Описание органов зрения медоносных пчёл, сколько глаз у пчелы, простые и фасеточные глаза

Особенности зрения у пчел – как они видят мир?

Пчелы – удивительные насекомые, обладающие уникальными органами чувств и зрения, которые позволяют им по-своему смотреть на мир. Рассмотрим особенности зрения у пчел и ответим на самые интересные в рамках данной темы вопросы.

Особенности строения глаз

Сразу обратим внимание на то, что в рое не все особи равны. Рой делиться на рабочих, трудней, а «управляет» всем матка. Каждая особь имеет свой статус и выполняет свою роль. Насекомые отличаются не только размерами — строение органов зрения у каждого типа пчелы также сильно разнится.

Если взглянуть на насекомое, то можно увидеть только отчетливые большие глаза, расположенные по бокам практически треугольной головы. Однако, это не единственные органы зрения медоносной пчелы. По факту, у этих удивительных существ имеется два типа зрения:

Каждый вид зрения имеет свою функцию. Объединяя сведения в одно целое, насекомое получает наиболее полную картину происходящего вокруг. Это помогает рабочим особям эффективно добывать пыльцу на лугах, находить путь назад до своего улья, а трутням — легче отслеживать поведение матки в брачный период.

Фасеточное зрение — сложный инструмент, придуманный природой для того, чтобы насекомые могли обозревать окружающую обстановку под большими углами не поворачивая голову. Оно позволяет одновременно видеть не только впереди себя, но и по бокам и даже дает возможность рассмотреть, что происходить практически сзади пчелы.

Если посмотреть под микроскопом, то можно заметить на сложных органах зрения насекомого сетчатую плоскость, состоящую из большого количества фасеток – маленьких шестиугольников, похожих на соты. Считается, что их количество у разных особей может составлять от 4 до 10 тысяч.

Существует мнение, что насекомое видит объекты в виде картинки, состоящей из различных фрагментов. Такие глаза дают нечеткую, но более объемную картинку и необходимы насекомому в полете, когда нужно охватить взором наибольшее пространство.

Расположение

Так сколько же глаз у пчелы и где они расположены? Простые глаза располагаются на лбу или темени. Напоминают они небольшие точки в виде треугольника.

Сложные глаза — две больших линзы по бокам головы. Именно их многие ошибочно воспринимают за единственные органы зрения насекомых.

Количество

В общей сложности пчелы имеют по 5 глаз – 3 простых, расположенных на лобной части головы, и 2 сложных, располагающихся по бокам. Простые глазки практически не отличаются по размерам, а сложные имеют разный размер и количество фасеток. Так, например:

• У матки сложные, или фасеточные, глаза находятся по бокам. Число фасеток составляет около 4000;
  • У рабочих фасеточные глаза имеют овальную форму, но они немного меньше по размеру. Число фасеток – около 5000 штук;
  • У трутней сложные глаза, которые отличаются большими размерами и практически соединяются в лобной части. Количество ячеек достигает 10 тысяч.

Почему столько

Итак, сколько глаз имеет пчела, мы уже рассказали. Но тут же назревает другой вопрос — зачем им такое количество? Ответ кроется в следующем – разные типы пчелиного зрения имеют разное назначение:

• Три простых глаза – это прозрачные линзы, выступающие из лобной части головы. Картинка, получаемая из них, друг от друга отличается не сильно. Ее можно сравнить с кадрами фотографии, которые сняли с разных ракурсов. В основном они используются для получения информации об предметах, находящихся на небольшом от насекомого расстоянии.
  • Два больших глаза, расположенные по обеим сторонам головы, имеют более сложное строение и состоят из многих тысяч отдельных, напоминающие соты, фрагментов. Каждая ячейка – отдельная фасетка. Изображение, получаемое от этих органов зрения, нечеткое, размытое. Используется пчелами для понимания общей обстановки вокруг.

Из всего сказанного делаем вывод – большие, сложные глаза нужны насекомым для ориентирования на местности, они позволяют видеть картину целиком, масштабно. А простые маленькие глаза нужны для того, чтобы рассматривать предметы, находящиеся рядом, более детально.

Мир глазами пчел

Как видят пчелы наш мир? Особое строение глаз позволяет им видеть объемные предметы. Но форма восприятия разных предметов отличается. Так, например, пчелы достаточно плохо различают геометрические фигуры.

Но объекты, напоминающие фору цветов, насекомые видят более отчетливо. Также было замечено, что медоносные пчелы проявляют больший интерес к двигающимся объектам и практически равнодушны к статическим, неподвижным. Но слишком резкие движения могут вызвать агрессию – именно поэтому не рекомендуется махать руками вблизи насекомого.

