Определение неживой природы: какие объекты к ней относятся, их признаки, особенности и классификация

Живая и неживая природа

Живая природа

Все объекты живой природы обладают важными качествами: они рождаются, растут, питаются, дышат, передвигаются, умирают. Для жизни им необходима пища, тепло, вода, воздух. К живой природе относится не только человек, но также животные, растения и даже микроорганизмы. Исследованием объектов живой природы занимается очень обширная и важная наука – биология.

Задолго до того, как на нашей планете появились животные, ее уже населяли крошечные, незаметные глазу организмы: бактерии, грибы, вирусы. Они могут существовать практически в любых условиях, где есть хотя бы немного воды. Главная особенность всех микроорганизмов – способность очень быстро размножаться.

Мир растений очень большой и разнообразный. Без них на Земле не было бы жизни, ведь растения вырабатывают самый важный для дыхания газ – кислород. Также они поглощают вредный углекислый газ, который очень плохо влияет на здоровье человека и климат планеты.

Растения – это важный источник пищи для человека и животных. Но нужно быть очень внимательным, так растения бывают съедобные (фрукты, орехи, злаки, овощи) и несъедобные (цветы, декоративные кустарники травы).

• Животные

К животным относятся все звери, птицы, земноводные, насекомые нашей планеты. За всю историю Земли какие-то животные исчезали, какие-то очень сильно менялись.

Много лет назад хозяевами нашей планеты были динозавры – огромные ящеры, которые не знали себе равных. Но из-за резкого изменения климата почти все они вымерли, и только немногие представители древних животных смогли приспособиться к новым условиям обитания.

Животные могут быть хищными и травоядными, домашними и дикими. Они приспосабливаются к тем условиям, где живут, и животных можно отыскать в любой точке земного шара, от знойных пустынь до ледяной Арктики.

Рис. 2. Белый медведь

Конечно же, к объектам живой природы относится и человек. Благодаря своему интеллекту, находчивости и разумному планированию своей деятельности ему удалось покорить себе всю планету. Но, точно так же, как животные, растения и микроорганизмы, он не может прожить без пищи, воздуха, воды.

Неживая природа

К объектам неживой природы относят воздух, воду, почву, минералы. Они были первыми при создании нашей планеты, и именно потому объекты неживой природы часто называют первичными.

Они могут находиться в трех состояниях:

• твердое(камни, горы, песок, лед);
  • жидкое(вода, облако, туман, нефть);
  • газообразное(пар, воздух).

С объектами неживой природы не происходят никакие изменения в течение многих десятков и сотен лет. Они не дышат, не размножаются и не питаются. Их размер может увеличиться или уменьшиться, они могут передвигаться в пространстве, но только под влиянием внешних факторов. Поскольку они не рождаются, то никогда и не умирают.

Некоторые объекты неживой природы могут менять свое состояние. К примеру, вода может быть твердой в виде льда, привычной всем жидкой и газообразной в виде пара. Но она никуда не исчезает и не появляется из ниоткуда.

Таблица “Признаки живой и неживой природы”

Природа

Неживая

Живая

Воздух, вода, минералы:

• не дышат;
  • не питаются;
  • не растут;
  • не размножаются.

Человек, растения, животные, микроорганизмы:

• питаются;
  • дышат;
  • выделяют вещества;
  • развиваются;
  • растут;
  • размножаются.

Связь живой и неживой природы

Рассмотрев примеры живой и неживой природы, можно сделать вывод, что на нашей планете все взаимосвязано, и все находится в гармонии друг с другом. Живые существа не могли бы существовать без объектов неживой природы. А если бы не было растений и животных, Земля выглядела бы как безжизненная пустыня.

Рис. 3. Схема взаимосвязи живой и неживой природы

Что мы узнали?

При изучении одной из интересных тем по программе окружающего мира 1-2 класса, мы выяснили, что относится к живой и неживой природе. Доступный план конспекта помог определить основные отличия между объектами живой и неживой природы, их тесную взаимосвязь друг с другом.

Живая и неживая природа — определение, отличие, признаки, примеры явлений и предметов

Живая и неживая природа составляют основу окружающего мира. Интересные свойства живой и неживой природы стали причинами наук — ботаники, биологии, химии, физики, астрономии.

Окружающий мир так разнообразен и интересен, что каждый день делаются новые и новые открытия по его изучению.

Чтобы рассказать детям на уроке о живой и неживой природе, лучше всего использовать картинки и фото. Дошкольники могут поучаствовать в веселой викторине на тему «Кто есть кто».

1 класс — подходящий для обсуждения темы «Человек и природа» с рассказами учителя. У 2 класса можно проводить тематические уроки «Воздух», «Вода», «Почва» в рамках цикла «Введение в экологию».

