Интересные факты о населении Антарктиды: кто живет на самой высокой точке континента

Самый загадочный континент планеты: 10 интересных фактов об Антарктиде

Почти вся поверхность Антарктиды покрыта плотным слоем льда. По этой причине континент остается самым малоизученным на всей планете, а для того, чтобы узнать что-то новое, ученым приходится преодолевать чрезвычайные сложности. Но полярники не сдаются. Они обустраивают станции в ужасных климатических условиях, мирятся с отсутствием солнца и жуткими морозами, в течение нескольких лет бурят скважины, пытаясь добраться до подледных озер, организуют экспедиции в опасные зоны разрушающихся шельфовых ледников — и все это для того, что мы могли больше узнать об Антарктиде, самом загадочном континенте планеты.

С тех пор как в 1820 году российская экспедиция во главе с Лазаревым и Беллинсгаузеном открыла последний неизвестный миру материк, его облик почти не изменился. По причине невероятно суровых погодных условий никто не спешил основать здесь колонию или построить портовый город. И даже в наши дни, единственными людьми, живущими на континенте, могут считаться сотрудники научно-исследовательских станций. Предлагаем посмотреть, чем же любопытна Антарктида.

Главное хранилище пресной воды планеты

Антарктида — самое больше хранилище пресной воды на планете. Правда, содержится она в виде льда, средняя толщина которого составляет около 1,6 километра. Именно здесь, а не в озерах и реках Земли, аккумулировано 70% всех пресных водных ресурсов планеты.

Она совсем не такая

На картах мира и космических снимках Антарктида выглядит огромным белым континентом. Но если убрать весь лед, то мы увидим, как выглядит настоящая Антарктида, с равнинами, впадинами и горными вершинами.

Холоднее места не найти

Самое холодное место на планете находится в Антарктиде, но это не Южный полюс. На американской станции «Амундсен-Скотт», расположенной на географическом полюсе, абсолютный температурный минимум составляет -82,8°С. В то время как на российской станции «Восток» была зафиксирована температура -89,6°С, а рекордный минимум, который составил -91,2°С, был засвидетельствован японскими учеными на станции «Купол Фудзи» в 2004 году (хотя эти данные по ряду причин до сих пор оспариваются авторитетными учеными). Все дело в том, что в Антарктиде действуют те же климатические принципы, что и на территории остального земного шара: чем дальше вглубь континента, тем климат более суровый и контрастный. А станция «Амундсен-Скотт», хоть и расположена в точке Южного полюса, территориально ближе к океану, чем станции «Восток» и «Купол Фудзи».

Самая сухая пустыня в мире

На самом деле Антарктида не полностью покрыта снегом, а самое сухое место на планете расположено не в пустыне Атакама или Долине Смерти, а здесь, в Антарктиды. Место, где уже 2 миллиона лет не было дождя или снега, носит название Сухие долины Мак-Мердо. В этих уникальных, свободных ото льда долинах часто проводят исследования, ведь изучать поверхность и глубинные слои континента гораздо удобнее там, где нет километровой толщи льда.

Здесь росли пальмы

Антарктида не всегда была такой суровой и практически лишенной жизни. То, что можно наблюдать сегодня на материке, является результатом изменений, произошедших с континентом за последние 50 миллионов лет. Во времена эоцена, когда концентрация углекислого газа в атмосфере была значительно выше, чем в наши дни, климат на планете был очень теплым и влажным. Климатические различия между экваториальными и полярными широтами в этот период были не такими значительными. На побережье Антарктиды произрастали пышные тропические леса, и даже в глубине континента располагались хвойные леса, довольно богатые жизнью.

Дорога поверх ледниковых разломов

В Антарктиде есть своя дорога, протяженностью более 1400 километров. Эта уникальная в своем роде трасса была проложена прямо по снегу, а некоторые ее участки проходят через ледниковые разломы, которые пришлось тщательно выравнивать. Дорога соединяет американские станции «Амундсен-Скотт» и находящуюся на побережье Мак-Мердо. Из-за нелетной погоды станция «Амундсен-Скотт» часто испытывает сложности с доставкой грузов. По этой причине и была проложена дорога, эксплуатация которой обходится очень недешево.

Антарктида тоже тает

Ледяной покров Антарктиды, также как и полярная шапка в Северном полушарии, в последние десятилетия испытывает на себе разрушительное воздействие глобального потепления. Проанализировав космические снимки, ученые подсчитали, что ежегодные потери льда увеличились в 6 раз по сравнению с концом 70-х годов прошлого века.

В Антарктиде есть детский сад, школа и церковь

Оказывается, в Антарктиде живут не только полярники, но и вполне обычные люди, далекие от научных исследований. Речь идет о чилийском городке Вилья-Лас-Эстрельяс, основанном в 1984 году. В стремлении доказать свои права на часть Антарктиды Чили основала на побережье город, в котором проживают ученые, военные, а также члены их семей. Здесь есть все необходимое для жизни, от детского сада и школы до супермаркета и католической церкви, а зимой тут теплее, чем в российской Якутии. Но чилийцев в каком-то смысле опередили аргентинцы. Еще в 1975 году они основали станцию «Эсперанса», где спустя три года появился на свет первый гражданин Антарктиды. Конечно, этот статус за Эмилио Маркос Палма никто, кроме Аргентины, не признает. Но тем не менее он был первым человеком, который появился на свет на самом южном континенте планеты.

Подо льдом скрываются горячие вулканы

В Антарктиде есть множество вулканов, большая часть из которых скрыта под слоем льда. Количество вулканов в Антарктиде по разным сведениям составляет от 40 до 90. Некоторые из них, например, вулкан Эребус, регулярно проявляют активность.