Также к особенностям зрения пчел можно отнести и то, что они видят ультрафиолетовые лучи и поляризованный свет. Например, свет солнца, отраженный от зеркальных поверхностей воды или мокрого асфальта.

Человек этого не видит, но для глаз насекомых этот свет представляет собой что-то особенное. Именно у пчел впервые была открыта подобная особенность, благодаря которой насекомые могут считывать колебание света и применять их для ориентирования в пространстве.

Видят ли пчелы в темноте

Если рассматривать ситуацию, когда насекомое находиться в полной темноте без единого, даже небольшого источника света, то ответ – нет.

Но если представить, что пчела оказалась на улице при свете луны, звезд или любого другого незначительного источника света, то она точно найдет дорогу домой. Происходит это благодаря умению распознавать ультрафиолетовый и поляризованный свет.

Различают пчелы ли цвета и какие

В середине 20 века, немецкий биолог, профессор Карл Фриш, изучил зрительное восприятие пчел. По результатам различных опытов было доказано, что эти насекомые не воспринимают красный цвет. Но какие цвета видят пчелы? Эксперименты дали понять ученому, что насекомые хорошо различают:

Также опыты показали, что они путают красный с серым, желтый с зеленым, а синий могут воспринимать как лиловый.

Мир глазами пчелы значительно отличается от восприятия человека. Ученые не просто так интересуются особенностью зрения у пчел и других насекомых. Природа создала уникальные «технологии», которые сегодня изучаются человеком, чтобы облегчить ему жизнь.

Так, например, фасеточное зрение нашло свое применение в робототехнике – именно такую модель зрения проще всего оцифровать для последующей обработки компьютером.

Сколько глаз у пчелы: какие цвета видят, особенности зрения

Какое строение имеют глаза пчелы?

На необычный вопрос о том, так сколько глаз у пчелы, сразу отвечаем: “Всего пять глаз, 3 – простых, и 2 – сложных, состоящих из фасеток”. Пчелы имеют сложное устройство зрительной системы. Она объединяет различные органы зрительного аппарата, которые отвечают за выполнение определенных функций.

Такие органы помогают пчелкам ориентироваться в пространстве, компенсируют недостаточную освещенность, позволяют почувствовать запах цветения на расстоянии до 1 км. Они не только отвечают за восприятие окружающей обстановки, но и выполняют дополнительные функции. У медоносной пчелы-труженицы по бокам головы можно обнаружить глаза сложного строения. Они образуются огромным количеством специальных ячеек. Их называют фасетками. Пчелы видят окружающую их обстановку в виде мозаики, которая состоит из мельчайших частиц. Каждая фасетка отвечает за формирование своей части картинки.

Особенности глаз у матки, трутня, рабочей пчелы

Если сравнить зрительные органы пчел разного класса, то обнаружатся различия. У рабочей пчелы простые глазки расположились на темени. В отличие от нее, у трутня и пчеломатки такие органы находятся непосредственно на лбу. У насекомых имеется разное количество фасеток (омматидиев). У пчеломаток их число нередко достигает 4 000 шт., у рабочих пчел — 5 000 шт., у трутней — 9 000 шт.

Фасеточные глаза прекрасно видны именно у трутней, поскольку они сходятся на темени. У пчелиной матки, рабочей пчелы сложно различить эти зрительные органы при поверхностном взгляде. У всех описываемых насекомых простые оцелли имеют примитивное устройство. Это специальные прозрачные линзы, они значительно выступают из головы. Каждая из них по отдельности фиксирует изображения.

Видео: Как видят пчелы

• Механизм зрения пчелы

При внимательном рассмотрении фасеточных глаз с использованием увеличительной лупы вы заметите шестигранное тиснение на поверхности каждого органа. Из-за такого специфического тиснения глаза зачастую называют сетчатыми. Любая из фасеток представляет собой пучок, который состоит из клеток, имеющих вытянутую форму, тонкую кайму. Между соседними глазками находятся специальные пигментные клетки.

Наличие тысяч фасеток не обеспечивает пчелкам хорошее зрение. Вне зависимости от условий внешней среды, изображение объектов остается недостаточно четким. Оно разделено на отдельные точки. Особое устройство бинокулярной системы накладывает свои ограничения. Доказано, глаза пчелок больше приспособлены к восприятию объектов, которые находятся в движении, в состоянии полета. Зрение плохо справляется с восприятием предметов, которые являются неподвижными, не изменяют своего места нахождения.

Визуальная информация, которую пчелы воспринимают с помощью глаз, моментально преобразуется в нервные импульсы. Они незамедлительно поступают в мозг. Там происходит сначала анализ, а потом обработка поступившей информации. После генерирования ответа центральным отделом нервной системы происходит передача сигнала периферийным органам. Зрение насекомых характеризуется объемностью и нечеткостью картинки.