3 класс готов к изучению явлений природы, школьников можно вывести на открытый урок в парк. Для 4 класса не будет лишним проведение элементарных опытов с использованием лупы, микроскопа, дневника наблюдений за погодой и т. п.

Мир живой природы

Мир живой природы представлен живыми организмами. Живая оболочка Земли имеет определение биосфера.

Она является средой обитания всех живых организмов.

Классификация живых организмов в природе:

• растения, в т. ч. грибы, деревья, цветы;
  • животные, в том числе птицы, земноводные, рыбы, рептилии, хищники;
  • человек.

Объекты и явления неживой природы

К объектам неживой природы относят:

• воздух и его составляющие (ветер, облачные массы);
  • воду и ее производные (дождь, снег, ледники, айсберги);
  • почву и ее образующие (горы и горные породы (гранит, мрамор), камни);
  • полезные ископаемые (металлы, драгоценные металлы),
  • органические вещества (минеральные соли);
  • планеты, звезды, небесные тела (Земля, Луна).

Явления неживой природы называются физическими. Примеры — таяние льда, кипячение воды, горение дров в костре.

Среди физических явлений различаются:

• механические (падение предметов вниз (шишек с дерева), подскок их вверх при ударе о землю);
  • тепловые (горящий уголь, теплый воздух на солнце);
  • световые (тень, свет, темнота) и другие.

Чем живая природа отличается от неживой

Главное отличие — способность к росту и развитию.

Например, камень не будет меняться под воздействием солнца и воды, а цветок будет.

Каждое живое существо имеет жизненный цикл. Оно рождается на свет, питается за счет воздуха, воды и веществ (органических или неорганических), размножается (цветы опыляют пчелы) и умирает (цветы увядают).

Неживые объекты не имеют жизненного цикла.

Законы природы заставляют неживую природу меняться:

• Земля вращается вокруг Солнца, благодаря чему день сменяется ночью;
  • снег всегда тает в тепле, так что летом снега не бывает;
  • приливы и отливы в морях происходят под воздействием Луны;
  • морские течения регулируют круговорот воды на земном шаре;
  • реки текут из истоков и впадают в систему мирового океана.

Признаки живой и неживой природы

Свойства живых организмов:

• дыхание;
  • потребность в пище;
  • способность к размножению;
  • рост;
  • старение и умирание.

Все перечисленные факторы (живой природы) называются биологическими явлениями. Через питание и дыхание осуществляется связь организмов с окружающей средой. Она выражается в обмене веществ между организмами и средой обитания.

1. Дыхание. Рыбы дышат жабрами в воде; человек имеет легкие, чтобы дышать; у растений имеются клетки, поглощающие углекислый газ.
  2. Питание. Человек может питаться как растениями, так и животными. Животные делятся на хищников и травоядных. Береза питается водой.
  3. Размножение. Без способности к размножению животные и растения исчезли бы с лица Земли. Так исчезли мамонты, морские коровы, тарпаны, слоновые черепахи, золотые лягушки. Причины их вымираний — изменение условий обитания. Их было слишком мало, и они были не приспособлены к жизни в других условиях.
  4. Рост или преобразование. Все рождаются маленькими, потом увеличиваются в размерах. Цыплята, например, делают это сначала в оболочке — в яйце, только через некоторое время вылупляются.
  5. Умирание. Примеры — листопад, высыхание деревьев, лишение естественной среды (умирает рыба, выброшенная на берег из воды).

Ни одно живое существо, кроме человека, не осознает временных границ своей жизни. Все рождаются — и котята, и щенки, и кролики, и медвежата — и никто из них не подозревает, что когда-нибудь умрет.

Наличие сознания — признак человека.

«Все умирает на земле и море,

Но человек суровей осужден:

Он должен знать о смертном приговоре,

Подписанном, когда он был рожден» (С. Я. Маршак).

Признаки неживой природы заключаются в ее законах, изученных человеком. Планеты, горы, облака не рождаются и не стареют, а появляются и исчезают под воздействий физических условий. Они могут быть уничтожены или изменены.

Пример: Высыхание луж — это не смерть, а испарение, превращение воды в пар.

Планеты составляют Солнечную систему много веков подряд. Они не могут дышать, самостоятельно двигаться, питаться. Все, что окружает нас, состоит из одних и тех же веществ — мельчайших компонентов, невидимых глазу (атомов).

Связь между живой и неживой природой

Связь между живой и неживой природой такова, что живая не существует без неживой. К примеру, все живое погибает без солнца, воды и воздуха.

Растения растут на земле, при содействии влаги и солнечного света и сами служат пищей для животных.

Человек — часть живой природы. Он не может существовать в голой пустыне, где нет воды. Из камней он строит дома, на песках возводит дороги.