С собаками запрещено

Если первые покорители полярных широт не представляли своих путешествий без верных четвероногих друзей, то сегодня собакам въезд на территорию континента строго запрещен. Экологи опасаются, что лучшие друзья человека могут нанести вред местным представителям флоры и фауны, что приведет к нарушению хрупких полярных экосистем континента.

Население Антарктиды

Антарктида считается одним из самых неизведанных мест нашей планеты. Ее загадки привлекают не только ученых, но и обычных жителей Земли. Каждый день на территории заснеженного острова открывается что-то новое. А путешествие по бескрайней белой пустыне поможет любому открыть что-то новое внутри себя, узнать интересные подробности о населении Антарктиды.

Г еографическое положение

Свое название Антарктида получила еще в глубокой древности. Все дело в том, что древнегреческий философ Аристотель предположил, что существует некая земля, которая будет противоположна Арктике. Тем не менее Антарктида — это лишь сам материк, а географы называют Антарктикой материк и близкие к нему архипелаги островов. Она омывается Тихим, Атлантическим и Индийским океаном.

Особенности географического положения вызывают трудности в определении границ материка. Южный полюс находится в пределах Антарктиды, поэтому нельзя говорить о расположении восточной, западной и южной крайних точек. Ученые пришли к выводу, что возможно выделить только северную точку, которая является довольно условной границей.

Граница области Антарктики находиться на краю плавучих льдов между 50-55 градусом южной широты, а самой северной точкой принято считать мыс Сифре. Еще его называют мысом Прайм-Хед.

Общая площадь материка составляет около 14 107 000 км², что является пятым по величине среди всех континентов планеты. Только Австралия уступает по площади своей территории.

Открытие

Впервые человек приблизился к берегам тогда еще неизведанной Антарктиды в 16-м веке. Судно капитана Дирка Герритца занесло за границы южного полярного круга, откуда команда видела новую землю, полностью покрытую льдом. Однако, боясь за жизнь, путешественник увел корабль в более безопасные воды.

Капитан Джеймс Кук сделал следующий шаг. Во время своих путешествий 1768-1775 годов он несколько раз добирался до границ полярного круга и пересекал их. Однако он так и не увидел ледяной материк.

Только спустя полвека мореплаватели снова обратились к исследованию южного заснеженного материка. В 1820 году с берегов Кронштадта экспедиция Фаддея Беллинсгаузена отправилась в путь. Они достигли Рио-де-Жанейро, двинулись вдоль архипелага Южные Сандвичевы острова. Вскоре они практически добрались до белых берегов Антарктиды. Команды Беллинсгуеза, командира судна Восток и капитана Лазарева, командира судна Мирный, считаются первооткрывателями континента. Дата открытия Антарктики — 28 января 1820 года.

Кому принадлежит

Долгое время ведутся споры о правовом статусе.

Так, территориальные претензии предъявляют:

• Норвегия,
  • Великобритания,
  • Франция,
  • Новая Зеландия и другие страны.

Россия и США не выдвигают свои требования, но и не признают требования других стран.

Попытка уладить споры была предпринята в 1959 году. Множество стран заключили Конвенцию об Антарктиде, согласно которой на территории самого южного материка разрешены лишь научные исследования, которые проводятся на станциях. Военные предприятия, боевые станции не должны находиться на данной территории. Позднее Антарктиду объявили территорией безъядерной зоны. К конвенции присоединилось более 60 государств.

Так как Антарктическая территория объявлена зоной совместного исследования, она не обладает столицами и какими-либо городами. Малым элементом государственности являются флаги, обозначающие, к какой стране принадлежит та или иная станция.

Население

Низкие температуры, снега, бури, тяжелые условия существования не привлекают людей для заселения снежного континента. Однако, это не значит, что там вовсе нет людей. На всей территории существовало множество китобойных баз времен 19-го столетия. Позднее китовый промысел не приносил доходов, и они были покинуты.

Во время Второй Мировой Войны Аргентийское и Чилийское правительство предприняло попытку основать на ледяном материке несколько военных баз. Согласно конвенции об Антарктиде, все военные предприятия были ликвидированы.

Население Антарктиды полностью состоит из исследователей и ученых. Население меняется в зависимости от времени года — от 1000 человек зимой до 4000 человек в летнее время, в отличие от Арктики, где численность постоянного населения — около 4 миллионов человек. Ведь арктический климат несколько мягче антарктического. Ученые проживают в научных корпусах, которые раскиданы по всему материку.

Этнические состав населения достаточно широк:

• англичане,
  • американцы,
  • японцы,
  • россияне,
  • ирландцы,
  • французы,
  • итальянцы,
  • немцы и многие другие.

Они проживают на специальных станциях.

Антарктику каждый год посещает масса туристов. На Антарктическом полуострове построены туристическая база и аэродром. Отсюда начинаются путешествия среди заснеженных льдов. Также существует множество круизов через южные ледяные воды.

Рельеф и климат

Континент возвышается над уровнем моря на 2 километра . Ближе к центральным зонам высота достигает уже 5000 метров . Материк практически полностью находится подо льдом . Однако существуют небольшие оазисы , где нет льда. Там крайне низкая влажность. Это самое сухое место на планете.

Восточная зона является высокой ледяной равниной . На западе распространяется гористая местность . Массив Винсон в горах Элсуорт — самая высокая точка континента . Ее высота — 4892 метра . Во впадине Бентли находится самая низкая точка — около 2555 м ниже уровня моря .