Читайте также:  Все о цитоплазме клетки: химический состав, физическая структура и строение, основные функции

Расположение и количество глаз у пчелы

Вне зависимости от классовой принадлежности насекомого (рабочая пчела, трутень, пчеломатка), оно имеет пять глаз. На голове любой особи располагаются:

• три маленьких дорсальных глазка (оцелли);
    • два глаза большого размера, имеющие сложное строение.

Глаза второго типа называются фасеточными, поскольку они находятся по бокам головы, образованы из огромного количества фасеток. Такие органы зрения имеют продолговатую форму. Они представляют собой выпуклости, которые направлены вниз.

Фасеточные глаза образуются из омматидиев — это структурные единицы. Они плотно располагаются, соседние омматидии тесно прилегают друг к другу. Каждая из таких функциональных единиц, входящих в состав фасеточного органа, имеет преломляющую, изолирующую и воспринимающую часть.

Интересно, что размер каждого глаза медоносной пчелы составляет в среднем 2 миллиметра. Причем количество глазок остается неизменным для каждой особи. Самую значительную площадь имеют зрительные органы трутней, второе место по этому критерию занимают рабочие особи, а замыкают список матки.

Почему именно столько глаз?

У трудолюбивых пчелок изначально слабо развит зрительный аппарат. Чтобы компенсировать недостаточно развитое зрение, природа наделила их несколькими органами зрения. Целых пять глаз позволяют этим насекомым ориентироваться в окружающей обстановке, получать сведения о цветении растений, видеть различные объекты. Большие глаза помогают видеть предметы, формировать целостную картину происходящего вокруг насекомого.

Дорсальные органы (оцелли) отвечают за сумеречное зрение. Они помогают пчелам узнавать о приближении рассвета и наступлении нового дня, а также безошибочно получать информацию о его окончании. Оцелли частично замещают осязание, в составе бинокулярной системы они имеют второстепенную функцию. Фасеточные органы формируют изображения в виде мозаики, которая состоит из отдельных точек и помогает получить целостное представление о предметах.

Фасеточные глаза со сложным строением используются в качестве основного звена зрительного аппарата. В отличие от них, простые глазки считаются второстепенным звеном. Они предоставляют пчелкам объективную информацию об окружающем пространстве.

Цветовое восприятие мира глазами пчел

Такие насекомые различают многие цвета и оттенки. Только они не воспринимают красный цвет, не могут отличить его от черного. Кстати именно поэтому все зимние осмотры пчел проводятся с использованием фонаря красного цвета, пчелы не видят света, а значит меньше беспокоятся. Изображения окружающего мира у пчел формируются в ультрафиолетовом спектре.

Видео: Вот так видят пчёлы

• Лучше всего взрослые особи воспринимают оттенки белого, синего и желтого цвета. Зрение взрослых особей можно назвать мозаичным. При формировании изображения их мозг проделывает большую работу. Весь процесс выглядит следующим образом:

• Каждая из тысяч фасеток воспринимает только одну часть какого-либо предмета, а не целиком весь объект.
    • Мозг обрабатывает поступающие изображения с запечатленными отдельными частями предмета.
    • В мозгу происходит слияние отдельных частей объекта, в результате пчелы-труженицы воспринимают картинку целиком.

Пчелки не видят особенной разницы между оранжевым, зеленым, салатовым и желтым цветами. Зрительный аппарат пчелок обладает способностью воспринимать поляризованный свет. Это качество позволяет насекомым спокойно ориентироваться в пространстве.

Видят ли пчелы в темноте?

Пчелки отлично видят в полной темноте. Они могут ориентироваться по электромагнитному полю земли. Встречаются особи, которые предпочитают вести ночной образ жизни. В темноте пчелки различают не только цветы, но и безошибочно определяют дорогу, ведущую домой. Зрительная система этих насекомых прекрасно адаптировалась к условиям недостаточного освещения. Полеты в полной темноте не создают проблемы пчелам, которые могут спокойно вернуться в родной улей глубокой ночью.

Видео: Взгляд на пасеку глазами пчелы

• Стоит отметить, что пчелы-труженицы редко летают в темноте, за редким исключением. Это вызвано не только необходимостью ночного отдыха, но и понижением напряженности электромагнитного поля. Такой фактор способствует нарушению ориентации в пространстве у пчелок, поэтому они в основном предпочитают не совершать полетов в ночное время суток. Опытным путем удалось выяснить, что эти насекомые способны различать формы предметов.

Что будет, если ослепить пчелу ярким светом?

