд.

Но кони – всё скачут и скачут.

А избы – горят и горят.

3)Хороший английский до Кембриджа доведет.

Язык до Киева доведёт. (Пословица.)

Историк Ключевский О.В. в своем «Курсе русской истории» указывает, что «эта народная поговорка значит не то, что неведома дорога к Киеву, а то, что везде всякий укажет вам туда дорогу, потому что по всем дорогам идут люди в Киев; она говорит то же, что средневековая западная поговорка: все дороги ведут в Рим». (http://dslov.narod.ru/pos/p83)

4) И один в поле воин.

Важно мнение каждого, нужно бороться, отстаивая его; роль личности в истории.

Один в поле не воин – пословица. В одиночку сложно что-то сделать, сила – в коллективе.

Гончаров в статье «Мильон терзаний»: «один в поле не воин, даже если он Чацкий».

5) Ученье свет, а неученых тьма.

Учение – свет, а неучение – тьма. (Пословица.)

О пользе знаний, образования, которое открывает новые возможности, противопоставляется «неучению» как тупиковому пути.

— Вот, Егор Иваныч, что значит ученье: ученье свет, а неученье тьма. (Салтыков-Щедрин, «Орел-меценат».)

6) Кляча истории, куда везешь ты, дай ответ!

Вл. Маяковский, «Левый марш».

Здесь угадываем и строки Н.В.Гоголя:

Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ.

7) Князь Юрий Близорукий.

Не видит то, что происходит перед носом, искажённое Юрий Долгорукий.

8) Партитуры не горят.

«Партитуры не горят» – так называется цикл передач, в которых рассказывается о жизни и творчестве композиторов. Автор и ведущий Артем Варгафтик

Конечно, явная перекличка с известным выражением «рукописи не горят».

Из романа (гл. 24 «Извлечение мастера») «Мастер и Маргарита» (1928- 1940) Михаила Афанасьевича Булгакова (1891 – 1940). Воланд заинтересовался романом о Понтии Пилате:

– Дайте-ка посмотреть, – Воланд протянул руку ладонью кверху.

– Я, к сожалению, не могу этого сделать, – ответил мастер, – потому что я сжег его в печке.

– Простите, не поверю, – ответил Воланд, – этого быть не может. Рукописи не горят. – Он повернулся к Бегемоту и сказал:

– Ну-ка, Бегемот, дай сюда роман.

Кот моментально вскочил со стула, и все увидели, что он сидел на толстой пачке рукописей.

Хорошие литературные произведения, написанные талантливыми авторами, не погибнут и станут известны. Настоящее искусство завоюет себе признание.

9) Не хочу учиться, учиться и учиться.

«Не хочу учиться , хочу жениться» – слова Митрофанушки из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

Глупость, примитивность желаний, непонимание ценности образования, апатия к событиям жизни.

«…находят в себе столько характера и силы воли, чтобы учиться, учиться и учиться и вырабатывать из себя сознательных социал-демократов, «рабочую интеллигенцию»…

«…во-первых — учиться, во-вторых — учиться и в-третьих — учиться…»

Необходимость получения образования, первостепенная задача каждого человека – учиться.

10)Служить бы рад, прислуживаться тоже.

«Служить бы рад, прислуживаться тошно» – слова Чацкого из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Честная работа, служба на благо Отечества – исполнение своих обязанностей, честность, неподкупность, «прислуживаться тошно» – нежелание прогибаться под начальство, выслуживаться, исполнять чужие прихоти, быть подхалимом ради повышения, продвижения по службе.

Согласитесь, интересно? Нас многое объединяет: культура, праздники, место, где все мы живем, но главное – язык. Давайте объединяться, изучая русский язык.

Ссылка на основную публикацию