Рекордная низкая температура опускалась до 93 ,2º С , что наблюдалось в 2010 году . Летом температура обычно около 30º С , зимой — приближается к 60º С . Нужно помнить , что на южном полюсе зимними месяцами считаются июнь , июль и август , как и на всем южном полушарии .

Осадков выпадает небольшое количество . Погода часто бывает ветреной в прибрежных районах . Дождя практически не бывает , осадки появляются в виде снега либо маленьких льдинок.

Читайте также:  Жизнь в Тихом океане: формирование и распространение морских организмов

Водные объекты

Снежная масса не тает, образуя огромную подушку крупной толщины. Благодаря этому лед хранит в себе резервный запас пресной воды.

В Антарктиде есть множество озер, а в летнее время появляются и реки. В пределах южного полюса уровень солнечной радиации достаточно высок, поэтому ледниковые массы подтаивают даже при низких температурах, чем и питаются речные пространства. Многочисленные ручьи и реки соединяют антарктические озера. Часто бывает, когда русло реки не доходит до моря, а уходит под толщи льда, где течение продолжается уже в виде подземных рек.

С приближением зимы реки постепенно замерзают. Частые снежные осадки могут закрыть обнаружение протока подземных вод, из-за чего возникает опасность упасть в тоннель подземной реки.

В Антарктиде нет крупных рек. Лишь небольшое количество — длиной в несколько километров. Одной из самых крупных рек является река Оникс, ее длина — больше 20 км.

Там, где нет снега, образуются антарктические озера. Часто они спрятаны под снежной коркой, где температура значительно теплее, чем на поверхности. К примеру, озера Ванда и Дон Жуан практически никогда не замерзают. Самым крупным среди озер является озеро Фигурное в оазисе Бангера. Площадь его равна 14,7 км2, а глубина превышает 130 метров.

Ледяной покров

В Антарктике сосредоточено 90 % мирового запаса льда. Под массой ледяной гряды континент провалился на половину километра. При обильном таянии ледников существует вероятность, что океаны выйдут из берегов на 60 метров.

Антарктида покрыта ледниковым покровом, склоны которого часто обрываются у берегов шельфовыми ледниками. Толщина снежной массы составляет около 2000 метров, а ближе к центральным районам максимальная толщина льда достигает 5000 метров, образуя большие горные массивы, напоминающие пирамиды. Со временем накопленный лед разрушается и откалывается в виде частей, образуя айсберги.

Лед и снег накладываются друг на друга, образуя своеобразные мосты, которые изнутри покрыты трещинами. Такие места очень ненадежны и не могут выдерживать вес человека.

Белые снега антарктической пустыни часто сравнивают с океаном. По площади он сопоставим с Северным Ледовитым океаном, за тем исключением, что вода там находится в твердом состоянии.

Флора и фауна

Изменение мирового климата значительно повлияло на всю планету. В Антарктиде появляется зона тундры. Ученые утверждают, что при дальнейшем потеплении на ледяном полуострове начнут вырастать деревья. Ледяной покров занимает площадь 400 км². Грунтовые земли и скалы имеют площадь около 40 тыс. км².

Животный мир сильнее развит в прибрежных районах. Там, где нет льда, могут расти небольшие папоротники и грибы. Иногда можно найти зеленый участок со мхом.

На берегах Антарктиды можно увидеть тюленей различных видов, множество птиц. Только здесь обитает императорские пингвины. В районах нунатаки обитают только водоросли и лишаи. Растения вырастают лишь на территории сухих долин. Здесь растут луковики и колобантусы кито.

В последнее время наблюдается рост количества растительного мира, причиной которого является изменение климата.

Полярные станции

В настоящий момент в Антарктике расположено 89 полярных станций различных государств. Полярные станции расположены в основном вдоль линии берега. Все они делятся на постоянные и сезонные станции. Они используются учеными в качестве баз для исследований, кроме того, станции принимают огромный поток туристов, которые хотят увидеть заснеженный материк. Антарктические экспедиции приобретают всю большую популярность в наши дни.

Полярники проживают в домиках яркого цвета, это сделано на случай того, чтобы путники точно заметили станцию среди бескрайних льдов. Часто солнечный свет не поступает в помещения станций, поэтому новичкам нужно адаптироваться. Тепло на исследовательских база обеспечивает дизельная электростанция, которую называют сердце станции. Если она прекращает работу, спустя час начнется замерзание станции.

Те, кто живет там, часто страдают от нехватки кислорода.

Им не рекомендуется:

• делать резких движений,
  • быстро ходить,
  • поднимать тяжелые предметы.

Давление воздуха очень сильно, что может вызвать одышку, потемнение в глазах и обмороки.

Продукты питания доставляют каждый день. Большинство хранится в холодильниках, на сильном морозе продукты могут испортиться. Питьевую воду полярники получают из растопленного снега, в которую добавляется несколько видов витаминов.

Современные технологии позволяют обеспечить ученых и туристов Антарктиды необходимым оборудованием: газовыми плитами, холодильниками, телевизорами. На южным полюсе есть даже интернет.

Интересен тот факт, что ученые разных станций живут в том часовом поясе, где расположено их государство, так как в Антарктиде пройти несколько часовых поясов занимает несколько минут.

Значение

Антарктика имеет колоссальное значение для планетарной жизни как в хозяйственной, так и в научной деятельности. Запас льда, покрывающий континент, может обеспечить человечеству огромный запас питьевой воды. Неисследованные участки могут хранить в себе полезные ископаемые.

Так, ученые уже обнаружили:

• железную руду,
  • горный хрусталь,
  • каменный уголь.

Интересно то, что среди снегов часто находят метеориты. В некоторых местах они скапливаются в больших количествах, благодаря ледяным потокам.