Если пролетающую мимо пчелу ослепить вспышкой яркого и направленного света, то она просто упадет, потеряет ориентацию. Такой эксперимент сильно навредит насекомому, которое приносит значительную пользу. Поэтому не ослепляйте пчелку. Ее зрительные органы не способны обработать слишком яркий и сильный свет. Ослепленная, ошеломленная пчела-труженица не сразу приходит в себя после воздействия вспышки света. Она взлетает через определенное время, чтобы продолжить свой путь.

Последние исследования установили близорукость фасеточных органов медоносных пчел. Эти трудяги отчетливо видят предметы, которые находятся на близком расстоянии. Чем дальше находится объект, тем труднее пчелкам разглядеть их детально, составить свое представление о них. На расстоянии, превышающем 50 см, насекомые замечают только те предметы, которые движутся. Лучше всего медоносные пчелы видят на расстоянии в несколько сантиметров.

Последние добавленные статьи о пчёлах и пчеловодстве:

Строение органов зрения медоносной пчелы

Яркий солнечный день. Над зелёным лугом тишина и раздолье. Затаи своё дыхание и услышишь монотонное гудение. Совсем рядом без устали трудятся пчёлы, не оставляя своим вниманием ни один, казалось бы, невзрачный цветочек. Удивительно, как эти загадочные насекомые хорошо организованы. За короткое лето им нужно собрать нектар и пыльцу в достаточном количестве, чтобы обеспечить питанием всю пчелиную семью.

• Сколько глаз у пчелы
    • Для чего пчеле так много глаз
    • Строение фасеточных глаз
    • Особенности зрения пчелы
    • Интересные факты о пчелах

Пасечники используют все продукты жизнедеятельности пчёл:

1. мёд,
    2. прополис,
    3. маточное молочко,
    4. собранную пыльцу,
    5. пчелиный яд,
    6. воск,
    7. подмор (погибших насекомых).

Сколько глаз у пчелы

Все насекомые имеют удивительно сложное строение зрительных органов. Сразу видна пара выпуклых глаз по бокам головы. Это фасеточные глаза.

Но этим органом пчелиное зрение не ограничивается. На верхушке головы имеется треугольник, образованный из трёх пятнышек. Это три простых глаза. Вот теперь можно ответить на вопрос, сколько у пчелы глаз: целых пять штук.

Это интересно: какая часть клетки является самой главной?

Для чего пчеле так много глаз

В пчелиной семье строгая иерархия:

Они различаются в строении органов, в том числе зрительных.

Рабочая особь имеет треугольную головку, её фасеточные глаза, состоящие из пяти тысяч сегментов, располагаются по бокам от чёрного треугольника из простых глаз на макушке.

На округлой голове матки простые глаза располагаются на лбу, фасеточные имеют больший размер, чем у рабочей пчелы, но количество сегментов меньшее, до четырёх тысяч. Ей не приходится облетать большие пространства, основная её жизнь проходит в темноте улья.

Жизнь у трутней легче и слаще, чем у рабочих особей. Им не надо с раннего утра до позднего вечера искать нектар. А зрение у них устроено ещё сложнее. Их фасеточные глаза самые большие и состоят из десяти тысяч фрагментов. Простые глаза располагаются, как у матки, на лбу. Задача трутней найти улей и залезть в него, чтобы выполнить функции продолжения рода и обеспечить себе и стол, и дом.

Вот так, зная расположение глаз пчёл, можно определить, к какой из трёх категорий относится пойманное насекомое.

Это интересно: функции органоидов клетки, их строение.

Три простых глаза позволяют насекомому получить чёткую картину о близлежащих предметах. Эти глаза как простые линзы, выступающие над поверхностью хитинового покрова головы. Изображения, передающиеся с них, похожи между собой, как кадры одной плёнки. Зато они помогают хорошо ориентироваться в тёмном и тесном улье.

Увеличенная фотография головы пчелы показывает сложное строение фасеточных глаз, для защиты они покрыты хитиновой оболочкой, поверх которой имеется кристаллическое образование, напоминающее соты. От каждого глазка идёт суживающаяся трубочка с абсолютно чёрной поверхностью для поглощения света, на конце трубочки располагаются нервные окончания.

Строение фасеточных глаз

Каждый фрагмент — это крохотный глазок, передающий кусочек изображения. Составленная ими картина нечёткая и размытая. Считается, что изображение, поступающее от этих органов зрения, собирается как мозаичная картинка. Но благодаря фасеткам пчела охватывает широкое пространство во время полётов. Когда во время опытов заклеивали фасеточные глаза насекомого, они вели себя как слепые. Зрение человека похоже на зрение пчёл, но мы видим, скорее, созданный образ предмета, а насекомые собирают подробную информацию из отдельных кусочков зрительной мозаики.