Связи проявляются в следующих видах:

1. Цепи питания. Пример-схема: сосна — жук — короед — дятел. Сосна растет и образует кору. Жук питается корой. Дятел питается жуками и семенами сосны.
  2. Пищевые сети. Образуются из цепей. Пример: кузнечики, мыши, зайцы питаются травой, сами же служат пищей птицам (ястребам) и хищникам (ящерицы, змеи, лисы).

Общее между живой и неживой природой то, что все эти объекты составляют единый мир, в котором живем мы с вами.

Читайте также:  Рассказ о Германии: расшифровка ФГР, достопримечательности и интересные факты о Федеративной Республике

Связь между живой и неживой природой неразрывна. Природа в целом едина. Лес — одновременно совокупность и живых, и неживых природных объектов. Деление природы на живую и неживую нужно для науки, для ее изучения.

Живая и неживая природа, ее объекты

Оглянитесь вокруг. Как красиво! Ласковое солнышко, голубое небо, прозрачный воздух. Природа украшает наш мир, делает его радостнее. А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое природа?

Природа – это всё, что нас окружает, но при этом НЕ создано руками человека: леса и луга, солнце и облака, дождь и ветер, реки и озёра, горы и равнины, птицы, рыбы, звери, даже сам человек относится к природе.

Природа делится на живую и неживую.

Живая природа: животные (в том числе звери, птицы, рыбы, даже черви и микробы), растения, грибы, человек.

Неживая природа: солнце, космические объекты, песок, почва, камни, ветер, вода.

Признаки живой природы:

– растут,
– питаются,
– дышат,
– дают потомство,
а еще они рождаются и умирают.

В неживой природе все наоборот. Её объекты не способны расти, питаться, дышать и давать потомство. Тела неживой природы не умирают, а разрушаются или переходят в другое состояние (пример: лед тает и становится жидкостью).

Как отличить, к какой природе относится тот или иной объект?

Давайте попробуем вместе.

Частью какой природы является подсолнух? Подсолнух рождается – из семечка проклевывается росточек. Росток растёт. Корни достают из земли питательные вещества, а листья из воздуха берут углекислый газ – подсолнух питается. Растение дышит, поглощая из воздуха кислород. Подсолнух дает семена (семечки) – значит он размножается. Осенью он засыхает – умирает. Вывод: подсолнух – часть живой природы.

Человек рождается, растет, ест, дышит, заводит детей, умирает, значит нас тоже можно смело отнести к живой природе. Человек – часть природы.

Луна, Солнце, родник, камни не растут, не питаются, не дышат, не дают потомство, значит это тела неживой природы.

Снеговик, дом, машины сделаны руками человека и не относятся к природе.

Но существуют и тела неживой природы, которые обладают отдельными признаками живых организмов.

Например, кристаллы рождаются, растут, разрушаются (умирают).
Река рождается из таяния ледника, растет, когда в нее впадают мелкие речки, она умирает, впадая в море.
Айсберг рождается, растет, движется, умирает (тает в теплых морях).
Вулкан рождается, растет, умирает с прекращением извержений.

Но все они НЕ питаются, НЕ дышат и НЕ дают потомство.

Если сломать кусочек мела пополам, получится 2 кусочка мела. Мел остался мелом. Мел – предмет неживой природы. Если сломать деревце или разделить на части бабочку, они погибнут, потому что дерево и бабочка – предметы живой природы.

В начальной школе возникают трудности в определении принадлежности предмета не только к живой и неживой природе, но и к природе вообще. Сможете ли вы правильно выполнить задание?

Найдите группу, в которой все предметы относятся к неживой природе:

а) солнце, вода, земля, камни.
б) луна, воздух, луноход, звёзды.
в) лёд, земля, вода, корабль.

Правильный ответ а). Луноход и корабль не относятся к неживой природе, они не относятся ни к какой природе, потому что созданы руками человека.

Связь живой и неживой природы

Несомненно, живая и неживая природа связаны между собой. Давай убедимся вместе.

Например, СОЛНЦЕ: без тепла и солнечного света не смогут жить ни человек, ни растения, ни птицы, ни даже рыбы.

Продолжаем убеждаться дальше. ВОДА: без неё погибнет всё живое. Ни человек, ни животные не могут жить без воды, растения тоже засохнут и погибнут.

Продолжаем. ВОЗДУХ. Все живое дышит. И никто не может без него жить.

И, наконец, ПИЩА. Человек питается разными предметами живой природы: растениями, грибами и продуктами, которые он получает от животных.

С другой стороны, живые организмы тоже неизменно влияют на объекты неживой природы. Так, микроорганизмы, рыбы и животные, обитающие в воде, поддерживают ее химический состав; растения, умирая и сгнивая, насыщают почву микроэлементами.

На основании наших с вами наблюдений мы делаем вывод, что вся наша жизнь тесно связана с природой.

Человек многому учится у природы и даже создает предметы, похожие на природные объекты. К примеру, наблюдая за стрекозой, человек создал вертолет, а птицы вдохновили на создание самолета. В каждом доме есть искусственное солнышко – это лампа.