Особенности формирования континента позволяют ученому сообществу сделать вывод об истории развития материкового пласта планеты. В глубине замороженной земли спрятана информация о предшествующих состояниях планеты. До сих пор находят новые формы жизни, неизвестные вещества и другие загадки планетарной истории. Ученые споры ведутся и относительно той формы континента, которая была в прошлом, и какие живые организмы существовали на его территории.

Ответственный подход к изучению Антарктиды позволить сохранить этот материк в его первозданном виде и не разрушить образовавшуюся там экосистему.

К тому же Антарктида является источником различных теорий, связанных с древними цивилизациями, которые, по предположению некоторых ученых, могли там существовать. Существует множество документальных, фанатских и студийных произведений, посвященной этому материку. В большинстве случаев энтузиасты мечтают найти там спрятанные артефакты, сокровища, вымерших животных и многое другое.

К примеру, существует масса эзотерических теорий о так называемой Новой Швабри — районе, занятом фашистскими учеными во время второй мировой войны. Считается, что фашисты спрятали там артефакты третьего рейха, среди которых был Святой Грааль. Данные предположения не подтверждены официально и считаются одним из мифических знаний.

Видео

После просмотра данного видеоролика с интересными фактами об Антарктиде возникает желание посетить это необычное место.

10 интересных фактов об Антарктиде

Ни одно место в мире не сравнится с огромной белой пустыней, где есть четыре основных элемента: снег, лед, вода и скалы. Величие ее шельфовых ледников и горных цепей еще больше подчеркивает великолепие природы.

Каждый, кто приезжает на самый изолированный континент, должен совершить трудное путешествие или долгий перелет. Конечно же, речь идет об Антарктиде – потрясающем месте, где, кажется, сосредоточены все крайности нашей Земли. Вот 10 самых удивительных фактов об этом загадочном континенте.

1. В Антарктиде нет полярных медведей

Полярные медведи живут вовсе не в Антарктиде, а в Арктике. Пингвины населяют большую часть Антарктиды, но вряд ли пингвин встретится с полярным медведем в естественных условиях. Полярные медведи обитают в таких областях, как северная территория Канады, Аляска, Россия, Гренландия и Норвегия. В Антарктиде слишком холодно, потому там нет полярных медведей. Однако в последнее время, ученые начинают задумываться о том, чтобы заселить полярных медведей на Антарктиду, так как Арктика постепенно тает.

2. В Антарктиде есть реки

Одной из них является река Оникс, которая уносит талые воды на восток. Река Оникс течет к озеру Ванда находящемуся в Сухой долине Райт. Из-за экстремальных климатических условий она течет всего два месяца во время антарктического лета. Ее длина – 40 км, и хотя тут нет рыбы, в этой реке живут микроорганизмы и водоросли.

3. Самое сухое место на Земле

Одним из самых интересных фактов об Антарктиде является контраст между сухим климатом и количеством воды (70 процентов пресной воды). Этот континент является самым сухим местом на нашей планете. Даже в самой жаркой пустыне мира идет больше дождей, чем в Сухих долинах Антарктиды. На самом деле, на всем Южном полюсе выпадает около 10 см осадков в год.

4. Жители Антарктиды

В Антарктиде нет постоянных жителей. Единственные люди, которые проживают там какой-то период времени это те, кто является частью временных научных сообществ. Летом число ученых и вспомогательного персонала составляет около 5000 людей, тогда как зимой здесь остается работать не более 1000 людей.

5. Кому принадлежит Антарктида?

На Антарктиде нет правительства, и ни одна страна мира не владеет этим континентом. Несмотря на то, что многие страны пытались получить право собственности на эти земли, было достигнуто согласие, которое предоставляет Антарктиде привилегию оставаться единственным регионом на Земле, который не управляется ни одной страной.

6. В поиске метеоритов

Одним из интересных фактов об этом континенте является факт того, что Антарктида – это лучшее место, где можно найти метеориты. Судя по всему, метеориты, попавшие на антарктический ледяной покров, сохраняются лучше, чем в любом другом месте на Земле. Фрагменты метеоритов с Марса являются наиболее ценными и неожиданными открытиями. Вероятно, скорость освобождения с этой планеты должна была быть около 18 000 км/ч, для того, чтобы метеорит смог достигнуть Земли.

7. Отсутствие часовых поясов

Это единственный континент без часовых поясов. Научные сообщества в Антарктиде, как правило, придерживаются времени, которое связанно с их родной землей, либо сверяют время в соответствии с линией поставки, которая снабжает их едой и важными вещами. Здесь вы можете пройти все 24 часовых пояса за несколько секунд.

8. Животные Антарктиды

Это единственное место на Земле, где можно найти Императорских пингвинов. Это самые высокие и крупные из всех видов пингвинов. Также императорские пингвины являются единственным видом, который размножается во время антарктической зимы, тогда как пингвин Адели по сравнению с другими видами размножается в самой южной части материка. Из 17 видов пингвинов, 6 разновидностей находятся в Антарктиде.

Несмотря на то, что для голубых китов, касаток и морских котиков этот континент также является гостеприимным, Антарктида не богата наземными животными. Одним из самых крупных форм жизни здесь является насекомое, бескрылая мошка Belgica antarctica, длиной около 1,3 см. Здесь нет летающих насекомых из-за экстремальных ветреных условий. Однако среди колоний пингвинов можно обнаружить черных ногохвосток, которые прыгают, как блохи. К тому же, Антарктида – это единственный континент на котором нет местных видов муравьев.