Удивительно, но и различают цвета эти глаза по-разному. Окружающий мир пчёлы видят в различных оттенках синего, зелёного, жёлтого, белого и фиолетового цветов. А вот красный, как и чёрный, они не улавливают. Зато их простые глаза видят ультрафиолетовый спектр. Считается, что простые глаза помогают пчеле различить время суток: рассвет и сумерки. Лепестки цветов покрыты великолепным узором из недоступных человеку в ультрафиолетовом диапазоне красок, который указывает путь насекомым к нектару.

Читайте также:  Растения семейства лилейных: формула цветка, признаки и примеры, классификация

Рекомендуют окрашивать ульи в определённые цвета, хотя пасечники уверяют, что пчёлы никогда не теряются и точно находят свой домик.

Особенности зрения пчелы

По одному мнению, пчела хорошо различает движение, поэтому не следует пугать насекомое, вызывая его агрессивную реакцию. А по другой версии, пчела плохо видит движущиеся предметы, поэтому подлетает ближе, чтобы рассмотреть…

Форму предметов насекомые различают не так хорошо. Лучше всего, если объект напоминает цветок, а геометрические фигуры интереса не вызывают.

Насекомые видят и поляризованный свет — свет, распространяющийся в одном направлении, который возникает при отражении от стёкол, поверхности воды или кристаллов. Поэтому они хорошо видят препятствия и ориентируются в пространстве.

Интересные факты о пчелах

• Дальность полёта этих маленьких трудолюбивых работников может доходить до 14 километров. Скорость свыше 24 километров в час.
    • Если пчеловод передвинет улей, то прилетевшее насекомое возвратится на первоначальное месторасположение, используя свой природный навигатор. Но далеко насекомые стараются не залетать, так как при полете им приходится потратить часть собранного нектара, иногда до 40%. Обычное расстояние от улья до медоноса до 750 метров, при сборе пыльцы расстояние уменьшается до 300 метров.
    • Пчёлы, родившиеся в весенний и летний период, не живут дольше двух месяцев, а вот осенние особи имеют более длительное существование. Зафиксирован рекордный срок жизни особи — 8 лет. Но пасечники, опасаясь снижения поголовья пчелиного семейства, изымают пчелиную матку старше трёх лет.
    • Средний вес насекомого колеблется от 80 до 90 мг, а количество нектара в зобике доходит до 20 мг. Если учесть, что количество особей в пчелиной семье составляет десятки тысяч, то общий вес семьи может составить несколько килограммов.
    • При нападении пчелы на человека жало зацепляется за кожу и остаётся в ней с частью пищеварительной системы. При нападении на другое насекомое этого не происходит и пчела продолжает своё существование. Яд находится в специальном мешочке, поэтому, если жало аккуратно вытащить из кожи, не сжимая, то можно избежать действия яда.
    • У этих созданий природы нет желудка, только зоб, из которого насекомое может получить нектар или мёд. Специальные железы перерабатывают пыльцу в пергу, пчелиное молочко, которым кормят личинок и матку. Для сбора пыльцы рабочие особи имеют корзиночки на двух задних лапках и щёточки, с помощью которых насекомые сметают пыльцу при сборе.
    • Зимой насекомые потребляют мёд и воду. Они сбиваются в тесный живой комок, грея друг друга, чтобы по весне, расправив крылышки, продолжить свой нелёгкий труд.

Глаза медоносной пчелы

Сколько глаз у пчелы – отвечаем на вопросы

Медоносная пчела – удивительное и по своему загадочное создание природы, имеющее, как и все насекомые, необычное строение зрительных органов, а также определенное их количество. Сколько же глаз у пчелы?

Если посмотреть на голову насекомого, первое, что обращает на себя внимание – пара огромных выпуклых сетчатых глаз, расположенных по ее бокам. Это так называемые сложные фасеточные глаза.

Но они не являются единственными – на верхушке головы располагаются еще три маленьких черных крапинки, образующие треугольник. Это тоже органы зрения, имеющие название простых глазков. Получается, что общее количество глаз у пчелы составляет пять штук. Как они устроены и для чего нужны пчеле?

Особенности глаз

В пчелиной семье не все взрослые особи одинаковы. Кроме рабочих пчел, составляющих значительную ее часть, в нее входят пчелиная матка и трутни. Помимо всех остальных различий, насекомые имеют разное расположение и форму зрительных органов, а также некоторые другие отличия в их внутреннем строении.

МаткиРабочие пчелыТрутни
    Общее количество глазпятьпятьпять
    Форма и расположение сложных глазОвальные, располагающиеся с двух сторон округлой головыОвальные, несколько меньшего размера, расположенные с двух сторон треугольной головыСамые большие, практически сходящиеся на темени
    Количество фасетокДо 4 тысяч фрагментовДо 5 тысяч фрагментовДо 10 тысяч фрагментов
    Расположение простых глазНа лбуНа темениНа лбу

С помощью таких примет можно визуально отнести особь к той или иной категории.