Заключение

Природа – это всё, что нас окружает и не сделано руками человека. Природа имеет две формы: живая природа и неживая природа. Живая и неживая природа тесно связаны между собой, потому что всё живое дышит воздухом, всё живое пьёт воду, человек не может жить без пищи, а пищу нам дают животные и растения. Природа – наш дом. Человек должен беречь и охранять его, разумно использовать природные богатства.

Неживая природа

Если внимательно посмотреть на наш мир, то можно внезапно обнаружить, что нас повсюду окружают тела неживой природы. Прежде всего это Солнце, Луна, воздух, ветер, горы, овраги, вода, реки, озера, леса, полезные ископаемые, камни и даже планеты и галактики.

Это объекты неживой природы, которые никогда не рождаются, не питаются, не размножаются, а также не умирают. При этом они характеризуются устойчивостью и относительно слабой изменчивостью. Если живой организм рождается, живёт и умирает, то все, что относится к неживой природе практически не изменяется.

Например, горы, однажды образовавшись, стоят на протяжении нескольких тысячелетий без изменений, а планеты как вращались вокруг Солнца, так и будут вращаться (если, конечно, не случится какого-либо глобального катаклизма). Кроме того, как именно «живёт» неживая природа можно наблюдать, на примере постоянно видоизменяющейся воды и времен года:

• Зимой вода превращается в снег, сосульки и лёд;
  • Весной ледяные кристаллы превращаются в воду;
  • Летом она испаряется, трансформируясь в пар – мелкие, поднимающиеся в воздух водяные капли;
  • Осенью она возвращается в наш мир в виде дождя.

Неживая природа сильно связана с живой природой и тесно взаимодействует с ней. Неживая природа заставляет живые организмы приспосабливаться к различным условиям окружающего их мира (влажности, температуре, грунту), поскольку одним из её признаков является сочетание различных веществ и энергии, например:

• Солнце является источником тепла и света почти для всех живых организмов – без них они попросту не способны существовать;
  • Если перекрыть объектам живой природы доступ к воздуху или воде, они погибнут;
  • Как воздух, так и вода, должны быть чистыми, иначе в живом организме вполне могут произойти необратимые изменения.

С другой стороны, представители животного мира также влияют на неживые элементы нашей планеты своей жизнедеятельностью (например, растения и животные всячески удобряют почву, очищают окружающий мир от отходов разного типа).

Классификация понятия

Само понятие «неживая природа» настолько обширно, что одна конкретная наука не в состоянии изучить все её элементы, поэтому этим занимается химия, физика, геология, астрономия и др. дисциплины.

При этом чёткого определения для такого простого понятия до сих пор не существует, несмотря на то, что характерные для неё признаки всё-таки учёные выделили, а саму неживую природу классифицировали следующим образом:

1. Элементарные частицы;
  2. Атомы;
  3. Химические элементы;
  4. Небесные тела, звезды;
  5. Галактика;
  6. Вселенная.

Характеристика

Одним из основных признаков, отличающих материю неживой природы, является то, что составляющие её элементы, несмотря на кажущуюся сложность, устроены довольно просто и обладают твёрдой формой. Нередко эта форма может переходить из одной в другую, одни ионы заменят другие, а суть их останется той же. Например, если речь идёт о кристалле, его кристаллическая решетка несмотря ни на что, останется прежней:

• сам по себе кристалл имеет твёрдую структуру;
  • если температурные показатели окружающего его мира значительно поднимутся (например, под действием вулкана), твёрдое тело расплавиться, а молекулы или ионы, которые он содержит, начнут беспорядочно двигаться, создавая тем самым броуновское движение;
  • если температура не перестанет увеличиваться, то жидкость, в которую трансформировался кристалл, закипит и выделится пар (газ);
  • При благоприятных обстоятельствах, под влиянием внешнего мира, кристалл способен восстановиться, и приобрести видоизмененную, а в некоторых случаях и первоначальную форму.

При сочетании углерода с некоторыми газами, например, азотом, кислородом, водородом, создаются невероятные эффекты, которые мы ощущаем на себе, и, не зная, как именно они образовались, задаём частые вопросы – почему в этом мире дует ветер и именно такой силы, почему небо голубого цвета, как появляются облака, что собой представляет круговорот воды в природе.

В отличие от живых организмов, одним из признаков неживой природы является то, что она не в состоянии воспроизводить себе подобных, то есть, не даёт потомства. Вместе с тем, раз появившись в мире, неживая материя почти никогда не исчезает и не умирает – разве что под влиянием времени возможен переход в другое состояние. Например, камень через какой-то период (здесь многое зависит от составляющих его элементов) вполне может превратиться в пыль, но, видоизменившись, и даже распавшись, своего существования не прекратит.