9. Глобальное потепление

Самой большой сушей, покрытой льдом, является Антарктида, где сосредоточено 90 процентов всего мирового льда. Средняя толщина льда на Антарктиде составляет около 2133 м. Если весь лед на Антарктиде растает, уровень моря в мире поднимется на 61 м. Но средняя температура на континенте составляет -37 градусов по Цельсию, потому пока нет опасности таяния. На самом деле, в большей части континента температура никогда не будет выше нуля.

10. Самый большой айсберг

Айсберг B-15 является одним из самых больших зарегистрированных айсбергов. Его длина составляет примерно 295 км, ширина около 37 км, а площадь поверхности – 11 000 кв. км, что больше острова Ямайка. Его примерная масса составляла примерно 3 миллиарда тонн. И по прошествии почти десятилетия, части этого айсберга до сих пор не растаяли.

Читайте также:  Фотосинтез - основные фазы, процесс и реакция, образующиеся продукты при фотосинтезе

Антарктида интересные факты

Антарктида – одно из наиболее загадочных и малоизученных мест нашей планеты. Антарктида не принадлежит ни одному из государств. При этом на территории претендуют сразу несколько стран. Несмотря на экстремально низкую температуру воздуха в Антарктиде есть люди. Речь идет об исследовательских экспедициях из разных государств мира. В их состав входят, как мужчины, так и женщины. На континенте неоднократно рождались дети. Ученым удалось сделать массу открытий, которые помогли больше узнать о нашей планете и ее истории. В этой статье мы раскроем интересные факты об Антарктиде. Они помогут опровергнуть ряд популярных заблуждений и существенно расширят кругозор.

История Антарктиды

Антарктида была известна людям с древних времен. Антарктиду изображали на картах еще до момента, когда его официально открыли ученые. В те времена его было принято называть «Неведомыми Южными Землями».

Первый человек, который в составе экспедиции высадился в Антарктиде, был гражданин Норвегии. Однако ряд специалистов убеждены, что Лазарев и Беллинсгаузен посетили Антарктиду гораздо раньше.

Особенности Антарктиды

Антарктика – континент, расположенные в самой южной части Земли. Антарктика – континент, расположенные в самой южной части Земли. Его площадь превышает 52 миллиона км2.

Антарктика второй по площади континент. Размерами он уступает только Австралии. На континенте полностью отсутствует правительство. Нет на нем и официального населения.

А вот собственный флаг и даже телефонный код на континенте есть. На флаге изображены очертания Антарктиды.

Интересные факты об Антарктиде в том, что расчет за товары в Антарктиде осуществляется собственной валютой, которая ходит только там и больше нигде.

Самым теплым месяцем в Антарктиде считается февраль. Правда, минимальная температура в Антарктиде была зафиксирована в августе. В феврале на исследовательских станциях меняется персонал.

Интересные факты об Антарктиде в том, что некогда Антарктида была тропиками. Однако впоследствии континент «замерз» и покрылся льдом. При этом ученые убеждены, что он вскоре сможет снова стать тропиками. Виной всему выбросы углекислого газа. Еще каких-то 50 миллионов лет назад концентрация углекислого газа в Антарктиде была в 2 раза выше, нежели сейчас. Континент был покрыт зеленью. На нем жили животные и насекомые.

По мнению ученых, если выбросы в атмосферу сохранятся на текущем уровне или будут увеличиваться, повысится и концентрация парниковых газов. В результате их количество достигнет того же уровня, как и миллионы лет назад. Это произойдет всего за несколько веков.

Изменение климата неизбежно влияет на потерю льда. В результате меняется гравитационная нагрузка на планету.

На Антарктиду претендует сразу несколько государств. Среди них: Норвегия, Австралия, Великобритания, Аргентина, Чили. Территориальные претензии не принимают в первую очередь Россия и США. Более того, государства неоднократно заявляли, что в любой момент и сами могут заявить претензии на земли.

Принято считать, что Антарктиду постоянно заметает снегом. Интересные факты об Антарктиде в том , что на самом деле на континенте есть участки, где более 2-х миллионов лет не выпало ни грамма осадков. То есть там не идет снег или дождь. В результате около 1% площади не покрыта льдом. Участки называют оазисами или сухими долинами.

В Антарктиде, кроме ученых, живут и гражданские. В 1984 году Пиночетом был образован крупный населенный пункт. На сегодняшний день он является исследовательской станцией. На территории есть клиника, школа, почтовое отделение, общежитие. В городе работает мобильная связь, есть даже Интернет.

Второй населенный пункт также выделен под исследовательскую станцию. В нем проживает 55 человек, среди которых 10 семей. Город был основан в 1953 году. На территории населенного пункта некогда был рожден первый человек континента.

Это произошло в 1978 году. До сегодняшнего дня на континенте появилось на свет еще 10 детей.

Всего на континенте живет около 4000 человек.

Из-за экстремально низкой температуры в Антарктиде в качестве средств передвижения в прошлом веке активно использовались собачьи упряжки. С их помощью ученым доставлялись посылки и корреспонденция. Однако чуть более 20 лет назад они были запрещены. Специалисты боялись, что лай животных может напугать тюленей. Также собаки могут причинить вред фауне континента.

В Антарктиде живут птицы и ряд млекопитающих. А вот рептилий и змей на континенте нет. Это, наверное, единственное место на земле, где они полностью отсутствуют.

В Антарктиде нет часовых поясов. Местные жители используют время тех стран, к которым принадлежат исследовательские станции. То есть в соседних населенных пунктах может быть существенная временная разница.