Зачем пчелам столько глаз

А – матка, Б – рабочая особь, В – трутень.

Два типа пчелиных глаз имеют разное предназначение и устроены неодинаково:

Три маленьких представляют собой простые прозрачные линзы, выступающие из хитинового покрова головы.

Изображения, фиксируемые в каждом из них, различаются незначительно как соседние кадры фотографической пленки, снятые с разных ракурсов. Обработанные затем в мозгу пчелы, они дают ей четкое представление о предметах, расположенных на близком расстоянии.

Нужны они насекомому еще и для того, чтобы ориентироваться в тесноте и темноте улья и на цветах в процессе сбора меда или нектара.

Так выглядят глаза у матки пчел

Пара больших овальных глаз имеет более сложное устройство. Их поверхность не гладкая и однородная, а состоит из множества отдельных фрагментов, по форме напоминающих медовые соты.

Каждая из этих ячеек представляет собой отдельный маленький глазок или фасетку. Она фиксирует лишь незначительные фрагменты изображения.

Полная картинка собирается в мозгу пчелы наподобие мозаики, что дает ей полное представление о рассматриваемом объекте.

Такое зрение нечеткое, размытое, но в то же время более масштабное и объемное, используемое насекомыми во время полетов, когда нужно охватить взглядом широкое пространство.

Природа не просто так позаботилась о том, чтобы наделить пчелу двумя типами глаз. При таком типе зрения, простые и сложные глаза дополняют друг друга, делая картину происходящего вокруг полной, четкой и реалистичной.

Как видят этот мир пчелы

Так располагаются глаза у пчелы трутня

Зрение медоносной пчелы цветное. Она способна различать синий, белый, сине-зеленый, желтый и фиолетовый оттенки.

Красный не воспринимает и не отличает его от черного, а оранжевый и зеленый кажутся ей оттенками желтого. Простые глаза к тому же обладают способностью видеть в ультрафиолетовом спектре.

Многие предметы насекомое видит именно таким образом. Оно воспринимает также и поляризованный свет, поэтому может без препятствий ориентироваться на местности.

Устройство глаз позволяет воспринимать объекты объемно. Но по-разному воспринимается форма предметов: достаточно плохо особь дифференцирует геометрические фигуры – квадраты и прямоугольники, а вот предметы, приближенные к очертаниям цветка, определяет отлично.

Пчела отлично различает движущиеся предметы. Неподвижные ей менее интересны. Соответственно, при виде насекомого не нужно производить резких движений, которые могут спровоцировать его агрессию.

Урок зоологии: сколько глаз имеется у пчелы

Мы знаем, что пчелы – трудолюбивые насекомые. Нам по вкусу их мед, который они так старательно делают. Мы также используем прополис, пчелиный воск, яд в медицинских целях. За эти столетия людям удалось приручить работающих насекомых. Пользу они приносят не только людям, но и растениям. Кажется, нам все известно про этих тружеников. Становится любопытно, как они находят ароматные цветы и целенаправленно летят туда, куда им надо? Для этого изучим зрение пчелы.

При опросе большинства людей, на вопрос: «Сколько у пчелы глаз?» не смогут дать правильный ответ больше половины. Если посмотреть издалека на мохнатое насекомое, то смело можно сказать, что медоносная пчела имеет два больших глаза. Однако природа посчитала, что этого недостаточно. Да, визуально она обладает парой немаленьких глаз.

Нас запутывают вытянутые овальной формы черные шары, расположенные по бокам головы. Узнать, сколько глаз у пчелы, помогают выводы лабораторных исследователей. При детальном осмотре у пчел дополнительно обнаруживается три простых глаза. Локальное их расположение – на темени, поэтому сразу невозможно определить точное количество органов зрения насекомого. Так, сколько глаз имеет пчела? Требуется детальный подсчет.

Это интересно! Как размножается и что это такое амёба

Строение и расположение глаз пчел

Голова пчелиной особи представляет собой твердую капсулу. При увеличении обнаруживается, что глаза имеет медоносная пчела не только по бокам, но и на затылочной части головной капсулы. Всего получается насчитать пять глаз у пчелы.

Строение сложных и простых глаз рассмотрим более подробно. Овальные большие глаза называются фасетными. Это пара сложных органов зрения. Простые глазки, находящиеся на теменной части капсулы, еще называются оцеллии. Это те глаза, которые содержат не более одной линзы.