Все, что относится к неживой природе, не растёт. Несмотря на то что некоторые её объекты внешне изменяются (например, кристаллы кварца или соли) и вроде бы увеличиваются в размерах, на самом деле они не растут. По крайней мере, так как это делают живые организмы, которые принимают пищу во внутрь и, переваривая её, формируют своё тело. Что касается кристаллов, то они увеличиваются только благодаря прицепившимся к ним другим кристалликам.

Предметы, относящиеся к миру неживой природы, имеют ещё один характерный признак – они не нуждаются в питании, никогда не испытывают жажды, не дышат.

Неживая природа на все реагируют пассивно – например, если толкнуть камень, он просто отлетит по инерции в заданном направлении, упадёт, может, при этом куда-нибудь покатится, но в итоге остановится и останется лежать до следующего воздействия.

Читайте также:  Особенности рельефа Земли: материки и дно океана как планетарные формы земной поверхности

Или, несмотря на то что вода в реках движется, она это делает в связи с тем, что элементы, из которых она состоит, чрезвычайно слабо соединены между собой, пытаются занять самое низкое место, образовывая, таким образом, течение.

Awesomeworld.ru: самое интересное о неживой природе

На нашем сайте вы однозначно сможете познакомиться с неживой природой поближе и узнать получше о таких, казалось бы, элементарных вещах, как круговорот воды в природе, откуда берутся облака, почему дует ветер, образуется смерч и другие интересные факты из жизни нашей планеты.

Окружающий мир

Явления природы

Обложка урока взята с источника.

План урока:

Явления природы

В современном мире явления природы играют важную роль в быту и сельском хозяйстве. Так, дожди помогают семенам прорастать, а засуха, напротив, препятствует появлению плодородного урожая.

Какие явления природы существуют в мире

Существует множество примеров явлений природы. Среди них – привычные нам снегопад, дождь, ветер, радуга и град. Также к явлениям природы относят феномены – редко встречающиеся и порой таинственные перемены в природе (полное затмение, мираж, огненный и водяной смерчи, круглая радуга и другие).

Феномены в природе источник

Явления природы группируются по происхождению (явления живой и неживой природы) и местоположению (например, северное сияние есть лишь в Финляндии, Норвегии, Швеции, Канаде, Аляске и остальных серверных странах, а глобально высокие температуры – лишь в странах, находящихся в центральной части Земли).

Северное сияние источник

Живая природа

Живая природа – это все, что не создано человеком, но может питаться, расти и дышать. Мир живой природы многообразен: к нему относятся растения, птицы, животные, грибы, рыбы, бактерии и другие существа.

Классификация живой природы

Разделяется живая природа на царства: бактерии (самые распространённые существа, которые первыми появились на Земле), растения, грибы и животные.

источник

Также подразделяются классы живой природы. Четыре главных царства организмов делятся ещё на «ветви». Например, самые распространённые классы:

• животных – птицы, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся млекопитающие и насекомые;
  • бактерий – почвенные и болезнетворные;
  • растений – однодольные (кукуруза, рис, тюльпан) и двудольные (фасоль, яблоня, горох).

Существует ещё множество подобных видов, которые и по сей день не изучены до конца или же вовсе не открыты.

Уровни живой природы – это иерархия жизни на Земле, разделение организмов на главные (включающие все природные явления) и второстепенные (связанные только с одним организмом). Существуют шесть уровней:

• экосистемный (все организмы и явления жизни на Земле, а также среда их обитания);
  • биогеоценотический (совокупность разных видов и царств организмов);
  • популяционно-видовой (совокупность организмов одних и тех же видов и популяций);
  • организменный (отдельный живой организм, его функции и роль в мире природы);
  • клеточный (клетка, её структура и среда обитания), молекулярный (молекулы различных веществ, которые являются составляющими клеток и организмов).

Уровни организации живой природы источник

Живые существа

Ежегодно в природе происходит множество явлений, которые связаны с живыми существами (с растениями, в том числе):

• птицы летят на юг,
  • животные кормят потомство,
  • осенью деревья сбрасывают листву,
  • некоторые виды зверей впадают в спячку.

Появление живых существ на свет и прорастания семян будущих растений – также явления природы.

источник

Человек – живое существо, ему также свойственны явления, происходящие в мире природы:

• выпадение волос, ресниц и рост новых,
  • сужение кровеносных сосудов зимой и их расширение летом.

Появление человека – явление природы, как и цветение деревьев, появление на свет живых существ, выпадение осадков и образование засухи.

Человек – часть природы источник

Наиболее распространённые явления живой природы

Явления живой природы всюду окружают человека: утром распускаются цветы, поют птицы, просыпаются люди и животные, а вечером выползают сверчки, а на охоту выходят ночные животные (такие, как совы и летучие мыши).