Самая-самая

Антарктида – самый холодный континент на Земле. Минимальная зафиксированная температура воздуха – 93,2 градуса. Она наблюдалась в 2010 году. Данные были получены спутниками НАСА. При этом ученые не считают данные рекордными именно по причине только, что они не были сняты при помощи термометров.

Самая высокая температура воздуха, которая зафиксирована в Антарктиде, – 15 градусов.

От Атлантиды неоднократно откалывались целые куски льда. Крупнейший айсберг, который возник у берегов континента, по размерам превышал габариты Ямайки. Его площадь составляла 11 тысяч км2. Впоследствии он рассыпался на мелкие части.

В Антарктиде часто падают метеориты. Судя по их количеству, это самое привлекательное для небесных тел место. Именно в Антарктиде было обнаружено рекордное число упавших метеоритов. Правда, ученые не исключают, что на самом деле количество упавших с неба тел на всей Земле приблизительно одинаковое. Однако, на белой ледяной поверхности метеориты лучше видны, нежели на земле или в океане. Одновременно с этим в Антарктиде низкая влажность, поэтому метеориты практически не подвержены коррозии. Они хорошо сохраняются.

По мнению ученых, это самый неприспособленный к жизни человека континент.

Самое чистое море на Земле находится рядом с Антарктидой.

В Антарктиде не так давно обнаружено самое глубокое место на нашей планете. Впадина находится на глубине 3500 метров ниже уровня мирового океана.

Еще немного интересных фактов об Антарктиде

В наши дни Антарктиду могут посетить туристы. Это стало возможным еще 40 лет назад. Правда, количество желающих – минимальное. Экстремально низкая температура не пробуждает интереса к этим землям.

Антарктида – единственный континент, где можно в естественных условиях увидеть императорских пингвинов.

Однако самым распространенным живым существом является мошка. Насекомое не имеет крыльев. Его размер не превышает 15 миллиметров.

В прибрежных водах водится рыба с бесцветной кровью. В ней отсутствуют эритроциты и гемоглобин. Вместо них в составе присутствует компонент, предотвращающий замерзание крови.

А вот белые медведи в Антарктиде не живут. Температура воздуха для них чересчур низкая.

Ученые подсчитали, если весь лед в Антарктиде растает, уровень мирового океана подскочит сразу на 6000 сантиметров. Это огромный показатель, который может привести к экологической катастрофе. Однако специалисты убеждены, что этого никогда не произойдет. Хочется верить, что это на самом деле так.

Самый загадочный материк! Невероятные факты про Антарктиду (+Фото)

Антарктида состоит исключительно со льда, скал, снега и воды, которые создают собой ландшафт невиданной красоты. Однако, несмотря на все свое очарование, этот край отличается суровостью и множеством особенностей, о которых вы возможно не знали.

У Антарктиды нет владельца, ни сам материк, ни какая-либо его часть не принадлежат никакой стране мира. Было множество претендентов, и власти разных государств пытались сделать право собственности на этот морозный край, но все прения были решены тем, что Антарктида отныне и навсегда останется одним единственным регионом на планете, который не подчиняется никакому правительству.

Среди интересных фактов о животных Антарктиды наиболее удивительный заключается в том, что здесь нет полярных медведей. Их обитанию на просторах изо льда и снега мешают слишком низкие температуры. Они встречаются на Северном полюсе, а также в Канаде, России и Аляске. Вместо них на континенте живут различные виды пингвинов. Но в последнее время ученые все чаще говорят о том, что следует совершить попытку перевезти полярных медведей и в Антарктиду, ведь Артика неумолимо тает и среда обитания для этих существ постепенно уменьшается.

Стоит отметить, что на замершем континенте есть свои реки. Самая большая из них называется Оникс, она существует благодаря талой воде, которая мерно впадает в озеро Ванда. Но просыпается эта река лишь на два месяца за целый год, в период так называемого антарктического лета. Все остальное время она полностью скована льдом. Длина ее составляет более 40 км, и хотя в ней не присутствует рыба, зато есть множество различных живых микроорганизмов.

Для детей интересным фактом об Антарктиде станет известие, о том, что именно здесь расположен самый большой айсберг на планете. Называется он В-15 и впечатляет своими размерами. Его ширина составляет 37 км, а длина целых 296 км. Площадь этого гиганта равна 10 950 км, что делает его больше Ямайки. С момента открытия и исследования айсберга прошло уже более десяти лет, но он до сих пор не растаял и продолжает быть в числе наибольших ледяных гигантов.

Во льдах материка продолжают встречаются различные замерзшие предметы, начиная с останков существ ранее неизвестных миру и заканчивая обломками самолетов и даже судов. А что еще может удивить, так это то, что Антарктида самое сухое место на планете при том, сколько льда и снега здесь присутствует. Этому утверждению не мешает даже тот факт, что именно здесь находится 70% всей пресной воды на Земле. А причиной всему минимальное количество осадков. За год их здесь максимум около 10 см, в то время как в даже самой сухой и изъеденной солнцем пустыне их в разы больше.

Здесь нет постоянных жителей – еще один интересный факт материка Антарктида. На ее просторах никогда не было коренного населения и в силу условий постоянных обитателей никогда и не будет. Люди сюда прибывают в редких случаях для экскурсий, чаще для исследований. Ученые пребывают здесь не длительное время, занимая различные научные и исследовательские центры. Летом их число может достигать до 5000 людей, но зимой сокращается до 1000, ведь кому-то следует оставаться работать и поддерживать центры в пригодном состоянии.

Интересный факт Антарктиды – отсутствие нормального времени. Замерзший континент является единственным на планете местом, где нет никаких часовых поясов. Именно поэтому, все кто оказываются здесь придерживаются либо того времени, которое у них сейчас на родине, либо того, по которому им совершают регулярные поставки еды и другой жизненно необходимой провизии. Будучи в центре материка все существующие часовые пояса можно пройти пешком всего за несколько минут.