Считается, что дополнительный треугольник из глаз носит вспомогательный характер. Простые глаза помогают трудолюбивым насекомым отличать утро от вечера, воспринимать интенсивность освещения в пространстве.

Как уже выяснилось, полосатое насекомое имеет сложное зрение. Из пяти глаз особый интерес представляют два многофасетных. Еще их называют сложные глаза – представляют собой порядка шести тысяч самостоятельных ячеек. У трутней количество таких независимых глазков составляет примерно восемь тысяч. Это связано с их функциональностью.

Важно! Задача трутней – тщательно следить за маткой во время брачного периода в улье. Именно по этой причине у них более сложное зрение, чем у медоносных пчел.

Сложные глаза у насекомых напоминают соты. Они состоят из отдельных глазков – шестигранников, расположенных на поверхности фасетного глаза. Отдельная ячейка носит название омматидия.

Каждая из них состоит из 8–9 продолговатых зрительных клеток, у которых есть тонкая кайма, направленная внутрь самого пучка. В процессе объединения каймы образуется стеклообразная ось. В ней световые раздражители подвергаются рецепторной переработке при помощи хитиновой линзы и кристаллического конуса. Между собой омматидии отделяются пигментными клетками.

Это интересно! Как устроены органеллы: строение и функции органоидов растительной клетки и животной

По отдельности каждая ячейка способна уловить только те лучи, которые идут параллельно оси. При суммировании лучей со всех омматидий получается окончательный вид неперевернутого изображения. Резкость изображения предмета у насекомых существенно отличается от человеческого зрительного восприятия.

На фото четко видно, каким образом воспринимается летающим насекомым окружающая среда. Подобно мозаике общая картинка делится на маленькие ее частицы.

Как видят пчелы?

С количеством глаз все понятно – их в итоге насчитали целых пять. Особенность зрения, которую имеет медоносная пчела, – это различие цветов. Интерес представляет то, каким образом предстает мир перед этими насекомыми. Ученые тщательно изучали данный вопрос.

Как оказалось, спектр из цветового восприятия существенно смещен в сторону коротких волн. Другими словами, строение глаз у пчел сильно отличается от животных и человека. Например, красный цвет полосатое насекомое не увидит, а вот фиолетовые оттенки воспринимаются нормально.

Это интересно! Этапы диссимиляции: что это такое в биологии

То есть цветочная поляна, особенно маковая, для них – это вовсе не ярко-красный ковер. С высоты пчелы воспримут все в фиолетовом цвете. Маленьким насекомым удается видеть цвета в диапазоне от красного до фиолетового. Более того, они способны улавливать ультрафиолетовые волны.

Важно! При возведении пчелиного городка пчеловодам не будет лишним взять на заметку особенности строения зрительного органа насекомых. Цвет ульев выбирается исходя из предпочтения их будущих обитателей.

Полосатые насекомые способны различать до двухсот световых вспышек в секунду. Для сравнения, человеку свойственно различать всего 20. Такая скорость помогает насекомым общаться между собой.

Их динамичное перемещение в улье, шевеление лапками, крыльями – своего рода сигналы, которые они передают своим собратьям. Со стороны человек не замечает никаких особенностей в шевелении пчел. А вот насекомые, используя свой «язык», способны безошибочно определить расстояние до необходимого цветка. Даже качание цветка в стороны не помешает пчелам сбиться с дистанции.

Зная, сколько пар сложных глаз у обитателей ульев, можно предположить, что их зрение сродни орлиному, но это далеко не так. Пчелиная особь способна фокусироваться исключительно на крупных предметах. Ее глаз физически не может воспринимать крохотные детали. Если сравнивать с человеком, то последний воспринимает предметы в 30 раз мельче, чем те, которые видят медоносные пчелы.

Как функционирует зрение у пчел?

Каждой из ячеек-фасеток свойственно отвечать только за фрагменты изображения. Число единичных частей конкретного предмета способно доходить до тысячи. Потом они, как пазл, складываются в пчелином мозгу в единую картинку. Такого рода зрение можно назвать мозаичным. Иными словами, общая картинка состоит из большого количества частей изображения. Этот механизм наблюдается у сложных глаз насекомых.

Это интересно! Каково значение гомеостаза и что это такое

Для того чтобы увидеть расположенный вблизи предмет, трудолюбивые насекомые используют простые глаза. При исключении функционирования фасеточного зрения полосатые были бы, как слепые котята. Они бы постоянно врезались во что-нибудь до тех пор, пока не смогли бы рассмотреть предметы совсем близко. Именно благодаря обзору сложных глаз пчела способна охватить широкое пространство вокруг нее. Устройство боковых органов зрения помогает отлично ориентироваться во время совершения полетов.