Явления живой природы источник

Заметна связь между живой природой и человеком: организм людей приспосабливается к условиям, которые меняются вокруг них. Так, летом, когда воздух нагревается, в качестве защитной реакции кожа выделяет пот, который охлаждает её. Когда же температура понижается – щитовидная железа, один из жизненно важных органов человека, выделяет гормоны (тиреоидные), которые поддерживают нормальную температуру тела.

Неживая природа

Все живые существа обитают в мире неживой природы. Это – объекты, которые не развиваются, не растут, не видоизменяются, не движутся и не размножаются. Без них жизнь на Земле невозможна: именно благодаря неживой природе живые существа дышат, взаимодействуют между собой и питаются.

Живые организмы и объекты неживой природы источник

Распространенные явления неживой природы

Явлениями, связанными с неживыми объектами природы, являются смена погоды (ясный день сменяется на дождливый) и времён года (осень сменяется на зиму). Также к ним относятся проливные дожди, снегопады и град. Некоторые страны имеют уникальные природные явления. Так, тропические дожди характерны лишь для экваториального пояса, а северное сияние – для стран северного и южного. В различное время суток мы также наблюдаем явления неживой природы, а именно – небесных тел: закат, рассвет, появление Луны.

Объекты неживой природы (примеры) источник

Объектами неживой природы называются предметы, не сделанные руками человека, при этом не являющиеся живыми. Самые распространённые примеры – горы, воздух, солнце, вода, камни и почва. Несмотря на то, что объекты неживой природы не растут и не способны двигаться, с течением времени они могут изменяться в объеме. Например, на протяжении тысячелетий горы «растут», так как увеличиваются размеры кристаллов соли, водоемы замерзают из-за изменения температуры, а камни «крошатся» и образуют пыль из-за воздействия посторонних тел. Также осенью неживой природой являются опавшие листья, так как они больше не являются частью деревьев.

Объекты неживой природы источник

Живая и неживая природа связаны между собой. Так, особое влияние на человека, животных, бактерии, грибы и растения оказывают вода, кислород, температура, давление, свет, питательные вещества, микроорганизмы и почва.

источник

Но какая неживая природа есть, например, в пустыне? Несмотря на пустошь, небольшое количество живых существ и прочих признаков жизни, в ней находится множество горных пород (песчаник, кварц, кремний) и булыжников.

источник

Группировка объектов неживой природы по консистенции

Твёрдое агрегатное состояние

К этой группе относят горные породы, камни, лёд, планеты и их спутники, почву и снег. Также к группе твёрдых объектов неживой природы относится песок, так как он состоит из множества крупинок, по составу не отличающихся от камня.

Жидкое агрегатное состояние

Вода, дождь, и все, что не имеет формы и растекается, находится в жидком агрегатном состоянии.Такие вещества не имеют объема и формы, но их можно придать, поставив емкость с жидким объектом неживой природы в морозильник.

Газообразное агрегатное состояние

Вещества, состоящие из газов (В том числе и атмосфера Земли, туманы, холодные и тёплые потоки воздуха). У них, как и у объектов с жидким агрегатным состоянием, нет формы, они не материальны и не обтекаемые.

источник

Интересный факт: от некоторых явлений неживой природы образовались наименования древнеславянских месяцев. Так, например, «Студень» (декабрь) получил название от такого явления как стужа, которое характерно для зимы.

Сезонные явления в природе

Сезонные явления в жизни живых организмов изучает фенология – наука о периодически повторяющихся феноменах окружающего мира в зависимости от климата. Специалисты в этой сфере изучают сезонные изменения в природе:

• осенними явлениями природы являются заморозки, похолодания, иней, гроза, дожди и туман;
  • весенними – таяние снега, цветение деревьев, ледоход и прилёт птиц с юг;
  • летними – гроза и потепление;

зимние природные явления – вьюга, снег, замерзание водоемов и северное сияние.

Какие бывают времена года

В мире природы существует четыре времени года: лето, весна, осень и зима. Каждое из них делится на три месяца, а они, в свою очередь, на тридцать дней.

Таблица месяцев источник

Интересный факт: некоторые современные названия месяцев связаны с природными явлениями. Так, например, «июнь» произошёл от древнеславянского слова «изок», которое означало появление кузнечиков в тёплое время года, а февраль – от латинского церковного праздника «хевраль», который отмечался зимой.

Сезонные изменения в живой природе: примеры и наблюдения

В различные времена года природа по-разному воздействует на жизнь человека и другие живые организмы:

• Осенью птицы улетают на юг, некоторые виды животных впадают в спячку, деревья сбрасывают листву, человек собирает урожай, который вырос за лето.
  • Зимой выпадает снег, животные меняют окраску, а человек подбирает тёплую одежду, чтобы согреться.
  • Весной прилетают перелетные птицы, на деревьях распускаются почки, цветут растения, а животные выходят из спячки.
  • Летом появляются на свет детёныши зверей и животных, вырастают культуры (такие, как помидоры, арбузы, дыни, клубника и другие), а домашний скот даёт больше молока.