Читайте также:  Сколько частей света и материков на земле, их расположение на карте, самая большая часть света

Среди интересных открытий, находок и фактов Антарктиды – наличие значительного количества метеоритов. Найти и изучить их здесь проще, чем где-либо еще. Во-первых, благодаря контрасту цветов. Во-вторых, вмерзая в поверхность, они сохраняются куда лучше, чем в той же земле. Впервые найденные здесь осколки с Марса очень удивили исследователей, оказавшись ценными для науки вещами.

Также это единственная среда обитания Императорских пингвинов, считающихся наиболее высокими представителями этого вида животных. Только они способны размножатся в период зимы, чего не могут остальные 16 существующих видов пингвинов. Еще один интересный факт южного материка Антарктида заключается в том, что наземных существ тут почти нет. Сюда приплывают морские котики, но надолго не остаются. Наиболее крупным, постоянным жителем материка считается бескрылая мошка Belgica.

Малоизвестные факты об Антарктиде

Антарктида является пятым по величине континентом, и вы, вероятно, думаете, что её секреты давно и всем хорошо известны. Однако это не так. Мало кто знает что-либо конкретное об этом холодном континенте, и эта статья должна немного исправить ситуацию.

Ледяной континент – это не просто замёрзшая земля пингвинов, под его ледяным покровом скрывается много чего интересного, об этом мы и расскажем.

Два региона

Учитывая, что Антарктида в полтора раза больше Соединённых Штатов, неудивительно, что в ней есть разные регионы. Два основных – это Восточная и Западная Антарктида. Первый является более крупным и занимает две трети континента. В Антарктиде есть даже настоящие горы, которые её делят: Трансантарктические горы. Эти горы являются одной из самых длинных горных цепей в мире.

Однако в мезозойскую эру такого разделения не было. Учёные обнаружили окаменелости и другие свидетельства, говорящие о том, что когда-то Антарктида была густо засажена деревьями и полна животными! Там были обнаружены даже окаменевшие останки динозавров. Где-то в интервале от 252 миллионов до 66 миллионов лет назад Антарктида имела пышную растительность, на ней не было никаких ледяных гор.

Классификация «пустыня»

К пустыням относятся те регионы, где выпадает менее 50 сантиметров осадков в год, однако Антарктида получает только 5-15 сантиметров в год. Что отличает Антарктиду от других пустынь, так это то, что дождь не впитывается в землю – снег выпадает на снег. Антарктида сухая – реально сухая. Долины Антарктиды (на снимке выше) – самое сухое место на Земле, за два миллиона лет здесь не было ни дождя, ни снега!

Антарктида – также самое ветреное место на Земле. Некоторые из ветров достигают скорости до 320 километров в час! Самое забавное, что на этом самом сухом континенте планеты хранится около 70 процентов всех мировых запасов пресной воды. Согласитесь, что Антарктида – самый противоречивый континент на планете.

Карты континента

Хотя в Антарктиде, кроме учёных, практически никто не живёт, существуют её карты. Большинство из них составлены с помощью спутников, однако некоторые районы Антарктиды были посещены картографами, которые лично составили карты замороженного континента. В реальности эти карты настолько подробны, что по ним можно проложить маршрут. Ищете Южный полюс? Вы найдёте его в Восточной Антарктиде. По другую сторону Трансантарктических гор находится шельфовый ледник Росса, который является самым большим шельфом в Антарктике. Размером он примерно как Франция.

Некоторым из морей, окружающих Антарктиду, даны названия, такие как море Уэдделла. Или море Беллинсгаузена. Или море Росса. Есть также море Амундсена, море Дэвиса и море Скоша. Существует даже Пайн Айленд Бэй – совсем как во Флориде! Тем не менее, в ближайшее время мы вряд ли искупаемся в его замёрзшей воде, так что не слишком волнуйтесь.

Международное право

Договор об Антарктике от 1 декабря 1959 года подписали 12 стран. Договор запрещает военные действия на континенте, чтобы избежать международных конфликтов. С тех пор договор подписал ещё ряд стран, сейчас их 53. Однако началось всё с тех пор, когда континент впервые был замечен в 1820 году. В то время плавание по Южному океану на кораблях с деревянными корпусами было трудным занятием, поэтому путешествия в Антарктику, конечно, не были такими уж популярными. То, что это полноценный континент, а не цепь островов, было подтверждено лишь через 20 лет. Американский охотник на тюленей по имени Джон Дэвис утверждал, что высадился в Антарктиде в 1821 году, но многие историки сомневаются в этом.

В настоящее время, если кто-нибудь умирает от желания посетить Антарктиду, он может сделать это с помощью таких экспедиций, как «National Geographic» или «Lindblad». И это всё, что вы можете сделать – Договор об Антарктике запрещает военную подготовку, добычу полезных ископаемых, захоронение ядерных отходов и проведение взрывов на континенте. Однако у Чили есть в Антарктиде своя деревня – со школой, почтовым отделением, больницей и гостиницей, а также телевизорами и мобильной связью. При желании вы можете провести в ней свой отпуск – только не ждите, что будете там путешествовать на собачьих упряжках: они запрещены с 1994 года. На континент нельзя ввозить чужеродных животных.

Система подлёдных гор

Их называют подлёдными горами Гамбурцева, и они находятся под антарктическим льдом, в среднем на глубине 600 метров. Максимальная глубина льда достигает 4800 метров. Вершины этих гор поднимаются на высоту около 2700 метров, сами они протянулись на 1200 километров через подбрюшье континента. С другой стороны, самая высокая точка Антарктиды над уровнем моря – это гора Винсон, высота которой 4892 метра.