Полезное видео

Подведем итоги

Подводя итоги, можно смело сказать, сколько у пчелы глаз – их 5. Также маленькие насекомые способны различать гораздо больше оттенков, чем люди. Так же обстоит дело с растениями, некоторые из них для человеческого глаза воспринимаются одинаково, чего нельзя сказать про пчел, они все цветки способны различать. Например, взять белые цветы. Для человека – это про один цвет, а вот пчелы способны уловить оттенки. Проблематично дела обстоят с красными цветками. Медоносным насекомым они кажутся совсем другими по оттенку.

Глаза пчелы. Сколько их и как они устроены?

В нашем мире всё взаимосвязано. Некоторые растения опыляются ветром, другие самоопыляемы, ещё одни опыляются при помощи насекомых. Медоносная пчелазанимает непоследнее место в опылении растений. За это она получает от растения нектар. Просматривается некая взаимная выгода.

Пчелиная зрительная система

Чтобы определить нужное медоносное растение, природа наделила мягкотелую труженицу непростыми органами зрения. Итак, сколько глаз у пчелы? Состоят они из двух сложных и трёх простых глаз.

Фасеточные глаза крылатой трудяги

Поверхность сложного глаза покрыта хитиновой оболочкой, которая играет роль защитного панциря. Рассматривая под сильным увеличением, можно увидеть мелкие участки определённой формы, которые называют фасетки. Из-за чего и название получилось – фасеточный глаз.

К фасетке примыкает конусовидное кристаллическое образование. Оно собирает прямонаправленные лучи и проводит их к сетчатке. Каждое образование вместе с фасеткой и примыкающей палочкой сетчатки, составляет омматидий.

Количество этих сложных соединений у пчёл неодинаково. Матка из гнезда не выходит, поэтому у неё меньше всех – 3000 – 4000. Рабочая пчёлка отыскивает медоносы 4000 – 5000. Трутню предстоит нелёгкая задача отыскать матку, у него от 7000 до 10000 омматидий.

Размещены омматидии по отношению друг к другу под небольшим углом. Каждая из них смотрит в своём направлении. Все трубочки покрыты чёрной оболочкой, которая не пропускает свет. Лучи, попадая в конусообразное соединение, доходят к сетчатке не все, а только один, который заходит в омматидий под прямым углом.

Все остальные лучи поглощаются тёмной оболочкой. Поэтому мозг пчелы получает прямую информацию от каждой трубочки. Действуют эти конусы как отдельные глазки, собирая увиденную информацию из мозаики в одно целое. И чем их больше, тем подробнее и чётче будет картинка.

Глаза зафиксированы в одном положении, поэтому в полёте информация, поступающая в мозг, быстро меняется. Это свойство помогает ей лучше ориентироваться в движении, резко менять направление полёта, избегая столкновений.

Человеческий глаз способен принять за одну секунду 22 – 25 мерцаний, а пчелиный до 300. Поэтому то, что видим мы, воспринимается насекомым как замедленная съёмка, что тоже облегчает ориентацию.

В состав фасетки входят линзы, зрительные и пигментные клетки. Способности линз схожи с объективом фотоаппарата. Лучи проходят сквозь них и дают картинку, находящуюся непосредственно перед фасетками.

Площадь каждого отдельного глазка очень маленькая, но благодаря выпуклости глаза и большому количеству омматидий, информации поступает в мозг насекомого очень много.

Поле зрения пчелы состоит из суммы полей фасеток (как в мозаике). Из-за этого его называют мозаичным. Такое восприятие адаптировано к полёту.

Простой глаз

Сколько глаз у пчелы?

Все эти детали работают, как и в сложном глазе, только несколько примитивно. Они не различают предметы, а используется для определения света.

Расположены эти глаза у медоносной пчелы и их королевы на темени и просматриваются не очень хорошо. У трутня сложные глаза большие, поэтому сходятся на темечке, а простые – сдвинуты на лоб.

Цветовое восприятие

Восприятие оттенков пчелой

Особенности цветового восприятия используют на пасеке, при покраске ульев. Их покрывают краской, которую пчела различает. Это помогает ей ориентироваться и не залетать в другие семьи. Особенно важно окрашивать прилётную дощечку и окололетковую зону в виде разнообразных фигур. Тогда пчёлы безошибочно определяют родное гнездо, и матка не теряется во время спаривания.

Кроме основных цветов, крылатые труженицы различают ультрафиолетовые лучи. Поэтому медоносные растения окрашены в цветовой спектр доступный пчёлам.

Восприятие форм

Пчела различает формы, но не все. Чёткие геометрические фигуры (четырёхугольник, круг) для неё не воспринимаются. А вот крестообразные и всевозможные звёзды они видят отчётливо.

Видео. Про пергу, пчелиный хлеб