Природа в различные времена года источник

Сезонные изменения в неживой природе

Изменения, происходящие в живой природе, напрямую зависят от неживой. Например, зимой, когда выпадает снег и понижается температура воздуха, медведи впадают в спячку и прячутся в берлогах.

Каждый природный объект видоизменяется в зависимости от сезона. Как изменяются в разные времена года, например, водные объекты? Осенью температура воды постепенно понижается и её поверхность покрывается коркой льда, зимой она твердеет и полностью превращается в лёд. Весной начинается оттепель и вода постепенно возвращается в прежнее агрегатное состояние.

Читайте также:  Народы Сибири и Дальнего востока, коренные жители красноярского края и Якутии

В течение лета и осени температура воды уменьшается приблизительно на 9 градусов. Например, воды Чёрного моря летом имеют комфортную для человека температуру (около 24-х градусов по Цельсию), а в конце осени она составляет 15 градусов.

Море в различные времена года источник

Сезонные явления в растительном мире

Наблюдения за сезонными изменениями зимой и летом показали, что в холодные времена года многие виды растений погибают от заморозок, а ближе к лету распускаются и дают плоды. К ним можно отнести пшеницу, горох, кукурузу, рис и другие культуры. Но существуют и многолетние растения, которые существуют на протяжении многих лет. К ним относят землянику, шалфей, томат и деревья.

Заметнее всего проявляются именно сезонные изменения, происходящие с деревьями. Зимой мы наблюдаем чёрные голые деревья, покрытые инеем и снегом, весной – распускающиеся почки и розовые цветы на них, летом – плоды, а осенью – разноцветную листву.

источник

Сезонные явления в животном мире

Осень – это подготовка животных к похолоданиям. Подобно человеку, который запасает урожай, собранный летом, для зимы, многие лесные жители роют норы, несут в них ягоды, орехи, шишки и зерна. Такими животными являются белки, кроты, мыши, крысы и другие грызуны.

источник

Зимой животные прячутся под слоем опавших листьев или толстой коркой снега и засыпают до весны. Те, кто не способен на спячку (например, птицы), летят в тёплые края или остаются на родных землях, собираясь в стаи и кормятся осенними запасами.

источник

Весна и лето – самый активный период для зверей и животных. В это время они дают потомство, питаются свежими фруктами, ягодами и листьями, зайцы меняют шубу с серой или белой на бурую, а белки – на рыжую. У многих из животных начинается линька, они «сбрасывают» старую шерсть, вместо которой вырастает новая.

источник

Объекты живой и неживой природы

Это все, что находится вокруг нас, но принципиально важно, что это все создано без прямого участия человека. Хотя, тут немного спорный вопрос. Ведь зачастую именно человек может посадить и вырастить целые леса, поля и благодаря его труду развиваются многие объекты. Но, вот создать целый океан, ему без сомнения, не под силу. Но не будем углубляться в такие детали.

Принципиально важно отметить то, что объекты живой природы отличают некие признаки. К ним относятся:

– Процесс рождения, роста и развития. Так из небольших спор появляются новые грибы. Или же из семечек вырастает подсолнечник.

– Все объекты живой природы так или иначе питаются. Кто-то получает необходимые элементы питания из земли и солнечного света. А кому-то требуется что-то более существенное: грибы, ягоды или животные.

– Для живых организмов характерно размножение.

– Движение – это тоже отличительный признак живого организма. Даже цветам присуще движение. Так, некоторые поворачиваются в след солнцу, а некоторые распускают по утрам свои бутоны.

– И как не грустно, но всем организмам присуще умирание.

В современной литературе и даже практике выделяют несколько видов, которые относятся к объектам живой природы. Примеры таковых повсюду, один из них это микроорганизмы, которые считаются самой древней формой жизни на планете.

Их невозможно увидеть без специальных приборов высокого класса (например, микроскопа), но они существуют практически всюду.

Их отличают такие признаки, как огромная жизнестойкость и поразительная быстрота размножения. У них самая высокая скорость размножения из всех существ на планете. Микроорганизмы способны адаптироваться практически к любым, даже максимально экстремальным условиям, что делает их уникальными жителями нашей планеты.

К микроорганизмам относятся бактерии, которые удивительны по своей жизнедеятельности.

Так, они могут обитать в условиях, температура которых достигает 85 градусов ниже нуля! Но в тоже время, поместите их в условия, где температура варьируется от 80 до 95 градусов выше нуля, и все равно бактерии будут жить! И это не единственные примеры из окружающего нас мира. Кто еще способен на такое?

Другими примерами считаются именно растения.

Вся флора мира относится к данной категории. И растения – это не только могучие дубы, клены, тонкие осины и березы, душистые пионы, розы и орхидея, а также небольшие водоросли и еще множество примеров других классов.