Подо льдом Антарктиды есть также озёра. Озеро Восток является одним из крупнейших в мире подлёдных озёр. Оно находится под коркой льда толщиной 3,2 километра. По своим размерам озеро Восток сопоставимо с озером Онтарио. Учёные нанесли на карты очертания озера с помощью метода дистанционного зондирования. Они считают, что это озеро довольно молодое, возможно, ему всего несколько тысяч лет.

Жилые исследовательские центры

В Антарктике насчитывается около 70-80 постоянных исследовательских центров, представляющих 30 стран. Крупнейший объект – главная американская база, станция Мак-Мердо – летом может вместить до 3000 человек. (Согласно другим источникам, численность населения летом составляет около 1200 человек.) По словам людей, которые провели там время, земля состоит из вулканической грязи, погода туманная, пингвинов нигде не видно, сооружение некрасивое снаружи и не многим лучше внутри. Тем не менее, подобные станции крайне необходимы, с их помощью учёные постоянно получают новые данные о нашей планете.

Несмотря на Договор об Антарктике, Аргентина отправила беременную женщину на континент в рамках своих усилий по захвату части земли. (Иначе вообще непонятно, зачем это было сделано). Аргентина не выдвинула никаких требований, тем не менее, в январе 1978 года Эмилио Маркос Пальма стал первым человеком, родившимся в Антарктиде. Раз в Антарктиде есть жилые исследовательские центры, то почему бы там не появиться и жилому району, верно?

Со времени рождения Эмилио Пальмы на континенте родилось всего десять человек, но кто знает? Если учёные обдумывают колонизацию Марса, то почему бы не колонизировать Антарктиду? Там уже есть, по меньшей мере, семь христианских церквей, 40 аэропортов и даже банкомат. Так что давайте продолжим.

Интересный факт: вы не можете работать в Антарктиде, если у вас не удалены зубы мудрости и аппендикс.

Вулкан Эребус

Антарктида, кажется, имеет всего понемногу, не так ли? Ну, так вот: на ней есть даже действующий вулкан. Это вулкан Эребус, в кратере которого имеется уникальное лавовое озеро. Кроме того, это самый южный действующий вулкан в мире. В Антарктиде насчитывается не менее 138 вулканов, но, вероятно, их больше.

На континенте также есть знаменитый Красный водопад! Если бы вы его увидели, то решили бы, что по льду течет кровь. (Но это не так.) В Антарктиде есть множество странных явлений.

Дикая природа

Антарктида – единственный континент без рептилий. Хорошо это или плохо? Конечно, никто не хочет быть укушенным каким-нибудь жутким замороженным ледяным пауком, но замороженные ящерицы могли бы быть милыми. Тем не менее, в Антарктиде есть свои «пауки», но вас они не укусят. Это морские пауки, которые могут быть размером с тарелку, но если вы не собираетесь искупаться, то вам ничего не грозит. (И, как уже было сказано выше, на самом деле они не относятся к паукообразным.) В основном в Антарктиде обитают тюлени, киты, рыбы, пингвины и другие птицы. В Антарктиде нет коренных жителей, но в ней постоянно присутствуют исследователи.

Учёные обнаружили микробы в озере Восток, и это даёт основания предполагать, что в озере есть живая экосистема, основанная на химических веществах в камнях, а не на солнечном свете. По сообщениям, организмы, которые были обнаружены, получают свои минералы из коренной породы.

Таяние льдов

Если и есть чего-то, чего мы, наверняка, не хотим – так это чтобы льды Антарктиды растаяли. Это создало бы огромные проблемы для нас. Однако ледники уже начали таять ввиду изменения климата. Таяние льда даже вызвало небольшое изменение гравитации в регионе – и кто знает, что ещё может произойти в Антарктиде?

Учёные говорят, что если бы весь лед Антарктиды растаял, то уровень моря поднялся бы на 60 метров. Уже сейчас уровень моря во всём мире зловеще повышается, и учёные беспокоятся, что нам скоро придется попрощаться с частями Нью-Йорка, Флориды и Карибского бассейна, а также рядом других мест. Вот почему так важно, чтобы изменение климата было общепризнанной проблемой, которая требует решения. В ближайшем будущем Земля может стать водным миром.

По данным НАСА, Антарктида нагревается примерно в пять раз быстрее, чем весь остальной мир. И это опасно…

Сезоны, время и климат

Если вы думаете о переезде в этот холодный рай, то обратите внимание, что температура здесь часто ниже нуля. Она может опускаться до почти –90 градусов по Цельсию. С другой стороны, летом на Антарктическом полуострове была зафиксирована температура в 15 градусов по Цельсию (хотя обычно она тоже ниже нуля).

У Антарктиды нет своего установленного часового пояса – можете выбросить свои часы! Ещё лучше то, что времена года также искажены – континент остается тёмным в течение всей зимы, а в течение летних месяцев Солнце никогда не заходит за горизонт. Это прекраснейший континент в плане синдрома смены часовых поясов!

Однако, если вы учёный, желающий изучать адаптацию, Антарктида – лучшее место для вас. В 2013 году учёные обнаружили, что лапы императорских пингвинов остаются теплыми благодаря наличию кровеносных сосудов, обёрнутых вокруг друг друга, и что пингвины также имеют возможность регулировать количество крови, поступающей к их лапам, чтобы реагировать на изменение температуры ног. И это только одно исследование – куда заведут нас другие?