Да, они тоже относятся к виду растений. Что интересно, но после того, как растение отживет свое и умрет, оно становится объектом неживой природы.

Конечно же окружающий мир довольно разнообразен, животные так же являются объектом живой природы.

Тут важны животные во всем многообразии (от самых мелких до крупных, от хищников к травоядным и так далее). К животным относятся насекомые и рыбы, а вместе с ними и весьма крупные млекопитающие, такие как львы, жирафы, слоны, медведи и многие другие. Всем им присущи вышеперечисленные признаки и функции.

Человек, куда же без него – такой же законный представитель окружающего мира. И именно человек считается высшей ступенью развития. И он способен влиять на окружающую его среду, изменять ее и эта связь очень крепкая. Он может способствовать сохранению и размножению животных, создавая специальные заповедники.

Он может выращивать растения, как культурные, так и дикие, например, на территориях национальных природных парков.

Пожалуй, в меньшей степени человек способен влиять на микроорганизмы, хотя сейчас придумано множество средств способных к подавлению вредоносных вирусов и бактерий. Но связь с ними тоже очень важна.

Итак, объекты живой природы имеют ряд отличительных особенностей. Самое важное, что они способны к самостоятельному размножению и поддержанию жизнеспособности на протяжении долгого промежутка времени. Эти важные признаки начинают изучать дети уже в 1 и 2 классе.

Неживая природа окружает всех повсеместно. Можно сказать, что все живое на земле зависит как раз-таки от неживой природы. Иными словами, сначала образовывались эти, так называемые, неживые объекты и только после них появилась жизнь. Все имеет некую взаимосвязь.

Для того чтобы лучше понять аспекты данного понятия, необходимо познакомится с предметами, которые причисляют к неживым. Итак, воздух, все водные ресурсы, горы и даже Луна с Солнцем – все это относится к неживой природе. Всех их объединяет ряд важных признаков, примеры которых приведены ниже.

Для них характерна слабая изменчивость. Например, горы имеют свойство изменяться, но чаще всего это происходит под воздействием других живых или не живых объектов (вода, ветер, животные или человек).

Все они устойчивы. Они существуют годами, десятилетиями и даже веками. Океаны образовались еще в доисторическое время и до сих пор существуют практически в первозданном виде.

Все эти объекты не способны, как к питанию, так и к дыханию.

Не имеют способность к размножению. Но также они и не умирают. Даже если какие-то озера и реки мельчают, то вода попросту принимает иное агрегатное состояние (пар, лед) и все равно остается на земле. Когда рушатся горы, их камни превращаются в пыль, которая все равно будет существовать, может уже на другом полушарии.

Неживая природа инертна, то есть не способна двигаться. Двигаться они могут только благодаря воздействию сил из вне, но ни как «по собственной воле».

Они все не способны к росту. Рост – это некое развитие, к чему неживая природа, увы, не способна.

В настоящее время выделяют три крупные обобщенные группы, которые относятся к объектам неживой природы:

1. Газообразные тела. К этой группе относятся все вещества, в состав которых входит газ. Например, это могут быть звезды или пар, что исходит от воды. Но, пожалуй, самым большим и значительным газообразным телом считается атмосфера нашей земли, без которой, к слову сказать, не существовала бы жизнь на планете.

2. Твердые тела – это горы, минералы, ледники и даже целые планеты. Солнце – это твердое тело, точно так же, как и снежинка или песчинка. Твердые тела могут иметь любой объем и массу тела.

3. Жидкие тела. Такие объекты отличает тот факт, что они не имеют постоянной формы. Например, вода. Она постоянно изменяется под воздействием, скажем, движущих сил. Но жидким телом считается не только вода.

Что ж, действительно, все эти объекты не нуждаются в питании, движении или размножении. Но без них не может происходить развитие и жизнь других, живых организмов. Существуют наиболее важные объекты неживой природы, без которых жизнь на Земле была бы невозможна.

К таким объектам относится почва. Почва дает «дом» растениям, именно благодаря ей они могут питаться, расти и развиваться. В почве происходят сотни химических и физических реакций, которые принципиально важны для всего живого на планете.

Не малую роль, а возможно и одну из самых главных, играет воздух. Нет воздуха – нет жизни. Все живые существа только ежечасно потребляют от литров кислорода!

Вода – основа жизни. Например, человек может прожить без воды всего три дня. Естественно, не будь воды, все живое быстро бы погибло и не смогло бы восстановиться.

Солнце – тот объект неживой природы, благодаря которому зародилась жизнь на планете. Без солнечного света и тепла невозможно развитие живых организмов.

Подводя итог, можно говорить о том, что вся природа, будь то живая или неживая, находится в тесной взаимосвязи друг с другом. В современном мире важен баланс одного и другого на планете.